Аль-Габри, Вадах Мохаммед. Электронное правительство: его перспективы, возможности и угрозы / Вадах Мохаммед Аль-Габри. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 337-342. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32857/ (дата обращения: 07.06.2023).
В статье рассматриваются основные понятия электронного правительства. Представлены концепции развития информационного общества. Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму. Также говорится о проблемах и угрозах его применения.
Особое внимание уделяется опыту Российской Федерации во внедрении технологии электронного правительства. Раскрывается возможность перехода от электронного к смарт-правительству.
Ключевые слова: электронное правительство, умное правительство, государственные услуги, коррупция, показатель развития
The article discusses basic concepts of e-government. The concept of the development of the information society. Under E-government is the transformation of public administration in an open network form. As well as talks about the problems and threats of its use. Special attention is paid to the experience of Russian Federation in implementation of e-government.
Зачем нужно государство гражданину? Что такое электронное и цифровое правительство? / 14+
Reveals the possibility of a transition from an electronic to a smart government.
Keywords: e-government, smart-government, public services, corruption, development index
Электронное правительство — это современная система, с использованием сети Интернет, принятая правительством для связи учреждений друг с другом, частными учреждениями и с общественностью в целом. При этом необходима доступность информации для создания прозрачных отношений, характеризующихся скоростью и точностью, и направленных на улучшение качества работы.
Многие считают, что концепция «электронного правительства» возникла с началом распространения интернета в середине девяностых годов, а правительственные приложения датируются несколькими десятилетиями раньше. Считается, что первое использование термина «электронное правительство» было зафиксировано в ходе выступления президента США Билла Клинтона в 1992 году.
Главной целью государств, в первую очередь, являлось повышение эффективности государственного фонда и обслуживание граждан. В настоящее время идет гонка между правительствами мира в области внедрения электронного правительства, так как многие страны мира, развитые и развивающиеся, уже приняли эту концепцию. Это выражается в представлении важнейшей информации в сети Интернет и осуществлении через эту сеть правительственных и коммерческих сделок. Кроме того, это предоставляет возможность обмена информацией между правительством и гражданами при недоступности традиционных известных методов.
Концепция электронного правительства может быть не нова, но она переходит на новый уровень. Снижение расходов по-прежнему является важным фактором при оказании услуг, но при добавлении общественной ценности она постепенно переходит в качество основной цели электронного правительства.
Актуальные задачи по развитию взаимодействия государства и бизнеса в области данных
Показатель развития э-правительства представляет собой композиционный показатель из трех важных аспектов электронного правительства, как показано на рисунке 1, а именно: предоставление онлайн-услуг, телекоммуникационные связи и человеческий потенциал. Каждый из этих наборов индексов сам по себе является составным показателем, они могут быть извлечены и проанализированы независимо друг от друга [1].
Рис. 1. Элементы электронного правительства
Согласно такой схеме, каждый показатель включает в себя несколько показателей:
- Развитие человеческого капитала.
- Процент образования среди взрослых;
- Общий процент обучающихся.
Взаимодействие государства и бизнеса через интернет
Государственные услуги ассоциируются у предпринимателей с очередями и бюрократией. К счастью, сегодня удобные мобильные приложения победили бюрократию и существенно облегчили сложные и длинные процессы. Open Academy расскажет о возможностях интернета для собственников и начинающих бизнесменов.
Что можно сделать в режиме онлайн
Оплатить налог или пошлину на сайте ФНС или госуслуг
Как работает сервис.
Внести обязательные платежи можно на сайте ФНС, либо через Единый портал госуслуг (раздел «Оплата по номеру УИН»). К оплате принимаются банковские карты, Яндекс.Деньги, Webmoney.
Преимущества.
Удобство и скорость.
При наличии платежного документа достаточно указать УИН (уникальный идентификатор начислений) и сразу перейти к оплате удобным способом. Если платежки на руках нет, но есть информация о назначении и сумме платежа, можно самостоятельно сформировать квитанцию.
Проверить контрагентов в сервисах налоговой службы
Функционал.
На сайте ФНС есть различные сервисы для связи с базами данных и агрегатор «Прозрачный бизнес«, который пока работает в тестовом режиме. Цель у них общая — раскрытие информации о контрагентах и партнерах, которая может нанести ущерб деятельности фирмы или ИП.
Плюсы.
Система бесплатно предоставляет онлайн-выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с усиленной квалифицированной электронной подписью. По закону она ничем не отличается от документа из налоговой. Чтобы проверить сведения о компании или частном предпринимателе, достаточно знать адрес регистрации, ИНН или название.
Если у налоговиков не оказалось нужных сведений в открытом доступе, помогут платные сервисы. Например, в интернет-банк для предпринимателей Банка «Открытие» интегрирована популярная система «Светофор«. Услуга для владельцев счета — бесплатная.
Участвовать в тендере на госзакупках
Принципы работы.
С помощью мобильного приложения базы данных госзакупок ищут предложения, анализируют информацию, получают уведомления о событиях (сроки, изменения от заказчика).
Бесплатное приложение ЕИС в сфере закупок разработано на платформе iOS. Его можно скачать в AppStore. В дальнейшем планируется разработка приложения для Android. Пока владельцы смартфонов на данной ОС могут пользоваться веб-сайтом и платными мобильными приложениями.
Важно.
Подают заявку на тендер не через ЕИС, а через аккредитованные площадки. Процедура регистрации на них требует сканирования и пересылки документов. Только после рассмотрения пакета можно участвовать в конкурсе. Чтобы участвовать в госзакупках, нужны ЭЦП и спецсчет.
Заполните форму ниже. Это займет не более 2 минут
Консультация
Мы перезвоним в течение 30 минут и договоримся о встрече
Открытие счета
Подпишите документы и пользуйтесь счетом в день подачи заявки
Плата за подключение к Пакету услуг «Первый шаг» — 0 руб. Открытие и обслуживание первого счета в рублях РФ — 0 руб. Внутрибанковские переводы на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. 3 (Три) платежа в другие банки на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. К Пакету услуг «Первый шаг» могут быть подключены только новые клиенты, не имеющие открытых расчетных счетов в Банке «Открытие».
Обязательными условиями подключения и обслуживания в рамках Пакета услуг являются выпуск корпоративной карты и подключение к системе ДБО Банка. Обслуживание корпоративных карт «Бизнес карта»: первые 6 мес. — бесплатно, с момента совершения первой транзакции по карте, далее 149 руб. — ежемесячно. Категория карт может быть изменена. Услуги, не включенные в Пакет услуг, предоставляются в соответствии с условиями Сборника тарифов. Полные условия обслуживания, оформления и использования карт указаны в сборнике тарифов.
Восстановить документы на ЕГПУ
Форс-мажор.
Открываете бизнес и не имеете на руках документов учредителя по причине утери? На сайте Госуслуг есть подробная информация о восстановлении.
Ограничения.
За большинством дубликатов придется отправиться лично. Но подать заявление и оплатить пошлину можно в режиме онлайн.
Авторизация.
Требует предварительной регистрации в системе «Госуслуги». Ранее предприниматели пользовались СНИЛС и лично (либо через почту) получали доступ к услугам. Теперь учетную запись в единой системе идентификации ЕСИА получают с мобильного телефона в режиме онлайн.
Воспользоваться навигатором для малых и средних предприятий
Возможности.
Государство в лице корпорации МСП предоставляет предпринимателям льготные кредиты, кредиты с госгарантией, оборудование в лизинг на особых условиях, проводит обучающие занятия.
Проверить себя.
Чтобы заручиться господдержкой, нужно соответствовать требованиям законодательства. Вкладка «Истории успеха» содержит нормативно-правовые акты, в которых есть описания льготных категорий.
Ранее в Академии писали о государственных программах для предпринимателей. Банк «Открытие» предоставляет комплексную поддержку бизнеса. Она включает не только льготные кредиты, но и поручительства банка, беспроцентные займы для реализации проектов в моногородах.
Источник: academyopen.ru
Как используются электронные услуги при взаимодействии государства и бизнеса
В статье рассмотрены основные вопросы электронного правительства и государственных электронных услуг для предпринимательского сообщества и бизнеса. Анализ показал, что в настоящее время отсутствует четкое понимание сущности электронного правительства, а также причин неуспеха инициатив электронного правительства и государственных услуг.
Подход к оказанию электронных услуг со стороны государства как «навязывание» и отсутствие заинтересованности целевой группы (предпринимателей, граждан) в данных услугах препятствует развитию цифровой экономики. Таким образом, встает необходимость формирования принципиально нового исходного посыла в развитии проектов электронного правительства, а именно – переход на модель «спроса и предложения», учета и вовлечения целевой аудитории в процесс разработки и реализации данных проектов. Однако это, в свою очередь, требует нового понимания сути использования электронных государственных услуг – не через участие, а через непосредственное вовлечение целевой группы. В статье предложен новый подход к пониманию сущности электронного правительства, изложены результаты исследования динамики и стадий развития электронного правительства. Также в статье предложен подход к пониманию социальной цифровой вовлеченности предпринимательского сообщества в цифровую среду, а также разработан и изложен алгоритм последовательного вовлечения целевой группы в проекты электронного правительства.
электронное правительство
цифровая экономика
социальная вовлеченность
электронные государственные услуги
1. Axelsson K., Melin U., Lindgren I. Exploring the importance of citizen participation and involvement in e-government projects: Practice, incentives, and organization. Transforming Government: People, Process and Policy. 2010. № 4 (4). Р. 299–321.
2. American Society for Public Administration ASPA [Электронный ресурс]. URL: https://www.aspanet.org (дата обращения: 02.02.2019).
3. Means G., Schneider D. Meta-capitalism: The e-business revolution and the design of 21st century companies and markets. New York, NY: John Wiley как отношения между правительствами, своим клиентам (предприятиям, другим правительствам и гражданам), а также их поставщикам (предприятиям, другим правительствам и гражданам) за счет использования электронных средств; как использование технологии, особенно веб-приложений, для повышения доступности государственной информации и услуг [3, 4].
Исследуя историческую перспективу электронного правительства, можно выявить несколько основных этапов развития электронного правительства:
1. Предоставление первичной информации.
2. Предоставление расширенной информации.
3. Взаимодействие между пользователями и государством через электронные ресурсы.
4. Полный переход на взаимодействие B2G (G2B) и G2B (G2C) в цифровой формат.
5. Создание цифровой экосистемы с участием в цифровой среде: B2G, G2B, G2C, C2G, B2C, C2B, В2В.
Основные этапы развития электронного правительства представлены на рис. 1.
Прежде чем приступить к анализу эффективности и успешности электронного правительства для предпринимателей, необходимо понять основные цели и значение электронного правительства. Согласно Организации Объединенных Наций, электронное правительство определяется как использование ИКТ и их применение правительством для предоставления информации и государственных услуг населению. Таким образом, целью электронного правительства является обеспечение эффективного государственного управления информацией для граждан, улучшение предоставления услуг гражданам и расширение прав и возможностей людей через доступ к информации и участие в принятии решений в области государственной политики [5].
На официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации электронное правительство определено как инструмент, призванный существенно снизить административные барьеры для граждан и необходимость личного посещения государственных учреждений. Переход на электронное правительство упрощает взаимодействие граждан или бизнеса с органами государственной власти всех уровней [6]. Портал государственных услуг Российской Федерации был запущен в 2009 г. и с тех пор каждый желающий может получить ряд государственных услуг в полном объеме в электронном виде.
Рис. 1. Основные этапы развития электронного правительства
Таким образом, при формировании теоретической основы успеха проекта электронного правительства и успешной интеграции бизнес-сообщества в цифровую среду мы должны исходить из следующего:
1. Государство и предпринимательское сообщество являются двумя сторонами проекта электронного правительства. В то же время государство выступает в качестве поставщика услуг, а предприниматели – в качестве целевых потребителей.
2. Предпринимательское сообщество имеет свои цели и интересы, которые отличаются от целей и интересов государства.
3. Разработка, внедрение и продвижение государственных услуг проекта электронного правительства должны подчиняться общим законам рыночного взаимодействия («спрос и предложение»).
4. Реализация проектов электронного правительства невозможна в отрыве от объективных процессов цифровизации и глобальных изменений в среде функционирования бизнеса.
5. Необходимо обеспечить не только использование, но и интеграцию предпринимательского сообщества в цифровую среду.
6. Вовлечение предпринимательского сообщества в цифровую среду является неотъемлемой частью всего процесса создания, организации, управления и реализации проектов электронного правительства.
Результаты исследования: модель социальной вовлеченности (интеграции) бизнеса в цифровую среду
Социальная цифровая интеграция (по сравнению с социальной изоляцией) – это процесс интеграции и внедрения отдельных субъектов общества (граждан, предпринимателей, предприятий) в единую социальную цифровую сеть, которая базируется на электронных и цифровых коммуникациях и связях для реализации процессов жизни, функционирования и развития. Это достигается за счет использования цифровых инструментов и технологий.
Следует иметь в виду, что участие и вовлечение – это разные категории действия и ощущения. Если участие – это активное действие и поведение, то вовлечение – это психологическое состояние, чувство, которое связано с важностью участия и невозможностью неучастия. Таким образом, однократное или даже неоднократное участие целевой группы в цифровых проектах не означает ее вовлеченность. Однако говорить об эффективности и успешности проекта электронного правительства можно только в том случае, если достигнут определенный уровень вовлеченности предпринимательского сообщества в цифровую экосистему, поскольку именно инклюзивность обеспечивает эффективное взаимодействие и развитие бизнес-сообщества и бизнеса, выводя его в новую парадигму функционирования – цифровую среду.
Чтобы увеличить вовлеченность предпринимательского сообщества в проект электронного правительства, необходимо создать поле ответственности за проект, и тогда предприниматели не будут чувствовать, что им предлагаются готовые решения с ответами на все вопросы и полным отсутствием ответственности за процессы и систему. Этот факт переводит предпринимательское сообщество в пассивное состояние ребенка, а государство играет роль родителя. Естественно, у целевой группы есть чувство недовольства и неудовлетворенности, а также желание постоянно критиковать и нежелание использовать ресурс. Решением этой проблемы представляется ранжирование потребностей предпринимателей с точки зрения цифровых решений и расширении их участия в развитии, в зависимости от степени важности для бизнеса.
Схематично алгоритм вовлечения предпринимательского сообщества в проекты электронного правительства представлен на рис. 2.
Таким образом, предлагается сформировать социально инклюзивную модель электронного управления, представляющую модель развития и управления в цифровом обществе для взаимной выгоды со стороны государства и пользователей (предпринимателей и граждан). Она направлена на социальное, культурное, экономическое и экологическое развитие с использованием информационных и цифровых технологий. Предложенная авторами модель основана на следующих принципах:
– обеспечение всеобщего доступа к информационным ресурсам и сервисам;
– создание условий для принятия решений в информационно-цифровой среде;
– обеспечение участия целевых групп в разработке и реализации проектов электронного правительства с учетом их интересов и целей;
– предоставление возможностей для всех;
– использование ИКТ для создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности; равенство возможностей и развития;
– участие целевых групп в реализации государственной программы развития электронного правительства; использование коллективного принятия решений;
– эффективное управление информацией для целевой группы пользователей;
– польза для всех сторон.
Рис. 2. Алгоритм вовлечения предпринимательского сообщества в проекты электронного правительства
Цифровая экономика ставит перед предпринимательским сообществом задачи, связанные с необходимостью участия и вовлечения в цифровое общество. Решение этой задачи является компетенцией не только государства, но и самих предпринимателей.
Несмотря на то, что разработка и внедрение электронного правительства продолжается уже несколько десятилетий, успех проектов электронного правительства все еще невысок. Одной из причин неэффективности электронного правительства являются не только чисто технические факторы (недостаточное количество компьютеров на рабочих местах, проникновение широкополосного интернета, мобильной связи и т.д.), но и низкая вовлеченность пользователей в процесс разработки и реализации проектов электронного правительства.
Вовлечение как психологическая категория создает ощущение вовлеченности в процесс, а не создания («навязывания») сверху целевой группы. Это является важнейшим фактором обеспечения реализации и успеха проекта. Дело в том, что чувство вовлеченности создает ощущение совместных действий и совместного развития проекта, поэтому целевая группа будет больше заинтересована в его успешной реализации. Предприниматели должны участвовать в создании проекта электронного правительства, так как это позволит разработчикам учитывать их реальные потребности и особенности, создавая тем самым продукт, который востребован бизнес-сообществом и отвечает его требованиям.
Результаты исследования показали необходимость разработки проектов электронного правительства по следующим направлениям:
1. Улучшение интерфейса электронных площадок для предпринимателей, так как многие вещи непонятны и неудобны для пользователей; например, путем добавления пошагового руководства.
2. Организация учебных курсов для предпринимателей по повышению грамотности в проектах электронного правительства.
3. Расширение информационного пространства вокруг проекта: социальная реклама, информация о возможностях и целях проектов электронного правительства.
4. Разработка программы повышения доверия к государству.
Источник: fundamental-research.ru