Законом предусматривается осуществление постоянного контроля по предотвращению новых монопольных образований. Для этого все новые объединения должны в соответствии с законодательством получить согласие специально созданных антимонопольных комитетов на регистрацию. Санкции для нарушителей довольно существенные.
Однако Закон но охватывает все сферы антимонопольного регулирования. Но нашли должного отражения в Законе меры по преодолению монополизма рыночной инфраструктуры — банков, бирж, а также монополизма государственных органов, который заключается в сращивании государственной власти с экономической и проявляется в протекционизме, коррупции, других негативных явлениях.
В законодательстве эти важнейшие формы монополизма обозначены, но не раскрыты, а главное, не предусмотрены меры ответственности. Сращивание государственной и экономической власти — закономерность и характерная черта экономической системы с монопольной государственной собственностью. В таких условиях протекционизм и коррупция неизбежны. Поэтому одной из важнейших задач перехода к рыночной экономике является отделение государственной политической власти от экономической, что достигается преодолением государственной монополии на собственность, становлением негосударственных форм собственности, функционирующих на условиях полной экономической самостоятельности и ответственности.
Государственное регулирование малого бизнеса
Важно предотвратить развитие наметившегося процесса проникновения в экономику вновь созданных государственных структур, т. е. участия представителей исполнительных и законодательных органов власти в коммерческой деятельности, неизбежно создающего преимущества отдельным субъектам рынка в процессе конкурентной борьбы и, следовательно, ограничивающего эту конкуренцию.
Б) Косвенные методы антимонопольного регулирования
К косвенным методам антимонопольного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монопольных явлений в экономике.
Особая роль в преодолении монопольного положения государственных органов и создании условий автономного свободного функционирования рыночной экономики принадлежит бюджетному регулированию.
Современные государственные бюджеты развитых стран выполняют не столько обычные фискальные функции, т. е. обязательную аккумуляцию части доходов товаропроизводителей и населения, необходимые для финансирования государственных и местных органов власти, других государственных институтов, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов и функции децентрализации властных полномочий. Относительное автономное действие рыночных экономик в развитых странах позволяет им формировать государственные бюджеты с выраженной социальной ориентацией. Расходы бюджетных поступлений на непосредственную финансовую поддержку предприятий и организаций невысокие.
Бюджетное антимонопольное регулирование тесно связано с налоговым регулированием. В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме традиционных фискальных функций, — очень активный инструмент координации социально-экономического развития. Государственное регулирование осуществляется через установление величины налоговых ставок и целевых налоговых скидок. В системе законодательных актов, регулирующих социально-экономическое развитие, законы о налогах наиболее мобильные, чутко реагирующие на изменения экономической среды и, в свою очередь, оказывающие на нее активное воздействие. Налоговая политика оказывает непосредственное воздействие на интересы, деловую активность рыночных субъектов, на развитие или ограничение конкуренции между ними, на поддержание равновесия между структурами, имеющими различный потенциал конкуренции, например, крупными средними и малыми предприятиями.
Питательной средой конкуренции являются малые предприятия, поэтому свободное создание и развитие малого предпринимательства препятствует монополизации рынка. Однако малые предприятия, как правило, узко специализированы, у них более высокие затраты на воспроизводство основных фондов, подготовку кадров, получение информации, оценку конъюнктуры рынка. Малые формы обладают более высокой по сравнению с другими рыночными структурами степенью риска. В связи с этим широкое развитие малого предпринимательства может достигаться только при непосредственной их поддержке государством.
В развитых странах существуют различные формы такой поддержки. Наиболее распространенные — налоговые льготы, кредитные гарантии, информационная помощь. Формы и методы государственной поддержки не противоречат принципам конкурентных рыночных отношений. Создаются условия равенства для развития крупных и малых конкурентов. Поэтому используются косвенные регуляторы, а не прямые дотации или другие преимущества, например, особые формы допуска на рынок и т. д.
В налоговом законодательстве Российской Федерации предусматриваются некоторые косвенные формы государственной поддержки малых предприятий. В соответствии с Законом, не облагается налогом прибыль малых предприятий, направляемая на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой техники и технологии. Для малого предприятия удельные расходы на эти цели, как отмечалось, более высокие, чем для крупных предприятий, поэтому введение налоговой льготы повышает заинтересованность малых предприятий в проведении данных мероприятий. Малые предприятия освобождаются от налогов на прибыль в первые два года работы, если они производят товары народного потребления, строительные материалы, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, осуществляют строительные и ремонтные работы, при условии, что выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 70 % от общей суммы выручки. Однако этих льгот недостаточно для создания малым предприятиям равных конкурентных условий.
На рынке капитала антимонопольные регуляторы направлены на создание условий равенства отношений между субъектами рынка. Особое значение проблема равенства имеет для субъектов кредитного рынка. Деятельность коммерческих банков, других кредитных организаций, занимающих ведущие позиции на рынке капиталов, как и любая предпринимательская деятельность, связана с риском. В отличие от других структур рыночной экономики коммерческие банки используют в своей деятельности средства вкладчиков, размещая их от своего имени как ссудный капитал.
Последствия неэффективной работы коммерческого банка, его банкротства не ограничиваются имуществом банка и могут вызвать цепную реакцию банкротств вкладчиков, которые по отношению к банкам находятся в неравном положении. Поэтому защита интересов собственников вкладов — важная функция государства.
Она обеспечивается на основе введения центральным банком системы обязательных нормативов, регулирующих деятельность всех коммерческих банков, других кредитных институтов. В число нормативов входят устанавливаемые соотношения между собственными фондами коммерческого банка и его пассивами и активами, предельный размер ссуды одному заемщику, нормативы ликвидности, предельные процентные ставки. Устанавливаются нормативы ссуд, выдаваемые банками на мероприятия повышенного риска. Применяемые нормативы повышают гарантии возмездности вкладов, возвратности кредитов, создают условия устойчивой деятельности банков и в целом рыночной системы.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных
рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и
широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством.(11)
Источник: studfile.net
Антимонопольное регулирование: методы, цели, задачи и законодательные акты
Борьба с монополизацией — одно из важных направлений государственного регулирования экономики. Для этого применяются специальные методы антимонопольного регулирования. Что это такое, мы рассмотрим в статье. Разберем также цели, задачи, сущность подобного рода регулирования.
Монополизация
В статье мы будем рассматривать сущность, основные модели, методы антимонопольного регулирования. Начнем с определения первостепенного понятия.
Монополизация — концентрация в одних руках средств, товаров, ресурсов, власти. Что касается экономической сферы, это явление, противоположное конкуренции. Монополизация здесь — концентрация именно совокупных рыночных предложений, исходящих от одного лица.
Это позволяет монополистам диктовать цены, объемы продаж, регулировать допуск на рынок иных производителей и реализаторов товаров, услуг, оказывает влияние на валютный курс.
Монополизация особенно ярко проявляется в странах на переходной ступени развития экономики. В частности, она выступает неким наследием административной, командной экономики, характерной для социалистического строя.
Чтобы предотвратить засилье монополистов, государство обращается как раз-таки к методам антимонопольного регулирования. Что это?
Определение понятия
Антимонопольное регулирование (методы мы разберем далее) — государственная деятельность, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации различных отраслей производств. Это достигается с помощью применения целой совокупности законодательных, экономических, административных инструментов.
Соответственно, главные методы антимонопольного регулирования — законодательные, административные и экономические. Представим их подробно.
Методы
Познакомимся с методами и инструментами антимонопольного государственного регулирования:
- Законодательные. Принятие соответствующих антимонопольных законодательств. Они способны регулировать влияние крупнейших изготовителей на рынки, защищают свободы и права среднего и малого бизнеса, способствуют свободной конкуренции.
- Административные. Эти экономические методы антимонопольного регулирования предполагают создание целого комплекса антимонопольных структур — комитетов, ведомств, министерств, федеральных агентств и проч.
- Экономические. Данные методы антимонопольного государственного регулирования заключены в поддержке частных инициатив, свободной конкуренции. Яркий пример — введение налоговых льгот, дотаций, всевозможных акцизных и таможенных сборов, проведение политики протекционизма и либерализации.
Применение методов
Применение конкретно экономических методов регулирования зависит от курса экономической политики государства, его целей. Например, для стран с переходным типом экономики важным будет следующее:
- Поддержка отечественных изготовителей.
- Развитие конкурентоспособного отечественного производства.
- Недопущение низкокачественных продуктов и услуг на местные рынки.
- Защита прав потребителей.
Классификация методов
Продолжаем рассматривать основные методы государственного антимонопольного регулирования. Использующиеся в разных странах, они являются довольно дифференцированными. Применяются с учетом национальных особенностей. Это взаимосвязано с задачами общего повышения эффективности экономики.
Все методы данного регулирования можно разделить на две категории:
- Прямые. Такие методы включают в себя меры, которые уменьшают или вовсе устраняют, предупреждают монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов на рынке.
- Косвенные. Сюда относятся, в большей мере, финансово-кредитные методы преодоления, предупреждения разнообразных монополистических экономических явлений.
Разберем их более подробно.
Прямая группа
В частности, к группе прямых методов регулирования относится административный. Второе название — законодательный.
Он основывается на противодействии именно недобросовестной конкуренции, а также монополизации экономики. В правовой форме это достигается путем издания законодательных документов, государственного контроля за их исполнением.
Косвенная группа
К косвенным методам относятся методы корректирующего и нормативно-регулирующего воздействия на экономику. Они заключаются в поддержке конкурентной среды не законодательным ограничением централизации и концентрации капитала, а путем поддержки развития, экономического стимулирования среднего бизнеса — размещением государственных заказов, привлечением зарубежных инвестиций.
То есть, поддержка потенциальных конкурентов монополистических фирм и предприятий осуществляется силами государственных так называемых «невидимых регуляторов». Как то: размещением правительственных заказов, введением дифференцированных налогов, субсидий, льгот и проч.
Что касается условий переходной экономики, характерных для РФ, то тут априорно применяют экономические методы регулирования. Оно осуществляется на основании демократических программ, которые способны собой соединить в одно целое как косвенные, так и прямые методы антимонопольной политики.
Выбор цели
Продолжаем рассматривать сущность, основные модели, методы антимонопольного регулирования. Выбор его целей для конкретной экономики прямо зависим от экономических, правовых, культурных, социальных особенностей государства в конкретный этап его развития.
Также выбор цели такового регулирования зависит от уровня монополизации рынка, характерного для той или иной страны. В качестве основных моделей мы рассмотрим Соединенные Штаты и Российскую Федерацию.
Основные модели
Мы представили методы антимонопольного регулирования экономики. Рассмотрим теперь две модели для их применения:
- США. Тут антимонопольное госрегулирование направлено в основном на гарантирование равных стартовых возможностей для предпринимательства. Ведется работа над замедлением перерастания здоровой конкуренции в экономически вредную монополию.
- РФ. Что касается выбора методов антимонопольного регулирования в России, тут надо понимать, что уровень монополизации в стране остается довольно высоким, в то время как экономика государства находится только на пути к развитому капитализму. Ведь до начала 90-х здесь существовала советская экономическая система, характеризующаяся всеохватывающими планами, жесткой централизацией, практически полным отсутствием самостоятельности у руководителей предприятий, организаций. Соответственно, цель российского антимонопольного регулирования — создание единых экономических пространств, необходимых условий для цивилизованного существования рынков.
Главная цель
Мы рассмотрели кратко методы антимонопольного регулирования. Какая же его главная цель? Обеспечение равных возможностей на конкурентных пространствах для всех субъектов рынка.
Кроме того, такое регулирование само по себе является важнейшим инструментарием государственных современных политик. Именно оно содействует развитию здоровой конкуренции.
Кроме обозначенного, экономисты выделяют также цели антимонопольного регулирования первого и второго порядка. Познакомимся с ними.
Цели первого порядка
Самыми важными, основополагающими считаются следующие цели проведения антимонопольного регулирования:
- Демонополизация экономического пространства.
- Формирование, постройка новых рыночных отношений — на основе развития предпринимательства, здоровой конкуренции.
- Создание цивилизованных рыночных механизмов.
- Предупреждение как образования, как и увеличения существующих сферы монопольного образования цен на товары и услуги.
- Исключение условий, способствующих установлению дефицита экономики.
- Проведение децентрализации материальных ресурсов в случае их чрезмерной концентрации в одних руках.
- Устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции, выходу на рынки новых предприятий, фирм и прочих хозяйствующих объектов.
Цели второго порядка
Здесь выделяется то, что вытекает из целей первого порядка. В частности, это комплекс макроэкономических проблем, удачное решение которых является необходимым для полноценного развития экономики государства.
В частности, это следующее:
- Ликвидация дефицита в стране.
- Насыщение рынка продуктами, товарами, услугами, которые востребованы у населения.
- Рост объемов существующих национальных производств.
- Пропорциональное развитие экономики.
- Увеличение темпов роста экономики.
- Поддержка внешнеэкономического баланса государства.
- Повышение уровня занятости трудоспособных граждан.
- Усиление социальной защиты населения.
Лишь достижение всех вышеизложенных целей позволит в итоге реализовать все преимущества рыночного типа экономики, в целом повысить эффективность хозяйствования.
Задачи
Применение методов и целей антимонопольного регулирование направлено на решение следующих задач:
- Развитие и дальнейшее совершенствование правовой базы антимонопольных законодательств, укрепление методов контроля за их исполнением.
- Повышение антимонопольного контроля за экономической концентрацией, а также предотвращение создания различных монопольных структур на финансовом и товарном поле рынков.
- Создание благоприятной конкурентной обстановки в различных областях деятельности хозяйствующих объектов, которые по своей природе не являются естественными монополиями.
- Обеспечение равного доступа к работам, товарам, услугам естественных монополий, развитие конкуренции в потенциально конкурентных разновидностях их деятельности.
- Ограничение антимонопольного вмешательства госорганов в работу, функционирование рынков.
- Обеспечение высокой эффективности бюджетных растрат при размещении государственных и муниципальных заказов.
- Создание должных условий для полноценного развития конкуренции на товарных монополизированных рынках (где наблюдается высокая концентрация поставок), устранение всевозможных барьеров для развития конкуренции, возможности выхода на рынки хозяйствующих объектов.
- Предупреждение, пресечение, ограничение монополистической деятельности, разного рода недобросовестной конкуренции.
Законодательное регулирование
На чем основывается антимонопольная политика, которая проводится в Российской Федерации? Тут можно выделить два основополагающих акта:
- ФЗ «О защите конкуренции».
- Порядок проведения анализа конкуренции на товарном рынке. Он был утвержден Приказом ФАС РФ №220 (2010).
Эти законодательные акты позволяют Российскому государству в целом воздействовать на системы рыночного хозяйствования, их институты. В конечном счете это способствует формированию здоровой конкурентной среды. Далее государству важно обеспечить полноценный контроль за ее состоянием.
При этом особое внимание уделяется методам, которые понижают барьеры для входа на арену рынка новых производителей, продавцов. Используются следующие стимулирующие регуляторы:
- Кредитные.
- Налоговые.
- Бюджетные.
- Использование смены валютных курсов.
- Применение различных таможенных тарифов.
- Смещение установленных приоритетов при проведении структурных перестроек экономики, смены промышленной политики и проч.
Также не нужно забывать о существовании практически в каждом государстве монополий-отраслей, выведенных из-под контроля антимонопольного законодательства. Тут государство, напротив, устанавливает и охраняет доминирующее положение отдельных изготовителей.
Мы разобрали главные методы антимонопольной регулирующей политики, их классификации. Рассмотрели важные понятия, цели и задачи подобного регулирования.
Источник: fb.ru