Продвижение стартапа — дело всегда рискованное. По данным CB Insights, 42% компаний терпят неудачу в первые годы существования, из-за отсутствия спроса на их продукт. Препятствовать растрате ресурсов и проверить жизнеспособность проекта можно за счет разработки MVP.
Что такое MVP
Запуск MVP является одним из самых важных этапов в жизненном цикле продукта. Эксперты считают, что запуск подобной демо-версии компании — лучший способ помочь стартапу выйти на рынок.
MVP (minimum viable product) — это минимально жизнеспособный продукт, при запуске которого происходит анализ востребованности проекта и первичные отзывы пользователей. Этот этап в развитии стартапа позволяет попробовать свои силы на рынке, потратив относительно минимальное количество ресурсов.
Такой прототип продукта, обычно включает в себя краткое изложение основной идеи и минимально возможный, выверенный набор функций. При этом, макет задумки должен соответствовать потребностям рынка, решать основную пользовательскую проблему и демонстрировать свою ценность. Несмотря на свою “минималистичность”, стартап-прототип должен создавать представление о том, какой конечный продукт планируется реализовать.
Прототип лендинга / сайта — как сделать. Инструкция [2021]
Этапы запуска прототипа продукта
Чтобы успешно реализовать идею, важно придерживаться определенных канонов. Разработку прототипа, обычно, делят на несколько этапов:
- Подготовка к реализации. Презентуйте себя, свою идею и соберите первичную обратную связь от аудитории. Начать можно с создания лендинга, ведущего к конкретному целевому действию (например, заявка на предоставление демо-версии продукта). Главная цель — понять, готовы ли люди платить за решение проблемы, которой вы занимаетесь.
- Разработка прототипа низкой точности (low-fidelity). Оценив востребованность продукта, создайте минималистичный прототип своего продукта и проведите его тестовый запуск, на минимальной аудитории. Конечная цель — выявить наиболее очевидные ошибки в юзабилити и понять предпочтения аудитории.
- Разработка прототипа высокой точности (high-fidelity). Займитесь улучшением пользовательского интерфейса, совершенствованием юзабилити своего продукта и увеличивайте количество пользователей. Главная цель этого этапа — начальная монетизация своих усилий.
Стартап-практика показывает, что очевидные проблемы можно идентифицировать, показав продукт всего пятерым людям.
В любом случае, даже на этапе тестирования, нужно ориентироваться на создание качественного, доступного и простого в использовании продукта, который привлечет людей, готовых платить за конкретное решение своей проблемы.
Команда Adventures Lab выделила пять основных нюансов, которые стоит учесть каждому стартаперу при запуске прототипа:
# 1. Ориентируйтесь на мнение пользователя
Одним из главных правил развития начинающего бизнеса является ориентация на потребителя. Тщательно изучите портрет своего пользователя, его интересы, цели и проблемы. Как дополнение, можно провести опрос аудитории об их ожиданиях от продукта. Предпринимайте определенные меры, чтобы максимально адаптировать MVP под его будущего пользователей.
Как создать прототип и для чего он нужен
# 2. Сфокусируйтесь на основной гипотезе
Методология Lean Startup говорит о том, что любой стартап — это сочетание неподтвержденных рынком гипотез. Вероятно, как у основателя, у вас должен быть целый список заметок о том, каким именно может быть ваш продукт и его роль для потребителей.
На стадии запуска MVP, нужно сузить идейный фокус и конкретизировать свое представление о конечном виде задумки. Исключите все лишнее, чтобы проверить жизнеспособность основной гипотезы, которую вы в конечном счете выделите.
# 3. Экономьте деньги и время
MVP продукта не должен существенно “ударить по вашему кошельку”. Чем минималистичней прототип продукта — тем меньше ресурсов задействуется при его создании.
Максимально скрупулезно относитесь к добавлению в MVP какого-либо дополнительного функционала, который не будет играть критической роли. Помните, что любые доработки не только отвлекают от важных нюансов, но и задерживают дату запуска основного продукта.
# 4. Не зацикливайтесь на разработке идеального бизнес-плана
Многие основатели успешных проектов признают, что они начинали бизнес, имея только серию неподтвержденных гипотез. Не всегда есть смысл тратить месяцы на планирование и исследования.
К сожалению, в мире нет пошагового списка действий, ведущих к 100% успеху. Имея идею, можно приступить к началу ее реализации без четкого плана действий на бумаге.
# 5. Подумайте, стоит ли внедрять автоматизацию
Часто, автоматизация способна ускорить рабочие процессы и сэкономить деньги, но в стартапах она не всегда нужна. Сократив функциональность продукта до минимума, подумайте, где внедрение автоматизации будет рентабельно, а где от нее можно отказаться.
На этапе запуска MVP выгодней собственноручно решать все проблемы (рассматривать жалобы, отвечать на письма, собирать аналитику с разных платформ и т.д.) или,в крайнем случае, подключить готовый инструмент, не затрачивая ресурсы на разработку персонального решения.
Завершив прототипирование своего стартапа, вы сможете использовать его как своеобразное портфолио при обращении к инвестору. Увидев целостный макет перспективного и окупаемого себя продукта, инвестор определенно обратит на вас свое внимание. Главными “козырями в вашем рукаве” будут стабильно растущее количество активных пользователей и, пропорционально, доходность проекта.
Инвестиционная компания Adventures Lab, активно ищет стартапы, работающие в разных нишах. Если вы хотите развить свой проект, заявить о нем можно в специальной форме на нашем сайте.
Источник: adventureslab.medium.com
Прототипирование для бизнес-аналитика: техника BABOK®Guide
Хотя проектирование пользовательских интерфейсов находится вне области ответственности аналитика, на практике системные и бизнес-аналитики довольно часто сталкиваются с разработкой прототипов. Сегодня рассмотрим, что такое прототипирование, как и зачем BABOK®Guide рекомендует использовать эту технику, а также какие бывают виды прототипов и где их создавать.
Что такое прототипирование: взгляд BABOK®Guide
Разбирая ошибки, которые чаще всего делают начинающие системные и бизнес-аналитики при разработке ТЗ и спецификации требований, я упоминала про экранные формы и другие элементы пользовательского интерфейса, за которые отвечает дизайнер/проектировщик UI, а не аналитик. Тем не менее, BABOK®Guide включает прототипирование в перечень 50 техник, наиболее полезных для решения задач бизнес-анализа как метод раннего проектирования продукта для выявления и подтверждения потребностей стейкхолдеров через итеративной процесс создания модели или дизайна требований. Также прототипирование помогает понять и улучшить пользовательские впечатления, оценить варианты дизайна и стать основой разработки конечного бизнес-решения.
Как следует из названия, результатом прототипирования является прототип – эскизная модель конечного решения, полезная для следующих целей:
- выявить отсутствующие или неправильно описанные требования;
- подтвердить или опровергнуть гипотезы о взаимодействии с пользователями;
- уточнить логику бизнес-процессов и бизнес-правил;
- сформировать понимание внешнего вида и поведения продукта, единое со стейкхолдерами на ранних стадиях его проектирования.
Таким образом, прототип – это «черновик» решения, позволяющий быстро получить обратную связь от стейкхолдеров. Причем, как обычно в бизнес-анализе, под решением здесь подразумевается не только программный продукт, а вообще результат, который удовлетворит потребности бизнеса. Например, набор диаграмм бизнес-процессов, чтобы описать предлагаемое изменение потока работ или матрица ответственности (RACI).
BABOK выделяет 2 подхода к прототипированию:
- создание одноразовых прототипов – быстрые схемы на бумаге, флипчарте, онлайн-доске или в специальном ПО, которые помогают показать основные возможности или уточнить потребности стейкхолдеров. Они могут сохраняться для дальнейшего обсуждения и разработки, но не используются в качестве рабочего продукта и не поддерживаются после реализации решения.
- разработка развиваемых (функциональных) прототипов, которые трансформируются в рабочее решение по мере уточнения начальных требований и получения обратной связи от стейкхолдеров. Такие прототипы показывают не только внешний вид решения (UI для программного продукта), но и имитируют его поведение (UX), а создаются с помощью специального ПО, например, Axure RP.
Управление бизнес-анализом — курс для руководителей
Код курса
BAMP
Ближайшая дата курса
27 июля, 2023
Длительность обучения
8 ак.часов
Стоимость обучения
15 000 руб.
Также BABOK отмечает 5 возможных форм прототипов:
- подтверждение концепции (ProofOfConcept,PoC) – модель для подтверждения дизайна системы без учета ее внешнего вида, материалов, бизнес-процессов и потоков работ. Идея этого прототипа воплощается в MVP (Minimum Viable Product) – минимально жизнеспособном продукте.
- прототип изучения формы– модель для исследования размера, внешнего вида и тактильных характеристик восприятия продукта без реализации его функциональных возможностей;
- прототип эргономики – модель для проверки удобства взаимодействия конечного пользователя с системой без учета визуальных свойств;
- визуальный прототип – модель для проверки цветовых и графических характеристик решения без реализации его функциональных возможностей;
- функциональный прототип – модель для тестирования функциональных возможностей ПО, может включать оценку внешнего вида и имитацию бизнес-процессов и бизнес-правил. Такой функциональный прототип может поддерживаться и развиваться в рабочий продукт.
На практике вместо таких названий в продуктовой разработке чаще всего используются термины мокап (mockup), вайрфрейм (wireframe) и скетч (sketch). Что они означают, зачем нужны и чем отличаются, мы рассмотрим далее.
Прототипы в продуктовой разработке: ликбез по мокапам и вайрфреймам
В отличие от прототипа решения для уточнения требований, они ориентированы на быстрое представление дизайнов и в первую очередь применяются в разработке веб-сайтов.
- Sketch – это быстрый набросок от руки, визуализирующий ключевую идею.
- Wireframe – это черно-белый подробный план страницы сайта с расположением элементов UI: кнопки, чек-боксы, картинки, текст.
- Mockup– цветовой вариант вайрфрейма для уточнения взаимодействия с пользователем по карте клиентских путешествий (CJM, Customer Journey Map) – технике продуктового анализа из нового профильного справочника IIBA®, Guide to Product Ownership Analysis.
- А интерактивный вариант вайрфрейма называют прототипом, который демонстрирует поведение продукта за счет кликабельности элементов UI.
От процессов к продуктам: Product Ownership и Agile-практики для бизнес-аналитика
Код курса
POAP
Ближайшая дата курса
19 июня, 2023
Длительность обучения
8 ак.часов
Стоимость обучения
15 000 руб.
Таким образом, понятия mockup, wireframe и sketch, в отличие от прототипа в описании BABOK, имеют ограниченную область применения и сфокусированы только на визуальных и интерактивных свойствах программных продуктов. Помимо уже упомянутого Axure PR, создать мокап и вайрфрейм можно в Figma, InVision, Adobe XD, Sketch, Balsamiq, MockFlow, Frame Box. Эти инструменты активно используют UI/UX-дизайнеры и проектировщики интерфейсов.
А системные и бизнес-аналитики сталкиваются с ними не часто. Впрочем, благодаря быстроте и простоте представления, неудивительно, что прототипы так любят в Agile-проектах, где очень высокий уровень неопределенности, который нужно как можно скорее снизить. Поэтому системные и бизнес-аналитики сталкиваются с прототипированием в реальных проектах. Даже руководство к своду знаний по классическому бизнес-анализу BABOK®Guide отмечает прототипирование как технику решения следующих задач:
- проведение выявления;
- определение будущего состояния;
- спецификация и моделирование требований;
- измерение эффективности решения.
Поэтому понимание, что такое прототип и зачем он нужен, а также какие бывают прототипы и где их создать, пригодятся специалистам по системному и бизнес-анализу. Наглядный прототип позволяет оперативно представить стейкхолдерам вариант решения и быстро получить обратную связь.
Однако, важно предупредить целевую аудиторию о целях рассмотрения прототипа, сути и назначении этого объекта, чтобы не сместить фокус с вопроса «Что?» на вопрос «Как?». Напомню, аналитик отвечает на вопрос, что нужно сделать для решения бизнес-проблемы. Именно это он описывает в требованиях к продукту или ТЗ. А ИТ-архитектор/разработчик/дизайнер/UI-проектировщик ответственны за то, как это будет реализовано.
Подробнее о том, почему формулирование требований с привязкой к элементам пользовательского интерфейса и их описание в ТЗ является ошибкой, я рассказывала здесь.
Источник: babok-school.ru
Как создать прототип страниц для разработки сайта, чтобы исполнители не налажали
Евгений Кучерявый Редакция «Текстерры»