Как проходит бизнес игра

Средство развития творческого профессионального мышления, область научно-технического знания, метод исследования, способ решения практических задач – это все о деловой игре . Она так многогранна, что у нее пока не существует единого определения. Зато можно выделить ее особенности, а также определить преимущества по сравнению с другими методами обучения, познания, исследования.

https://mangogames.ru/

Посмотреть каталог деловых игр и готовые кейсы, заказать деловую игру для своей компании можно на сайте ManGO ! Games .

Почему так много определений

Активность, при которой развивается творческое мышление, способность анализировать и прорабатывать самые разные, никогда не существующие ситуации, чтобы эффективнее решать новые для себя профессиональные задачи называют деловой игрой, руководствуясь следующими ее признаками:

· Наличие проблемной ситуации и информационной неопределенности.

· Подчинение игроков определенным правилам.

· Имитация реальной ситуации.

Как проходит бизнес-игра Монетизатор среди собственников бизнеса и предпринимателей

Деловая игра имеет множество определений, но каждое раскрывает лишь одну из сторон. Это связано с тем, что такая игра имеет много применений. Одно из самых основных – обучение и тренировка. Какой бы ни была игра, участники учатся и совершенствуют свои навыки.

Самые распространенные определения деловой игры – метод имитации управленческих решений и игровое моделирование . Исследователь Ю. С. Арутюнов на вопрос, что такое деловая игра, предлагает сразу несколько ответов:

· новая область деятельности и научно-технического знания,

· исследование и решение производственных задач.

К этому определению трудно что-либо добавить, поскольку оно охватывает все основные зоны применения деловой игры.

Особое значение человеческого фактора

Специалист по играм В. И. Рыбальский подчеркнул, что одной из важных особенностей деловой игры является человеческий фактор . Он обратил внимание на то, что в деловой игре, в отличие от других, используются для имитации не выдуманные, а реальные, такие как существуют в реальности или могут существовать и будут существовать в будущем ситуации, и при этом основную роль в процессе играют люди, принимающие решения .

Продолжает мысль И. М. Сыроежин, называющий главным в деловой игре формирование способности навыков социального взаимодействия и способности к управлению.

Нетрудно подметить, что в игре и правда главное – то, как сталкиваются в процессе разные интересы игроков и совместно вырабатывается оптимальное решение, опираясь на составленные в процессе игры его критерии. Происходит ни что иное как проработка способности принимать оптимальные решения, оттачивание того самого человеческого фактора. В игре участники сталкиваются с непредсказуемыми ситуациями, их решения опираются на собственный опыт и собственную трактовку ситуации.

Непредсказуемость – одна из особенностей деловой игры

Корпоративное обучение часто включает в себя деловые игры, поскольку они позволяют самообучаться, и характеризуются самоорганизацией. Хорошая деловая игра всегда отличается саморегулированием и самоуправлением с неизвестным исходом. Если игру задать жестко, продумав и предусмотрев наперед все возможные варианты, это не будет деловой игрой.

Как проходит игра ДЕНЕЖНЫЕ НАВЫКИ? Обзор первой в МИРЕ иммерсивной Бизнес-игры!

Непредсказуемость делает игру особенной формой познавательной деятельности. В игре переплетаются интересы участников, которые играют хоть и в условной ситуации, но всерьез. Деловая игра высокого качества имеет достаточно мотивации для каждого участника и всегда непредсказуема для каждого.

Ценность игры – в самом процессе

Участники не спешат «выиграть» или разрешить конфликт, чтобы покончить с этим, они живут игрой, вдохновляются новыми, получаемыми в процессе, знаниями. Каждый участник при хорошей деловой игре ставит для себя именно познавательную , а не игровую цель.

Они приобретают опыт, развивают профессиональное мышление, и это одна из самых основных ценностей деловой игры, ради чего деловые игры и включают в корпоративное обучение. Познавательная задача, которая увлекает и развивает – вот почему деловая игра поразительно эффективна.

Не ищут ответ, а принимают решения

Участники деловой игры в процессе именно принимают решения , а не занимаются поиском ранее заготовленного ответа.

Принятие решение проходит путем коллективного интеллектуального труда и в ходе взаимодействия друг с другом.

Существуют и другие методы активного обучения: ситуационные задачи, разыгрывание ролей, тематические дискуссии, групповые консультации. Но все они предполагают поиск уже существующего решения, а не принятие решений.

Причина эффективности деловой игры

Если рассматривать деловую игру как метод обучения, то она относится к активным методам обучения, которые были созданы в поисках повышения эффективности обучения. Деловая игра входит в категорию игровых групповых методов, которые появились как результат потребности общества в квалифицированных кадрах.

Вернемся немного в историю. Обучение с помощью старых дидактических методов приводило к тому, что целью обучающих стало не получение максимального объема знаний, умений и навыков, а элементарное добывания диплома при минимуме усилий. Эта нездоровая ситуация была особенно вредна в условиях ускорения развития общества и научно-технической революции.

Тогда специалисты начали думать, как преодолеть сложившееся положение. Для этого был поднят престиж специалиста с соответствующей квалификацией, возведение квалифицированного специалиста в ранг уважаемых, обеспеченных и высокооплачиваемых сотрудников. С другой стороны, проводилась работа по возвращению студенту интереса к учебе. Стимулирование у студентов интереса к учебе и устойчивого желания качественно овладевать знаниями – задача не с простых и у нее есть педагогическая и психологическая стороны.

Когда ученые психологи принялись решать проблему повышения мотивации в учебе и выявлять факторы успеваемости и интереса к выбранной профессии, они заметили, что психологический подход к обучению может быть разным в зависимости от специальности, однако существуют факторы, общезначимые для любой специализации. Например, умение принимать решения, которое необходимо в любой отрасли. Специалист должен не просто применять знания на практике, но осмысленно применять и интегрировать их при принятии самых разнообразных и не всегда стандартных решений, особенно в экстремальных условиях, когда цена правильно или ошибочно принятого решения достаточно высока.

Читайте также:  Производство ароматизаторов для авто с логотипом бизнес

Немецкие ученые однажды проанализировали 200 неверных экономических решений и пришли к выводу, что материальный ущерб от ошибочных решений стоит немалых денег, после чего значимость навыка принятия оптимального решения гораздо возросла.

Фундаментом для принятия решения является получение и обработка информации. Молодой специалист часто не готов к правильной оценке получаемой информации, к поиску правильного решения и психологически точного определения того, как будет воспринято его решение.

Определяя требования к решениям, принимаемым руководителями, ученые пришли к выводу, что это:

· Понимание реальных возможностей управляемой системы.

· Учет объективных закономерностей этот системы.

· Ориентация на современные достижения и тенденции.

· Учет организационных качеств исполнителей.

Это то, что ожидается от выпускника вуза. И все это невозможно получить, используя лишь традиционные методы обучения. Деловая игра была создана специально для реализации сложившихся потребностей и ожиданий общества.

Достоинства деловых игр

Деловые игры имеют следующие достоинства:

· Реальный рабочий процесс в игре можно сократить.

· Способствуют приобретению навыков поиска, анализа и решения самых разных производственных задач и ситуаций.

· Совершенствуют ориентацию в нестандартных ситуациях.

· Создают командный дух.

· Позволяют отрабатывать на практике навыков коммуникации и профессиональных навыков.

· Прививают навыки поиска оптимального варианта решения.

· Активизируют творческое мышление.

· Формируют умение анализировать специальную литературу.

Отличие деловой игры от традиционных методов обучения

Даже теоретически подкованных молодой специалист, выходя на работу, еще не имеет достаточного опыта работы в реальном рабочем коллективе и не пробовал на практике формальные и неформальные отношения между сотрудниками.

Адаптация проходит намного легче, если студент имел возможность моделирования «взрослых» ролей: директора, руководителя отдела и т.д. Тогда студенту не придется использовать для обучения только память, а активная деятельность при усваивании знаний на практике, сопровождаемая определенными эмоциями и переживаниями перед лицом критически настроенного, и при этом доброжелательного коллектива, вырабатывает не только знания, но и умения.

Такое обучение относится к проблемному. В его ходе активизируются творчество, познавательная деятельность, вырабатываются эффективные навыки получения и применения полученной информации на практике. Проблемное обучение, в отличие от традиционного, опирается на принцип самостоятельного открытия способов действия.

Создание проблемных ситуаций при обучении вызваны разными целями:

· Формирование интереса к предмету, сознательного и активного участия в получении знаний.

· Организация самостоятельного получения знаний.

· Закрепление ранее полученных знаний.

Проблемное обучение состоит из 5-ти этапов:

· Создание проблемной ситуации.

· Проблемное изложение знаний.

· Реконструктивно-вариантная деятельности учащихся.

· Выдвижение гипотез и выбор окончательного варианта.

· Самостоятельный поиск проблемы, ее конструирование, формулировка и решение.

Учебная игра является одной из форм проблемного обучения. Она признана лучшим способом выявления и изучения проблем и заключается в создании условий, имитирующих реальность.

В игре сочетаются два принципа обучения: проблемности и моделирования. В деловой игре в отличие от традиционных методов обучения, процесс решения задачи носит исследовательский характер. Решение многих задач носит вероятностный характер.

Также очень важно и в большой мере отличается от традиционного подхода то, что задачи должны быть актуальными, а их решения должны требовать базовых знаний, воображения, творчества. Решение помогает приобретать навыки, а в ходе повторных однотипных игр навыки закрепляются, расширяется кругозор. В ходе игры «всплывают» разнообразные проблемы, о которых раньше не было известно, и намечаются пути их решения.

Источник: dzen.ru

Деловые игры: случайный тренд или действенный бизнес-инструмент?

Деловые игры, представляющие собой имитацию принятия решений, в последнее время сверхпопулярны. Очередная модная тенденция? Окунёмся в историю. Оказывается, игры как метод обучения использовались ещё с 17 века. Тогда практиковались военные, военно-политические игры.

Это из них впоследствии произошли деловые игры.

В ходе игры обучаемый имеет дело с ситуациями, которые могут встретиться в деловой деятельности, прорабатывает их, а значит, закаляет себя перед будущей реальностью. Одна из особенностей игр — вариативность — позволяет предварительно подготовиться к самым различным поворотам в ходе бизнес-активности. Интересно отметить, что в СССР деловые игры пытались внедрить ещё в 1932 году. Участниками первых таких игр стали руководители предприятий и студенты ВУЗов. Однако свобода выбора огромного количества вариантов решения задач, свобода высказываний участников оказались несовместимыми с тогдашним режимом тотальной регламентации, так деловые игры были забыты на целых несколько десятков лет.

Суть деловой игры

В наше время деловая игра используется достаточно активно. Существуют тысячи разновидностей, игры классифицируются по масштабу имитируемых объектов, функциональной направленности, структуре. Составление деловых игр основывается на психологических исследованиях, которыми была выявлена парадигма с идеей децентрации — способности изучения объекта с различных точек зрения.

Игра часто, но ошибочно, ассоциируется с детской игрой, причина тому — игровая деятельность, которая является ключевой в детском возрасте. Деловая игра для взрослых имеет фундаментальное отличие от детских игр. Ребёнок познает различные сферы жизни посредством игры, поэтому основой детских игр являются правила. Взрослый учится находить варианты в рамках существующих правил, поэтому основа деловой игры — свободное поведение при существующих правилах. Ребёнок игрой закрепляет те или иные схемы, взрослый — выходит за их пределы.

Читайте также:  Куры гриль как организовать бизнес

Деловая игра является средством моделирования новых, ещё не существующих, условий бизнес-действительности. Её цель — поиск новых способов решения профессиональных задач, путей решения задач при новых, непривычных, экстремальных ситуациях. Новые возможности открываются через такую форму благодаря достаточной свободе, которой характеризуется игра.

Многогранность понятия «деловая игра» привело к множеству её определений. Это источник знаний для изучения той или иной активности, эксперимент, метод обучения, путь исследования, способ решения практических задач. Однако чаще всего её используют для повышения опыта в осваивании различных бизнес-ситуаций, что классифицирует её как обучающий, развивающий, формирующий инструмент, активно применяющийся при профессиональном обучении.

Многогранная суть деловой игры раскрывается при анализе её определений:

  • Это анализ ситуации с учётом обратной связи и фактора времени.
  • Это способ воспроизведения бизнес-процессов.
  • Это групповое упражнение по отработке хода принятия решений в специально созданных условиях, имитирующих реальные бизнес-условия.
  • Это модель функционирования организации.
  • Это модель для изучения управленческих процессов.

Признавая, что до сих пор единого определения деловой игры нет, перечислим характерные ей атрибуты:

  • Присутствует имитация определённой осознанной деятельности человека.
  • Участникам присваиваются роли.
  • Действия регламентируются правилами.
  • Условный характер.
  • Преобразуются пространственно-временные характеристики деятельности, которую моделируют.
  • Присутствует концепция, сценарий, постановка, сценический аспект, аспект критики и рефлексии, блок обеспечения информацией.

Разнообразие деловых игр

Игры различают по продолжительности:

  • Ограниченные по времени.
  • Не ограниченные.
  • Которые проходят в реальное время.
  • Со сжатым временем.

По оценкам деятельности:

  • Баллы или другая оценка всей команды или отдельных игроков.
  • Оценивание работающих, отсутствующих.

По характеру результата:

  • Жёсткие. Ответ известен заранее, существуют жёсткие правила.
  • Свободные. Правила изобретаются по ходу, все участники работают над решением неструктурированной задачи, готового ответа нет.
  • Обучающие. Призванные дать новые знания и навыки.
  • Констатирующие. Конкурсы для профессионалов.
  • Поисковые. Выявляют проблемы и пути их решения.
  • Луночные (шахматы, монополии).
  • Ролевые (с распределением по ролям, у каждой роли своё задание).
  • Групповые дискуссии (направленные на отработку проведения совещаний и ведения дискуссий путём распределения участников по ролям с индивидуальными заданиями для каждой роли).
  • Имитационные (имитируют определённые условия для знакомства с порядком действий в таких условиях).
  • Эмоционально-деятельные (имитируют конкуренцию, для раскрытия личностного потенциала, носят характер тренингов).
  • Инновационные (отрабатывают модели реальных ситуаций и идеальной ситуации).
  • Ансамблевые (решают конкретные проблемы предприятия с помощью организации команд из руководителей служб).
  • Комбинированные стратегические (коллективное конструирование будущего).

Преимущества деловой игры

Деловая игра при обучении и при поиске бизнес-решений имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами, имеющими ту же цель:

  • Она согласована с реальными потребностями участников. Цель игры и цель участвующих или всей организации совпадают. Если это обучение, то деловая игра максимально приближена к реальной профессиональной деятельности, к которой готовятся учащиеся.
  • В ходе игры можно за короткое время, выявить, охватить, осмыслить широкий пласт проблем.
  • Игровая форма в непринуждённом виде готовит к реальному профессиональному общению и взаимодействию.
  • Игровой компонент способствует глубокому вовлечению каждого причастного.
  • Деловая игра отличается мгновенной качественной обратной связью.
  • Отбрасываются стереотипы, корректируется самооценка.
  • Игра способна проявиться не только отдельным интеллектуальным сторонами, а всей личности.
  • Запускаются рефлексивные процессы, поощряя интерпретацию и осмысливание результатов.

Игры моделируют тезисы бизнес-задач, дают возможность оценить и осмыслить их. Специалисты объяснили, что преимущества игры проявляются потому, что в жизни мы имеем дело с неполной и неточной информацией, что стопорит принятие решений, тогда как в игре информация неполная, но точная, что позволяет участникам раскрыться и находить полезные альтернативы реальности, проявляя и проверяя при этом альтернативные версии самих себя.

Как проходит деловая игра

Стандартно деловая игра «запускается» ведущим, руководителем. Он объявляет цель, вводит всех участников в курс дела, распределяет роли, знакомит каждого с необходимой информацией согласно его роли. Он же создаёт необходимую игровую атмосферу, которая должна увести участников от реальности расслабить и абстрагировать их от текущей профессиональной ситуации.

Этого добиваются путём применения специфического общения. Роль руководителя высока — его задача поощрять каждого частника на максимальное вовлечение. Ведущий следит за тем, чтобы персонажи раскрывались, проявляли активность, а не самопрезентацию. Этому способствует дух соревновательной мотивации, поддерживаемый игрой.

Комплектуя команды, учитывают межличностные отношения между участниками — для успеха в игре они должны быть положительными. Уровень отношений между сотрудниками организации выявляется путём проведения социометрических замеров.

Группа должна превратиться из социальной в «психологическую». Американский социальный психолог Дженнигс так описал подобное превращение: все участники «психологической» группы испытывают взаимную симпатию, психологический комфорт, защищённость, уделяют много внимания совместному нахождению в группе, групповым решениям, а не просто решению проблемы. Такое превращение учёный назвал феноменом. Полученная группа настроена на достижение согласия больше, чем на достижение конкретного результата.

Ввиду этого игру конструируют так, чтобы влияние каждого персонажа на решение были равными. Известно, например, что легче принимаются решения в сравнительно небольшой группе с неравным количеством участников.

Группу структурируют роли, которые представляют собой перечень функций и образцов поведения. Участники формируют определённые ожидания от представителя каждой роли, поэтому важно, чтобы эти ожидания совпали у всех игроков. Для этого в инструкции требования к нормам поведения каждой роли выписываются максимально подробно. Это регулирует межличностные отношения, снижает риск образования конфликтных ситуаций. Участники действуют по заданному сценарию согласно полученным ролям.

После окончания собравшиеся разбирают произошедшее: обсуждают результаты, объясняют, почему были приняты те или иные решения, анализируют полученные результаты, выясняя, можно ли было поступить иначе, к чему бы это привело. При подведении итогов определяется польза игры, даётся ей оценка.

Читайте также:  Кто может заниматься гостиничным бизнесом

Разница в поведении игроков

Каждый участник имеет разный потенциал проявления себя в игре. Не у каждого равна способность исполнять предоставленную роль. Затруднит этот процесс тревожность, ригидность, социально-психологические особенности личности, низкий социометрический статус.

Выделено три основных типа поведения игроков:

  • Поведение из позиции обобщённого образа. Решения принимаются от условного эталона — прототипа.
  • Азартное поведение. Цель одна — выиграть, на пути к которому участник разрешает себе все: нарушение правил, превышение полномочий.
  • Зависимое поведение. Решения принимаются в зависимости от решений, принятых другими.

Ведущий корректирует процесс, учитывая стратегии поведения: разыгрывает случайные события, внося изменения в сюжет. Определено, что эмоциональное состояние участников зависит от качества проведения игры. Поэтому её часто ведёт специальный человек, профессионал, тренер.

Для чего используют деловые игры

Игры активно практикуют различные компании, потому что это:

  • Экономит время на накопления необходимого бизнес-опыта.
  • Позволяет моделировать события: можно примерять стратегии одна за другой, что нереально без игрового элемента.
  • Позволяет научиться решать поставленные проблемы.
  • Позволяет реализовать концепцию социальной практики, что позволяет решать свои задачи по развитию персонала менеджерами психологам.
  • Исключает реальный риск при возможности действовать в ситуации «если, то». Создаётся структура реальной жизни, однако не пересекаться с реальностью.
  • Позволяет безопасно экспериментировать.

Игры появились давно, к такому методы пришли ещё наши предки. Искусственно созданные игровые ситуации и формирование определённых навыков или поиск решений в формате игры — не дань времени, а давно используемое человечеством средство совершенствования. Игры развиваются, потому что приносят результаты, в противном случае о них бы быстро забыли.

Источник: vsetreningi.ru

Как лучше провести корпоративную деловую игру

Проведение корпоративной деловой игры во время бизнес тренинга включает в себя реализацию следующих этапов:

1. Постановка целей корпоративной деловой игры.

Ведущий доводит до сведения участников стратегические цели корпоративной деловой игры, которые должны быть сформулированы в соответствии с принципами постановки целей:

  • цель описана как четкий, конкретный результат.
  • цель измерима с помощью конкретных показателей и стандартных процедур измерения.
  • цель обоснована, доказана и жизненно необходима для предприятия.
  • цель реалистична и достижима.
  • цель имеет конкретные сроки достижения.

Ведущий в устной форме доводит до участников основные правила поведения и взаимодействия, предусмотренные в ходе проведения корпоративной деловой игры.

На этом этапе участники могут задать все интересующие вопросы.

3. Деление участников на команды.

Ведущий делит участников на команды, оптимальная численность — 5-7 человек.

Деловая игра бизнес тренинги

Процесс деления может происходить как с учетом результатов про­веденной на этапе разработки корпоративной деловой игры диагностики кадрового потенциала предприятия, так и простым расчетом участников, например на «первый. седьмой».

4. Изучение командами вводной игровой информации.

Ведущий раздает членам команд все необходимые информационные материалы и, если требуется, отвечает на интересующие их вопросы.

5. Выработка командами стратегий действий на основе имеющейся информации.

Члены команд, изучив предоставленную игровую информацию, разрабатывают свои командные стратегии (например: стратегии поведения во время торга уступками, общие стратегии ведения переговоров) и генерируют оптимальные для своих команд модели поведения и ходы для развития событий в течение деловой игры.

6. Командное взаимодействие и переговоры.

В ходе проведения корпоративной деловой игры ведущий следит за соблюдением командами правил и регламентов общения, участия в торгах и ведения переговоров в соответствии с разработанными командными стратегиями, а также внесением необходимых корректировок в командные планы игровых действий.

7. Введение дополнительных факторов, влияющих на командные стратегии.

Ведущий в соответствии с условиями корпоративной деловой игры и учетом групповой динамики вводит дополнительные факторы, с учетом которых команды вынуждены вносить оперативные изменения в собственные командные стратегии.

8. Подведение итогов корпоративной деловой игры.

Участники корпоративной деловой игры совместно с ведущим под­водят анализ итогов своей командной работы, выявляют:

  • что удалось (не удалось) сделать во время деловой игры.
  • какие действия команды можно признать наиболее (наименее) удачными.
  • какие результаты достигнуты.
  • какие изменения произошли в действиях.
  • какие изменения произошли в стереотипах поведения членов команды.

После обсуждения в соответствии с критериями оценки результатов корпоративной деловой игры определяется команда-победитель или команды-победители корпоративной деловой игры.

Примечания к проведению корпоративной деловой игры

Во время корпоративной деловой игры осуществляется комплексная оценка персонала (оценка командных ролей, командная социометрия, видео наблюдение, ассесмент, оценка моделей и стилей ведения переговоров).

Методы проведения оценки подробно описываются далее в соответствующих разделах книги.

Ведущий перед началом корпоративной деловой игры с целью дополнительного стимулирования активности ее участников и повышения эффективности их взаимодействия может ввести материальную составляющую мотивации — приз, который получает команда-победитель (или команды, занявшие призовые места).

Как правило, процесс распределения призового фонда это продолжение корпоративной деловой игры, где одна из основных целей участников — отработка умения договариваться между собой.

Анализ итогов корпоративной деловой игры.

На данном этапе с опорой на разработанные в процессе подготовки корпоративной деловой игры модели профессионально значимых компетенций и полученные результаты комплексной оценки персонала выдается заключение о соответствии сотрудников предприятия занимаемым должностям.

Осуществляется обработка результатов, полученных в ходе комплекс­ной оценки персонала, составляется итоговый отчет, который и предоставляется руководителям и (собственникам) предприятия-заказчика.

Проведенная оценка компетенций персонала предприятия является основанием для детализации мероприятий, направленных на повышение и совершенствование кадрового потенциала предприятия-заказчика.

Источник: lico.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин