Как найти себе бизнес партнера

Большого уважения заслуживают предприниматели, которые десятилетиями сохраняют партнерские отношения с теми, с кем начинали свой бизнес. Это означает, что вместе пройдено множество кризисов. Я начал свой бизнес с 2013 года, за это время я поработал с разными партнерами. Вот несколько типов кризисов, которые мне пришлось пережить:

Кризис «кто главный?» или «как мы принимаем ключевые решения?». Здесь важно, поработав вместе на равных, быстро определиться со степенью ответственности каждого из участников и поделить соответствующим образом доли в компании. Именно в этот момент в компании появляется CEO. Выбранный главный должен сформулировать свои обязательства перед остальными.

Если главного выбрать не могут, возникает вопрос, сможет ли такой бизнес существовать и развиваться? Схемы с равными долями статистически чаще приводят к конфликтам и кризисам, так как может возникнуть патовая ситуация.

Кризис компетенций. У каждого есть свой потолок. Как долго человек готов постоянно учиться и перепрыгивать самого себя? Готовы ли партнеры обучать друг друга и мириться с несовершенствами друг друга? Соответствует ли скорость развития человека скорости развития компании?

Кризис доверия. С увеличением объема информации и количества задач уже не все аспекты бизнеса будут прозрачны для всех партнеров. Всегда наступает момент, когда базовое доверие, с которого все началось, исчерпывает себя. Нужно этот момент предвидеть и сделать бизнес прозрачным насколько это возможно. CRM, системный управленческий учет помогут в этом.

Где искать бизнес-партнеров?

Начинающие предприниматели, как правило, озвучивают свои идеи и собирают команду в ближайшем окружении. Это могут быть как достаточно случайные люди, которые, по мнению основателя, обладают важными для проекта качествами, так и люди, с которыми уже съеден пуд соли. Например, самую крупную российскую бизнес-империю Михаил Фридман построил вместе с однокурсниками из института.

Может ли стать хорошим партнером «чужой человек»?

Я считаю, что самые четкие и понятные договоренности достигаются между людьми, которые изначально не имеют оснований доверять друг другу на 100%. В этом случае гораздо проще и логичнее представить себе ситуацию расторжения договоренностей и изначально определить максимально безболезненные сценарии выхода.

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Партнера можно найти и среди незнакомцев. Вполне нормально разместить вакансию и предлагать в качестве компенсации в том числе и долю в компании. Один мой друг, известный IT-предприниматель, таким образом нашел сооснователя — CTO.

pic

Будет ли успешным бизнес с родственниками?

Важный момент здесь — отсутствие конфликта интересов. Существует мнение, что среди родственников бизнес-конфликты случаются реже. Если ваш партнер родственник, то с высокой вероятностью можно построить долго существующую компанию, но вопрос будет ли она расти. Потому что часто для роста нужна скорость решений, субординация и приоритет работы, а не семьи.

Тем не менее, встречаются довольно успешные примеры бизнеса, где основатели — близкие родственники, чаще всего на слуху компании с приставкой Bros., например, Warner Bros. Есть и отрицательные примеры, самый известный из них — конфликт братьев Дасслер, в результате которой бизнес распался и образовалось две компании и бренда: Adidas и Puma.

Читайте также:  Сертификация продукции как бизнес

Друзья — надежные партнеры?

С друзьями очень сложно представить себе ситуацию конфликта. Кажется, что дружеские или родственные связи — гарантия бесконфликтного принятия всех решений. Как итог — люди не обозначают свои границы, ответственность размыта, не оговорены схемы выхода из бизнеса.

В одном из моих проектов «Квадрим» изначально не была заложена правильная модель сотрудничества. На старте было 4 партнера, трое из которых имели паритетные доли, а двое в процессе образовали параллельный совместный бизнес, также не были четко оговорены зоны ответственности и механика принятия ключевых решений.

Из-за конфликта интересов я операционно вышел из «Квадрим» и запустил стартап, сервис ремонта TimTeam на базе студии дизайна.

Когда на месте партнера — целый бизнес

Бывает, что партнеры приходят в проект со своей инфраструктурой, иногда даже целым бизнесом, и это дает положительный эффект, например, как в случае с Carprice Оскара Хартманна. В проект предпринимателя на партнерских условиях вошли еще два бизнесмена с целыми компаниями-подразделениями по разработке и маркетингу, что дало синергетический эффект.

Но стоит остерегаться и обратной ситуации, когда общая инфраструктура проекта используется для сторонних проектов кого-то из партнеров. Привлечение партнера с инфраструктурой (готовым бизнесом) на первый взгляд выглядит привлекательно благодаря возможной синергии, однако таит в себе множество рисков. На мой взгляд, это возможно только если инфраструктура достаточно прозрачна, можно верифицировать ее ценность. Следует детально изучить возможные риски и конфликты интересов.

Прежде чем привлекать кого-то в качестве партнера и встраивать в свой бизнес, лучше поработать с ним в качестве подрядчика или партнера на проекте, как было с разработчиками в том же Carprice. Будет ошибкой сразу «жениться». Должны быть стадии. Точно нужно вместе преодолеть кризис.

pic

Хорошо все взвесить

Партнерство — один из важнейших рычагов развития компании, однако оно таит в себе и множество рисков. Удачное партнерство может существенно ускорить развитие предпринимателя, как это произошло с Илоном Маском и PayPal. Но надо понимать, что 65% компаний распадается по причине конфликта сооснователей.

Из безусловных преимуществ — взаимное дополнение компетенций, «коллективный разум», ускорение развития, разделение рисков, экономия на найме топ-менеджеров на раннем этапе бизнеса и наличие долгосрочной мотивации у ядра команды.

Минусами является то, что необходимость коллегиальных решений замедляет их принятие, а в стартапах скорость и гибкость крайне важна; партнеры делят не только риски, но и профиты, а также при наличии более двух партнеров с крупными долями повышается вероятность размытия долей в случае появления инвесторов более поздних стадий и потери контроля основателями компании.

Больше всего рисков таит паритетное партнерство 50/50, однако есть и успешные примеры, когда при нем были созданы масштабные компании (Игорь Рыбаков и Сергей Колесников — Технониколь).

Лайфхаки

Если у вас нет 100% уверенности в партнере, похороните принцип 50/50. Когда вас двое и при этом оба максимально вовлечены и близки по уровню компетенций, идеальное соотношение 60/40, которое обеспечивает высокий уровень мотивации обладателя меньшей доли и при этом сохранение права последнего слова у лидера.

Если у вас нет плана на выход, считайте, что вы сами создаете себе в будущем конфликтную ситуацию. Обязательно нужно учесть фактор возможного изменения жизненных целей и обстоятельств партнера, которые на практике проявляются не позже трех лет с начала партнерства. Важно прописать в меморандуме, что будет, если они изменятся.

Читайте также:  Как шить сумки бизнес

Должен быть механизм принятия решения и четкая формула подсчета cash-out на разных этапах бизнеса. Перед партнерством обязательно должна быть подготовка (прежде всего сделайте финансовую модель на 12-36 месяцев). Формализуйте down-side: как именно вы поймете, что проект безуспешен, насколько вы готовы «упасть».

Если у вас есть человек, которого вы бы хотели сделать сооснователем, не обязательно сразу давать ему долю. В российском праве с 2015 года существует возможность структурировать взаимоотношения между со-основателями с помощью опциона, который может предполагать автоматический переход долей в случае достижения определенных KPI сооснователем.

Источник: rb.ru

Где и как найти бизнес-партнера?

Для каждого предпринимателя бизнес-партнер – это не просто друг или соратник, а человек, который поможет вам контролировать свою бизнес, принимать важные решения или финансировать новые идеи.

Но найти подходящего партнера – это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что многие люди мечтают иметь собственный бизнес (или хотя бы половину), далеко не все готовы что-то делать для этого: брать кредит, раскручивать дело, бороться с конкурентами и прочее. Надежных компаньонов невозможно найти просто на улице, но это можно сделать в других местах. В этой статье мы рассмотрим, где лучше проводить поиск партнеров по бизнесу.

Клубы по интересам

В последние 5 лет в нашей стране клубное движение стало популярным для многих бизнесменов, которые ищут надежного партнера. Там организовываются регулярные встречи для общения, обмена опытом и знаниями, поиска финансов или новых идей . Клубы по интересам хороши еще и тем, что попасть в них посторонним людям довольно сложно – руководство проверяет всех, кто желает присоединиться к движению. Предусмотрена целая система «фильтров», позволяющая отсеивать мошенников, зевак и другую публику, не имеющую отношения к ведению какого-либо коммерческого дела.

Особенно клубы хороши тем, что люди во время встреч могут долгое время присматриваться друг к другу, оценивать деловую хватку, профессиональные и личностные качества, амбиции, интеллектуальное мышление. Часто люди, которые познакомились в клубе, становились лучшими друзьями и партнерами, когда у одного был замысел, а у другого – финансы и собственное дело.

Главная сложность состоит в том, чтобы отыскать подходящий, действительно серьезный клуб. Есть, конечно, и заведения попроще, но там существенно повышается риск найти ненадежного компаньона или просто зря потратить время.

Одним из наиболее популярных вариантов — Develop Your Business. Это шведский проект, который разработан для обмена знаниями и навыками между руководителями, но чтобы попасть туда необходимо пройти несколько этапов проверки. Зато если таки пройти их, то есть очень большая вероятность того, что там можно найти очень перспективных компаньонов.

Благотворительность

В первую очередь, бизнес-партнерство строится на объединении идей и финансов. Сегодня многие серьезные руководители делают весомый вклад в благотворительность: жертвует суммы на развитие школ, детских домов, лечение, приюты для животных или просто на проведение ремонта в интернате для детей-инвалидов. Метод «ищу партнера по бизнесу» по благотворительности дает свои плоды: здесь практически полностью отсутствует риск столкнуться с мошенничеством .

Читайте также:  Строительство мансарды как бизнес

Главная загвоздка состоит в том, что к состоятельным людям непросто подступиться, в особенности, если они не посещают тематические клубы. В этом случае придется набраться терпения, предварительно записаться на встречу, а уже потом обговорить аспекты предполагаемого сотрудничества.

Тематические мероприятия

Это конференции, семинары, форумы, саммиты, тренинги и многое другое – перечисленные мероприятия регулярно проводятся в разных частях страны. Обычно на подобных семинарах собираются специалисты профильного сегмента, с которыми после завершения мероприятия можно познакомиться, пообщаться, обсудить будущие договоренности.

Известны случаи, когда финансовый бизнес-партнер находился практически сразу, и будущие компаньоны прямо на форуме заключали контракт и начинали продуктивное сотрудничество. Если с первого раза не повезло, можно посетить мероприятие множество раз: на каждый семинар съезжается большое количество людей, с которыми можно поговорить и к которым можно присмотреться. Только за один день вы сможете познакомиться с десятком предполагаемых партнеров.

Тематические события – хороший повод найти совместного бизнес-партнера. Более сотни оптовых закупщиков со всей стороны съезжаются в Ukrainian Procurement Forum, с которыми можно обсудить бизнес-идеи или просто пообщаться о коммерческой деятельности. Отыскать их поодиночке в разных местах будет гораздо труднее.

Быстрые деловые знакомства

Популярное мероприятие speed-dating предназначено для поиска «своей половинки», когда у двух людей есть только 3-5 минут, чтобы что-то рассказать о себе. Эту идею позаимствовали бизнесмены для проведения деловых знакомств, хотя вряд ли вы встретите здесь руководителей крупных корпораций. Зато н ачинающие предприниматели и средние руководители с удовольствием пользуются возможностью познакомиться с целеустремленными людьми, с которыми в будущем можно наладить партнерские отношения и вести совместные дела.

Конечно, на такой метод не стоит возлагать серьезные надежды – большинство новичков ищут новые знакомства ради приобретения полезного делового опыта, и предсказать, кем окажется собеседник, какие у него планы, чем он занимается, практически невозможно. Тем не менее, полностью забраковывать этот формат не следует.

Правила успешного поиска бизнес-партнеров

Где искать потенциального компаньона, мы рассмотрели, но как найти с ним общий язык, не повздорить, при этом раскрыть новые грани профессионального и личностного мастерства собеседника? Вот несколько советов, как лучше завязать бизнес-знакомство:

  • Важно определить подходящую целевую аудиторию, а потом подбирать определенные мероприятия, связанные с ней. Тут же можно выяснить, кто подходит для заключения договора, а кто может стать полезным знакомым.
  • Подготовьтесь к встрече. Визитки, краткие презентации – неотъемлемая атрибутика любого предпринимателя. Не затягивайте презентацию – 3-5 минут вполне достаточно, иначе собеседники просто потеряют интерес к предложению.
  • Не навязывайтесь. Не стоит двигать «с места в карьер» — навязчивое предложение своих услуг скорее оттолкнет потенциального компаньона, чем заинтересует. Для начала достаточно просто познакомиться и побольше узнать о деятельности собеседника.

Если у вас на примете уже есть человек, подходящий для сотрудничества, постарайтесь узнать о нем как можно больше, как о личности и профессионале. Не настраивайтесь на быстрое заключение сделки – часто для этого требуется много времени и усилий.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин