В связи с многократным увеличением в последнее время случаев обжалвоания действий и решений прокурорских работников в суды, юристами АНО «Глобус» постоянно анализируется законодательство и судебная правктика в данной сфере, что позволяет более качественно отстаивать интересы лиц, обратившихся к нам за защитой своих прав.
Итак, законодательство не регламентирует подробно процедуру проведения прокурорской проверки, и при ее проведении прокуроры руководствуются общими правилами о своих полномочиях и ограничениях, предусмотренных Законом о прокуратуре, а также приказами Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 и от 17.03.2017 N 172. Конституционно-правовой смысл положений Закона о прокуратуре, выявленный Конституционным Судом РФ, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике (абз. 8 п. 2 резолютивной части постановления от 17.02.2015 N 2-П, далее — Постановление N 2-П, ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В крайне редких случаях суд отклоняет ссылки на указанное Постановление N 2-П, поскольку оно принято в отношении правил проверок некоммерческих организаций, а не бизнес-субъектов (постановление Семнадцатого ААС от 15.07.2015 N 17АП- 7249/15).
Проверка прокуратуры. 5 важных правил.
Ограничения и запреты, предусмотренные Законом N 294-ФЗ для должностных лиц органов государственного надзора (контроля), не распространяются на прокуроров при осуществлении ими прокурорского надзора (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Уведомление о проверке
Пункт 3 ст. 21 Закона о прокуратуре обязывает извещать поверяемое лицо о проведении проверки не позднее дня начала проверки путем ознакомления с решением о проведении проверки. В отсутствие доказательств о надлежащем извещении лица о проведении в его отношении прокурорской проверки, ее основаниях и сроке проведения, суд может не принять собранные прокуратурой доказательства (постановления Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27, АС Центрального округа от 17.10.2017 N Ф10-2795/16, решения АС Сахалинской области от 08.05.2015 по делу N А59-225/2015; АС Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14.04.2015 по делу N А75-222/2015, постановление Тринадцатого ААС от 24.03.2014 N 13АП-26524/13; противоположные решения — постановления Второго ААС от 22.10.2015 N 02АП-8406/15, Пятнадцатого ААС от 14.10.2015 N 15АП-16353/15) либо даже признать, что в действительности имела место незаконная внеплановая проверка иным ведомством, чей сотрудник был привлечен прокурором (постановление Тринадцатого ААС от 19.12.2016 N 13АП-28671/16, решение Иркутского областного суда от 16.04.2015 по делу N 21-168/2015). Само уведомление о проведении проверки может не содержать сведений об источнике получения информации о нарушениях (постановление АС Московского округа от 03.11.2015 N Ф05- 15425/15).
До сведения поверяемого лица должно быть доведено и мотивированное решение прокурора о расширении предмета (следовательно, и пределов) проверки (абз. второй п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, абз. 5 п. 5.2 мотивировочной части Постановления 2-П, приложение 2 к Приказу N 172). На практике это требование соблюдается (определение СК по административным делам Суда ЕАО от 04.05.2016 по делу N 33а-274/2016), однако далеко не всегда (решения Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23.01.2017 по делу N 2а-36/2017, Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 01.11.2016 по делу N 2а- 6906/2016, АС Новосибирской области от 29.05.2015 по делу N А45- 6044/2015, постановление Пятого ААС от 17.07.2015 N 05АП-5619/2015).
Соблюдение прав и проверки малого бизнеса. Слово прокурору
Должностные лица органов управления коммерческих и некоммерческих организаций обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно (п. 4 ст. 22 Закона о прокуратуре). Однако прокурор часто удовлетворяет просьбу руководителя об отложении проверки на небольшой срок, если она мотивирована (например, для обеспечения присутствия необходимых специалистов, выделения прокурору помещения, офисной техники и т.п.).
По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:
- 8-909-392-34-24 (WhatsApp, Viber, Telegram,Signal)
- 800-101-55-04 (Бесплатный звонок по России)
Адрес электронной почты для переписки: [email protected]
Источник: zakon.ru
Особенности проведения внеплановой прокурорской проверки
Проверка предприятий и граждан представителями надзорных органов – это всегда стрессовое событие, связанное с предоставлением документов, запросами в другие официальные инстанции. Может ли прокуратура прийти с проверкой без предупреждения, законно ли это, и как вести себя при внеплановом визите? Каким образом защитить свои права при их нарушении?
Проведение внеплановой прокурорской проверки — особенности
Мероприятия со стороны надзорных инстанций могут быть выездными или документарными. Внеплановая проверка прокуратуры проводится вне установленного срока при подозрении на совершение правонарушения. Основное отличие такого мероприятия от планового заключается в том, что оно может проводиться без предварительного уведомления.
Благодаря такой внезапности контролируемое лицо не успевает подготовиться к процедуре, что позволяет быстро и эффективно выявлять нарушения.
Суть и форма, когда могут проводиться, основания
Прокурорская проверка внепланового характера проходит только по предусмотренным причинам. Наиболее распространенная – жалоба другого лица, чьи права были нарушены. Мероприятие организуется при поступлении информации от другого представителя государственной власти, а также при появлении соответствующих сведений в средствах массовой информации.
Если был причинен вред жизни и здоровью человека, был поврежден объект культурного наследия или исторический памятник, проверку проводят сразу после того, как стало известно о преступлении.
Иногда мероприятия проводятся совместно с противопожарными инстанциями, санэпиднадзором.
Может ли прокуратура прийти с проверкой без уведомления
Если мероприятие проводится в плановом порядке, контролируемое лицо предупреждается об этом за три рабочих дня до начала процедуры. В большинстве случаев представители власти направляют по почте заказное письмо с уведомлением о вручении, иногда отправляется электронный документ, подписанный ЭЦП.
Проведение внепланового мероприятия также требует предупреждения, за 24 часа до его начала. Для этого также используется любой доступный способ. Однако проверка прокуратуры может проходить без предупреждения. В этом случае она организуется на основании итогов анализа процедур по контролю без взаимодействия с организациями, индивидуальными предпринимателями. Еще одно основание – предварительная проверка обращений от граждан или организаций, поступивших в официальную инстанцию.
Таким образом, визит органов прокуратуры без предварительного уведомления вполне законен, а это значит, что компания всегда должна быть готова к этим мероприятиям, лучше иметь в штате квалифицированного юриста.
Особенности проведения, сколько длится
Проверка может быть документарной или выездной. В первом случае процедура проводится непосредственно в органах прокуратуры, без визита к контролируемому лицу. В течение трех дней после предъявленного требования вы должны представить запрошенные документы. Прокурор имеет право потребовать передать и дополнительные сведения, копии.
Выездное мероприятие проводится по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя или на объекте фактического осуществления их деятельности. Процедура актуальна в том случае, если другим способом невозможно удостовериться в достоверности сведений, документов, представленных контролируемым лицом.
Во время этой процедуры у прокурора появляются следующие права:
- Получение всей необходимой документации, направление соответствующих запросов.
- Беспрепятственный доступ на территорию компании после предъявления удостоверения.
- Привлечение должностных лиц и граждан для подробных разъяснений.
При этом проводится осмотр только тех официальных бумаг, в отношении которых были выявлены нарушения. Руководитель компании или другое должностное лицо вправе присутствовать на процедуре, получать от органов прокуратуры информацию, которая относится к предмету проверки. Представители компании могут обжаловать действия или бездействия контролирующих инстанций в иерархическом порядке или в суде.
Проверка не должна длиться более 30 дней, после чего специалисты принимают соответствующее решение. Если есть основания, мероприятие продлевается на аналогичный период, таким полномочием обладает только Генеральный прокурор или его законный заместитель. О продолжении процедуры лицо письменно уведомляется.
Результаты прокурорской проверки, анализ
На основании проведенного исследования внутренней документации, специфики деятельности, доказательств правонарушений представитель надзорного органа выносит постановление или протест. Результат можно получить в письменном виде в течение месяца.
Если нарушений не выявлено, органы власти оформляют акт, в котором отмечают их отсутствие. При обнаружении недочетов выносится протест. У представителя организации будет 10 дней, чтобы рассмотреть его и устранить нарушения (например, отменить приказ или принять новый локальный акт). О проведенной работе вы должны сообщить прокурору в письменном виде.
Еще одна мера – постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Прокурор может вынести представление, в котором указывается необходимость устранить нарушения. Сделать это нужно в течение месяца.
При каких обстоятельствах прокурорская проверка может быть приостановлена
Для этого существуют следующие основания:
- Необходимость сложных и долговременных исследований, экспертиз для получения дополнительных сведений, которые могут повлиять на результаты мероприятия.
- Действия или бездействия проверяемого лица препятствуют проведению работы, приводят к невозможности завершения проверки в установленные сроки.
- Компания не представила документы и другую информацию в указанный период.
Как часто прокуратура может проверять организацию
В соответствии с общим правилом, плановые мероприятия проводятся один раз в три года. Внезапные проверки могут проводиться как угодно часто при наличии соответствующей информации о совершенном преступлении.
Обратите внимание: постановлением правительственных органов подобные мероприятия в отношении представителей малого бизнеса были отменены до конца 2021 года. Такая льгота предусмотрена только для тех предпринимателей, чья деятельность не несет повышенный риск причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан.
Повторная проверка исполнения требований прокуратуры
Требования надзорных органов подлежат обязательному исполнению. После того как прокуратура провела проверку, ее представитель выносит постановление, в котором содержатся предписания по устранению нарушений. Предприниматель выполняет указания, после чего отчитывается перед органом власти в письменной форме. К отчету прилагаются доказательства, в том числе фото, видео, ксерокопии нового изданного акта или локального документа с внесенными изменениями.
При необходимости надзорный орган имеет право провести повторную документарную или выездную проверку. Это позволит ему удостовериться в выполнении поставленных требований.
Нарушения при проведении внеплановой проверки
Нередко при организации таких мероприятий органы прокуратуры не соблюдают права граждан и юридических лиц. К распространенным нарушениям относится следующее:
- Затягивание сроков проверки, даже если все официальные бумаги были представлены вовремя.
- Требования оплаты при проведении процедуры (помните, что такие мероприятия проводятся бесплатно).
- Прокурор не объясняет причину проверки.
- Представитель власти отказывается показать удостоверение, назвать свою фамилию.
- Истребование документов, которые не относятся к предмету проверки.
- Хамство и угрозы по отношению к контролируемому лицу.
При возникновении таких нарушений вы имеете право обжаловать действия сотрудников. Для этого обращение подается письменно или в электронном виде в вышестоящий орган в порядке иерархии. Если такая мера не дала результата, нарушение обжалуется в суде.
8 (800) 200-46-92 – Бесплатная консультация
Подписывайтесь ✍ и ставьте палец , будет много интересного
Источник: dzen.ru
Уполномоченный по защите
прав предпринимателей
в Хабаровском крае
До конца 2023 года продлен мораторий на проведение плановых проверок предприятий и предпринимателей. Ваше мнение?
Результаты опроса: До конца 2023 года продлен мораторий на проведение плановых проверок предприятий и предпринимателей. Ваше мнение?
- после введения моратория проверки прекратились
Новости
Требование прокурора о проведении внеплановой проверке предпринимателя
02.03.2017 18:33
Одним из полномочий органов прокуратуры, закрепленных в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), является выдача требования о проведении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 294-ФЗ, порядок организации и проведения проверки, инициированной по требованию прокурора, урегулирован указанным законом, в отличие от прокурорского надзора в целом, при осуществлении которого в силу этой же статьи положения Закона № 294-ФЗ не применяются.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ требование прокурора о проведении внеплановой проверки хозяйствующего субъекта является основанием для инициирования органом контроля (надзора) такой проверки и издания им соответствующего приказа (распоряжения). Дополнительного согласования с органом прокуратуры проведения такой проверки законодательство м не предусмотрено.
Этой же нормой закона закреплено, что требование выдается в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, однако более детально порядок выдачи требования урегулирован в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – приказ Генерального прокурора РФ № 93), принятым в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
Анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что при определении вопроса о необходимости выдачи требования органу контроля (надзора) прокурор учитывает следующие обстоятельства:
1) Определяет компетенцию соответствующего органа контроля (надзора), уполномоченного на принятие мер в отношении нарушений законодательства , содержащихся в поступивших в орган прокуратуры материалах и обращениях.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
2) Определив компетенцию, в дальнейшем прокурор оценивает возможность направления поступившей в органы прокуратуры информации, жалобы (обращения) в орган контроля (надзора), в том числе в порядке, установленном ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).
Получив такую информацию, жалобу (обращение), орган контроля (надзора) самостоятельно принимает решение о необходимости проведения внеплановой проверки хозяйствующего субъекта при наличии оснований для ее проведения, установленных Законом № 294-ФЗ или иным специальным законом, регулирующим осуществление конкретной надзорной деятельности.
3) В случае отсутствия возможности перенаправления обращения в уполномоченный орган контроля (надзора) в рамках Закона № 59-ФЗ (например, при рассмотрении жалобы, поступившей от депутата или иной контрольной жалобы (обращения)), прокурор принимает решение о выдаче требования соответствующему органу контроля (надзора) с учетом проведенной оценки необходимости и обоснованности проведения мероприятий по контролю.
В этой связи, в пункте 3.1 приказа Генерального прокурора РФ № 93 требуется от прокуроров учитывать результаты ранее проведенных внеплановых и плановых проверок в целях недопущения повторного осуществления мероприятий по контролю в отношении одного и того же юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Аналогичным образом в п. 3.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ установлено, что при рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, должны учитываться как результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, так и результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .
В таком порядке принимается прокурором решение о выдаче контролирующим органам требований о проведении внеплановых проверок хозяйствующих субъектов.
В свою очередь, необходимо отметить, что на практике нередко возникают ситуации, когда орган контроля (надзора) обращается самостоятельно с ходатайством о выдаче прокурором требования о проведении внеплановой проверки предпринимателя. Основанием для такого обращения, как правило, является отсутствие у органа контроля (надзора) законных оснований для самостоятельной организации мероприятий по контролю.
В данном случае такое ходатайство рассматривается как способ нивелировать установленные законом процедуры инициирования проверки, не позволяющие контролирующему органу самостоятельно организовать проведение проверки, в том числе требующей согласования с прокурором, или нередко как способ устранить существующие проблемы правоприменения. Требование прокурором в таком случае не выдается.
Вместе с тем, контролирующим органом в прокуратуру может быть направлена информация о нарушениях в действиях юридического лица, индивидуального предпринимателя, требующих принятия мер прокурорского реагирования, которая может послужить основанием для организации прокурорской проверки в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Официальный Интернет-ресурс Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае
Тел.: +7 (4212) 32-44-42, +7 (4212) 32-45-88, +7 (4212) 32-45-38
Источник: ombudsmanbiz27.ru