+357 25590530
Есть ли будущее у международного бизнеса?
В настоящее время в профессиональном сообществе юристов, финансистов, и всех, кто близок к структурированию сложных корпоративных схем, все чаще и чаще обсуждается мысль о том, что эпоха использования иностранных юрисдикций умерла, что все зарубежные структуры стоит расформировать, все активы вернуть в Россию, что пора возвращаться на родину или уезжать навсегда. Так ли это? Есть ли смысл россиянам содержать структуру за пределами РФ?
Да, на самом деле, мы живем в эпоху больших перемен. Мир вокруг нас, который начал поступательно меняться с 2001 года, когда ФАТФ, ОЭСР и другие организации заняли активную позицию, направленную на борьбу с отмыванием доходов, финансированием терроризма и двойным «неналогообложением», сейчас меняется уже со стремительной скоростью.
Международный бизнес, как развиваться в кризис. Интервью с топ-менеджером Marvel distribution
План BEPS, который в момент его разработки, казался фантомом, сегодня уже активно реализуется. Даже CRS, в реальность которого никто не верил, уже воспринимается всеми как живой работающий инструмент. В такие времена, главное – не принимать скоропалительных решений, не относится скептически к обещаниям законодателей, и главное – не смотреть на происходящее из вне. Как никогда — нужно быть внутри перемен, иначе за ними можно просто не успеть.
Как мы жили раньше и что привыкли делать?
Как изменился рынок международной логистики в 2022 году
Как изменились логистические схемы и перестроились международные деловые связи с февраля месяца?
После 24 февраля, с началом ввода серии пакета санкций, работа международных логистических провайдеров на рынке РФ стала похожа на квест с часто меняющимися правилами: схемы доставки грузов или оплаты услуг, которые были разработаны накануне, могли стать не актуальны уже на следующий день.
Отказ крупных иностранных логистических операторов от сотрудничества с российскими контрагентами сократил провозные возможности на всех направлениях. Санкционные ограничения на экспорт товаров в Россию и Беларусь резко снизили грузопоток из Европы. Многие иностранные грузовладельцы заявили о сокращении своего присутствия на рынке РФ. Санкции к банковскому сектору повлекли сложности с международными расчетами.
Стоимость международной доставки грузов выросла в разы практически во всех сегментах международного логистического рынка. Назвать точные цифры роста трудно, поскольку рынок и цены по-прежнему нестабильны, и на разных направлениях изменения разные. Диапазон ставок из Европы в РФ в мае варьировался в диапазоне 5-18 тыс. евро за фуру.
Международный бизнес
Из-за политических проблем стремительно разрастается мировой экономический кризис, а это влечет за собой дальнейшее сокращение мировой торговли и, как следствие, снижение грузопотоков.
Как изменились логистические схемы
В дополнение к тем ограничениям, которые добровольно взяли на себя крупнейшие логистические операторы по отношению к рынку России, пятый пакет санкций запретил движение российских и белорусских автомобильных перевозчиков по территории ЕС. Ответные санкции правительства Беларуси запретили движение у себя в стране европейских перевозчиков. В результате рабочие схемы движения грузов на автомобильном транспорте между ЕС и РФ/РБ все больше сводятся к формату перевозки «в два плеча» — с перецепкой/перегрузкой на границе Беларуси.
Возможность прямой доставки грузов из ЕС в РФ европейскими перевозчиками в обход Беларуси используется все реже, поскольку ставки фрахта на такую перевозку бывают в разы выше, чем стоимость схемы с перецепкой/перегрузкой.
Из-за отказа ряда крупных морских линий доставлять грузы в российские порты набирает популярность вариант комбинированной доставки из Китая через порты Дальнего Востока по схеме: море + ж/д ускоренным контейнерным поездом. Здесь продолжают работать азиатские и российские морские линии. Работает также прямая перевозка железнодорожным и автомобильным транспортом.
Как перестроились международные деловые связи
Одним из серьезных потрясений для участников ВЭД после февраля стала невозможность дальнейших поставок по наработанным схемам из Европы. Устоявшиеся отраслевые решения резко утратили значительную часть своих возможностей. Поставки из ЕС в РФ уже в марте 2022 года снизились приблизительно вдвое по сравнению с мартом прошлого года. В отраслевом разрезе сокращение составило примерно:
- на 50% — в химической промышленности;
- более 60% — в бытовой технике;
- на 25% — в продуктах питания;
- более 45% — в целлюлозно-бумажной продукции;
- почти 40% — в стройматериалах;
- почти 30% — в FMCG;
- более 45% — в напитках;
- более 55% — в металлургии;
- более 90% — в автопроме;
- почти 40% — в сельскохозяйственной продукции;
- почти 35% — в текстиле;
- более 50% — в машиностроении.
Увеличились только поставки фармацевтической продукции на 25%.
Российские импортеры начали активно искать возможности заменить утраченных европейских поставщиков производителями в Юго-Восточной Азии, в основном, в Китае. Но это невозможно сделать быстро, поскольку:
- Китайские производители, долгое время находящиеся под прессом антиковидных ограничений и дефицита энергоресурсов, не могут резко нарастить производство для удовлетворения возросшего спроса.
- В ситуации превышения спроса над предложением китайские поставщики не торопятся быстро заключать сделки с новыми покупателями.
- Логистика из Китая остается сложной в силу антиковидных мер, а также по причине отказа крупнейших морских линий работать с российскими портами.
- Пропускная способность приграничных автомобильных пунктов пропуска с Китаем остается ограниченной.
На какие услуги вырос спрос
В результате всех произошедших событий растет доля 3PL-услуг в общем обороте логистического рынка. Этому способствуют следующие обстоятельства:
- Изменение направлений международной торговли с Запада на Восток, а в этом направлении работают в основном мультимодальные логистические схемы.
- Резкое снижение возможностей прямой доставки грузов в/из Европы одним автомобильным перевозчиком – перевозка в два плеча с перецепкой/перегрузкой на границе предполагает уже комплекс услуг и организацию работы с несколькими подрядчиками.
- Крупные 3PL-операторы имеют больше возможностей обходить ограничения с международными платежами.
Большинство российских международных автомобильных перевозчиков, не ведущих своей полноценной экспедиционной деятельности, сегодня вынуждены работать с экспедиционными компаниями вместо прямых заказчиков.
Стратегии развития
В июне компания TELS GLOBAL перешла от формата антикризисного управления к своему обычному корпоративному управлению, что является показателем адаптации бизнеса к сегодняшним реалиям. Возобновился прием на работу персонала и финансирование части корпоративных социальных программ, вернулись к реализации приостановленных ранее проектов по модернизации бизнес-процессов, развитию отношений с поставщиками.
Компания не отказалась от ключевых пунктов разработанной ранее стратегии, поскольку достижение установленных целей не противоречит текущему развитию событий. Но тактика работы с разными географическими сегментами потребовала корректировки.
Европейский и, условно, евразийский рынки резко и значительно дистанцировались друг от друга. Перспективы торговли России с Евросоюзом пока неопределенные со знаком «минус». Но это не означает, что торговля совсем прекратится, поскольку экономика успела стать глобальной.
TELS GLOBAL планирует развивать свою деятельность как на внутриевропейском, так и на евразийском логистических рынках, и обеспечивать по мере потребности логистику между ними. Под «евразийским рынком» подразумеваются и регионы Юго-Восточной Азии, где компания работает уже давно и организует транспортную логистику для своих клиентов.
Узнать больше об услугах компании можно на сайте TELS GLOBAL
Источник: www.e-xecutive.ru
С ног на голову Как изменилась мировая торговля за последние десятилетия
Огромные суда пересекают океаны, чтобы довезти автомобили, стиральные машины и детские игрушки, — это исчерпывающее описание международной торговли в XX веке. Сейчас производство услуг становится гораздо выгоднее продажи товаров. Кто станет во главе торговли будущего? «Лента.ру» и портал для бизнеса «СберПро» рассказывают, к чему приведет происходящая перестройка мировой торговли.
Эксперты Всемирной торговой организации (ВТО) выявили тенденцию: торговля услугами развивается гораздо быстрее торговли товарами. С 2005-го по 2017-й ежегодный рост продажи товаров составлял 4,6 процента, в то время как рост торговли сервисами достиг 5,4 процента. Россия — не исключение: если сравнить показатели первых трех кварталов 2019-го и 2018-го, можно заметить, что внешняя торговля товарами уменьшилась на 6,5 процента, а торговля услугами увеличилась на 1,4 процента.
Общий объем международной торговли в 2017 году исчислялся 13,3 триллиона долларов; предполагается, что в ближайшие 20 лет он превысит 20 триллионов долларов. Доля поставок услуг находится в диапазоне от 49 процентов, как в странах Южной Азии, до 77 процентов — в США. Учитывая экономические изменения первого квартала 2020 года, неизбежна трансформация пропорций между двумя сегментами торговли — остановка работы предприятий в Китае и других странах ударит по масштабам производства и продажи товаров. На фоне происходящих событий заметна устойчивость сервисной торговли.
Мировой финансовый кризис 2008 года не оказал значительного влияния на сферу услуг в Бельгии, в то время как оборот товарной торговли снизился на 30 процентов. Объясняется это особенностью данного сегмента: услуги невозможно хранить на складах, потребность в них непрерывна. Даже в разгар кризиса компании приобретали сервисные услуги, необходимые для их функционирования.
ВТО классифицирует четыре вида торговли услугами:
— трансграничные поставки (человек, находясь в одной стране, приобретает услугу в другой — например, по интернету);
— потребление за границей (к этому можно отнести туризм);
— коммерческое присутствие (компания открывает филиал в другой стране);
— присутствие физических лиц (конкретный специалист работает за рубежом).
Лидирующими по объему продаж сервисами являются дистрибуция и финансы, в совокупности они составляют 40 процентов от всего рынка услуг. В мировой торговле финансовыми сервисами было задействовано 2,5 триллиона долларов по состоянию на 2017 год. На третьем месте — телекоммуникации, продажи которых выросли более чем вдвое за период с 2005-го по 2017-й. Ежегодно увеличиваются продажи услуг в сфере здравоохранения, не отстают и научные исследования — примерно на 10 процентов в год.
Российский внешнеторговый оборот услуг продолжает расти (по данным за 2019 год) при снижающемся обороте торговли товарами. По словам министра финансов России Антона Силуанова, если в среднем в мире примерно 10—15 процентов компаний поставляют продукцию на экспорт, то в России — всего два процента. Рост несырьевого экспорта в России в 2019 году окажется меньше, чем планировало правительство, — виновато снижение темпов развития мировой торговли и те самые тарифные разногласия. Чтобы исправить ситуацию, министерство экономического развития предложило в ближайшие годы выделить почти 245 миллиардов рублей на развитие экспорта услуг, увеличив финансирование этой сферы более чем в 40 раз.
Наиболее динамично в России развивается экспорт услуг в сферах IT и телекоммуникационных сервисов — в 2018 году он даже превысил размеры импорта. Разработка программного обеспечения станет двигателем роста торговли услугами. По оценкам правительства, сервисный экспорт отечественных компаний к 2024 году должен составить 100 миллиардов долларов.
Подробнее о росте рынка услуг читайте на новом портале для большого бизнеса «СберПро».
Источник: lenta.ru