Для принятия оптимального управленческого решения в любой возникшей ситуации необходимо тщательно анализировать деятельность предприятия.
Результаты проведенного финансового анализа предприятия применяются для формирования плановых обоснованных заданий. В российской практике под финансовым анализом обычно понимается анализ финансового состояния предприятия и оценка его деятельности. Если рассматривать понятие финансового анализа как часть инструментария финансового менеджмента и эффективного управления, то в первую очередь необходимо иметь некоторое представление о финансовом анализе.
Методики проведения анализа
В практике финансового менеджмента в основном используются шесть базовых аналитических методик:
- горизонтальная: в этом случае сравниваются идентичные строки из документов финансовой отчетности за разные периоды. Такая методика дает возможность выявить тенденции к изменениям и провести вычисления темпов развития и роста;
- вертикальная методика, которая определяет структуру для финансовых итоговых показателей совместно с выявлением воздействия каждой из позиций на конечный результат, отражаемый в отчетности;
- анализ трендов — сравнительный анализ позиций отчетных документов с рядом предшествующих ему периодов и выявление тренда, основного вектора движения показателей. С помощью выявленного тренда можно формировать вероятные значения показателей для будущего, а это значит, есть возможность вести прогнозный анализ на перспективу;
- сравнение относительных показателей: в этой методике высчитывается отношение между различными позициями отчетных документов или позициями различных форм отчетности и выявляются взаимосвязи показателей;
- факторный анализ — аналитическое исследование влияния различных отдельных факторов на итоговые показатели;
- сравнительный анализ: он проводится внутри одной компании как срез по сводным показателям, отдельным показателям, также возможно сравнение с теми показателями, которые есть у конкурентов, или со средними данными по рынку.
Практика финансовых анализов
В том случае, если вам требуется произвести самостоятельный финансовый анализ предприятия, следует запастись финансовой отчетностью за разные периоды — это поможет сделать анализ более полным.
Как самостоятельно составить финансовый анализ бизнеса
На практике подобные виды анализа проводятся с использованием таблиц или специализированных программ для финансового анализа — это позволяет более точно ориентироваться по датам и данным, а также мгновенно рассчитывать различные показатели. Эта деятельность известна человеку на протяжении многих столетий.
Еще наши предки использовали основы финансового анализа в торговле — подсчитывали прибыли и убытки за конкретный период, сравнивали с данными за прошедшие периоды и строили прогнозы относительно текущего периода и грядущих лет. Все это помогало выстраивать правильную бизнес-стратегию даже в давние эпохи, что и говорить о нынешнем времени. В том случае, если вы хотите провести анализ малого бизнеса, можно обойтись своими силами, но для того, чтобы проанализировать деятельность среднего и крупного предприятия, лучше обратиться к специалистам — например, существуют компании, которые предоставляют подобные услуги. Специалисты проанализируют деятельность вашего предприятия, выявят все зависимости и закономерности, и вследствие этого вы станете обладать необходимой информацией для принятия конструктивных управленческих решений высокой эффективности.
Финансовый анализ бизнеса на пальцах — как понимать финансовую отчетность компаний
Источник: 1-fin.ru
Финансовый анализ предприятия
Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия (АФХД) в первую очередь необходим лицам, принимающим управленческие решения:
- Собственники
- Генеральный директор
- Топ-менеджмент компании
Зачем нужен финансовый анализ?
АФХД способствует эффективному принятию управленческих решений, основанных на детальном изучении финансового состояния компании, способствует более рациональному использованию основных средств, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
При АФХД мы стараемся, прежде всего, выявлять скрытые рычаги и механизмы для решения стратегических задач, позволяющие:
- оптимизировать структуру капитала предприятия;
- обеспечивать финансовую устойчивость;
- максимизировать прибыль;
- обеспечивать инвестиционную привлекательности компании;
- создавать эффективный механизм управления;
- достигать прозрачности финансового состояния для собственников (участников и учредителей), инвесторов, кредиторов и иных заинтересованных лиц;
- использования компанией рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
Услуга АФХД проводится в 2-х вариантах:
- АФХД на основе бухгалтерской (финансовой отчетности). Анализ проводится без углубленного изучения регистров бухгалтерского учета. На основании бухгалтерской отчетности рассчитываются основные показатели деятельности, анализируется структура капитала. Делается вывод о привлекательности Вашей бухгалтерской отчетности и финансовом положении Вашей компании. На основании такого анализа выявляются показатели «ухудшающие» финансовое состояние компании
- Полный АФХД на основе управленческой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, данных регистров бухгалтерского учета. Анализ проводится через детальную проработку активов и источников их образования. выявляются сильные и слабые стороны: за счет каких факторов происходит рост или снижение эффективности бизнеса.
При выборе любого из предложенных вариантов Вы получите Отчет с подробными выводами и рекомендациями.
Стоимость услуг
Окончательная стоимость услуги (2) зависит от размеров и сложности бизнеса, наличия основных средств, выручки, структуры себестоимости и т.д.
Финансовый анализ | Базовые цены |
АФХД на основе бухгалтерской (финансовой отчетности) | |
Для компаний с выручкой до 50 млн. руб. в год | от 5000р |
Для компаний с выручкой от 50 млн. руб до 200 млн. руб в год | от 10000р |
Для компаний с выручкой свыше 200 млн. руб в год | от 20000р |
Полный АФХД на основе управленческой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, данных регистров бухгалтерского учета | |
Для компаний с выручкой до 50 млн. руб. в год | от 20000р |
Для компаний с выручкой от 50 млн. руб до 200 млн. руб в год | от 35000р |
Для компаний с выручкой свыше 200 млн. руб в год | от 50000р |
Сроки оказания услуг
Срок оказания услуги от 10 до 30 дней.
Источник: smartbusinessmy.ru
Анализ финансовой деятельности предприятия: метрики, методики, этапы проведения
Анализ финансовой деятельности предприятия позволяет выявить проблемные места в бизнес-процессах, влияющие на прибыльность бизнеса, скорректировать управленческие решения, разработать дальнейшую стратегию развития в кризисных ситуациях. Без анализа невозможна оценка текущего состояния дел и положения организации на рынке.
Существуют разные виды и методики проведения финансового анализа. Выбор того или иного метода зависит от целей, сроков исследования, имеющихся вводных данных. Из нашего материала вы узнаете, зачем проводить анализ финансовой деятельности предприятия, как это делается, из каких этапов состоит сам процесс.
Основы анализа финансовой деятельности предприятия
Анализ финансовой деятельности предприятия заключается в изучении основных показателей его финансового состояния и финансовых результатов. Благодаря таким исследованиям можно принимать более грамотные управленческие решения. Финансовый анализ является частью глобальных процессов, таких как анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.
Анализ финансово-экономической деятельности предприятия реализуется с помощью таблиц MS Excel или специальных программ. В процессе производится количественный расчет различных показателей, соотношений, коэффициентов, после чего специалисты оценивают их, описывают, сравнивают с данными других компаний.
Кроме того, осуществляется анализ активов и обязательств предприятия, его платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, оборачиваемости активов (деловой активности). Благодаря проведению финансового анализа можно заранее выявить, к примеру, высокую вероятность банкротства.
Анализ и диагностика финансовой деятельности предприятия проводится аудиторами, оценщиками, специалистами банков, которые решают вопросы выдачи кредитов бизнесу, бухгалтерами, подготавливающим пояснительные записки к годовой отчетности, и другими специалистами.
Анализ базируется на расчете специальных показателей. Как правило это коэффициенты, которые отражают ситуацию в каком-то определенном направлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрим самые популярные финансовые коэффициенты.
- Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).
- Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).
- Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).
- Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия).
- Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).
Кому и зачем нужен анализ результатов финансовой деятельности предприятия
Основная цель финансового анализа деятельности предприятия – оценка текущего положения дел в компании для последующей оптимизации рабочих процессов, повышения их эффективности, решения имеющихся проблем. Он имеет огромное значение для владельцев предприятий, однако изучать обстановку должны и другие специалисты.
- Руководство компании. Управленцы могут принимать правильные решения, только имея на руках конкретные цифры относительно результатов деятельности предприятия. Речь идет не только о его высшем руководящем составе, но и о начальниках среднего звена.
- Инвесторы. Им важно видеть, как работают деньги, вложенные в компанию, есть ли хорошие перспективы для развития и заработка.
- Потенциальные покупатели бизнеса. Они обязаны оценить, как соотносится стоимость предприятия с его текущим положением.
- Поставщики, партнеры разного уровня. Видя цифры, они могут принять более взвешенное решение относительно сотрудничества с компанией.
- Банки и другие кредитующие организации. Выдавая кредит, нужно иметь уверенность в стабильности и платежеспособности предприятия.
- Налоговая служба. Эта организация оценивает работу компании в том случае, когда у нее имеется налоговая задолженность.
- Аудиторы. Эти специалисты проводят финансовый анализ деятельности компании по поручению руководства.
Для вас подарок! В свободном доступе до 04.06 —>
Скачайте ТОП-10
бесплатных нейросетей
для эффективного менеджмента
Помогут оптимизировать время на аналитику на 30%
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Анализ и оценка финансовой деятельности предприятия позволяют понять правильно ли оно развивается и можно ли назвать его работу стабильной. При этом с его помощью можно:
- выявить причины проблем и сложностей, с которыми, возможно, столкнулась компания;
- наглядно увидеть неявные возможности и скрытые ресурсы предприятия, которые можно реализовать;
- разработать план выхода из кризиса;
- составить прогноз будущих финансовых результатов.
Источники данных для финансового анализа
Данные для анализа берутся из разных источников, выбор которых определяется потребностями и особенностями деятельности компании.
- Бухгалтерский баланс (форма №1). Документ содержит информацию об активах и пассивах предприятия на начало и конец отчетного периода.
- Отчет о доходах или отчет о финансовых результатах (форма №2). В них можно увидеть общие финансовые поступления (объем продаж), издержки, чистую прибыль и убыток.
- Отчет о движении капитала (форма №3). В документе имеются данные о размерах капитала, его составных частях, присутствует информация о динамике его изменений (вклады, снятия и другие операции).
- Отчет о движении денежных средств или отчет о денежных потоках (форма №4). В нем видно поступление и выплаты денежных средств и их эквивалентов, которые имели место на момент составления отчета.
- Дополнительные финансовые документы. Необходимость в других источниках информации зависит от конкретной ситуации.
Проводя анализ финансовых показателей деятельности предприятия, необходимо учитывать ряд ограничений:
- коэффициенты, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности, являются общими, их имеет смысл использовать, принимая узкие управленческие решения;
- результаты анализа могут быть не вполне корректными из-за инфляции;
- нельзя ориентироваться исключительно на прибыль, принимая управленческие решения после проведения анализа.
Существует специальное программное обеспечение, которое упрощает и ускоряет процесс проведения анализа, уменьшая при этом влияние человеческого фактора.
Виды финансового анализа
В ходе такого анализа показатели деятельности компании сравниваются с результатами работы других предприятий. При этом используются данные бухгалтерских отчетов фирмы-контрагента. Это делается для того, чтобы оценить рыночную стоимость компании, а также ее привлекательность с точки зрения инвестирования.
Это анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия без привязки к другим компаниям. В процессе применяется система нормативов экономической деятельности, специально созданная для конкретной компании, а также сведения, составляющие его коммерческую тайну. Анализ этого типа проводят для того чтобы понять, как оптимизировать рабочие процессы, более грамотно использовать средства компании, минимизировать расходы и увеличить прибыль.
Узнай, какие
ИТ-профессии входят
в ТОП-30 с доходом от 200 000 ₽/мес
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Источник: gb.ru