Не секрет, что на эту тему написано немало профессиональной литературы. Однако при проведении семинаров и тренингов все равно мы сталкиваемся с трудностями и спорными вопросами. О некоторых секретах успешного бизнес-занятия читайте в статье Сергея Спивака.
Первые подобия семинаров и тренингов стали проводиться чуть ли не сто лет назад. Уже тогда необходимость обучения персонала привела к ряду открытий и новаций в профессиональном образовании. Что уж говорить о нашем времени: сегодня семинары и тренинги профессионального роста прочно вошли в нашу жизнь.
По сути, тренинг – это едва ли не самый доходчивый способ повышения квалификации. Однако наивно было бы полагать, что провести свой семинар или тренинг может любой мало-мальски грамотный специалист. При организации такого мероприятия всегда есть шанс столкнуться с трудностями и спорными вопросами.
Я провожу свой авторский семинар-тренинг регулярно уже в течение двух лет. За это время у меня накопился немалый организационный опыт и сформировался свой подход к решению стоящих перед семинаром задач. Сегодня я хочу поделиться своим опытом и рассказать о том, как сделать свой семинар максимально эффективным, избежав наиболее распространенных ошибок.
Как проходит бизнес-семинар
Тот факт, что ведущий семинара в обязательном порядке должен быть Отличным специалистом и знатоком своего дела, подразумевается по умолчанию и, надеюсь, не требует доказательств. Но на практике этого зачастую оказывается мало. Чтобы не создавать себе лишних трудностей, нужно хорошо ориентироваться не только в теме семинара, но и в Смежных областях.
Важно при этом иметь в голове Четкий план семинара. Но этот план – лишь общая канва, на которой не стоит слишком сильно зацикливаться. Грамотный специалист всегда может (и должен) ориентироваться в зависимости от обстановки и, главное, состава участников. Исходя из этих факторов, имеет смысл по ходу семинара Корректировать свое выступление Так, чтобы оно было максимально интересно и полезно конкретной аудитории.
Стоит хорошо продумать организационные моменты. Грамотно выбранное Место проведения семинара – одно из обязательных условий его успеха. Помещение должно быть комфортным и располагающим к занятиям, чтобы никакие посторонние факторы не мешали предмету разговора.
Слушателей нужно рассадить таким образом, чтобы Никто не был обделен вниманием ведущего. В конце концов, времена средней школы давно прошли – ни у кого из слушателей нет желания, как в старые добрые времена, болтать на «камчатке» о чем-то своем. Если вдруг теряется контакт с кем-то из участников, его внимание начинает постепенно рассеиваться, он отвлекается – и эффект в результате совсем не тот.
Все участники семинара обязательно должны получить на руки его печатную версию – иногда она выдается в самом начале, иногда – уже после окончания семинара. Однако основной смысл любого семинара – в том, что передается в первую очередь путем непосредственного Межличностного общения. И задача ведущего – вложить в головы своих слушателей как можно больше полезной информации. Причем сделать это нужно так, чтобы каждый смог воспользоваться ей при первой же необходимости.
Отсюда вытекает еще один важный принцип, позволяющий добиться максимальной эффективности. Он очень прост: чтобы человек запоминал, он должен думать руками. Что это значит? Прежде всего, то, что любой эффективный семинар должен включать в себя Элементы практических занятий. Необходимо, чтобы аудитория усвоила, как полученные знания работают в реальной жизни.
Поэтому не сводите свое выступление к теоретической лекции. Один из важнейших секретов успеха семинара кроется как раз в умелом сочетании теории и практики.
Аудиторию разделите на Несколько групп В зависимости от конкретной специализации участников семинара. Каждый должен получить на семинаре информацию, которая будет полезна лично ему и применима в работе. Несмотря на разные запросы аудитории, информацию можно и нужно подать таким образом, чтобы каждый вынес что-то для решения своих задач.
Все должно быть Максимально доходчиво: так, чтобы даже начинающий смог сориентироваться в материале. Разумеется, такой подход не отменяет того, что эта информация должна быть полезна и опытным специалистам. Напротив, простой и доходчивый стиль изложения поможет также и им лучше усвоить новые знания.
При этом семинар должен не только давать новые полезные сведения, но и Систематизировать уже имеющиеся у аудитории навыки. Это довольно существенный момент. Познания, разложенные по полочкам, работают гораздо лучше и эффективнее разрозненных навыков – человек учится использовать их не интуитивно, а осознанно. Систематизация позволяет не только увереннее пользоваться своими умениями, но и лучше понимать принципы и общий смысл своей работы.
Наконец, немаловажный вопрос – это Объем материала. У каждого человека есть определенный порог восприятия, сверх которого новые знания будут усваиваться все хуже и хуже. Кроме того, любой семинар ограничен объективными временными рамками. Пытаться втиснуть в них больше материала, чем они могут в себя вместить, – дело неблагодарное.
Программу семинара нужно составлять из того расчета, что вся озвученная информация должна быть усвоена по максимуму. А для этого нужно выделить время и на практические работы, и на возможные повторения уже озвученного.
Одним словом, нужно Объективно оценивать имеющиеся возможности. Так, например, мне в свое время пришлось расширить свой семинар, который изначально был однодневным, до двух дней, так как вместить весь материал в имеющиеся временные рамки было уже невозможно. В настоящее время информации накопилось еще больше, так что ее уже трудно вместить даже в эти два дня. В связи с этим я принял решение разделить имеющийся материал по тематике на две части, и теперь буду проводить два отдельных семинара. Это позволит лучше усваивать информацию по каждой отдельной теме и, кроме того, распределить потоки слушателей, более заинтересованных прежде всего в каком-то одном тематическом направлении.
Разумеется, каждый конкретный случай индивидуален: невозможно досконально прописать какой-то единый алгоритм, дающий стопроцентную гарантию успеха. Но описанные принципы я считаю основополагающими применительно к своей работе. А в том, что они работают и приносят ощутимый результат, можно убедиться на основании многочисленных положительных откликов моих слушателей и того факта, что часто вслед за сотрудниками какой-то компании, посетившими мой семинар, нередко приходят и их коллеги.
Ключевые слова:
- Краткосрочное обучение
- Обучение персонала
Источник: hr-portal.ru
Семинар: 7 видов и как это работает
Семинар — это один из видов обучения, построенного на основе диалога. Сейчас они широко распространены не только в колледжах, вузах. Их проводят руководители компаний и холдингов, известные личности, профессионалы, которым есть чем поделиться с аудиторией.
Что такое семинар: история и современность
Слово «семинар» известно всем нам со студенческой скамьи. Оно пришло из Древнего Рима и в переводе на русский язык означает «рассадник» или «теплица». Это обучение в виде диалога, спора, в котором должны участвовать преподаватель и ученик.
Со временем такое обучение не утратило своей популярности. Его стали проводить не только в учебных заведениях. Любая компания, которая заинтересована в обучении, личностном росте своих сотрудников, организует подобное обучение В нем участвуют люди разного возраста.
Семинар — это не просто диалог, а дискуссия, во время которой часто рождается истина. Личностный рост невозможен, если человек не умеет вести диалог, не старается отстоять свою позицию.
С какой целью проводят семинары
Цели могут быть разными:
- Обсуждение в учебных заведениях преподаватели проводят для лучшего понимания студентами пройденной темы.
- Бизнес-семинары нужны для грамотного использованию бизнес – инструментов на практике. Цели некоторых сводятся к обучению определенным навыкам, например, освоению инструментов маркетинга, инвестирования.
- Бывают также мотивирующие занятия, на которых участников стараются мотивировать, например, для увеличения продаж.
- Когда нужно установить контакт с поставщиками, привлечь новых партнеров предприятия и организации проводят торговые семинары. Их участниками становятся представители государственных органов, бизнеса, широкая общественность. Цель – презентация товара или услуги.
Но иногда люди приходят просто чтобы найти единомышленников. Независимо от того, онлайн или оффлайн проводится мероприятие, здесь всегда можно отыскать людей со сходными интересами. Они получают возможность строить нетворкинг, карьеру, искать возможности для дальнейшего развития бизнеса.
Виды семинаров: семь разновидностей обучения 7⃣
Современные технологии создали хорошую платформу для проведения различных мероприятий, в том числе онлайн. Семинары в двадцать первом веке бывают разных видов.
- Онлайн-семинары или вебинары (их еще называют вебконференциями) способны собрать большую аудиторию. Зрители могут смотреть трансляцию, находясь в любом конце страны, даже за рубежом. Они получают знания дистанционно, не выходя из комнаты. Это прекрасная возможность встретиться с профессионалом и быстро получить определенные навыки. Вебинары на территории России сложно проводить из-за наличия разных часовых поясов. Но есть возможность выложить в сеть их запись. Отрицательный момент только в том, что общаться немного сложнее, чем в реальной жизни. Но зато во многих вебинарах можно принимать участие бесплатно.
- Психологические помогают слушателям разобраться в себе, в семейных проблемах, изменить свое отношение к жизни. Важно, чтобы их вел человек, который не только разбирается в вопросе, но и умеет хорошо, интересно подать материал. Он должен быть личностью, которая готова повести за собой аудиторию.
В интернете можно найти немало приглашений на встречи, которые ведут настоящие профессионалы. Тогда аудитория может получить полезную информацию и даже изменить свою жизнь. Но наряду с серьезными, глубокими темами встречаются экстравагантные, цель которых – привлечение аудитории, например: «Муж, секс и шоколад».
Популярностью пользуются семинары-тренинги, касающиеся семейной психологии. Но и здесь важно получить настоящие знания, а не стать жертвой очередного обмана. Можно ли верить обещаниям найти спутника жизни за неделю или наладить отношения с мужем и детьми после пяти занятий? Их нужно воспринимать как обычную рекламу. Но хороший профессионал плюс люди, которые пришли на встречу с теми же проблемами, способны мотивировать человека к изменениям.
- Для женщин и мужчин. В последнее время получили широкое распространение занятия для женской и мужской аудитории. Слабому полу интересны темы «Как найти хорошего мужа?», «Как стать стервой?». Совсем другие проблемы предлагается решить мужской аудитории; «Все тонкости пикапа», «Будь настоящим мужчиной».
К сожалению, слушатели выносят для себя с этих мероприятий не слишком много полезной информации. Женщинам, которые мечтают выйти замуж за принца или просто за хорошо обеспеченного человека ведущие предлагают овладеть искусством обольщения, доступной лишь гейшам или жрицам любви.
Мужчинам чаще всего вообще не говорят ничего нового, только то, что они хотят услышать. Тестостерон, на котором основана тематика – вот что привлекает сильный пол в аудиторию. В итоге мужчины убеждаются только в своей правоте.
- С участием известных личностей. Встречи, в которых принимают участие известные люди, например, такие, как Тони Роббинс, собирают полные залы. Люди мотивируются только потому, что их ожидает знакомство с известным человеком. Но хотя они позиционируется как встреча со знаменитостью, вести его вполне могут его помощники. Если же встречу ведет известная личность, то они проводятся только в очень крупных городах. В России это Москва или Санкт-Петербург. За рубежом – Лондон, Нью-Йорк, Париж.
- Бизнес — семинары. Такой формат предусматривает обучение каким-либо бизнес-процессам, точнее — получению определенных навыков. Что это может быть?. Да что угодно. Например, куда можно выгодно инвестировать деньги. Такое обучение часто проводятся в компаниях для того, чтобы мотивировать сотрудников, двигать бизнес вперед. Одна из распространенных тем — обучение продажам. Техники продаж нарабатываются годами, и даже совсем «зеленый» новичок после обучения справится с продажами без проблем. Важно только теорию сопровождать практикой.
- Презентации. Производители товаров проводят презентации для раскрутки своего продукта. Рынок постоянно меняется, появляется много новинок. Как заставить клиентов их купить? Тут помогают презентации, которые демонстрируют превосходство нового продукта над старым. Аудитория, которая интересуется новинкой, может оценить все их плюсы-минусы.
- Для обучения. Учиться никогда не поздно. Это еще раз доказывают востребованность встреч разных направлений, тематики, которые всегда собирают слушателей. Темы могут быть профессиональными вроде «Как сделать дизайн квартиры» или «Как подготовиться к материнству» или довольно странными «Что нужно для привлечения денег». Здесь можно научиться ловить рыбу, выращивать огурцы, вести здоровый образ жизни.
Что нужно сделать перед встречей
При подготовке вам необходимо определить:
Не стоит уделять слишком большое внимание выбору места проведения. Те, кому интересна тема, все равно придут на мероприятие. Главное –это целевая аудитория. Нужно знать, что ей предложить и что она должна усвоить.
Как готовиться к семинару
Ведя подготовку к встрече постарайтесь сделать следующее:
- Найти людей, которые хорошо разбираются в теме и могут донести необходимую информацию до слушателя.
- Найти место с определенной технической инфраструктурой. Вы должны предусмотреть наличие оборудования, удобства для посетителей, например, парковки.
- Используйте различные возможности для отправки приглашений на мероприятие. Здесь помогут социальные сети, сайты Lanyrd, Eventbrite. Подобные ресурсы помогут собрать аудиторию, рекламировать предстоящую встречу.
- Определитесь с количеством участников. Лучше знать заранее, сколько человек посетит мероприятие, чтобы рассчитать посадочные места, договориться о горячих обедах, а также подготовить бейджи и рекламные материалы.
- Найдите несколько человек, которые согласны помогать вам, при необходимости проведите их обучение.
Как провести семинар
Такое обучение представляет собой нечто среднее между лекцией и тренингом. На лекции говорит только ведущий, преподаватель, остальные – слушатели. На тренинге сразу отрабатываются определенные навыки. На семинаре люди общаются вербально, высказывая свои мнения, суждения.
Если вы преподаватель или ведущий, то должны продумать каждый шаг заранее: составить четкий план действий, учесть время, которое будет отведено на вопросы и ответы. Очень важный момент — атмосфера. Она должна быть доброжелательной, а все, кто пришел на встречу, настроены на общение. Участники хотят, чтобы их выслушали, чтобы к их мнению прислушались.
Сейчас особую популярность приобрела такая форма, которая включает лекции и тренинги. Так встреча со знаменитостью – это скорее лекция, в заключении которой ведущий отвечает на вопросы. На-тренингах, наоборот, участники практикуют полученные знания.
После проведения встречи стоит сделать анализ мероприятия и понять достигли ли вы поставленной цели. Сделайте рассылку благодарственных писем. Таким образом вы заинтересуете и привлечете потенциальных слушателей.
Заключение
Люди приходят на семинары для того, чтобы получить знания, общение, завести новые знакомства или приобрести новый опыт. Разные виды подобного обучения дают возможность слушателям получить то, что они хотят: от знакомства с новыми научными разработками до элементарного пикапа. Но нужно суметь привлечь аудиторию и найти ведущих, которые смогут интересно и профессионально подать информацию.
Источник: guruopta.ru
Семинар: что это такое и как к нему хорошо подготовиться
Слово «семинар» использовалось ещё древними греками для обозначения особого вида обучения, где предполагается дискуссия между учеником и учителем. Сейчас такая форма стала очень популярной не только в ВУЗах, но и в больших компаниях. Так что же это такое? Разберемся поподробнее.
Виды семинаров
Семинар — это лекция, на которой отвечают все
Семинар — вид обучения, который строится на основе обсуждения определённой темы, известной всем участникам заранее. Эта форма обучения требует подготовки не только преподавателя, но и учащихся. Она позволяет каждому участнику активно обсуждать заданную тему, искать компромиссы и решения проблем.
Цель семинара — развить дискуссию вокруг обсуждаемой темы. Все теоретические знания, которые были получены на лекциях, должны быть задействованы для общения с аудиторией и преподавателем.
Однако семинары бывают не только учебными. Так как это один из основных видов работы в университете, многие забывают, что эта форма встречается и за пределами учебных заведений.
Бизнес-семинар тоже предполагает обмен знаниями
- Учебные семинары. Проводятся в учебных заведениях для закрепления материала, проверки знаний и общения с учащимися.
- Бизнес-семинары. Проходят в компаниях для повышения профессионального уровня сотрудников, обсуждения товаров и способа предоставления услуг.
- Научные семинары. Проводятся, чтобы люди, работающие в одном направлении, имели возможность обменяться опытом и открытиями, при помощи дискуссии смогли прийти к решению определённой проблемы.
- Онлайн-семинары могут быть посвящены любой теме, носят как консультативный, так и обучающий характер. Иногда они совмещаются с другими видами семинаров. Отличительная особенность: участникам не нужно собираться, каждый пользуется специальными программами и связывается с собеседниками при помощи сети Интернет.
Хоть каждый вид семинара и преследует свои цели, их объединяет коллективная работа над проблемой и учебный характер. Предполагается, что участники не только поделятся собственными знаниями и мыслями, но и усвоят чужие.
Учебные семинары и их проведение
На семинарах студенты учатся высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую
В каждом ВУЗе есть такая форма работы, как семинар. Она способствует лучшему усвоению материала, более глубокому изучению темы. Предполагает тщательную подготовку к дискуссии, анализ различных источников, обобщение полученного материала. Учит выступать перед аудиторией, делать короткие доклады, выделять проблемы, находить пути их решения и быстро анализировать полученную информацию.
Есть несколько схем проведения семинаров, но все можно свести к одной структуре:
- Вступительное слово. Преподаватель ещё раз говорит о теме, даёт немного информации по ней и приглашает к обсуждению студентов.
- Доклады студентов. Учащиеся выступают с короткими сообщениями по вопросам, которые были поставлены заранее.
- Обсуждение и дополнения выступлений. Слушатели высказывают мнение относительно темы каждого из докладов, дают недостающую информацию.
- Выявление и решение проблем, определение ценности информации. Преподаватель делает замечания к докладам, предлагает способы исправления погрешностей.
- Подведение итогов, заключительное слово. Вся собранная информация обобщается, выделяется самое важное.
Вопросы к семинару раздаются за несколько дней, чтобы каждый успел подготовить доклады. Преподаватели рекомендуют составлять учащимся план занятия, чтобы проводить обсуждение по очереди и не теряться. Студенты должны уметь выражать свои мысли, доказывать их и делать короткие, не занимающие много времени сообщения.
Подготовка к семинару
После получения вопросов и сообщения основной темы начинается активная подготовка к семинару. Каждый из участников должен быть максимально готов к обсуждению.
Подготовка преподавателя
Преподаватель — рулевой семинара, поэтому и готовиться ему приходится серьезнее
Преподаватель выступает не только учителем, но и рецензентом, консультантом, критиком. Он должен организовать и продумать всё.
Преподаватель начинает готовиться раньше учеников, создаёт план занятия, считает время, которое может потратить каждый из студентов на своё выступление. Важно правильно написать и сформулировать тему и вопросы, которые будут обсуждаться во время семинара.
Также необходимо на лекции ознакомить учащихся с литературой, которая поможет ответить на вопросы. Дать совет по использованию схем, таблиц, наглядных пособий для лучшей подачи информации.
От преподавателя студенты получают список точных вопросов и рекомендованной литературы с указанием конкретных страниц. Важно, чтобы организатор семинара прекрасно разбирался во всей теме.
Во время работы со студентами атмосфера не должна давить. Нужно принять, что учащиеся могут ошибаться и высказывать спорные идеи. Студенты хотят чувствовать взаимопонимание и быть уверенными в себе. Каждый выкладывается на полную, независимо от уровня знаний. Задача преподавателя — научить доносить свои мысли до аудитории.
Он также должен проанализировать материал и подвести итоги, выставить оценки.
Подготовка студентов
Готовиться к семинару с друзьями намного веселее
Студенты после получения вопросов должны начать подготовку к семинару. Откладывать это дело на последний день нельзя, так как нужно провести большую самостоятельную работу, иначе не получится сдать материал на высокий балл.
Надо просмотреть вопросы и рекомендованную литературу. Определиться с темой доклада и начать подготовку. Обязательно ознакомиться с разными источниками и сравнить все точки зрения, которые удалось найти по выбранной проблеме.
Нельзя зачитывать доклад, его надо рассказывать своими словами. Чтобы другие участники семинара лучше усвоили материал, рекомендуется подготовить иллюстрации или таблицы.
Студенту не нужно останавливаться на одном вопросе. После того как доклад будет готов, можно приступить к изучению других проблем. Надо быть готовым к обсуждению, продумать своё мнение и подготовить короткие замечания по каждому из данных вопросов. Главное — быть уверенным в себе и не бояться говорить.
Если во время подготовки нужна помощь преподавателя, то студент может обратиться к нему до семинара. Это позволит намного глубже ознакомиться с темой.
Оценки на семинаре
Оценки на семинаре выставляются по нескольким критериям
Как и любой вид работы, семинары оцениваются преподавателем. Он, выставляя оценки, должен проанализировать не только сам доклад студента, но и его активность. Каждая работа, которую делал учащийся, имеет своё влияние на итог.
- доклад. Анализируется раскрытие темы, уровень знаний, аргументация, дополнительные материалы, качество подготовки примеров для наглядности. Большая часть оценки за семинар (45-50%) зависит от этого вида деятельности;
- дополнение коллег. Если студент дополняет два или больше других вопросов и делает это правильно, ему начисляются дополнительные баллы в размере 10-15% от оценки;
- анализ. Оценивается уровень подготовки, логичность доводов, приведённых при обсуждении поставленных вопросов (30% от оценки);
- активность. Только на 5% влияет на общую оценку, анализируется общее количество ответов, дополнений, озвученных мыслей
Оценка, которая выставляется за семинар, многогранна, в ней много составляющих. Главные критерии для получения высокого балла — это правильность и полнота ответа, понимание темы и языковое оформление.
Отличие семинара от лекции
На обычной лекции преподаватель не может проследить, насколько хорошо студент ориентируется в теме и слушает ли вообще. Семинар эту проблему решает, так как предполагается, что каждый его участник должен выступить с коротким докладом и показать уровень своих знаний. Семинары учат студентов самостоятельной работе и правильному распределению времени на выступление.
Дискуссия позволяет выявить и заполнить пробелы в знаниях, увидеть настоящий уровень, проверить способность к анализу материала. Работа всей группой даёт дополнительную мотивацию для научных исследований.
Однако у семинаров есть и минусы. Преподаватели отмечают, что часто студенты делят вопросы между собой и готовятся только по тем темам, которые им нравятся, что сильно ухудшает получаемые навыки и знания.
Семинар — важный этап в получении образования, он даёт возможность студентам показать свои качества и самостоятельно выбрать главное в предложенной теме. Это делает их более самостоятельными и приучает к индивидуальной работе, даёт опыт группового обсуждения вопросов.
В этом видео вы узнаете, что такое семинар, сессия, курсовая и многое другое:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник: vyuchit.work