В 1995 году объем мирового венчурного рынка составлял чуть более $8 миллиардов — для сравнения, в прошлом году эта сумма составила $155 миллиардов. В это не самое удачное время Илон Маск запустил свой первый стартап — Global Link Information (который позже был переименован в Zip2). Проект представлял собой бизнес-каталог для компаний залива Сан-Франциско.
По словам автора биографии Маска «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее» Эшли Ванс, предприниматель начал свой бизнес очень скромно. В первые месяцы Илон, его брат Кимбал и небольшой отдел продаж ходили по компаниям и рассказывали им о своем стартапе. Тогда у Илона не было огромного выбора инвесторов, опыта и связей. Он обладал единственным преимуществом — любовью к делу и целеустремленностью.
Из-за отсутствия финансирования Маску и его брату приходилось жить очень экономно: они спали на матрасах в офисе и ходили в душ в местное отделение «Юношеской христианской ассоциации». Чтобы убедить инвесторов, Илон и Кимбал придумали хитрый трюк. Они сделали необычный корпус для компьютера, в котором находился сервер Zip2, и поставили его на площадку с колесами, чтобы тот выглядел как «мини-суперкомпьютер».
Илон Маск: о том, как построить успешный бизнес (На русском, 2019)
Фото: Getty Images
Этот трюк и скромный образ жизни, который вели братья, помогли им вскоре достигнуть рентабельности. Затем им удалось получить средства от небольшой группы бизнес-ангелов, после чего инвестиционный фонд Mohr Davidow Ventures вложил в их проект $3 миллиона. Наконец, стартап выкупила компания Compaq за $307 миллионов.
Любовь к делу и целеустремленность Маска не ограничилась одними забавными трюками и ночевкой в офисе. Он не стал тратить свои $22 миллиона, заработанные на продаже Zip2, на роскошные автомобили и элитные поместья. Маск рискнул и вложил средства в создание новой компании — X.com, которая позже превратилась в PayPal. Продажа PayPal компании eBay принесла Маску $180 миллионов, которые он потом вложил в SpaceX, Tesla и SolarCity.
История первого бизнеса Илона Маска говорит о том, что он предприниматель, который работает на перспективу. Когда он занимается компанией, он отдается делу целиком. Он вкладывает в нее все средства и силы.
Инвесторам трудно отказать такому целеустремленному и упорному предпринимателю. Разумеется, вам необязательно нужно ночевать в офисе, чтобы продемонстрировать, насколько сильно вы заботитесь о своей компании (если только у вас не такое плачевное финансовое состояние, как было у братьев Маск). Покажите, что вы живете своим делом и готовы пойти на все, чтобы воплотить свою идею.
Не передавайте управление слишком рано
Суровая реальность такова, что мало кто из стартапов получает миллиардную оценку без сторонних инвестиций. Из этого факта вытекает еще одна проблема: уменьшение доли и утрата контроля над компанией.
Многим удается сохранить власть благодаря доверительным отношениям между инвесторами, основателям стартапа и его руководством. Случай Марка Цукерберга, который владел 28,4% акций Facebook на момент IPO, является хорошим примером такого расклада.
Но иногда бывает так, что основатели стартапа слишком рано лишаются власти и становятся бессильны против более опытных венчурных инвесторов. Такое было и с Илоном Маском в начале его карьеры.
Фото: Paul Sakuma/AP
Карьера Маска в Zip2 закончилась быстро и печально. В результате первого раунда инвестиций его доля в компании сильно уменьшилась, из-за чего он не смог повлиять на решение совета директоров назначить на роль генерального директора другого человека. Сам Илон стал техническим директором компании. Да, он по-прежнему входил в руководящий состав компании, но не мог терпеть отсутствие власти и политику руководства нового генерального директора Рича Соркина.
Похожая ситуация сложилась и во втором стартапе Маска, X.com. После слияния компании со своим конкурентом Confinity, Илон стал генеральным директором новой фирмы, PayPal. К сожалению, после борьбы за технологию, которую использовал PayPal, его свергли с этой позиции.
Оба случая значительно повлияли на дальнейшие решения Маска. Сейчас он предпочитает сначала вложить в новое дело максимум средств, чтобы за ним всегда оставалось последнее слово в компании.
Мораль очевидна: прежде чем заняться привлечением инвестиций, не забудьте выделить свою долю (особенно если вы начинающий руководитель). Если вас действительно заботит миссия вашей компании, сделайте так, чтобы вы могли и дальше ее продвигать. Если ваш голос в компании не имеет особого значения, то этого будет трудно добиться.
Будьте изобретательны
Илон Маск умеет обернуть любую ситуацию в свою пользу — и все благодаря своей изобретательности.
Разберем недавний пример с его проектом The Boring Company. Илон Маск основал эту компанию на собственные средства (как обычно), однако на то, чтобы прокладывать под землей скоростные туннели, ему потребуется еще больше денег.
Фото: Mark Seliger для Rolling Stone
Чтобы собрать еще средств, Маск решил продавать огнеметы по $500 за штуку. Таким образом, всего за несколько дней он заработал более $10 миллионов. Вместо того чтобы тратить время на поиски денег у инвесторов, Маск заработал средства для своего стартапа с помощью персонального бренда.
Изобретательность присуща почти всем успешным предпринимателям в сфере технологий, например, основателям сервиса Airbnb. Когда их проект находился на грани банкротства, они стали продавать хлопья в брендированных упаковках, посвященным президентским выборам 2008 года. Благодаря такой пиар-кампании, они смогли продлить жизнь своей фирме (которая сейчас оценивается в $31 миллиард) и попасть в акселератор Y Combinator. Как сказал сооснователь акселератора Пол Грэм, «Если вы можете заставить людей платить $40 за коробку четырехдолларовых хлопьев, то вы сможете убедить их спать на чужих надувных матрасах».
Материалы по теме:
Источник: rb.ru
Будь как Илон: 5 уроков Маска для предпринимателей и не только
28 июня 2022 года Илону Маску исполняется 51 год. По понятным причинам мы не можем остаться в стороне от этого события, да и Маск заслуживает внимания — как минимум, будучи одним из тех предпринимателей, которые действительно меняют мир.
А что может быть лучше, чем почерпнуть пару идей из бизнес-биографии такой персоны? Поэтому команда Moscow Tesla Club взяла на себя смелость подумать, какие бизнес-уроки можно найти в тернистом пути главы Tesla и SpaceX. Спойлер: это будет полезно, будь вы владельцем и единственным мастером киоска по ремонту обуви или топ-менеджером банковской структуры федерального значения.
Урок 1. Подлей масла в огонь и дай пищу журналистам
Илон Маск основал компанию Zip2 в 1995 году, а четыре года спустя продал компанию за 307 миллионов долларов. Но стать настоящей иконой бума доткомов, бушевавшего в это время, помогла не только удачная сделка.
В эпоху взлета интернет-предпринимателей СМИ жаждали новых историй успеха — и чем ярче, тем лучше. Однажды Маск пригласил канал CNN снять репортаж о доставке его новенького суперкара McLaren F1. Подобные истории помогли Илону влиться в волну поп-культуры с актуальной на тот момент повесткой.
Урок 2. Незаменимые есть
В первых компаниях Маска — стартапах Zip2 и X.com (ставшей впоследствии PayPal) — роль его личности, как руководителя, была далеко не столь ярка, как это оказалось впоследствии в Tesla и SpaceX. Но можно ли теперь представить последние без Илона Маска?
В SpaceX и Tesla Маск объединил свои личные и бизнес-цели, привязав свою публичную персону к результатам деятельности обеих компаний и обеспечив себе место на вершине.
Тесно переплести свою публичную личность с имиджем и миссией компании значит надолго обеспечить себе место за столом переговоров.
Урок 3. Не забывайте веселиться
Бесконечные мемы про Dogecoin, остроумные твиты, запуск электрического родстера в космос с кучей отсылок к шедеврам поп-культуры или появление в вечернем скетч-шоу на многомиллионную аудиторию — волна позитивных эмоций, которые прочно ассоциируются с личностью предпринимателя и его бизнесом.
Что может быть скучнее, чем корпоративный мерч? В Tesla об этом не слышали. Красные спортивные шорты (отсылка к тем, кто пытается заработать на падении котировок Tesla, «зашортив» акции), текила в бутылке в виде молнии, и, конечно, огнемет.
Не будем забывать и про масштабные вечеринки типа Cyber Rodeo: качающая музыка, шоу дронов и 15 тысяч голов в ковбойских шляпах. Маск вполне может стать и владельцем крупного международного event-агентства. Посмотрите на это завораживающее шоу дронов, если не видели:
Урок 4. Эпатаж — это хорошо, но всему свое время
Показав пару танцевальных мастер-классов (на старте продаж Tesla в Китае и на открытии Giga Berlin), Илон Маск только помог своим компаниям в нелишних позитивных инфоповодах. Видео мгновенно стали вирусными, а мир, кажется, снова удивился тому, насколько любопытным и живым может быть столь крупный предприниматель.
Однако, Маск всегда знает, когда можно устроить шоу, а когда нужно говорить о бизнесе. Tesla и SpaceX регулярно отчитываются о результатах своей деятельности перед инвесторами, максимально подробно поясняя каждую деталь. А Маск столь же часто лично отвечает на вопросы заинтересованных лиц, делает это крайне педантично и, кажется, знает о положении дел в каждой компании буквально всё.
Урок 5. Талант одного всегда ценнее, чем несколько посредственностей
Таков подход Маска к найму сотрудников. В одном из интервью Илон сказал , что видит огромную ошибку в найме большого количества людей для решения сложных задач, если есть возможность нанять талант, который примет правильное решение. В противном случае рабочие процессы растягиваются и становятся невероятно дорогими.
P.S.: И напоследок — собрали несколько свежих твитов Илона Маска
- Все становится лучше с каждым днем.
- Не стройте рвы, стройте технологические деревья.
- Личный выбор принадлежит только тебе, и его уважают.
- Ищем заядлых уличных бойцов, а не юристов в белых ботинках, которые наживаются на коррупции.
- Юмор — один из величайших радостей жизни!
С Днем Рождения, Илон Маск!
Источник: moscowteslaclub.ru
Уроки выступления от Илона Маска
Илон Маск — типичный интроверт, выступления даются ему очень тяжело, на сцене он чувствует себя явно некомфортно и смущается. Несмотря на это, зрители бурно аплодируют ему и батарее PowerWall, которую он представляет.
Илона Маск — Американский миллиардер, инженер, изобретатель, инвестор и предприниматель. Сооснователь компании PayPal, Tesla и SpaceX.
Итак, какие же пять правил соблюдает Илон Маск в своей презентации?
01. Назови своего врага
Никогда не начинайте выступление со слов о себе и своей команде. Стоит отложить даже рассказ о вашем продукте и его необходимости для рынка. Вместо этого сосредоточьтесь на том, что вызовет наиболее сильные эмоции у вашей аудитории, покупателя или инвестора. Расскажите им, как они страдают, кто в этом виноват и почему.
Илон Маск в самом начале презентации показывает фотографию выбросов электростанции, обозначая тем самым общего врага, с которым необходимо бороться.
02. Расскажи аудитории «Почему именно сейчас?»
Аудитория, как правило, настроена скептично: почему какие-то перемены необходимы именно сейчас? Илон Маск отвечает на этот вопрос графиком, где указано, что человечество находится в критической точке роста выбросов углекислого газа.
Если не начать действовать, всё станет гораздо хуже. И аудитория с восторгом встречает слова Илона Маска: «Нам всем вместе нужно с этим что-то делать!»
03. Покажи «идеальный мир» перед тем, как его создашь
Перед тем, как рассказать что-то о самом продукте, Илон Маск описывает свое видение счастливого будущего.
В нём человечество получает энергию от самого мощного реактора — Солнца.
04. Расскажи о трудностях, а потом объясни, как их преодолеешь
После того, как вы представили свой образ прекрасного будущего, пора рассказать о трудностях, которые ждут на пути. Илон Маск в своей презентации говорит о трёх ключевых проблемах:
Количество энергии, производимой солнечными панелями, зависит от времени суток, именно поэтому необходимы продвинутые технологии её накопления и хранения (PowerWall).
Большинство людей в США считают, что для размещения солнечных батарей, способных питать всю страну, понадобятся колоссальные территории. Но на самом деле для этого хватит всего лишь небольшого участка штата Техас.
Илон Маск подчеркивает, что большинство современных батарей отвратительны, поэтому их почти никто не использует. Они дороги, ненадежны, неэффективны, слабо интегрируемы, с низким сроком годности, не масштабируемы и, увы, не привлекательны на вид.
После этого он показывает рекламное видео настенной батареи Tesla Powerwall, которая кардинально отличается от других. Продукт Илона Маска — не просто батарея, это актуальное решение для всего человечества.
05. Приведи доказательства своих слов
Аудитория всегда скептично относится к новинкам. Именно поэтому приходится подтверждать свои слова наглядными доказательствами. Илон Маск в своем выступлении раскрывает слушателям один простой секрет: Powerwall уже используется для обеспечения электроэнергией зала, в котором сейчас проходит выступление.
В качестве доказательства он показывает, что в сети нулевое напряжение, а все электропитание поступает от батарей PowerWall.
В статье, где приводились советы евангелиста Apple Гая Кавасаки, мы уже рассказывали, что любому проекту для привлечения инвестиций было бы круто показывать рабочий прототип или демо. Чаще всего именно этот подход помогает добиться успеха и получить финансирование.
Источник: spark.ru