К правовой инфраструктуре бизнеса относятся

Газизуллин Ришат Ильнурович канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения Института управления, экономики и финансов, проректор по финансовой деятельности
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казань, Россия

Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему

Цель исследования: Статья посвящена обоснованию тезиса о правовой инфраструктуре в качестве системы и среды ведения предпринимательской деятельности. Заинтересованные в приобретении конкурентных преимуществ, предприниматели могут эффективно управлять делами при условии расширения правового поля социально ориентированной рыночной экономики. Показано, что правовая инфраструктура одновременно является и системой, поддерживающей предпринимательскую деятельность необходимыми ресурсами, и средой, в которой только и возможно ведение бизнеса. Правовые ресурсы, базовым элементом которых являются формализованные правила поведения, в процессе функционирования переводят эти правила в реальное экономическое поведение, в принятие решений экономическими субъектами, так что правовые нормы становятся факторами экономического развития.

Обновление правовой инфраструктуры Системы Битбон | Информация с закрытой встречи с Кудь А.А

Образец цитирования:

Газизуллин Р.И., (2023), Правовая инфраструктура как система и среда ведения бизнеса. Пробелы в российском законодательстве, 1 => 67-74.

Список литературы:

Doing Business. Центр гуманитарных технологий. URL: https://gtmarket.ru/ratings/doing-business (дата обращения: 12.03.2022).
Gillian K. Hadfield. Legal Infrastructure and the New Economy URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1567712 (дата обращения: 12.03.2022).
Амирбеков, К.И. Правообеспечительная юридическая деятельность: Проблемы теории и практики: автореф. дис. . докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 46 с.
Амирбеков, К.И. Правообеспечительная юридическая деятельность: Теоретический подход / К.И. Амирбеков // Государство и право. 2006. №1. С. 94.
Аюпова З.К. Правовые системы республик Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан: сравнительно-правовой анализ / З.К. Аюпова // Право и политика. 2005. №11. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Белых В.С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг: автореф. дис. . докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1994. 48 с.
Дацко С.Н. Формирование социальной ответственности предпринимателей и благоприятной предпринимательской среды как условие социального развития современной России: автореферат дис. … доктора экономических наук. М., 2006. 46 с.
Инфраструктура. Проект «Slovari.ru» URL: https://slovari.ru/search.aspx?s=0https://www.urvak.ru/articles/probe-6303-vypusk-1-pravovaya-infrastruktura-kak-s/» target=»_blank»]www.urvak.ru[/mask_link]

Основы предпринимательства.-5

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» Кафедра экономики Основы предпринимательства Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов ТУСУР всех форм обучения

Кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Кондратьева Анастасия Александровна Основы предпринимательства: методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов ТУСУР всех форм обучения /А.А. Кондратьева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Кафедра экономики. — Томск: ТУСУР, 2018. — 19 с.

3 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» Кафедра Экономики УТВЕРЖДАЮ И.О. зав. кафедрой экономики _________В.Ю. Цибульникова «___» _____________ 2018 г. Основы предпринимательства Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов ТУСУР всех форм обучения Составитель ______ А.А. Кондратьева __________ 2018 г

5 1. Введение Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплекса теоретических знаний и понимания практики ведения предпринимательской деятельности для поиска организационноуправленческих решений в профессиональной деятельности. К задачам курса относятся: формирование у студентов осознанного интереса к бизнесу формирование навыков моделирования и оптимизации бизнес-процессов при осуществлении процесса планирования и организации предпринимательской деятельности получение навыков и установок на поиск организационно-управленческих решений в практической деятельности Изучение дисциплины «Основы предпринимательства» поможет студентам стать современными специалистами, умеющими организовать и обеспечить функционирование бизнеса.

7 5. Ознакомиться с понятиями «предпринимательская деятельность», «предпринимательская структура». 6. Рассмотреть формы предпринимательства и их особенности. 2.1.4 Предпринимательская среда В данном разделе рассматриваются понятие предпринимательская среда ее виды и компоненты Вопросы для подготовки к практическим занятиям: 1. Внешняя среда бизнеса и ее компоненты.

2. Внутренняя среда бизнеса и ее компоненты. 3. Правовая среда предпринимательства. 4. Экономическая среда предпринимательства. 2.1.5 Предпринимательская идея и ее выбор В данном разделе рассматриваются особенности выбора предпринимательской идеи для будущего бизнеса, классификаций бизнес — идей и их особенности.

Вопросы для подготовки к практическим занятиям: 1. Что такое технология накопления идей? 2. Какие технологии выбора предпринимательской идеи вы знаете? 3. Какие виды предпринимательских идей существуют?

2.1.6 Формы партнерских связей в предпринимательстве В данном разделе изучаются причины, вызывающие необходимость использования посредников на рынке, формы партнерских связей в предпринимательстве. Вопросы для подготовки к практическим занятиям: 1. Виды посреднических операций – дилерские, комиссионные и по договорам поручения. 2. Виды торгово-посреднических фирм.

3. Продажа товаров в условиях консигнации – простой, частично возвратной и безвозвратной. 4. Продажа товаров купцам-дистрибьюторам. 5. Формы партнерских связей. 2.1.7 Предпринимательский риск

Читайте также:  Отдел сопровождения бизнеса это

8 В данном разделе рассматривается понятие предпринимательского риска. Виды и способы минимизации предпринимательских рисков. Вопросы для подготовки к практическим занятиям: 1.Что понимается под несостоятельностью (банкротством) организации и индивидуального предпринимателя? 2.Что понимается под досудебной санацией? 3.Какие осуществляются процедуры банкротства?

4.Что понимается под процедурой банкротства – наблюдением? 5.Каковы основные признаки финансового оздоровления организации – должника? 6.Что такое внешнее управление организацией-должником? 7.В чем состоят сущность и порядок проведения конкурсного производства? 8.Какая устанавливается очередность удовлетворения требований кредиторов? 9.Что понимается под мировым соглашением?

10.Какая существует ответственность за нарушение законодательства о банкротстве? 2.1.8 Культура предпринимательства В данном разделе рассматриваются основные понятия делового этикета и деловой этики, корпоративной культуры и культуры ведения бизнеса. Вопросы для подготовки к практическим занятиям: 1. Этика предпринимательских взаимоотношений.

2. В чем сущность и цель делового этикета? 3. Охарактеризовать три ключевых элемента Эдгара Шейна? 4. Какие проблемы стоят на пути формирования деловой этики предпринимателя? 5. Понятие «культурная среда предпринимательства» и ее элементы. 6. Предпринимательство и общество: проблема культурного взаимодействия.

7. Предприниматель и наемные работники — культура социального партнерства. 2.1.9 Оценка эффективности предпринимательской деятельности В данном разделе вводится понятие эффективности предпринимательской деятельности и методы ее оценки. Вопросы для самостоятельного изучения: 1.Что понимается под эффективностью производства? 2.Какие основные принципы экономической эффективности?

9 3.Что относится к критериям оценки эффективности производства? 4.Какие основные показатели финансового состояния предприятия? 5.Какие показатели характеризует эффективность использования ресурсов предприятия? 6.Какие показатели входят в систему коэффициентов рентабельности? 7.Как провести анализ рыночной активности предприятия?

8.Какие показатели характеризуют платежеспособность предприятия? 9.Как провести анализ финансовой устойчивости предприятия? 10.Какие показатели характеризуют деловые активность предприятия? 2.2.

Тестовые задания 1. К наиболее распространенным формальным критериям выделения малого бизнеса относится: а) количество занятых на предприятии; б) отраслевая принадлежность бизнеса; в) количество постоянных клиентов; г) единство собственности и управления на предприятии. 2. Роль малого бизнеса в национальной экономике заключается в: а) оперативном реагировании на изменения рынка б) развитии творческой инициативы работников в) создании новых рабочих мест г) массовом производстве новой продукции е) развитии специализации и кооперации производства.

3. К экономическим функциям малого бизнеса относится: а) включение в производство временно незанятых ресурсов; б) внедрение новых товаров и услуг; в) обеспечение узкоспециализированными товарами и услугами; г) верно все выше перечисленное. 4. К правовой инфраструктуре бизнеса относят: а) законы и постановления; б) обычаи хозяйственного оборота; в) нормы деловой этики; г) все перечисленное верно. 5. К основным элементам инновационной инфраструктуры относятся: a) наукограды; б) технофермы; в) финансово-промышленные группы; г) холдинги; д) инкубаторы технологий. 6. Наиболее эффективной формой организации адвокатской конторы будет: а) кооператив; б) товарищество; в) корпорация; г) не публичное акционерное общество.

10 7. Маркетинговая стратегия предприятия строится на основе: a) плана стратегического развития; б) проведения ситуационного анализа предприятия; в) показателей рентабельности предприятия; г) стоимости чистых активов предприятия; д) длительности жизненного цикла изделия. 8. Конкурентные позиции предприятия определяют следующие факторы: a) текущие конкуренты; б) появление новых партнеров; в) опасность внедрения новых товаров на предприятии; г) неспособность потребителя идти на сделки; д) способность поставщика идти на сделки.

9. Основными путями выхода предприятия на рынок являются: a) выпуск партии товара на существующем рынке; б) выпуск пробной партии нового товара на существующем рынке; в) выпуск товара ухудшенного качества на существующем рынке; г) оказание сервисных услуг на существующем рынке. 10.

К финансовым ресурсам предприятия не относится: а) прибыль от основной деятельности; б) амортизационные отчисления; в) фонд заработной платы; г) отчисления в пенсионный фонд; д) средства от продажи собственных акций на фондовом рынке. 11.

Принципы измерения эффективности — это: a) принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности; б) принцип недоступности использования нескольких критериев оптимальности; в) в процессе целеполагания нецелесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предпринимателя; г) принцип взаимосвязи оценки эффективности с жизненным циклом продукции. 12. Основные задачи системы безопасности предприятия — это: a) выявление реальных и прогнозирование потенциальных опасностей и угроз конкурентов предприятия; б) нахождение способов усиления последствий их воздействия; в) выявление реальных и прогнозирование потенциальных опасностей и угроз; г) нахождение способов их предотвращения, ослабления или ликвидации последствий их воздействия; д) не взаимодействие с правоохранительными и контрольными органами в целях предотвращения и пресечения правонарушений, направленных против интересов предприятия; е) создание собственной, соответствующей опасностям и угрозам, службы безопасности предприятия. 13. К формам информационной поддержки малого бизнеса относится:

Источник: studfile.net

Общая информация

Нормативная правовая база электроэнергетики состоит из множества актов разной юридической силы, принимаемых в соответствии и во исполнение основного закона отрасли – Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Читайте также:  С кем рыбам хорошо в бизнесе

Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (ДОП) не является нормативным актом, однако его условия обязательны для всех субъектов оптового рынка. Заключение этого договора — один из обязательных этапов получения статуса субъекта оптового рынка. Сторонами по договору являются организации коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка с одной стороны, и субъект оптового рынка – с другой. Регламенты оптового рынка и стандартные формы договоров, заключаемых на оптовом рынке, – приложения к договору. Как и ДОП, они разрабатываются и утверждаются Ассоциацией «НП Совет рынка».

Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике представляет собой набор полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь, Министерства энергетики и Федеральной антимонопольной службы) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. Основные полномочия закреплены в главе 5 федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Структура отрасли

Субъекты электроэнергетики — это компании, которые производят, передают, покупают и продают электрическую, тепловую энергию и мощность, а также организации, которые осуществляют оперативно-диспетчерское управление энергосистемой, организацию торговли электрической энергией и мощностью (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

В электроэнергетике сочетаются монопольные (передача, системное управление) и конкурентные (выработка и сбыт) виды деятельности.

Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электрической энергии и мощности на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо конечным потребителям. Сбытовые организации приобретают электрическую энергию и мощность на оптовом и розничных рынках и продают ее конечным потребителям.

Потребители электрической энергии — это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Крупные потребители (например, промышленные предприятия) могут приобретать электрическую энергию непосредственно на оптовом рынке (ОРЭМ). Остальные потребители покупают электрическую энергию у энергосбытовых компаний, в том числе гарантирующих поставщиков, а также у производителей электрической энергии, работающих на розничном рынке.

К организациям технологической инфраструктуры относятся: организация, осуществляющая диспетчерское управление (АО «СО ЕЭС»), организация, управляющая единой национальной электрической сетью (ПАО «РОССЕТИ»), и межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК). К организациям коммерческой инфраструктуры относятся совет рынка — объединение всех субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии (Ассоциация «НП Совет рынка»), коммерческий оператор оптового рынка (АО «АТС») и организация финансовых расчетов (АО «ЦФР»).

Диспетчерское управление

Оперативно-диспетчерское управление в Единой энергосистеме России осуществляет Системный оператор (АО «СО ЕЭС»). Главная функция Системного оператора – контроль за соблюдением технологических параметров функционирования энергосистемы. Для исполнения этой функции Системный оператор может отдавать обязательные к исполнению команды генерирующим и сетевым компаниям, потребителям с регулируемой нагрузкой. Также Системный оператор контролирует очередность вывода в ремонт генерирующих и сетевых мощностей, осуществляет контроль за исполнением инвестиционных программ генерирующими и сетевыми компаниями. Системный оператор участвует в обеспечении функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности: осуществляет актуализацию расчетной модели, на основе которой Коммерческий оператор производит расчет объемов и цен на электроэнергию оптовом рынке электроэнергии и мощности, осуществляет процедуру выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО), проводит конкурентный отбор мощности (КОМ) и обеспечивает функционирование балансирующего рынка – торговли отклонениями фактических объемов производства и потребления электроэнергии от плановых.

Тариф на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике ежегодно утверждаются приказом ФАС России.

100 процентов голосующих акций АО «СО ЕЭС» принадлежит государству.

Сетевая инфраструктура

Сетевые организации осуществляют передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям. Деятельность сетевых организаций является естественно-монопольной и регулируется государством. Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (платы) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям, включая утверждение органами исполнительной власти условий типовых договоров и порядка их заключения.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договор на оказание услуг по передаче является публичным и обязательным для заключения со стороны сетевой организации по обращению потребителя услуг.

Основные обязательства сетевой организации и потребителя услуг при исполнении договора на передачу электрической энергии устанавливаются Правилами недискриминационного доступа (постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861).

Система тарифов на услуги по передаче электрической энергии основана на следующих двух главных принципах:

Каскадный принцип: часть необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на высоком уровне напряжения учитывается вместе с НВВ сетевых организаций на среднем напряжении при формировании тарифа на среднем уровне напряжения и так далее по цепочке до низкого уровня напряжения. Соответственно, для потребителя услуг по передаче тариф включает расходы по оплате услуг по передаче всей «вышестоящей» сетевой инфраструктуры, с использованием которой осуществлялась (могла осуществляться) передача электроэнергии для этого потребителя;

Читайте также:  Есть ли в Астрахани бизнес такси

Принцип единых («котловых») тарифов. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей в одном регионе на одном классе напряжения (а также в иных сопоставимых условиях) должны быть равны, вне зависимости от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены.

Коммерческая инфраструктура

Совет рынка создан для организации на началах саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью. Основные функции совета рынка: ведение реестра субъектов оптового рынка; принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка; разработка и внесение изменений в ДОП, регламенты оптового рынка, стандартные формы договоров на оптовом рынке; разрешение споров в соответствии с правилами оптового рынка; формирование общей позиции субъектов рынка по проектам нормативных правовых актов; мониторинг и контроль за соблюдением правил оптового рынка и ДОП; мониторинг ценовой ситуации на рынках; сопровождение программы поддержки генерации, основанной на использовании возобновляемых источников энергии; участие в работе региональных органов регулирования тарифов.

Регулирование рынка через коллегиальные решения представителей всех категорий участников в рамках постоянно действующего органа – Наблюдательного совета

Коммерческий оператор (АО «АТС») отвечает за организацию торговли на оптовом рынке электрической энергии и мощности: определение объемов и стоимости по договорам участников ОРЭМ, допуск к торговой системе, организацию коммерческого учета, расчет цен и объемов по итогам конкурентного отбора на сутки вперед, определение составляющих цен на электрическую энергию и мощность, обязательных для применения гарантирующими поставщиками (ГП) при продаже электроэнергии на розничных рынках.

Тарифы на услуги коммерческого оператора ежегодно утверждаются ФАС России.

Акционерное общество «Центр финансовых расчетов» (АО «ЦФР») также относится к организациям коммерческой инфраструктуры. Акции распределены между Ассоциацией «НП Совет рынка» и АО «АТС». Компания выступает на оптовом рынке унифицированной стороной по сделкам и заключает на оптовом рынке от своего имени договоры, обеспечивающие оптовую торговлю электрической энергией и мощностью в соответствии со стандартными формами и (или) предварительными условиями, предусмотренными Договором о присоединении, участвует в проведении финансовых расчетов участников оптового рынка, формирует и направляет на исполнение в кредитную организацию расчетные документы на оплату электрической энергии (мощности), услуг, штрафных санкций и осуществляет контроль за их исполнением. Плата за услугу АО «ЦФР» утверждается Наблюдательным советом совета рынка.

На территории Российской Федерации действует двухуровневый рынок электрической энергии и мощности. Крупные производители электрической энергии и крупные покупатели участвуют в отношениях по купле-продаже электрической энергии и мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности Российской Федерации (ОРЭМ). На оптовом рынке обращаются два отдельных товара – электрическая энергия и мощность. Производители и покупатели электрической энергии, не участвующие в торговле на оптовом рынке, являются субъектами розничных рынков электрической энергии. На розничном рынке обращается один товар – электрическая энергия.

Территория Российской Федерации с точки зрения особенностей функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности разделена на ценовые зоны, неценовые зоны и технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы.

В ценовых зонах оптового рынка электрическая энергия и мощность реализуются с использованием существующих рыночных механизмов. В них законодательно установлен запрет на совмещение естественно-монопольных видов деятельности с конкурентными.

Организации и их аффилированные лица не имеют права совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии в границах одной ценовой зоны оптового рынка (ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 №36-ФЗ). Таким образом, генерирующая компания, например, может владеть сбытовыми организациями, но не имеет права владеть сетями. Однако совмещение функций сетевой и энергосбытовой организации допускается, если на сетевую компанию решением Минэнерго России возлагается исполнение функций гарантирующего поставщика до проведения конкурса и выбора нового гарантирующего поставщика.

В неценовых зонах оптового рынка (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам и по регулируемым ценам (тарифам).

В технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, ввиду отсутствия или ограничения конкуренции, реализация электроэнергии и мощности осуществляется только по регулируемым ценам (тарифам). Требование об обеспечении разделения по видам деятельности на них не распространяются. Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах осуществляется без участия системного оператора субъектами оперативно-диспетчерского управления, функционирующими в пределах этих систем.

Источник: www.np-sr.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин