Бизнес-процесс — это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат.
Основные бизнес-процессы организации имеют следующие характерные признаки:
— Назначение процессов — создание основных продуктов
— Результат — основной продукт и/или полуфабрикат для его изготовления.
— Процессы лежат на пути создания основных продуктов
— Процессы добавляют к продукту ценность для потребителя.
Клиентами основных бизнес-процессов организации являются:
1. Внешние клиенты
2. Конечные потребители
3. Внутренние клиенты.
Клиентом (потребителем) процесса называется субъект (физическое лицо, юридическое лицо, функциональное подразделение, другой процесс и т.д.), использующий результаты (выходы) процесса. Для клиента процесса важно качество, стоимость и время предоставления результата (выхода процесса).
Внешними клиентами предприятия являются не только потребители ее продукции или услуг. К их числу относятся 5 основных групп лиц, заинтересованных в успешной деятельности организации:
• клиенты (потребители основных продуктов, производимых организацией);
• собственники (акционеры, инвесторы, аффилированные лица);
• персонал (сотрудники и руководители организации);
• поставщики (поставщики входящих материалов, комплектующих и продуктов, субподрядчики и партнеры, аутсорсинговые компании);
• общество (налоговые, федеральные и муниципальные органы, общественные организации, т.е. все те внешние организации, которые используют результаты деятельности предприятия, в том числе информацию).
Внутренними клиентами процесса являются подразделения (исполнители, процессы), использующие результат выполнения (выход) процесса.
К основным процессам организации, как правило, относят процессы производства, сбыта и снабжения. К основным следует относить процессы, добавляющие ценность продукции для потребителя. Примерами таких процессов являются: маркетинг, закупки, производство, хранение, поставка продукции, сервисное обслуживание и другие, связанные с продукцией.
Применение моделирования бизнес-процессов и методов их реинжиниринга.
Бизнес-процесс — любое действие, процесс, связанный с реализацией основных функций должностного лица или подразделения организации.
При анализе существующего и разработке нового бизнеса важную роль играет построение моделей компании и протекающих в ней бизнес-процессов. Модели могут различаться степенью детализации процессов, формой их представления, учётом только статических или также динамических факторов и др.
При моделировании бизнес-процессов очень важно принять решение о структуре и содержимом объектов моделирования, определить, из каких элементов должен состоять бизнес-процесс. Любой достаточно сложный бизнес-процесс может включать в себя пять основных элементов, которые должны быть отражены при формировании моделей: планирование деятельности, осуществление деятельности, регистрация фактической информации, контроль и анализ, принятие управленческих решений.
Моделирование бизнес-процессов – это отражение субъективного видения реально существующих в организации процессов при помощи графических, табличных, текстовых способов представления.
Основу современного подхода к организации бизнеса составляет инжиниринг бизнес-процессов, наиболее важным направлением которого является реинжиниринг. Реинжиниринг бизнес-процессов — это коренная переорганизация, реструктуризация всех процессов, протекающих в компании, это новый способ мышления в управлении и организации бизнеса.
Основные направления реинжиниринга бизнес-процессов заключаются в следующем:
• несколько отдельных мелких работ (частей процесса) объединяются в одну;
• предоставление рабочим полномочий для принятия решений, касающихся их непосредственной работы;
• все этапы процесса должны быть представлены в естественной последовательности;
• все процессы должны иметь множество вариантов исполнения в зависимости от ситуации;
• выполнение работы в том месте, где ее выполнение наиболее целесообразно.
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 768 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Все о Process Mining от ProcessMi
Все о технологии Process Mining — кейсы, термины, решения и аналитика. Российский и зарубежный опыт от группы экспертов ProcessMi
Бизнес-процесс (БП)
Бизнес-процесс (БП) – это совокупность последовательности действий по изменению ресурсов, полученных на входе в итоговый продукт, который на выходе имеет важность и ценность для потребителя.
Существует много трактований данного термина. Среди наиболее популярных:
- Выполнение совокупности структурированных операций, идущих друг за другом и решающих определенную задачу бизнеса.
- Взаимосвязь неких функций, реализация которых создаст готовый полезный для конечного потребителя продукт или услугу.
- Последовательность, состоящая из нескольких этапов/шагов, которая сформирует добавленную стоимость продукта для клиента.
Из определений понятно, что БП существуют во всех организациях, независимо от размеров, масштабов, сферы деятельности и внутренних регламентов.
Классификация бизнес процессов
- Основные
процессы, нацеленные на производство товара (ПТ) и обеспечивающие непосредственный доход.
- Сопутствующие
процессы по производству товара или оказанию определенных услуг, которые не относятся к основной деятельности, но обеспечивают доход.
- Вспомогательные
процессы, направленные на реализацию основных процессов с учетом специфики.
- Обеспечивающие
процессы, предназначенные для обеспечения существования всех процессов организации;
- Управляющие
процессы, включающие полный спектр управленческих функций на уровне каждого процесса и системы в целом.
Пример: стратегическое, тактическое, оперативное управление.
- По развитию
процессы, направленные на улучшение/оптимизацию ПТ.
Часто используется более сокращенная классификация, которая состоит из трех пунктов:
- основные;
- вспомогательные;
- управляющие.
Кроме того, БП можно поделить на внешние (они имеют вход/выход вне организации) и внутренние (процессы, которые протекают исключительно внутри организации).
Принципы бизнес процессов
Есть основные принципы существования БП, которые и позволяют определять их как БП:
- Принцип присутствия входов/выходов
в ходе процесса начальные ресурсы трансформируются в готовый продукт.
- Принцип присутствия поставщика
когда присутствуют первичные или вторичные ресурсы (в зависимости от входа), необходимые для протекания БП.
- Принцип существования клиента
БП обязательно должен протекать для кого-то или для чего-то.
- Принцип границ
наличие “точек”, где БП стартует, завершается или соприкасается с другими процессами.
- Принцип взаимосвязи
все БП в организации должны быть тесно связаны друг с другом.
- Принцип измерения
БП должен иметь параметры, которые способны отразить его функционирование и иметь качественные и количественные характеристики.
Описание бизнес процесса
Описание БП – составление четкой последовательности действий работников при выполнении действий в графическом (и/или текстовом) виде для дальнейшей формализации и составления сценариев оптимизации.
Любая организация при регламентировании (формализации) прописывает все или наиболее важные и значимые для себя БП в максимально доступной и удобной форме. Однако любое описание должно содержать следующие пункты:
- Наименование
Например, “Штрафы по качеству”, “Разработка и согласование бизнес-плана” и т.д. - Код БП
- Определение БП
- Цель БП
- Владелец БП
Специалист, полностью отвечающий за процесс и несущий ответственность за ход выполнения процесса, его результат и удовлетворенность клиента. Часто (особенно в крупных компаниях) существует понятие “менеджер процесса”, который осуществляет оперативное управление БП. - Нормативы
- Входы
- Выходы
- Измеряемые параметры
- Показатели результативности
Сейчас все большую актуальность приобретают именно визуализированные описания БП формата as is, поскольку обладают наибольшей наглядностью. Текстовые описания все больше используются исключительно в разработке.
Источник: processmi.com
К основным бизнес процессам относятся
Какие бизнес-процессы требуют описания и оптимизации?
Даже, если в компании есть такие утвержденные структурные документы, как оргструктура, должностные инструкции, положения о подразделениях, — все это не отражает связей и взаимодействия людей в процессе работы. Все равно способ и порядок выполнения работ не очевиден, результат не стабилен, возникают конфликты между сотрудниками разных подразделений, а улучшения в работе (если таковые происходят) зачастую формируются в рамках функциональных подразделений без ориентации на внешних и внутренних клиентов. Описание и оптимизация бизнес-процессов является решением проблем, но регламентировать и оптимизировать сразу все бизнес-процессы зачастую нет смысла (если в организационной структуре нет соответствующей профильной службы). Как определить те бизнес-процессы, которые требуют описания и оптимизации в первую очередь?
Сперва необходимо сформировать «Карту бизнес-процессов», что бы понять, какие бизнес-процессы существуют в компании. Для этого необходимо выделить бизнес-процессы (сгруппировать работы направленные на достижение определенного результата) и распределить их в соответствии со следующей классификацией:
- Основные бизнес-процессы — процессы, создающие ценность для клиента. Как правило, они ориентированы на производство продукции или оказание услуги и основываются на жизненном цикле продукта/услуги (к примеру, прием и обработка заявок, разработка конструкторской документации, доставка и отгрузка продукции клиенту).
- Вспомогательные (обеспечивающие) бизнес-процессы — для того, что бы их определить, необходимо ответить на вопрос применительно к каждому основному бизнес-процессу — что нужно, что бы бизнес-процесс работал? (к примеру, для того что бы продукцию произвести, необходимо закупить сырье, техническое и технологическое обеспечение).
- Бизнес-процессы управления — процессы, которые охватывают спектр управления. Определить бизнес-процессы можно ответив на вопрос, чем вы управляете? (к примеру, стратегическое управление и планирование, управление себестоимостью и издержками).
- Бизнес-процессы развития — процессы совершенствования деятельности компании, к которым относятся процессы, связанные с разработкой нового продукта, технологий, организационное совершенствование.
Пример. Карта бизнес-процессов небольшой торговой компании
Зачастую компании не составляют карту бизнес-процессов, а начинают сразу описывать с их точки зрения «важные» бизнес-процессы. При таком подходе описания бизнес-процессов высока вероятность «запутаться» в уровнях бизнес-процессов, возникают сложности в «состыковке» бизнес-процессов (т.к. они могут захватывать часть одного или другого процесса) и выявлении взаимосвязи между ними. Таким образом, карта бизнес-процессов является своеобразной отправной точкой для дальнейшей работы с бизнес-процессами.
Карта бизнес-процессов будет более информативна, если рассмотреть выполнение бизнес-процессов, используя различные ракурсы, к примеру, как указано выше на рисунке (с точки зрения закрепления ответственности, проблем выполнения, соответствия компетенций). Если эти «значки» будет проставлять руководитель, то получится субъективная оценка и велика вероятность расхождения. Поэтому рекомендуем собрать и проанализировать информацию от сотрудников посредством анкетирования и делать это не чаще чем раз в год, что бы отслеживать изменения.
Описание бизнес-процессов — это фиксация бизнеса «как есть» в связке «кто-что-как-когда-кому-зачем». Необходимость описания бизнес-процессов, как правило, обусловлена возникновением систематических ошибок и проблем с выполнением ввиду различных причин, возникновением непонимания, кто за что отвечает и что делает. На рисунке к таким бизнес-процессам можно отнести все те, которые отмечены значками. Но в первую очередь следует описать цепочку основных бизнес-процессов, т.к. они являются ключевыми, т.е. напрямую связаны со стратегическими целями компании, добавляют ценность продукту/услуге и должны выполняться особенно хорошо.
Кроме вышеперечисленного, критериями определения необходимости описания того или иного бизнес-процесса могут быть:
- в этих бизнес-процессах существует непонимание, какие функции выполняют конкретные подразделения/люди, а какие функции «провалились»;
- необходимо понять, насколько загружены сотрудники в тех или иных бизнес-процессах и можно ли их дозагрузить;
- в этих бизнес-процессах есть сотрудники, которые владеют уникальными компетенциями;
- на объяснение сотруднику его роли участия в этом бизнес-процессе тратится много времени и сил (частая смена сотрудников этой должности);
- в этих бизнес-процессах участвуют два и более подразделения (т.е. бизнес-процессы являются «сквозными»).
В целом, описание бизнес-процессов жизненно необходимо для достижения компанией следующих целей:
- регламентация деятельности компании;
- оптимизация деятельности компании;
- повышение управляемости компании (внедрение процессного подхода в управлении);
- разработка и внедрение информационных систем;
- тиражирование бизнеса.
Описание бизнес-процессов — это фундамент для анализа и оптимизации бизнес-процессов. Нет регламентов — нет улучшений.
Оптимизация бизнес-процессов — это усовершенствование последовательных действий, которые направлены на достижение поставленных целей компании путём выбора наилучшего варианта их выполнения.
Процессы, которые являются наиболее важными (с точки зрения реализации стратегии) и проблемными, а также изменения в которых провести легче всего, — эти бизнес-процессы будут первыми кандидатами на оптимизацию. Кроме этого, перечень бизнес-процессов определяется целями оптимизации, которые задает руководство:
— если целью оптимизации бизнес-процессов является сокращение длительности выполнения работ, то необходимо работать над цепочкой основных бизнес-процессов с упором на процессы связанные с обслуживанием клиентов, т.к. они определяют конкурентоспособность компании и выживаемость на динамичном конкурентном рынке (к примеру, обработка заявки, отгрузка и доставка товара клиенту).
— если целью оптимизации бизнес-процессов является снижение издержек, то необходимо работать над процессами, которые требуют наибольших затрат. Как правило, это 5-10% от всех процессов, происходящих в компании, на которые приходятся 75-80% всех затрат (к примеру, заказ товара у поставщика, оплата поставщику, доставка товара).
— если целью оптимизации бизнес-процессов является повышение результативности, то необходимо работать над процессами, которые имеют доходную составляющую (к примеру, обработка заявок, производство продукции)
— если целью оптимизации бизнес-процессов является улучшение качества выполняемых работ, то следует работать над процессами управления качеством товаров и услуг, качеством обслуживания клиентов и др.
При выборе бизнес-процессов для оптимизации следует понимать, что изменения во вспомогательных бизнес-процессах могут не дать ощутимых результатов, а несущественные улучшения основных бизнес-процессов могут принести ощутимый эффект.
Описание и оптимизация бизнес-процессов с одной стороны позволяет навести организационный порядок, накопить мощную базу знаний и сохранить опыт ведущих сотрудников, с другой стороны позволяет повысить эффективность работы и конкурентоспособность компании.
Источник: bizguid.ru