Многие предприниматели сталкивались с ситуацией, когда обнаруживалось, что кто-то из сотрудников помимо своей работы занимается ещё и собственным бизнесом – например, развивает небольшой интернет-магазин, продаёт хэнд-мэйд через Instagram или настраивает бухгалтерские программы. В одних компаниях это сразу влечёт за собой увольнение, в других – руководитель разрешает ценному специалисту иметь бизнес на стороне при условии, что это не будет мешать основной работе. О том, как вести себя руководителю и сотруднику в этой непростой ситуации, рассказала эксперт в сфере HR Ксения Кручинина.
Ксения Кручинина, HR-директор инвестиционной компании Haxus , специалист в области управления персоналом, бизнес-тренер. Образование: Институт современных знаний (г. Минск). Опыт практической работы в сфере HR – более 10 лет.
Как совмещают основную работу и собственный бизнес
Урок 22. Как совместить работу и бизнес?
Истории о том, как человек, сидя на одной работе, делает другую, к сожалению, часто встречаются на постсоветском пространстве. Это проблема работодателя и руководителя этого специалиста, именно они так организовали процесс, что человек на одной работе делает другую. Интересно, что часто это характерно для государственных структур (где большое количество ненужных или лишних людей) или процессно-сервисных организаций, где от сотрудника ждут не результата, а оказанной услуги.
Вот несколько ситуаций, с которыми я сталкивалась и которые распространены для любых широт.
1. Есть основная работа, но хобби приносит деньги. Например, человек днём занят на основной работе, а вечера посвящает спорту, у него это получается и он становится инструктором.
Ничего страшного я в таких историях не вижу. Наоборот, человек получает и удовольствие, и доход: если он грамотно распределяет свои силы и не приходит утром на работу уставший до изнеможения, то здесь можно увидеть плюсы — ведь он следит за своим здоровьем.
2. Есть работа, а за счёт дополнительных услуг к основному продукту есть дополнительный доход. Предположим, человек занимается продажей керамической плитки в найме. Помимо плитки он может рекомендовать клиенту своих плиточников. За рекомендованного клиента они получают комиссию.
Тут надо смотреть на процессы. Если компания, в которой работает сотрудник, имеет вспомогательный бизнес в виде собственной бригады, а продавец или сотрудник рекомендует своего человека, то это смахивает на преступный сговор. Если же компания занимается исключительно товаром и не имеет своих специалистов, то я бы даже добавила «+» в карму специалисту, который предлагает клиентам дополнительный сервис, если о нём не подумала компания.
3. Есть работа, и есть свой интернет-магазин. Сейчас это крайне распространённая ситуация.
Мне часто встречаются кандидаты, которые наладили свой маленький, совсем не затратный по времени бизнес, и он приносит небольшой доход. Они не хотят развивать его и им достаточно оставить доход и бизнес на том уровне, на котором он находится сейчас. Но при этом они хотят чувствовать себя комфортно и безопасно, работая в найме. Если ещё пару лет назад работодатели относились к этому очень критично, то сегодня многие готовы закрыть глаза.
Как совмещать работу и бизнес
4. Есть работа, есть богатый опыт, которым сотрудник готов делиться. Когда человек достигает определённого уровня экспертизы, то может ею делиться на рынке за деньги.
Тоже не вижу в этом ничего плохого — чтобы выступать или обучать, у человека должны быть самые актуальные и самые последние знания. В этой случае происходит win-win: компания получает эксперта + рекламу на рынке (при условии, что эксперт хорош).
Как работодателю относиться к бизнесу сотрудника
Прежде всего — поговорить. Я знаю случаи, когда работодатель, имея скверный характер и узнав о том, что у сотрудника есть дополнительный доход, начинал мстить и подлавливать его на мелких огрехах, что в итоге заставило человека уволиться. Хотя как сотрудник он был прекрасен. В итоге компания теряла хорошего специалиста.
Что должна содержать беседа с сотрудником:
1. Планы на бизнес. Нужно узнать, хочет ли он в итоге уйти в этот бизнес или это просто доходное хобби. Честная беседа позволит вам, как работодателю, подготовиться к уходу сотрудника в обозримом будущем, если у него серьёзные планы.
2. Правила и договорённости между вами. Когда, как и сколько времени сотрудник может уделять время собственному проекту. Например, в ведущих IT-компаниях мира в течение рабочего дня есть время, когда сотрудник может заниматься собственным проектом. Мировые лидеры создают такие условия по двум причинам:
- Сотрудник может изобрести или придумать что-то стоящее и интересное, в том числе и для самой компании.
- Переключение головы в процессе работы очень полезно. Если осознанно переключаться между задачами, то повышается эффективность мыслительных процессов.
Здесь есть разные варианты. Например, уделять время бизнесу только после работы, или «сделал дело — гуляй смело», или на работе вообще не стоит этим заниматься. Какой из вариантов выбрать – решать вам.
3. Сначала задачи компании — потом дело сотрудника. Несмотря на то, что этот тезис очевиден, не лишним будет его проговорить. В моей практике случались ситуации, когда после получения разрешения от руководства заниматься своими проектами у сотрудников в разы повышалась эффективность, исполнительность и ответственность, потому что своё дело «маячило» для человека как сладкая морковка: «если я сделаю всё хорошо, правильно, быстро и чётко здесь, я могу заняться тем, что мне действительно интересно».
Если человек решил работать именно по такому принципу, вам повезло. Берегите его. Но если сотрудник плохо справляется со своей работой, откровенно пренебрегает задачами, и при этом вы видите, что он активно занимается своим собственным проектом, в таким ситуациях только одно решение — расставание.
Как вести себя, если у вас есть и работа, и бизнес
Честность, открытость и ответственность — очень важные спутники в этом вопросе. Вы, конечно, можете скрывать своё дело от коллег и работодателей, но человек, который вскакивает при каждом звонке и несётся шептать что-то в углу коридора, чаще вызывает подозрения или жалость, нежели уважение и желание помочь или войти в ситуацию.
1. Оцените ваше дело с точки зрения пересечения вашего личного бизнеса и бизнеса работодателя. Выше я описала ситуацию, приведу ещё один похожий пример. Скажем, вы продаёте кухни. Компания, в которой вы работаете, не предоставляет клиентам услуги установки кухни.
Вы с вашим родственником договариваетесь, что будете отправлять клиентов к нему, а он будет отдавать вам процент от стоимости выполненных работ. В этой ситуации всё нормально. Но если компания в том числе предоставляет услугу установки, а вы направляете клиентов к своему родственнику — то это преступный сговор.
2. Сообщите о своем деле (хобби) руководителю, работодателю. Сделать это можно в шутливой форме, в неформальной обстановке. Если реакция будет положительной или нейтральной, то всё нормально, чуть позже можно организовать формальный разговор с руководителем. Если реакция резко негативная — сразу же просите аудиенции и делитесь своими планами на бизнес.
3. Чётко организуйте собственный график. Если вы плохо справлялись с организацией своей занятости на основной работе, то, возможно, вам не стоит открывать ещё и своё дело. Если вы мастер эффективности и можете организовывать большое количество процессов, то, я думаю, для вас не составит труда сделать эффективный персональный рабочий график, который будет учитывать обе ваших занятости.
4. Расставьте приоритеты. Сначала работа — и довольный клиент и руководитель, потом бизнес — довольный клиент и вы. Именно в таком порядке и никак иначе. Если такой формат не получается и бизнес или дело забирает всё больше времени, лучше уволиться и не формировать о себе негативную репутацию. Никто не знает, что ждёт впереди.
Мы слышим только success-story и очень мало провальных историй. Но на самом деле их гораздо больше.
5. Предусмотрите помощь из близкого окружения. Вам обязательно нужен кто-то, кто в случае экстренных ситуаций готов будет помогать. Желательно об этой помощи договориться заранее, а не предлагать человеку тушить ваши пожары с клиентами по факту их возникновения.
6. Научитесь снимать стресс и выделите время для отдыха. У людей, которые начинают свой бизнес, очень часто не остаётся свободного времени ни на что, в том числе из списка обязательных дел вычеркивается отдых. Это очень плохая идея, так как выжатый и истощенный человек не способен хорошо выполнять свою работу.
Источник: biz360.ru
Уход из найма: Разбираемся в топ-5 ошибках при совмещении работы и бизнеса
Вы когда-нибудь прокручивали у себя в уме фразу «Возьму кредит, начну дело, смогу совмещать работу и бизнес, выйду в плюс, отдам кредит и дальше по накатанной»? Многие люди думают, что такой подход поможет им уйти из найма и обрести финансовую независимость. Однако часто это оказывается непростой задачей. В этой статье мы разберем топ-5 ошибок, которые препятствуют уходу из найма и почему такой подход часто не работает.
- Недооценка усилий для создания и поддержания бизнеса
Многие люди полагают, что создать свой бизнес – это просто. Однако в реальности для этого требуется много времени, сил и средств. Более того, найти баланс между регулярной работой и собственным делом может оказаться серьезным вызовом, особенно если вы пытаетесь выполнять все задачи самостоятельно. - Отсутствие четкого плана и стратегии
Прежде чем начать бизнес, необходимо разработать четкий бизнес-план и стратегию развития. Это поможет вам оценить риски, определить рыночные возможности и понять, как конкурировать с другими игроками в вашей отрасли. Без четкого плана и стратегии ваше предприятие может быстро закончиться провалом. - Неверное управление финансами
Получение кредита для начала бизнеса – это только начало. Вы должны научиться грамотно распоряжаться финансами, чтобы не попасть в долговую яму. Важно помнить, что кредит – это дополнительная нагрузка на ваш бюджет, и неправильное его использование может привести к серьезным финансовым проблемам. - Недостаток знаний и опыта в выбранной сфере
Чтобы добиться успеха в бизнесе, вам нужно обладать определенными знаниями и опытом в выбранной сфере. Если вы начинаете дело в незнакомой отрасли, это может стать причиной множества ошибок и неудач. Поэтому перед началом предприятия стоит провести исследование рынка, изучить конкурентов и обязательно получить опыт, работая в этой отрасли. - Неверная мотивация
Некоторые люди начинают свой бизнес с идеей быстро разбогатеть и избавиться от найма. Однако редко кто понимает, что для достижения успеха и стабильности в бизнесе требуется много времени и усилий. Если вашей мотивацией является только желание быстро нажить деньги, это может привести к неверным решениям и потере интереса к предприятию, когда вы встретите первые трудности.
Уход из найма и начало собственного бизнеса – это сложный и ответственный процесс. Чтобы избежать типичных ошибок, стоит внимательно продумать каждый шаг, разработать четкий план и стратегию развития, обладать достаточными знаниями и опытом в выбранной сфере, а также быть готовым к трудностям и неудачам. Если вы сможете избежать этих ошибок, ваше предприятие получит все шансы на успех, и вы сможете уйти из найма и достичь финансовой независимости.
Источник: 69un.do
КАК СОВМЕЩАТЬ РАБОТУ И СВОЕ ДЕЛО
Если вы планируете такой подход, в котором совмещаете основную работу с развитием чего-то своего — вы уже на верном пути! Этот способ самый сложный, и, тем не менее, он со всех сторон выигрышный. Вы имеете постоянный заработок на свои нужды, имеете средства на развитие своего дела, не опасаетесь за завтрашний день и не переживаете, что все обрушится. Если не получится — да и бог с ним, а если получится — постепенно вырастите свое детище и пошлете офисную работу без сожаления.
В нашем законодательстве нет особых указаний о том, можете ли вы работать на два фронта, поэтому основная проблема тут — нехватка времени. Научитесь планировать свое время так, чтобы успевать везде. Мы уже рассказывали вам о технике «служения своей цели», поэтому не ищите отговорки, ищите возможности. Изучите азы тайм-менеджмента, записывайте и планируйте. В самом начале пути прикиньте, сколько времени вы сможете выкроить в будни и выходные, так чтобы не хотелось повеситься от усталости, и не отходите от этого графика.
Не окунайтесь в свое дело с головой — развивайтесь медленно, но верно, узнавайте больше полезной информации каждый день, но не превращайте это в навязчивую идею.
Не забрасывайте дела на основной работе. Даже если она вам надоела, даже если вы чувствуете приближение успеха своего личного дела. Ваша основная работа — это ваша подушка безопасности и ваш трамплин одновременно, не потеряйте его зазря.
Установите для себя финансовую дисциплину — если вы будете половину зарплаты отдавать на бизнес-ланчи или такси до работы, когда в том нет особой необходимости, можете сразу готовить себя к провалу, потому что с таким подходом вам скорее всего не очень нужна ваша цель.
Извлекайте максимум пользы из своей работы. Если в вашей компании проводят полезные семинары по продажам, языкам или чему-то, что может помочь вам в вашем деле, ходите везде, впитывайте все пока дают. Если у компании есть полезные контакты, которые могут вам пригодиться — доберитесь до них, наладьте общение, вам очень понадобятся все возможные связи, когда вы останетесь одни.
Ставьте реальные цели. Не забывайте, что сейчас вы пытаетесь объять необъятное, поэтому не пробуйте прыгнуть выше головы, иначе очень быстро устанете и все бросите. Не забывайте хвалить себя даже за небольшие достижения и главное — верьте в себя.
Еще больше полезных статей и материалов на нашем сайте: zloy-pr.com
Источник: spark.ru