Узбекистан — это государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Экономика Узбекистана построена на горной добыче, сфере услуг, сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, энергетике.
Особенности регистрации
Для регистрации общества с ограниченной ответственностью специалистам потребуется следующая информация:
Название предприятия; юридический адрес (может быть предоставлен сотрудниками нашей фирмы); персональные сведения об участниках (учредительные и идентифицирующие личность); величина уставного капитала; сфера деятельности; выбор кредитно-финансового учреждения на территории Узбекистана; прочие документы и информация, которые могут понадобиться.
Бумаги нужно подготовить заранее, это позволит своевременно перевести их на русский/узбекский язык. Все бумаги должны быть заверены нотариально и затем легализованы в посольстве. Также может использоваться апостиль после нотариального заверения.
СКОЛЬКО СТОИТ ОТКРЫТЬ РЕСТОРАН В УЗБЕКИСТАНЕ?
Для граждан СНГ легализация и апостилизация не потребуется. Но могут быть и исключения в зависимости от категории юридических действий. В личном присутствии учредителей при регистрации юридического лица на территории Узбекистана нет необходимости. Все регистрационные мероприятия могут быть выполнены нашими специалистами по договоренности.
Однако личное присутствие управляющего потребуется для открытия счетов в кредитно-финансовом учреждении при подписании документов и карт. А для выдачи разрешения на работу может быть произведено и медицинское обследование.
Срок
регистрации
Постановка на учет общества с ограниченной ответственностью проводится в упрощенной форме. Это стало возможным после отмены нескольких разрешительных процедур. Открытие фирмы занимает от трех до пяти дней, после того как документы передаются на государственную регистрацию.
Стоимость регистрации
Минимальный уставной капитал для фирм на территории данной юрисдикции не определен. Это требование было исключено из нормативно-правовых актов в 2019 году. Теперь право устанавливать величину УК в уставе получили собственники.
Фирмы с зарубежным участием ведут свою деятельность на тех же условиях, что и субъекты хозяйственной деятельности, образованные резидентами. Но с одним условием. Акционерный капитал компании с иностранными инвестициями не может быть меньше 47 тысяч рублей.
Статус ПИИ также наделяет учредителей несколькими привилегиями, гарантиями и льготами, определенными законодательством о защите прав инвесторов из других стран и прочими нормативно-правовыми регуляциями.
Независимо от формы бизнеса уставный фонд обязан быть сформирован в течение 12 месяцев с момента регистрации.
Формы регистрации компаний
Общества с ограниченной ответственностью на территории Узбекистана, в которых принимают участие иностранные собственники, можно разделить на две категории: ПИИ – с зарубежными инвестициями и ПИУ – c иностранным участием.
Как открыть бизнес в Узбекистане / Бизнес без вложений Uzbekistan (Eng sub) @Valentin_Zaikin
Действуют и другие формы для ведения бизнеса, такие как представительство и АО. Представители нашей компании помогут зарегистрировать компанию с участием нерезидентов независимо от вида хозяйственной деятельности.
Дополнительно может быть составлено (legal opinion — правовое заключение). Документ позволит проанализировать преимущества и недостатки формы присутствия юридического лица на территории данной юрисдикции. Клиенты, оформленные по договору, имеют право зарегистрировать Постоянное Учреждение.
Необходимые
документы
Клиенты, определившиеся с формой ведения деятельности, смогут выбрать один из предложенных вариантов наименований. Будет предоставлено на рассмотрение до трёх наименований. Резерв и проверка проводится в электронном виде. Наименование в обязательном порядке должно быть уникальным.
Субъекты хозяйственной деятельности не могут использовать в наименованиях слова: Узбекистан, Республика Узбекистан, их сокращённые эквиваленты, а также имена исторических личностей. Но в некоторых случаях фирма может получить такое право, если выдадут разрешение в органе регистрации.
Особенности законодательства
сейчас играет большую роль. Предложений и выбора становится больше, поэтому приехавшим из дальних областей и регионов страны легче отовариться в городе и его центральных районах.
По словам Шохруха, оптимальная локация не обязательно должна находиться в центре, можно арендовать помещение в Чиланзарском и Юнусабадском районах. Парковка и удобный заезд также повышают конкурентоспособность.
На 60 кв.м. можно поместить станков и кроильный стол. Конечно, на окраинах города аренда обойдется дешевле, а недалеко от центра будет в диапазоне $500–$700.
Персонал
Для мини-цеха, отшивающего собственные коллекции, девяти человек будет достаточно. У каждого станка есть своя швея, и одна из них может по совместительству быть бригадиром, закройщиком, помощником и бухгалтером.
В зависимости от целей можно пользоваться услугами дизайнера, но некоторые от этой идеи отказываются, потому что намерены отшивать для других.
«Наш штат разросся до 65 сотрудников на производстве, но, когда мы вернулись к аутсорсу, осталось 15 человек. Половина из них менеджеры и дизайнеры, а собственных швей теперь нет», — рассказывает Шохрух.
Предприниматель предпочитает выплачивать зарплату и плюс бонусы, потому что люди, работающие сдельно, гонятся за количеством, что плохо отражается на качестве продукции.
Аутсорс или собственное производство?
«Говорят, что у мировых брендов нет собственного производства, и это правда. Это дает возможность не думать о содержании большого штата сотрудников и швей, а сконцентрироваться на продвижении компании к успеху», — рассказывает Шохрух Каюмов.
По его словам, цех или одна производственная линия не может выпускать все виды изделий. Основная причина — долгое вырабатывание привычки. Нужно время, чтобы швеи научились качественно отшивать новую позицию.
Маленькие цеха обычно приспособлены к выпуску позиции одной категории, например, топы, футболки, лонгсливы. При делегировании пошива появляется возможность разнообразить категории, потому что можно отшивать футболки на одном производстве, брюки на другом.
Аутсорс обходится еще и дешевле. Например, выпустить одну футболку-поло на своем производстве обходилось Fratelli Casa в 10 тыс., а на аутсорсе в 8 тыс., где экономия выходила около 2 тыс.
Минусы тоже есть. Из недостатков аутсорса можно назвать все ту же ограниченность мощностей. Забитые другими заказами цехи не смогут выполнить дополнительные, даже если они срочные. Приходится ждать.
«Несомненно, было тяжело оставить собственное производство и расстаться с сотрудниками, но мы нашли выход из положения — предложили паре своих менеджеров выкупить цеха, с оплатой в рассрочку и с условием, что они продолжат оказывать нам услуги. Сегодня мы работаем уже с 20 различными цехами», — делится предприниматель.
Маржинальность
Маржа бывает разная. Как отмечает Каюмов, если у оптовика есть конкурентоспособный товар, который также производится у многих цехов, то маржинальность составляет примерно 30%.
Если товар неконкурентный или нишевой, то планку маржинальности оптовых цен можно поднимать до 50%. У сложных по конструкции позиций, например, платьев в малом количестве, наценка может быть до 50−70%. Так происходит потому, что коллекция маленькая, а категория товара сложная. Например, вечерние платья стоят дорого даже у производителя.
При поиске поставщиков полотна важно обращать внимание на цены. Также лучше работать с проверенными долгосрочными поставщиками, чем менять их каждый раз.
Печать на ткани
Под основными видами печати подразумевают: шелкотрафарет или шелкографию, цифровую печать, печать на полотне и на крое.
Шелкография в основном подходит для объема от 50 штук, потому что при меньшем объеме цена матрицы, которая используется для шелкотрафарета, значительно повышает себестоимость товара.
А вот цифровую печать, которая наносится через принтер, можно делать хоть на одну футболку, потому что здесь нет надобности в матрицах, но при этом ее себестоимость тоже будет высокой из-за больших расходов.
Печать на полотне еще дороже, но полотно получится ярче. При больших объемах, цена конечно будет меньше, но в сравнении с шелкографией окупится дороже.
Все упирается в цену и объем. Качество продукции будет отвечать стандартам, потому что рынок растет, а с ним и увеличивается конкуренция.
Сроки окупаемости
При условии, что штат сотрудников насчитывает девять человек, где сумма зарплат составляет около 20 млн сумов, и аренда обходится в 6−7 млн сумов — ежедневный расход оборачивается в 750 тыс. сумов.
Если отшивать минимум 100 футболок в день при грубой себестоимости в 7,5 тыс. сумов, с учетом нынешней конкуренции, минимальной маржинальности и заработке на наценке в 3−4 тыс. сумов, то дневная выручка выйдет от 300 до 500 тыс. сумов.
При минимальных объемах и марже такой цех может заработать до 11 млн сумов в месяц, а инвестиции окупить за год. Сами братья сумели вернуть свои инвестиции в производство за пять месяцев.
Главный канал продаж на сегодня интернет, поэтому основной бюджет расходуется на рекламу в социальных сетях.
«Когда откроется авиасообщение, мы расширим наш радиус и на другие страны. Неважно, будь это пиар статьи в журналах или просто таргетированная реклама. Мы готовы к увеличению бюджета, а пока она обходится нам примерно в 15 млн сумов в месяц», — рассказывает предприниматель.
Сильно помогает развитие персонального бренда через страницы в соцсетях, кросс-маркетинг, различные мероприятия и так далее — увеличивается лояльность к бренду, оказывается поддержка, повышаются продажи.
Проблемы и сложности
«Всегда нужно заключать договора с несколькими клиентами, ни в коем случае с одним или двумя — так вы получите работу в замкнутом круге», — подчеркивает сооснователь Fratelli Casa и Promowear.
По словам Шохруха, оптовик будет стоять над душой, контролировать каждый шаг, и пожелает выплатить меньшую сумму только после реалиазии товара. Отсутствие другого выбора вынуждает многие цеха соглашаться на такие условия.
Предпочтительней уделить особое внимание поиску ниши. Не стоит производить десятки позиций сомнительного качества, лучше стать профессионалом одной или двух категорий вещей, например, отшивать только низ или верх. Это даст больше и эффекта и маржинальности.
Документация
Если у основания компании стоит одна семья или один человек, то удобнее будет открыть частное предприятие. А когда партнеров станет больше, то регистрация ООО будет выгоднее.
«Мы открывались как ЧП, а потом с братом перешли на ООО и поделили доли. Самое главное — понять, что нужно зарегистрировать в уставе: станки или деньги», — делится Каюмов.
Открытие магазинов за рубежом
Постепенно, налаживая свой бизнес, можно выйти за пределы Узбекистана. К примеру, в этом году основатели Fratelli Casa хотели открыть pop-up магазины в Москве, Токио, Париже и Нью-Йорке. В США уже собирались внести залог за магазин площадью в 35 кв.м., но пандемия нарушила планы компании. Пока эта идея отложена на год.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Источник: uzts.uz