Как малому бизнесу выйти на рынок

Для предпринимателей, которые хотят выйти на международный рынок, в бизнес-школе СКОЛКОВО разработали программу Practicum Global Shift. Она помогает понять, как сделать бизнес успешным за рубежом.

В России доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта составляет менее 1 %. В Китае она равна 68 %, в Израиле — 50 %. Российским компаниям необходимо срочно осваивать работу на международных рынках. Если есть отличный продукт, не нужно зацикливаться на России. Объем платежеспособного спроса за пределами страны почти в пятьдесят раз выше.

Сегодня глобальность — удел не только корпораций, но и стратегия для небольших компаний, помогающая стать устойчивее. Конкурируя на внешних рынках, бизнес укрепляется. Благодаря развитию технологий построить международную компанию становится проще.

Директор программы Practicum Global Shift бизнес-школы СКОЛКОВО Елена Бондаренко подняла эту тему в своем выступлении на TEDxNovosibirsk.

Как российские компании выходили на международный рынок? Бизнес-опыт

Андрей Железнов, операционный директор SPLAT (пару лет назад компания взяла курс на покорение международного рынка):

Как помочь компании выйти на международный рынок? | Малый бизнес | Маркетинг

— Понятие «ниша» можно рассмотреть через опыт спортсменов. Кто такой профессиональный спортсмен? Человек, выступающий на соревнованиях в определенном виде спорта вместе с участниками со всего мира. И в этом виде спорта действуют одни правила независимо от того, в какой стране ты им занимаешься. Сфера бизнеса в одной нише устроена похожим образом.

Осваивая любой новый локальный рынок, вы так же конкурируете со всеми мировыми компаниями, работающими в данном сегменте. Начав свою деятельность в России, мы встретили Colgate, Lacalut и многие другие международные марки. И в обоих случаях к успеху приводит только высокая концентрация на конкретном деле или продукте.

Выбор ниши

Одна и та же ниша в разных странах может отличаться по размеру. Например, ниша экологичных и безопасных продуктов в Скандинавии гораздо больше, чем в странах, которые не заботятся о качестве питания. Чем шире ниша — тем больше ваша потенциальная доля, но тем труднее работать, так как в ней уже находится больше компаний, и не все рады вашему появлению.

Предпочтительной для работы является ниша с существенным потенциалом роста. Для успешного развития компании важно выйти не в ту страну, где уже большая сформировавшаяся ниша, а в ту, где она будет интенсивнее расти. Самый лучший вариант — создать инновационный продукт, который сам потом поспособствует развитию новой ниши. Самый понятный пример компании, которая так поступила, — Apple и ее iPhone.

Быть первыми

Как стать лидером и новатором в производстве инновационных продуктов? Точно так же, как и великим спортсменом: изначально поставить себе цель создавать лучшие продукты, в которых ценность для покупателя будет существенно выше, чем цена. Вы не найдете ни одного атлета, который хотел бы стать десятым на чемпионате. Все великие чемпионы мечтали быть лучшими в своем виде спорта.

Как малому бизнесу конкурировать с гигантами. Роман Чернин, Яндекс

Еще один совет: старайтесь постоянно удерживать фокус на потребителе. Слушайте его и говорите с ним. Снова пример из сферы спорта. На одном турнире два атлета могут показывать одинаковый уровень мастерства, но один умело коммуницирует с публикой, дает интервью, а у другого эти навыки отсутствуют. У какого спортсмена больше болельщиков и выше рекламные гонорары?

Читайте также:  Что актуально для регионального бизнеса

Очевидно, что у того, который более открыт. Потребителям важен не только сам продукт, но и понимание, кто его производит. Вместе эти вещи создают большую ценность для покупателя, ведь он знает производителя и получает для себя лучший выбор.

Перспективы работы в России

Миссия выполнима: как российский малый бизнес выходит на экспорт

Названы победители премии CIPR DIGITAL

Фото: Елена Игнатьева / Росконгресс

Фото: Елена Игнатьева / Росконгресс

Как малому и среднему бизнесу выйти на зарубежные рынки и начать экспортировать продукцию и какие страны проявляют наибольший интерес к российским предпринимателям, «Компании» на ПМЭФ-2022 рассказал вице-президент по экспортным программам корпорации «Синергия» Тимур Корнилов.

Какая ситуация на сегодня с экспортными потоками российского сектора МСП? Что изменилось с февральских событий?

— Текущая международная обстановка влияет на производственные циклы, финансовые схемы, логистику и управление цепочками поставок компаний. Многие компании вынуждены переориентироваться на новые рынки и искать альтернативных поставщиков. При этом, как было озвучено в рамках Форума МСП на ПМЭФ, малый и средний бизнес продолжает двигаться в направлении получения прибыли и продвижения на внешние рынки. Очевидно, что, будучи более мобильным, МСП становится генератором идей для принятия решений верхнего уровня. Мы внимательно следим за экономической ситуацией в России и в мире, оказываем всестороннюю поддержку компаниям при работе на внешних рынках — помогаем в переориентировании на новые рынки сбыта и поиске новых потенциальных партнеров, в том числе для замещения поставок из стран, вводящих санкции.

Какие страны проявляют наибольший интерес к сотрудничеству с российскими контрагентами сегодня?

— В первую очередь это страны СНГ, Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Латинской Америки. Сейчас мы действительно наблюдаем переориентацию на Восток. Особый интерес сейчас проявляют компании из Китая, Казахстана, Узбекистана, Турции и ОАЭ.

Ваша компания заявляет, что может помочь малому и среднему бизнесу выйти на зарубежные рынки. Это реально для любого представителя МСП? Что необходимо?

— Мы готовы помочь компаниям, ранее не выходившим на экспорт или ведущим поставки через посредников-агрегаторов, разовые или нерегулярные поставки. Также помогаем действующим экспортерам, которым нужно расширить географию экспорта. Представители МСП могут пройти нашу программу экспортной акселерации, цель которой — помочь предпринимателям адаптироваться к новым условиям ВЭД, быстро выйти на новые рынки сбыта, а также увеличить экспортные поставки.

Наш опыт и база знаний позволяют предлагать широкий спектр возможностей по сопровождению компаний во внешнеэкономической деятельности: от проведения маркетинговых исследований и подбора потенциальных покупателей по всему миру до организации бизнес-миссий (офлайн и онлайн) и B2B-встреч с сопровождением до заключения экспортного контракта. Кроме того, мы одни из первых, кто начал предлагать услугу по предоставлению персонального менеджера ВЭД, оказывающего круглосуточную поддержку из любой точки мира.

Читайте также:  Бизнес иммиграция в США что это

Как вы ищете иностранных покупателей для российских компаний? Можете ли вы найти рынки сбыта для крупного бизнеса?

Да, можем. Экспортным потенциалом могут обладать как крупные компании, так и представители МСП. Однако у каждого будет свой путь подготовки к выходу на зарубежный рынок. Нужно четко понимать, на каком рынке продукт будет конкурентным не только по качеству, но и по стоимости. Чтобы определить наиболее перспективный рынок сбыта, необходимо оценить ресурсы компании.

Наши менеджеры ВЭД базируются в странах СНГ, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, они помогают в коммуникации с зарубежными представителями. Наиболее важным в поиске потенциальных партнеров является проведение бизнес-миссий. Также поиск иностранных покупателей можно вести через участие компании во внешних выставочно-ярмарочных мероприятиях, проведение прямых переговоров, коммуникацию в зарубежных соцсетях и т. п.

С какими проблемами чаще всего сталкиваются наши предприниматели при выходе на зарубежные рынки?

Пожалуй, одна из частых проблем — нехватка компетенций менеджера ВЭД, работающего в компании-производителе. Прежде чем выходить на зарубежный рынок, необходимо проводить предварительную аналитику, точно понимать, в какой стране товар будет пользоваться спросом. Выбор страны не должен происходить интуитивно. Важно отслеживать актуальные тенденции, понимать отраслевую специфику и принципы работы на зарубежных рынках.

Источник: ko.ru

Женский трюк. Как малому и среднему бизнесу выйти на международные рынки

Фото Andy Wong / AP / TASS

Выход на международный рынок в России традиционно ассоциируется с чем-то невозможным. Это не так. Малые и средние предприятия, основанные женщинами, могут быть конкурентоспособны и за рубежом. Интерес к российским товарам со стороны международных рынков заметен давно, это подтверждают данные БРИКС.

Например, в Китае растет спрос на российскую косметику, мед, детские товары и экологически чистые продукты. При этом Китай ежегодно импортирует товаров на сумму $1,5–2 млрд. Это активно развивающийся рынок. Не менее привлекательны и другие страны — члены БРИКС: Индия импортирует на $345 млрд в год, Бразилия — на $203 млрд, ЮАР — на $74 млрд.

Такие международные организации, как БРИКС, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и другие — незаменимый канал продвижения товаров и услуг на международные рынки. К тому же в некоторых из них есть деловые клубы для женщин, созданные развивать международное деловое сотрудничество женщин. Для женщин-предпринимателей участие в таких клубах дает большие преимущества: можно найти международного бизнес-партнера, инвестора, узнать тонкости интересующего рынка. Деловой женский клуб при БРИКС еще только создается, но благодаря объединению и первым рабочим встречам уже удалось добиться определенных результатов: вывести минеральную воду из Ульяновска в Индию, мед — в Китай, детские товары, игрушки, конфеты из разных регионов.

Выйти на международный уровень

Общение с предпринимательницами из других стран предполагает знание определенных правил и избежание типичных ошибок. Минимальный порог входа на международный уровень — знание английского языка. К сожалению, в этой сфере российский бизнес немного отстает от партнеров. Был случай, когда российский производитель выступал на форуме во Вьетнаме с презентацией на русском языке.

Читайте также:  Акт приема передачи бизнеса образец

Предложение никого не заинтересовало, потому что его просто никто не понял. Наличие качественного перевода, понятного и четкого описания товара — это стандартные требования.

Важно помнить и о разнице в восприятии. Например, в России не принято использовать несколько вежливых форм в одном предложении, тогда как этикет другой страны этого требует. Чтобы избежать недопонимания, стоит прочитать hedging strategies (приемы, позволяющие смягчить речь и сделать ее более вежливой) и взять на вооружение.

Быстрый переход к личному общению не приветствуется. Полагается сначала несколько раз встретиться, чтобы пройти формальные этапы знакомства. Только после деловых переговоров возможен более дружеский и доверительный контакт.

Завоевать международный контакт

С участниками международных деловых клубов принято вести small talk. Обычно разговор идет о культурных различиях. Русских с живым интересом спрашивают о Москве, холодах, о балете и подготовке к чемпионату мира по футболу. В свою очередь можно поинтересоваться у партнеров об их «предметах национальной гордости»: достопримечательностях, кухне и напитках.

Еда зачастую играет сильную роль в понимании другой культуры. Женщины часто хвалят наряды друг друга, интересуются традиционной одеждой. Среди «запретных тем» — политика, скандалы, слишком личные темы и тонкости бизнеса.

Большим плюсом при переговорах станет небольшое предварительное погружение в культуру страны. Например, поприветствовать по-китайски и в конце произнести китайскую пословицу будет признаком уважения к культуре. Или отметить при разговоре с представительницами ЮАР, что во всем мире признают Африку «как колыбель цивилизации». Женщинам за столом переговоров это понравится.

Не лишним будет узнать и некоторые правила внешнего вида. Например, в Индии белый — это цвет траура, не выбирайте этот цвет для выступлений. А красный цвет — цвет торжества для Китая, и на вечер прийти в такой одежде будет уважением. Не стоит впадать в крайности, например, надевать национальные костюмы другой страны на деловые встречи.

Через некоторое время уровень доверия начинает расти, и уже на следующей встрече градус общения будет иной, более личный. Чтобы окончательно и бесповоротно завоевать внимание зарубежного партнера, сделайте подарок. В восточных и азиатских странах обмен подарками — традиционный шаг при установлении партнерских отношений. Мед, шоколад, духи «Новая заря», атрибутика чемпионата мира по футболу отлично подойдут.

Женский подход

На практике секрет успеха на международной арене оказался очень простым: нужно быть человечным. Искренне проявлять интерес к бизнесу партнера, к культуре другой страны, чувствовать, как люди реагируют на слова. Находясь в постоянном контакте с зарубежными коллегами, запоминая такие мелочи, как дни рождения и любимые цветы, можно достичь гораздо большего, чем при традиционном формате общения в бизнесе.

У женщин здесь есть несомненное преимущество: коммуникационные навыки у них зачастую развиты гораздо лучше. Поэтому предпринимательницы из разных стран не просто легче находят общий язык — женщины готовы делиться друг с другом новыми идеями, из которых потом рождаются целые проекты.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин