Культурносимволическая составляющая — важный компонент развития экономики, определяющий конкурентоспособность территорий, товаров и брендов. Это очевидно — но пока не для всех
Словосочетание «постиндустриальное общество» еще четверть века назад встречалось лишь в философских трудах. Сегодня мир уже живет в постиндустриальной реальности. Некогда промышленные центры выстраивают новый имидж на принципиально другой основе — развитии творческих индустрий. Примеров достаточно: английские Шеффилд, Манчестер и Ливерпуль, Бильбао в Испании, район Рурского бассейна в Германии.
Бизнес осознает собственную зависимость от креатива в различных его проявлениях. Это побуждает корпорации вкладывать в культуру деньги, причем немалые. Культурносимволическая составляющая приобретает все больший вес в развитии экономики, определяя конкурентоспособность товаров, услуг и брендов.
И здесь примеров немало: американские фонды Билла Гейтса и «Атлантик траст», поддерживающие искусство, Центр Фольксвагена Autostadt, созданный в немецком Фольксбурге, где расположены заводы этой фирмы.
PROРАЗВИТИЕ: Культура и бизнес. Андрей Теслинов, часть 1
В России представления о месте культуры в жизни общества сохраняются в основном в том виде, в каком они сформировались более века назад. Причем ментальное отставание свойственно не только людям, далеким от культурной деятельности, но и профессионалам.
Между тем страна экстерном проходит «школу капитализма»: уменьшение государственного финансирования во время перестройки привело к необходимости поисков новых форм — вначале выживания, а затем и развития учреждений культуры. Возникло новое явление — менеджмент в культуре. В отрасли стали появляться представления о маркетинге, фандрайзинге, общественных связях. Но в силу ментального отставания процесс идет очень медленно.
Одним из активных участников «менеджерской революции» можно назвать эксперта-консультанта по фандрайзингу, культурной политике и социокультурному проектированию, главного редактора журнала «АРТменеджер» Владимира Бабкова. Это издание — настольная книга как для менеджеров и продюсеров независимых проектов и некоммерческих организаций в сфере культуры и образования, так и для работников госучреждений.
Совсем недавно «АРТменеджер» освоил другой формат: начал выпуск серии книг о творческих индустриях. На днях в Екатеринбурге прошла презентация первой из них — «Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт». Она посвящена, на первый взгляд, вопросам узкопрофессиональным, однако позволяет отразить перемены социокультурной реальности и сравнить ситуацию в России и за рубежом.
Как это порусски
— Владимир, какова, на ваш взгляд, российская специфика взаимоотношений культуры — и бизнеса, общества, власти?
— Основная наша проблема в том, что бизнес и власти предержащие до сих пор относят культуру к социальной сфере, представляя ее попрошайкой с вечно протянутой рукой. Они не считают, что культура в нашей стране может порождать новые ценности, из которых получается международный товар.
Как создать успешный бизнес? 5 уровней корпоративной культуры в бизнесе. Максим Спиридонов
Между тем в постиндустриальном обществе информационной эпохи давно сложилось отношение к ней как к серьезному ресурсу экономики. Там укоренились такие понятия, как культурно-экономическое развитие, экономика впечатлений, экономика переживаний. Модель культуры XIX века — это образование, в XX веке — это праздник, а в XXI — бизнес.
Нужен ли Зальцбургу ежегодный музыкальный фестиваль? Семьдесят лет назад, когда он только зарождался, в этом, возможно, были сомнения. А сейчас бюджет фестиваля составляет значительную часть экономики Австрии. Нам нужно посмотреть на культуру иным взглядом, увидеть заложенные в ней новые возможности для развития. Это главное.
— Но вы говорите о постиндустриальном, информационном обществе. Относятся ли эти определения к России?
— Индустрию строят страны, где ее нет, но и у них постиндустриальный период — в перспективе. Энергетические ресурсы конечны. И наука не стоит на месте: еще до того, как они исчерпаются, Россия рискует оказаться жертвой новых технологий, для которых не нужны нефть и газ. Настанет время, когда страна должна будет опереться на свою креативность, творческие индустрии, на то, чем сейчас живет постиндустриальная экономика.
Необходимость присутствия в едином информационном пространстве очевидна. Если 500 лет назад образовательного ресурса хватало на династию, 100 лет назад — на целую жизнь, то сейчас обновлять знания и пересматривать взгляды нужно максимум через пятьсемь лет. А для этого требуется неограниченный доступ к информации. Снова опустить железный занавес уже невозможно, это безвозвратно отбросит Россию от общемирового пути развития.
— В Европе и США существуют разнообразные примеры партнерского взаимодействия искусства и бизнеса.
В России более всего понятно определение «спонсор». Причем хотя спонсорские отношения построены на партнерстве (за свои деньги бизнес получает конкретные рекламные услуги, прописанные в договоре), финансирование все равно часто воспринимают как акт благодеяния. Насколько российский капитализм дозрел до следующего шага — использования художественных и культурных проектов для работы над имиджем?
— Первое условие для сотрудничества бизнеса с искусством — уверенность бизнеса в устойчивом положении в стране. Из-за незрелости институтов гражданского общества ее нет: отсюда скупка недвижимости и распределение капитала за рубежом, другие формы подстраховки. Когда вера в свою страну у бизнеса появится, развитие форм сотрудничества с искусством не заставит себя ждать.
Но есть и другая сторона вопроса — неумение представителей культуры и искусства на языке бизнеса объяснить ему возможность сотрудничества. Поясню на примере собственной деятельности: партнеров для создания журнала «АРТменеджер» найти непросто. Но если удается донести до предпринимателя мысль, что ты решаешь его проблему — показываешь, как он может заработать на культуре, — ты становишься партнером. Я не просто издаю журнал, я решаю проблему — вот в чем ключевая разница в подаче информации.
Эффективность и художественная способность — разные вещи. Некоторые художники совершенно неэффективны как бизнесмены. Именно поэтому в Европе и США существуют посреднические организации. Крупнейшая в мире, британское агентство Arts and Business, куда входит несколько тысяч членов, учреждена, кстати, бизнесом.
За воспроизводство интеллектуальной собственности
— Вы используете западный термин «творческие индустрии». Работают ли у нас связанные с ним технологии?
— Культурные (творческие) индустрии — это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (таково определение департамента культуры, СМИ и спорта правительства Соединенного Королевства Великобритании). Это новый, динамичный сектор в экономике развитых стран.
Статистика в Великобритании показывает: с 1997 по 2000 год творческие индустрии росли в среднем на 9% ежегодно (в других отраслях экономики — не более чем на 2,8%) и достигли 7,9% НВП. По декабрьским данным 2001 года, занятость в творческой сфере составила 1,95 млн человек.
В число культурных индустрий входит широкий спектр областей, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки и театра до дизайна, моды, создания видео-, аудио-, мультимедиапродукции, клубной культуры. Наличие творческих индустрий в том или ином городе или регионе существенно сказывается на качестве жизни. Тут можно и нужно опираться на зарубежный опыт, и не только лидера в этой области Великобритании, но и Японии, других развитых стран, которые идут по этому пути. Не думаю, что мы можем стать исключением — таково веление времени. Хотя есть и противники: мы же сами с усами…
— Продукт деятельности творческих индустрий (дизайн, тексты сценариев, аудио— и видеодиски, и т.д.) имеет понятную всем рыночную стоимость. Но эффект от творческих индустрий гораздо шире, чем от обыкновенного производства.
— Они создают «маркетинг места», повышают инвестиционную привлекательность территории. Кроме того, сейчас развернулась конкуренция между городами за удержание и привлечение людей. Если образованного человека, хорошего специалиста не устраивает, допустим, жизнь в Екатеринбурге — он уезжает в Москву, не устраивает в Москве — уезжает в НьюЙорк.
Процесс поиска качества жизни никакими законами не остановить, и это нормально. Какова мотивация человека не менять место проживания? Я не думаю, что жители таких городов, как Эдинбург, Зальцбург или Канны, построивших бренды на культурном ресурсе, массово покидают их.
— Как дивиденды от развития территорий смогут получить художники?
— Механизмом и гарантом перераспределения доли средств в пользу некоммерческих художников и художественных институций должны стать институты гражданского общества: нужен слой неравнодушных людей, желающих изменить общество к лучшему. Регулирование может идти через союзы, ассоциации, грантовые проекты, через создание фондов, в том числе инвестиционных, концепцией работы которых будет создание новых рабочих мест, брендов городов, введение инновационных, информационных технологий и т.д.
Нам с нашей ментальностью хотелось бы и тут изобрести велосипед, но проще обратиться к зарубежному опыту и взять все необходимое и актуальное в этой сфере. Чем больше мы будем участвовать в международных проектах и междисциплинарных проектах, чем лучше узнаем опыт других, — тем быстрее пойдут все эти процессы.
Источник: yarcenter.ru
Как зарабатывать в культуре: 5 принципов финансовой устойчивости креативного проекта
Готовность к быстрым изменениям — самое важное условие для развития проекта в любых условиях
Создавать и курировать проекты, связанные с культурой, — интересная задача. Но как сделать так, чтобы эта работа приносила деньги? Авторы курса «Как зарабатывать в культуре» делятся своим опытом и идеями.
Дарья Ивницкая
Соосновательница SODA.Büro
Автор курса «Как зарабатывать в культуре”
В прошлом: директор по маркетингу ГМИИ им. А.С. Пушкина
До 2016 года я работала бренд-менеджером в крупных международных корпорациях. Затем перешла в культурную сферу, работала маркетологом в частных и государственных музеях, театре и помогала культурному центру. Я неизбежно сравниваю коммерческую и некоммерческие сферы и переношу успешные практики из бизнеса в креативную индустрию.
В бизнесе есть принцип диверсификации рисков, который помогает компаниям оставаться устойчивыми. Диверсификация источников доходов, отсутствие зависимости от одного партнёра, продукта и сервиса — вот что создаёт финансовую стабильность. К сожалению, культурным организациям это несвойственно.
В культурных организациях, как и в большинстве проектов в креативных индустриях, команды вынуждены жить в парадигме вечного стартапа. Финансовое планирование отсутствует, чёткой картины будущего нет, экономика проекта зависит в основном от спонсорской поддержки.
Я работала в больших государственных организациях (например, отвечала за маркетинг в ГМИИ им. А.С. Пушкина), помогала развивать новые частные проекты (в том числе, Центр Вознесенского). И каждый раз сталкивалась с тем, как важно всей команде хотя бы базово разбираться в финансах, экономике проектов и возможных способах монетизации. В случае с культурными организациями, их шесть: заработок на билетах, образовательных программах, коммерческих продуктах, краудфандинг, грантовый фандрайзинг и спонсорство.
Секрет финансовой устойчивости креативного проекта — в правильном сочетании источников доходов. Вашему проекту могут понадобиться всего пару способов монетизации из шести возможных. Останется только разобраться в том, как их определить, и спланировать дальнейшую работу.
Нам, креативному классу, свойственно избегать Excel-таблиц, графиков и подсчётов расходов, а затем сильно переживать из-за отсутствия денег на реализацию всех планов. Именно поэтому мы придумали курс «Как зарабатывать в культуре» — он разработан специально не для финансистов и коммерческих специалистов. Мы очень хотим, чтобы он помог десяткам креативных проектов стать сильнее.
Софья Бассэль
Соосновательница SODA.Büro, методистка
В опыте: Universal University, Qiwi, Lifelong Learning Lab
Во время разработки курса мы пришли к выводу, что научиться строить модели финансовой устойчивости проекта можно тремя способами:
- Начать с базы терминов, понятий и концепций, применяемых в планировании экономики проектов. Культурные проекты в России курируют люди с абсолютно разным бэкграундом. Например, порой оказывается, что слова «прибыльный», «устойчивый» и другие понимаются очень по-разному от проекта к проекту. Чтобы научиться управлять процессами, важно говорить на одном языке со своей командой и индустрией.
- Посмотреть на проект глазами тех людей, от которых вы потенциально ожидаете финансовой поддержки. Когда мы увлечены идеей проекта или пытаемся успеть в дедлайны, мы не оцениваем то, что делаем, со стороны. Полезно вжиться в роль потенциального грантодателя, спонсора, патрона и, разумеется, посетителя. Понимая логику принятия решений этими людьми, вы создадите проект, способный привлечь их средства.
- Обсуждать свои идеи с другими людьми: подбирать аргументы к своей позиции, анализировать чужие мнения. Горизонтальные отношения со всеми участниками рынка, от экспертов с многолетним опытом до проектных стажёров — это огромный ресурс, помогающий проверить оправданность и оригинальность ваших решений. Взаимообмен успешными и провальными практиками помогает рынку в целом развиваться стабильнее и быстрее.
Эти идеи лежат в основе курса. Мы постарались, чтобы всего за месяц участники программы научились создавать и развивать финансово устойчивые проекты самостоятельно.
Для всех остальных мы собрали 5 принципов, которыми руководствуются преподаватели — эксперты курса. Они помогут построить вам финансово устойчивые проекты в креативных индустриях:
- строить гипотезы и тестировать их даже при маленьком горизонте планирования по плану: гипотеза-действие-сбор данных-выводы;
- не прибегать к призывам «помогите, мы закрываемся», так как они не помогут построить долгосрочные партнёрства;
- привлекайте гранты, если вам не хватает толчка для развития организации;
- привлекайте спонсоров, если вам необходимо усиливать медиа-вес проекта и иметь доступ к новым информационным каналам;
- не относитесь к работе слишком серьезно — юмор и легкость привнесут в любое дело, а также в продукт, правильный положительный вайб.
Оксана Здобникова
Эксперт курса SODA.Büro «Как зарабатывать в культуре»
Продюсер программ в Политехническом музее
Исполнительный продюсер проекта «Университет детей»
«Главный принцип финансовой устойчивости — гибкость. Продукта, команды, финансовой модели. Готовность к быстрым изменениям сразу по нескольким сценариям развития событий — самое важное для того, чтобы проект мог развиваться в любых условиях».
Источник: zeh.media
Как нам заработать на культуре
Культурносимволическая составляющая — важный компонент развития экономики, определяющий конкурентоспособность территорий, товаров и брендов. Это очевидно — но пока не для всех
Словосочетание «постиндустриальное общество» еще четверть века назад встречалось лишь в философских трудах. Сегодня мир уже живет в постиндустриальной реальности. Некогда промышленные центры выстраивают новый имидж на принципиально другой основе — развитии творческих индустрий. Примеров достаточно: английские Шеффилд, Манчестер и Ливерпуль, Бильбао в Испании, район Рурского бассейна в Германии.
Бизнес осознает собственную зависимость от креатива в различных его проявлениях. Это побуждает корпорации вкладывать в культуру деньги, причем немалые. Культурносимволическая составляющая приобретает все больший вес в развитии экономики, определяя конкурентоспособность товаров, услуг и брендов.
И здесь примеров немало: американские фонды Билла Гейтса и «Атлантик траст», поддерживающие искусство, Центр Фольксвагена Autostadt, созданный в немецком Фольксбурге, где расположены заводы этой фирмы.
В России представления о месте культуры в жизни общества сохраняются в основном в том виде, в каком они сформировались более века назад. Причем ментальное отставание свойственно не только людям, далеким от культурной деятельности, но и профессионалам.
Между тем страна экстерном проходит «школу капитализма»: уменьшение государственного финансирования во время перестройки привело к необходимости поисков новых форм — вначале выживания, а затем и развития учреждений культуры. Возникло новое явление — менеджмент в культуре. В отрасли стали появляться представления о маркетинге, фандрайзинге, общественных связях. Но в силу ментального отставания процесс идет очень медленно.
Одним из активных участников «менеджерской революции» можно назвать эксперта-консультанта по фандрайзингу, культурной политике и социокультурному проектированию, главного редактора журнала «АРТменеджер» Владимира Бабкова . Это издание — настольная книга как для менеджеров и продюсеров независимых проектов и некоммерческих организаций в сфере культуры и образования, так и для работников госучреждений. Совсем недавно «АРТменеджер» освоил другой формат: начал выпуск серии книг о творческих индустриях. На днях в Екатеринбурге прошла презентация первой из них — «Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт». Она посвящена, на первый взгляд, вопросам узкопрофессиональным, однако позволяет отразить перемены социокультурной реальности и сравнить ситуацию в России и за рубежом.
Как это порусски
— Владимир, какова, на ваш взгляд, российская специфика взаимоотношений культуры — и бизнеса, общества, власти?
— Основная наша проблема в том, что бизнес и власти предержащие до сих пор относят культуру к социальной сфере, представляя ее попрошайкой с вечно протянутой рукой. Они не считают, что культура в нашей стране может порождать новые ценности, из которых получается международный товар.
Между тем в постиндустриальном обществе информационной эпохи давно сложилось отношение к ней как к серьезному ресурсу экономики. Там укоренились такие понятия, как культурно-экономическое развитие, экономика впечатлений, экономика переживаний. Модель культуры XIX века — это образование, в XX веке — это праздник, а в XXI — бизнес.
Нужен ли Зальцбургу ежегодный музыкальный фестиваль? Семьдесят лет назад, когда он только зарождался, в этом, возможно, были сомнения. А сейчас бюджет фестиваля составляет значительную часть экономики Австрии. Нам нужно посмотреть на культуру иным взглядом, увидеть заложенные в ней новые возможности для развития. Это главное.
— Но вы говорите о постиндустриальном, информационном обществе. Относятся ли эти определения к России?
— Индустрию строят страны, где ее нет, но и у них постиндустриальный период — в перспективе. Энергетические ресурсы конечны. И наука не стоит на месте: еще до того, как они исчерпаются, Россия рискует оказаться жертвой новых технологий, для которых не нужны нефть и газ. Настанет время, когда страна должна будет опереться на свою креативность, творческие индустрии, на то, чем сейчас живет постиндустриальная экономика.
Необходимость присутствия в едином информационном пространстве очевидна. Если 500 лет назад образовательного ресурса хватало на династию, 100 лет назад — на целую жизнь, то сейчас обновлять знания и пересматривать взгляды нужно максимум через пятьсемь лет. А для этого требуется неограниченный доступ к информации. Снова опустить железный занавес уже невозможно, это безвозвратно отбросит Россию от общемирового пути развития.
— В Европе и США существуют разнообразные примеры партнерского взаимодействия искусства и бизнеса.
В России более всего понятно определение «спонсор». Причем хотя спонсорские отношения построены на партнерстве (за свои деньги бизнес получает конкретные рекламные услуги, прописанные в договоре), финансирование все равно часто воспринимают как акт благодеяния. Насколько российский капитализм дозрел до следующего шага — использования художественных и культурных проектов для работы над имиджем?
Фото: Андрей Порубов
— Первое условие для сотрудничества бизнеса с искусством — уверенность бизнеса в устойчивом положении в стране. Из-за незрелости институтов гражданского общества ее нет: отсюда скупка недвижимости и распределение капитала за рубежом, другие формы подстраховки. Когда вера в свою страну у бизнеса появится, развитие форм сотрудничества с искусством не заставит себя ждать.
Но есть и другая сторона вопроса — неумение представителей культуры и искусства на языке бизнеса объяснить ему возможность сотрудничества. Поясню на примере собственной деятельности: партнеров для создания журнала «АРТменеджер» найти непросто. Но если удается донести до предпринимателя мысль, что ты решаешь его проблему — показываешь, как он может заработать на культуре, — ты становишься партнером. Я не просто издаю журнал, я решаю проблему — вот в чем ключевая разница в подаче информации.
Эффективность и художественная способность — разные вещи. Некоторые художники совершенно неэффективны как бизнесмены. Именно поэтому в Европе и США существуют посреднические организации. Крупнейшая в мире, британское агентство Arts and Business, куда входит несколько тысяч членов, учреждена, кстати, бизнесом.
За воспроизводство интеллектуальной собственности
— Вы используете западный термин «творческие индустрии». Работают ли у нас связанные с ним технологии?
— Культурные (творческие) индустрии — это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (таково определение департамента культуры, СМИ и спорта правительства Соединенного Королевства Великобритании). Это новый, динамичный сектор в экономике развитых стран.
Статистика в Великобритании показывает: с 1997 по 2000 год творческие индустрии росли в среднем на 9% ежегодно (в других отраслях экономики — не более чем на 2,8%) и достигли 7,9% НВП. По декабрьским данным 2001 года, занятость в творческой сфере составила 1,95 млн человек.
В число культурных индустрий входит широкий спектр областей, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки и театра до дизайна, моды, создания видео-, аудио-, мультимедиапродукции, клубной культуры. Наличие творческих индустрий в том или ином городе или регионе существенно сказывается на качестве жизни. Тут можно и нужно опираться на зарубежный опыт, и не только лидера в этой области Великобритании, но и Японии, других развитых стран, которые идут по этому пути. Не думаю, что мы можем стать исключением — таково веление времени. Хотя есть и противники: мы же сами с усами…
— Продукт деятельности творческих индустрий (дизайн, тексты сценариев, аудио- и видеодиски, и т.д.) имеет понятную всем рыночную стоимость. Но эффект от творческих индустрий гораздо шире, чем от обыкновенного производства.
— Они создают «маркетинг места», повышают инвестиционную привлекательность территории. Кроме того, сейчас развернулась конкуренция между городами за удержание и привлечение людей. Если образованного человека, хорошего специалиста не устраивает, допустим, жизнь в Екатеринбурге — он уезжает в Москву, не устраивает в Москве — уезжает в НьюЙорк.
Процесс поиска качества жизни никакими законами не остановить, и это нормально. Какова мотивация человека не менять место проживания? Я не думаю, что жители таких городов, как Эдинбург, Зальцбург или Канны, построивших бренды на культурном ресурсе, массово покидают их.
— Как дивиденды от развития территорий смогут получить художники?
— Механизмом и гарантом перераспределения доли средств в пользу некоммерческих художников и художественных институций должны стать институты гражданского общества: нужен слой неравнодушных людей, желающих изменить общество к лучшему. Регулирование может идти через союзы, ассоциации, грантовые проекты, через создание фондов, в том числе инвестиционных, концепцией работы которых будет создание новых рабочих мест, брендов городов, введение инновационных, информационных технологий и т.д.
Нам с нашей ментальностью хотелось бы и тут изобрести велосипед, но проще обратиться к зарубежному опыту и взять все необходимое и актуальное в этой сфере. Чем больше мы будем участвовать в международных проектах и междисциплинарных проектах, чем лучше узнаем опыт других, — тем быстрее пойдут все эти процессы.
Источник: expert.ru