Как развивать бизнес мышление

Как улучшить стратегическое мышление и планирование для цифрового бизнеса

Как бизнес-лидер, ваши навыки стратегического мышления и планирования жизненно важны для повышения прибыльности, роста и успеха вашей организации. Это особенно верно в сложной области цифровой трансформации бизнеса. Такие стратегические навыки также ценны для продвижения по карьерной лестнице.

Однако ваши навыки стратегического мышления и планирования должны постоянно тренироваться и совершенствоваться, если вы хотите, чтобы они оставались эффективными.

Агентство Elsewhen, специализирующееся на цифровой трансформации, помогло многим организациям и их руководителям применить стратегическое мышление для изменения методов работы. В ходе этих взаимодействий был выявлен ряд способов улучшить стратегическое мышление.

Найдите время для стратегического мышления

Возможно, самой большой проблемой для вашего стратегического мышления является найти время, чтобы сделать это вообще. Когда вы сталкиваетесь с таким количеством неотложных требований и краткосрочных приоритетов, может быть трудно собраться с мыслями для долгосрочного мышления.

Как развить бизнес-мышление. 2 действенных упражнения.

Но крайне важно найти время для стратегического мышления и планирования если вы надеетесь реально и надолго улучшить бизнес.

Постарайтесь выделить регулярное ежедневное или еженедельное время только для собственного стратегического мышления. Вы можете быть уверены, что это будет ценным вложением в будущий успех вашей организации. Чтобы сэкономить время, разумно расставляйте приоритеты для своих задач. Поймите, какие из них требуют действий сейчас, а какие можно отложить до более позднего времени или даты. Расставьте приоритеты в тех задачах, которые принесут наибольшую пользу сегодня, и отложите менее важные задачи на завтра.

Будьте непредубежденными, активными и готовыми идти на риск

Деловые люди обычно сталкиваются с проблемой, делая предположения и применяя предвзятое решение.

У вас может возникнуть соблазн применить подход, который работал в подобных сценариях ранее. Но помните, что миры бизнеса и технологий постоянно меняются, поэтому то, что работало раньше, не гарантирует успешного результата сегодня. Будьте открыты для новых подходов и никогда не доверяйте предположениям безоговорочно. п

Помните также, что хороший стратег всегда готов к тому, что может принести будущее. Вам нужно проявлять инициативу, проявлять инициативу и действовать в предвидении прогнозируемых событий. Вы должны понимать, что выдающиеся результаты редко достигаются с помощью привычных «безопасных» вариантов. Как хороший sстратегический мыслитель, вы должны быть открыты для новых подходов и идти на риск, основанный на тщательное рассмотрение. Вы будете готовы к успеху или неудаче, извлекая ценные уроки из обоих.

Собирайте информацию и продолжайте учиться n

Чтобы питать и совершенствовать свое стратегическое мышление, вы должны быть готовы к постоянному саморазвитию и обучению. Вы откроете для себя новые идеи, данные и тенденции из самых разных источников — обсуждений с коллегами, отчетов, новостей, событий, сетей и многого другого.

Всегда следите за закономерностями и тенденциями в том, что вы обнаружите. Приспособиться к следующим важным тенденциям и выделить свой бизнес среди конкурентов — жизненно важные цели для тех, кто мыслит стратегически.

Создавайте, оценивайте и оптимизируйте новые идеи

Как развивать прорывное мышление менеджера?

Как развивать прорывное мышление менеджера?

Начну с истории своего личного развития. В университете я изучал теоретическую физику. Сначала классическая механика, у которой есть свое представление о мире – он представляется в виде стабильных тел, взаимодействующих между собой. Их движение непрерывно. Положение любого тела можно предсказать, имея его начальное состояние и действующие на него силы.

Затем мы изучили теорию атома, и там представление об устройстве вещей меняется. Отдельные частицы могут находиться только на определенных орбитах (движение не непрерывно), и их параметры не могут принимать любые значения. А еще есть ядерная физика, согласно которой частица нестабильна и может самопроизвольно распадаться. А еще есть квантовая механика.

Частицы там вообще одновременно имеют еще и волновые свойства. Их положение в пространстве непредсказуемо, в отличие от классической физики. То есть в процессе обучения нам приходилось все время отказываться от ранее освоенных убеждений и моделей, менять парадигму.

Только при отказе от ограничивающих убеждений старой модели возможен переход к новой и объяснение вновь обнаруженных явлений. В процессе обучения там, где это возможно, мы лично убеждались в адекватности моделей, проводя лабораторные работы. Где это невозможно – подробно изучали результаты проведенных опытов и экспериментов. Это закрепляло новые убеждения.

При этом каждый физик знает – окончательной теории нет. Сегодняшние представления в любой момент могут быть поставлены под сомнение. Это давало развитие гибкости мышления, его готовности к смене парадигмы.

Личная дилемма

Медиапособие Виктора Вальчука «Личная дилемма»

Личная дилемма — это ситуация выбора конкретного человека. Можно сказать, это конфликт между двумя «Я». Я1 — это собственно Я, и если бы не Я2, я бы поступал так, как мне хочется. Я2 — это моя вторая натура, которая больше склонна прислушиваться к мнению окружающих (друзей, знакомых, сотрудников, начальства). Они ждут от меня другого решения и действий.

Поэтому мне приходится выбирать. Или есть возможность найти решение, которое устроит и меня, и их?

Медиапособие для тех, кто хочет развить свои управленческие навыки и вывести карьеру на новый уровень, но не хватает времени. Включает полный разбор инструмента ТОС «Грозовая туча» для верного решения личной дилеммы (в т.ч. 3 часа видеолекций курса «Директор по трансформации»).

Читайте также:  Что такое тактика бизнеса примеры

Почему менеджерам необходимо ставить под сомнение свои убеждения

Когда я занялся предпринимательской деятельностью, я уже был внутренне готов ставить под сомнение исходные убеждения. Я все время искал новые модели управления, поскольку старые давали неудовлетворительные результаты (я обнаруживал явления, не соответствующие ожиданиям).

Таким образом, я перешел от семейного предприятия к административно-командному управлению, а затем к процессному управлению. От процессного управления – к управлению по целям. От деления предприятия на хозяйствующие подразделения – к общему учету финансов. От локальной оптимизации деятельности – к глобальной оптимизации. От сдельной оплаты труда – к окладно-премиальной.

И наконец переход на командную работу, на гибкие методы управления. Теперь я понимаю, что модель моего бизнеса просто не соответствовала постоянно меняющимся условиям, в которых он существовал, и потребность изменений была объективной.

Каждый из этих переходов – это смена представления о том, как должен быть устроен мой бизнес, отказ от ранее принятых исходных посылок и убеждений. Все эти трансформации происходили непросто и с потерей времени и ресурсов.

На этом пути мне пришлось освоить СМК, Лин, ТОС, Канбан, Agile, холакратию, спиральную динамику и многое другое. Метод, который мы используем чаще всего – логические инструменты теории ограничений (Thinking Processes). Метод разработан израильским физиком и консультантом Элияху Голдраттом. Этот инструмент позволяет, проанализировав ситуацию, сделать логические построения и выйти на убеждения, которые сдерживают развитие компании (ограничивающие убеждения).

На сегодняшний день более 60 компаний с нашей помощью провели такую диагностику, нашли свои ограничивающие убеждения и разработали решение по преобразованию своего бизнеса.

* Полную версию видео вы можете посмотреть здесь.

Приведу один пример. «Ситипринт» – один из лидеров российского рынка передовой полиграфии. Типография уже несколько лет использует подход теории ограничений систем (ТОС) и элементы бережливого производства. Это позволяет увеличивать производство, а главное – укладываться в сроки.

Компания имеет уникальное на рынке предложение ценности: «Если мы допустим превышение сроков, заказ обойдется вам на 30% дешевле». То есть эта компания – один из успешных лидеров рынка.

На очередной стратегической сессии (она проводилась с использованием логические построения ТОС) было обнаружено, что причиной остановки роста продаж является убеждение «показатели KPI мотивирует менеджеров на продажи». При внимательнейшем рассмотрении было признано, что это совсем не так.

KPI способствовали фокусированию всего внимания на существующих клиентах, поскольку как бы мы не увеличивали KPI при работе с новыми клиентами, это все равно было невыгодно менеджеру. Была поставлена под сомнение сама парадигма полезности индивидуального материального стимулирования менеджеров по продажам. Была переработана система мотивации персонала исходя из внутренних потребностей человека принимать решения, принадлежать успешной команде и профессионально расти. Ситуация с продажами быстро изменилась.

У меня таких примеров десятки. И в каждом из них – одно и тоже. Менеджмент и сотрудники не видят прорывного решения, поскольку их ограничивающее убеждения, их парадигма, не позволяют его увидеть. Причем руководство уверено, что его модель бизнеса совершенно правильная (ей учили на курсах, она описана в книге, она проверена на опыте, она соответствует «лучшим практикам»).

И если и есть проблема, то она лежит в исполнении. Никак не в парадигме. Такая убежденность – прямая противоположность тому, что на самом деле требуется – критическое отношение к исходным посылкам, лежащим в основе бизнеса.

Ограничивающие убеждения – это те убеждения, которые уже не соответствуют внешней ситуации компании. Они сдерживают развитие компании. Но на них построены все бизнес-процессы, правила и инструкции. Они не замечаются в повседневной операционной деятельности, поскольку именно они и есть ее основа.

Их не замечают при стратегическом планировании, поскольку там фокус внимания – на будущих рынках, продуктах и результатах, а ограничивающие убеждения – существующие, привычные идеи, опыт и вера. И даже, если в ходе стратегической сессии мы наметим новые действия (например, внедрить Лин), но не наметим, как обычно бывает, отказ от ограничивающих и противоречащих Лин убеждений (например, нашу убежденность в том, что все операции должны быть загружены), наша стратегия не состоится.

Итак, для менеджера и собственника бизнеса крайне необходимым навыком является регулярная постановка под сомнение исходных посылок и убеждений, положенных в основу модели бизнеса. Только при осознании своих ограничивающих убеждений менеджер может предложить прорывное решение. Осознание ограничивающих убеждений является ключом к прорывному решению. Менеджер, обладающий такой способностью и навыком, обладает прорывным мышлением.

Роль бизнес-образования в подготовке менеджеров

Позволяет ли сегодняшнее бизнес-образование подготовить менеджера к решению наиважнейшей задачи — осознанию ограничивающих убеждений? На мой взгляд, нет.

Провайдеры бизнес образования в абсолютном большинстве своем сами привержены парадигме, не соответствующей реальной ситуации в бизнесе. Несмотря на то, что уже несколько лет существует и используется другой взгляд на бизнес и имеются соответствующие инструменты его диагностики и развития, они не берутся на вооружение провайдерами бизнес-образования. В этой парадигме культура компании, ее идеология воспринимается как надстройка над структурой бизнеса, бизнес-процессами и технологиями. Но результат компании определяется поведением людей, а поведение определяется их внутренними убеждениями, то есть идеологией.

Читайте также:  Ветеринарный бизнес как начать

Соответственно, менеджмент компании должен знать, какие парадигмы в принципе известны на сегодняшний день, какую из них использует компания и в чем собственно состоит ее парадигма – на каких убеждениях и исходных посылках она строится.

Руководитель должен уметь определить ограничивающие убеждения в каждой конкретной ситуации. Без этого невозможно определить фокусировку трансформации для компании. Но этому никто не учит. Навык фокусировки трансформации становится все более актуальным, поскольку мир меняется, становится VUCA-миром.

Парадигма устаревает, становится неактуальной также вследствие изменения окружающей ситуации. Такой сложности нет даже в физике – все-таки природа остается такой, какая она есть, а ситуация в отрасли непрерывно изменяется.

Кроме того, наше образование не предлагает ничего относительно того, как управлять культурной трансформацией бизнеса. Ведь даже правильные изменения проваливаются, если они не сопровождаются комплексом мероприятий, не позволяющих вернуться к ограничивающим убеждениям.

Но не менее важным упущением существующих программ бизнес обучения является отсутствие образования, помогающего самому менеджеру быть способным к изменению своих собственных убеждений.

Три уровня развития сознания

Известно, что сознание человека способно развиваться в течение его жизни. Будет оно развиваться или нет – зависит от конкретных условий и человека. Роберт Киган выделяет три уровня развития:

  • социализированный разум;
  • самоавторствующий разум;
  • самотрансформирующийся разум.

Большинство удовлетворяется уровнем «социализированный разум». Человек на этом уровне когнитивного развития принимает для себя окружающую культуру (парадигму) и следует ей. Поступает так, как поступает другие. Большинство наших менеджеров здесь и находятся всю свою управленческую жизнь.

Самоавторствующий разум приходит к тому, что он хочет сам устанавливать для себя убеждения и правила и следовать им. Он подчиняет поведение своим выработанным убеждениям и считает их единственно правильными. Таких людей больше.

Ну а самотрансформирующийся разум понимает, что его убеждения могут меняться со временем. Он как бы освобождается от них, способен посмотреть на свои убеждения со стороны. Таких людей мало, порядка 1%.

У менеджера должно быть мышление либо самотрансформирующееся, либо близкое к этому. У него должна быть внутренняя готовность к смене парадигмы. Это качество мышления нарабатывается в процессе обучения и практики. Такой менеджер должен иметь опыт изменения своих убеждений.

Лично у меня такой опыт нарабатывался через изучение физики и практики консультирования с использованием логических инструментов ТОС. А как такой опыт будет нарабатываться у менеджера? Хорошо известно, что в рамках компании преобладает скорее консервативные взгляды на бизнес, новшества продвигаются с трудом и возможности для саморазвития минимальны.

Значит эту задачу должно решить бизнес-образование. Наверняка могут быть разные методические подходы к развитию прорывного мышления у менеджеров. Мы разработали свой, на основе принятия решений с использованием инструментов ТОС.

Менеджеры последовательно принимают решения, касающиеся их реальных корпоративных проблем для ситуаций личной дилеммы, конфликта сторон, конфликта действий и правил, преодоления иммунитета к изменениям и нахождения решения для своей компании. В процессе нахождения прорывного решения, обучающиеся выявляют свои ограничивающие убеждения. Это программа для уже действующих менеджеров, хорошо знакомых с реальными проблемами. В процессе обучения, во-первых, происходит преодоление собственных ограничивающих убеждений, во-вторых, идет наблюдение за выявлением и разработкой плана по преодолению ограничивающих убеждений у других обучающихся. Это достаточно эффективный метод для изменения своих взглядов и развития.

Таким образом, деятельность руководителя организации во многом похожа на деятельность исследователя, он:

  • замечает разрывы между ожидаемыми результатами и фактом;
  • умеет выявлять надежные сигналы отклонений;
  • умеет добраться до своих ограничивающих убеждений;
  • подвергает сомнению свои сложившиеся убеждения и принимает прорывное решение;
  • выстраивает контекст, не позволяющий вернуться к ограничивающим убеждениям;
  • расширяет круг персонала, отказавшегося от ограничивающих убеждений.

Система образования должна готовить его к этой деятельности.

С нашим подходом к обучению менеджеров можно ознакомиться здесь.

Статья впервые опубликована на e-xecutive.ru
На фото — Стив Джобс, автор фото неизвестен.

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями.

Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и получите книгу в подарок!

Источник: tocpeople.com

Как развить аналитическое мышление и преуспеть в бизнесе

Люди по большей части полагаются на интуицию, хотя умение анализировать позволяет чаще выбирать правильные ответы. Аналитические навыки — это способность оценивать информацию в совокупности деталей и видеть проблему с разных точек зрения.

Устройте зарядку своему мозгу

Устройте зарядку своему мозгу

Как бы вы ответили на эту простую задачку? Теннисная ракетка и мячик вместе стоят $1,10. Теннисная ракетка стоит на $1,00 больше, чем мячик. Сколько стоит мячик?

Если ваш ответ — 10 центов, вы достойны поздравлений! Так ответило бы большинство людей. Ваша интуиция подсказала вам ответ, и несмотря на то, что ответ неправильный, вы относитесь к той большей части людей, которые полагаются на свою интуицию при принятии решений.

Читайте также:  Лучшее государство для ведения бизнеса

Если же вы ответили 5 центов (верный ответ), то вы также достойны поздравлений! Ваш случай довольно редкий — настолько редкий, что даже более 50% студентов Гарварда и Принстона отвечают на этот вопрос неправильно. Это так называемый тест когнитивных способностей Шейна Фредерика, который состоит всего из трех вопросов. В решении этих задач люди, как правило, полагаются либо на интуицию, либо решают при помощи анализа. То, каким способом они это делают, никак не отражается на их интеллекте, это скорее дело привычки.

Люди запрограммированы полагаться на свою интуицию в большей части. Если бы мы стали анализировать каждое решение, вплоть до того, что заказать из меню ресторана, это был бы довольно трудоемкий и отнимающий слишком много времени процесс, который в конечном итоге привел бы к аналитическому ступору и невозможности принятия решения.

Аналитические навыки

Вероятно, вы уже знаете, что сильные аналитические навыки и аналитическое мышление являются необходимыми качествами в бизнесе. Что именно является аналитическими навыками? Аналитические навыки — это способности собирать, визуализировать и анализировать информацию в деталях. Они включают также способность видеть проблему или ситуацию с разных точек зрения. Для начала следует выделить несколько составляющих аналитического мышления.

1. Способность собирать правильную информацию

То, какой информацией вы владеете, решает исход ситуации. Если вы соберете правильную информацию, у вас будет больше шансов решить проблему. Если вы соберете неправильную или бесполезную информацию, это окажет негативное влияние на весь аналитический процесс, и решение проблемы может оказаться неправильным.

2. Математические способности

Математика — это наука, играющая ключевую роль в карьере людей, занимающихся технологиями, финансами, ИТ, банковской деятельностью, инженерией — профессиями, связанными с аналитическим мышлением. Базовые математические навыки включают в себя понимание отношений между числами, расчет, восприятие и организацию числовой информации, анализ данных, планирование, бюджетирование и ряд других задач, понимание которых необходимо для принятия правильных выводов и решений.

3. Стратегические навыки мышления

Стратегическое мышление — это правильная расстановка приоритетов, гибкость и знание того, чего вы хотите достичь и какими способами. На бизнес-уровне стратегическое мышление означает, что вы можете разработать эффективные планы для решения ситуации или достижения цели компании.

4. Внимание к деталям

Внимание и концентрация на одном предмете дают вам возможность видеть скрытые детали и связи между составляющими при анализе ситуаций, что позволяет минимизировать риск ошибок.

Таким образом, составляющие аналитического мышления вместе позволяют решать сложные проблемы, принимая решения самым эффективным способом. Именно поэтому аналитическое мышление стало одним из важнейших навыков для сотрудников компаний и людей, которые играют важную роль в бизнесе. Например, вы являетесь разработчиком бизнес-менеджмента, ваши основные цели — найти возможности для роста рынка и увеличить продажи.

Чтобы достичь этого, вы должны иметь возможность собирать и анализировать информацию о текущей позиции компании и строить план и стратегии развития бизнеса. Если вы не обладаете общеаналитическими способностями, это будет невозможно. К счастью, аналитические навыки могут быть изучены или улучшены.

Как улучшить свои аналитические навыки

Аналитическая компетенция развивается, если повседневные проблемы и задачи решать определенным способом: например, новости и события в мире стоит воспринимать с критической точки зрения — не останавливайтесь на одной версии, анализируйте факты, делайте собственные выводы, ищите причинно-следственные связи. Стройте планы, просчитывайте шаги, прорабатывайте разные варианты действий. Попробуйте найти связь между двумя совершенно разными объектами, например, стол и стул. Что общего? Какие отличия?

Для развития математических навыков попробуйте сделать графики разных тенденций за несколько месяцев или лет. Практикуйтесь ежедневно с помощью приложений, игр, книг, чтения специализированных статей с графиками и анализами и др.

Для улучшения стратегических способностей можно попробовать играть в игры, развивающие стратегическое мышление, знакомые каждому с раннего возраста. Это пазлы, наборы конструкторов, задачи со схемами, планированием, речевые стратегии, направленные на развитие сюжета. Включите в свой список хобби шахматы, маджонг или другие стратегические игры, требующие аналитической деятельности. Квесты и головоломки могут быть включены в этот список. Мало того, что они помогут вам улучшить свои навыки аналитического мышления, но играть их в одиночку или с друзьями — это весело.

Научитесь быть более наблюдательными — используйте каждый подходящий момент для наблюдения за ситуацией и вашим окружением. Такие возможности могут представиться в парке, магазине, на светских мероприятиях, концертах и т. д. Когда вы читаете, обращайте внимание на самые тонкие детали, упомянутые в книге или газете. Наблюдая за поведением и реакциями человека, подумайте, что именно служило предпосылками такого поведения, как другой человек среагировал бы в подобной ситуации, какой был бы исход. Когда мы смотрим на вещи за гранью видимого, мы используем наблюдательность и улучшаем наши аналитические способности. Помните, что анализировать — значит использовать возможности мозга по максимуму.

  • BBF.RU
  • 30 августа 2017, в рубрике «Знания»
  • Аналитическое мышление ,
  • Логика ,
  • Мозг ,
  • Мышление

Источник: bbf.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин