СЗХ (strategic business unit — SBU) — группировка зон бизнеса, основанная на выделении некоторых стратегически важных элементов, общих для всех зон. Такие элементы могут включать частично совпадающий ряд конкурентов,относительно близкие стратегические цели, возможность единого стратегического планирования, общие ключевые факторы успеха, технологические возможности. Пионером применения понятий СЗХ в бизнесе является фирма «Дженерал электрик», которая сгруппировала свои 190 направлений в 43 СЗХ, а затем агрегировала их в 6 секторов.
Управленческое значение концепции СЗХ состоит в том, что она дает возможность диверсифицированным компаниям рационализировать организацию разнородных сфер бизнеса. СЗХ также помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях.
СЗХ может рассматриваться и как отдельный сегмент рыночного окружения, на который фирма имеет или хочет иметь выход. Иерархия выделения СЗХ представлена на рис. 48.
Как создать стратегический план развития бизнеса
Рис. 48. Рекомендуемый порядок выделения СЗХ
13.2. Жизненный цикл товара
Любой товар (а, следовательно, и СЗХ) проходят свой жизненный цикл от зарождения (появление товара на рынке) до прекращения (выпуска последнего образца товара).
Можно выделить следующие основные стадии жизненного цикла товара (рис. 49):
Рис. 49. Обычный график жизненного цикла товара во времени
13.3. Матричная техника оценки портфеля диверсифицированной фирмы. Матрица БКГ
Наиболее популярная процедура анализа положения на рынке диверсифицированной компании (имеющей несколько СЗХ)- построение матриц портфеля СЗХ. Обычно такие матрицы строятся на основе пары стратегически важных переменных, таких, как скорость роста отрасли, размеры рынка, долговременная привлекательность отрасли, конкурентный статус и т. д. Такие двумерные матрицы относительно просты и дают четкую рыночную обстановку. Наибольшее распространение получили матрицы БКГ (BCG — Bosfon Consulting Group) и «Дженерал Электрик».
Матрица БКГ (рис.50) содержит четыре квадранта в координатах скорость роста отрасли — относительная доля рынка, контролируемая фирмой. Каждая СЗХ определяется кругом в этих координатах, причем площадь круга представляет объем продаж СЗХ или относительную долю СЗХ в продажах всей фирмы.
Рис. 50. Матрица БКГ для гипотетической фирмы
Относительная доля рынка определяется как отношение объема продаж в СЗХ к объему продаж средней СЗХ фирм, действующих на этом рынке.
Понятие стратегической зоны хозяйствования, зон стратегических ресурсов и групп стратегического влияния
Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа или оценки. На первом этапе разрабатываются стратегии, которые позволяют достичь поставленных целей. На этом этапе необходимо иметь как можно большее число альтернативных стратегий.
На втором этапе стратегии дорабатываются до уровня адекватности многообразным целям развития предприятия и формулируется общая стратегия.
Стратегия развития бизнеса. Зачем нужен бизнес план и как разработать стратегию бизнеса? 0+
Современная концепция стратегического планирования предусматривает при разработке стратегии организации использование эффективного методического приема – стратегической сегментации и выделения стратегических зон хозяйствования (СЗХ).
Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) — отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет или хочет получить выход. Результатом такого анализа является оценка привлекательности той или иной зоны хозяйствования для конкурирующих компаний, перспектив ее развития, а также возможных позиций в ней той или иной фирмы.
На первый взгляд может показаться, что понятия «стратегическая зона хозяйствования» и «сегмент рынка» полностью идентичны. Однако это не так. Сегмент рынка — это совокупность потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт или комплекс маркетинга. Это определение четко очерчивает границы понятия, которое в такой трактовке является общепринятым.
Что касается стратегической зоны хозяйствования, то она характеризуется как определенным видом спроса, так и определенной технологией. Например, в настоящее время существует потребность в хранении больших объемов информации. Данная потребность удовлетворялась посредством технологии производства магнитных дисков. Появившиеся лазерные диски создали новые возможности для удовлетворения существующего спроса. Таким образом, потребность в хранении больших объемов информации и технология производства магнитных дисков составляют одну СЗХ, а та же потребность плюс технология производства лазерных дисков — другая СЗХ.
Таким образом, при выделении стратегических зон хозяйствования на первом этапе определяется потребность, которую надо удовлетворить, на втором — выбирается технология и на третьем — выбирается группа потребителей, с которой будет работать фирма.
При изучении стратегической зоны хозяйствования необходимо, прежде всего, оценить перспективы ее роста, которые связаны не только с темпами роста, но и с особенностями жизненного цикла спроса. В этом случае целесообразно сопоставить жизненные циклы спроса, технологий и товаров и определить, какова будет продолжительность жизненного цикла спроса от зарождения до начала насыщения. При этом следует учитывать, что продолжительность жизненного цикла технологий и товаров сокращается. Прежде всего, это происходит в результате ускорения развития НИОКР, повышения эффективности работы фирм, лучшей организации маркетинговой деятельности.
Параметрами выделения СЗХ из внешней среды компании являются:
- определенная потребность (потребность в пище или теплой одежде);
- технология, посредством которой эта потребность может быть удовлетворена. Так, потребность в комплектующих деталях может быть удовлетворена использованием технологий предприятий машиностроения;
- тип клиента (население, социальные или государственные организации);
- география потребности (рассматривается с точки зрения стадии жизненного цикла спроса и уровня удовлетворения спроса).
Одна и та же потребность может быть удовлетворена при различных технологиях производства продукции и различном их наборе.
Искусство определения набора технологий при выделении СЗХ заключается в том, чтобы обеспечить предприятию достижение синергического эффекта от их взаимодействия. Важной задачей стратегического управления является определение пропорций и темпов свертывания одного производства и развития другого производства. Предприятие может перейти из одной зоны хозяйствования в другую.
Зоны стратегических ресурсов
В течение длительного времени фирмы могли планировать свое будущее развитие, исходя из посылки неограниченности мировой ресурсной базы, т.е. в условиях изобилия ресурсов. Основной задачей в этом случае является выбор наиболее выгодных для компании направлений деятельности, так как потребности в ресурсах для их реализации могли быть удовлетворены без особых затруднений.
Однако в конце прошлого столетия ситуация изменилась. Во-первых, была осознана проблема ограниченности природных ресурсов.
Это привело к необходимости обратить пристальное внимание на развитие ресурсосберегающих технологий, начать поиск альтернативных источников энергии, ввозить сырье из-за рубежа, консервируя месторождений в своей собственной стране, и т.д., т.е. к необходимости решать проблему обеспечения производства природными ресурсами в стратегической перспективе. Во-вторых, стагфляция мирового масштаба привела к дефициту денежных ресурсов и затормозила развитие многих фирм. Если в период интенсивного экономического роста ориентиры соотносились в основном со степенью агрессивности управляющих и их склонностью к риску, то при ограниченных денежных средствах фирмам приходится соразмерять то, что они хотели бы сделать, с тем, что они могут. Все большее значение в качестве зон стратегических ресурсов приобретают в этом случае мировые финансовые и кредитные институты. Кроме этого, фирмы могут проводить мероприятия по усилению внутренней гибкости компании за счет повышения ее ликвидности, но это возможно только в том случае, если при этом не повышается внешняя уязвимость фирмы.
В-третьих, существенным образом изменился взгляд на людские ресурсы. Если раньше работник рассматривался как исполнитель отдельных работ и функций, то в настоящее время сотрудники рассматриваются как основа организации, ее главная ценность и источник благополучия. Проблема создания стратегических зон в области людских ресурсов является актуальной для любой фирмы, так как профессионально подготовленные и лояльные по отношению к компании работники во многом определяют ее успех. Это заставляет фирмы сотрудничать с ведущими учебными центрами, чтобы иметь возможность приглашать к себе на работу их выпускников, разрабатывать и реализовывать долгосрочные программы набора, подготовки и переподготовки кадров, формулировать стратегии мотивации персонала и большое внимание уделять стимулированию труда.
Когда фирма сталкивается с проблемами в обеспечении стратегическими ресурсами, выделение в ресурсных потребностях фирмы зон стратегических ресурсов — важный шаг в формулировании ее ресурсной стратегии. Такая трактовка зон стратегических ресурсов дает нам понимание данного понятия в широком смысле слова. Действительно, природные ресурсы, электроэнергия, финансы, людские ресурсы ограничены в той или иной степени, и это надо учитывать при разработке стратегических планов. Но есть и другой, узкий смысл данного понятия, который выделяет стратегические ресурсы, индивидуальные для каждого предприятия. В зависимости от товара, который производит компания, стратегические ресурсы могут быть весьма разнообразны, но предприятие в обязательном порядке должно определить, что для него является стратегическим ресурсом не только в широком, но и в узком смысле этого понятия.
Группы стратегического влияния
В тот момент, когда фирма перестала рассматривать себя в качестве закрытой системы, ее отношения с обществом из второстепенной проблемы превратились в одну из ключевых. Потребитель не выступает теперь в роли безвестного покупателя, превратившись в придирчивого критика, который получил возможность диктовать производителю свои условия.
Общественные организации активно включились в борьбу за охрану окружающей среды, здоровье людей, защиту прав потребителей, отстаивание интересов представителей национальных меньшинств и т.д. Средства массовой информации широко освещают различные аспекты деятельности компаний. Правительства разных стран принимают директивные решения (например, антимонопольное законодательство, законы о рекламе, о защите прав потребителей и т.д.), существенно ограничивающие возможности фирмы влиять на рынок и усиливать свои позиции. Широкая публика также влияет на положение компании, хотя и не выступает в виде организованной силы. Образ фирмы в глазах публики сказывается на ее коммерческой деятельности.
Кроме этого, фирма испытывает на себе все большее влияние со стороны различных групп внутри компании: собственных рабочих и служащих, добровольных помощников, управляющих, членов совета директоров. Все вышеизложенное приводит к необходимости разработки стратегий отношений с обществом. При этом, прежде всего, следует проанализировать различные социально-политические влияния и сформировать четко определенные группы стратегического влияния.
Тщательный выбор стратегических зон хозяйствования, выделение зон стратегических ресурсов и определение групп стратегического влияния — задача, которая должна постоянно решаться верхним эшелоном менеджмента компании.
Источник: studfile.net
Как определить стратегические зоны бизнеса
Условия существования малого предпринимательства говорят о том, что на фоне возрастающей конкуренции, падения платежеспособного спроса населения, нестабильность внешней среды постоянно растет: события становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции малого предпринимательства; возрастает частота появления неожиданных событий, внезапных изменений, их непредсказуемость. В подобной ситуации само существование малых предприятий зависит от того, насколько их руководство правильно смогло спрогнозировать перспективы развития событий, оценить внутренние возможности, скоординировать действия всех подсистем организации для достижения поставленных целей. Эти действия призвана осуществлять подсистема стратегического управления.
Для предприятий малого бизнеса выработка стратегии начинается с определения отрасли, в которой работает фирма. Современная концепция рынка строится на эффективном методологическом приеме — стратегической сегментации и выделении стратегических зон хозяйствования.
По терминологии американского бизнеса стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) — отдельный сегмент, сектор рынка, на который фирма имеет выход или желает его получить. В результате анализа такой СЗХ определяется перспектива, открываемая любому конкуренту, с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности и т.п.
Как показывает практика, большинство руководителей оценивают перспективы развития того или иного бизнеса, опираясь исключительно на свой опыт. Отметим, также следующее: одна из основных характеристик сегодняшнего регионального малого предприятия — владение и управление находятся в одних руках. Предприниматель в состоянии принимать участие, принимать решения, руководить максимум двумя видами бизнеса (если эти бизнесы полностью отличны друг от друга по технологическим, потребительским и рыночным характеристикам) либо четырьмя-пятью (в том случае, если эти виды бизнеса являются родственными по технологическому, потребительскому или рыночному признаку), не взирая на прочие обстоятельства. Проведенные исследования показали, что в тех случаях, когда количество видов бизнеса превышало вышеназванные показатели, малые предприятия выходили из-под контроля владельца-предпринимателя и имели плачевное завершение. Это происходило по двум основным причинам: во-первых, система принятия оперативных и стратегических решений на малом предприятия, как правило, находится в едином центре, а возникавшие проблемы требовали быстрого принятия решений, но в силу высокой степени загруженности руководителя ответственные решения не принимались вовремя, что в конечном итоге влияло на скорость и качество реакции предприятия и приводило к потере или ослаблению позиций в конкуренции; во-вторых, отсутствие четко налаженной системы внутреннего мониторинга приводило к искажению данных, которые получал руководитель для принятия решения, что приводило к ошибкам и, в итоге, к ослаблению конкурентных позиций. В связи с этим, перед началом рассмотрения определения стратегических зон хозяйствования предприятий малого бизнеса необходимо рассмотреть следующие допущения:
— предприниматель, уже ведущий конкретный бизнес и осуществляющий управление своим малым предприятием, может: оценить перспективы развития действующего бизнеса; оценить перспективы развития бизнеса, максимально приближенного по технологии, географическому местоположению к действующему; оценить перспективы развития принципиально нового для предпринимателя бизнеса (СЗХ);
— предприниматель, достигший успеха в одном из видов бизнеса, как правило, имеет желание инвестировать в действующий или другой бизнес.
Одним из этапов стратегического управления на малом предприятии, как правило, является поиск направления дальнейшего движения.
В качестве поиска бизнес-идеи для организации и осуществления нового вида бизнеса или расширения в рамках существующего бизнеса предприниматель должен оценить влияние внешней среды на деятельность малого предприятия, т.е. провести мониторинг среды.
Различают два вида мониторинга: коммерческий и стратегический. Алгоритм стратегического мониторинга можно представить в виде следующих этапов:
1. Постановка цели.
2. Задание системных принципов.
3. Задание границ внешней среды и ее расщепление.
4. Выбор компонентов внешней среды для мониторинга.
6. Реализация, анализ, контроль.
8. Принятие решения.
Проведение мониторинга в условиях деятельности малого предприятия осложнено тем, что не существует каких-либо трафаретных технологий. Именно в этой области проявляется талант и умение руководителя манипулировать слабо структурированными объектами и массивами данных. Определение системы показателей, по которым можно отслеживать вероятность наступления события и степень его влияния на деятельность малого предприятия, — задача, которая также стоит перед российскими управленцами.
Современным менеджментом предлагаются различные методики выделения критериев оценки внешней среды и определения степени ее влияния на перспективы развития бизнеса. Отметим самый распространенный из них, предложенный И. Ансоффом, — метод оценки привлекательности стратегической зоны хозяйствования. Параметрами для оценки привлекательности являются: будущий рост в СЗХ, будущая рентабельность в СЗХ, будущая нестабильность.
В качестве параметров определения стратегических зон хозяйствования действующего и перспективного бизнеса для малых предприятий в России предлагаем использование следующих показателей:
1. определение СЗХ с точки зрения изменения спроса.
2. определение СЗХ с точки зрения позиции в конкуренции.
Для выявления этих показателей необходимо выделить факторы (события), которые могут повлиять соответственно на изменение спроса и позиции в конкуренции. Определение таких факторов — дело весьма индивидуальное для каждого малого предприятия. Учитывая всю специфику условий их функционирования, можно предложить перечень факторов, которые могут быть приняты во внимание руководителями малых предприятий при формировании системы мониторинга. Для оценки перспектив изменения спроса в действующем и перспективном бизнесе предлагаем использование следующих факторов: политические события, события в экономике, события в социальной сфере, события в технологии, прочие события, способные повлиять на изменения спроса.
1. Политические события:
— курс реформ, проводимый Правительством и Президентом РФ;
— возможность и частота политических кризисов в стране;
— частота смены Правительств;
— локальные вооруженные конфликты на территории страны;
— отношения с Западом и Востоком;
— свобода передвижения по территории РФ и возможность выезда за границу;
— поддержка местными органами власти какой-либо из политических сил;
— коррумпированность чиновников;
— отношение власти на местах к роли малого предпринимательства и т.п.
2. Экономические факторы:
— курс национальной валюты;
— ставка рефинансирования;
— формирование и исполнение местного бюджета (направленность, процедура);
— средний уровень зарплаты в регионе;
— наличие стабильно функционирующих предприятий в регионе;
— соотношение частных и государственных предприятий в регионе;
— характер использования муниципальной собственности;
— характер приватизации;
— наличие (отсутствие) в регионе крупных монополистов;
— регулярность выплат в социальной сфере и госсекторе;
— политика местных банков;
— отношения с контролирующими органами;
— покупательная способность населения;
— механизм формирования местных налогов и сборов;
— состояние и характер рынка рабочей силы;
— формирование местной предпринимательской элиты;
— инфраструктура малого бизнеса в регионе;
— соотношение доходов и расходов между богатыми и бедными в регионе и т.д.
3. Социальные факторы:
— степень социальной ориентированности бюджетных расходов;
— демографический и национальный состав населения в регионе;
— география расселения, строительства в регионе;
— состояние и ритмичность движения городского транспорта;
— форма собственности предприятий городской инфраструктуры;
— статистика браков и разводов;
— балансовая принадлежность детских садов, школ и т.п.;
— вес культурной интеллигенции в жизни региона;
— частота проведения общегородских праздников и мероприятий;
— состояние и активность организованной преступности в регионе;
— состояние системы здравоохранения в городе, регионе и т.д.
4. Технологические факторы:
— состояние сферы НИОКР в регионе;
— появление технологических новинок;
— состояние рынка «ноу-хау»;
— условия импорта технологий и оборудования;
— наличие отечественных аналогов импортного оборудования и т.д.
5. Прочие события, которые могут быть объектом мониторинга:
— прогнозируемые погодные условия на ближайший сезон;
— климатические условия;
— развитие коммуникационных систем;
— доступ к информационным источникам и т.п.
Выделение факторов и оценка влияния их изменения на спрос определяется методом экспертной оценки. Алгоритм оценки может выглядеть следующим образом: выделяются факторы, изменение которых может повлиять на изменение спроса в каждом из видов бизнеса; определяются правила оценки, например: каждому из факторов эксперт присваивает балл в зависимости от степени влияния изменения фактора на изменение спроса по пяти или десяти бальной шкале. Интегрированная оценка определяется как средняя арифметическая мнений экспертов. Каждой из групп параметров присваивается удельный вес.
В силу того, что собрать максимальное количество данных о конкурентах просто не представляется возможным, для определения СЗХ с точки зрения позиции в конкуренции используется схема, предложенная М. Портером. Эта схема заключается в сведении информации к четырем элементам: цели на будущее, текущие стратегии, представления и возможности конкурентов.
Распознать цели конкурентов на ближайшее будущее можно, используя, например, следующие характеристики:
— направленность инвестиций;
— направленность расходов на НИОКР;
— кадровая политика конкурента;
— степень обновления продукции;
— возможность диверсификации и т.д.
Текущие стратегии можно определить, используя информацию:
— направленность и агрессивность рекламы;
— текущая кадровая политика;
— доля рынка;
— ценовая политика;
— уровень послепродажного обслуживания и т.д.
Организацией системы стратегического мониторинга на малом предприятии должен заниматься либо сам руководитель, либо специально подготовленный для этого работник. При этом можно разделить функции сбора информации и анализ информации.
Важность определения стратегической зоны хозяйствования бизнеса заключается в том, что именно этот этап является началом определения того, куда малое предприятие будет двигаться дальше. Именно этот анализ позволит руководителю-собственнику МП увидеть не только экономическую сторону своих предполагаемых будущих действий, но и их качественную оценку с точки зрения перспектив обеспечения будущего для малого предприятия.
Использованные источники:
1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
2. Гуляев С.Л. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования для малых предприятий с учетом региональных условий хозяйствования. // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 3.
3. Лапуста М.Г., Старости Ю.Л. Малое предпринимательство. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Попов С.А. Стратегическое управление: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. — М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Стратегический менеджмент. / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007.
Выходные данные статьи:
Чалова А.И. Определение стратегических зон хозяйствования для предприятий малого бизнеса//Современные информационные технологии в экономической деятельности: материалы научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 15-20 декабря 2007 г.). — Ростов-н/Д, 2008.
Источник: port-u.ru