Как продать бизнес vc

Не обманывайте ни меня, ни себя. Любой человек хочет продать свой стартап. Все мы разглагольствуем о том, что хотели бы создать компанию, приносящую миллиарды долларов, типа Groupon. Но, как правило, все эти заявления – ложь. Даже Ларри Пейдж и Сергей Брин собирались продать Google Yahoo за 1 миллион долларов через 10 секунд после образования компании.

Но компания Yahoo сказала «Нет».

Как только я создаю свою компанию, я сразу хочу ее продать. Я уже продал четыре и инвестировал средства еще в десятки других проектов, которые находились на разных стадиях продажи. Надо сказать, сам процесс продажи не из приятных, скорее, он ужасен. Каждый, кто хочет купить твою компанию, в момент первой встречи делает приятную мину.

Но чем дольше вы приглядываетесь к покупателям, тем лучше понимаете, кто из них может ударить свое дите, а кто нет. В течение всего периода становления компании (под словом «период» я понимаю срок с момента запуска компании до момента получения наличных средств за ваши акции) вам необходимо помнить о следующих правилах, чтобы не быть побитым, как тот ребенок. Да, что и говорить, не просто не быть побитым, а сломленным и выкинутым из бизнеса.

Яндекс бесплатно пускает ваш бизнес в свой ТОП. Маленькие группы ВК дают клиентов

1. Готовьтесь к продаже на год раньше. Начинайте вести переговоры с потенциальными покупателями прямо сейчас. В случае первой компании, которую я продал в 1998 году, я начал встречаться с рекламными агентствами за год до продажи. К моменту начала переговоров я был не готов к продаже.

Я мог бы продать компанию и раньше, но она была еще слишком мала. Поэтому я просто держал всех курсе дела и ежемесячно обновлял информацию. Каждые три месяца за завтраком или ленчем я встречался с покупателями для поддержания деловых отношений. К тому моменту, когда я, наконец, был готов продать компанию, у меня было 4-5 потенциальных предложений о покупке.

В итоге я продал бизнес компании, с которой ранее никогда не контактировал. Но она слышала о нас, потому что о нас говорили все вокруг.

2. Правило 20:6:3:1. В 2004 году я хотел продать компанию, малой частью которой я владел (психиатрическая лечебница. И, нет, я не был ее пациентом). Основатели инвестировали средства в фонд, который я организовал.

Им внезапно поступило предложение о продаже клиники за 10 миллионов долларов. Я попросил дать мне попробовать продать ее самому.
Мой друг занимался брокерскими продажами небольших компаний в течение 30 лет. Он и рассказал мне о правиле 20:6:3:1, которое сработало и в моем случае. Сначала мы определили 20 частных фирм, государственных и вспомогательных компаний, интересующихся покупкой психиатрической клиники.
Далее правило сработало как по волшебству. Нам назначили 6-ть встреч. Из них три встречи оказались серьезными, после каждой из которых последовало предложение о покупке. Мы выбрали лучшее предложение (сумма которого была вдвое больше других) и продали бизнес за 41,5 миллионов долларов. И это за компанию с показателем EBITDA в 1 миллион долларов.

Как продать бизнес без бизнеса #продажабизнеса #бизнесброкер #продажаготовогобизнеса #купитьбизнес

3. Просите совета / генерируйте идеи. Одной из ключевых тактик является так называемая тактика «ноги в проеме двери», то есть тактика манипуляции. Любому потенциальному покупателю, которому подходит ваш бизнес, предложите несколько идей того, как можно интегрировать вашу компанию с их действующим бизнесом и получать доходы, привлекать новых покупателей, и т.д.

Читайте также:  Бизнес на разведение стерляди

Пригласите покупателей на встречу (если идеи будут достаточно хорошими, они сами вас пригласят). Расскажите им об идеях. Попросите совета относительно того, как бы вам вместе поработать над этими идеями. Убедитесь в том, что каждая идея принесет им деньги. Много денег.

Что это вам даст? Вы можете стать лидером компании (можете возглавить ее в качестве исполнительного директора, или начальника отдела по развитию бизнеса, или директора по маркетингу, или продажам, или технического директора). В свою очередь ваши покупатели получат информацию, с которой они смогут предстать перед советом директоров своей компании.
Когда я пытался продать Stockpickr.com (мы продали компанию TheStreet.com в апреле 2007 года) я вел переговоры с Yahoo, AOL, Google, Reuters, Forbes, и некоторыми другими компаниями. Несмотря на то, что я не продал бизнес ни одной из упомянутых выше компаний, я все равно старался развивать отношения между ними и Stockpickr. И эти отношения длятся даже после покупки Stockpickr компанией TheStreet.com.
У меня был друг, который сделал все с точностью до наоборот. Он поносил каждую компанию, которая могла стать потенциальным покупателем. Понося эти компании, он, надеялся, что в ответ они тоже будут нелестно отзываться о его компании и это привлечет внимание остальной аудитории. Могу вам сказать. В краткосрочной перспективе такой подход может сработать.

Но в долгосрочной – ваша компания потеряет гораздо больше.

4. До начала переговоров подготовьте математическую формулу, которая поможет вам оценить вашу компанию. Формула должны быть очень простой, такой, с которой согласятся обе стороны еще до того, как будут известны конкретные цифры.

Например, вы можете сказать «мы оцениваем наш бизнес на уровне 6ти кратных будущих доходов, при условии, что с нами будут ваши клиенты.» Если покупатели скажут «нет», вы всегда сможете согласиться и ответить «хорошо, в половину меньше.» И тут, скорее всего, вы услышите «да». Или вы можете поступить как мы, в случае продажи компании theStockpickr.com. Заключая сделку, мы прикинули, сколько пользователей сможем привлечь, если на нашей стороне будет авторитет приобретающей нас компании. Как только мы договорились о методе оценки компании, настала очередь рассчитать стоимость в реальном выражении (тут то и начались настоящие переговоры).
Многие компании, которые покупает Google или Yahoo, получают компенсацию на уровне рыночной стоимости. Можно, конечно, использовать и такой подход. Однако, очень важно заранее согласовывать компенсации и оценочные коэффициенты. В таком случае, вы всегда сможете говорить о том, что вы стоите больше, чем последняя компания, которая была продана компании Х, потому что … (и дальше можете перечислять причины), и сможете договариваться о большей стоимости.

5. Во время переговоров речь пойдет не только цифрах. Как только вы договоритесь о цифрах, и совет директоров приобретающей компании одобрит покупку вашей компании, сделка будет заключена.

Теперь нужно будет перечислить все интересующие вас вопросы: зарплату, опционы, опционы для сотрудников, срок истечения заморозки капитала, офис, переезд, прочие расходы, обязательства, дополнительные вознаграждения, и т.д. Список должен быть таким большим, каким вы только сможете его сделать. Ваш список должен быть больше их списка. Ларри Бриллиант, бывший руководитель благотворительного фонда Google и бывший исполнительный директор Softnet, однажды сказал мне: «тут вы сможете пожертвовать пятью центами, чтобы получить десять.» Или как-то так. В любом случае, вы сможете получить больше, чем то, на что вы изначально рассчитывали.

Читайте также:  Бизнес альянсы что это

6. После переговоров начинается самая болезненная часть. Сделка заключена. А может и не заключена. Вы теперь работаете на купившую вас компанию. А может и не работаете.

Сделка может сорваться в любой момент. Что бы вы не делали, в этот момент лучше держать рот на замке. Также удостоверьтесь в том, что ваш юрист работает не покладая рук. Убедитесь в том, что что комплексная проверка вашей компании выполнена надлежащим образом к моменту подписания Соглашения о намерениях.

Комплексная проверка не должна стать причиной того, что покупатель пойдет на попятную. Одна компания как-то раз пыталась ссудить мне деньги между моментом подписания Соглашения о намерениях и датой заключения сделки. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не принимайте такие деньги! Другая компания хотела, чтобы я подписал соглашение о найме. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не подписывайте такие соглашения.

Убедитесь в прозрачности механизма продажи ваших акций, если речь идет о такой сделке. Многое может пойти не так как хотелось бы. Этой теме можно посвятить отдельную статью. Хороший адвокат вам не повредит в любом случае. При этом вы должны знать больше, чем ваш адвокат, а эта задача не из простых.

Не забывайте продолжать развивать бизнес даже после заключения сделки, вплоть до момента подписания контракта. Продолжайте выстраивать стратегические взаимоотношения. Посылайте руководителям купившей вас компании еженедельный пресс-релиз, чтобы показать, как здорово вы справляетесь с работой, и дайте им понять, что вы продолжаете вести переговоры с другими компаниями (которые смогут обернуться потенциальной покупкой, в случае неудачи).

7. Проявляйте себя. Начав обсуждать с компанией любую стратегию развития (до того, как будет достигнуто соглашение), продолжайте помогать ее руководителям всем, чем только сможете. Советуйте им, как улучшить сайт, даже если вам придется познакомить их с вашими конкурентами. Подружитесь с исполнительным директором. Пригласите руководителей на игру, или на ужин.

Съездите на отдых с ними и их семьями. Созвонитесь с вашими контактами в СМИ, чтобы о покупающей вас компании написали хорошую статью. Посещайте их благотворительные мероприятия. Станьте их психологом, которому можно позвонить в 4 утра. Продвигайте свои идеи, которые сможете реализовать, как только вас возьмут на борт. Я проделывал это каждый раз, когда продавал свои компании.

Я был вовлечен в этот процесс.

8. Продолжайте строить бизнес. Что, если вы находитесь в самом начале пути? Рекомендую вам почитать следующие интересные статьи:
• Простой способ преуспеть в качестве предпринимателя
• 100 правил предпринимателя
Методы, описанные в этих статьях позволят вам привлечь клиентов и довести свой бизнес до того этапа, на котором вы сможете продать свою компанию.

9. Самое важное: Постарайтесь не допускать оплошностей. Оставайтесь в игре, и вы сможете продать свой бизнес. Это ключевой момент. Прочтите мою статью 9 простейших способов потерпеть неудачу в бизнесе.

Читайте также:  Лучшее название команды в бизнесе

Прочтите ее и постарайтесь избегать подобных ситуаций.
Предположим, вы заключили сделку о продаже бизнеса и вам нужно подождать месяц или около того, чтобы ваши адвокаты смогли расставить все точки над «i». В какой-то момент времени на вас может навалиться такой стресс, что вы станете параноиком. Это закон вселенной. Не теория. Все, что вам нужно сделать — это пойти в ближайший тир, или зал, и выплеснуть там всю негативную энергию и снять стресс.

15 апреля приглашаем принять участие в секции GoTech на форуме РИФ+КИБ «Кого хотят корпорации?». Начало в 12.30, пансионат «Лесные дали», Зал 8, Секция 79.

В секцию приглашены эксперты, которые занимаются поиском проектов и внедрением новых технологий в крупных компаниях. Участники дискуссии расскажут о том, как, где и кого они ищут на рынке. И какие возможности это открывает для стартапов.

  1. Что компании хотят получить от стартапов, и что готовы предложить взамен?
  2. Точка входа: кого и как найти и заинтересовать в корпорации? Как происходит поиск и выбор интересного проекта, экспертиза, наблюдение.
  3. Инструменты работы со стартапом? Корпоративные акселераторы – что дают, какая цель? Совместный go-to-market.
  4. Как построена работа внутри корпорации – этапы сотрудничества (наблюдение, менторство, пилот, инвестиции, Mhttps://habr.com/ru/companies/gotech_vc/articles/300064/» target=»_blank»]habr.com[/mask_link]

    Как продать стартап: через что придется пройти и как это сделать выгодно для себя и команды

    Ничего личного: как продавать услуги средним и крупным компаниям без очных встреч

    Существует устойчивое мнение, что в сфере B2B менеджеры по продажам могут заключать сделки только после личных встреч с клиентами. Якобы без контакта «глаза в глаза» и доверительных отношений они не могут эффективно работать. В компании Smartway отказались от личных встреч — и увеличили продажи в пять раз. О том, почему менеджерам по продажам вредно ездить к клиентам, основатель сервиса Smartway Максим Яремко рассказал на конференции «Предприниматель: практики эффективного управления бизнесом».

    Максим Яремко, 36 лет, сооснователь сервиса онлайн-бронирования командировок Smartway . Окончил Пензенский педуниверситет по специальности «прикладная информатика в экономике». Никогда не работал в найме. Ещё в студенчестве создал компанию по аутсорсингу разработки для зарубежных заказчиков, которую потом продал. В 2009 году основал онлайн-сервис ведения бухгалтерии «Моё дело», из этого проекта вышел в 2014 году. Работу над запуском сервиса Smartway начал в конце 2015 года.

    Максим Яремко

    Почему личные встречи не работают

    Я думаю, каждый из владельцев бизнеса или генеральных директоров компании получает в месяц 10-15 звонков от менеджеров по продажам. Они предлагают купить что-то: посмотреть на какой-то новый CRM, новый сервис электронного документооборота, новый факторинг, предлагают новый банк. И все продажи в B2B классически строятся через личную встречу.

    Почему так происходит? Все бизнес-тренеры предлагают продавать через личную встречу, потому что они учат продавать эмоцию. Если вы сходите на любой тренинг по продажам, в 90% случаев вы услышите, что нужно создать эмоциональный контакт с покупателем и продать эмоцию от личного общения. Поэтому и все продажники, наслушавшись этих тренингов, пытаются назначать личные встречи — без личных встреч эмоциональный контакт создать нельзя. В реальности, если говорить с позиции бизнеса, то эмоциональный контакт нужно создавать между клиентом и продуктом, а не между продавцом и клиентом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин