Российские гостиницы и отели, пожалуй, серьезнее всех оказались «задетыми» коронакризисом. В большинстве регионов спрос на гостиничные услуги – особенно в пик кризиса – упал до критических отметок. Как пережили, и в каком состоянии отрасль сегодня? «Строительство.RU» спросило об этом у экспертов и у самих отельеров.
Апрель поставил антирекорд
Гостиничная отрасль стала одной из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса в силу ряда очевидных причин. Среди них — практически полное приостановление международного авиасообщения, сокращение числа полетов внутри страны, приостановка туристических поездок, снижение до минимума количества деловых встреч и мероприятий.
Следствие – резкое снижение спроса до критического уровня, падение загрузки и полное или частичное закрытие гостиниц. Апрель 2020 года поставил антирекорд не только в рамках 2020 года, но и для всего периода развития российского гостиничного рынка. Были моменты, когда «заселенность» отелей, в среднем по рынку, составляла всего 7% . Такие данные приводит, например, генеральный директор отельного оператора PLG Екатерина Лисовская.
Пятизвездочный ОТЕЛЬ за $28 МЛН – Большой обзор NOVOTEL
– У нас в управлении городские отели, поэтому основной трафик составляют бизнес-командировки, – рассказал «Строительство.RU» генеральный директор УК «РосинвестОтель» Кирилл Иртюга — C началом распространения коронавируса уровень загрузки снизился до 22% (аналогичный уровень в 2019 году составлял 46%), а потом стал еще ниже — 17%. Также существенно снизился доход на номер.
— Вообще экономическая ситуация повлияла очень серьезно – в некоторых регионах потери дохода в марте-июне достигали 90%, — свидетельствует вице-президент Becar Asset Management Мария Онучина. — Сейчас гостиницы в таких туристических городах, как например, Петербург, чувствуют себя несколько лучше. Но падение прибылей в них все равно составило очень значительную цифру.
Бизнес- и конференц-зоны многих отелей в период пандемии пустовали
— Понятно, что больше всех пострадали города бизнес-значения – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где не было проведено ни одного большого форума, и вся инфраструктура была закрыта. Все это, конечно, сильно сказалось на стоимости размещения, — подтверждает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова.
Впрочем, надо признать и то, что ситуация на рынке гостиничной недвижимости сильно дифференцирована, в зависимости от региона и сегмента. На сегодня в стадии практически полного восстановления после пандемии находится гостиничный бизнес в курортных регионах России.
— За июль-август курортные гостиницы демонстрируют достаточно высокие показатели загрузки, — продолжает Ольга Широкова. — Только в Сочи этим летом отдохнули примерно 2,2 млн. человек, а за весь год 4,4 млн. Это, безусловно, отразилось на высокой средней цене за номер.
Бизнес-наставники: Ответы на вопросы наставляемых. Образование, СМИ и полиграфия, гостиничный бизнес
В отличии от курортных тарифов, тарифы в сегменте бизнес-поездок упали, в среднем, на 60%,и восстановление здесь, как считают специалисты, будет самым тяжелым. В разгар эпидемии люди приезжали или прилетали на переговоры только на один день – старались не размещаться в отелях. Оно и понятно: в период пандемии все вокруг было закрыто, не было смысла оставаться в городе.
Сегодня гостиничный бизнес в столичном регионе, хотя и с большим трудом, начинает «поправляться». По последним данным, если в апреле-мае показатель загрузки в Москве находился в пределах 10%, то с июня он начинает демонстрировать умеренный рост и по состоянию на конец июля составляет порядка 40%, однако эти значение более чем в 2 раза ниже аналогичного показателя прошлого года.
Государство спешит на помощь
Как известно, во многих странах были приняты меры по выплате компенсаций компаниям, чьи работники был вынуждены сократить свое рабочее время или уйти в неоплачиваемый отпуск.
– Если взять в качестве примера Женеву, Швейцария, то без этой драгоценной государственной поддержки гостиничная и ресторанная индустрии были бы в то или иное время вынуждена уволить 80% из 15 000 своих работников, разбросанных по всему городу, – рассказывает заместитель декана Школы гостиничного менеджмента Лозанны Ачим Шмитт. – Это была бы настоящая катастрофа. К счастью, ее удалось предотвратить.
В России меры поддержки гостиничной отрасли со стороны государства заключаются, прежде всего, в предоставлении отсрочки выплаты налогов на имущество и земельного налога (за 2-ой квартал налог отменили, но далее – только сдвинули платежи). В первую очередь, это коснулось субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Также были предоставлены отсрочки платежей, льготные целевые кредиты, помощь в реализации программ поддержки и стимулирования внутреннего туризма.
Для того, чтобы поддержать должный уровень дизайн-оформления и сервиса, отелю требуются большие затраты
Впрочем, говорить о том, что предлагаемые меры оказались достаточными для того, чтобы поддержать всех участников рынка, нельзя, — убеждена старший директор департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman https://rcmm.ru/svoy-dom-nedvizhimost/50555-otelery-o-gostinichnom-krizise-bylo-zhestko.html» target=»_blank»]rcmm.ru[/mask_link]
Как пандемия повлияла на гостиничный бизнес
Индустрия гостеприимства – чемпион по негативным последствиям от пандемии. Всю весну 2020 номера пустовали, а отельеры подсчитывали убытки.
Большинство границ по-прежнему закрыты, локдаун то отменяют, то объявляют снова. Уже понятно, что понадобятся месяцы, если не годы на то, чтобы восстановить прежний уровень доходов гостиниц.
Гостиничный сервис после пандемии
Кажется, что в таких условиях каждый гость – на вес золота, нужно держаться за него и делать максимум, чтобы, покинув отель, человек тут же начал планировать возвращение сюда. Но, как отмечают сами постояльцы, уровень сервиса во многих отелях, наоборот, снизился.
На первый взгляд, тенденция кажется удивительной, но для нее есть вполне объяснимые причины.