Турсунова, М. Р. Перспективные пути развития малого бизнеса в Узбекистане / М. Р. Турсунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 131-135. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85917/ (дата обращения: 31.05.2023).
В статье рассматривается сущность малого бизнеса, его роль и место в увеличении валового внутреннего продукта страны. Дано обоснование стратегии интенсивного развития малого бизнеса в рыночных условиях, повышения уровня и экономической эффективности интенсификации, усилении роли государства в экономическом регулировании и поддержке этого процесса.
Ключевые слова : малый бизнес, предпринимательство, валовой внутренний продукт, сырье, потребности, инвестиции, инновации, доход, товар, производство, иностранная валюта, налог, рентабельность интенсивного развития.
В развитии любого общества малый бизнес и частное предпринимательство являются важнейшими факторами экономических, политических и социальных изменений. Эта тенденция особенно заметна в странах с разными рыночными переходами, особенно в СНГ. В этом контексте малый бизнес и частное предпринимательство выполняют ряд функций в общественной жизни.
Бизнес в Узбекистане. Сложности и преимущества.
Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса и предпринимательства является важным условием для формирования эффективных рыночных отношений в обществе, поддержки класса собственности и создания новых демократических институтов гражданского общества. Это важная задача и вся сложность ее решения, в силу специфики каждой страны, требует нестандартного, нестандартного подхода к поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства.
Очевидно, что все члены общества должны понимать важность этого вопроса, его полную поддержку со стороны государства, налаживание стабильного партнерства между государственным и частным секторами экономики. В развитии любого общества малый бизнес и частное предпринимательство являются важнейшими факторами экономических, политических и социальных изменений.
Эта тенденция особенно заметна в странах с разными рыночными переходами, особенно в СНГ. В этом контексте малый бизнес и частное предпринимательство выполняют ряд функций в общественной жизни. Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса и предпринимательства является важным условием для формирования эффективных рыночных отношений в обществе, поддержки класса собственности и создания новых демократических институтов гражданского общества. Это важная задача и вся сложность ее решения, в силу специфики каждой страны, требует нестандартного, нестандартного подхода к поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства. Очевидно, что все члены общества должны понимать важность этого вопроса, его полную поддержку со стороны государства, налаживание стабильного партнерства между государственным и частным секторами экономики.
Валовой внутренний продукт (ВВП) является ключевым макроэкономическим индикатором экономического потенциала страны. Он отражает стоимость конечных товаров и услуг, созданных резидентами и нерезидентами в стране по рыночным ценам в течение определенного периода времени.
Как открыть бизнес в Узбекистане / Бизнес без вложений Uzbekistan (Eng sub) @Valentin_Zaikin
Валовой внутренний продукт — это также показатель, который описывает общие результаты экономической деятельности страны за определенный период (месяц, квартал, год). Это мера рыночной стоимости товаров и услуг, производимых всеми предприятиями в стране (включая иностранные и совместные предприятия), с учетом общих факторов производства, сумма которых рассчитывается на основе национальной системы учета.
Он используется для описания и анализа развития экономики страны на макроуровне. По оценке Международного валютного фонда, ВВП Узбекистана в 2019 году достиг 60,490 миллиарда долларов. ВВП или валовой национальный продукт (ВНП) или даже валовой национальный доход (ВНД) могут быть взяты в качестве основного макроэкономического показателя в национальной статистике.
Например, в США и Японии главным макроэкономическим показателем является ВВП, а не ВВП. Однако в системе национальных счетов ООН ВВП является основным экономическим показателем. Количественно разница между ними невелика: в развитых странах разница не превышает одного процента. В странах с высокими доходами от трудовых мигрантов разрыв может быть еще больше.
Увеличение ВВП положительно скажется на уровне жизни.
— Во-первых, увеличение ВВП приведет к увеличению доходов. Например, если в прошлом году была выращена 1 тонна томатов и продана по 1500 сумов за килограмм, общий доход составит 1,5 миллиона сумов. В этом году, если 1,5 тонны помидоров выращивать и продавать по той же технологии выращивания томатов на той же земле, общий доход составит 2,25 миллиона сумов (при условии, что цена на помидоры не изменилась).
— Во-вторых, в результате увеличения ВВП увеличится сумма налоговых поступлений в бюджет. Это еще больше расширит возможности социальной защиты населения со стороны государства.
— В-третьих, увеличение ВВП создаст новые рабочие места и увеличит занятость.
— В-четвертых, увеличение ВВП наполнит внутренние рынки и стабилизирует цены на сырье.
Известно, что пищевая промышленность — это крупная пищевая отрасль народного хозяйства, которая включает мясо, молоко, молочный жир, масло, рыбные продукты, муку, крупы, макаронные изделия, фрукты. предприятия по производству овощных консервов, соков, различных напитков, сахара, кондитерских изделий, хлеба и других деликатесов. Ни для кого не секрет, что вопрос выращивания и снабжения продуктами питания сегодня в мире является глобальной проблемой. Эта проблема одинаково важна для развитых стран, а теперь и для развивающихся стран. В этом смысле важно обеспечить потребности населения в продуктах питания качественными продуктами
Как отметил Президент Республики Узбекистан, разрыв между быстрым ростом населения мира и ограниченными возможностями для роста производства продуктов питания является основной причиной обострения проблемы отсутствия продовольственной безопасности. Думаю, сегодня не нужно много говорить. Проще говоря, рост производства продуктов питания отстает от роста населения и спроса.
Этот разрыв увеличивается, особенно в странах и регионах, в которых нет условий для быстрого производства продуктов питания. Это первый случай, когда деградация окружающей среды все еще продолжается с непредсказуемыми последствиями изменения климата, частыми засухами и нехваткой воды, включая нехватку грунтовых вод для орошения. и отсутствие инвестиций в ирригацию, мелиорацию земель и мелиорацию земель. Ухудшение состояния окружающей среды усугубляется постоянным использованием химикатов, удобрений и пестицидов. К ним относятся проблемы урбанизации, миграции людей из сельской местности в города.
В результате значительно сокращаются посевные площади для производства продуктов питания, а потребности населения удовлетворяются не полностью. Следует также отметить, что в ряде азиатских стран, таких как Китай и Индия, доходы быстро растут, и соответственно растет потребление продуктов питания. Один из негативных факторов — огромные потери при доставке еды потребителю по схеме «от поля к столу»
С первых дней независимости основное внимание уделялось увеличению производства продуктов питания, что является одной из жизненно важных задач по обеспечению продовольственной безопасности, бесперебойного и достаточного снабжения населения продуктами питания. В частности, более чем вдвое увеличился объем сельскохозяйственного производства. Это в 1,3 раза больше потребления мяса на душу населения, в 1,6 раза больше молока и молочных продуктов, в 1,7 раза больше картофеля, несмотря на рост населения примерно на 10 миллионов человек или более чем на 30 %. Ежегодно в стране выращивается около 16 миллионов тонн фруктов и овощей. На душу населения у населения около 300 килограммов овощей, 75 килограммов картофеля и 44 килограмма винограда. Это в три раза больше оптимального расхода.
В настоящее время Продовольственная ассоциация объединяет около 200 предприятий плодоовощной, мясной, молочной, масложировой и других отраслей пищевой промышленности, и отсутствует система взаимодействия с ними как по горизонтали, так и по вертикали. Если три года назад масложировая и табачная промышленность составляла значительную долю пищевой промышленности, то сейчас, в связи со структурными изменениями, более 60 процентов продукции перерабатывается в овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, кондитерские изделия. и другие продукты питания
Удвоение среднегодовой численности сотрудников малых предприятий также позволило предприятиям расти. За три года с момента создания Продовольственной ассоциации предприятиями ассоциации реализован 121 проект на сумму 198,4 миллиона долларов. вложено долларов. Таким образом, если проанализировать уровень обеспеченности населения продуктами питания местных производителей в 2019 году, мясо и мясопродукты — 98,6 %, молоко и молочные продукты — 99,8 %, макаронные изделия составили 95,4 %, маргарин 77,7 %, сахар 92,9 % и кондитерские изделия 68,5 %. Сегодня продовольственная безопасность в стране полностью обеспечена, и более 90 % потребностей населения в продуктах питания удовлетворяется за счет местных производителей.
Необходимо уменьшить долю импорта в обеспечении населения продуктами питания или увеличить количество предприятий, производящих качественные и мировые продукты питания в стране без импорта, или реализовать инновационные проекты на действующих предприятиях. В то же время, на наш взгляд, необходимо улучшить сотрудничество с Академией наук Узбекистана, научно-исследовательскими учреждениями.
Инновационные проекты также предоставляют налоговые льготы предприятиям, которые организуют выпуск качественной продукции, а сэкономленные средства направляются на развитие предприятия.
Кроме того, необходимо еще больше увеличить использование потенциала предприятий по переработке сельхозпродукции. Для этого потребуется формирование сырьевой базы, то есть обеспечение предприятий сырьем.
Производство ВВП по видам экономической деятельности
ВВП
Млрд. сум
Индекс физического объема, %
Вклад в рост ВВП, %
2018-год
Источник: moluch.ru
Как развивается рынок стартапов в Узбекистане

Узбекистан взял курс на развитие инновационного предпринимательства. Особой поддержкой пользуются стартаперы – молодые люди с амбициозными бизнес-идеями. Для них проводятся десятки конкурсов и программ акселерации. Создана система госфинансирования успешных проектов. За три года на эти цели потрачено 104 миллиарда сумов.
Как работает узбекский рынок стартапов, в чем его особенности и недостатки? Об этом «Ритм Евразии» поговорил с экспертом странового офиса ПРООН, координатором программы поддержки «Стартап-инициативы» Усмоном Рахимжоновым.
– В июле т. г. принята Стратегия инновационного развития Узбекистана на 2022-2026 годы. В ней среди актуальных проблем сферы выделено также отсутствие комплексной поддержки отечественных стартапов, включая их финансирование. Что вы можете сказать по этому поводу? Как вам видится решение этой проблемы?
– Отмечу, что в последние годы тема стартапов приобрела особую важность для Узбекистана. Роль этой бизнес-модели в технологическом развитии страны признана на высоком уровне. На недавней встрече с представителями IT-академии Astrum президент Шавкат Мирзиёев заявил о проведении среди молодежи ежегодного конкурса цифровых стартапов с призовым фондом 1 млн долларов. Это немаленькая сумма.
За счет государственных вложений отечественный рынок инновационных продуктов динамично развивается. В Узбекистане уже есть выстрельнувшие стартапы, такие как PayMe, Click, MyTaxi и другие. Они имеют миллионные доходы. Некоторые из них начали осваивать зарубежные рынки. Однако для технологического рывка этого явно недостаточно.
Сейчас нам нужно не просто проводить конкурсы стартапов, а осуществлять секторальные программы по их развитию. Это должны быть корпоративные инкубаторы и акселераторы. Скажем, почему бы Центрбанку не заняться целевой поддержкой местных финансовых технологий? Можно сформировать госзаказ на их разработку. Уверен, при таких усилиях у нас обязательно появятся свои технологические новинки.
Да, Узбекистан пока не в состоянии предложить миру прорывные технологии вроде Интернета или глобальной спутниковой системы Starlink. Но создавать новые решения и услуги на базе таких фундаментальных открытий нам вполне под силу. Страна обладает высоким интеллектуальным потенциалом, людскими ресурсами и внушительным потребительским рынком. Чтобы запустить процесс, нужна адресная экспертиза по каждому технологическому направлению: финтеху, машинному зрению, автоматизированным системам управления и т.д. Таким образом будет ясно, что мы из себя представляем: какие у нас есть таланты и какие решения они способны предложить.
Далее необходимо провести исследование рынков соседних государств и стран ближнего зарубежья, изучить общемировые тенденции в сфере технологий. Тогда появится возможность смоделировать дальнейшее развитие современных трендов. На основе этого можно будет создавать национальные школы по поддержке молодежи (потенциальных стартаперов), специализирующихся в той или иной технологической отрасли с параллельным финансированием их бизнес-проектов.
Удовлетворение базовых потребностей молодежи (жилье, питание, карманные расходы), готовой жертвовать собой ради создания технологического бизнеса, стоит не так дорого – от 10 до 50 тысяч долларов. Если адресно раскручивать стартапы, большая их часть от посевного и предпосевного этапов начнет переходить на следующий уровень созревания с потреблением бюджета от 50 до 200 тысяч долларов в год. Это приведет к повышению качества стартапов и увеличит шанс их трансформации в полноценный (продаваемый) бизнес-продукт.
– Как институализировать этот механизм?
– Необходимо создать координационную структуру, одновременно выполняющую роль экспертной базы. Не обязательно учреждать государственное ведомство. Пусть это будет технологический совет, в который войдут люди из частного сектора – эксперты, разбирающиеся в отраслевых технологиях, крупные бизнесмены, опытные стартаперы и т.д.
Он будет определять задачи целевых секторальных программ. При технологическом совете должен функционировать попечительский совет, куда как раз войдут представители государственных органов и организаций. Также необходимо организовать экспертные советы по технологическим направлениям. Они должны заниматься экспертизой стартап-проектов.
Пока же работа идет вразброс. Каждое министерство или ведомство старается по-своему развивать сферу инноваций. Кто-то объявляет конкурсы стартапов, где-то проводятся хакатоны с привлечением айтишников, молодые ученые получают гранты для реализации инновационных проектов. Словом, есть несколько прожекторов, которые отсвечивают разные направления.
А нужно, наоборот, направить весь поток света в одну сторону – в целевую программу. Чтобы результат был ощутимый.
– При каких условиях в стране можно развить инновационное предпринимательство? Какая роль в этом процессе должна быть отведена государству?
– На мой взгляд, главная задача государства – создать конкурентную среду. Она должна притягивать в технологический бизнес не только местные таланты, но и зарубежных стартаперов.
При развитии инновационного предпринимательства важно интегрироваться в международную стартап-экосистему. Варясь в собственном соку, далеко не уйдем. Нужно скорей выходить на иностранные рынки, либо приглашать зарубежные стартапы в Узбекистан. Пусть наши ребята больше выезжают и путешествуют по миру.
Обучаются в топовых университетах, участвуют в технологических ивентах, международных конкурсах и соревнованиях. Для этого необходимо разработать целевые программы с госфинансированием. Даже если отучившаяся за рубежом узбекская молодежь не вернется на родину (этого не надо бояться!), она все равно будет служить национальным интересам. Через соотечественников станет легче продвигать новые разработки, находить инвесторов и налаживать полезные связи.
– Как решить вопрос с финансированием стартапов? Кто этим должен заниматься: государство или частный сектор?
– Думаю, сейчас в Узбекистане не столь остро стоит вопрос материальной поддержки стартапов, как это было несколько лет назад. При государственном участии созданы шесть венчурных фондов и три инвестиционные компании.
Проблема в другом: для работы венчурного рынка нужна критическая масса стартапов. Представьте себе воронку технологического бизнеса. Сверху расположена молодежь, которая хотела бы заниматься инновационным предпринимательством. Есть инвесторы, готовые вложиться в перспективные бизнес-проекты. Однако нам пока не удалось должным образом наладить механизм поддержки стартапов.
Необходимо структурировать воронку так, чтобы вниз проходило как можно больше качественных работ.
Министерство инновационного развития располагает достаточными средствами для финансирования стартапов. Но оно адресно не ищет эти проекты, а отбирает лишь те, которые поступили на конкурс. Это могут быть совершенно разные инициативы. На мой взгляд, конкурс стартапов нужно объявлять под реализацию конкретных задач.
Например, сказать, что нам нужен дрон, выполняющий разведывательную функцию. Исходя из запроса, заявители предложат свои разработки. Только после этого можно будет начать процесс отбора.
Для начала финансируются 50 проектов по $25 тыс. Это позволит набрать необходимую массу стартапов. Далее отбираются 20 проектов, на их реализацию выделяется по $50 тыс. На третий этап проходят уже 10 проектов по $100 тыс., и далее стоящие проекты перехватят венчурные фонды. Таким образом можно отсеивать лучшие стартапы и продвигать их на мировые рынки.
– Как изменилось стартап-движение Узбекистана за последние годы: можно ли говорить о качественном росте? Какие направления сейчас наиболее востребованы в нашей стране и почему?
– Да, мы постепенно переходим от количества к качеству. Самым популярным направлением среди стартаперов были и остаются цифровые технологии. Это мировой тренд. IТ-индустрия в Узбекистане развивается бурными темпами. Ей уделяется повышенное внимание со стороны государства.
Информационными технологиями заражена вся молодежь.
Но при всем этом IT-стартапов у нас не так много, как хотелось бы. Потому что нет национальных школ по созданию и продвижению технологических решений в цифровой сфере. Есть сильные школы по математике, шахматам. Результатом их деятельности являются яркие победы молодых узбекистанцев на международных олимпиадах, мировых первенствах и турнирах.
Точно также необходимо взращивать таланты в области перспективных технологий. Мы опять возвращаемся к вопросу функционирования технологических/экспертных советов и реализации целевых программ.
Посмотрите на Китай. За каких-то 30-40 лет страна научилась делать все сама: от легковых автомобилей до космических кораблей. Как они этого добились? За счет привлечения сначала зарубежных технологий, а затем создания по их образцу собственных ноу-хау.
Важно пробудить в нашей молодежи технологические амбиции. Нам нужны ролевые чемпионы, чтобы люди толпами следовали их примеру, создавали и созидали. Стремились к высоким целям.
В узбекском сегменте стало больше появляться стартапов, предлагающих технологические решения проблем энергетической и продовольственной безопасности. Они предполагают использование цифровых технологий для удовлетворения базовых (потребительских) потребностей населения. В условиях Узбекистана также популярность набирают разработки в аграрном секторе. Создаются бизнес-модели по повышению урожайности сельхозугодий.
– Узбекские стартаперы участвуют не только в отечественных, но и международных программах акселерации. В частности, такие проекты реализуются в масштабе Центрально-Азиатского региона. Есть ли у нас какие-либо преимущества перед соседями?
– Интеграция стран Центральной Азии – неизбежный процесс. Это доказано временем. У нас одни корни, общая история, культура, ценности. Именно это объединяющее начало может заложить фундамент для формирования региональной стартап-экосистемы. Консолидировав усилия, взаимодополняя друг друга, мы сможем с меньшими усилиями осваивать мировые рынки.
Отрадно, что такое сближение уже происходит.
К примеру, узбекистанцы участвуют в ежегодном проекте «Стартап чайхана» в Таджикистане. Есть много акселераторов в Казахстане. Из Назарбаев университета к нам приезжали эксперты. Налаживаются связи с кыргызскими коллегами. По линии Программы развития ООН планируем организовать ознакомительный тур для стартаперов из Кыргызстана и Таджикистана в нашу страну.
В рамках председательства Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества впервые инициирован конкурс стартапов Unicorns SCO. Он состоялся летом этого года в Ташкенте. Были отобрано 10 победителей, которые получили грант в размере 10 тысяч долларов. Подобные мероприятия очень важны как с точки зрения повышения стартап-активности молодежи, так и дальнейшей интеграции Узбекистана с рынками соседних государств и регионов.
– Как вам представляется дальнейшая перспектива развития инноваций и стартапов в Узбекистане? Какие риски и возможности нас ожидают?
– Уверен, инновационная сфера в Узбекистане получит дальнейшее развитие. Приоритетом останутся IT-технологии и цифровая экономика.
Главное, не бояться экспериментировать. Создавать технологические школы, вовлекать все больше молодежи в стартап-индустрию, ставить перед ней амбициозные задачи. Пусть это будет выглядеть смешно или глупо. Предрассудки – наш главный враг. От них нужно избавляться.
Если бы IT-парки начали функционировать в Узбекистане не три года, а 10 лет назад, мы бы ушли далеко вперед в этой сфере.
Точно также со стартапами. Предположим, собрать ракету на первый взгляд кажется невероятно трудным делом. Но ведь люди с чего-то начинали и у них получилось. И у нас получится!
Источник: e-cis.info
И у нас получится! Как развивается рынок стартапов в Узбекистане

Узбекистан взял курс на развитие инновационного предпринимательства. Особой поддержкой пользуются стартаперы – молодые люди с амбициозными бизнес-идеями. Для них проводятся десятки конкурсов и программ акселерации. Создана система госфинансирования успешных проектов. За три года на эти цели потрачено 104 миллиарда сумов.
Как работает узбекский рынок стартапов, в чем его особенности и недостатки? Об этом «Ритм Евразии» поговорил с экспертом странового офиса ПРООН, координатором программы поддержки «Стартап-инициативы» Усмоном Рахимжоновым.
– В июле т. г. принята Стратегия инновационного развития Узбекистана на 2022-2026 годы. В ней среди актуальных проблем сферы выделено также отсутствие комплексной поддержки отечественных стартапов, включая их финансирование. Что вы можете сказать по этому поводу? Как вам видится решение этой проблемы?
– Отмечу, что в последние годы тема стартапов приобрела особую важность для Узбекистана. Роль этой бизнес-модели в технологическом развитии страны признана на высоком уровне. На недавней встрече с представителями IT-академии Astrum президент Шавкат Мирзиёев заявил о проведении среди молодежи ежегодного конкурса цифровых стартапов с призовым фондом 1 млн долларов. Это немаленькая сумма.
За счет государственных вложений отечественный рынок инновационных продуктов динамично развивается. В Узбекистане уже есть выстрельнувшие стартапы, такие как PayMe, Click, MyTaxi и другие. Они имеют миллионные доходы. Некоторые из них начали осваивать зарубежные рынки. Однако для технологического рывка этого явно недостаточно.
Сейчас нам нужно не просто проводить конкурсы стартапов, а осуществлять секторальные программы по их развитию. Это должны быть корпоративные инкубаторы и акселераторы. Скажем, почему бы Центрбанку не заняться целевой поддержкой местных финансовых технологий? Можно сформировать госзаказ на их разработку. Уверен, при таких усилиях у нас обязательно появятся свои технологические новинки.
Да, Узбекистан пока не в состоянии предложить миру прорывные технологии вроде Интернета или глобальной спутниковой системы Starlink. Но создавать новые решения и услуги на базе таких фундаментальных открытий нам вполне под силу. Страна обладает высоким интеллектуальным потенциалом, людскими ресурсами и внушительным потребительским рынком. Чтобы запустить процесс, нужна адресная экспертиза по каждому технологическому направлению: финтеху, машинному зрению, автоматизированным системам управления и т.д. Таким образом будет ясно, что мы из себя представляем: какие у нас есть таланты и какие решения они способны предложить.
Далее необходимо провести исследование рынков соседних государств и стран ближнего зарубежья, изучить общемировые тенденции в сфере технологий. Тогда появится возможность смоделировать дальнейшее развитие современных трендов. На основе этого можно будет создавать национальные школы по поддержке молодежи (потенциальных стартаперов), специализирующихся в той или иной технологической отрасли с параллельным финансированием их бизнес-проектов.
Удовлетворение базовых потребностей молодежи (жилье, питание, карманные расходы), готовой жертвовать собой ради создания технологического бизнеса, стоит не так дорого – от 10 до 50 тысяч долларов. Если адресно раскручивать стартапы, большая их часть от посевного и предпосевного этапов начнет переходить на следующий уровень созревания с потреблением бюджета от 50 до 200 тысяч долларов в год. Это приведет к повышению качества стартапов и увеличит шанс их трансформации в полноценный (продаваемый) бизнес-продукт.
– Как институализировать этот механизм?
– Необходимо создать координационную структуру, одновременно выполняющую роль экспертной базы. Не обязательно учреждать государственное ведомство. Пусть это будет технологический совет, в который войдут люди из частного сектора – эксперты, разбирающиеся в отраслевых технологиях, крупные бизнесмены, опытные стартаперы и т.д.
Он будет определять задачи целевых секторальных программ. При технологическом совете должен функционировать попечительский совет, куда как раз войдут представители государственных органов и организаций. Также необходимо организовать экспертные советы по технологическим направлениям. Они должны заниматься экспертизой стартап-проектов.
Пока же работа идет вразброс. Каждое министерство или ведомство старается по-своему развивать сферу инноваций. Кто-то объявляет конкурсы стартапов, где-то проводятся хакатоны с привлечением айтишников, молодые ученые получают гранты для реализации инновационных проектов. Словом, есть несколько прожекторов, которые отсвечивают разные направления.
А нужно, наоборот, направить весь поток света в одну сторону – в целевую программу. Чтобы результат был ощутимый.
– При каких условиях в стране можно развить инновационное предпринимательство? Какая роль в этом процессе должна быть отведена государству?
– На мой взгляд, главная задача государства – создать конкурентную среду. Она должна притягивать в технологический бизнес не только местные таланты, но и зарубежных стартаперов.
При развитии инновационного предпринимательства важно интегрироваться в международную стартап-экосистему. Варясь в собственном соку, далеко не уйдем. Нужно скорей выходить на иностранные рынки, либо приглашать зарубежные стартапы в Узбекистан. Пусть наши ребята больше выезжают и путешествуют по миру.
Обучаются в топовых университетах, участвуют в технологических ивентах, международных конкурсах и соревнованиях. Для этого необходимо разработать целевые программы с госфинансированием. Даже если отучившаяся за рубежом узбекская молодежь не вернется на родину (этого не надо бояться!), она все равно будет служить национальным интересам. Через соотечественников станет легче продвигать новые разработки, находить инвесторов и налаживать полезные связи.
– Как решить вопрос с финансированием стартапов? Кто этим должен заниматься: государство или частный сектор?
– Думаю, сейчас в Узбекистане не столь остро стоит вопрос материальной поддержки стартапов, как это было несколько лет назад. При государственном участии созданы шесть венчурных фондов и три инвестиционные компании.
Проблема в другом: для работы венчурного рынка нужна критическая масса стартапов. Представьте себе воронку технологического бизнеса. Сверху расположена молодежь, которая хотела бы заниматься инновационным предпринимательством. Есть инвесторы, готовые вложиться в перспективные бизнес-проекты. Однако нам пока не удалось должным образом наладить механизм поддержки стартапов.
Необходимо структурировать воронку так, чтобы вниз проходило как можно больше качественных работ.
Министерство инновационного развития располагает достаточными средствами для финансирования стартапов. Но оно адресно не ищет эти проекты, а отбирает лишь те, которые поступили на конкурс. Это могут быть совершенно разные инициативы. На мой взгляд, конкурс стартапов нужно объявлять под реализацию конкретных задач.
Например, сказать, что нам нужен дрон, выполняющий разведывательную функцию. Исходя из запроса, заявители предложат свои разработки. Только после этого можно будет начать процесс отбора.
Для начала финансируются 50 проектов по $25 тыс. Это позволит набрать необходимую массу стартапов. Далее отбираются 20 проектов, на их реализацию выделяется по $50 тыс. На третий этап проходят уже 10 проектов по $100 тыс., и далее стоящие проекты перехватят венчурные фонды. Таким образом можно отсеивать лучшие стартапы и продвигать их на мировые рынки.
– Как изменилось стартап-движение Узбекистана за последние годы: можно ли говорить о качественном росте? Какие направления сейчас наиболее востребованы в нашей стране и почему?
– Да, мы постепенно переходим от количества к качеству. Самым популярным направлением среди стартаперов были и остаются цифровые технологии. Это мировой тренд. IТ-индустрия в Узбекистане развивается бурными темпами. Ей уделяется повышенное внимание со стороны государства.
Информационными технологиями заражена вся молодежь.
Но при всем этом IT-стартапов у нас не так много, как хотелось бы. Потому что нет национальных школ по созданию и продвижению технологических решений в цифровой сфере. Есть сильные школы по математике, шахматам. Результатом их деятельности являются яркие победы молодых узбекистанцев на международных олимпиадах, мировых первенствах и турнирах.
Точно также необходимо взращивать таланты в области перспективных технологий. Мы опять возвращаемся к вопросу функционирования технологических/экспертных советов и реализации целевых программ.
Посмотрите на Китай. За каких-то 30-40 лет страна научилась делать все сама: от легковых автомобилей до космических кораблей. Как они этого добились? За счет привлечения сначала зарубежных технологий, а затем создания по их образцу собственных ноу-хау.
Важно пробудить в нашей молодежи технологические амбиции. Нам нужны ролевые чемпионы, чтобы люди толпами следовали их примеру, создавали и созидали. Стремились к высоким целям.
В узбекском сегменте стало больше появляться стартапов, предлагающих технологические решения проблем энергетической и продовольственной безопасности. Они предполагают использование цифровых технологий для удовлетворения базовых (потребительских) потребностей населения. В условиях Узбекистана также популярность набирают разработки в аграрном секторе. Создаются бизнес-модели по повышению урожайности сельхозугодий.
– Узбекские стартаперы участвуют не только в отечественных, но и международных программах акселерации. В частности, такие проекты реализуются в масштабе Центрально-Азиатского региона. Есть ли у нас какие-либо преимущества перед соседями?
– Интеграция стран Центральной Азии – неизбежный процесс. Это доказано временем. У нас одни корни, общая история, культура, ценности. Именно это объединяющее начало может заложить фундамент для формирования региональной стартап-экосистемы. Консолидировав усилия, взаимодополняя друг друга, мы сможем с меньшими усилиями осваивать мировые рынки.
Отрадно, что такое сближение уже происходит.
К примеру, узбекистанцы участвуют в ежегодном проекте «Стартап чайхана» в Таджикистане. Есть много акселераторов в Казахстане. Из Назарбаев университета к нам приезжали эксперты. Налаживаются связи с кыргызскими коллегами. По линии Программы развития ООН планируем организовать ознакомительный тур для стартаперов из Кыргызстана и Таджикистана в нашу страну.
В рамках председательства Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества впервые инициирован конкурс стартапов Unicorns SCO. Он состоялся летом этого года в Ташкенте. Были отобрано 10 победителей, которые получили грант в размере 10 тысяч долларов. Подобные мероприятия очень важны как с точки зрения повышения стартап-активности молодежи, так и дальнейшей интеграции Узбекистана с рынками соседних государств и регионов.
– Как вам представляется дальнейшая перспектива развития инноваций и стартапов в Узбекистане? Какие риски и возможности нас ожидают?
– Уверен, инновационная сфера в Узбекистане получит дальнейшее развитие. Приоритетом останутся IT-технологии и цифровая экономика.
Главное, не бояться экспериментировать. Создавать технологические школы, вовлекать все больше молодежи в стартап-индустрию, ставить перед ней амбициозные задачи. Пусть это будет выглядеть смешно или глупо. Предрассудки – наш главный враг. От них нужно избавляться.
Если бы IT-парки начали функционировать в Узбекистане не три года, а 10 лет назад, мы бы ушли далеко вперед в этой сфере.
Точно также со стартапами. Предположим, собрать ракету на первый взгляд кажется невероятно трудным делом. Но ведь люди с чего-то начинали и у них получилось. И у нас получится!
Источник: www.ritmeurasia.org
