Как сделать бизнес в культуре

Культурносимволическая составляющая — важный компонент развития экономики, определяющий конкурентоспособность территорий, товаров и брендов. Это очевидно — но пока не для всех
Словосочетание «постиндустриальное общество» еще четверть века назад встречалось лишь в философских трудах. Сегодня мир уже живет в постиндустриальной реальности. Некогда промышленные центры выстраивают новый имидж на принципиально другой основе — развитии творческих индустрий. Примеров достаточно: английские Шеффилд, Манчестер и Ливерпуль, Бильбао в Испании, район Рурского бассейна в Германии.

Бизнес осознает собственную зависимость от креатива в различных его проявлениях. Это побуждает корпорации вкладывать в культуру деньги, причем немалые. Культурносимволическая составляющая приобретает все больший вес в развитии экономики, определяя конкурентоспособность товаров, услуг и брендов.

И здесь примеров немало: американские фонды Билла Гейтса и «Атлантик траст», поддерживающие искусство, Центр Фольксвагена Autostadt, созданный в немецком Фольксбурге, где расположены заводы этой фирмы.

PROРАЗВИТИЕ: Культура и бизнес. Андрей Теслинов, часть 1

В России представления о месте культуры в жизни общества сохраняются в основном в том виде, в каком они сформировались более века назад. Причем ментальное отставание свойственно не только людям, далеким от культурной деятельности, но и профессионалам.

Между тем страна экстерном проходит «школу капитализма»: уменьшение государственного финансирования во время перестройки привело к необходимости поисков новых форм — вначале выживания, а затем и развития учреждений культуры. Возникло новое явление — менеджмент в культуре. В отрасли стали появляться представления о маркетинге, фандрайзинге, общественных связях. Но в силу ментального отставания процесс идет очень медленно.

Одним из активных участников «менеджерской революции» можно назвать эксперта-консультанта по фандрайзингу, культурной политике и социокультурному проектированию, главного редактора журнала «АРТменеджер» Владимира Бабкова. Это издание — настольная книга как для менеджеров и продюсеров независимых проектов и некоммерческих организаций в сфере культуры и образования, так и для работников госучреждений.

Совсем недавно «АРТменеджер» освоил другой формат: начал выпуск серии книг о творческих индустриях. На днях в Екатеринбурге прошла презентация первой из них — «Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт». Она посвящена, на первый взгляд, вопросам узкопрофессиональным, однако позволяет отразить перемены социокультурной реальности и сравнить ситуацию в России и за рубежом.

Как это порусски

— Владимир, какова, на ваш взгляд, российская специфика взаимоотношений культуры — и бизнеса, общества, власти?

— Основная наша проблема в том, что бизнес и власти предержащие до сих пор относят культуру к социальной сфере, представляя ее попрошайкой с вечно протянутой рукой. Они не считают, что культура в нашей стране может порождать новые ценности, из которых получается международный товар.

Как создать успешный бизнес? 5 уровней корпоративной культуры в бизнесе. Максим Спиридонов

Между тем в постиндустриальном обществе информационной эпохи давно сложилось отношение к ней как к серьезному ресурсу экономики. Там укоренились такие понятия, как культурно-экономическое развитие, экономика впечатлений, экономика переживаний. Модель культуры XIX века — это образование, в XX веке — это праздник, а в XXI — бизнес.

Нужен ли Зальцбургу ежегодный музыкальный фестиваль? Семьдесят лет назад, когда он только зарождался, в этом, возможно, были сомнения. А сейчас бюджет фестиваля составляет значительную часть экономики Австрии. Нам нужно посмотреть на культуру иным взглядом, увидеть заложенные в ней новые возможности для развития. Это главное.

— Но вы говорите о постиндустриальном, информационном обществе. Относятся ли эти определения к России?

— Индустрию строят страны, где ее нет, но и у них постиндустриальный период — в перспективе. Энергетические ресурсы конечны. И наука не стоит на месте: еще до того, как они исчерпаются, Россия рискует оказаться жертвой новых технологий, для которых не нужны нефть и газ. Настанет время, когда страна должна будет опереться на свою креативность, творческие индустрии, на то, чем сейчас живет постиндустриальная экономика.

Необходимость присутствия в едином информационном пространстве очевидна. Если 500 лет назад образовательного ресурса хватало на династию, 100 лет назад — на целую жизнь, то сейчас обновлять знания и пересматривать взгляды нужно максимум через пятьсемь лет. А для этого требуется неограниченный доступ к информации. Снова опустить железный занавес уже невозможно, это безвозвратно отбросит Россию от общемирового пути развития.

— В Европе и США существуют разнообразные примеры партнерского взаимодействия искусства и бизнеса.

В России более всего понятно определение «спонсор». Причем хотя спонсорские отношения построены на партнерстве (за свои деньги бизнес получает конкретные рекламные услуги, прописанные в договоре), финансирование все равно часто воспринимают как акт благодеяния. Насколько российский капитализм дозрел до следующего шага — использования художественных и культурных проектов для работы над имиджем?

— Первое условие для сотрудничества бизнеса с искусством — уверенность бизнеса в устойчивом положении в стране. Из-за незрелости институтов гражданского общества ее нет: отсюда скупка недвижимости и распределение капитала за рубежом, другие формы подстраховки. Когда вера в свою страну у бизнеса появится, развитие форм сотрудничества с искусством не заставит себя ждать.

Но есть и другая сторона вопроса — неумение представителей культуры и искусства на языке бизнеса объяснить ему возможность сотрудничества. Поясню на примере собственной деятельности: партнеров для создания журнала «АРТменеджер» найти непросто. Но если удается донести до предпринимателя мысль, что ты решаешь его проблему — показываешь, как он может заработать на культуре, — ты становишься партнером. Я не просто издаю журнал, я решаю проблему — вот в чем ключевая разница в подаче информации.

Эффективность и художественная способность — разные вещи. Некоторые художники совершенно неэффективны как бизнесмены. Именно поэтому в Европе и США существуют посреднические организации. Крупнейшая в мире, британское агентство Arts and Business, куда входит несколько тысяч членов, учреждена, кстати, бизнесом.

Читайте также:  Какой планшет для бизнеса

За воспроизводство интеллектуальной собственности

— Вы используете западный термин «творческие индустрии». Работают ли у нас связанные с ним технологии?

— Культурные (творческие) индустрии — это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (таково определение департамента культуры, СМИ и спорта правительства Соединенного Королевства Великобритании). Это новый, динамичный сектор в экономике развитых стран.

Статистика в Великобритании показывает: с 1997 по 2000 год творческие индустрии росли в среднем на 9% ежегодно (в других отраслях экономики — не более чем на 2,8%) и достигли 7,9% НВП. По декабрьским данным 2001 года, занятость в творческой сфере составила 1,95 млн человек.

В число культурных индустрий входит широкий спектр областей, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки и театра до дизайна, моды, создания видео-, аудио-, мультимедиапродукции, клубной культуры. Наличие творческих индустрий в том или ином городе или регионе существенно сказывается на качестве жизни. Тут можно и нужно опираться на зарубежный опыт, и не только лидера в этой области Великобритании, но и Японии, других развитых стран, которые идут по этому пути. Не думаю, что мы можем стать исключением — таково веление времени. Хотя есть и противники: мы же сами с усами…

— Продукт деятельности творческих индустрий (дизайн, тексты сценариев, аудио— и видеодиски, и т.д.) имеет понятную всем рыночную стоимость. Но эффект от творческих индустрий гораздо шире, чем от обыкновенного производства.

— Они создают «маркетинг места», повышают инвестиционную привлекательность территории. Кроме того, сейчас развернулась конкуренция между городами за удержание и привлечение людей. Если образованного человека, хорошего специалиста не устраивает, допустим, жизнь в Екатеринбурге — он уезжает в Москву, не устраивает в Москве — уезжает в НьюЙорк.

Процесс поиска качества жизни никакими законами не остановить, и это нормально. Какова мотивация человека не менять место проживания? Я не думаю, что жители таких городов, как Эдинбург, Зальцбург или Канны, построивших бренды на культурном ресурсе, массово покидают их.

— Как дивиденды от развития территорий смогут получить художники?

— Механизмом и гарантом перераспределения доли средств в пользу некоммерческих художников и художественных институций должны стать институты гражданского общества: нужен слой неравнодушных людей, желающих изменить общество к лучшему. Регулирование может идти через союзы, ассоциации, грантовые проекты, через создание фондов, в том числе инвестиционных, концепцией работы которых будет создание новых рабочих мест, брендов городов, введение инновационных, информационных технологий и т.д.

Нам с нашей ментальностью хотелось бы и тут изобрести велосипед, но проще обратиться к зарубежному опыту и взять все необходимое и актуальное в этой сфере. Чем больше мы будем участвовать в международных проектах и междисциплинарных проектах, чем лучше узнаем опыт других, — тем быстрее пойдут все эти процессы.

Источник: yarcenter.ru

Как зарабатывать в культуре: 5 принципов финансовой устойчивости креативного проекта

Фото редактора

Готовность к быстрым изменениям — самое важное условие для развития проекта в любых условиях

Со­зда­вать и ку­ри­ро­вать про­ек­ты, свя­зан­ные с куль­ту­рой, — ин­те­рес­ная за­да­ча. Но как сде­лать так, что­бы эта ра­бо­та при­но­си­ла день­ги? Ав­то­ры кур­са «Как за­ра­ба­ты­вать в куль­ту­ре» де­лят­ся сво­им опы­том и иде­я­ми.

Да­рья Ив­ниц­кая
Со­ос­но­ва­тель­ни­ца SODA.Büro
Ав­тор кур­са «Как за­ра­ба­ты­вать в куль­ту­ре”
В про­шлом: ди­рек­тор по мар­ке­тин­гу ГМИИ им. А.С. Пуш­ки­на

До 2016 года я ра­бо­та­ла бренд-ме­не­дже­ром в круп­ных меж­ду­на­род­ных кор­по­ра­ци­ях. За­тем пе­ре­шла в куль­тур­ную сфе­ру, ра­бо­та­ла мар­ке­то­ло­гом в част­ных и го­су­дар­ствен­ных му­зе­ях, те­ат­ре и по­мо­га­ла куль­тур­но­му цен­тру. Я неиз­беж­но срав­ни­ваю ком­мер­че­скую и неком­мер­че­ские сфе­ры и пе­ре­но­шу успеш­ные прак­ти­ки из биз­не­са в кре­а­тив­ную ин­ду­стрию.

В биз­не­се есть прин­цип ди­вер­си­фи­ка­ции рис­ков, ко­то­рый по­мо­га­ет ком­па­ни­ям оста­вать­ся устой­чи­вы­ми. Ди­вер­си­фи­ка­ция ис­точ­ни­ков до­хо­дов, от­сут­ствие за­ви­си­мо­сти от од­но­го парт­нё­ра, про­дук­та и сер­ви­са — вот что со­зда­ёт фи­нан­со­вую ста­биль­ность. К со­жа­ле­нию, куль­тур­ным ор­га­ни­за­ци­ям это несвой­ствен­но.

В куль­тур­ных ор­га­ни­за­ци­ях, как и в боль­шин­стве про­ек­тов в кре­а­тив­ных ин­ду­стри­ях, ко­ман­ды вы­нуж­де­ны жить в па­ра­диг­ме веч­но­го стар­та­па. Фи­нан­со­вое пла­ни­ро­ва­ние от­сут­ству­ет, чёт­кой кар­ти­ны бу­ду­ще­го нет, эко­но­ми­ка про­ек­та за­ви­сит в ос­нов­ном от спон­сор­ской под­держ­ки.

Я ра­бо­та­ла в боль­ших го­су­дар­ствен­ных ор­га­ни­за­ци­ях (на­при­мер, от­ве­ча­ла за мар­ке­тинг в ГМИИ им. А.С. Пуш­ки­на), по­мо­га­ла раз­ви­вать но­вые част­ные про­ек­ты (в том чис­ле, Центр Воз­не­сен­ско­го). И каж­дый раз стал­ки­ва­лась с тем, как важ­но всей ко­ман­де хотя бы ба­зо­во раз­би­рать­ся в фи­нан­сах, эко­но­ми­ке про­ек­тов и воз­мож­ных спо­со­бах мо­не­ти­за­ции. В слу­чае с куль­тур­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, их шесть: за­ра­бо­ток на би­ле­тах, об­ра­зо­ва­тель­ных про­грам­мах, ком­мер­че­ских про­дук­тах, кра­уд­фандинг, гран­то­вый фанд­рай­зинг и спон­сор­ство.

Сек­рет фи­нан­со­вой устой­чи­во­сти кре­а­тив­но­го про­ек­та — в пра­виль­ном со­че­та­нии ис­точ­ни­ков до­хо­дов. Ва­ше­му про­ек­ту мо­гут по­на­до­бить­ся все­го пару спо­со­бов мо­не­ти­за­ции из ше­сти воз­мож­ных. Оста­нет­ся толь­ко разо­брать­ся в том, как их опре­де­лить, и спла­ни­ро­вать даль­ней­шую ра­бо­ту.

Нам, кре­а­тив­но­му клас­су, свой­ствен­но из­бе­гать Ex­cel-таб­лиц, гра­фи­ков и под­счё­тов рас­хо­дов, а за­тем силь­но пе­ре­жи­вать из-за от­сут­ствия де­нег на ре­а­ли­за­цию всех пла­нов. Имен­но по­это­му мы при­ду­ма­ли курс «Как за­ра­ба­ты­вать в куль­ту­ре» — он раз­ра­бо­тан спе­ци­аль­но не для фи­нан­си­стов и ком­мер­че­ских спе­ци­а­ли­стов. Мы очень хо­тим, что­бы он по­мог де­сят­кам кре­а­тив­ных про­ек­тов стать силь­нее.

Со­фья Бас­с­эль
Со­ос­но­ва­тель­ни­ца SODA.Büro, ме­то­дист­ка
В опы­те: Uni­ver­sal Uni­ver­sity, Qiwi, Life­long Learn­ing Lab

Читайте также:  Как оптимизировать бизнес процессы в банке

Во вре­мя раз­ра­бот­ки кур­са мы при­шли к вы­во­ду, что на­учить­ся стро­ить мо­де­ли фи­нан­со­вой устой­чи­во­сти про­ек­та мож­но тре­мя спо­со­ба­ми:

  • На­чать с базы тер­ми­нов, по­ня­тий и кон­цеп­ций, при­ме­ня­е­мых в пла­ни­ро­ва­нии эко­но­ми­ки про­ек­тов. Куль­тур­ные про­ек­ты в Рос­сии ку­ри­ру­ют люди с аб­со­лют­но раз­ным бэк­гра­ун­дом. На­при­мер, по­рой ока­зы­ва­ет­ся, что сло­ва «при­быль­ный», «устой­чи­вый» и дру­гие по­ни­ма­ют­ся очень по-раз­но­му от про­ек­та к про­ек­ту. Что­бы на­учить­ся управ­лять про­цес­са­ми, важ­но го­во­рить на од­ном язы­ке со сво­ей ко­ман­дой и ин­ду­стри­ей.
  • По­смот­реть на про­ект гла­за­ми тех лю­дей, от ко­то­рых вы по­тен­ци­аль­но ожи­да­е­те фи­нан­со­вой под­держ­ки. Ко­гда мы увле­че­ны иде­ей про­ек­та или пы­та­ем­ся успеть в дед­лай­ны, мы не оце­ни­ва­ем то, что де­ла­ем, со сто­ро­ны. По­лез­но вжить­ся в роль по­тен­ци­аль­но­го гран­то­да­те­ля, спон­со­ра, па­тро­на и, ра­зу­ме­ет­ся, по­се­ти­те­ля. По­ни­мая ло­ги­ку при­ня­тия ре­ше­ний эти­ми людь­ми, вы со­зда­ди­те про­ект, спо­соб­ный при­влечь их сред­ства.
  • Об­суж­дать свои идеи с дру­ги­ми людь­ми: под­би­рать ар­гу­мен­ты к сво­ей по­зи­ции, ана­ли­зи­ро­вать чу­жие мне­ния. Го­ри­зон­таль­ные от­но­ше­ния со все­ми участ­ни­ка­ми рын­ка, от экс­пер­тов с мно­го­лет­ним опы­том до про­ект­ных ста­жё­ров — это огром­ный ре­сурс, по­мо­га­ю­щий про­ве­рить оправ­дан­ность и ори­ги­наль­ность ва­ших ре­ше­ний. Вза­и­мо­об­мен успеш­ны­ми и про­валь­ны­ми прак­ти­ка­ми по­мо­га­ет рын­ку в це­лом раз­ви­вать­ся ста­биль­нее и быст­рее.

Эти идеи ле­жат в ос­но­ве кур­са. Мы по­ста­ра­лись, что­бы все­го за ме­сяц участ­ни­ки про­грам­мы на­учи­лись со­зда­вать и раз­ви­вать фи­нан­со­во устой­чи­вые про­ек­ты са­мо­сто­я­тель­но.

Для всех осталь­ных мы со­бра­ли 5 прин­ци­пов, ко­то­ры­ми ру­ко­вод­ству­ют­ся пре­по­да­ва­те­ли — экс­пер­ты кур­са. Они по­мо­гут по­стро­ить вам фи­нан­со­во устой­чи­вые про­ек­ты в кре­а­тив­ных ин­ду­стри­ях:

  • стро­ить ги­по­те­зы и те­сти­ро­вать их даже при ма­лень­ком го­ри­зон­те пла­ни­ро­ва­ния по пла­ну: ги­по­те­за-дей­ствие-сбор дан­ных-вы­во­ды;
  • не при­бе­гать к при­зы­вам «по­мо­ги­те, мы за­кры­ва­ем­ся», так как они не по­мо­гут по­стро­ить дол­го­сроч­ные парт­нёр­ства;
  • при­вле­кай­те гран­ты, если вам не хва­та­ет толч­ка для раз­ви­тия ор­га­ни­за­ции;
  • при­вле­кай­те спон­со­ров, если вам необ­хо­ди­мо уси­ли­вать ме­диа-вес про­ек­та и иметь до­ступ к но­вым ин­фор­ма­ци­он­ным ка­на­лам;
  • не от­но­си­тесь к ра­бо­те слиш­ком се­рьез­но — юмор и лег­кость при­вне­сут в лю­бое дело, а так­же в про­дукт, пра­виль­ный по­ло­жи­тель­ный вайб.

Ок­са­на Здоб­ни­ко­ва
Экс­перт кур­са SODA.Büro «Как за­ра­ба­ты­вать в куль­ту­ре»
Про­дю­сер про­грамм в По­ли­тех­ни­че­ском му­зее
Ис­пол­ни­тель­ный про­дю­сер про­ек­та «Уни­вер­си­тет де­тей»

«Глав­ный прин­цип фи­нан­со­вой устой­чи­во­сти — гиб­кость. Про­дук­та, ко­ман­ды, фи­нан­со­вой мо­де­ли. Го­тов­ность к быст­рым из­ме­не­ни­ям сра­зу по несколь­ким сце­на­ри­ям раз­ви­тия со­бы­тий — са­мое важ­ное для того, что­бы про­ект мог раз­ви­вать­ся в лю­бых усло­ви­ях».

Источник: zeh.media

Как нам заработать на культуре

Как нам заработать на культуре

Культурносимволическая составляющая — важный компонент развития экономики, определяющий конкурентоспособность территорий, товаров и брендов. Это очевидно — но пока не для всех

Словосочетание «постиндустриальное общество» еще четверть века назад встречалось лишь в философских трудах. Сегодня мир уже живет в постиндустриальной реальности. Некогда промышленные центры выстраивают новый имидж на принципиально другой основе — развитии творческих индустрий. Примеров достаточно: английские Шеффилд, Манчестер и Ливерпуль, Бильбао в Испании, район Рурского бассейна в Германии.

Бизнес осознает собственную зависимость от креатива в различных его проявлениях. Это побуждает корпорации вкладывать в культуру деньги, причем немалые. Культурносимволическая составляющая приобретает все больший вес в развитии экономики, определяя конкурентоспособность товаров, услуг и брендов.

И здесь примеров немало: американские фонды Билла Гейтса и «Атлантик траст», поддерживающие искусство, Центр Фольксвагена Autostadt, созданный в немецком Фольксбурге, где расположены заводы этой фирмы.

В России представления о месте культуры в жизни общества сохраняются в основном в том виде, в каком они сформировались более века назад. Причем ментальное отставание свойственно не только людям, далеким от культурной деятельности, но и профессионалам.

Между тем страна экстерном проходит «школу капитализма»: уменьшение государственного финансирования во время перестройки привело к необходимости поисков новых форм — вначале выживания, а затем и развития учреждений культуры. Возникло новое явление — менеджмент в культуре. В отрасли стали появляться представления о маркетинге, фандрайзинге, общественных связях. Но в силу ментального отставания процесс идет очень медленно.

Одним из активных участников «менеджерской революции» можно назвать эксперта-консультанта по фандрайзингу, культурной политике и социокультурному проектированию, главного редактора журнала «АРТменеджер» Владимира Бабкова . Это издание — настольная книга как для менеджеров и продюсеров независимых проектов и некоммерческих организаций в сфере культуры и образования, так и для работников госучреждений. Совсем недавно «АРТменеджер» освоил другой формат: начал выпуск серии книг о творческих индустриях. На днях в Екатеринбурге прошла презентация первой из них — «Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт». Она посвящена, на первый взгляд, вопросам узкопрофессиональным, однако позволяет отразить перемены социокультурной реальности и сравнить ситуацию в России и за рубежом.

Как это порусски

— Владимир, какова, на ваш взгляд, российская специфика взаимоотношений культуры — и бизнеса, общества, власти?

— Основная наша проблема в том, что бизнес и власти предержащие до сих пор относят культуру к социальной сфере, представляя ее попрошайкой с вечно протянутой рукой. Они не считают, что культура в нашей стране может порождать новые ценности, из которых получается международный товар.

Между тем в постиндустриальном обществе информационной эпохи давно сложилось отношение к ней как к серьезному ресурсу экономики. Там укоренились такие понятия, как культурно-экономическое развитие, экономика впечатлений, экономика переживаний. Модель культуры XIX века — это образование, в XX веке — это праздник, а в XXI — бизнес.

Нужен ли Зальцбургу ежегодный музыкальный фестиваль? Семьдесят лет назад, когда он только зарождался, в этом, возможно, были сомнения. А сейчас бюджет фестиваля составляет значительную часть экономики Австрии. Нам нужно посмотреть на культуру иным взглядом, увидеть заложенные в ней новые возможности для развития. Это главное.

Читайте также:  Кафе в бассейне как бизнес

— Но вы говорите о постиндустриальном, информационном обществе. Относятся ли эти определения к России?

— Индустрию строят страны, где ее нет, но и у них постиндустриальный период — в перспективе. Энергетические ресурсы конечны. И наука не стоит на месте: еще до того, как они исчерпаются, Россия рискует оказаться жертвой новых технологий, для которых не нужны нефть и газ. Настанет время, когда страна должна будет опереться на свою креативность, творческие индустрии, на то, чем сейчас живет постиндустриальная экономика.

Необходимость присутствия в едином информационном пространстве очевидна. Если 500 лет назад образовательного ресурса хватало на династию, 100 лет назад — на целую жизнь, то сейчас обновлять знания и пересматривать взгляды нужно максимум через пятьсемь лет. А для этого требуется неограниченный доступ к информации. Снова опустить железный занавес уже невозможно, это безвозвратно отбросит Россию от общемирового пути развития.

— В Европе и США существуют разнообразные примеры партнерского взаимодействия искусства и бизнеса.

В России более всего понятно определение «спонсор». Причем хотя спонсорские отношения построены на партнерстве (за свои деньги бизнес получает конкретные рекламные услуги, прописанные в договоре), финансирование все равно часто воспринимают как акт благодеяния. Насколько российский капитализм дозрел до следующего шага — использования художественных и культурных проектов для работы над имиджем?

 pic_text1 Фото: Андрей Порубов

Фото: Андрей Порубов

— Первое условие для сотрудничества бизнеса с искусством — уверенность бизнеса в устойчивом положении в стране. Из-за незрелости институтов гражданского общества ее нет: отсюда скупка недвижимости и распределение капитала за рубежом, другие формы подстраховки. Когда вера в свою страну у бизнеса появится, развитие форм сотрудничества с искусством не заставит себя ждать.

Но есть и другая сторона вопроса — неумение представителей культуры и искусства на языке бизнеса объяснить ему возможность сотрудничества. Поясню на примере собственной деятельности: партнеров для создания журнала «АРТменеджер» найти непросто. Но если удается донести до предпринимателя мысль, что ты решаешь его проблему — показываешь, как он может заработать на культуре, — ты становишься партнером. Я не просто издаю журнал, я решаю проблему — вот в чем ключевая разница в подаче информации.

Эффективность и художественная способность — разные вещи. Некоторые художники совершенно неэффективны как бизнесмены. Именно поэтому в Европе и США существуют посреднические организации. Крупнейшая в мире, британское агентство Arts and Business, куда входит несколько тысяч членов, учреждена, кстати, бизнесом.

За воспроизводство интеллектуальной собственности

— Вы используете западный термин «творческие индустрии». Работают ли у нас связанные с ним технологии?

— Культурные (творческие) индустрии — это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (таково определение департамента культуры, СМИ и спорта правительства Соединенного Королевства Великобритании). Это новый, динамичный сектор в экономике развитых стран.

Статистика в Великобритании показывает: с 1997 по 2000 год творческие индустрии росли в среднем на 9% ежегодно (в других отраслях экономики — не более чем на 2,8%) и достигли 7,9% НВП. По декабрьским данным 2001 года, занятость в творческой сфере составила 1,95 млн человек.

В число культурных индустрий входит широкий спектр областей, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки и театра до дизайна, моды, создания видео-, аудио-, мультимедиапродукции, клубной культуры. Наличие творческих индустрий в том или ином городе или регионе существенно сказывается на качестве жизни. Тут можно и нужно опираться на зарубежный опыт, и не только лидера в этой области Великобритании, но и Японии, других развитых стран, которые идут по этому пути. Не думаю, что мы можем стать исключением — таково веление времени. Хотя есть и противники: мы же сами с усами…

— Продукт деятельности творческих индустрий (дизайн, тексты сценариев, аудио- и видеодиски, и т.д.) имеет понятную всем рыночную стоимость. Но эффект от творческих индустрий гораздо шире, чем от обыкновенного производства.

— Они создают «маркетинг места», повышают инвестиционную привлекательность территории. Кроме того, сейчас развернулась конкуренция между городами за удержание и привлечение людей. Если образованного человека, хорошего специалиста не устраивает, допустим, жизнь в Екатеринбурге — он уезжает в Москву, не устраивает в Москве — уезжает в НьюЙорк.

Процесс поиска качества жизни никакими законами не остановить, и это нормально. Какова мотивация человека не менять место проживания? Я не думаю, что жители таких городов, как Эдинбург, Зальцбург или Канны, построивших бренды на культурном ресурсе, массово покидают их.

— Как дивиденды от развития территорий смогут получить художники?

— Механизмом и гарантом перераспределения доли средств в пользу некоммерческих художников и художественных институций должны стать институты гражданского общества: нужен слой неравнодушных людей, желающих изменить общество к лучшему. Регулирование может идти через союзы, ассоциации, грантовые проекты, через создание фондов, в том числе инвестиционных, концепцией работы которых будет создание новых рабочих мест, брендов городов, введение инновационных, информационных технологий и т.д.

Нам с нашей ментальностью хотелось бы и тут изобрести велосипед, но проще обратиться к зарубежному опыту и взять все необходимое и актуальное в этой сфере. Чем больше мы будем участвовать в международных проектах и междисциплинарных проектах, чем лучше узнаем опыт других, — тем быстрее пойдут все эти процессы.

Источник: expert.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин