Уже довольно давно мы используем велосипеды в своей повседневной жизни. Даже удивительно думать, что когда-то это средство передвижения было роскошью. Ведь сегодня велосипед – это весьма банальный предмет практически бытового характера.
Несмотря на то, что велосипеды были широко известны каждому человеку, наибольшую популярность это средство передвижения приобрело сравнительно недавно. Свидетельством этому является наличие велосипедных дорожек, специальных разметок на проезжей части, велостоянок у магазинов. Поэтому спрос на данное транспортное средство увеличивается с каждым днем, что делает производство велосипедов очень актуальным бизнесом. Можно даже говорить о возможной конкуренции с автомобилем.
Как делают велосипеды
Велосипед состоит из нескольких составных частей, которые изготавливаются по-отдельности. К ним относятся колеса, рама, вилка, передача, тормоза, седло, педали и прочие компоненты и принадлежности. Как правило, для производства рамы используют сталь и хром, так как именно эта составная часть должна быть самой прочной и надежной.
Производство велосипедов начинается из подготовки полых труб. Для этого с помощью труборезного станка нарезается сталь. После этого готовая нарезка отправляется на специальный гибочный станок, с помощью которого трубы загибаются под необходимым углом. Для этого применяется сильное давление на гибочные приспособления.
После этого трубы подвергаются обработке и вырезаются в таком размере и форме, чтобы они точно подходили друг к другу при сборке. В течение всего процесса используется охлаждающая смазка. Труба вырезается с учетом изгибов и креплений для других деталей. Уже подготовленные к сварке трубы помещают в специальную установку. В целом процесс сварки рамы требуется всего две минуты.
Температура процесса составляет 700 градусов по шкале Цельсия. После сварки детали выдерживаются в течение четырех минут.
Затем сваренная рама расправляется, так как под воздействием высоких температур может произойти их деформирование. Расправляют трубы посредством специального приспособления, которое способно придать раме правильные формы. После этого процесса производства рама велосипеда окрашивается, причем краска наносится специальным распылителем.
Так окрашенный слой прочно приклеивается к раме при статическом контакте. Чтобы окрашенный слой был еще прочнее, раму подвергают термической обработке в газовой сушильной камере, где температура составляет 218 градусов по Цельсию. Время обработки составляет 15 минут.
После сушки рама подвергается охлаждению. Затем можно приступать к сборке и приклеиванию лейблов.
К готовой окрашенной раме с лейблами уже в другом цеху прикрепляется руль. Ставиться тормозной механизм и коробка передач, которые необходимы для конкретной модели велосипеда.
Затем начинается сборка колесного обода. На каждое колесо вручную устанавливаются 36 спиц из нержавеющей стали. При достаточной квалификации работников завода по производству за сутки может быть собрано по 65 ободов.
Затем при помощи специального приспособления спицы привинчиваются к колесу. Для достаточного напряжения в спицах используется специальный станок, который оказывает соответствующее давление на спицы. При недостаточном натяжении, обод также будет очень слаб. С помощью другого устройства выравниваются ободья. А затем регулируются спицы, чтобы получить идеально ровное колесо.
На дальнейшей стадии осуществляется установка покрышек и шин на обод колес.
В перевернутом виде устройство, уже на велосипед, проходит цех за цехом, где производится установка других механических деталей: руля, педалей, вилки, тормозов, цепей и пр. на этих стадиях сборка полностью ручная.
В самом конце производства монтируется задний тормоз, а готовая конструкция проверяется на работоспособность, тестируются все крепления и конструкция в целом.
Видео как собирают велосипеды на крупном производстве Stels:
При положительных результатах проверки велосипед упаковывается и отправляется на склад готовой продукции, откуда он попадает на рынок.
Ежедневное производство на крупном заводе может доходить до 2500 велосипедов весом приблизительно 11,5 кг. Такие велосипеды прекрасно готовы к не одной тысячи километров пробега.
Перечень оборудования
Для выполнения всего объема работ по созданию деталей и сборке готового велосипеда требуется ограниченный список оборудования. Он включает:
- Станок гибочный. Это приспособление для сгибания труб под необходимым углом. Стоимость ручного станка, подходящего для работы с алюминием и малопрочными сортами стали начинается от 15000 р. Более мощный автоматический станок стоит от 200000 р.
- Станок труборезный. Необходим для ровного отсечения излишков трубы. Предложения на рынке начинаются от 60000 р.
- Сварочное оборудование. Для работы достаточно стандартной газосварки. Цена на новый комплект – от 20000 р.
- Распылители краски. Цена на стандартные краскопульты начинается от 2000 р. Однако более качественную покраску с использованием статического электричества можно осуществить с помощью аппаратов, стоимостью от 10000 р.
- Сушильная камера. Это одна из наиболее дорогих статей расходов при закупке оборудования. Минимальная цена камеры – от 200000 р. Для массовой продукции потребуется более объемная камера от 600000 р.
- Станок для натяжения спиц на колеса. Цена на него относительно невысокая – от 4000 р.
Для сборки велосипеда также необходим ручной инструмент. В основном это гаечные ключи различных номеров.
Разновидности материалов для рам
В зависимости от предназначения велосипеда на производстве подбираются различные типы материалов для изготовления рамы. Это необходимо для поддержания баланса между прочностью, весом и стоимостью изделий, придания им определенных характеристик. Так к основным видам относят:
- Углеродистая сталь. Это самый дешевый и тяжелый материал, но его качество во многом зависит от типа стали. Низкоуглеродистые мягкие стали (Steel) быстро ржавеют, легко деформируются, но именно они обеспечивают максимальную экономию на материалах. Вес рамы – 4-5 кг. Высокоуглеродистые типы стали (High-ten) – это «золотая середина». При относительно низкой стоимости они достаточно устойчивы к нагрузкам и коррозии. При этом вес такой рамы составляет уже 3-4 кг.
- Хромолибденовая сталь (30 ХМА по ГОСТ 4543). Кроме высоких прочностных характеристик она еще и легче других типов стали. Но качество компенсируется высокой стоимостью и редкостью. На данный момент рамы из этого металла производит только пара элитных брендов, например Marin. Вес рамы – 2,4-3,5 кг.
- Алюминиевые сплавы марок Al 7005 с цинком и Al 6061 магнием и кремнием. На данный момент это основной материал для рам, подходящих как для городских, так и профессиональных спортивных моделей. При весе в 1,4-2 кг они практически не коррозируют и способны выдерживать высокие нагрузки. Однако есть и существенный минус. Алюминий быстро накапливает усталость и ломается раньше стальных аналогов, в среднем через 10 лет регулярного использования.
- Титановые сплавы. Используется две основных марки, в зависимости от содержания алюминия и ванадия: 3Al/2.5V и 6Al/4V. При небольшом весе (1,3-1,6 кг) они прочнее и мягче алюминия, не поддаются коррозии. Однако обработка титана крайне сложна, а цена многократно выше алюминиевых аналогов. Поэтому титановые сплавы для изготовления рам используются крайне редко, как и хромомолибденовая сталь.
- Углепластик. Это материал исключительно для профессиональных моделей, в которых необходимо достичь минимально возможного веса. Они сплетаются из стеклянных и углеродных волокон, а затем выпекаются при высоких температурах. Кроме высокой стоимости эти рамы имеют еще один существенный недостаток. Они неремонтопригодны и плохо переносят удары.
Некоторые производители, например, российский Litech используют сплавы из редкоземельных металлов для создания собственных типов рам. Однако они практически не распространены и в большинстве случаев со временем пропадают с рынка.
Производители комплектующих
Для организации завода нет смысла открывать производство всех деталей для велосипеда. Это потребует слишком высоких стартовых вложений и разветвленной линии производства. Гораздо проще выбрать поставщиков деталей, уже зарекомендовавших себя на рынке:
Амортизационная вилка | Лучшие – Fox, Magura, Manitou, Rock Shox, White Brothers. |
Среднее качество – SR Suntour и RST | |
Тормозная система | Лучшие – Avid, Magura, Shimano. |
Среднее качество – Tektro | |
Стоит избегать – Lee-Chi, Promax | |
Трансмиссия | Shimano, SRAM |
Обода и втулки | Alex Rims, Bontrager, DT Swiss, Mavic, Shimano, WTB |
Среднее качество – Mach1 |
Организация бизнеса
на карте города и предотвратить случаи вандализма и кражи. Установка таких систем позволяет практически полностью устранить вопрос с безопасностью. Для примера приведем аналитику того же Lucky Bike за третий квартал 2019 года — 1 угнанный велик в Краснодаре и нулевой показатель по угонам в Ростове-на-Дону.
Бизнес на велосипедах. Веломаркет
- Парковка с камерами. Также шеринговые компании стараются выделять специальные зоны для парковки в тех местах, где установлены камеры — это позволяет лишний раз контролировать угоны в первые месяцы, когда большинство мошенников еще не осознает всю степень защищенности велотранспорта.
Кстати, о зонах парковки. В отличие от того же самокатошеринга, дорогостоящих станций для велосипедов не требуется (максимум металлические фиксаторы для удобства клиентов). Однако провайдеры стараются выделять условные «зоны старта и завершения поездок» на велосипедах в тех местах, где двухколесные аппараты не помешают никому, а также где из будет легко найти начинающим пользователям.
Запуск приложения
Что касается разработки программного обеспечения, рекомендации будут теми же, что давались нами и в статье про самокатошеринг. Лучше всего обращаться к тем командам программистов, которые уже имеют опыт разработки шеринговых приложений. Дело не только в опыте — некоторые блоки программной оболочки можно интегрировать из одного приложения в другое без лишних трудозатрат. Это делает разработку каждого последующего ПО дешевле, что вам как заказчику только выгоднее.
Основные требования к приложению услуг велошеринга — возможность работы на обоих популярных платформах (Android и iOS), удобный интерфейс и красивая «картинка» меню.
Стоимость разработки зависит от города и наворотов, которые вы захотите внедрить в программную оболочку. Средний ценник, на который можно ориентироваться — порядка 150 000 — 200 000 рублей за выполнение работы «под ключ» с отладкой всех багов.
Маркетинг и продажи
Все маркетологи шеринговых компаний как один утверждают, что эффект от медийной рекламы при открытии нового прокатного сервиса будет, «как от ядерной бомбы». Особенно это касается тех городов, где ранее аналогичный сервис не был представлен. Важно, чтобы сервис был полностью готов к работе на момент запуска рекламной компании — потому что через некоторое время повторить аналогичную «волну» ажиотажа будет уже практически невозможно.
Наиболее типичные ошибки предпринимателей из сферы шеринга всего что движется — давайте запустим рекламу заранее, чтобы «разогреть» людей! Такое не работает — как только потенциальный клиент видит интересный ему формат новой услуги, он сразу хочет ее на себе попробовать. И если не понравилось единожды — сколько потом не дорабатывай работу программы, не улучшай доступность прокатных средств, не придумывай новых акций и скидок — эффекта будет крайне мало.
Инструменты для продвижения в сети довольно стандартны для сферы финтех услуг. Это грамотно оформленный «продающий» сайт, реклама приложения в Play Market и App Store, контекст и таргетинг, соцсети и еще раз соцсети.
На кого ориентировать рекламную кампанию
К слову велошеринг — именно тот случай, когда лучше ориентироваться в SMM-рекламе не на фанатов велосипедов во всех их проявлениях, а привлекать новую категорию потенциальных клиентов. У велосипедистов и так все хорошо и, как показывает практика, открытие велошеринга в городе им особо то и не интересно. Действительно, зачем брать «катать» стандартный шеринговый велосипед, когда у тебя уже и так есть свой двухподвесный любимчик с алюминиевой рамой?
А потому в рекламе и продвижении услуги велошеринг — это скорее не про спорт, активный отдых и любовь к велотехнике как таковой, а скорее про удобство перемещения в пространстве и решение проблемы «последней мили».
Про тот самый финальный километр сказано уже немало в исследованиях урбанистов — дело в том, что в больших городах зачастую по-прежнему остается нерешенной проблема с преодолением пути от остановки метро или общественного транспорта до пункта назначения.
Это может быть отдельно стоящий пригородный торговый центр, автомобильная деревня (так многие называют строящиеся в пригороде мультибрендовые автосалоны), новый офисный деловой центр, который построили в нескольких десятках пешего хода от остановок . Так вот именно для таких «финальных рывков» до пункта назначения идеально подходит велошеринг — поездка на велосипеде стоит сопоставимо общественному транспорту и дешевле, при этом позволяет не зависеть от расписания, давки в часы-пик и других сложностей.
Масштабирование бизнеса
Что касается развития бизнеса, для сегмента велошеринга отлично подходит формат франшизы. Обкатав все нюансы бизнеса у себя в городе, многие предприниматели готовы делиться опытом с партнерами, продавая франшизу в другие регионы. Это позволит получить дополнительный доход с проекта. Некоторые возразят, что если бизнес действительно пойдет в гору, можно привлечь инвестиции и самому развивать новые направления. Однако стоит помнить, что даже 1-2 города — это существенный объем работы, и далеко не всегда предприниматели могут (и хотят) контролировать бизнес в таком объеме.
Финансовые показатели
Стартовый объем инвестиций в проект велошеринга на первых порах не будет превышать 2 000 000 рублей. Как правило, этой суммы достаточно для закупки нескольких сотен велосипедов, закупки и установки систем безопасности, организации парковочных пространств, найма персонала и запуска рекламной компании.
О тарифах. Та же компания Lucky Bike предлагает пользователям велошеринга три варианта оплаты поездок на выбор:
- Тариф на час. При таком варианте оплаты каждый час со счета пользователя списывается 80 рублей;
- Тариф на день. В течение суток можно совершать безлимитное количество поездок на байке. Первые тридцать минут не тарифицируются. За 24 часа пользователь потратит 150 рублей;
- Тариф на месяц. Стоит 30-дневная «подписка» на велошеринг всего 600 рублей.
Теперь давайте вооружимся калькулятором. Самым популярным вариантом видится дневной тариф, который приносит шеринговой компании 150 рублей кэша. Если велосипед находится в проходимом месте и пользуется спросом каждый день, месячная выручка с него составит 4500 рублей. Да, наверняка будут пользователи, которые возьмут велосипед на месяц за 600 рублей, но будут и те, кто станет совершать поездки по 80 рублей. Три таких поездки — уже 240 рублей в день (или 7200 рублей в месяц).
Однако давайте исходить из того, что далеко не каждый велосипед используется каждый день. Тем не менее, даже если средний дневной чек по всем велосипедам будет равен 50 рублям (какой-то простаивает, какой-то используется свыше 1 часа и т. д.), доход в месяц с одной единицы техники составит порядка 1500 рублей.
- Средний размер выручки с 300 велосипедов: 450 000 рублей в месяц.
- Средние ежемесячные затраты (реклама, ремонт, ФОТ): 200 000 рублей.
- Доход предпринимателя с проекта в месяц: 250 000 рублей.
- Период окупаемости велошеринга: 8 месяцев.
Что делать в зимний период, когда велосипеды простаивают
Как видите, оптимальным вариантом при запуске велошеринга видится старт проекта в начале сезона и (по возможности) окупаемость проекта в течение теплого периода времени. Далее велосипеды собираются техниками на зонах парковки, по необходимости обслуживаются и ждут начала нового сезона на складе временного хранения.
Если помните, мы предлагали при регистрации компании расширить список оказываемых услуг до проката спортивного инвентаря. Так вот, в зимний период можно заняться сдачи в прокат сноубордов и лыж — на период простоя велосипедов ничего не мешает заняться продвижением других снарядов для активного отдыха. Далеко не все, кто планирует начать кататься на сноуборде, готов покупать его в первый же сезон. Цены на горнолыжных курортах зачастую тоже кусаются.
Выход — приобретение и сдача в прокат спортивного инвентаря. Некоторые компании, например, «Прокат Вело в Ростове» предлагают «экип» по очень демократичным ценам — 600 рублей в сутки. Согласитесь, неплохая бизнес-идея!
Резюме
Таким образом за сезон, который на юге России, например, длится 8 месяцев, вполне реально окупить инвестиции в проект. Да, есть ряд трудностей — начиная от согласований с администрациями населенных пунктов и заканчивая казусами с вандалами, о которых мы упоминали в начале статьи. Однако в целом проект способен выходить на довольно быстрый период окупаемости, до сих пор не имея конкурентов во многих крупных городах России.
В качестве конкурентов можно рассмотреть традиционные форматы классического проката велотехники — которые не используют приложение, а состоят из более привычных для клиентов пунктов выдачи велосипедов с сотрудниками. На мой взгляд, проекты по прокату велосипедов и велошерингу немного отличаются друг от друга.
Если велошеринг больше ориентирован на простое перемещение пользователей по городу и рассматривается скорее как альтернатива городскому транспорту, то классический велопрокат — скорее элемент активного отдыха. В традиционных прокатных конторах и линейка велосипедов более разнообразная, и сервис другой — однако и ценники получаются выше.
Все материалы по тегу: велошеринг
Источник: www.openbusiness.ru