Как себя вести при проверке бизнеса

ФНС России постоянно проводит работу по совершенствованию методов налоговых проверок и обучает своих сотрудников — в связи с этим налогоплательщикам просто необходимо понимать, каким образом следует реагировать на действия сотрудников налоговых органов и как надо себя вести, чтобы не совершать типовых ошибок, приводящих к ухудшению отношений с проверяющими и в результате — к увеличению придирок и претензий с их стороны, на которые в других случаях налоговики могли бы закрыть глаза.

Причины ошибок

Одной из причин являются простой стресс, психологическая неподготовленность или психологический страх перед проверкой. В сознании людей укреплен стереотип о том, что проверка — это плохо, что невиновных людей не бывает. Когда к компании приходят проверяющие, взрослые люди подчас теряются и начинают суетиться, снижается их концентрация на рабочих вопросах, они боятся.

Изначально негативный настрой представляет собой еще одну причину, приводящую к ухудшению отношений с сотрудниками налоговых органов. Сотрудники бухгалтерии, финансовых служб и иных отделов организации сразу настроены воспринимать пришедших государственных служащих как врагов.

Как вести себя при налоговой проверке? Советы юриста

Это не совсем правильно, так как, конечно, у них хотя и есть цели доначисления налогов, но если на предприятии все деловые процессы настроены и отсутствует теневая бухгалтерия, то не так просто вменить какие-либо нарушения. При нормальном и деловом общении с налоговиками практически всегда можно отделаться “малой кровью” или вообще свести результаты проверки к «нулю». При этом если общаться с ними как со злейшими врагами, это приводит к такому же отношению с их стороны, постоянным придиркам, затягиванию сроков и т.д. Слишком легкое отношение к проверке также может стать причиной проблем в дальнейшем. Несерьезный настрой приводит к тому, что ослабевает контроль за тем, какие материалы подаются сотрудникам налоговых органов; за словами, произносимыми на допросах.

Бывает, что инспекторам выделяют помещения, где хранятся документы, которые лучше бы не попадали к ним в руки. Налоговые инспектора — люди любопытные и вряд ли устоят перед искушением пролистать папки, стоящие рядом.

  • в какие сроки проходит процесс проверки,
  • какими документами он оформляется,
  • какие права и обязанности есть у инспекторов и проверяемой организации и др.

Незнание этих базовых моментов может привести к серьезным сложностям (например, пропуску сроков обжалования и т.д.).

Подробнее о выездной проверке (что ждать и как готовиться) читайте в статье.

Основные ошибки и пути их предотвращения

Рассмотрим те ошибки, которые, как представляется, приводят или с большой вероятностью могут привести к финансовым потерям организации.

До проверки или в начале проверки

  1. Плохая организация взаимодействия с налоговыми органами в целом

Большой ошибкой является отсутствие повседневной коммуникации с сотрудниками налоговой инспекции, в которой организация стоит на учете. Разумеется, никто не имеет в виду ежедневные встречи/звонки или деловые ужины, которые могут быть неправильно восприняты. Однако законодательством не запрещено поддерживать нормальные человеческие отношения со своими инспекторами:

Проверка ОБЭП. Как себя вести и что делать?

  • заехать и поздравить с профессиональным праздником, с государственными праздниками;
  • в непринципиальных ситуациях предоставлять не очень важные документы и информацию — и т.д.

Подобные действия позволяют сформировать практически дружелюбные отношения со “своими” инспекторами, которые впоследствии могут предупредить вас заранее об открытии проверки, выставлении требования и т.д.

  1. Предоставление излишней информации и документов вне рамок налоговой проверки

Многие сотрудники бухгалтерий и финансовых служб зачастую проявляют слишком большое усердие в своем стремлении угодить налоговой, поэтому предоставляют всю информацию и документы, которые у них запрашивают. Однако порой такие данные фактически запрашиваются незаконно. При этом, если их предоставить, то впоследствии нельзя что-либо предъявить налоговым органам, так как они всегда могут сослаться на статью 21 НК РФ. Согласно этой статье налогоплательщики имеют право предоставлять пояснения в рамках проверок, а также обладают другими правами (то есть могут обращаться с заявлением в налоговые органы).

Соответственно, в подобной ситуации важно помнить о п. 2 ст. 93.1 НК РФ: вне рамок проверки информация и документы могут быть запрошены только по конкретной сделке. Иными словами, не требуется предоставлять все имеющиеся данные по вашему контрагенту.

  1. Плохая организация процесса проверки — отсутствие подготовки персонала.

Правильная логистика проверки и настрой персонала — это очень важные аспекты успешного прохождения проверки.

Читайте также:  Какая должна быть бизнес леди

Какие могут быть ошибки в данном случае:

  • кабинет для проверяющих находится в самом центре событий — среди других кабинетов сотрудников;
  • для проверяющих не выделен сотрудник, который будет ненавязчиво контролировать их перемещение и следить за тем, все ли необходимые документы и т.д. предоставляются;
  • сотрудники проверяемой организации не проинструктированы на тему того, как общаться с инспекторами. В данном случае имеется в виду не запугивание персонала, а именно скорее выделение тех людей от каждого подразделения, которые смогут отвечать на обычные вопросы, не выдавая лишней информации. Также необходим инструктаж, как вести себя в рамках допросов и отвечать на неудобные вопросы. Если не учитывать этот пункт, то, как правило, происходит утечка информации.

В ходе проверки

  1. Предоставление данных сверх выставленных инспекторами в ходе проверки требований

Зачастую сотрудники проверяемой организации не осведомлены о том, какие обязательные элементы должно содержать требование, и выполняют его даже в тех ситуациях, когда у них нет такой обязанности. С одной стороны, это не дает ухудшить отношения с проверяющими. Однако с другой стороны, организация несет потери времени (на подготовку документов) и предоставляет налоговой инспекции дополнительные потенциальные основания для предъявления претензий. Официальный обоснованный отказ выполнять требование может дать при этом организации как минимум дополнительное время на подготовку/восстановление документов.

Применительно к любому требованию необходимо тщательно изучать его на соответствие законодательству.

  1. Отсутствие понимания, как себя вести на допросе.

Налоговые инспекторы в рамках налоговых проверок любят использовать такой инструмент как допрос, особенно задавая одинаковые вопросы по конкретной сделке различным сотрудникам. Протоколы проведенных допросов часто используются впоследствии как доказательства наличия налоговых правонарушений.

Учитывая, что за сообщение ложных сведений или за отказ от дачи показаний в законодательстве предусмотрена ответственность (ст. 128 НК РФ, в дальнейшем может быть применена ст. 307 УК РФ), поэтому сотрудники организации обязаны отвечать на вопросы. Однако следует отметить, что излишняя откровенность или даже неправильная формулировка ответа на вопрос зачастую дают основания как минимум для формальных претензий.

При наличии понимания, какие вопросы разрабатываются налоговиками, рекомендуем проработать позицию организации по ним и провести инструктаж сотрудников, задействованных в какой-либо сделке:

  • как себя надо вести на допросе,
  • какие у них есть права,
  • как отвечать на вопросы, по которым они не знают ответа и т.д.

Подробнее о допросах в налоговой и не только читайте в статье.

  1. Неиспользование права обращения за отсрочкой в предоставлении документов.

Налоговые инспекторы в ходе проверок как камеральных, так и выездных часто запрашивают значительные объемы документов, процесс подготовки которых может парализовать работу бухгалтерии и других подразделений организации. При этом стандартные сроки (10, 20 и 30 рабочих дней — в зависимости от вида налогоплательщика) предоставления запрошенных данных прописаны в законодательстве (пункт 3 статьи 93 НК РФ) и должны выполняться, в противном случае организацию и ее должностных лиц могут привлечь к налоговой (126 НК РФ) и административной ответственности (ст. 19.4 КоАП РФ).

Для того, чтобы избежать потерь времени и возможной ответственности, организации следует помнить об абзаце 2 пункта 3 статьи 93 НК РФ, содержащем нормы, позволяющие направить уведомление с просьбой об отсрочке в предоставлении документов (решение принимает руководитель налогового органа или его заместитель). Сам факт направления уведомления об отсрочке даст впоследствии большие шансы отбиться от привлечения к ответственности или как максимум — получить эту отсрочку и увеличить время предоставления документов.

  1. Отсутствие подтверждения получения документов налоговым органом.

Это очень важно, так как официальное подтверждение в приеме документов будет являться свидетельством выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Соответственно, важно, чтобы курьеры, отвозящие документы в налоговые органы, получали такое подтверждение в канцелярии. Также необходимо сохранять все почтовые документы (извещения и т.д.).

По итогам проверки

  1. Неполное использование или неиспользование всех возможностей при оспаривании результатов проверки.

Налоговый Кодекс РФ подробно регламентирует процедуру оспаривания результатов как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Более того, данная процедура является обязательной для налогоплательщика, если он хочет впоследствии пойти в суд (пункт 2 статьи 138 НК РФ).

Любой организации необходимо тщательно соблюдать порядок обжалования.

При этом совсем нелишним будет принятие непосредственного участия по возможности на всех стадиях досудебного обжалования: рассмотрении возражений и результатов проверки, а также апелляционной или простой жалобы.

Читайте также:  Что такое бизнес карта Сбербанка для физических лиц

Такое участие позволит:

  • Донести свою позицию до налогового органа, максимально подкрепленную аргументами, что порой позволяет избежать включения вопроса в решение по результатам проверки или рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом;
  • Предоставить максимальные доказательства на стадии досудебного урегулирования, чтобы избежать впоследствии позиции налогового органа в суде, основанной на том, что не все обстоятельства были заявлены в рамках обязательной досудебной стадии;
  • Познакомиться более детально с позицией налогового органа и заранее подготовиться к аргументам, которые будут заявлены в суде.

Компаниям, которые ранее не сталкивались с налоговыми проверками, либо у которых обнаружено множество нарушений, рекомендуем обращаться за помощью при обжаловании к специалистам. Это может здорово улучшить результат. Так, например, удалось оспорить налоговые претензии по «проблемным» контрагентам на сумму более 9 млн руб.

  1. Недооценка важности дополнительных мероприятиям налогового контроля.

Такие мероприятия зачастую назначаются налоговым органом, когда его сотрудники видят, что какой-либо важный аспект проверки недоработан либо получены не все доказательства (например, могут быть назначены допросы, специальные экспертизы, выставлены новые требования о предоставлении документов).

Поэтому часто дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются в ходе рассмотрения возражений и результатов проверки и могут привести к появлению у налогового органа новых аргументов, с которыми налогоплательщик, проигнорировавший или не придавший значения таким мероприятиям, будет не знаком.

Необходимо быть готовым анализировать и писать возражения на дополнение к акту проверки.

  1. Игнорирование процессуальных нарушений со стороны налогового органа.

Сотрудники налоговых инспекций не всегда отслеживают все изменения профильного законодательства и контролируют все процессуальные аспекты налоговых проверок. Часто у них просто не хватает времени на корректное выполнение всех обязательных действий. Так, например, требования на предоставления документов и информации выставляются с нарушениями; происходит пропуск сроков на составление документов по результатам проверки, на направление их налогоплательщику и т.д.

В некоторых случаях подобные действия сотрудников налоговых органов позволяют налогоплательщику заявить о нарушении его прав и необходимости отмены решения налоговой инспекции.

Особенно результативно заявить подобную претензию в рамках апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Подводя итоги, можно отметить одно — знание своих возможностей, предоставленных законодательством, и полноценное их использование, а также сохранение спокойствия позволяет в большинстве случаев эффективно защитить свою организацию в процессе любой налоговой проверки. В абсолютном большинстве случаев продуманная позиция — это залог успеха.

Источник: pravovest-audit.ru

Как вести себя во время выездной налоговой проверки

Как вести себя во время выездной налоговой проверки

Очевидно, что перед выездной налоговой проверкой необходимо проверить документацию и проинструктировать сотрудников о поведении во время визита проверяющих. Но очень часто проверка налоговых органов проходит не так, как ожидается. В ходе проверки могут быть обнаружены документы и информация, выставляющие проверяемую организацию в невыгодном свете.

Таким образом, важно не только подготовиться к приезду сотрудников налоговых органов, но и не совершить ошибок в ходе проверки. Когда все уже подготовлено и руководителю организации вручено решение о проведении выездной налоговой проверки, нужно контролировать соблюдение со стороны проверяющих правил ее проведения и фиксировать все нарушения. Сперва необходимо сверить список лиц, указанных в решении о выездной налоговой проверке, с личностями тех, кто действительно приехал в составе комиссии. В случае присутствия должностных лиц, не уполномоченных проводить налоговую проверку, в некоторых компаниях сразу указывают на это нарушение и не допускают их к проведению проверки.

Однако рекомендуется не озвучивать ошибку сразу, а лишь зафиксировать данное нарушение, чтобы впоследствии использовать этот аргумент при оспаривании результатов выездной налоговой проверки. Данная рекомендация касается не только присутствия неуполномоченных проверяющих, но и других процедурных нарушений. С каждым зафиксированным нарушением увеличивается вероятность успеха при обжаловании результатов проверки.

Все про налоговые проверки — в легендарном курсе “Клерка”.

Обучение проводит эксперт по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов.
За месяц научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, защищаться при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.

Следующий совет — проследить, чтобы проверка проводилась только в присутствии руководителя организации или уполномоченного лица. Не стоит ругаться с проверяющими, но также и не стоит их недооценивать.

Известен случай, когда инспектор специально показывал свою некомпетентность и несерьезность, благодаря чему сотрудники проверяемой компании теряли бдительность в ходе проверки и переставали тщательно контролировать передаваемые налоговому органу документы и ответы на вопросы проверяющих. Как оказалось, такая тактика поведения была выбрана специально с целью получения информации, полезной для вычисления нарушений со стороны организации.

Из предыдущего примера вытекает следующий совет — необходимо обеспечить контроль за передачей документов проверяющим. Для этого следует назначить ответственное лицо, через которого и будет осуществляться передача. Таким образом, у данного сотрудника будет возможность проверить, все ли передаваемые документы соответствуют запросу налогового органа и нет ли среди них лишних, которые поставят организацию в невыгодное положение.

Составление подробной описи передаваемых документов поможет впоследствии избежать их потери, либо не допустить появления новых, поэтому при оформлении перечня бумаг рекомендуется не использовать такие формулировки как «папка с документами» и т.д.

Также не стоит забывать про право налогоплательщика на отсрочку предоставления документов, запрошенных налоговым органом. В соответствии с п. 3 ст.

Читайте также:  Как пополнить бизнес карту промсвязьбанка

93 НК РФ проверяемое лицо может подать письменное уведомление проверяющих его инспекторов об отсутствии возможности своевременно предоставить документы, при этом указав причины и даты, когда представление документов будет возможным. Однако стоит иметь в виду, что налоговая вправе отказать в отсрочке.

Если истребуемые документы не предоставлены налогоплательщиком своевременно, согласно пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 4 ст. 93 НК РФ инспекция может расценить это как попытку уничтожить или скрыть документы, что дает ей право произвести их выемку без уведомления об этом налогоплательщика, а также доначислить налоги невыгодным для налогоплательщика расчетным методом (пп.7 п.1 ст.31 НК РФ).

Следует отметить, что для выемки документов при выездной налоговой проверке требуется мотивированное постановление должностного лица налогового органа, проводящего проверку. Этот документ должен быть утвержден руководителем соответствующего налогового органа или его заместителем (п. 1 ст. 94 НК РФ). В соответствии с п. 3 ст.

94, п. 2 ст. 98 НК РФ выемка осуществляется в присутствии налогоплательщика с участием минимум двух понятых. Согласно п.2 ст. 94 НК РФ производить выемку документов и предметов в ночное время (с 22.00 до 06.00 по местному времени — ст. 5 УПК РФ) незаконно.

Однако это ограничение по времени не распространяется на оформление результатов выемки (Письмо Минфина России от 05.10.2017 № 03-02-08/64830). Перед подписанием протокола, оформленного по итогу проведения выемки, следует внимательно с ним ознакомиться и указать в замечаниях все нарушения. Согласно п.7 ст. 94 НК РФ «изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов». На деле проверяющие часто не отражают точное количество изъятых документов, вместо этого указывая количество папок или коробок с документацией, что является нарушением.

Еще одной частой ошибкой, совершаемой проверяющими, является нарушение сроков проведения выездной налоговой проверки, поэтому рекомендуется вести журнал посещений проверяющих, чтобы точно знать, не было ли визита представителей налоговых органов в не предназначенное для этого время.

По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами, но этот период может быть увеличен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести (п.6 ст.89 НК РФ). Ведение журнала посещений инспекторов также поможет восстановить картину событий в случае возникновения спорных ситуаций.

После окончания налоговой проверки инспекторы обязаны оформить ее результаты в виде документа (акта налоговой проверки). При этом, если вы не согласны результатами, важно не отказываться от подписания акта, а подписывать документ с добавлением комментария о несогласии с информацией, изложенной в акте, и планируемой подаче возражений в установленном законом порядке.

Ошибочно полагать, что отказ от подписания акта сделает документ недействительным и освободит от обязательств по нему, поскольку в таком случае на основании п.3 ст. 91 НК РФ в акте будет сделана соответствующая запись.

Несмотря на огромное количество рекомендаций, опубликованных в СМИ, невозможно предвидеть все потенциальные проблемы и ошибки, возникающие во время выездной налоговой проверки. Однако обращение за помощью к специалистам с опытом проведения налоговых проверок поможет успешно пройти этот непростой период в деятельности организации.

  • налоговая проверка
  • выездная налоговая проверка

Источник: www.klerk.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин