Смолянский, Л. Б. Формы поддержки субъектов малого предпринимательства / Л. Б. Смолянский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 616-619. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92067/ (дата обращения: 23.05.2023).
Формы поддержки субъектов малого предпринимательства
Смолянский Леонид Борисович, студент магистратуры ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва)
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: бизнес, льготы, налогообложение, поддержка, предпринимательство.
Предпринимательство входит в экономическую систему, где существует под воздействием внешней среды. Оно взаимодействует со всеми другими подсистемами, непосредственно и с государственной подсистемой. Государственную поддержку малого бизнеса большинство ученых рассматривают как специфическую форму государственного регулирования предпринимательской деятельности. В ее осуществлении задействованы правовые, организационные и экономические формы.
Меры поддержки малого бизнеса
Система поддержки малого бизнеса представляется с двух позиций:
1. Субъекты малого бизнеса занимают центральное место в системе поддержки. Субъектами малого предпринимательства могут выступать государственные и государственные и некоммерческие неправительственные организации, которые обеспечивают выгодные и благоприятные условия не только для существования внешней, но и, непосредственно, внутренней среды малого бизнеса, слияние с которыми увеличивают стабильность и благоприятность внешней среды.
2. Представляется возможным исходить из основных направлений деятельности государства по созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса. Всесторонний анализ различных подходов к данной проблематике свидетельствует о том, что политика поддержки малого бизнеса для ускорения экономического роста исходя из создания хороших торговых условий, в основе своей содержит не только материальную поддержку, но и нематериальную в таких направлениях [8, c. 25]:
1) содействие увеличения занятости населения;
2) государственное содействие научных исследования и разработок;
3) развитие НПА в сфере малого предпринимательства, развитие инфраструктуры;
4) оптимизация инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
5) совершенствование системы налогообложения и цифровизация малого бизнеса;
6) предоставление субсидий, субвенций, льгот и грантов в сфере научных разработок;
За последние 2 года по причине пандемии COVID-19 государством также были приняты немаловажные шаги по поддержке малого бизнеса, среди которых:
1. Остановились проверки малого бизнеса.
2. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Данный мораторий сохранил не только рабочие места, но и сами предприятия.
3. Отсрочка на уплату налогов, авансовых платежей и страховых взносов.
4. Право на отсрочку выкупных платежей на срок от шести месяцев до одного года, если предприниматель приобретает арендуемое государственное или муниципальное имущество.
5. Создание Комиссии. Комиссия вела обсуждение проблем, непосредственно, с предпринимателями.
6. Предоставление возможности приобретения муниципального и государственного имущества.
7. Создание Комитета по малому и среднему предпринимательству. Данный Комитет должен заниматься регламентацией обеспечения поддержки малого бизнеса.
8. Право на отсрочку оплаты штрафов (180 дней).
9. Годовая рассрочка на взыскания задолженности по налогам, сборам, а также страховым взносам или кредитному договору (до 15 000 000р.) [2, c. 84].
Таким образом, малый бизнес гибко реагирует на изменения рыночных условий, быстро и эффективно заполняет неиспользуемое ресурсное пространство, предотвращает монополизацию рынка и создает новые рабочие места, что особенно важно в условиях экономического кризиса. Однако эффективность деятельности малого и среднего бизнеса в наше время во многом зависит от систематической и комплексной государственной поддержки [6].
Значимость развития малого и среднего предпринимательства для экономики страны подтверждает и Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., которая была принята в 2016 г..
Целевым ориентиром стало увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства с целью инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а также социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. Стратегия направлена на координацию органов власти всех уровней, организаций инфраструктуры поддержки и субъектов малого и среднего предпринимательства.
В документе закреплены ключевые индикаторы достижения цели:
увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий по отношению к 2014 г.;
увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства по отношению к 2014 г.;
увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства до 20%;
увеличение доли занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства до 35%. Особое место в комплексе стратегических документов по развитию малого и среднего предпринимательства занимает национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», на период с 2019 до 2024 гг.
Целевыми показателями к 2024 г. являются численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (25%), доля малого и среднего предпринимательства в ВВП (32,5%,) доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме несырьевого экспорта (10%). Национальный проект предлагает меры по поддержке предпринимательства на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса – от появления идеи до выхода на экспорт. Согласно Федеральному закону РФ № 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на получение различных форм государственной поддержки: финансовой, гарантийной, имущественной, информационной, консультационной, в области образования, в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, внешнеэкономической деятельности, сельскохозяйственной деятельности.
Согласно федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государство регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами всех уровней государственной власти Российской Федерации, в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Непосредственно этот федеральный закон и регламентирует формы взаимодействия между органами местного самоуправления и субъектами малого предпринимательства, описывая полномочия органов муниципальной власти, касающихся вопросов развития данной экономической сферы.
В целях поддержки предпринимательских структур в декабре 2019 г. был принят Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Этот документ разработан для всесторонней поддержки малого и среднего бизнеса и включает в себя: развитие и совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере бизнеса; развитие микрофинансовых организаций, с помощью которых заемные средства будут предоставляться на льготных условиях, развитие гарантийных организаций в субъектах Российской Федерации, которые будут помогать привлекать кредитные ресурсы, которые в свою очередь будут подкреплены поручительствами и гарантиями; предоставление грантов малым и средним предпринимательствам для производства инновационной продукции; распространение предпринимательства путем проведения информационной кампании [4].
Анализ положений этого проекта содержит ряд критических замечаний.
Наиболее важным из них является то, что он имеет следующее несоответствие: «одни лица получают средства, а другие – несут ответственность за достижение целей» [7]. То есть, лица, ответственные за распределение средств не могут этого сделать, так как не владеют информацией о деятельности их получателей. Как показывает статистика, не смотря на меры поддержки, предоставляемые государством, доля малого и среднего бизнеса продолжает снижаться [7].
Можно предположить, что это происходит из-за того, что меры поддержки, предлагаемые государством, не в полной мере реализуются в реальной жизни. Многие предприятия остаются без материальной помощи и вынуждены закрываться и уходить с рынка. Если обобщать всё вышесказанное, то можно сказать, что в период пандемии государство предоставило большое количество мер по поддержке предпринимательства, но они были недостаточно эффективны [5, c. 213].
К формам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства также можно отнести:
- Информационно-консультационная поддержка — оказание информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам бухгалтерского учета, получения финансовой поддержки, маркетинга, аудита и др. Цель данной поддержки: Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в развитии бизнеса, в выходе на зарубежные рынки, по- иске деловых партнеров, продвижении продукции за рубежом и др., а также содействие в проведении семинаров, обучающих курсов, лекций и т.д.
- Кадровая поддержка — создание условий для подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства или их дополнительного профессионального образования; учебно-методическая и научно-методическая помощь субъектам малого и среднего предпринимательства. Цель которой заключается в повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отметим, что с 6 апреля 2022 года для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на шесть месяцев. Со дня введения в действие моратория в силу прямого указания закона исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостановились.
Также с 6 апреля 2022 смягчили ответственность для малых и микропредприятий:
— их штрафуют на суммы, которые предусмотрены для ИП, а не для организаций;
— если штраф для ИП не предусмотрен, компания заплатит от половины минимального до половины максимального штрафа для организаций. Если размер санкции фиксированный, назначат 50% от него.
Считаем, что дальнейшие усилия для совершенствования государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства должны быть направлены на:
— реализацию комплекса мер по целевой и специализированной государственной поддержке ориентированных на рост МСП;
— усиление внимания к программам инноваций, экспорта и инвестиций;
— проведение национальной кампании по повышению осведомленности о предпринимательстве;
— устранение барьеров для предпринимательства путем оптимизации налогообложения;
— улучшение доступа МСП к финансированию, путем расширения спектра финансовых инструментов [3, c. 117].
Для развития малого и среднего предпринимательства необходимо объединение усилий и согласованные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципального образования, организациями поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений и некоммерческих организаций предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства. Результатом взаимодействия должно стать развитие нормативно-правовой базы поддержки МСП, финансовых механизмов и механизмов имущественной поддержки малого предпринимательства [4, c. 292].
Поддержка со стороны государственных органов просто необходима, так как расширение бизнеса и создание дополнительных рабочих мест соответствует не только частным интересам, но и интересам общества и государства.
- Белоусов А., Решетников М. Национальный проект «Малое и средне предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/rugovclassifier/864/events/(дата обращения: 03.05.2022).
- Глухов, К. В., Соловьев, И. А. Антикризисные решения для развития малого и среднего предпринимательства как фактор повышения экономической безопасности государства/ К. В. Глухов, И. А. Соловьев, // Вестник ГУУ. – 2020. – №11. – С 84
- Косян С. П., Трещевская Н. Ю. Об актуальности совершенствования реализации государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства в Воронежской области // Сборник научных статей 9-ой Международной научно – практической конференции. – Воронеж, 2022. – С. 116-120.
- Кохан В. К. Современные проблемы развития предпринимательства в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т 39. – С. 291– 295..
- Лункина Е.А. Направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Сборник трудов национальной научно-практической конференции специалистов, учёных, аспирантов и студентов с международным участием. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 212-214.
- Радченко М. А. Государственная поддержка малого бизнеса // Сборник статей IV Международной научно – практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 100-102.
- Старостина Ю., Губернаторов Е., Ефимович Е. Счётная палата указала недостатки и риски нацпроектов [Электронный ресурс]. – URL:https://www.rbc.ru/economics/13/01/2020/5e184e2a9a79470bf49655c3 (дата обращения: 25.04.2022).
- Сытова Е. В. Роль малого бизнеса в экономике / Е. В. Сытова // Безопасность бизнеса. – 2014. – № 4. – С. 24-27.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, предпринимательство, среднее, субъект малого, малое предпринимательство, Национальный проект, развитие малого, Государственная поддержка, индивидуальная предпринимательская инициатива, Российская Федерация.
Источник: moluch.ru
К формам информационной поддержки малого бизнеса относятся
Разберем основные направления информационной поддержки, которые наиболее часто встречаются на экономическом рынке.
Реклама. Это самый распространенный путь поддержки малого и среднего бизнеса через информацию. Реклама объединяет знание о товаре или услуге с психологическими методами воздействия на подсознание человека. Особые методы описания товаров делают рекламные данные запоминающимися, облегчают построение «мостика» между продавцом и потенциальным покупателем.
Ключевым элементом рекламы как средства информационной поддержки, является УТП – уникальное торговое предложение. Этот термин обозначает особенность товара, которая делает его лучше товара конкурентов и, соответственно, позволяет продавать в большем объеме. Кроме УТП частым сопроводителем рекламы являются слоганы, задача которых – запомниться человеку и вызвать у него психологический отклик. Например, общеизвестные слоганы: «Gilette – лучше для мужчины нет» или «Не тормози — сникерсни», известны практически всем. Особое внимание на значение слоганов обращает в своих книгах американский бизнесмен и предприниматель Том Шрайтер (см. бестселлер «Большой Эл раскрывает свои секреты»).
Информационное руководство, которое, как правило, существует в форме книг или электронных курсов. Это информационные знания, которые позволяют вывести бизнес на более высокую ступень, усовершенствовать конечный товар и повысить товарооборот. Например, для копирайтера (человека, который пишет тексты для блогов и продает их в интернете) информационным руководством может стать инструкция по оптимизации контента, которая заметно увеличит приток заказчиков.
Информация, предназначенная для улучшения структуры бизнеса, является причиной интенсивного экономического роста, то есть совершенствования по направлению вглубь, а не вширь. Обычно покупка информации данного рода стоит немалых денег предприятию.
Мотивационная поддержка может иметь эквивалент книги или семинара. Здесь основная задача – смотивировать человека, главным образом, сотрудника компании, чтобы он начал работать более усердно. Например, огромное количество семинаров, посвященных успеху в сетевом маркетинге, позволяет новичкам побороть страх перед первым телефонным звонком или первой бизнес-встречей. Наличие мотивации позволяет увеличить доходность бизнеса практически без изменения его экономических показателей: без привлечения дополнительных инвестиций или внедрения инноваций.
Информационная поддержка в форме оказания консультативных услуг позволяет удержать потенциального клиента. Если реклама должна привлекать, то консультация – побуждать к совершению действия, которое принесет прибыль компании.
В пример можно привести банковских консультантов, которые бесплатно информируют граждан о том, как работать с банкоматами, как осуществлять банковские операции. Это позволяет нейтрализовать страх перед новизной, дает возможность клиентам чувствовать себя уверенно и раскованно. При грамотной консультативной поддержке большинство первичных клиентов будут становиться постоянными, что в свою очередь обязательно пойдет на прибыль бизнесу. Стоимость консультативных услуг, как правило, невелика для организатора предприятия, но дает огромный позитивный эффект и окупает все затраченные деньги.
Источник: www.rakams.ru