Рассмотрим основные качественные характеристики информации, раскрываемой в финансовой отчетности.
В МСФО качественные характеристики являются атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей. Определены четыре основные качественные характеристики: понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
В соответствии с МСФО понятность информации отождествляется с ее доступностью для понимания пользователями.
В российском законодательстве критерий понятности информации четко не определен. При формулировании основных задач бухгалтерского учета (п. 3 ст. 1 Закона о бухгалтерском учете) законодатель сделал акцент на формировании «полной и достоверной информации о деятельности организации, необходимой. пользователям. «, тем самым приняв допущение о том, что информация будет необходима пользователям при условии, что она им понятна.
Согласно МСФО информация признается уместной, если она позволяет влиять на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, а также подтверждать либо корректировать ранее сделанные оценки. Уместность информации определяется исходя из двух критериев — существенности и своевременности.
«585*ЗОЛОТОЙ». 31 млрд в рознице, AI создает KVI, будет ли ребрендинг? Андрей Шляев
Согласно п. 6.2 Концепции «информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки».
Таким образом, подход к такой качественной характеристике информации, как уместность, сформулированный в Концепции, в целом соответствует международным подходам. Однако сама Концепция не является нормативным актом по бухгалтерскому учету. При этом РСБУ, не определяя уместность в качестве одной из характеристик информации, раскрываемой в отчетности, достаточно четко указывают каждую из ее составляющих.
Так, в п. 7 ПБУ 1/2008 сформулировано требование своевременности, которую должна обеспечивать учетная политика.
Аналогичное определение своевременности содержится и в МСФО.
Что касается критерия существенности, то согласно содержанию российских нормативных актов по бухгалтерскому учету ее можно рассматривать в двух аспектах: как нормативно определенную и как оценочную характеристики.
В качестве примера нормативно определенной характеристики существенности можно рассматривать норму ПБУ 6/01, согласно которой активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 ООО руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Что касается существенности как оценочной характеристики, то се понятие дано в п. 11 ПБУ 4/99:
«Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности».
Согласно МСФО критерий существенности раскрывается через два аспекта: пренебрежение незначительными (маловажными) событиями и отражение всех важных событий.
Например, если организация приобрела карандаш, то его относят к ресурсам компании. Всякий раз, когда карандаш используется по назначению, происходит уменьшение его стоимости, что приводит к уменьшению капитала организации.
Теоретически возможно определять ежедневное количество частично использованных карандашей, находящихся в собственности организации, и производить необходимые записи в бухгалтерском учете, которые показывали бы соответствующий дневной расход карандашей. Но такой подход не является разумным с практической точки зрения.
В целях отражения в бухгалтерском учете делается допущение о том, что карандаши как средства компании полностью используются в момент их приобретения (передачи для использования). Любой другой подход обеспечил бы более точный результат, но связан с неоправданным расходом времени на проведение громоздких расчетов.
Рассмотренный пример является иллюстрацией критерия существенности согласно МСФО, т.е. при составлении отчетности несущественные операции не принимаются во внимание.
С другой стороны, финансовые отчеты должны объективно отражать все существенные факты. Например, если организация обнаружила, что большая часть складских запасов пришла в негодность, критерий существенности требует, чтобы этот факт был зафиксирован в финансовой отчетности. При этом разделение операций на существенные и несущественные является субъективным, а значит, предметом профессионального суждения бухгалтера.
Сущность такой качественной характеристики отчетности, как надежность, МСФО определяют через понятие достоверности информации: «Информация признается достоверной, если она правдиво во всех аспектах отражает хозяйственную деятельность предприятий, а также не содержит существенных ошибок (искажений) и необъективных оценок».
Российскими нормативными актами требования в отношении надежности информации не сформулированы. Однако Концепция определяет надежность как отсутствие существенных ошибок. Кроме того, чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.
Таким образом, подход к характеристике надежности информации, сформулированный в Концепции, в целом соответствует международным подходам.
Что касается нормативных актов, то они затрагивают рассматриваемую характеристику лишь косвенно.
Согласно МСФО достоверность информации обеспечивается совокупностью пяти признаков: правдивое представление; преобладание сущности над юридической формой; нейтральность; осмотрительность; полнота.
В российских нормативных актах такие характеристики, как полнота, осмотрительность и преобладание сущности над юридической формой сформулированы, в частности, в п. 7 ПБУ 1/2008 в качестве основных требований к учетной политике организации. Последнее из упомянутых требований мы уже рассмотрели выше, а что касается полноты и осмотрительности, то МСФО и РСБУ не имеют существенных различий в формулировании данных требований.
Согласно МСФО надежность информации включает такую характеристику, как правдивое представление, которое в общем виде можно определить как соответствие или согласие, с одной стороны, между фактом хозяйственной деятельности или событием и его квалификацией и оценкой в бухгалтерской отчетности — с другой.
В российских нормативных актах данная характеристика прямо не упоминается. Однако она опосредованно раскрывается через требования, предъявляемые российскими стандартами к порядку оценки активов, приобретаемых по договорам, предусматривающим исполнение обязательств по оплате неденежными средствами, а также при безвозмездном получении активов. В этих случаях выбор оценки будет являться предметом профессионального суждения бухгалтера, от которого напрямую будет зависеть, насколько правдиво отражена информация в бухгалтерской отчетности.
Качественная характеристика финансовой отчетности «надежность» включает и такое требование, как «нейтральность».
Согласно МСФО информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной, т.е. непредвзятой. Финансовая отчетность не может быть признана нейтральной, если подбором или представлением информации она оказывает влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата. Требование нейтральности обусловлено формулировкой цели финансовой отчетности: удовлетворение потребностей неограниченного круга пользователей.
В российском законодательстве понятие «нейтральность» информации раскрывается в п. 7 ПБУ 4/99:
«При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий».
Таким образом, в целом понятие нейтральности, сформулированное в РСБУ, по смыслу близко к определению данного понятия, изложенному в Принципах МСФО.
Основное различие в сущности принципа рациональности, сформулированного в российских нормативных документах и международных стандартах, состоит в следующем.
В РСБУ определяющее значение имеет рациональная организация бухгалтерского учета (как в широком смысле этого понятия, так и применительно к организации учета отдельных хозяйственных операций), т.е. необходимость сопоставления затрат на его организацию и ведение с выгодами, получаемыми от того, что такой учет будет обеспечен.
МСФО, являясь стандартами составления отчетности, устанавливают данный принцип применительно к порядку формирования финансовой отчетности, что означает требование обеспечения разумного баланса между затратами и выгодами.
Что касается сформулированных в п. 7 ПБУ 1/2008 требований непротиворечивости и рациональности, то их аналоги в МСФО отсутствуют, поскольку международные стандарты регламентируют порядок составления и представления финансовой отчетности, тогда как два указанных положения ПБУ 1/2008 определяют требования к организации бухгалтерского учета.
Источник: studme.org
ИТ в сфере управления
2. Информационные технологии и информационная система
Информационные технологии, ИТ –
широкий класс дисциплин и областей
деятельности, относящихся к технологиям
формирования и управления процессами
работы с данными и информацией, в том
числе с применением вычислительной
компьютерной и коммуникационной
техники.
3. Характеристики информации, делающие её объектом использования в бизнесе
Информацией называется опосредованный
формами связи результат отражения изменяемого
объекта, изменяющимся с целью сохранения их
системной целостности.
4.
Характеристика
Краткое описание
Информация достоверна
Если она не искажает истинного положения
дел во внешней и внутренней среде
Информация полна
Если она достаточна для понимания
ситуации и принятия решения
пользователем
Качество информации
Её ценность состоит в мере расширения
полезной совокупности сведений и
смысловых связей между ними, которыми
располагает пользователь или система
Относительная ценность
одной и той же
информации
Она зависит от конкретного временного
периода конкретной ситуации и конкретного
пользователя
Информация адекватна
Если уровень соответствия
информационного образа реальному
объекту, процессу, системе адекватен
заданному
5.
Совокупность сведений о реальных
социально-экономических процессах в
обществе, которая служит основой для
изучения и управления этими процессами
или людьми, объединенными в социальные и
производственные организации называется экономической информацией.
6. Параметры экономической информации
Многообразие
источников
потребителей
Нарастающие
значительные
объемы и
большой
удельный вес
рутинных
процедур при их
обработке
Чрезвычайная
важность в
подготовке и
принятии деловых
решений
Многократное
повторение циклов
получения и
отправки в
установленные
временные
периоды(декада,
месяц, квартал, год)
Необходимость
обеспечения
конфиденциальности
в использовании
отдельных её частей
7.
Продуктом деятельности управленца
являются управленческие решения.
Поставщики «сырья» для
управленческих решений
Внешний мир
Клиенты,
партнеры,
конкуренты,
государство
Руководитель
Предприятие
Руководители всех
уровней,
исполнители
Его интеллект,
опыт, интуиция,
возможности, связи
8. Развитие информационных технологий
В развитии ИТ можно выделить 5 основных
тенденций:
Глобализация
Конвергенция
Усложнение информационных продуктов и
услуг.
Способность к взаимодействию.
Ликвидация промежуточных звеньев
9. Автоматизированные информационные системы
В настоящее время на отечественном рынке
преобладают две основные тенденции их
разработки и внедрения.
Первая, заключается в том, что предприятие
пытается постепенно внедрить системы
автоматизации лишь на отдельных участках
своей деятельности, предполагая в дальнейшем
объединить их в общую систему, либо
довольствуясь «кусочной»(«лоскутной»)
автоматизацией.
10. Автоматизированные информационные системы
Вторая тенденция — комплексное введение
систем автоматизации, что позволяет
охватить все звенья системы менеджмента –
от низового уровня производственных
подразделений до верхнего управленческого
уровня.
11. Применение ИТ в управлении
Сокращение количества уровней управления
и высвобождение работников среднего звена
управления
Снижение административных расходов
Освобождение персонала от большей части
рутинной работы
Рационализация решения управленческих
задач
Создание современной динамичной
организационной структуры
12. Применение ИТ в управлении
Экономия времени на планирование
деятельности и принятие решений
Повышение квалификации и
информационной грамотности управленцев
Увеличение конкурентного преимущества.
Источник: ppt-online.org