Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахумова О.В., Хамукова М.У.
В статье рассматривается влияние глобализации мировой экономики на малый и средний бизнес . Проведен анализ положения данного сектора экономики в ряде стран. Изучено влияние правительства государства на развитие малого и среднего бизнеса . Даны практические рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировых рынках.In article influence of globalization of economies on small and medium business is considered. The analysis of a provision of small and medium business in a number of the countries is carried out. Influence of the government of the state on development of small and medium business is studied. Practical recommendations about enhancement of system of state regulation, for ensuring product competitiveness of small and medium business in the world markets are made.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тахумова О.В., Хамукова М.У.
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПО ВЫХОДУ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
Роль малого и среднего бизнеса в реализации экспортоориентированной стратегии РФ
Развитие бизнеса. Глобализация и монополизация рынков
Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации
Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики
Современные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
Тахумова О.В., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности
Северо-Кавказский Федеральный Университет
Россия, г. Ставрополь Хамукова М.У. студент
3 курс, кафедра экономики и внешнеэкономической деятельности
Северо-Кавказский Федеральный Университет
Россия, г. Ставрополь МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В статье рассматривается влияние глобализации мировой экономики на малый и средний бизнес. Проведен анализ положения данного сектора экономики в ряде стран. Изучено влияние правительства государства на развитие малого и среднего бизнеса. Даны практические рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировых рынках.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, глобализация мировой экономики, мировая экономика, мировые экономические отношения.
SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF ECONOMIES
In article influence of globalization of economies on small and medium business is considered. The analysis of a provision of small and medium business in a number of the countries is carried out. Influence of the government of the state on development of small and medium business is studied. Practical recommendations about enhancement of system of state regulation, for ensuring product competitiveness of small and medium business in the world markets are made.
Keywords: small business, medium business, globalization of economies, world economy, world economic relations.
Глобализация мировой экономики ведет к изменениям в характере мирового производственного процесса, способствует совершенствованию международного разделения труда и усилению научно-технического прогресса, а также значительно ускоряет процесс интернационализации деятельности субъектов хозяйственных отношений. Глобализация мировой экономики открывает перед хозяйственными субъектами новые возможности для расширения бизнеса. Малый и средний бизнес (МСБ) в условиях глобализации оказывается более мобильным, оперативнее адаптируется к изменениям конъюнктуры рынка, активно внедряет новые технологии, нередко успешно конкурирует с крупным бизнесом.
Малый и средний бизнес является самостоятельным сектором, несущим определенную экономическую и социальную ответственность,
обладающим большим инновационно-производственными
экспорториентированным потенциалом. Создавая рабочие места и пополняя рынок товарами и услугами, дополняющих систему общественного потребления, малый и средний бизнес обеспечивают стабильность социально-экономического развития.
При освоении зарубежных рынков, малый и средний бизнес может действовать, как и самостоятельно, так и в взаимодействии с большими предприятиями, т.е. выступая в качестве субподрядчиков крупных фирм в соответствии с условиями контракта. Из-за разнообразия форм функционирования субъекты МСБ способствуют оживлению международной торговли.
Для того, чтобы доказать данный факт, можно сослаться на конкретные примеры их участия МСБ во внешних связях. Так, в Японии показатель участия МСБ во внешнеэкономической деятельности находится на среднем уровне и составляет 50% от общего объема экспорта, а показатель участия МСБ Италии во внешнеэкономических отношениях достигает 65% от общего объема экспорта. Во Франции, в секторе обрабатывающей промышленности, экспортная доля МСБ равна экспортной доле больших предприятий. В странах с переходной экономикой, например, в Южной Корее эти показатели достигают 40%. А в развивающихся странах Восточной Азии — около 36%.
Следует также отметить, что субъекты МСБ имеют важную роль в развитии наукоемких и высокотехнологических производств, в быстром освоении новшеств. Так по данным, предоставленными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в настоящее время в Англии малые предприятия создают 28% значительных изобретений, во Франции — 30%, а в США 60% инновационной продукции создается предприятиями МСБ, на которых работают около 40% технического персонала страны. В Индии функционируют 13 миллионов малых предприятий, которые вырабатывают около 50% общего объема продукции промышленности. В КНР малый и средний бизнес обеспечивает более 65% национального ВВП, формирует более 50% налоговых поступлений, обеспечивает около 75% рабочих мест и 63% общего объема экспорта в стране.
Как показывает мировая практика, по доле МСБ в общем количестве предприятий, занятости и ВВП они занимают лидирующие позиции во многих странах. (Таблица 1).
Из таблицы 1 видно, что МСБ преобладает количественно в национальных экономиках ряда стран. МСБ показывает свою самостоятельную и довольно успешную траекторию хозяйственного развития. Сравнивая статистику разных стан, мы можем сделать вывод: чем больше влияние МСБ на национальную экономику, тем больше экономические показатели данной страны и конкурентоспособность ее предприятий на мировом рынке.
Таблица 1 — Тенденции развития МСБ и его значение в национальной экономике в ряде стран_
Страна Доля МСБ в общем количестве предприятий, % Доля МСБ в общем количестве занятости, % Доля МСБ в структуре ВВП, % Доля МСБ в экспорте, %
1990 -2000 гг. 20122014 гг. 1990 -2000 гг. 20122014 гг. 1990 -2000 гг. 20122014 гг.
1990 -2000 гг. 20122014 гг.
США 85-87 97,798,1 42-45 58-61 43-45 51-53 28-30 38-41
Япония 88-90 98,599,7 58-60 76-79 46-49 53-56 29-33 39-41
ЕС 86-87 97,698,5 55-59 70-73 51-56 66-68 45-50 69-72
Германия 87-89 98,599,8 50-53 66-70 43-47 55-57 38-41 50-53
Италия 89-90 98-99,8 56-58 70-74 46-50 60-62 43-48 59-62
Великобритания 82-86 98-99,2 38-40 51-53 42-47 54-57 35-41 50-53
Франция 82-85 98-99,6 40-45 59-61 46-50 55-57 36-43 49-52
Китай 70-75 98-99 50-56 71-76 37-43 59-6 39-41 66-70
Россия 20-25 40-42 15-18 35-38 10-12 24-26 15-21 39-41
Следует отметить, что развитие малого и среднего бизнеса не может происходить стихийно и требует от субъектов МСБ профессионального подхода к анализу рынка и повышения конкурентоспособности производимой продукции не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.
Общеизвестный факт, что глобализация мировой экономики создает возможности развития МСБ, но глобализация может также и негативно влиять на малый и средний бизнес. К негативным последствиям можно отнести: неравномерное распределение преимуществ глобализации между странами, увеличение конкуренции и нестабильности в условиях высокой степени взаимозависимости национальных экономик; постоянно изменяющаяся рыночная конъюктура, высокие темпы совершенствования производственных и технологических процессов, которые предполагают увеличение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Из-за негативных влияний глобализации мировой экономики 50% малых предприятий закрываются в первые два года своей предпринимательской деятельности, а успешными к своему десятилетнему рубежу оказываются только 15% малых предприятий. В разных странах эта динамика различна. Например, в США 69% предприятий МСБ закрываются впервые пять лет, продолжительность жизни 14% предприятий составляет более 10 лет. Средняя продолжительность жизни
МСБ в Японии и в ряде Европейских стран составляет 12 лет, в КНР — 3,7 года. Более 65% негосударственных предприятий в КНР терпят банкротство в течении пяти лет. Проведя исследование продолжительности жизни МСБ в различных странах можно выделить ряд внутренних и внешних факторов, определяющих необходимость трансформации государственного регулирования МСБ в условиях глобализации.
К внутренним факторам можно отнести: низкий уровень менеджмента предприятий, недостаточность собственных оборотных средств, устаревшее оборудование и технологии, трудности привлечения квалифицированных сотрудников.
Внешние факторы условно можно разделить на факторы на национальном уровне и на факторы на мировом уровне.
К внешним факторам на национальном уровне следует отнести: несовершенство нормативно-правовой базы, уровень инфляции, платежеспособный спрос населения, высокие налоговые ставки, низкий уровень финансовой поддержки, повышение цен на сырье и рабочую силу, неблагоприятное отношение общества к частному сектору.
К внешним факторам на мировом уровне относятся: рост издержек производства и выхода на внешний рынок, увеличение давления инфляции, подъем торгового протекционизма, увеличение технических и экологических барьеров, последствия финансово-экономического кризиса, обострение конкуренции на мировом рынке, политические риски, валютный риск, риск непредвиденных обстоятельств.
Все вышеназванные внутренние и внешние факторы связаны не только со слабой выживаемостью малого и среднего бизнеса, но и зачастую с некомпетентным вмешательством государства в экономические процессы. Это, в свою очередь, вызывает необходимость трансформации государственного регулирования и поддержки МСБ в новой экономической среде.
Для обеспечения быстрого и стабильного развития МСБ в условиях глобализации и финансового кризиса правительства многих стран оказывают активную существенную поддержку субъектам МСБ, которые объективно не могут выдержать конкуренции с крупным бизнесом. Для создания действенного механизма стимулирования развития малого и среднего бизнеса наиболее эффективными являются экономические методы, которые предусматривают разработку финансовой, налоговой, информационной, страховой, амортизационной и других научно обоснованных экономических политик.
Снижение налогового бремени у субъектов МСБ в настоящий момент является одним из важнейших косвенных методов поддержки и стимулирования МСБ в ряде стран. Например, льготы для начинающих субъектов: отсрочка по уплате налогов на прибыль на срок от одного-двух (Франция, США, Швейцария и другие) до пяти лет (Словакия).
В настоящее время, в мире принята практика специализированных
государственных кредитных организаций (называемых банками развития), главная цель которых финансовое содействие в реализации инвестиционных проектов МСБ, а также облегчение экономического состояния многих экспорториентированных МСБ, пострадавших от резкого падения объемов продаж на мировом рынке. В правительстве таких стран, как Дания, Канада, Чили начали активнее использовать такие инструменты, как предоставление экспортных кредитов и расширение гарантийных обязательств. Более частое применение механизмов страхования экспортных кредитов осуществляется в таких странах как Нидерланды, Германия, Новая Зеландия. Также правительства этих стран предоставляют инвестиционные кредиты для улучшения качества ассортимента товаров и услуг.
Основными приоритетами государственной политики в области поддержки МСБ в условиях глобализации экономики является стимулирование наукоемкой и высокотехнологической деятельности, кооперации МСБ с крупными предприятиями и выстраивание отечественных предприятий в технологические цепочки глобальной экономики с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств. Следует отметить, что в странах с переходной экономикой наблюдается значительное отставание от экономически развитых стран по объему и темпам инвестирования в инновационную сферу. Например, в Швеции государственные расходы на научно-прикладные исследования составляют 3,4% а расходы частных фирм 1,3% ВВП, в США — 0,8% и 2%, в Германии 0,8% и 1,9%, во Франции 0,4% и 0,2% соответственно.
В русле тенденции развития малого и среднего бизнеса во всех странах все больше внимания стало уделяться стимулированию интернационализации его деятельности. Основой эффективной внешнеэкономической деятельности (ВЭД) субъектов МСБ и залогом экономической безопасности страны в условиях глобализации экономики является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала. В мировой практике, для стимулирования развития ВЭД субъектов МСБ используется широкий набор инструментов. Классификация мер регулирования ВЭД основана на применении тарифных мер (пошлин) и нетарифных мер (лицензий, квот). В соответствии с данными мерами проводится прямое и косвенное субсидирование экспортеров в сфере МСБ, разнообразные тарифные льготы, освобождения от уплаты пошлин, снижение кредитных ставок, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, информационное обеспечение, государственные закупки новой продукции, система лицензирования и сертификации.
Изучение основных форм поддержки МСБ при выходе на внешний рынок в развитых странах показали, что на сегодняшний день функционирует мощная система государственной поддержки, которая представляет собой развитую скоординированную структуру центральных
и местных органов власти, государственные программы по финансовой, информационной, консультационной поддержке экспорториентированных предприятий, а также эффективно взаимодействующая инфраструктура поддержки экспорта МСБ.
Исследование тактики, стратегии и механизмов государственного регулирования МСБ в наиболее развитых странах мира позволяет выявить общие элементы, присущие каждой из этих стран, а также возможности их использования при разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования в других странах. Нет сомнения в том, что комплекс национальных мер государственного регулирования малого и среднего бизнеса должен определяться его целями конкретно в каждой стране и учитывать исторические, экономические, социальные, культурные особенности каждых стран.
Усиление конкуренции на мировых рынках обуславливает качественное изменение в системе организации и управления бизнесом, который должен уметь адаптироваться к постоянным меняющимся условиям в конкурентной борьбе на международном уровне.
На наш взгляд, во-первых, в условиях возрастающей международной конкуренции по приоритетным направлениям государственной поддержки МСБ следует уделить особое внимание развитию инновационной и транснациональной деятельности, акцентировать внимание на производстве качественно-брендовой и экологической продукции с целью повышения долгосрочной конкурентоспособности предприятий МСБ как на национальном, так и на мировых рынках.
Во-вторых, правительствам государств необходимо совершенствовать систему государственного регулирования МСБ, нормативно-правовой, инфраструктурную и экономическую поддержку. Эти поддержки можно свести к следующему:
-правомерно выделить блок взаимосвязанных законов и подзаконных актов и государственных органов, регулирующих МСБ: устранение по возможности дублирования функций государственных органов в сфере МСБ; усиление контроля государства в области качества, в целях повышения конкурентоспособности и имиджа предприятий МСБ; обеспечение равных условий использования ресурсов для субъектов различных форм собственности; упрощение административных процедур в сфере регулирования налогообложения, ценообразования, лицензирования; приведение законодательства в соответствии с нормами международного права, регламентирующими ВЭД МСБ с целью улучшения инвестиционных вложений; усиление роли государства в экспортном и инвестиционном страховании рисков, включая риски связанные с колебанием валютных курсов.
— для создания более оптимальных условий эффективного ведения МСБ необходимо использовать такие экономические инструменты, как
повышение роли и значимости частного сектора в экономике на основе приватизации государственной собственности; дифференцирование налоговых ставок; предоставление льгот для субъектов МСБ, ориентированных на развитие инновационной и экспертной деятельности; расширение каналов финансирования субъектов МСБ.
-необходимо усилить инфраструктурную поддержку; предоставить услуги бесплатного консультирования по законодательствам, организационным, техническим и финансовым проблемам для предпринимателей на различных уровнях развития малого и среднего бизнеса; способствовать установлению межфирменных контактов и повышению квалификации специалистов и административных сотрудников по реализации кластерной политики, экологической безопасности продукции.
1.Администрация малого бизнеса США // SBA gov. — Режим доступа: http//www.sba.gov/about-sba. — Дата доступа: 15.04.2013.
2.Блинов, А. Условия регулирования малого бизнеса / А. Блинов // Экономист. — 1990. — № 2. — С. 7.
3.Данильцев, А. В. Международная торговля: инструменты регулирования: учебно-практическое пособие / А. В. Данильцев. — 2-е изд., перераб. — М.: Деловая лит, 2004. — 320 с. 6. Доклад о мировом развитии 2010 (World Development Report 2010) — World Bank). — Режим доступа: http://issuu.com/world.bank.publications/ docs/ 97808213869927/1/.
Тахумова О.В., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности
Северо-Кавказский Федеральный Университет
Россия, г. Ставрополь Ильюх Т.М. студент
института экономики и управления Северо-Кавказский Федеральный Университет
Россия, г. Ставрополь ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В статье раскрываются современные тенденции формирования сферы услуг на основе развития туристической деятельности. Показывается важность данной отрасли для экономики большинства стран. Приводятся примеры функционирования курортов Европейских стран.
Ключевые слова: экономическое развитие, туризм, горнолыжные курорты, экономический рост.
Источник: cyberleninka.ru
Влияние международной интеграции и глобализации на российские предприятия
The impact of international integration and globalization on the russian enterprises
15.12.17 12:04
2545
Выходные сведения: Беляев С.А., Наджафова М.Н. Влияние международной интеграции и глобализации на российские предприятия // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/vliyanie-mezhdunarodnoy-integratsii/
Авторы:
Беляев С.А. 1 , Наджафова М.Н. 2
Authors:
Belyaev S.A.1, Nadjafova M.N. 2
Ключевые слова: международная интеграция, российская экономика, глобализация, интеграция, менеджмент, реальный сектор экономики
Keyword: internationalization, Russian economy, globalization, integration, management, the real sector of the economy
Аннотация: В статье рассматриваются процессы международной интеграции и глобализации, затрагивающие все сферы российской экономики. В условиях усложнившейся внешнеполитической ситуации Российская Федерация оказалась в непростой ситуации, с одной стороны, тормозящей ее вливание в международные экономические процессы, а с другой стороны, положительно отражающиеся на развитии внутренней экономики – переориентации с сырьевого типа экономики на развитие производственного и сельскохозяйственного сектора.
В современной российской экономике существует ряд проблем: техническое отставание производственных и перерабатывающих предприятий, высокая степень износа основных фондов, низкая степень внедрения инноваций на предприятиях и низкий уровень производительности труда. Эффективное развитие производственных предприятий невозможно без системы эффективного управления, усложняющегося в условиях международной интеграции и глобализации, требующего повышенной подготовки и навыков управления в кризисных условиях для поддержания конкурентоспособности производимой продукции и удержания позиций предприятий под натиском конкурентов. Сдерживание продвижения Российской Федерации на Запад в торгово-экономических и военно-политических вопросах создает условия и предпосылки для развития сотрудничества с Восточными партнерами и переориентации российской экономики на Азиатский и Ближневосточный рынок. Стремление российской экономики к укреплению собственной финансовой и продовольственной независимости и военной безопасности в условиях международной интеграции и глобализации не позволяет подчинить решения российского правительства по ключевым вопросам, касающимся взаимодействия по приоритетным вопросам развития мировых событий, крупнейшим западным партнерам, что доказывает значительную роль России на международной арене.
Annotation: The article discusses the process of international integration and globalization affects all spheres of the Russian economy. In terms of the complex international situation of the Russian Federation was in a difficult situation, on the one hand, hindering its infusion into the international economic processes, and on the other hand, positively affect the development of domestic economy – shift from resource based economy to the development of industrial and agricultural sector.
In the modern Russian economy there are a number of problems: technological backwardness of production and processing enterprises, high degree of depreciation of fixed assets, low level of innovation in enterprises and the low level of productivity. Effective development of industrial enterprises is impossible without an effective management system, complex in conditions of international integration and globalization, requiring increased training and skills management in crisis conditions to maintain the product competitiveness and position-holding enterprises under the pressure of competitors. The containment of the advance of the Russian Federation to the West in trade-economic and military-political issues, creating conditions and prerequisites for the development of cooperation with Eastern partners and reorientation of the Rus-sian economy to Asian and middle East market. The desire of the Russian economy to strengthen its financial and food independence and military security in the context of international integration and globalization does not allow you to subordinate the decisions of the Russian government on key issues concerning cooperation on priority issues of development of world events, the largest Western partners, which proves the significant role of Russia in the international arena.
Современную мировую экономику характеризуют обширные интеграционные процессы. Вопрос рациональной и максимально эффективной добычи полезных ископаемых, использования топливно-сырьевых и трудовых ресурсов, внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий волнует человечество все больше. Экономическая интеграция отличается от экономического сотрудничества, которое ограничивается обычно торговыми отношениями, более углубленным состоянием всесторонних связей отдельных стран, с объединением производственных процессов и возникновением льготных условий в правовых, налоговых и таможенных вопросах взаимодействия. Множественные интеграционные процессы, охватывающие все большее количество стран в различных областях сотрудничества, приводят к глобализации мировой экономики как к высшему этапу эволюционного развития социально-экономических процессов на планете.
Материал и методы
Работа проводилась с помощью использования метода сбора данных, аналитического метода, моделирования, системного подхода и изучения статистических материалов и методов [1, 2, 3].
Результаты и обсуждение
Впервые о создании единого процветающего экономического пространства в Западной Европе написал в своей речи для выступления в совете Организации европейского экономического сотрудничества П. Гарриман в 1948 г., впервые употребив термин «интеграция» [4]. Послевоенная Европа была вынуждена взять курс на объединение с целью восстановления национальных экономик.
Экономическая интеграция является частью глобализационного процесса, составляя его ядро, а сама глобализация – рассматривается в современных исследованиях как совокупность процессов взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимообусловленности различных компонентов мирового сообщества, результатом чего станет целостность миробытия или человечества как целого [5]. Термин «глобализация» впервые был рассмотрен профессором Теодором Левиттом, который в статье «Глобализация рынков», изданной в 1983 году в журнале «Garvard Bisiness Reviev», описал особенности соединения продуктов, которые производили транснациональные корпорации, связав их с этим термином. Американский социолог Р. Робертсон популяризировал понятие глобализации, позиционируя понятие как «сжатие» мира и усиление взаимозависимости всех его частей [6, С.85]. Исходя из приоритетов экономических факторов, аналитики Всемирного банка определяют глобализацию как «рост экономической взаимозависимости стран мира, вызванный как увеличение объема и многообразия трансграничных сделок в сфере товаров и услуг, а также международных потоков капиталов, так и ускоряющимся и расширяющимся распространением технологий» [7].
Российская Федерация является крупнейшим в мире государством, обладающим огромными природными ресурсами и геополитическим потенциалом. Находясь территориально одновременно и в Европейской и в Азиатской части материка, Россия не может быть соотнесена полностью ни с одной из частей света, но ввиду динамично развивающегося Востока, Опошнянский А.В. [8] полагает, что больше потенциала для дальнейшего развития у России с восточными партнерами.
Нарастающие темпы вливания российской экономики в мировой интеграционный процесс в начале 2000-х годов после длительного кризисного постперестроечного периода могли отразиться негативно на развитии российских предприятий, не в полной мере готовых конкурировать с западными производителями, например, сельскохозяйственной продукции, точной и автомобильной техники, подвергая продовольственную безопасность страны усилению зависимости от импорта, что недопустимо. Необходимо было защитить отечественных производителей от агрессивных условий конкурентной среды хотя бы на начальном этапе [9,10]. После длительных переговоров и урегулирования условий Россия в 2012 г. вступила в ВТО, заполучив для себя максимально выгодные условия адаптации. Но, ввиду резко изменившихся внешнеполитических отношений, связанных с политической ситуацией на Украине, вызвавшей ее раскол, Российская Федерация была подвергнута международным экономическим санкциям, с обвинениями в «агрессии» и «вторжении» в Крым [11]. Введенные санкции со стороны западного мира не отменены до сих пор, что толкает Россию на сближение с Китаем, стимулируя развитие торгово-экономических отношений, развитию транспортной сети в восточном направлении и переориентации добычи экспортных сырьевых ресурсов на восточного потребителя.
В современной российской экономике существует ряд проблем: техническое отставание производственных и перерабатывающих предприятий, высокая степень износа основных фондов, низкая степень внедрения инноваций на предприятиях и низкий уровень производительности труда [12]. Ориентация на сырьевой тип экономики, ввиду доступности различных видов природных ресурсов, не позволяет вывести российские производственные предприятия на конкурентоспособный уровень. Тем не менее, Малявина А.В. [13] в своем исследовании установила ключевые структурные сдвиги в сельском хозяйстве, отраслях пищевой и химической промышленности и области интернет-технологий, выражающиеся в положительных тенденциях развития импортозамещения за счет производства российской продукции.
Российские регионы сильно дифференцированы в своем развитии. В Центральном Федеральном округе сосредоточено более 1/3 всех производственных фондов, также значительная часть производств находится в Уральском и Приволжском федеральных округах. На эти же территориальные округа приходится наибольшая часть вырабатываемого валового регионального продукта, что делает условия для развития российских предприятий в рамках международной интеграции и глобализации неоднородными. Ферару Г.С. и Киселев Д.Н. [14] предлагают сформировать отечественную модель кластеризации территорий с целью повышения их конкурентоспособности и более гармоничного процесса модернизации отечественных предприятий.
Для достижения эффективного функционирования российских предприятий в условиях глобализации и международной интеграции необходимо иметь развитую систему менеджмента, способного ввести российские предприятия в международные интеграционные процессы с наименьшими потерями. Голобков А.С. и Косырев А.В. [15] считают что, реальной экономической целостности удалось достичь только странам Европы, создавшим Европейский Союз, что произошло благодаря специфической системе менеджмента, которую определяют как евроменеджмент. Эффективность такой управленческой модели подтверждается высокими темпы развития европейской экономики во всех областях производства и услуг. В России же принципы в области менеджмента для достижения устойчивого успеха предприятий включают в себя ориентацию на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к управлению; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; эффективные отношения с контрагентами. Бикметов Р.Ш. [16], в свою очередь считает, что процесс эффективного менеджмента невозможен без наличия квалифицированных кадров, который в России в, не всегда может быть реализован из-за назначении менеджеров из узкого круга приближенных к начальству людей.
Морковкин Д.Е. [17] рассматривает инструменты интенсивного пространственного развития экономики российских территорий на основе анализа функционирования особых экономических зон, кластеров и территорий опережающего социально-экономического развития, которые широко распространены в мировой практике. Отмечая недостаточно эффективное использование льготных и благоприятных условий предприятиями и представителями бизнеса в установленных в особых экономических зонах, он предлагает усилить контроль со стороны государства за участниками производственных процессов, чтобы ускорить процессы повышения конкурентоспособности предприятий в условиях глобализационных процессов.
Участие России в международной интеграции и глобализации не ограничивается сырьевыми потоками и продукцией военно-промышленного комплекса. Одним из приоритетных направлений развития в последние годы выделяют аграрное производство. Несмотря на постоянные обсуждения и попытки развития агропродовольственный сектор, сельскохозяйственное производство в России не приносит ожидаемых результатов и не может эффективно функционировать и покрывать требования продовольственной безопасности [18]. Результаты, безусловно, улучшаются, но агропромышленные предприятия в условиях глобализации без поддержки государства все еще не способны конкурировать с западными производителями по качеству сельскохозяйственной продукции, по уровню оптимизации затрат и эффективности труда; а объемы инвестиций для развития агропродовольственного сектора не достигли необходимых объемов для качественного изменения производственного процесса по всем отраслям сельского хозяйства [19].
Глобализационные процессы затрагивают не только реальный сектор российской экономики. Большую зависимость от международной финансовой системы Россия приобрела еще в период распада советской экономики.
В данный момент остро стоит проблема предотвращения встраивания в национальную экономику финансовых рычагов внешнего управления и развития угроз финансовому суверенитету и финансовой безопасности страны, прежде всего обусловленных большим внешним частным долгом [20, 21]. Попытки создания альтернативных систем расчетов, снижения зависимости от иностранных источников финансирования пока не позволяют российской финансовой системе устойчиво и беспрепятственно функционировать вне территории страны, поскольку ухудшающаяся по отношению к Российской Федерации внешняя политика способствует отдалению нашей страны от технических и инновационных разработок. Тем не менее, эволюционного изменения экономических систем никто не в силе отменить [22, 23, 24], поэтому попытки России усилить свои позиции в международном экономическом пространстве путем укрепления собственной экономической независимости уже дают положительные результаты. Невозможность полноценного функционирования глобальной экономической системы без России признают даже те страны, которые пытались ограничить интеграцию российской экономики в международную экономическую систему.
Глобализация – как высшая степень международной интеграции, является неизбежным процессом эволюционного развития международной экономики. Российская экономика ввиду негативно изменяющейся внешнеполитической ситуации вынуждена переориентироваться с сырьевого типа функционирования на развитие собственных производств, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, укрепление собственной финансовой независимости. Для эффективного функционирования отечественных предприятий в условиях международной интеграции и глобализации необходимо повышение качества системы менеджмента и уровня подготовки управленческих кадров. Реформы, проводимые в России ввиду интеграционных процессов, позволяют стране выйти на новый уровень влияния на международной арене и отстаивать свои позиции в непростых внешнеполитических условиях.
Библиографический список
Источник: www.innov.ru