Помню, в детстве, часто мы спорили, кто сильнее: терминатор или робокоп? Если бы хищник дрался с чужим, кто бы победил? (тогда никто и подумать не мог, что снимут такой фильм).
Прошло время, а подобные вопросы все так же мучают сознания уже взрослых по виду, но детей по натуре.
Итак, что же важнее для компании? Менеджмент или маркетинг? Конечно, вопрос смешной и глупый – компания не может эффективно работать без менеджмента и маркетинга одновременно – отчеканит любой студент бизнес-факультета. И в целом, будет прав. Но мы забываем, что в реальной ситуации никогда не бывает достаточно ресурсов. Представляем, что освободилось 1 место.
Или Выдели денег, чтоб взять одного супер-классного специалиста. Кого же лучше взять? Менеджера? Или маркетолога? На зарплату хватит только одному…
Для того чтобы понять, кого нам выбрать, следует сперва четко распределить, кто за что отвечает. Если с маркетингом все более-менее ясно (смотри, тут: https://marketnotes.ru/about_marketing/marketing_basic/), то вот с менеджментом все намного сложнее.
90 % маркетологов не знают маркетинговых стратегий! || Стратегическое маркетинговое планирование
Мне трудно назвать сейчас хоть один ВУЗ в Одессе, который не выпускал бы менеджеров. Доходит до абсурда, что тот же Гидромет или Политех выпускает менеджеров… Спрашивается – менеджеров ЧЕГО? Погоды? Или менеджер-компьютерщик? Тяжело понять студентов, которые туда поступают… Но с другой стороны, им-то ладно, они не в курсе.
Но как понять руководство такого ВУЗа, которое открывает специальность менеджмента в непрофильном институте?
Итак, сейчас слово менеджмент приписывают практически ко всем специальностям: sales-менеджер, аккаунт-менеджер, менеджер по VIP-клиентам, маркетинг-менеджер, PR-менеджер, promo-менеджер, менеджер по производству, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджер, менеджер по развитию, менеджер по персоналу… Перечислять можно долго и нудно. И это все менеджмент? А может все же отдел кадров?
Бухгалтерия? Производство? Отдел продаж? Я думаю, это заблуждение (умышленное или нет) идет в первую очередь из-за неправильной сути. У менеджмента, как известно, 4 основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. И получается, что КАЖДЫЙ человек, кто что-то планирует, что-то делает, заставляет себя или других это делать и проверяет – является менеджером?
В широком смысле этого слова, бригадир у грузчиков – тоже менеджер по перевозкам. Под функции подходит. И даже по названию. Ведь многие переводят менеджмент – как управление. Но это не совсем так.
Если обратиться немного к истории, что мы обнаружим, что впервые термин менеджмент был внесен неким Йозифом Шумпетером (год не помню, кому надо ищите, найти легко). Так вот, до этого, было 3 основных фактора производства: земля, капитал, труд (ну или орудия производства, средства производства и само производство).
Так вот, этот самый Шумпетер ввел четвертую составляющую – квалифицированную работу менеджмента, которая из этих 3 элементов делает нечто цельное. У самого менеджмента масса определений, но мне больше всего нравиться типа такого: Менеджмент – это работа с целью получения эффекта синергии на предприятии. Т.е. суть сводиться к тому, что 1+1=3. Умелый менеджер организовывает производство таким образом, что сумма компании как единого целого намного выше, чем каждая единица работала бы отдельно и потом их просуммировали.
4 ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА + секрет для быстрого старта бизнеса. Навык #3. Маркетинг
В моем понимании (совсем не обязательно единственно верным), менеджер – это руководитель, а любой руководитель обязан владеть навыками менеджмента – будь то начальник цеха, бригадир, директор по маркетингу или кем-то еще. Просто у каждого более развита одна из функций.
Но во главе должен стоять САМЫЙ ГЛАВНЫЙ МЕНЕДЖЕР, который, по сути, и олицетворяет собой реального руководителя, капитана.
Теперь, кто же важнее? Ведь отдел маркетинга решает такие вопросы, как что производить, кому продавать, по какой цене, в каком объеме… в какой упаковке, сколько денег тратить о рекламе и т.д… Т.е. по сути практически ВСЕ важнейшие вопросы проходят через него (вон как на схеме видно, отдел маркетинга всюду сует свой нос).
Я думаю, что в разные периоды жизни компании, этот акцент имеет разное значение. Если рассмотреть классический жизненный цикл товара, то я бы расставил этот акцент так:
Внедрение (выход на рынок): главное маркетинг. Без маркетинговой стратегии, знания рынка, конкурентов и потребителей – выхода не будет как такового вообще.
Стадия роста (бурный рост): вышли здорово, набираем обороты, спрос превышает предложение. Все супер. Тут и менеджмент и маркетинг одинаково важны. Маркетинг нужен для того, чтоб более стремительный был рост, лучше угадывать предпочтения потребителей, адекватность цен. Менеджмент – чтоб обеспечивать необходимое производство, умело управлять людьми и финансовыми потоками.
Чаще всего на этой стадии спрос опережает предложение. Если выбирать все-таки, кто главнее – то, наверное, менеджер.
Зрелость – я бы все же сделал ставку на менеджера. На этом этапе компания чаще всего собирает прибыль с данного товара. Безусловно, маркетинг нужен, но не так, как умелое управление. Никаких особых разработок, инвестиций, перемен…Маркетинг тут скорее в «поддерживающем» режиме.
Спад – как бы высоко ты камень не подбросил, он всегда упадет вниз. Доказано Ньютоном Хотя, если запустить со скоростью, 9,6 км/с то камень выйдет из атмосферы и будет летать вокруг Земли (за цифры не ручаюсь, можете перепроверить, но порядок такой). Так вот, рано или поздно, на любом рынке будет спад. И как это не печально на практике, в теории – самый интересный момент.
Ведь тут может произойти два диаметрально противоположных варианта: продажа товара может сойти полностью на нет, а может открыться «второе дыхание» и пойти новый виток в развитии, с внедрения. Исходя из этого и расставляются приоритеты. Например, было принято решение о закрытии направления, или продажи части предприятия, которое на спаде… В этом случае волевое решение менеджера о ликвидации запасов, увольнении или перепрофилировании персонала, изменение политики и т..д. (хотя в случае продажи, возможно, придется обращаться к маркетологам, чтоб они написали красивый отчет и планы, вместе с финансистами). Если же руководство считает, что товар был «недопонят рынком», и все еще имеет потенциал, то здесь, задача для маркетинга – найти новое УТП, правильно его преподнести и заново запустить всю схему, начиная от внедрения (наша стиральная машинка – не только отлично стирает, но еще и стильная тумбочка! Сэкономь на мебели!).Или просто выход на другой рынок.
В процентном соотношении менеджмента и маркетинга мне видится так:
Внедрение: маркетинг 80%, менеджмент 20%.
Рост: менеджмент 60% маркетинг 40%.
Зрелость: менеджмент 70%, маркетинг 30%.
Спад: менеджмент 70%, маркетинг 30% или маркетинг 70% менеджмент 30%, зависит от стратегии.
Безусловно, это всего лишь общая схема, которая имеет очень много НО и ограничений. Есть сезонность, спады в экономике, меняющаяся политика фирмы и руководства, новые игроки, изменения процесса производства и т.д. В бизнесе вообще нет «общих правил», есть только рекомендации, которые раньше работали или не работали.
В итоге скажу так: на предприятии одинаково важно иметь и профессиональных маркетологов, и менеджеров. Более того, все маркетологи, а равно как и другие руководители, должны обладать хорошими навыками менеджмента (а менеджеры знаниями хотя бы основ маркетинга). Но в разные периоды жизни компании, акценты по важности между этими, вобщем-то неразделимыми понятиями, можно расставлять по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. Но пренебрегать ни тем ни другим точно нельзя!
9 июня 2009
Похожие статьи:
- Менеджмент и маркетинг Понятие менеджмента, его сравнение с маркетингом, определение менеджмента. Менеджмент и маркетинг. Менеджмент и маркетинг настолько связаны друг с другом, что…
- Наши услуги Мои услуги по маркетингу и менеджменту Так как мой сайт называется «Практика маркетинга», я уверен, что вас интересуют не общие…
- Примеры рабочих документов Примеры рабочих документов: исследования, маркетинговая стратегия, позиционирование. Как я много раз повторял, теория без практики в маркетинге и менеджменте –…
- И. Манн: Маркетинг на 100% Игорь Манн. Маркетинг на 100%. Как стать хорошим менеджером по маркетингу Книгу Игоря Манна «маркетинг на 100%» где только не…
Источник: marketnotes.ru
Маркетинговые уловки: 12 психологических эффектов для лучших продаж
Маркетинг давно превратился в науку. Чтобы что-то продать, специалистам приходится изучать психологию и поведение потребителей.
Маркетинг ценностей делает мир лучше
Современный успешный бизнес немыслим без грамотного маркетинга — который, в свою очередь, должен отслеживать состояние и оперативно реагировать на изменение рыночной среды. Как сегодня трансформируется маркетинг и что он готов предложить бизнесу, рассказывает основатель школы интернет-маркетинга ProEnter Любовь Черемисина.
— Сегодня нет недостатка в курсах и школах маркетинга. Чем же вы отличаетесь от других?
— Буквально за несколько последних лет сильно изменилось поведение людей, они стали иначе принимать решение о покупках. И появился большой разрыв между реальностью и представлением предпринимателей о том, что надо делать — бизнес почувствовал свою нестабильность. Мы же помогаем бизнесу понять новую покупательскую психологию, новые привычки и особенности современных потребителей — прорабатываем технологии решения бизнес-проблем. Поэтому к нам приходят обучаться предприниматели, которые решают свои насущные задачи, отвечают на вызовы рынка.
В Новосибирске мы первая школа нового формата образования. Он не совсем классический — это коллаборация офлайна и онлайна — «живые» занятия и интернет-трансляции, нетворкинг, наставничество и вебинары. Но и наш сегодняшний формат — не догма. Мы постоянно отслеживаем эффективность образовательного процесса и вносим изменения в его технологию.
В результате учебный процесс совершенствуется — сегодня даже неподготовленные люди, приходя к нам, быстро обучаются, получают навыки дальнейшего развития бизнеса. Думаю, что мы придём к такому формату, который в дальнейшем будет транслироваться и в государственные учреждения.
Кроме того, школа ProEnter — это образовательное учреждение, которое имеет лицензию Минобразования РФ, и выдаёт дипломы установленного образца по специальности «Интернет-маркетинг».
— Что стало причиной изменений, о которых вы говорили? Как вы учите бизнес на них реагировать?
— Дело в том, что сегодня новые технологии — прежде всего, интернет — проникли так глубоко, как мы не могли представить себе ещё совсем недавно. Технологии, без преувеличения, ворвались в нашу жизнь, а бизнес во многом ещё не знает, что с этим делать. Например, сейчас люди, особенно молодёжь до 25 лет, перестали брать телефонные трубки, даже когда им неоднократно перезванивают.
Они мигрируют в мессенджеры — это новый тип коммуникаций, которому надо заново обучаться, перестраивать отделы продаж, основанные на телефонии. Ещё пример — взрывной рост быстрых платежей с помощью телефонов и Smart-часов. И таких привычек очень много, на них бизнесу надо учиться реагировать по-новому.
Классический маркетинг эволюционирует в маркетинг ценностей.
Плюс к этому современный образ жизни — в первую очередь, прозрачность — диктуют социальные сети. Поэтому и бизнес должен становиться прозрачным — максимально чистым, честным и экологичным, публично коммуницировать на уровне первых лиц, собственников и топ-менеджеров. Этому тоже надо обучаться, таких навыков у предпринимателей сегодня нет.
Многие из них до сих пор считают, что можно просто настроить, например, Яндекс.Директ — и всё изменится, вернётся на круги своя. Но проблемы гораздо масштабнее. И если бизнес хочет развиваться, ему надо понимать, что будет завтра. А завтра рождается сейчас, буквально на наших глазах — классический маркетинг эволюционирует в маркетинг ценностей.
— Маркетинг ценностей — что это такое?
— Из-за открытости, прозрачности мира изменились привычки людей и их восприятие. Люди стали более чувствительны к манипуляциям, они очень серьёзно сопротивляются, если им начинают продавать «в лоб» — быстро раскусывают манипуляции, отторгают их. И никакие триггеры, НЛП-технологии не помогают. Люди становятся более осознанные.
На смену им приходит маркетинг ценностей, основанный на исследовании не клиента, а человека. Поэтому бизнес должен стать уже не клиентоориентированным, а человекоориентированным — думаю, он будет таким в ближайшие один-два года. И мы не учим наших студентов продавать, а учим решать проблемы людей, исполнять их желания.
В основе маркетинга ценностей всего два «кита» — боль и страсть. Боль — это проблема, страсть — это желание. Люди хотят решить свои проблемы и исполнить свои желания. Поэтому маркетинг ценностей — это выявление человеческих боли, страсти, и создание продуктов, которые будут их разрешать.