Как определяется размер бизнеса

Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом: мелкие–до 50 занятых; средние – от 50 до 500 (иногда – до 300); крупные – свыше 500, в том числе особо крупные – свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками – объемом продаж, активами, полученной прибылью и т. п.

Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью, на них оказывают влияния многие факторы: ­природные, экономические, технические, организационные и т. д. Они действуют не разрозненно, а во взаимосвязи друг с другом и нередко в прямо противоположных направлениях. Все перечисленные факторы следует в максимальной степени учитывать при обосновании рациональных размеров предприятия и его производственных подразделений. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности – средние и близкие к мелким предприятия.

В этом подразделе будут указаны данные размеров предприятия и их подразделений за 3 года. В ходе анализа размера предприятия будут рассматриваться прямые и косвенные показатели. Последние включают: площадь сельскохозяйственных угодий, пашни, пастбища, поголовье скота, среднегодовую численность работников, выручку от реализации продукции, среднегодовую стоимость основных производственных фондов, стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах.

Таблица 1.1. Показатели размера предприятия

Отклонение (+,) 2010 года от 2008 года

Прибыль от продаж, тыс. руб.

Источник: studfile.net

Как определить размер предприятия

Одной из самых важнейших характеристик для предприятия являются его размеры, которые определяются количеством работников. Размеры предприятия напрямую связаны с его принадлежностью к определенной отрасли. Например, если в металлургии и машиностроении задействованы крупные и очень крупные организации, то в пищевой промышленности компании имеют гораздо меньший размер.

Как определить размер предприятия

Статьи по теме:

  • Как определить размер предприятия
  • Какие основные признаки предприятия
  • Как получить статус малого предприятия

Инструкция

Согласно российским стандартам, компании делятся на мелкие (до 50 человек, занятых в деятельности предприятия), средние (до 500 человек), крупные (до 1000 человек) и очень крупные (1000 человек, занятых в деятельности, и более).

Крупные предприятия обычно специализируются на производстве товаров в большом количестве, что помогает им в борьбе с конкурентами. Средние предприятия производят продукцию более узкого назначения и в своей деятельности могут использовать самые современные и уникальные технологии. Самые маленькие предприятия обычно оказывают услуги и производят продукцию для внедрения каких-либо нововведений.

Читайте также:  Выбери верные суждения и запиши цифры под которыми они указаны формы бизнеса

Показатели величины предприятия одновременно являются критериями для измерения. Можно выделить комбинированный, качественный и количественный подходы к определению масштаба компании. Количественный подход заключается в определении годового оборота, числа занятых и в вычислении балансовой стоимости активов и основных фондов.

Качественных подход в определении размеров предприятия подразумевает использование качественных критериев. Учитываются системы менеджмента, системы контроля производительности, мотивация сотрудников и т.п. Однако в силу своей сложности этот подход не так часто используется для определения масштабности деятельности компании.

Как правило, малые компании стремятся к росту, который подразумевает количественные изменения в объемах деятельности компании. Однако расширяя деятельность нужно задуматься о развитии, которое заключается в повышении эффективности этой деятельности. Без развития не получится организовать быстрый рост предприятия.

Видео по теме
Обратите внимание

Размеры предприятия могут дополняться другими важными характеристиками – объем продаж, активы, полученная прибыль и т.п.

Совет полезен?
Статьи по теме:

  • Как оценить стоимость бизнеса
  • Как определить структуру производства
  • Как оценить бизнес

Добавить комментарий к статье
Похожие советы

  • Как определить крупную сделку
  • Что такое сущность организации
  • Как рассчитать среднесписочную численность
  • Чем отличается ООО от ИП
  • Формы организации общественного производства
  • Как рассчитать бизнес
  • Как определить размер организации
  • Как определить малое предприятие
  • Как рассчитать стоимость компании
  • Как классифицируются организации
  • Какие предприятия являются малыми, средними, крупными
  • Экономика организации в условиях рыночных отношений
  • Что такое организация
  • Как определить среднегодовую стоимость основных производственных фондов
  • Как описать структуру предприятия
  • Как рассчитать численность
  • Как рассчитать количество работников
  • Как находить фондоёмкость
  • Как посчитать налоговую нагрузку
  • Коммерческие организации: виды и их характеристики
  • Как рассчитать норматив численности

Новые советы от КакПросто
Рекомендованная статья
Как зарегистрировать индивидуальное предпринимательство в 2018 году

Если у вас собственный бизнес, вы можете полностью контролировать рабочий процесс, сотрудников. Сможете избегать той.

Источник: www.kakprosto.ru

Размер фирмы

Предприятие (фирма) – это экономический субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, целью которой является максимизация дохода с помощью факторов производства.

Экономические системы строятся на процессе общественного воспроизводства. Он включает в себя четыре этапа:

  1. Создание благ, необходимых и востребованных обществом, а именно, товаров и услуг.
  2. Распределение благ с помощью рыночного механизма или государственного вмешательства в экономику.
  3. Сбыт продукции и услуг с целью их доведения до потребителя.
  4. Полное потребление готовой продукции и услуг конечным покупателем.
Читайте также:  Переработка картофеля как бизнес рентабельность

Предприятие выступает основной экономики, связывая между собой государство и домашние хозяйства. Реальный сектор приносит наибольших доход в государственный бюджет, тем самым обеспечивая жизнедеятельность аппарата управления. Кроме того, предприятия обеспечивают потребности общества в товарах и услугах. Они могут функционировать на различных этапах производственного процесса, создавая блага, либо осуществляя их сбыт потребителю.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

В экономике предприятие выполняет ряд значимых функций. Прежде всего, на нем осуществляется создание благ согласно отраслевой принадлежности и профилю. Предприятия могут продавать готовые товары и услуги потребителю, обеспечивать послепродажное обслуживание.

В сферу функций компаний входит обеспечение материальной и технической базы, работа над повышением качества продукции. Максимизация прибыли в современных условиях связана с уменьшением переменных издержек производства. Кроме того, предприятие обязано выплачивать часть своих доходов в пользу государства, соблюдать действующие стандарты и нормативы. Функции предприятия в экономической среде напрямую зависят от ряда факторов, а именно, его размеров, принадлежности к отрасли, участии в кооперации или специализации, наличия социальной инфраструктуры, а также способа взаимодействия с местными органами власти.

Размер предприятия

Специализация труда привела к появлению большого числа отраслей, каждая из которых обладает своей спецификой, влияющей на размеры предприятия. Для каждой отрасли размер фирмы определяется следующими параметрами:

«Размер фирмы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  1. Оптимальным размером производства.
  2. Условия транспортировки материалов, сырья и готовой продукции.
  3. Территориальное расположение предприятия и другое.

Считается, что размер предприятия оптимален в том случае, если предприятие способно выполнять свои обязательства по действующим договорам. Важно учитывать фактор времени. Производство готовой продукции должно отвечать оптимальным временным затратам.

Для каждой конкретной отрасли существуют свои оптимальные размеры компаний. Этот размер объективен с точки зрения эффективности производства, принципов его организации и размещения. Однако, часть отраслей накладывает свои специфические особенности. Например, в сельском хозяйстве большое значение имеют такие показатели как радиус сбыта и плотность сырья.

На практике используют два метода определения оптимального размера предприятия. Первый метод привязан к эффективному уровню затрат. Масштаб предприятия должен делать его постоянные и переменные издержки оптимальными. На графике показан метод определения оптимального размера предприятия с помощью построения кривых внутрипроизводственных (А), внепроизводственных (Б), и полных затрат (П).

Читайте также:  Бизнес проект или план

Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Оптимальный размер предприятия находится путем установления точки K, где издержки минимальны, а объем выпуска является максимальным для данного уровня издержек. Западные исследователи основываются на сопоставлении эффекта от масштаба. То есть, рассматривается не оптимальные размер предприятия, а его минимальный размер, способный выполнять возложенные на компанию функции.

Положительный и отрицательный эффект от масштаба

Известно, что постепенное увеличение предприятия ведет к снижению общих средних издержек. Однако, это не может продолжаться бесконечно. В определенный момент масштабы предприятия начинают увеличивать количество издержек, что со временем делает производство нерентабельным. Такое явление в экономике называется отрицательным и положительным эффектом от масштаба.

Положительный эффект проявляется тогда, когда расширение производства приводит к уменьшению общих издержек. Это происходит под влиянием следующих факторов:

  1. Чем больше размер предприятия, тем больше возможностей у сотрудников специализироваться на конкретном виде деятельности, что положительным образом сказывается на производительности труда. Специализация так же обеспечивает уменьшение потерь времени.
  2. Распределение функций между менеджерами разного уровня управления, что так же положительно сказывается на общей производственной деятельности.
  3. Более эффективное применение имеющегося капитала. Крупные предприятия обладают ресурсами для приобретения оборудования, отвечающего последним достижениям науки и техники.
  4. Возможность создавать сопутствующие товары или услуги.

Замечание 1

Все вышеперечисленные факторы положительным образом сказываются на снижении средних издержек. При этом каждая дополнительная единица выпуска приносит доход предприятию. Отрицательный эффект от масштаба проявляется в проблемах управления производственными процессами. На определенном этапе становится сложно осуществлять централизованное управление большим субъектом хозяйствования.

Практика показывает, что малые предприятия способны выживать в любых экономических условиях. Их устойчивость вызвана гибкостью, узкой производственной специализацией, применением современных технологий, получение субсидий от государства. Крупные предприятия обладают большими финансовыми возможностями. Они способны реализовывать различные стратегии.

Основная проблема заключается в том, что на определенном этапе возникает сложность в организации гибкого управления. Оптимальным вариантом для крупных корпораций является поиск сочетания разных по масштабу предприятий, входящих в ее состав.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин