Как использовать в обучении бизнес кейсы

Кейс-метод, как форма обучения экономических и бизнес-дисциплин получил широкое распространение в университетах и школах бизнеса Западной Европы. Своими корнями уходит в Гарвардскую бизнес школу в Бостоне. В 1908 году преподаватели этого вуза отказались от традиционных лекций. Вместо них они поместили в центр обучения обсуждение конкретных случаев из экономической практики.

В Германии кейс-метод нашел распространение при подготовке менеджеров, также на экономических факультетах вузов. В связи со стремлением школ приблизить занятия к практике изучения конкретных случаев применяется в общеобразовательных и профессиональных школах на занятиях по предмету «экономика и труд», по обществознанию, истории и географии.

Базовая структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же из собственного окружения.

обсуждают этот случай,

ищут альтернативы для его решения,

предлагают собственный вариант решения,

обосновывают это решение,

Метод бизнес кейсов

потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике.

Цель кейс-метода – развитие способности учащихся к принятию решений.

ХОД РАБОТЫ ПО КЕЙС-МЕТОДУ

Знакомство с конкретным случаем.

Информация, полученная из предоставленных материалов и добытая самостоятельно.

Обсуждение возможностей альтернативных решений.

Резолюция . Принятие решений в группах.

Диспут . Группы защищают свое решение.

Сопоставление итогов . Сравнение решений, принятых в группах, с решениями, принятыми в действительности.

Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения.

Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения.

Развивать альтернативное мышление.

Сопоставить и оценить варианты решения.

Аргументировано защищать решения.

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.

Варианты кейс-метода:

анализ скрытых проблем;

проблемы ясно названы;

информация предоставляется с пробелами;

Анализ скрытых проблем.

Главная задача – анализ скрытых проблем. С помощью предоставленной информации разрабатываются варианты решения проблемы и принимаются решения. Сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности.

Проблемы ясно названы.

Главная задача – с помощью названных проблем и представляемой информации разрабатываются варианты решения и принимаются решения. Возможно сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности.

Информация предоставляется с пробелами.

Главная задача – самостоятельное получение информации.

Проблемы называются.

Главная задача – оценка (критика) принятых решений.

Кейс-стади (английское « case — stady ») — это реальный пример, учебная ситуация, которая описывает события из реальной жизни, демонстрирующие теорию.

Цель кейс-стади как средства обучения – в привлекательной для учащихся форме, иллюстрируя примерами из реальной жизни, продемонстрировать теоретические понятия и концепции.

Как Решать Кейсы на Примере Кейс-интервью в FMCG

Дидактические требования к кейс-стади.

Кейс должен быть приближен к жизни и действительности.

Кейс должен представлять возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.

Кейс должен содержать проблемы и конфликты.

Кейс должен быть решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.

Кейс должен допускать различные варианты решения.

С точки зрения дидактики хорошо оформленные кейсы отличаются тем, что в них, кроме языка, применяются таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, сценарии ролевых и деловых игр.

С помощью звукозаписей и видеозаписей изучение кейса может быть оформлено таким образом, что описание приобретает живой характер.

Реальные примеры сталкивают учащихся с «сырыми» экономическими данными, ставят проблемы. Кейс может содержать актуальные конфликтные ситуации, требующие принятия решения.

Благодаря возможности вмешательства в реальные процессы такое «прямое участие» в процессе принятия решения приобретает характер специфической формы проведения уроков по проектному методу.

Анализ конкретной социально-экономической ситуации развивает у школьников способность к анализу нерафинированных жизненных социально-экономических проблем. Обучаемый должен определить , в чем состоит проблема, свое отношение к конкретной социально-экономической ситуации.

В ходе обработки кейса учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решения.

Процесс принятия решения организован интерактивно . В маленьких группах (по 4-6 человек) изучаются материалы кейса и разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всеми. С помощью кейс-метода можно анализировать действительность во всей ее комплексности на основе конкретного случая.

Выбор содержания и тем ориентируется не столько на теорию, сколько на важные повседневные проблемы, действия и ситуации принятия решения, с которыми непосредственно сталкивается человек.

По мнению зарубежных специалистов, составление кейс-стади – это процесс творческий, поэтому нет единой формы кейсов.

Но существует определенный алгоритм создания кейса .

Определить подходящую тему или событие исследования.

Выделить основные понятия и концепции данной темы.

Проведение обширного исследования.

Необходимо использовать все источники для сбора информации (газетные вырезки с отрывками из статей, журналы, книги, общение с друзьями, коллегами). Можно организовать учащихся для поиска и подбора информации.

Обработка информации. Проанализировать кейс, определить актуальность примера для данной теоретической темы.

Подготовить вопросы для учащихся и возможные варианты ответов.

Вопросы должны

следовать друг за другом в порядке возрастания сложности,

Читайте также:  Кайдзен что это такое простыми словами в бизнесе

охватывать все теоретические концепции данной темы,

быть направлены на применение учащимися аналитических навыков,

могут содержать задания проведения анализа таблиц и диаграмм,

предполагать развернутые ответы.

Учащийся должен знать, что будет принят всякий ответ, даже если он неверный, главное, чтобы он был аргументированным и исчерпывающим.

По объему кейсы могут быть от нескольких абзацев до двадцати и более страниц.

Использовать кейсы можно

на лекции, когда школьники изучают теорию,

в дискуссии для анализа и выстраивания стратегии или прогнозирования ситуации.

Если есть необходимость, к кейсу прилагаются основные положения теории (понятия, концепции, тезисное изложение лекционного материала).

Анализ кейса не должен подводить учащихся к однозначным выводам и единственному решению. Появление различных взглядов, точек зрения, провоцируют дискуссию. По окончании дискуссии преподаватель формулирует выводы.

За основу классификации конкретных ситуаций нами взята классификация М. Новик:

Ситуация-проблема – определенное сочетание фактов из реальной жизни. Задается реальная социально-экономическая ситуация, которая имела положительные и отрицательные последствия.

определить, каковы были условия,

какие выбирались средства решения проблемы,

были ли они адекватны и почему.

Проблемная ситуация создает условия свободного осознанного выбора, через который происходит углубленное познание субъективных и объективных экономических реалий.

«Проблемная ситуация – это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости сделать выбор, принимать решения» (Рубинштейн С.Л., 1976, с.201).

Принятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает школьника искать выход из создавшегося положения неопределенности, дефицита информации.

«В образовательном пространстве личности должна воссоздаться система таких жизненных ситуаций, которые востребуют проявления, а, следовательно, и развития не только познавательных, но и личностных функций учащихся, своего рода личностного способа жизнедеятельности» (Сериков В.В., 1999, с. 89).

Ситуация-проблема.

«В свое время правительство России для оплаты закупаемых тракторов продало в США некоторые из шедевров живописи, хранившихся в Эрмитаже. Моно ли считать такое использование сокровищ выгодным?»

«Можно ли остановить инфляцию, если заменить бумажные деньги золотыми монетами?»

Ситуация-оценка описывает социально-экономическую ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден.

Школьниками проводится критический анализ ранее принятых решений, дается мотивированное заключение по поводу произошедшего события. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же социально-экономической ситуации углубляет опыт школьников.

Тема «Проблема выбора. Альтернативная стоимость».

Задачи урока:

определить альтернативную стоимость решения как наиболее ценную альтернативу, от которой приходится отказываться, принимая данное решение;

проанализировать факторы, влияющие на компромиссный выбор при принятии решений о расходах.

В городе существует большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универсам, бассейн или крытую автомобильную стоянку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание.

Учащиеся делятся на 4 группы:

мнение работников здравоохранения,

жители, живущие вблизи этого участка,

родители часто болеющих детей и живущих рядом с пустырем,

сотрудники фирм, магазинов, которым необходимо ставить транспорт на автостоянку.

Ситуация-иллюстрация проясняет какую-либо экономическую проблему или социально-экономическую ситуацию, относящуюся к определенной теме.

Предъявление таких заданий усиливает у школьников стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы, у учащихся развиваются аналитические способности, вырабатывается самостоятельность и инициативность в решениях.

Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений.

Носят тренировочный характер, помогают приобрести опыт решения определенных экономических задач.

Ситуация-упражнение

Тема «Инфляция и семейная экономика».

Понаблюдайте в течение нескольких недель за изменением цен на товары, входящие в «потребительскую корзину».

Проанализируйте факторы, влияющие на это изменение, и последствия для семейного бюджета, из этого вытекающие.

Объектом наблюдения могут быть курсы валют, коммунальные услуги, проезд на транспорте, оплата телефона.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Кейс-метод в процессе обучения

Кейс-метод в обучении персонала

В арсенале менеджера по персоналу есть множество методик. Все они, как правило, направлены на решение задач в какой-то конкретной сфере управления персоналом: в подборе, адаптации, обучении или оценке и т. д. Сегодня же речь пойдет о методе, который по праву можно считать уникальным, а именно о кейс-методе. Его уникальность заключается, с одной стороны, в универсальности, а с другой — в относительной простоте использования.

Общая характеристика метода

Кейс (англ. case study — исследование, анализ случая) — это смоделированная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы. По сути, кейс — достаточно подробное описание отдельно взятой конкретной ситуации, содержащей в себе определенную проблему, вопрос и не всегда имеющей единственно правильный ответ.

Кейс-метод зародился в 20-е гг. прошлого столетия в Гарварде и сначала использовался исключительно как метод обучения. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study — гарвардская (американская) и манчестерская (европейская). Для первой школы целью метода является обучение поиску наиболее верного решения, а вторая предполагает несколько вариантов решения. Американские кейсы больше по объему (20 — 25 страниц текста плюс 8 — 10 страниц иллюстраций), объем европейских кейсов в полтора — два раза короче. В любом случае кейс содержит достаточную информацию о самой ситуации, о том, как она развивается, кто участвует в ее развитии, когда должен быть получен результат и каковы критерии его эффективности, какими ресурсами располагает человек, решающий поставленную проблему.

Читайте также:  Бизнес парк румянцево расположение

У кейс-метода есть свои признаки и технические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Мы будем рассматривать европейский вариант. Для него характерны:

1. Наличие модели ситуации, состояние которой описывается в некоторый момент времени — ситуация имеет свои пределы, начало и конец.

2. Многоальтернативность решений. Это ключевая характеристика, поскольку именно в отсутствии единственно правильного решения и заключается обучающее начало этого метода.

3. Единая цель при выработке решений. Она, как правило, вытекает из проблемы, сформулированной в содержании задания.

4. Наличие системы оценки деятельности по решению кейса. Обычно применяются оценочные формы, содержащие критерии эффективности решения и шкалу оценки, чаще всего чек-листы.

Все кейсы можно классифицировать по трем основаниям. Представим это в виде схемы.

┌──> │ в зависимости от │ — ситуационный

│ │ решаемой задачи: │ — проблемный

│Кейсы├───> │ в зависимости от │ — комплексный

│ ├┐ │ объема и структуры: │ — мини-кейс

└──> │ в зависимости от │ — реальный

│источника информации:│ — вымышленный

Во-первых, в зависимости от решаемой задачи кейсы можно разделить на проблемные и ситуационные.

В Проблемном кейсе описывается некая затруднительная ситуация в компании. Основная задача — ее анализ. Такой кейс может быть использован в рамках обучения руководителей стратегическому менеджменту, а также аналитическому подходу.

Пример 1. Компания представляет собой сеть продовольственных магазинов самообслуживания под общей маркой «Вкуснов». Бизнес приносит доход, сотрудники получают неплохую зарплату.

1. Постоянно открываются новые магазины, теперь уже в районах области, требуются новые директора. Работники находятся, но все они выходцы из разных культур: один когда-то торговал на рынке, другой начинал как рядовой продавец, третий имел свой бизнес, но разорился, четвертый был сетевиком. Все они руководят по-разному, исходя из собственных представлений об управлении.

2. В последние полгода заметно увеличилась текучесть кадров — более чем на 50% по сравнению с прошлым годом.

3. В магазинах постоянно растет и обновляется ассортиментный ряд. Вместо 100 — 150 наименований в прошлом ассортимент за год вырос почти в десять раз. Продавцы не справляются, забывая, что лежит у них на прилавке.

4. Сами магазины достаточно отличаются друг от друга как по уровню технической оснащенности, внешнему оформлению, так и по уровню обслуживания покупателей.

5. Служба персонала в компании отсутствует. Вопросами кадрового учета и делопроизводства до сих пор занимался бухгалтер. Оперативное управление персоналом осуществляют на местах директора магазинов.

Руководство компании планирует сделать свою марку узнаваемой, чтобы покупатели шли именно в магазины этой сети, а персонал хотел работать и работал правильно. Вы — новый менеджер по персоналу. Нужно составить план организации службы персонала. Ваши действия?

Ситуационные кейсы направлены прежде всего на развитие поведенческих компетенций, например, навыков постановки задачи или предоставления обратной связи. Описывается ситуация делового взаимодействия. Требуется найти оптимальное решение и способ его реализации. Очень часто ситуационные кейсы используются в качестве инструкции к ролевой игре. Такой тандем методов значительно повышает эффективность обучения, поскольку обучаемый имеет возможность не только выбрать определенную модель поведения в конкретной ситуации, но и проверить, каким образом эта модель работает на практике.

Пример 2. Вы — руководитель отдела продаж. Сегодня у вас должна состояться встреча с одним из ключевых клиентов по вопросам продления договора о сотрудничестве (с сетью магазинов автозапчастей, для которых вы поставляете товар).

Однако за полчаса до назначенной встречи вас срочно вызывает коммерческий директор с неотложной проблемой. Вы понимаете, что встреча с важным клиентом под угрозой срыва. Отказаться от встречи с коммерческим директором нельзя. Единственный выход из сложившейся ситуации — поручить переговоры с клиентом одному из опытных менеджеров по продажам, который владеет необходимой информацией. Но этот сотрудник, несмотря на аккуратность в работе и внимательность к мелочам, всегда имел собственный взгляд, часто не совпадавший с вашим, и иногда обсуждал распоряжения руководства, критикуя их в присутствии других подчиненных.

Проведите деловую беседу и поставьте перед сотрудником задачу.

Во-вторых, по объему и структуре информации можно выделить комплексные и мини-кейсы.

Комплексный кейс принято считать классическим. Он содержит достаточно большой объем информации с высоким уровнем детализации. Организация и текущая организационная ситуация описываются до мельчайших подробностей. В задании приводится много первичных данных, мнений, образцов документов, причем эти сведения могут быть избыточными и слабо структурированными. Сотрудник, ищущий решение, должен самостоятельно разобраться, какая информация ему необходима, каким образом ее анализировать, как расставить приоритеты, что и определяет выбор решения.

Читайте также:  Бизнес основанный на дружбе примеры

Кейс может содержать несколько вариантов решения, из которых предлагается выбрать лучший, но иногда все предлагаемые решения неоптимальны и единственный способ успешно решить кейс — это предложить свое решение.

Преимуществом таких кейсов является возможность одновременно развивать большое количество компетенций, однако следует учитывать, что решение требует значительного времени, поскольку здесь важнее не скорость, а качество.

Мини-кейс — краткое описание практической ситуации, содержащей определенную проблему. Объем информации достаточен для того, чтобы человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, мог принять обоснованное решение и продемонстрировать его. Мини-кейсы используют в «навыковых» тренингах как для руководителей, так и для специалистов (например, менеджеров по продажам или по персоналу), а также при организации посттренингового сопровождения, для закрепления навыков, полученных в тренинге. Такие кейсы позволяют отработать на практике сложные взаимодействия руководителя с подчиненным или менеджера с клиентом, обучаемый получает опыт решения тех или иных проблем в условиях, максимально приближенных к реальности.

В-третьих, источники исходной информации для кейса могут различаться.

Большинство кейсов разрабатывается на основе сведений о Реальных компаниях и событиях. Внутренние специалисты по обучению персонала, менеджеры по персоналу могут использовать кейсы, разработанные на основе информации о своей компании, — они носят более прикладной характер, что повышает обучающий эффект.

Допустимо использование и кейсов, основанных на Вымышленных данных, но они, как правило, не обеспечивают достаточного правдоподобия и конкретизации ситуации, а также требуют определенного мастерства специалиста-разработчика. Как правило, этот вариант используется для мини-кейсов.

Методика использования кейс-метода

Разработка кейса — процесс достаточно трудоемкий. Часто удобнее использовать специализированные сборники, содержащие кейсы для развития различных компетенций. Если менеджер по персоналу принимает решение самостоятельно разработать кейс, то имеет смысл придерживаться следующих этапов:

V Определить цель создания кейса — например, развить какую-то

конкретную компетенцию. А каким образом будет использоваться кейс?

Отдельно, в рамках, например, посттренингового сопровождения, или же

он будет включен в качестве упражнения в тренинг?

V Идентифицировать конкретную ситуацию, реально сложившуюся в компании.

V Провести предварительную работу по поиску источников информации.

V Собрать информацию и данные, используя различные источники, включая

контакты с руководителями подразделений, в которых менеджер по

персоналу планирует проводить обучение.

V Подготовить первичный вариант представления материала. Этот этап

включает отбор, компоновку материала, определение формы презентации

(видео, печатная и т. д.).

V Обсудить кейс с руководителями заинтересованных подразделений,

V Подготовить методические рекомендации по использованию кейса.

Разработать задания для обучающихся и возможные вопросы для ведения

дискуссии и презентации кейса.

Обучающимся либо оцениваемым сотрудникам дается письменное описание ситуации, их просят выявить проблему (проблемы), проанализировать предложенную информацию и выработать наиболее эффективное с их точки зрения решение.

При групповой работе за индивидуальным рассмотрением следует этап совместного обсуждения, а затем презентация его результатов.

В процессе индивидуальной работы целесообразно придерживаться следующего порядка работы:

— ознакомление с кейсом;

— анализ имеющейся информации;

— формулирование альтернативных решений;

— оценка предложенных альтернатив;

— подготовка решений по итогам рассмотрения кейса;

— обсуждение и подведение итогов с участием тренера.

Обучающимся обычно предлагается ряд вопросов, направленных на прояснение того, какую оценку ситуации, рассматриваемых в ней проблем, действующих лиц, их поведения в данной обстановке, принимаемых решений дают обучающиеся, каковы возможные последствия и варианты развития событий. Вопросы могут быть такими:

V В чем состоит основная проблема? Какие еще проблемы можно выделить в

V Можно ли решить проблему в данных условиях?

V Какие возможны пути решения выявленных проблем?

V Как вы оцениваете поведение руководителя в данной обстановке?

V Как бы вы поступили на его месте?

V Каковы, по вашему мнению, причины, побудившие такого-то сотрудника к

таким-то действиям? Каковы могут быть последствия?

По результатам решения кейса участникам обязательно предоставляется обратная связь. Тренер отмечает основные сложные моменты и фиксирует результат обучения.

Итак, перечислим бесспорные преимущества кейс-метода обучения персонала.

1. В рамках кейс-метода имитируются отдельные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет развивать актуальные знания, умения и навыки, эффективные модели поведения, причем в непосредственной и неразрывной связи с конкретным видом деятельности.

2. Использование кейс-метода позволяет существенно сэкономить временные ресурсы. Обучаемый не только овладевает определенным объемом теоретических знаний, но и имеет возможность сразу же применить их на практике, опробовать те или иные варианты решений.

3. Обучение происходит не путем пассивного усвоения информации, а через осознание собственных эффективных и неэффективных действий, при этом эффективные модели поведения получают положительное подкрепление, что значительно повышает результативность их дальнейшего использования.

Источник: hr-portal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин