Игорный бизнес является для нашей страны относительно новым видом деятельности. В настоящее время — это быстро развивающаяся и одна из самых прибыльных сфер услуг российской экономики. Вместе с тем игорный бизнес является и одной из самых криминальных сфер, что обусловлено большим наличным оборотом денежных средств и сложностью его контролирования.
Такие предприятия игорного бизнеса, как казино, например, не ведут учета выигрышей клиентами (зачисление на счета казино безналичных денежных средств и их выдача клиентами под видом выигрыша). При этом отсутствие учета выигрышей в казино может быть использовано и для «отмывания» незаконно полученных доходов, и как форма взятки должностным лицам органов власти и управления.
У истоков создания легального игорного бизнеса в России стоял московский криминалитет. Организация игорного бизнеса в других регионах России также проходила при непосредственном участии московской организованной преступности.
Законодательное регулирование игорного бизнеса в сфере деятельности казино осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. No 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» и Федеральным законом от 25.09.98 г. No 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». (В соответствии с Федеральным законом No 158-ФЗ и внесенными в него изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 г. No 326, лицензирование предприятий игорного бизнеса осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а проект положения о лицензировании предприятий игорного бизнеса должен быть разработан Минспортом России, однако до настоящего времени такого проекта нет.)
Как открыть свой игорный бизнес в интернете
Контроль за соблюдением налогового законодательства по предприятиям игорного бизнеса осуществляется в порядке, установленном для всех предприятий.
До вступления в силу Федерального закона No 142-ФЗ в сфере игорного бизнеса действовала 90-процентная ставка налога на доходы казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса. Исследование организаций игорного бизнеса, проведенное Госкомстатом России по итогам первого полугодия 1998 г. (до вступления в силу указанного закона), показало, что 65,1% респондентов (обследование охватывало 232 игорных заведения в разных регионах страны) не собирались его расширять. В качестве причин, по которым респонденты не собирались расширять свой бизнес, почти 90% называли действовавшую на то время систему налогов.
Федеральным законом No 142-ФЗ был введен фиксированный налог на игорный бизнес с единицы игрового оборудования (способа ведения игорного бизнеса). Такими объектами налогообложения были определены игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор и предусмотрены лишь минимальные ставки налога на перечисленные объекты налогообложения, зачисляемые непосредственно в федеральный бюджет.
Для пополнения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации от данного вида предпринимательской деятельности законодательным (представительным) органам субъектов федерации было предоставлено право увеличивать предусмотренную законом единую ставку налога. В результате этого среднемесячные налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от данного вида предпринимательской деятельности значительно выросли.
Депутат-КВНщик предлагает развивать казино и игорный бизнес как туризм
Наибольшее развитие игорный бизнес получил в г.г. Москве и Санкт-Петербурге, Новосибирской, Нижегородской, Ростовской, Самарской областях, Приморском и Краснодарском краях. Именно эти регионы обеспечивают наибольшее поступление налоговых платежей от игорного бизнеса в бюджет страны.
При этом наиболее динамично игорный бизнес развивается в Приморском крае, Амурской, Нижегородской, Тульской, Тамбовской областях, г. Москве, Республике Северная Осетия-Алания, где темпы роста налоговых поступлений от этого вида деятельности в первом полугодии 2000 года превышали среднероссийский показатель в 5 — 15 раз.
Таким образом, изменение законодательной базы налогообложения игорных заведений, происшедшие в августе 1998 г., с одной стороны, позволило значительно повысить налоговые поступления от данного вида предпринимательской деятельности в государственную казну, а с другой — способствовало развитию игорного бизнеса в Российской Федерации, упростив порядок налогообложения и снизив налоговую нагрузку на предприятия, занятые в этой сфере, что создало условия для осуществления ими предпринимательской деятельности без необходимости преступать закон.
В целях выявления факторов, оказывающих влияние на сферу игорного бизнеса, был проведен корреляционный анализ, который показал зависимость уровня доходов населения и развития игорного бизнеса.
Следовательно, развитие сферы игорного бизнеса можно прогнозировать в тех субъектах Российской Федерации, в которых будет наблюдаться экономический рост.
Несмотря на то, что проведенный корреляционный анализ не показал большой зависимости игорного бизнеса и деятельности ОПГ, предприятия игорного бизнеса по-прежнему остаются наиболее криминализированными в плане ухода от налогообложения, что связано в первую очередь со сложностью контроля за большим оборотом наличных денежных средств.
По оперативной информации, поступающей из территориальных органов налоговой полиции, игорный бизнес как сфера деятельности ввиду его прибыльности, труднодоступности, возможности получения неконтролируемых доходов и «отмывания» денежных средств, полученных незаконным путем, зачастую находится под влиянием организованной преступности.
Основные формы влияния преступных группировок на предприятия игорного бизнеса, как правило, заключаются во вхождении членов ОПГ и их родственников в состав учредителей, приобретении пакетов акций предприятий за счет денежных средств, добытых незаконным путем, с последующим присвоением части прибыли через подставных лиц — руководителей предприятий и заключении договоров на осуществление охранной деятельности как скрытая форма вымогательства.
Следует также отметить, что перераспределение собственности в данной сфере услуг еще не завершено, о чем свидетельствует межрегиональный характер контроля за предприятиями игорного бизнеса. В частности, наиболее «сильные» московские ОПГ контролируют казино во многих городах России. Однако постепенно эту прибыльную сферу деятельности берет в свои руки местный криминалитет.
Как уже было отмечено, преступность в игорном бизнесе характеризуется высокой латентностью, что создает определенные сложности в борьбе с ней.
Оперативно-значимой информацией о деятельности казино располагает только узкий круг высокооплачиваемых руководителей казино и их фактических владельцев. Кроме того, большинство казино, как правило, имеют мощные службы охраны и безопасности, помещения оборудованы системами видеоконтроля, с помощью которых осуществляется постоянное наблюдение за всеми работниками и клиентами на предмет пресечения их возможного сговора и во избежание упущенной выгоды заведения. Часто казино ведут учет установочных данных клиентов и их посещаемости с помощью так называемого «черного списка».
При существующей системе вмененного налога выявляемые нарушения порядка работы казино, как правило, носят административный характер. Выявить преступления возможно лишь тогда, когда в результате проведения оперативно-розыскных и проверочных мероприятий по обследованию помещений казино обнаруживаются «черновая» бухгалтерия и неучтенные денежные средства, свидетельствующие об умышленном занижении дохода.
По имеющейся информации, уже сейчас часть игорного бизнеса России находится в Интернете, в электронный режим переведены крупнейшие (по ставкам на кону) в России столы преферанса и бриджа, широкое распространение получили «Блэк Джек» и рулетка по IP-протоколу. Это подтверждает и тот факт, что предприниматели в этой сфере деятельности активно набирают WEB-программистов. Кроме того, как и в любом «черном» бизнесе, для входа в виртуальное казино необходимы закрытые адреса и пароли, поэтому можно предположить наличие провайдерских «контор», специализирующихся на предоставлении подобных услуг.
Вместе с тем в силу ряда объективных причин (пока слабое распространение Интернета в России) не решен вопрос с электронной оплатой. В настоящее время расчеты с казино проводятся через администрацию заведения при личном посещении: за наличные вам открывают виртуальный счет, а после игры, если вы выиграли, деньги доставляются по заранее оговоренному адресу. По прогнозам специалистов, уже к концу 2000 года в Интернете может оказаться до 30% оборота игорного бизнеса в России.
Исходя из вышесказанного, с точки зрения соблюдения налогового законодательства, игорный бизнес ввиду его прибыльности, труднодоступности, возможности получения неконтролируемых доходов и «отмывания» денежных средств, полученных преступным путем, является одним из наиболее криминогенных. Данные факторы способствовали тому, что практически повсеместно игорный бизнес контролируется организованной преступностью. В то же время это развивающийся вид деятельности. С учетом этого можно предположить его дальнейшую криминализацию и, как следствие, дальнейшее выведение из-под налогообложения значительных денежных средств.
Небольшой опыт работы, а также несовершенство форм статистической отчетности создают трудности в оценке деятельности правоохранительных и контролирующих органов. В то же время имеющийся опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективными по выявлению и пресечению преступлений и нарушений в этой сфере являются мероприятия, которые осуществляются совместно.
сборник
Саморуков Дмитрий Игоревич
Источник: viperson.ru
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
АНАЛИЗ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИГОРНЫХ ЗОН КАК РЕСУРСА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
Уласик Е.Г. 1 , Ким Т.М. 1
1 Филиал ВГУЭС в г.Артем
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Сегодня туризм является приоритетной сферой экономики и факторам, влияющим на его развитие, уделяется большое значение [1]. Игорные зоны являются мощным стимулирующим рычагом турбизнеса, а инфраструктура и уровень услуг игорных зон делает отдых в регионах еще более привлекательным и интересным, дают дополнительный стимул экономическому развитию, привлекая сюда значительные средства туристов и инвесторов.
Первые игровые автоматы в стране начали устанавливать в 1988 году в гостиничном комплексе Госкоминтуриста СССР. Под его эгидой было создано ВХВО «Интурсервис», которое придумало новый вид дополнительного сервиса для зарубежных туристов.
За первый год работы было поставлено 226 игровых автоматов в таких городах как Москва, Ленинград, Сочи и др.Самое первое казино появилось в гостинице «Савой» в Москве 23 августа 1989 года. В 2005 году сумма оборотных денежных знаков в игорной нише составила 5-6 млрд долл., в нашей стране насчитывалось около 410 тыс. «одноруких бандитов», и 5000 игорных столов. К началу 2006 года муниципалитеты выдали более 3600 лицензий на игорный бизнес. Основная часть игорных заведений приходилась на Москву и Санкт-Петербург – это около 60% от общего числа. Бесспорным лидером того времени являлась корпорации Ritzio Entertainment Group (сеть «Вулкан») [2].
В октябре 2006 года президент Владимир Путин на собрании парламентских фракций порекомендовал оптимальное решение проблемы игорного бизнеса. Путин отдал в думу поправки к законопроекту «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», суть их состояла в том, чтобы определить место под игорный бизнес в четырех игорных зонах в РФ. Согласно закону, игорная зона – это часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом. С 1 июля 2009 года на территории России запрещена любая игорная деятельность, за исключением четырех специально отведенных зон – «Азов-Сити» в Краснодарском крае, «Янтарная» в Калининградской области, «Сибирская Монета» в Алтайском крае и «Приморье» в Приморском крае (рисунок 1) [3].
Рис. 1. Игорные зоны на территории России
Игорные зоны представляют собой мощный потенциальный ресурс для развития туризма в своих регионах, что в немалой степени зависят от таких показателей как месторасположение, ассортимент услуг и развитость инфраструктуры (таблица 1).
Сравнительная характеристика российских игорных зон
Название игорной зоны
Площадь зоны в кв. м
казино «Оракул», «Шамбала», «Нирвана», гостиница
площадка, ресторан, VIP-отель
15 казино и 30 гостиниц,
комплекс с гостевыми домиками «Русская деревня», крытый
аквапарк, ресторанные заведения
и летний кинотеатр
ОЭЗ туристическо-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»
казино, гостиницы, аквапарки,
театр, концертные залы,
спортивные арены, дискотеки,
спа-салоны, магазины, подземный паркинг, гостиничный комплекс уровня 4*, конференц-центр,
Sky казино, Sky бар-клуб
комплекс «Новый город»
16 гостиниц различного класса с казино, яхт-клуб, причала на 65 судов, горнолыжная трасса,
Площадь заведения «Шамбала» составляет около 1,5 тыс. кв. м. Объем инвестиций в проект составил около 175 миллионов рублей. Игорное заведение расположено в 100 метрах от казино «Оракул». В казино установлены 12 игорных столов, около 130 игровых автоматов, есть отдельный «покер-рум» для соревнований по спортивному покеру.
Также в «Шамбале» расположены несколько VIP-залов для приватной игры и концертная площадка. Третье казино – «Нирвана» – открылось в «Азов-Сити» 18 октября 2013 года. Площадь игорного заведения 1,5 тысячи квадратных метров. Объем инвестиций в проект составил порядка 200 миллионов рублей [5].
Игорная зона «Сибирская Монета»расположена в Алтайском районе Алтайского края, ее площадь составляет 2304,2 гектара. На трех восточных участках игорная зона граничит с действующей особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь».
Уже почти завершено строительство нового азартного комплекса и продолжается создание крупных объектов для его обслуживания. Данный проект обошёлся в 30 млрд. рублей. Предусматривается наличие 15 казино и 30 гостиниц. В фешенебельных гостиничных комплексах должны размещаться ещё 10 игорных заведений. Также будут созданы комплекс с гостевыми домиками «Русская деревня», крытый аквапарк, ресторанные заведения и летний кинотеатр.
В конце 2015 года в «Сибирской Монете» открылось новое крупное казино «AltaiPalace». Сегодня популярное заведение собирает большое количество посетителей и приносит немало средств в бюджет Алтайского края. Красота окружающих гор привлекает на территорию немало отдыхающих туристов. Открытие игорной зоны на Алтае стало знаменательным событием [6]. В настоящее время на территории «Сибирской монеты» осуществляют свою деятельность два резидента с общим объемом заявленных инвестиций около одного миллиарда рублей.
Проект строительства первого гостиничного комплекса с казино реализует кемеровская компания ООО «Алти». Общая площадь здания составляет почти 5,5 тысячи квадратных метров. Комплекс будет состоять из четырехзвездочной гостиницы на 100 мест, казино, ресторана, салона красоты, SPA-кабинета, сауны, спортивно-оздоровительного центра с тренажерным залом.
На февраль 2014 года вложения инвестора составили более 740 миллионов рублей. Внешняя инфраструктура, по словам губернатора Алтайского края Александра Карлина, включающая международный аэропорт, новые транспортные системы и коммуникации будет создана за счет государственных средств. Инвесторам предлагается возможность развивать не только игорный, но и туристический бизнес [6].
«Дело в том, что «Сибирская Монета» граничит с особой экономической зоной туристическо-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», – поясняет руководитель территориального органа Федерального агентства по управлению ОЭЗ Алтайского края Евгений Востриков. – Государственно-частное партнерство предоставляет резидентам турзоны уникальные возможности, в числе которых не только строительство инфраструктуры за счет бюджета, но и шанс получить готовый участок и даже выкупить его, если будут выполнены все условия целевого санаторно-курортного строительства». Однако, несмотря на то, что количество гостиниц и кемпингов здесь растет, отпуск в крае к дешевым не относится.
Аналогично стоит отдыхв Турции. Специалисты считают, что это явление временное. Реконструкция Бийского аэропорта, строительство коротких магистралей, мостов существенно сократит транспортную составляющую бюджета отпускников. К тому же алтайские власти намерены лоббировать интересы отдыхающих в правительстве РФ.
Экономисты полагают, что свою долю в формирование цен на путевки со временем внесет рынок. Чем больше на нем будет игроков, тем доступнее станет отдых на Катуни.
Заказчики ориентированы именно на создание зоны отдыха, где помимо прочего, можно и заглянуть в казино. На территории «Сибирской монеты» создадут условия для горного туризма, обустроят искусственные озера и даже соорудят каскадные водопады.
Зона «Янтарная» активно развивается в Калининградской области. Для строительства различных комплексов выделено около 500 тыс. гектаров земли. Инвестиции в проект составляют 600 млрд. рублей [3]. Планировалось, что на этой территории появятся казино, гостиницы, аквапарки, театр, концертные залы, спортивные арены, дискотеки, SPAсалоны, магазины.«Янтарная» позиционировалась при этом не только как место для азартных игр, но и для отдыха, реабилитации и проведения деловых конференций.
Первое казино открылось в 2016 году. Зал игровых автоматов «Magiccristal» начал работать с 1 апреля и функционирует 7 дней в неделю в круглосуточном режиме.
Для посетителей работают порядка 180 игровых автоматов и бар. «Янтарная» рассматривается в качестве игорного сегмента «Нового города» – проекта большого туристско-рекреационного комплекса площадью около 700 гектаров, включающего пансионаты, гостиницы, прогулочные зоны, аквапарк, променад. Его строительство планируется вести на условиях государственно-частного партнерства.
Строительство разделено на два этапа. Первый этап завершен в 2016 году – это развлекательный объект общей площадью 18.000 кв.м., включающий в себя казино, это порядка 800 игровых аппаратов и 40 игровых столов. Также на площади первой очереди располагается концертная площадка для выступления звезд эстрады, рестораны различных уровней: от авторской кухни до ресторана быстрого питания, просторный подземный паркинг (подземная парковка), покерный клуб и VIP залы для привилегированных посетителей. Вторая очередь интегрированного курорта – это гостиничный комплекс уровня 4 звезды, конференц-центр, медицинский SPA комплекс, Sky казино для VIP персон, Sky бар-клуб, а также другие сервисы. Также во II этап входит благоустройство территории, что представляет собой прогулочную зону.
Вокруг игорной зоны «Янтарная» планируется создать курортно-рекреационную территорию, сочетающую в себе современную архитектуру с архитектурой старой Европы. Недавно Дмитрий Медведев принял решение расширить Янтарную зону. Данная территория должна послужить не только местом для проведения азартных игр. Планируется создание комфортных территорий для отдыха различного вида.
Сегодня строительство немного задерживается в связи с недостатком инвестиций в проект. Однако правительство уверяет, что в ближайшее время ситуация должна измениться в лучшую сторону [7].
Площадь зоны Приморье – 620 га. Она расположена на территории Приморского края (Артёмовский округ). Приморье – это не просто интереснейший природный уголок, но и место, приближенное к развитым и развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Предполагается, что сюда увеличится поток иностранцев, желающих отдохнуть в местных казино и одновременно понять, что такое отдых в Находке и других курортных зонах края. Строительство развлекательных центров должно завершиться в 2022 году. Планируется открыть новые казино, гостиницы, горнолыжные трассы и другие объекты.
Проектом предусмотрено строительство 16 гостиниц различного класса с казино, яхт-клуба, причала на 65 судов, горнолыжной трассы, торгово-выставочного центра, административно-офисного центра, гостевых вилл, благоустроенных территорий и пляжей. Реализация инвестиционного проекта осуществляется в три этапа: 1 этап – до 2016 года; 2 этап – до 2019 года; 3 этап – до 2022 года. Общий объем капиталовложений составит не менее 1,8 миллиарда долларов.
Власти Приморья договорились с руководством компании Melco International Development Limited (Макао) об инвестициях в игорно-развлекательный комплекс в размере 700 миллионов долларов [8]. Первый объект возведен на берегу бухты Муравьиная рядом с озером Черепашье. Здесь разместилась гостиница на тысячу мест и казино на две тысячи столов и автоматов. Крупнейший резидент развлекательного курорта «Приморье» намерен создать место не только для игроков, но и для семейного отдыха.
Первая очередь гостинично-развлекательного комплекса Selena на интегрированном курорте «Приморье» будет запущена в эксплуатацию в конце 2016 года. Общая сметная стоимость на сегодня составляет около 900 млн. долларов.
Компания интегрированного курорта «Приморье» — ООО «ДаймондФорчунХолдингс Прим»– к 2020 году настроена запустить все три фазы объекта и выстроить работу таким образом, чтобы комплекс был интересен как российским туристам и игрокам, так и иностранцам. Информация об этом прозвучала в рамках сегодняшней пресс-конференции с крупнейшим резидентом развлекательного курорта «Приморье» в рамках ВЭФ, сообщают ЕНВ.
К реализации первой стадии проекта инвестор приступил летом 2015 года. На первом этапе будет возведён отдельно стоящий многофункциональных комплекс площадью 18 тысяч квадратных метров, включающий в себя 4-звездочную гостиницу на 250 номеров, с казино на 100 столов и 500 автоматов, бары, рестораны и торговую галерею.
«ДаймондФорчунХолдингс Прим» ставит перед собой задачу – не концентрироваться на игру, а на туристов разного уровня. Для достижения положительного результата необходимо выстраивать отношения с административными структурами и туркомпаниями. Поток туристов, комфорт, разнообразная программа – задачи у всех одинаковые.
«Когда мы были на выставке PITE, туроператоры выходили с разнообразными и очень интересными предложениями, – отметил генеральный директор компании Георгий Кондаков. – Мы заинтересованы в том, чтобы сюда, в Приморье, ехали туристы из Китая, Кореи, Японии. Кроме того, будем плотно работать и с агентствами этих стран, кто организует туры для своих соотечественников в Россию.
Не стоит исключать из работы и бизнес-сегмент, использовать возможности MICE индустрии — конференции, корпоративные мероприятия и т.д. И если в Макао на долю игроков приходится 80%, в Лас-Вегасе – 60%, у нас пока этот показатель будет на уровне 90%. Но это лишь начальный этап. Дальше перечень предложений будет более широким и разнообразным – аквапарки, шоу, фестивали, конкурсы, экскурсии, спа-салоны, спорт, что даст возможность удовлетворить потребности любого туриста» [2].
Руководитель компании также подчеркнул, что «география Приморья и близость границы – это самый привлекательный момент. И если другие игровые зоны на территории страны изрядно лихорадило, приток игроков был нестабилен, власти преследовали свой интерес, у руководства игровых зон и инвесторов были свои интересы, то в Приморье шансы на закрытие зоны, непонимания с административными структурами и возникновение проблем с властями ведены к минимуму.
Что касается конкурентных преимуществ гостинично-развлекательного комплекса «Selena», то в компании уверены, что главная и приоритетная ступень – это привезти сюда клиента, игрока, туриста. А вот когда он попадет в зону «Приморье», тогда и карты в руки – конкуренция будет не в цене (если тарифы и будут розниться, то, что называется, на копейки), а в перечне предлагаемых услуг.
Чем будет больше разных вариантов отдыха, тем будет больше интерес, тем больше туристов приедет», уверен г-н Кондаков. Впрочем, перспективы развития приморской игровой зоны не так уж безоблачны. Как сообщают СМИ, одной из важнейших проблем стало выделение земельных участков под развлекательно-игровые комплексы. Территория, отведенная под застройку, частично поросла ценными лесами и частично представляет собой земли сельскохозяйственного назначения. Вырубить эти леса сегодня означает погубить уникальную природу целого района (напомним, что игровая зона будет занимать площадь в 600 гектаров).
Местным властям удалось найти компромиссное решение: на сегодняшний момент предполагается, что приморская игровая зона станет не урбанистическим проектом, а огромным туристическим комплексом, где создатели постараются максимально сохранить природную уникальность и организовать наилучшие условия не только для игры и проживания, но и для занятий спортом и семейного отдыха.
В сентябре глава Ростуризма Олег Сафонов заявлял, что турпоток в регионах с игорными зонами вырос на 15–20% за летний период. Почти 150 тыс. туристов из Китайской Народной Республики посетили Приморский край с начала года в рамках безвизового группового обмена между Россией и Китаем. Основные ресурсы на создание игорных зон привлечены за счёт средств инвесторов как российских, так и зарубежных (таблица 2).
Таблица 2 – Инвесторы игорных зон России
Источник: scienceforum.ru
Стоит ли развивать игорный бизнес в России?
С 1 июля 2009 года игорный бизнес в России может развиваться только в четырех специально отведенных для этого зонах. Соответствующий закон был принят Госдумой в конце 2007 года. Согласно ему, поиграть в казино теперь можно лишь на Алтае (в зоне «Сибирская монета»), в Приморском крае, в Калининградской области (в «Янтарной»), а также на границе Ростовской области и Краснодарского края (в «Азов-сити»).
Правда, любителям азартных игр ждать придется долго, поскольку ни в одной из игорных зон до сих пор еще не приступили к строительству. В Приморье и в Калининграде до сих пор даже не определили точное местоположение игорных зон. Наиболее активно ведутся работы в «кубанской части» «Азов-сити». Там проложена дорога, подведены газ, вода и электричество. Однако даже туда владельцы игорного бизнеса пока не торопятся.
Почему же за 2 года, прошедшие после принятия закона, для создания российских Лас-Вегасов практически ничего так и не было сделано?
Проекты по созданию игорных зон полностью нежизнеспособны
По мнению экспертов, этот проект с самого начала был полностью нежизнеспособен. Да, для будущих казино выбраны довольно живописные окрестности, однако безо всякой инфраструктуры. А ведь «игровая зона это не только дорога, это не только здание казино, и это даже не здание гостиницы. Это нужно строить дома для тех, кто будет там работать, а средний возраст там 24 года, значит, надо будет строить роддома, школы. Это надо построить 4 города», — поясняет заместитель исполнительного директора Российской ассоциации развития игорного бизнеса Самоил Биндер.
Стоимость проектов получалась заоблачной: согласно финансово-экономическим обоснованиям всех четырех зон, в них предполагалось инвестировать 727,5 млрд руб. – вдвое больше, чем в сочинскую Олимпиаду. При этом 80% всех вложений должны были поступить от частных инвесторов. К тому же, в отличие от Олимпиады, игорные зоны федеральный бюджет не спешит финансировать, а у региональных и денег особо нет.
«Если сравнивать строительство игорных зон со строительством олимпийских объектов, становится понятно, что там проект реализуется в уже готовом городе Сочи, с действующей инфраструктурой. При этом срок на строительство олимпийских объектов — 7 лет, а инвестиции — 16 млрд долларов.
Нам же предложили за 2,5 года построить четыре Сочи, — сетует Биндер. — Затраты, связанные со строительством всего этого, оцениваются в 40-45 миллиардов долларов. Даже если взять самые благоприятные финансовые показатели, то получится, что только для того, чтобы отбить все эти затраты нужно 35 лет», — поясняет Биндер. При этом, согласно закону, игорные зоны функционируют 10 лет с момента создания. Потом правительство по своему усмотрению может их легко перенести на любой другой свободный клочок земли, а застроенные территории перепрофилировать в гостиничные комплексы и рекреационные зоны.
На таких условиях инвестировать средства в гипотетические игорные зоны отказываются даже строители, которые потом могли бы сдавать свои объекты в аренду тем же казино. «Если я вкладываюсь в проект, я смотрю – как скоро он может окупиться, – пояснил Каспарову.Ru руководитель крупной строительной компании Дмитрий (в силу понятных причин попросивший об анонимности). – В 2008 году я зайти не мог физически – просто потому что там ничего не было. В 2009 все еще не могу – туда нет дороги.
Но допустим, зная наших, к 2012 году они все подготовят. Я построю, в лучшем случае, один объект за год, потратив довольно большие деньги за срочность. Далее – землю надо арендовать, ибо она не продается, а дается в аренду. Это тоже затраты. Вся прибыль будет состоять в доходах от аренды моего объекта, но она даже на 10% не перекроет расходов за оставшиеся пять лет функционирования.
По этой же причине, кстати, я никому не смогу этот объект продать. И, естественно, здесь нет и не будет «сочинского» благоприятствования строительству. Будут две комиссии в день, плюс чиновники – всем дай. Короче, смысла строить просто нет».
А ведь помимо затрат на строительство стоит подумать и о привлечении будущих клиентов. «В создаваемые игровые зоны ездить никто не будет. У нас не так много людей, которые могут себе позволить ездить так далеко, чтобы просто посидеть в казино. Те же, у кого есть деньги, скорее поедут за рубеж, для них это будет путешествие выходного дня», — с таким утверждением директора Военно-страховой компании Татарстана Игоря Волчкова согласны большинство экспертов. «Азов-сити» никогда не станет Лас-Вегасом, а останется игровым центром местечкового масштаба и «будет обслуживать исключительно Краснодарский край и Ростовскую область. Там будет максимум 10-15 игорных заведений, и во что-то большее оно не разрастётся однозначно», — уверен Николай Оганезов, член комитета Торгово-промышленной палаты России в сфере игр и лотерей, директор Региональной ассоциации игорного бизнеса в Южном федеральном округе.
Очевидно, что и сроки для создания игорных зон с самого начала были заведомо нереалистичными. «Если все делать по закону, то только от момента создания до момента, когда заедет бульдозер, то есть начнутся работы по строительству, проходит 1,5-2 года», — пояснил он. После этого еще 1,5-2 года занимает строительство инфраструктуры. «Ускорить все можно только с нарушением закона», — заявил глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов.
Стоит отметить, что к созданию намеченных игорных зон с пессимизмом относятся не только бизнесмены и потенциальные инвесторы, но и большинство местных жителей, опасающиеся усиления криминала, падения нравственности и прочих проблем, связанных с большими деньгами. В Калининградской области даже создано общественно-политическое движение против игорной зоны. По словам депутата Калининградской области, директора фонда «Региональная стратегия» Соломона Гинзбурга, жители будущей игорной зоны прекрасно понимают, «что это, скорее, попытка выдать желаемое за действительное, и никакого процветания данной территории этот проект не принесёт».
Стоит ли жалеть о выводе капитала и сокращении доходов госбюджета?
Понимая бесперспективность дальнейшего развития бизнеса в России, некоторые владельцы игорных заведений перепрофилировали свои заведения под кафе, клубы, развлекательные центры и тренажерные залы. Часть участников рынка предпочли перенести бизнес за рубеж — в страны бывшего СНГ: Белоруссию, Украину, Грузию, Киргизию, страны бывшей Югославии, Болгарию, страны Латинской Америки.
Там для открытия казино не приходится строить новых городов — можно разворачивать бизнес прямо в столицах, например, в Софии. В связи с этим большинство экспертов с сожалением говорят о выводе капитала, который мог бы работать и в России, и о сокращении налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты, что особенно тяжело в условиях кризиса. «Только одна Москва, только чистые игровые заведения Москвы дали 11 миллиардов рублей.
А если прибавить те предприятия, которые заточены и специально созданы на обслуживание игорного бизнеса, и которые рухнут, естественно, вместе с игорным бизнесом – это около 15 миллиардов рублей», — сообщил Самоил Биндер. Однако, по словам Евгения Фёдорова, председателя комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, доходы государства от казино значительно меньше: в прошлом году они составили 24 миллиарда рублей, а два года назад — 40 миллиардов. «То есть у нас просто, откровенно говоря, снижаются и налоговые поступления от этого вида. Кроме того, учтите, что это лучшие помещения в лучших городах, вы знаете, где это в Москве, в Санкт-Петербурге, и так далее. И мы отлично понимаем, что доход от тех объектов, которые разместятся в этих же офисах, будет сопоставим, ну, как минимум не меньше. Я имею в виду от офисов, от ресторанов, от клубов, от других объектов, которые там будут располагаться», — пояснил Евгений Фёдоров.
Забота о населении или политические игры?
Кроме того, по его мнению, гораздо важнее денег сохранить здоровье нации. В России же, по данным Национального научного центра наркологии Минздрава РФ, не меньше 300 тыс. человек уже страдают игровой зависимостью — лудоманией. При этом, хотя она и не признана еще официально как болезнь, симптомы ее напоминают наркоманию, социальные последствия могут быть не менее губительными, а лечится она труднее, чем алкоголизм и наркомания.
Рост лудомании отчасти спровоцировало и само государство. По закону, принятому Государственной Думой в 2002 году, лицензии на право игорного бизнеса стали выдавать не региональные власти, а Госкомспорт. Причем стоила такая лицензия всего 1300 рублей – 50 долларов. За 2,5 года было выдано 6 тысяч лицензий. То есть, по сути ее мог получить любой. И каждый брал, как правило, по 5-6 лицензий.
В результате игровые аппараты появились буквально на каждом углу. Последующие попытки законодательно ограничить количество игорных заведений не дали существенных результатов. «То есть в результате анализа ситуации, в том числе той реальной, какая сложилась в России, было принято решение, что нужно принимать более жёсткие решения, пока этот бизнес не впитался в кровь и в пот. Лет через 10 его, наверное, уже невозможно было бы закрыть. И лучше, чтобы будущее поколение не сталкивалось с ним в масштабах, которые приведут к деградации и. ущербу здоровья массовому количеству людей», — поясняет Евгений Федоров.
В качестве примера заметим, что в Москве на 10,5 млн. жителей до 1 июля 2009 года приходилось 516 залов игровых автоматов и 30 казино. Для сравнения: музеев в Москве чуть меньше — 504, а еще меньше библиотек (439) и кинотеатров (140).
Однако, если государство действительно озаботилось здоровьем россиян, ему стоило бы, в первую очередь, бороться с пропагандой алкоголя, вреда от которого гораздо больше. Поэтому, несмотря на официальные заявления, причины принятия закона об игорных заведениях, скорее, политические, чем социальные. По версии ряда источников, этот закон должен был нанести удар по грузинской мафии в России, которая, как говорят, играет ведущую роль в индустрии азартных игр.
Не принесут ли вреда столь радикальные меры?
Большинство экспертов считают вступивший в силу закон слишком радикальным. «С одной стороны, сначала государство позволило этому бизнесу бесконтрольно развиваться, с другой стороны, очень много людей стало работать в этой сфере и сейчас закрытие — удар по этим работникам», — считает Игорь Волчков. Самоил Биндер, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации развития игорного бизнеса, напоминает, что государство «в условиях кризиса не только потеряло 2 миллиарда долларов налоговых поступлений, но и фактически выбросило на улицу 350 тысяч человек, средний возраст которых 24 года».
Однако последняя цифра заставляет задуматься не только о росте безработицы. Оказывается, у нас в стране при постоянных жалобах на нехватку кадров такое количество молодых людей было занято в сфере, которая не производит ничего материального, а лишь эксплуатирует порочные пристрастия. Вряд ли такое положение дел стоит считать нормальным.
Кроме того, остаться без работы в 24 года, конечно, неприятно, но не трагично. В этом возрасте еще вполне реально получить новую специальность и сделать успешную карьеру. Тем более что бывшим крупье и официанткам с возрастом все равно пришлось бы оставить работу в игорном бизнесе. Поэтому упреки в том, что государство само повышает безработицу, рассчитаны, скорее, на публику.
Пожалуй, более справедливы замечания о том, что закрытие казино вызовет всплеск подпольного игорного бизнеса. «Когда в ходе таких же популистских кампаний в Стамбуле было закрыто 47 казино, сегодня 274 подпольных казино исправно платят, теперь уже не государству, а прямо в карман милицейским начальникам за свое существование», — сообщает телеведущий Дмитрий Дибров.
«Закрыть казино — нелогичная мера, мягко говоря. С закрытием казино на улицу выбрасывается около миллиона рублей, государство теряет деньги в виде налогов. Автоматные забегаловки — вот что на самом деле стоит убрать в России. Я бы оставил в больших города не 70, а 5 — 6 казино высокого уровня. И чтобы попасть туда могли только люди высоко уровня.
Которые, собственно, и с закрытием казино играть не перестанут», — полагает сатирик Аркадий Арканов. С ним согласен и продюсер Марк Рудинштейн. Он напоминает о положительном опыте Великобритании, где азартные игры запрещены, но работает сеть закрытых игорных клубов, доступных только членам этих клубов или их ближайшим знакомым, попасть туда «человеку с улицы» невозможно.
Что ж, быть может, такой вариант и предотвратил бы развитие подпольного игорного бизнеса в России. Теперь же остается рассчитывать только на то, что масштаб его будет менее значительным, чем у существовавшего до сих пор бизнеса легального, а также на то, что российские власти не остановятся на полпути и, несмотря на коррупцию, все же смогут удержать игорный бизнес в законных рамках.
fmd_bad В команду редакции интернет-издания «Капитал страны» требуется новостник: требования и условия keyboard_double_arrow_right
Источник: kapital-rus.ru