Современный летний сезон без электросамокатов теперь уже и представить сложно, хотя еще пару лет назад на самокатах разъезжали все больше те, кто мог их себе позволить купить. Сегодня, чтобы насладиться таким видом отдыха, не нужно тратить десятки, а то и сотни тысяч рублей, достаточно взять самокат в аренду. Некоторые даже приноровились ездить на прокатных самокатах на работу или на учебу. Выйти такая услуга может даже дешевле, чем пользование общественным транспортом, особенно если ехать приходится с пересадками.
Изучите рынок и ознакомьтесь с сутью бизнеса
Кикшеринг (так называется бизнес по предоставлению самокатов в краткосрочную аренду) дает возможность пользоваться данным видом транспорта, оплачивая его поминутно, а еще это настоящий тренд молодежи в последнее время. Если понаблюдать за людьми теплыми летними днями и вечерами, можно заметить, что многие с удовольствием пользуются прокатными самокатами. Это удобно, транспорт легок в использовании, он экономит время и силы, до места назначения можно добраться с комфортом, да и просто приятно провести время, прокатившись на новомодной технике.
Как предполагается, в ближайшее время рынок аренды самокатов только вырастет, а обусловлено это множеством причин. Во-первых, такой бизнес открыть довольно просто и быстро. Во-вторых, финансовый стартап хоть и велик, но можно воспользоваться франшизой. В-третьих, проект хорошо окупается, а на обучение персонала не нужно тратить время и средства.
Прежде чем открывать подобный бизнес в своем городе, необходимо изучить количество компаний, которые уже этим занимаются. Немаловажным фактором будет и их масштабность. Информация об этом поможет вам понять, сможете ли вы быть конкурентоспособными.
Нюансы выбора самоката
Наиболее популярными фирмами по производству электросамокатов сегодня являются Xiaomi и Ninebot. Первоначально лучше всего рассмотреть модели этих брендов. Фирмы продают и готовые предложения для бизнеса. Если же вы сами решили подобрать электросамокаты, то первое, на что следует обратить внимание, — это емкость аккумулятора.
От этого показателя будет зависеть то, сколько людей в день будет готов прокатить один самокат без подзарядки. Если выбрать модели с маломощными аккумуляторами, это может стать причиной внезапной остановки во время использования, что негативно отразится на репутации компании. Ориентируйтесь на самокаты, которые готовы преодолеть на одном заряде от 25 км.
Немаловажным показателем является и размер колес. Слишком маленькие не позволяют объезжать неровности на дорогах, а слишком большие добавляют вес к самокату и его размеру, что не очень удобно для девушек и подростков. Оптимальным диаметром колес будет 10 дюймов.
На какую прибыль рассчитывать
Стоимость проката вы сможете установить самостоятельно. Цену услуги выбирают организаторы бизнеса, но в среднем по России за полчаса аренды транспорта придется заплатить до 200 руб. Полностью заряженная техника может проехать до 30 км, а в день она катает на себе примерно 30 человек при полной зарядке. Путем несложных расчетов можно определить, что доход составит примерно 6000 руб., а в месяц можно получить до 200 000 руб. Такой доход вам позволит получить всего лишь один самокат, чем их больше, тем и доход будет выше.
Но прежде чем получать деньги, как и в любом бизнесе, необходимо вложиться. Цена одного электросамоката может доходить до 90 000 руб. С одной единицей техники бизнес не построить, можно начать с 50 самокатов, за которые придется заплатить около 4,5 млн руб. Дополнительно вам понадобится программное обеспечение, оборудование, что составляет немалую часть расходов.
Основные сложности бизнеса
Кикшеринг имеет свои нюансы и сложности. Важно учитывать погодные условия, качество дорожного покрытия, наличие велодорожек в определенных районах, юридические требования и прочее. Следует рассчитывать на то, что данный вид бизнеса сезонный, поэтому самокаты будут простаивать определенное время года, что особенно касается холодных регионов. У такого бизнеса существует риск вандализма, а вот сложностей с обслуживанием клиентов возникнуть не должно, так как станция автоматизирована и обеспечивает множество поездок одновременно.
Борьба с конкуренцией
Если подобный бизнес вы решили открыть в городе, где другие фирмы уже предоставляют услуги аренды самокатов, придется дополнительно привлекать пользователей. Для этого можно использовать бонусную систему, реферальные ссылки или проводить инверт-мероприятия. Все это можно использовать комплексно.
Что касается бонусных кодов, их можно выдавать, например, за то, что человек приведет в ваш сервис друзей и знакомых. Бонусы можно распространять за счет реферальных ссылок, когда определенная база пользователей уже будет набрана. Посредством этих ссылок люди смогут приводить в сервис людей. Что касается инверт-мероприятий, во время них вы сможете обучать людей пользоваться вашим сервисом, можно воспользоваться возможностью и рассказать о безопасности поездок.
С какими проблемами можно столкнуться
Во многих регионах России население еще не совсем готово к тому, чтобы принять инновационные новшества. Это относится и к кикшерингу. Довольно часто самокаты подвергаются вандализму. Поэтому перед организацией бизнеса важно поинтересоваться о стоимости вандалоустойчивых самокатов, их цена может оказаться гораздо выше обычных.
Техника должна быть оснащена системой мониторинга положения и состояния. Так вы упростите ведение бизнеса, ведь самокаты будут находиться в разных точках одного большого города.
За последнее время этот вид бизнеса в России претерпел значительные изменения. Так как с участием электросамокатов стали происходить дорожно-транспортные происшествия, властью начали накладывать ограничения, запреты, а также штрафы за нарушения. Вас данный вопрос должен волновать с двух точек зрения. Во-первых, важно обеспечить безопасность клиентов. Во-вторых, нельзя допустить, чтобы самокаты оказывались повреждены или поломаны без возможности восстановления.
Да или нет
Исходя из вышеизложенной информации, вы все еще можете задаваться вопросом о том, можно ли этот бизнес считать простым или легким. Кроме того, многие раздумывают, стоит ли открывать такой бизнес в маленьком городе. Кикшеринг нельзя назвать источником дохода с простым получением большого количества денег. Открывать такой бизнес можно только в том случае, когда бюджет не ограничен.
Если же кикшеринг не перестает привлекать ваше внимание, можно попытаться присоединиться к лидерам. Крупные компании предлагают франшизы и партнерские услуги, последние из которых значительно упрощают ведение бизнеса. Но рассматривать глобальный вариант заработка на этом можно только в том случае, когда есть внушительный первоначальный стартовый капитал.
Дополнительные варианты недорогого бизнеса на электросамокатах
Если денег на открытие полноценного кикшеринга не хватает, но к электросамокатам вы все же тяготеете, можно открыть бизнес по ремонту или продаже электросамокатов. Когда имеются навыки для устранения неисправностей, свои услуги можно предложить кикшеринговым компаниям. В этом виде бизнеса ответственности меньше, стартовый капитал минимальный, кроме того, существуют дополнительные ответвления, например в виде продажи запасных запчастей.
Источник: businessman.ru
Как заработать на шеринге самокатов — опыт Василия Быкова, Samocat Sharing
Фото: Василий Быков
Основатель и генеральный директор компании Samocat Sharing
Компания Samocat Sharing, которую мы основали с партнерами в 2016 году, — это производство автоматических микротранспортных станций по аренде самокатов, IT-платформа, управляющая станциями, и сеть из 122 точек аренды в России и Финляндии на 1220 самокатов. Разумеется, все это не возникло в одночасье. В идею микротранспортной сети для передвижения на самокатах долго никто не верил.
Бизнес-идея родилась совершенно случайно — на самокате каталась моя дочка, я попробовал сам — и втянулся. Самокат ведь удобен не только, чтобы просто кататься по парку. Долго идти от метро до дома или работы? На самокате было бы быстрее, постоянно думал я, когда куда-то опаздывал. Но таскать его с собой все время тоже неудобно.
Хорошо бы создать сеть проката, чтобы на одной станции самокат можно было взять в аренду, доехать куда надо, а на другой — сдать, подумал тогда я. На тот момент я был знаком с вендинговым бизнесом (уже успел создать и продать профильному игроку сеть платежных терминалов Qiwi), поэтому и подумал о том, что такая сеть станций должна быть автоматической, то есть работать при помощи IT-платформы и пользовательского приложения (которое позволит арендовать самокат и оплатить его использование), тогда этот бизнес становится экономически выгодным и не потребует найма большого количества персонала.
Однако идея на тот момент была, вероятно, настолько нова, что я не мог найти партнеров и инвесторов. А делать все в одиночку не представлялось никакой возможности: нужно было создавать специальные станции для парковки, модернизировать самокаты для них, создавать IT-платформу… В 2017 году бывший топ-менеджер Uber и Lyft Трэвис Вандерзанден основал в США стартап Bird по сдаче в аренду электросамокатов и наделал много шума в медийном пространстве. Тогда же появились аналогичные сервисы Lime и Spin, известные теперь на весь мир. Но это было значительно позже.
А в 2014 году, когда я учился в бельгийской бизнес-школе Vlerick (одна из 10 крупнейших в Европе), мою бизнес-идею не приняли. На семинаре наш курс разделили на группы, каждая из которых должна была составить свой бизнес-проект, в моей решили презентовать мою идею. Дело закончилось неудачей, нам всем поставили двойки.
Поэтому вот мой первый совет начинающим бизнесменам: будьте готовы к тому, что вашу идею примут не сразу, все новое вызывает сомнения. Если вы думаете, что кто-то знает про ваш проект лучше вас и лучше видит его перспективы, то можете заблуждаться.
Но партнеров я все-таки нашел — и не где-нибудь, а в России, когда вернулся из Бельгии. В 2015 году Денис Медведев, Сергей Писаренко и я зарегистрировали российскую компанию «Самокат шеринг». Партнеры сосредоточились на бизнесе, я — на технологиях. Нарисовав прототип и продумав дизайн и емкость станции (10 самокатов плюс два-три пустых резервных слота под возврат), мы решили, что сможем начать производство через три месяца. Оказалось, через три года.
У нас возникали сложности с поставщиками железа, но особенно — с электроникой. В России, к сожалению, очень мало производителей, которые действительно являются специалистами в своей отрасли. Мы заказали электронику у ведущих российских институтов, которые работают на космос, но она сбоила, а подрядчик просил при этом больше денег.
Тесты показывали, что проект еще не готов, но все личные средства, которые мы могли вложить в него, были уже потрачены. Мы встали перед проблемой поиска инвестиций. Забегая вперед, скажу, что мой второй совет такой: не бойтесь рассказывать о себе, если вам нужны инвестиции, посылайте информацию о проекте в различные фонды и акселераторы, соответствующих программ для стартапов сегодня много. Так вы быстрее найдете инвестора для своего проекта.
Собственно, так было и с нами. Первые инвестиции мы получили от фонда Блаватника, потому что участвовали в программе акселератора Generation S (2 миллиона рублей). И кто из нас мог в тот момент подумать, что, отправив заявку в американский акселератор Urban X в Нью-Йорке (ссылку на него я случайно нашел в интернете), мы займем призовое место и получим инвестиции в размере $ 110 тысяч? Но все произошло именно так. В результате в 2016 году мы сделали первую рабочую версию станции и смогли запустить ее в серию в 2017-м.
Протестировать наш проект, выявить и устранить все недостатки нам помогли в «Сколково»: наша компания стала его резидентом, мы установили там три первые станции по аренде самокатов. Огромную помощь нам оказала и финская организация Helsinki Business Hub. С ней мы познакомились, представив свой проект на известной технологической выставке Финляндии Slush.
Задача Helsinki Business Hub — привлекать в страну новые технологии, формируя у Финляндии имидж мировой технологической державы. Представители HBH представили нас администрации города Эспоо, где расположен ведущий технологический университет страны, и мы получили возможность установить на его территории 8 наших станций. Этот пилотный проект помог выявить и ликвидировать некоторые технические недостатки станций, а также понять, насколько подобный бизнес может быть востребован в Финляндии. В этом году мы запустили в Хельсинки, уже по заказу мэрии этого города, 30 станций на 150 обычных мускульных и 150 электросамокатов.
В итоге к чему мы подошли сейчас? На нашей производственной площадке в Калининграде мы производим около 200 микротранспортных станций в месяц, открыты 35 пунктов проката в центре Москвы (летом их число должно вырасти до 300). Мы работаем в Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Казани, Ставрополе и других городах. Мы развиваем сеть совместно с партнерами-франчайзи, которые выкупают у нас микротранспортные станции по себестоимости и подключаются к нашей платформе.
Средний заработок франчайзи составляет от 30 до 150 тысяч рублей с одной станции в зависимости от трафика. Если она установлена у метро, каждый самокат на ней, как правило, арендуют не менее 5−6 раз в день. Средняя продолжительность поездки составляет 60−80 минут в день. Ее стоимость различна, но можно ориентироваться на 100 рублей в день.
Там, где за день проходит тысяча человек, каждый самокат будут арендовать трижды в день. Если на станции 10 самокатов, получаем дневную выручку 3 тысячи рублей. Соответственно, оборот каждой составит 90 тысяч рублей в месяц.
Инвестиции в станцию (390−460 тысяч рублей) окупаются в среднем за один-полтора сезона (сезон проката самокатов в среднем длится 7 месяцев, а в южных регионах — круглогодично).
Теперь вернемся к советам для тех, кто планирует занимается бизнесом, связанным с арендой самокатов. Самокаты сегодня — мощный тренд: достаточно выйти в центр Москвы и посмотреть, как часто их используют для передвижения. Развитием этого направления занимается департамент транспорта столицы, о его перспективах не раз говорил глава департамента транспорта Максим Ликсутов.
Разумеется, теперь на рынке в России у нас есть конкуренты, которые не только развивают собственный бизнес по аренде самокатов, но и продают франшизы. Как правило, свои сети компании наращивают с помощью партнеров.
Если вы рассматриваете для себя возможность стать партнером компании, которая занимается шерингом самокатов, вот что вам стоит иметь в виду.
1. Приобретайте франшизу, а не просто самокаты
На рынке есть компании, которые рекламируют себя как продавцы франшизы проката самокатов. На самом деле вам предлагают купить именно сами самокаты. Если вы согласитесь на это, то в какой-то момент просто потеряете свои деньги: невозможно открыть точку проката просто так, где-нибудь на городском бульваре, без согласования с мэрией. Первый проходящий мимо полицейский самокаты у вас просто заберет.
Франчайзер должен помогать своим партнерам в вопросах согласования параметров проекта с администрацией города. Кроме того, необходимо, чтобы самокаты находились под контролем и их местонахождение отслеживалось, они должны быть оснащены противоугонными устройствами, иначе к концу сезона у вас не останется ни одного. Кроме того, франшиза, конечно, предполагает наличие определенного бизнес-плана, который позволит выйти на окупаемость намного быстрее.
2. Не связывайтесь с моделью free-float, по крайней мере в Москве
Если вам предлагают просто купить самокаты, подразумевается, что вы будете работать по системе free-float, без микротранспортных (парковочных) станций. То есть клиент арендует у вас самокат и потом оставляет его на улице в определенных местах. Так, кстати, работают некоторые американские сервисы.
Пользователи оставляют самокаты на улице, а вечером любой желающий подзаработать собирает их и отвозит к себе домой на подзарядку. Против использования модели free-float недавно высказался мэр Москвы Сергей Собянин. Он объяснил, что «бесстанционный прокат приведет к тому, что площади у станций метро, центральные улицы, входы в университеты и крупные бизнес-центры будут захламлены» брошенными транспортными средствами. Ну и, конечно, при этой модели увеличивается риск угона или потери самоката. Поэтому наилучшей для вас будет схема, в которой станции и самокаты «привязаны» к единой IT-платформе, с помощью которой вы будете управлять оборотом.
3. Мускульные самокаты сдавать в аренду и выгоднее, и безопаснее, чем электрические
Сейчас как в России, так и за рубежом развивается прокат и электросамокатов, и простых мускульных. Аренда мускульных дешевле, электрических — дороже. Но мускульные самокаты хоть и требуют при постоянном использовании небольшого ремонта, но в целом стабильно служат несколько лет. В то же время срок службы электросамоката при постоянном использовании в среднем год-два.
То есть свой электрический парк вам придется постоянно обновлять. Более того, электросамокаты способны развивать скорость до 40 км в час, а это небезопасно.
В США, где активно развивается прокат именно электротранспорта, стартапы, работающие на этом рынке, уже столкнулись с проблемой, когда на арендованных скутерах клиенты выскакивают на дорогу, не справившись с управлением на скорости, беспокоят пешеходов на тротуарах, а то и просто используют электроскутер для грабежа, чтобы выхватить из рук прохожего сумку и скрыться. Мэрии нескольких городов в США уже задумались об ограничительных правилах использования электросамокатов. В мае этого года о необходимости внести в Правила дорожного движения (ПДД) ограничения, касающиеся электросамокатов, сигвеев и моноколес, заявили и в Мосгордуме. Какими будут новые правила, пока неизвестно.
Источник: delovoymir.biz
Миллиарды на тротуарах: какие суммы крутятся в сфере аренды электросамокатов
С прошлого года электросамокаты, или, как их называют, «кик-скутеры», заполонили не только дороги городов страны, но и пешеходные зоны. Общество поделилось пополам: одни ужасаются растущему числу самокатов и травматизму, другие же находят их удобными и забавными. По прошествии полутора лет эту сферу уже нельзя отнести к банальным и проходящим развлечениям – в новую индустрию вложены огромные инвестиции, а сама она развивается с огромной скоростью. О каких именно суммах идет речь – разбирался «ФедералПресс».
История одного демпинга
Если не зарываться глубоко в историю и не считать предком электросамоката автопед (похожая конструкция, но с двигателем внутреннего сгорания), то можно увидеть, что это не только принципиально новый вид транспорта, но и сам кикшеринг – очень молодая разновидность бизнеса.
В США прокат электросамокатов появился еще в 2013 году как эволюция громоздких и неудобных, но некогда очень популярных сегвеев. Но массовым это явление стало только в 2017 году, когда в Калифорнии сдачей электросамокатов напрокат занялись почти одновременно компании Lime и Bird (обе до этого занимались арендой велосипедов).
Они сдали оборудование в аренду через мобильные приложения и намеренно установили цены значительно ниже рынка. Потребителю задумка, разумеется, пришлась по душе. Понравилась идея и инвесторам. Например, существующая всего год компания Bird к 2018 году стала оцениваться уже в 2 млрд долларов, в нее вложились Google, Uber и другие крупные игроки.
Samocat, опередивший США
В России, к слову, еще до массового проката электросамокатов уже было похожее начинание. В 2016 году предприниматель из Калининграда Василий Быков создал подобный проект, правда самокаты были не электрическими. Он назвал его Samokat Sharing: основная задумка заключалась в установке в городах специальных баз, где любой желающий через приложение мог взять себе компактный транспорт.
Идея была успешно реализована и даже получила гранты от ряда организаций как весьма привлекательный стартап. В тот же год станции компании появились в Москве (к 2019 году их было уже 35), Санкт-Петербурге, немного позже и в Финляндии, а компания стала резидентом Сколково.
К 2018 году, когда в Россию пришла электрическая модификация самоката, компания была готова к переходу на новый уровень. На данный момент сеть Samokat Sharing работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани еще нескольких городах. Правда, специализируется она все еще больше на обычных мускульных, а не на электрических самокатах.
Закрепиться в регионах первопроходцам оказалось сложнее. В 2019 году захватывать региональные ниши вышли сразу несколько новых компаний с принципиально новым подходом.
Сейчас на рынке их насчитывается около двух десятков, но в качестве примера мы возьмем наиболее крупных игроков.
Неудачный опыт «ДелиСамоката»
Одним из первых появился сервис «ДелиСамокат», запущенный с разрешения мэрии Москвы и уже вскоре появившийся в Нижнем Новгороде. По данным СПАРК, предприятие было открыто итальянцем Трани Винченцо, владеющим в Москве благотворительным фондом «Святое Семейство» и еще рядом фирм.
Под этим брендом электросамокаты просуществовали, например, в столице Приволжья всего один сезон, после чего исчезли. А в начале января 2020 года сервис был ликвидирован. Отчасти пользователи связывают его непопулярность с неудобной регистрацией: чтобы получить доступ к услугам, необходимо было отправлять через приложение фотографию паспорта и ждать разрешения.
Прорыв Woosh
Гораздо успешнее на рынок пришло ООО «ВУШ», генеральным директором и основным держателем капитала (44,7%) которого является предприниматель Дмитрий Чуйко – бывший вице-президент компании S7 Airlines. Помимо него в состав учредителей входят Егор Баяндин, Сергей Лаврентьев и Олег Журавлев.
Самокаты Woosh впервые появились в Москве в 2019 году, но уже сейчас сеть насчитывает 17 городов. Среди них – Нижний Новгород, Уфа, Самара и Казань. В общей сложности транспортный парк Woosh превышает 30 тысяч самокатов.
Чистая прибыль компании за 2020 год составила 211,5 млн рублей, а выручка – более 815 млн рублей. Рентабельность бизнеса даже в кризисный год составила порядка 30% – как полагают аналитики компании, это напрямую связано с сотрудничеством с курьерами и растущим трендом на пользование индивидуальным транспортом вместо общественного в условиях пандемии.
Кстати, это не единственный источник доходов Woosh. По данным СПАРК, только за 2020 год предприятие получило от Фонда «Сколково» семь грантов на общую сумму более 14,7 млн рублей. В 2021 году – уже более 30 млн рублей. В феврале оно привлекло инвестиции почти на 2 млрд от банков «ВТБ» и «Открытие».
Компания, в отличие от большинства других кикшеринговых сервисов, не продает франшизы, однако использует широкий спектр иных партнерских программ. Кроме того, для пользователей также доступны абонементы, стоимость которых составляет около 500 рублей в месяц.
Экспансия Urent
Фиолетовые электросамокаты Urent приехали, например, в Приволжье не из столицы. Серьезная конкуренция москвичам явилась из Ессентуков – там компания ООО «Юрентбайк.ру» под руководством предпринимателя Андрея Колесникова появилась еще в 2019 году.
Еще по теме
На электросамокаты предложили устанавливать номерные знаки
Первоначально она начала работать в Краснодаре и Сочи, купив собственную технику и выкупив порядка 100 электросамокатов у компании «ДелиСамокат». В развитие бизнеса предприниматель первоначально вкладывал собственные средства, не привлекая инвесторов.
Постепенно зона влияния расширялась – сейчас сеть работает уже в 51 городе страны. Из регионов ПФО в этом списке – Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара и Ульяновск. В ближайшем будущем компания планирует запуститься в Оренбурге, Саратове и других городах.
По собственным данным компании, парка электросамокатов Urent занимает на рынке порядка 40% от общего числа в России. В распоряжении сервиса уже более 35 тысяч самокатов. Правда, картина по выручке уже другая: если в 2019 году доходы компании составили 109 млн рублей, то в 2020 чистая прибыль ушла в отрицательные значения: -17 млн рублей (вероятно, это связано с большими затратами на расширение).
И все же в середине того же года компания смогла привлечь инвестиции от частных источников на сумму в 150 млн рублей для запуска в Москве. В апреле 2021 года компания получила инвестиции на 200 млн рублей от Sistema SmartTech.
Также Urent ведет активную работу по продаже франшиз.
Симбиоз кикшеринга и соцсетей
В прошлом году электросамокаты стали так популярны среди населения, что и не относившиеся до этого к ним непосредственно сервисы начали обращать на них внимание. Так, в августе 2020 года сервис «Ситимобил», занимавшийся ранее услугами заказа такси и каршеринга, добавил в свой функционал поиск на карте и аренду электросамокатов. Первыми их партнерами стали Urent.
Кикшеринг от «Ситимобил» сразу же заработал в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Воронеже, Сочи, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Волгограде, Саратове, Энгельсе.
Весной 2021 года к развитию сферы подключилась социальная сеть VK, запустив «Прокат ВКонтакте» – с помощью него можно найти электросамокат, не выходя со страницы социальной сети. И здесь Urent также стали первыми партнерами нового сервиса.
До конца 2021 года сервис заработает в более чем 50 крупных городах России.
Безопасность против многомиллионных выручек
Развитие новой индустрии поставило во главу угла вопрос об опасности массового использования кик-скутеров в городских условиях. И сейчас многие регионы как Поволжья, так и всей страны, принимают ограничительные меры.
Еще по теме
Россиян на электросамокатах хотят обязать носить шлемы
Во многих субъектах кикшеринговые компании обязали снизить максимальную скорость электросамокатов в определенных зонах, а в Санкт-Петербурге компании Woosh пришлось даже временно убрать свой транспорт с городских улиц до заключения соглашения с властями.
Уже сейчас в Общественной палате разрабатывается законопроект о запрете перемещения на электросамокатах без новой категории прав «М», а также о запрете перемещения на них по пешеходным зонам. Тем не менее, как полагают исследователи рынка, даже в этом случае продолжат расти как сама индустрия, так и спрос на аренду кик-скутеров.
По подсчетам аналитиков Сбербанка, общую емкость парка электросамокатов в России в 2021 году оценивают в 100–120 тысяч единиц. Потенциальная емкость для страны – 250 тысяч штук, такой показатель может быть достигнут уже к 2023 году. Пользовательская аудитория электросамокатов в стране уже превысила три млн человек и может вырасти еще в несколько раз в ближайшие два года.
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / globallookpress.com,Jens Kalaene / ZB / globallookpress.com, Елена Майорова
Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости , а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен . Все самое важное и оперативное — в telegram-канале « ФедералПресс ».
Источник: fedpress.ru