Как открыть креативный бизнес

Термин «креативное предпринимательство» можно трактовать по-разному: предпринимательство с использованием творческого подхода к решению проблемы в разных отраслях и предпринимательство в креативных индустриях (которое не исключает творческого подхода). В данном контексте мы будем иметь в виду создание продуктов и услуг, которые обладают культурной ценностью и коммерческим потенциалом, за счет реализации таланта человека или команды.

В основе креативных индустрий лежит бизнес и предпринимательство, а не только дотационная сфера культуры.

К креативным индустриям относятся искусство, дизайн, архитектура и урбанистика, мода, кино, ТВ и новые медиа, музыка, компьютерная графика, разработка игр, анимация, маркетинг и коммуникации и другие.

По последним данным Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, в столице зарегистрировано более 150 тысяч организаций в секторе креативных индустрий, в них заняты почти полмиллиона человек.

Как открыть бизнес на дому? Креативное ателье: вышивка на одежде, производство флажков и упаковки.

Около 90% креативного бизнеса составляют малые и средние предприятия, самозанятые и фрилансеры. Именно на представителях малого и среднего бизнеса пандемия сказалась сильнее всего.

Означает ли это, что выхода из кризиса нет? И стоит ли вообще становиться креативным предпринимателем и запускать новые проекты в период неопределенности?

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Влияние пандемии и действия в период кризиса

В Великобритании влияние пандемии на креативный сектор уже назвали «культурной катастрофой»: из-за ограничительных мер экономика страны в 2020 году недосчитается 77 млрд фунтов. В Германии прогнозируемые потери составят 40 млрд евро, в США — $150 млрд. Российский союз промышленников и предпринимателей оценил потери в креативных индустриях от пандемии в 120–150 млрд рублей.

В то же время креативные индустрии с digital-сервисами сумели капитализироваться на социальной изоляции.

Netflix продемонстрировал рост аудитории (плюс 15 млн подписчиков за первый квартал этого года), сервисы Apple принесли большую выручку, чем год назад. Продажи видеоигр выросли на 63%. В результате, чтобы удержать внимание аудитории, многие компании переключились на создание онлайн-контента и онлайн-сервисов (e-commerce, доставка и прочие).

Если обратиться к истории, можно увидеть, что креативные индустрии увереннее противостояли рецессиям, чем традиционные сферы бизнеса. Так, после мирового кризиса 2008 года объем мировой торговли снизился на 12%, в то же время экспорт креативных товаров и услуг рос на 14% в год (по данным UNCTAD, Конференции ООН по торговле и развитию).

Креативные пространства. Механизмы создания и запуска. Макарова Лилия

По данным фонда «Четверг», наиболее действенными и популярными мерами у культурных институций по борьбе с последствиями кризиса 2008–2009 годов были:

  • реструктуризация бюджета (как быть более эффективными, тратя меньше, но при этом получая то же самое),
  • разработка новых стратегий продвижения продуктов,
  • балансировка соотношения цены и качества,
  • инициирование новых партнерских отношений.

Наименее популярными были банковские кредиты, увеличение инвестиций и увольнение персонала.

На какие тренды стоит обратить внимание в эпоху постковида

  • В пандемию появилось иное ощущение реальности, возникла потребность в совершенно новых продуктах и услугах.

Связаны они, прежде всего, с сохранением здоровья: дизайн защитной одежды с маской, встроенной в воротник свитера, или дизайн мобильных приложений и прочих цифровых продуктов для бесконтактных способов оплаты.

Остро встал вопрос инклюзивности: как обеспечить пожилым людям доступ к необходимым услугам через цифровые сервисы, если они с ними на «вы».

Новые требования социальной дистанции и дезинфекции помещений ставят вопрос перед дизайнерами интерьера и архитектурной среды — как грамотно спроектировать пространства в офисе, салоне самолета или других общественных местах.

Тренд на диджитализацию, ресайклинг и устойчивый дизайн, начавшийся еще до пандемии, усилится, и именно там нужно искать новые ниши.

  • Креативные предприниматели смогли объединиться во время пандемии и стали вырабатывать общую позицию по многим вопросам.

Поэтому сейчас очень важно быть внутри комьюнити — на уровне города, региона и страны. Большой шаг в эту сторону сделали участники программы «Арт-резиденции: создание и стратегия развития креативных пространств».

В рамках этой программы местные сообщества в 15 регионах России собрались вокруг общей идеи: перезапустить архитектурное пространство в своем городе (будь то старый ангар, вокзал или ткацкая фабрика), превратив его в арт-резиденцию, куда придут предприниматели из разных креативных индустрий — от галерей и музыкальных площадок до анимационных студий, архитектурных бюро и точек HoReCa.

Цель — сделать из таких арт-резиденций федеральную сеть креативных кластеров и дать им возможность обмениваться резидентами, опытом, ресурсами в масштабах страны.

Новые кластеры не только дадут рабочие места, но и повысят туристическую привлекательность региона и его экспортный потенциал.

А в следующем, 2021 году, который ООН объявил Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития, креативные сообщества должны объединиться не только в локальном, но и в глобальном контексте.

  • Креативные индустрии сейчас на плаву. Многие инвесторы стали обращать внимание на креативные проекты.

Так, в прошлом году Роман Абрамович учредил частный фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм», «Яндекс» профинансировал большую часть затрат на производство нового сезона «Смешариков», а Сбербанк вложился в создание контента для OTT-платформы Okko в рамках сделки с Rambler Group.

  • Кросс-дисциплинарность — основа будущего креативных индустрий.

Именно на пересечении индустрий будут открываться новые ниши: музыкальные фестивали в VR, саунд-дизайн для общественных пространств, аудиоэкскурсии в виртуальной реальности, архитектурное проектирование с использованием искусственного интеллекта. В период пандемии особое внимание к себе привлек голландский стартап — цифровой дом моды The Fabricant, который дает пользователям возможность примерить и заказать цифровую одежду.

Новые проекты возникают не только на стыке креативных индустрий, но и на пересечении разных отраслей экономики. Дизайн продает, но многие российские предприятия только недавно пришли к этому.

Фото на обложке: Zamurovic Photography / Shutterstock

Источник: rb.ru

Креативная экономика: Как монетизировать творчество и что этому мешает

За последние несколько лет резко возросло количество арт-кластеров, музыкальных лейблов, альтернативных театров и медиа-проектов. Представители творческого бизнеса не просто объединяют людей по интересам, но создают новую тенденцию — делают искусство значимой частью экономики. Согласно АСИ, на 2021 год в России сфера креативных индустрий оценивается более чем в 5,3 триллиона рублей, и этот показатель растет.

Читайте также:  В 70 80 годы существовал термин челночная дипломатия а в 90 появился новый челночный бизнес

Редакция Enter совместно с арт-резиденцией RE’ACTOR уже отвечали на вопросы о креативных индустриях. Сегодня мы поговорили с представителями творческого бизнеса Казани — именно они создают международные фестивали, продвигают локальных артистов и разрабатывают знаковые дизайн-проекты. Делимся их размышлениями о том, как развивается творчество в городе и что ему мешает.

Руслан Чижов

диджей, сооснователь и директор музыкального арт-пространства Werk

Если разбирать само понятие «креативные индустрии», в нем присутствует и творческая, и денежная составляющая. Нельзя говорить, что это только про искусство или про заработок, это больше про взаимосвязь между замыслами и экономикой.

В Казани креативные индустрии развиваются, и это уже хорошо — мне пока тяжело анализировать, в каком направлении конкретно, но изменения чувствуются. За последние несколько лет стало больше проектов, и главное — они живут. Что касается музыкальной сферы, сложно говорить, что происходит с ней в качественном плане, но количественный рост виден. Стало больше диджеев, музыкальных групп, а еще появились лейблы.

Но есть большой разрыв между локальными представителями, которые только начинают заниматься музыкой и теми, кто погружен в индустрию на уровне страны. Хотя у нас потихоньку начинают появляться музыканты, которые выходят на федеральную и даже мировую арену. Если их количество будет расти, это станет доказательством того, что люди, работающие в индустрии и развивающие ее, все делают правильно.

Сейчас мы с командой Werk исследуем вопрос, что необходимо делать для развития музыкальной сферы. Вполне возможно, запустим образовательные курсы или даже музыкальную академию. В любом случае не все начинания имеют конкретной результативности и без дополнительной поддержки, в том числе государственной, бывает тяжело реализовывать просветительские проекты. Кстати, если изначально тщательно ознакомиться с условиями грантовых программ и взвесить все свои возможности, то и при господдержке можно быть свободным в вопросе творческой реализации. Мы и в Werk работаем по разным грантовым историями, если условия не противоречат нашим идеям.

Петр Сафиуллин

основатель архитектурного бюро Yaratam

Я бы не стал делить креативные индустрии по принципу «про деньги» или «про творчество». Все зависит от подхода. Творчество не зависит от денег, оно само по себе, а креативная индустрия, если она — индустрия, это совокупность творчества и денег.

Если говорить про дизайн в Казани и в остальном мире, то мы сильно отстаем. Чтобы развивать креативную индустрию на профессиональном уровне, нужно привлекать признанных специалистов. Казань в этом плане стоит в самом начале пути. Пока нет специализированных выставок высокого уровня, нет известных школ дизайна, нет музеев.

По этой причине люди не понимают, что такое хороший дизайн и куда нужно смотреть, чтобы взять пример. А самое главное, нет ценности профессии дизайнера и дизайн-продукта. Эту ценность необходимо создавать. Думаю, в этом причина отсталости данной отрасли в нашем регионе.

Мне кажется, нужно перенимать из мировой практики методы взаимодействия с молодыми дизайнерами, к примеру, устраивать открытые конкурсы (даже внутри города). На данный момент, у нас отсутствует навык проведения таких мероприятий. Взять тот же конкурс на разработку архитектурной концепции театра Камала — я почитал техническое задание и сложилось впечатление, что люди, которые его делали, имеют мало опыта в проведении подобных событий.

Но есть и положительный опыт в нашей сфере — я принимал участие в разработке интерьера в Присутственных местах Кремля, это сотрудничество мне понравилось. Также очень круто сделана набережная Кабана, она располагает своей продуманностью — там очень разнообразный растительный ландшафт. Парк «Черное озеро» тоже неплохой пример, но есть сильное упущение, в нем не хватает паблик арта, скульптур и уличной живописи. Еще могу выделить Национальную библиотеку, это новый уровень для общественного пространства, который привлекает заслуженное внимание.

Роберт Хасанов

основатель и руководитель Центра современной культуры «Смена»

Креативные индустрии — это подвижный и молодой сегмент бизнеса, который дает новые импульсы и свежий формат. И он непосредственно связан с урбанизацией и демократизацией.

Есть ощущение, что в Казани многие проекты, связанные с современным искусством, активно реализуются и развиваются. И я как человек, который является частью креативного сообщества, вижу большие перспективы — появляются новые выставочные пространства и художники, развивается городская инфраструктура, меняется облик Казани, и все это мотивирует и бодрит. Условия, в которых креативные индустрии прогрессируют, могу с легкость назвать комфортными.

В сфере творческого бизнеса сейчас все начинает расширяться — в какой-то момент «Смена» была единственной площадкой, где можно было увидеть выставку современного искусства, теперь у нас появился реконструированный ГСИ и выставочный зал в Национальной библиотеке. Присутственные места скоро откроются с огромными помещениями, в них художники смогут выставлять свои работы. Меня это очень радует и вдохновляет.

Но нам по-прежнему не хватает аудитории и фондов, которые бы поддерживали современное искусство. Также не хватает кадров — во многом мы занимаемся самообразованием, что отчасти является небольшим экспериментом для всех представителей сферы. Помимо этого есть определенные особенности региона — большое количество средств и сил уходит на сохранение национального искусства. Безусловно, это очень важно, но современность нужно «подтягивать», потому что именно за счет развития современного искусства мы можем получить ответы на вопросы, которые находятся в повестке сейчас.

Регина Ахметова

идеолог и продюсер фестиваля современной поэзии «Слэм»

Я считаю, что в креативных индустриях первоначальная мотивация — творческая, а если считать главенствующей идеей деньги, делать качественный продукт практически невозможно. При этом материальные и нематериальные категории сильно взаимосвязаны. Человек может делать то, что ему нравится, и обеспечивать свои потребности. Я не согласна с мнением, что художник должен быть голодным и что независимость творца упирается в отсутствие финансирования.

Можно сказать, организованных литературных фестивалей не было в городе до 2021 года. Мы буквально с нуля начали развивать литературное направление. Но это проблема не только Казани, поэтических слэмов и сообществ невероятно мало по всей России — мы стараемся менять восприятие и создавать творчество со вкусом.

Читайте также:  Как заменить выжимной подшипник на газели бизнес

В прошлом году нам удалось провести четыре слэма и фестиваль современной поэзии с участием Марины Астаховой. У нас аудитория не только казанская или татарстанская, в мероприятиях принимают участие люди со всей страны. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы наши слэмы стали стартовой точкой для отбора на всероссийский этап соревнований.

Творческие фейлы: зачем продолжать то, что не получается?

Соблазн бросить трудное велик, но именно трудное приносит интересные деньги.

Творческие фейлы: зачем продолжать то, что не получается?

Дата публикации: 12 мая 2022
Время чтения: 12 минут

Творческие фейлы: зачем продолжать то, что не получается?

Владимир Лакодин Редакция «Текстерры»

Во времена, когда музы молчат, ошеломленные грохотом артиллерии, кажется неуместным затевать разговор о психологических особенностях «оторванных от жизни» креативщиков. Мол, вокруг ужас-ужас, а вы про ничтожные терзания каких-то бесполезных хипстеров, строителей воздушных замков, очковтирателей и паразитов, место которым — на черной работе в цеху.

Меж тем, по оценкам ВШЭ, в вегетарианском 2019 году объем отечественной креативной экономики составлял около 2,4 трлн рублей ($104,6 млрд по тогдашнему паритету покупательной способности) или примерно 2,4 % ВВП.

Оказывается, «бесполезные» творческие люди, если их специально не давить, производят заметную добавленную стоимость. Мало того, содержат и воспитывают детей, а некоторые и внуков, помогают родителям, жертвуют на благотворительность. А главное — украшают своими идеями жизнь потребителей из любого социального круга.

Каждый ершик для унитаза был разработан с участием дизайнеров. Любая шмотка, звук уведомления в смартфоне, форма пряжки на брючном ремне, принт на кружке, текст милой песенки из «плейлиста дня» созданы «очковтирателями и паразитами».

И если обладатели уважаемых «реальных» профессий полагают, что творческий труд — суть сплошной праздник и развлечение, то они глубоко ошибаются. Потому что никогда не пробовали повторить хоть один «дурацкий» дизайн, «глупый» танец или «унылую» статью.

А попытались бы, то взвыли бы и понеслись обратно на родной завод, сверкая пятками — подальше от этой туманной, не имеющей четких должностных инструкций, ненормированной по времени креативной работы. Которая еще и требует какой-то странной квалификации, не подтверждаемой ни дипломами, ни сертификатами, а только лишь конвенциональным мнением коллег и профессиональных критиков.

Быть креативщиком в любом жанре в течение десятилетий — это кровь, пот и слезы (в среднем по больнице). Больших высот и по-настоящему крупных заработков достигают единицы, но и те нередко подвержены синдрому самозванца, страдают от отсутствия свежих идей и да — время от времени переживают «ужасные и позорные» творческие неудачи.

А уж сколько фейлов случается с начинающими и даже опытными середнячками — страшно подумать. Прямо в эту минуту у миллионов людей не выходит подобрать гребаный «продающий» цвет в макете лендинга, придумать шутку для спича генерального директора, сочинить эпический трек для трейлера игры, нарисовать маскота для нового бренда.

И многие сдаются перед трудностями, отказываются от профессионального роста, довольствуются малым, снижают притязания, прощаются с «юношескими амбициями». А зря…

«Художник должен быть голодным» — вредный миф

Современная экономика — даже отсталая российская, выстрелившая себе в обе ноги в 2022 году — по сравнению с XX веком предлагает невероятное количество путей для самореализации креативщика. Революцию произвел интернет, коротко связавший людей по всему миру, уничтоживший депрессивный географический фактор (где родился, там и спился). Прогресс коммуникаций позволил сотрудничать художникам и бизнесу удаленно.

Также всемирная сеть породила множество форм доставки контента широкой аудитории, новые виды рекламы творческой продукции и несколько интересных методов монетизации креативных усилий.

Но есть и подвох. Как отмечают ученые, современный художник (в широком смысле) вынужден становиться художником-предпринимателем. Ему приходится рассчитывать окупаемость своих проектов и вести деятельность «дистрибутивно ориентированным» образом.

Социологи Ричард А. Петерсон (США) и Нариндер Ананд (Великобритания) еще в 2004 году утверждали:

«Культура перестает выполнять критическую функцию и быть ценностным мерилом, превращается в производственный процесс, в товар, вещь».

Отсюда возникает проблема: креативщики мучаются с двойственностью идентичности. С одной стороны, их сила — в способности порождать новые идеи, «инновации», говоря прагматичным языком.

Это достигается в процессе самовыражения, ориентированного на достижение эстетических вершин, и реализации пресловутого «творческого начала», которое художники остро ощущают в себе, а нейробиологи по техническим причинам пока не могут подробно изучить.

С другой стороны, эстетические решения креативщиков должны приносить деньги. Профессионалы испытывают сильное психологическое давление издателей, антрепренеров, коммерческого начальства, если работают в найме.

И «творческая неудача» для современного креативщика — это не только эстетический провал того или иного проекта. Работа может выйти прекрасной в творческом отношении, но оказаться коммерчески неуспешной. Кому-то еще хочется поприкалываться над «хипстерами», у которых шансы на неуспех в два раза выше, чем у людей «нормальных» профессий?

В работе креативщиков вектор эстетический и коммерческий нередко прямо конфликтуют друг с другом, и художники как-то должны примирять их между собой. Поиск решения этой задачи порождает большой стресс.

Мало того, на современного креакла давит еще и инерция архаичного мифа «художник должен быть голодным». Часть социума, публики, заказчиков продолжает думать, что креативщики — это такие поехавшие бессребренники «не от мира сего». Мол, они должны заботиться об эстетическом, а про коммерческий успех помышлять им не пристало. Якобы помышляющие теряют одаренность, «скатываются» в УГ и становятся «не трушными».

Многие работники креативных профессий в это отчасти или истово верят. Такое убеждение (по сути, когнитивное искажение ) часто ломает судьбы, но что на самом деле мотивирует творческих людей продолжать заниматься своим делом.

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

…Вы не поверите — деньги!

В 2021 году доктор социологических наук, профессор департамента социологии «Высшей школы экономики» (Москва) Евгения Балабанова и руководитель проектов Online Market Intelligence (столичная компания, специализируется на маркетинговых исследованиях) Кристина Попкова провели научное изыскание , призванное прояснить мотивацию российских творческих работников к труду.

Его результаты хорошо высветили двойственность положения креативщиков. С одной стороны, им интересно, когда позволяют самостоятельно определять цели своей работы и трудиться среди «близких по духу» единомышленников (эти условия лидируют с большим отрывом), выказывают высокий уровень доверия, разрешают самим выбирать способы выполнения работы, индивидуальный график, не давят жестким контролем и т. п.

Читайте также:  Каспи бизнес что это такое

В общем, видим узнаваемые потребности художника, устремленного к эстетическому достижению, не любящего формализма и навязанных ориентиров.

Но с другой стороны выяснилось, что главным условием удовлетворенности трудом, высокой вовлеченности в работу, желания остаться в организации и отсутствия эмоционального выгорания является удовлетворение материальных потребностей работников и ощущение, что оплата их труда справедлива.

Вот тебе и на – какой внезапный меркантильный поворот.

А неудача — это точно неудача?

У фейлов могут быть вполне приземленные причины: нереалистичные дедлайны, спущенные начальством, дурное физическое или психическое самочувствие художника, недостаток технических средств для достижения нормального результата.

Но чего только не наворачивают вокруг своих фейлов креативщики, когда времени, здоровья и средств производства достаточно, а истинно хорошего результата нет! В ход идут самые дикие отмазки — от мистической «наверное, мне просто не дано» до шапкозакидательской в духе «да никто ж не понимает, хорошо это или плохо, главное уверенно преподнести». И тут скорее можно говорить о халтуре, чем о неудаче.

Настоящий творческий неуспех случается, когда человек действительно пытается перейти на новый уровень качества и дохода. Это очень трудно, никогда не выходит с наскока, требует новых компетенций и длительного практического опыта.

По сути, в такой момент креативщик спотыкается на том, что пытается создать классный продукт, понимая, как он делается, лишь теоретически. У такого художника уже есть профессиональный опыт, базовый набор навыков, развилась «насмотренность» (наслушанность, начитанность).

Он уже осознает, что именно хотел бы получить на выходе, изучил теорию, туториалы, инструменты. Но, к сожалению, не приобрел важного опыта — практики работы на более высоком уровне, заботы о большем количестве деталей, преодоления множества мелких трудностей, которые некоторые творческие люди называют «сопротивлением материала».

Это когда есть неплохая идея, есть сносное эскизное решение, «скелет», и пора заниматься кропотливой отделкой, но она-то как раз и буксует.

Увы (или ура) — знать, как сделать то-то и то-то, недостаточно. Все это требуется реально сделать, изрядно попотев.

Хороший творческий продукт обычно отличает достаточная проработанность в нюансах, редко замечаемых потребителем, который просто интуитивно чувствует, что видит что-то «крутое», но часто — коллегами-профессионалами.

К сожалению, большинство креативщиков, подойдя к границе перехода на новый уровень, ошибочно полагают, что имеющихся у них навыков достаточно для вожделенного качественного скачка. Но на каждой новой ступени, как выясняется постфактум, оказываются нужны новые навыки.

И, как правило, они связаны с умением посвящать много сил «рутинной», «скучной» проработке деталей. На этом ломаются многие, особенно всерьез воспринимающие совет более опытных коллег о том, что «нужно уметь вовремя остановиться».

На деле лишь реально богоподобные дяди и тети задумываются о таком, потому что обрели очень особенную проблему — навязчивое желание бесконечно улучшать результат, профессиональный перфекционизм. Большинство же креативщиков использует эту идею как повод вообще не заниматься нюансами. А на самом деле им требуется…

Как раскрутить канал в Telegram в 2023 году: разбор инструментов

Шутки, кайф, яшперица и маркетинг: как создавался бренд ШКЯ

Зайки и лужайки, или Родительский долг

…ослиное упрямство профи

«Не получается» — коварная словесная конструкция. Она как бы подразумевает, что «оно» не получается само. А думать следует «я не сделал».

У истинного профессионала никогда и ничего самопроизвольно не может «не получиться». Разве что он ошибочно поверит в слабую идею. Но даже ее он обычно оформляет довольно эффектно.

Хороший ремесленник, а тем более большой художник практикует «поедание слона по кусочку» — прорабатывает каждую деталь проекта так, как это должно, не маскирует недостатки продукта, а устраняет их. Это отнимает прилично времени и сил. Отличие профи в том, что он готов их потратить.

Практический опыт говорит художнику, что на каждом этапе следует применять такую-то и такую-то технику. Если что-то упустить, результат не будет хорошо смотреться (звучать, читаться) и не вызовет у конечного потребителя нужные эмоции.

С годами профи не столько заставляет себя не упускать ни одной рутинной операции, сколько понемногу начинает любить их. Благо каждый раз привычные действия отнимают все меньше времени: практика — великая штука.

Но когда-то каждому прокачанному креаклу пришлось принудить свой мозг и руки делать все, что требуется. И случилось первое такое сознательное принуждение после одной или нескольких «творческих неудач». Читай, «попыток выдать за хороший продукт нечто недоработанное».

Итак, мы пришли к простому, как мычание, заключению: продолжать то, что «не получается», следует непременно. Потому что благодаря продолжению попыток оно-таки получится.

Но это еще не все. Продолжать действовать следует… для денег. Неспроста выше было сделано сообщение о самой распространенной мотивации творческих работников к труду. Красиво исполненный, проработанный продукт почти всегда приносит креативщику больше дохода. Он тупо дороже ценится на рынке.

Со временем упрямый, усидчивый художник избавляет себя от необходимости клепать много мелочевки за грустный прайс лишь для того, чтобы хоть как-то экономически выживать. Парадоксальным образом времени на работу начинает уходить меньше, а доход от нее растет.

Да, в истории культуры полно исключений. Множество креативных людей демонстрировали серьезные эстетические достижения, но умирали нищими. Однако следует помнить, что мы живем и действуем в XXI веке. Сейчас реально легче быть художником-предпринимателем, чем каких-то 30 лет назад. На порядки легче, если уж честно.

Когда мы впадаем в мини-депрессию после того, как творческий продукт не получился и, поддаваясь эмоциям, решаем, что искомый уровень нам не по зубам, мы делаем довольно примитивную ошибку. Статистически не значимое количество неудачных попыток мы выдаем за что-то имеющее значение.

А попыток нужно делать сотни, и это «препятствие» никоим образом нельзя обогнуть. «Неудачи» представляют собой ростки будущих «удач». Причем ни тем, ни другим результаты творческого труда на самом деле не являются. Здесь вообще неуместно говорить об удаче.

Но поверить в это, конечно, не всякий решится. Сдаться проще и даже в чем-то уютнее. Мы, мол, звезд с неба не хватаем, не заносимся. Каждый сверчок знай свой тупичок.

Ну и напрасно — небо-то, если приглядеться — в алмазах. Хватит на очень многих…

Источник: texterra.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин