Как заинтересовать инвестора? Как «продать» ему свою идею? И как получить первые инвестиции в свой проект за короткий диалог? Обычно этими вопросами задаются все стартаперы, нуждающиеся в финансировании. Сама задумка – это лишь 50% успеха, а вот то, как вы преподносите себя, играет решающую роль.
Эта статья расскажет, как правильно презентовать себя и свой продукт, чтобы в него захотелось вложиться.
Что такое питч?
Питч (от англ. pitch – «бросок, подача») – это короткая презентация проекта перед потенциальными венчурными инвесторами. Искусство питчить идею заключается в умении как можно быстрее заинтересовать оппонента и привлечь первые вложения. То есть ваш питч должен быть максимально лаконичным, структурированным и захватывающим. Это также может быть не только монолог, но и письмо инвестору.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Какие бывают питчи
Питчи подразделяются на несколько типов в зависимости от сложности и длительности презентации:
Как презентовать проект инвестору?
Elevator Pitch
Elevator Pitch – формат, в котором вы должны рассказать инвестору о своей компании условно секунд за 30, во время короткой встречи или поездки в лифте.
Для такой презентации питч-гуру Билл Джосс предлагает сформулировать концепцию стартапа в семи словах – можно и больше, самое главное, чтобы было минимум воды и максимум полезной информации.
Ваша главная цель в данном случае – установить контакт. Если инвестор заинтересуется вашим предложением – прекрасно, если нет, то ничего страшного, не нужно навязываться и пытаться «продавить» свою идею. Скорее всего, это ваш не первый и не последний инвестор. Если сам человек не заинтересован в инвестировании, то вы можете спросить, к кому еще можно обратиться и кому ваш проект может понравиться – это вполне уместно.
Idea Pitch
Idea Pitch – это та презентация, которую вы будете использовать на конкурсах или ивентах. Она длится примерно три минуты, и здесь есть время, чтобы помимо самой идеи рассказать про бизнес-стратегию, объемы рынка, какую проблему призван решить ваш стартап и что вас отличает от конкурентов.
Вам не нужно опускаться в детали, главное – это проблема и решение, которое вы предлагаете. Если у инвестора возникнут вопросы, он сам их задаст. Не нужно использовать обилие сложных терминов, сделайте свой питч максимально простым и понятным. Лучше расскажите о перспективах для самого финансиста: сколько можно будет заработать, как вы это рассчитали, в чем выгода?
Funding Pitch
Funding Pitch – это самый длинный формат, минут на 10. Здесь вы более подробно рассказываете о том, каких объемов инвестиции вам требуются, освещаете ваш план, сильные стороны и другие подробности, которые посчитаете нужными.
Вы должны дать понять инвестору, какая у вас доходность: 10%, 20%, а может и все 30%. Расскажите, как вы намерены изменить рынок, в какие сроки и какие ресурсы имеются на данный момент. Вы делаете Funding Pitch, когда уверены в том, что инвестор уже заинтересован вашим проектом. Вам стоит продумать детали: необязательно вставлять их в свою речь, но если инвестор начнет задавать вопросы, то вы должны быть готовы на них отвечать. И вот что еще важно: не стоит приукрашивать проект или преувеличивать доходность.
Какая должна быть презентация проекта для инвестора | Как представить свой проект инвестору
Источник: timeweb.com
Успех с первого взгляда Лайфхак для стартапа: как подготовиться к встрече с инвестором
Цикл Инвесторы и стартапы
Даже самая гениальная идея никогда не воплотится в жизнь, если не удастся найти средства на ее реализацию. Но в период экономической нестабильности потенциальных заемщиков проверяют чуть ли не под микроскопом, а инвесторы не спешат вкладываться в перспективный проект. В итоге перед стартаперами встает непростая задача подготовить правильную презентацию проекта и составить хороший бизнес-план. «Лента.ру» выяснила секреты успешных переговоров с инвесторами.
Кто такие частные инвесторы
В роли частных инвесторов часто выступают успешные действующие предприниматели. Они понимают логику молодых и амбициозных бизнесменов, поэтому быстро отбирают перспективные проекты. Еще одна категория частных инвесторов — это топ-менеджеры крупных компаний, в том числе банков. Они получают хорошие бонусы и готовы вкладываться в многообещающие стартапы, рассчитывая на хороший доход.
Одних инвесторов вдохновляет поиск новых быстрорастущих бизнес-идей, способных генерировать высокий доход. Они хотят на старте вложиться в прорывной проект, помочь ему с развитием и в несколько раз приумножить стоимость своей доли. Классическая венчурная история.
Другие инвестируют в простые и понятные начинания с помощью займов. В этом случае инвестор может рассчитывать на фиксированную доходность по инвестициям от 30 процентов годовых (для проектов StartTrack) и снижение возможных рисков.
Где искать частного инвестора
В мире высоких технологий не обязательно иметь обширные связи, чтобы выйти на бизнес-ангела. Не нужно даже выходить из офиса. Конечно, можно обивать пороги венчурных фондов, потратить много времени и сил на общение с банками. А можно обратиться к краудинвестинговой площадке, такой как StartTrack. Для США и Европы это обычный опыт.
Как она работает? Все довольно просто и прозрачно. Любой частный инвестор может кредитовать понравившийся проект из тех, что представлены на краудинвестинговой площадке. Со своей стороны, компания, которая ищет заемные средства, публикует презентацию своего продукта и основные документы.
Потенциальный инвестор оценивает бизнес и может встретиться с его владельцем, чтобы лично все обсудить. Инвесторы таким образом могут вложить в ваш проект от 100 тысяч до нескольких миллионов рублей на короткий срок под 30 процентов годовых. Такой способ получения денег подходит компаниям, которые имеют постоянный доход и возможность получить средства в срок. При этом частный инвестор не будет требовать от вас залог, но попросит личное поручительство.
Второй вариант — продажа доли компании. В этом случае речь идет уже о вложениях от 1 миллионов рублей, а инвесторы входят непосредственно в капитал компании и становятся полноценными учредителями, акционерами и надежными партнерами. Для стартапа это могут быть «умные» деньги, потому что, войдя в капитал, инвестор поможет компании своими компетенциями и опытом. Чтобы привлечь такое финансирование, проект должен некоторое время просуществовать на рынке, показать определенные результаты своей деятельности и заинтересовать бизнес-ангела перспективами многократного роста.
Краудинвестинговые платформы выполняют несколько важных функций, облегчающих задачу инвестора. С помощью таких площадок потенциальные инвесторы могут наблюдать динамику развития компании, структуру выручки и затрат на ведение бизнеса. Для успешного поиска инвестиций стартапу придется раскрыть максимум информации о себе.
Как понравиться инвестору и презентовать проект
Бизнес делают люди, именно их потенциал определяет будущий успех или провал. Многое зависит от первого впечатления, от «искры», которая пробежит между инвестором и бизнесменом, представляющим свой проект. Отсутствие веры в основателя со стороны инвестора — это верный знак, что ничего не получится.
Важно «продать» инвестору свой проект так же, как вы продаете продукт или услугу клиенту. Вам должны поверить, потому что именно вы как предприниматель знаете свой бизнес от и до. Вы должны чувствовать проект, понимать его, уметь ответить на любой вопрос быстро и четко.
Но все же одной идеи мало, ее надо подкрепить качественной бизнес-моделью. Бизнес-модель должна быть работоспособной, апробированной, подкрепленной реальными финансовыми показателями. Инвестор должен ясно видеть и понимать, как вы собираетесь зарабатывать деньги и на что планируете их тратить.
Как подготовить бизнес-план
В реальности любой-бизнес план — это гибкая модель. Всегда есть вероятность, что бизнес-процессы пойдут по-другому. Любой профессиональный инвестор готов к тому, что ситуация начнет меняться. Никто не ждет от вас огромного документа с множеством элементов, составленного сторонними консультантами, в котором вы сами не в состоянии разобраться до конца.
Нужна достаточно понятная финансовая модель, которая четко ответит на несколько вопросов: как бизнесмен собирается зарабатывать, какой прогноз роста выручки и клиентской базы, каковы рынки сбыта, маркетинговые акции и их бюджет. Также там должна быть показана динамика затрат по статьям. Оценивая бизнес-план, инвестор проверяет команду на адекватность и бизнес-логику. Важно заранее подготовить все необходимые документы: инвестиционную презентацию компании, финансовую модель, управленческую и бухгалтерскую отчетности, учредительные документы компании, и при этом быть максимально открытыми и подготовленными.
Источник: lenta.ru
Как презентовать стартап инвесторам: советы. Часть 1