Подавляющее большинство россиян весьма негативно относятся к предпринимателям. В сознании людей сложился устойчивый образ русского бизнесмена: жадный, склонный к жульничеству и обману тип. Причина лежит на поверхности: многие люди уверены, что в России нельзя заработать деньги законно.
Поэтому любой предприниматель просто должен хоть раз да обмануть, где-то украсть, не заплатить налоги. Вот и президент Дмитрий Медведев многократно сетовал на то, что в России роль бизнеса не только недооценивается, но и носит даже отрицательный характер в глазах общества. «Долго вбивали нам в голову то, что предприниматели – это кровопийцы. Такую ситуацию нужно менять», — отмечает глава государства.
Раз, два и обчелся
Недавно Аналитический центр Юрия Левады задался целью выяснить отношение россиян к отечественным предпринимателям. Полученные данные могут повергнуть бизнесменов в шок, ведь в сознании людей сложился довольно нелицеприятный образ русского предпринимателя.
Так, основными качествами бизнесмена в России респонденты назвали жажду наживы (51%) и склонность к жульничеству и махинациям (41%). Среди прочих нелестных для предпринимателей качеств были названы неразборчивость в средствах достижения своих целей (26%), нежелание честно трудиться (26%), авантюризм (24%), низкий уровень общей культуры (20%), отсутствие деловых навыков (14%), непрофессионализм и некомпетентность (12%).
Как Относится К Тем Кто Тебя Обманул? | Маргулан Сейсембаев #мотивация #бизнес #деньги #шортс
Справка |
Во всех экономически развитых странах доля людей, работающих в малом и среднем бизнесе, превышает 50% общей численности занятого населения. В Германии, к примеру, 65% всего занятого населения работают на малых предприятиях. В России эта цифра куда меньше. По самым оптимистичным подсчетам – что-то около 20%, это значит, что всенародной нелюбовью пользуются примерно 7-8 миллионов человек. |
Чаще всего негативные оценки российским бизнесменам давали люди в возрасте от 25 до 54 лет, имеющие высшее образование, а также руководители и представители силовых структур. Примечательно, что отрицательно в адрес предпринимателей высказывались и сами представители бизнеса.
Откуда ноги растут?
В Советском Союзе предпринимательство было уголовным преступлением. Однако желающих нарушить закон находилось довольно много: спекулянты, цеховики, валютчики. Все они подпадали под определенную статью уголовного кодекса. Кого-то ловили и сажали в тюрьму. Таким образом, воспитывалось определенное неприятие у простых людей — и это воспитание приносило свои плоды.
В 80-х годах XX века началось кооперативное движение: цены у кооператоров были запредельные, а товар часто негодный. Естественно, это не улучшило отношение народа к предпринимателям. В 90-х годах на смену кооперативам пришли приватизация, финансовые пирамиды, китайские рынки и ларьки. Все это было густо «сдобрено» бандитскими разборками, переделами собственности и обширной криминальной хроникой в новостях.
Когда нужно штрафовать сотрудника #управлениеперсоналом #системныйбизнес #бизнес
В новом веке ситуация немножко улучшилась. На смену рынкам пришли торговые центры, ларьки заменили супермаркеты и так далее. Стрелять почти перестали. А что можно было поделить — уже поделили. Неизменным осталось одно: простой люд не перестал ругать предпринимателей.
И в ближайшее время не перестанет. Уверена президент Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства Ирина Горбулина. «Очень трудно изжить глубоко внедренное в общественное сознание понятие, что первоначальное накопление капитала неизбежно сопровождается преступлениями и насилием», — подчеркивает она.
Доктор экономических наук, декан экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Иван Бойко отметил, что если бы его спросили: «Каково отношение населения к предпринимателям?», то он бы ответил, что оно отрицательное! Хотя существуют нюансы и полутона, но в целом — отрицательное!
В тоже время, Иван Бойко подчеркивает, что предпринимательство — это тяжелый труд, иногда опасный и неприятный. Многие занимались и занимаются им только потому, что нужны средства к существованию, а не из любви к собственному бизнесу. Ну а в негативном отношении населения к бизнесменам Иван Бойко отчасти винит средства массовой информации.
«По телевизору что показывают? Одного бизнесмена убили, другого посадили, третий опять проворовался, — говорит он. — Вы думаете, такие сведения привлекают народ к предпринимательству? Почему бы не показать, что предприниматель своими волей и силами наладил производство такого-то ценного продукта, оказывает ценную услугу. Вот он платит налоги, вот он полезен обществу…».
Повернись к лесу передом…
Другими словами, бизнес должен повернуться лицом к людям. Многие отечественные экономисты убеждены, что на Западе социальная ответственность — не что иное, как форма пиара, способ минимизации издержек компании. Профессор экономического факультета МГУ Виталий Тамбовцев поэтому считает, что единственный путь устранения неприятия со стороны населения — убеждение словом и делом, что деятельность бизнесменов не только неизбежна, раз уж у нас есть частная собственность, но и полезна другим.
Конечно, построить детский сад, взять шефство над школой, назначить гранты в университетах – могут позволить себе далеко не все бизнесмены. Но сделать, например, скидки для малоимущих и пенсионеров — по силам каждому. По этому пути уже идут многие отечественные компании, и чем больше их будет, тем лучше станет отношение общества к бизнесу.
Президент общественного объединения «ОПОРА России» (в него входят представители малого и среднего бизнеса) Сергей Борисов считает, что для изменения отношения к предпринимателя, должно смениться несколько поколений россиян. Хотя чего-то можно достигнуть уже сейчас, причем «малой кровью». Например, если прекратить негативный пиар предпринимательства на телевидении, как на самом мощном рычаге влияния на общество.
Тем не менее…
И все-таки Россия — удивительная страна. Несмотря на то, что у нас предприниматель чуть ли не главный враг, стать таковыми хотят 39 процентов россиян. Именно такие данные получила компания Kelly Services в результате недавно проведенного исследования.
Парадокс, но при своей нелюбви к бизнесменам открыть собственно дело россияне хотят куда сильнее, чем жители развитых европейских стран и США. Например, в Северной Америке о собственном бизнесе мечтают лишь 18 процентов населения, а в Германии и вовсе 9 процентов!
Логично, что больше всего о своем деле грезит российская молодежь в возрасте от 18 до 29 лет (так называемое поколение Y). Люди более старшего возраста (от 30 до 47 лет) оказались менее самостоятельными — среди них стать предпринимателями хотят лишь 29 процентов.
Как видно, несмотря на не самое лучшее отношение к частному капиталу, в России существует большая группа людей, которые хотят и готовы развивать свой бизнес. Очевидно, отношение окружающих для них не так уж и важно. Куда важнее для будущих бизнесменов, как будет относиться к новоявленным предпринимателям государство: помогать или душить? Для них сегодня это, пожалуй, главный вопрос.
Источник: www.equipnet.ru
Что хотите найти?
МОСКВА, 20 февраля 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме предпринимательства.
К предпринимательству в России подавляющее большинство граждан (89%) относятся положительно (по сравнению с 2009 г. отмечается существенная положительная динамика), доля негатива составляет лишь 6% (против 13% в 2009 г.), показывают данные ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник».
Несмотря на то, что в возможность ведения честного бизнеса в нашей стране большинство россиян (62%) по-прежнему не верят, в сравнении с 2007 г. ситуация выглядит куда более оптимистично: доля скептиков снизилась с 69%, а доля положительных ответов выросла с 21% до 34%.
Главными препятствиями к началу своего дела в нашем обществе считаются большие налоги (25%) и бюрократия (22%), а также серьезные финансовые затраты в целом (16%), коррупцию (9%), административные барьеры (8%) и др.
Уровень предпринимательской активности меняется: сегодня доля желающих открыть свой бизнес составляет 25%. А оценивающих подобную перспективу как нежелательную – 63%. В то же время уже 10% опрошенных россиян сообщают, что у них есть свой бизнес (в 1991 г. – 2%). Большую заинтересованность в этом вопросе проявляют мужчины (14%), 45-59-летние (16%), с высшим образованием (13%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (17%).
Подробнее с результатами опроса можно ознакомиться в презентации.
Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.
Источник: wciom.ru
Как меняется отношение россиян к предпринимательству и что на это влияет?
Уже более половины россиян хотели бы открыть собственный бизнес: свежий опрос показал, что отношение к предпринимательству резко улучшилось. Но те, кто уже в деле, говорят, что все далеко не так радужно, как кажется со стороны
—>
Больше половины россиян мечтают открыть свой бизнес. Таковы результаты исследования сервиса «Работа.ру» и «дочки» Сбербанка «Сбербанк страхование» (есть у Business FM). 68% опрошенных хотели бы стать предпринимателями для улучшения своего финансового положения, 52% — для создания уверенного будущего. Еще 44% респондентов хотели бы благодаря своему делу иметь больше свободы, а 43% просто хотят создать что-то особенное.
Если действительно более половины россиян хотя бы мечтают открыть свое дело — это прекрасно. Ведь еще совсем недавно отношение к тем, кто занимается бизнесом, в России было, мягко говоря, не очень уважительным. Но народ, как оказалось, поменял свое мнение. Почему? Во-первых, открыть бизнес стало значительно проще.
Различные государственные электронные сервисы, банковские приложения, онлайн-бухгалтерия и так далее.
А еще бизнесмен — это, можно сказать, модно. Те же Юрий Дудь или Алексей Пивоваров — активные популяризаторы идеи «бери и делай» и показывают конкретные примеры успеха людей из регионов, которые смогли открыть свой бизнес и начали неплохо зарабатывать. Кто-то видит такие истории успеха вокруг себя вживую и тоже начинает как минимум мечтать.
А еще в последнее время государство часто заявляет о новых мерах поддержки малого и среднего бизнеса. На практике это далеко не всегда работает, но обещания-то люди слышат, говорит владелец салонов «Фея красоты» Алена Авраамова.
Алена Авраамова владелец салонов «Фея красоты» «Наша налоговая система жесткая, беспощадная, с нечеловеческим лицом, которая нас душит, к сожалению. Это только по телевизору выглядит замечательно. Люди посмотрят по телевизору и думают: ой, да предпринимателям постоянно помогают, им делают скидки, еще что-то, и в пандемию. А по факту-то все наоборот, к сожалению. Поэтому жизнь предпринимателя, конечно, очень весела, каждый день как танцы на углях и постоянное доказывание, что ты не осел».
Мечтать и делать — это разные вещи. И статистика по открытым и закрытым юрлицам результаты опроса мечтателей не подтверждает, говорит эксперт московского отделения «Опоры России» Сергей Маликов. Но добавляет, что нюансы там тоже есть.
Сергей Маликов эксперт московского отделения «Опоры России» «В том году закрылся 1 млн индивидуальных предпринимателей. Конечно же, многие из них перешли в самозанятых, потому что там проще: не нужно платить пенсионный платеж, и медицинское страхование там 42 тысячи в год. Но на сегодняшний момент мы же все понимаем, что желание есть, но что увеличивается количество, я бы, наверное, не сказал. Количество населения не увеличивается, потребительский спрос не увеличивается, количество денег в экономике не увеличивается на сегодняшний момент, поэтому спрос порождает предложение. Очень редко, когда наоборот».
Отдельно можно говорить о развитии и доступности интернета. В том же Instagram бизнесменов хоть отбавляй. Но это вообще вопрос дискуссионный — называть ли таких людей предпринимателями или скорее фрилансерами. С одной стороны, печь и продавать тортики — это тоже бизнес, но с другой, предпринимательство — это ведь еще и про создание рабочих мест, про ответственность не только за себя.
А это уже совсем другое. О жизненном опыте в цифрах говорит руководитель юридической компании Urvista, владелец сети кофеен Take Wake «Я в течение десяти лет занимаюсь регистрацией нового бизнеса. В первый год жизни 70% компаний закрываются, а во второй год от оставшихся 30% еще 20%. То есть всего выживаемость в первые два года 10% компаний.
На сегодняшний момент в России микро- и малому бизнесу, чтобы выжить, надо работать круглые сутки. И минимум первые несколько лет, а иногда и пять лет ты будешь зарабатывать с этого бизнеса меньше, чем в найме. Элементарно мой личный пример: ты можешь владеть 50 кофейнями, а в конце месяца распределять 100 тысяч рублей прибыли».
Интересно в этом ключе было бы провести опрос среди действующих предпринимателей и узнать, какой процент из них мечтает в один прекрасный день взять и бросить все это и устроиться на работу с отпусками, восьмичасовым рабочим днем и нормальной стабильной зарплатой. Или вообще перейти на темную сторону и стать блогером или, не дай бог, бизнес-тренером.
Источник: www.bfm.ru