Примерно год назад небольшая компания единомышленников решила разнообразить свою профессиональную деятельность и начать практически на ровном месте эксперимент по созданию с нуля и без бюджета небольшого тематического медиа.
Ряды единомышленников состояли из главного редактора регионального интернет-журнала, его техдира, главы региональной же студии веб-разработки и столичного пиарщика. Все мы были плотно заняты в своих основных проектах и компаниях, но очень хотели: а) попробовать поработать вместе; б) сделать новый проект.
Оба этих желания разрешили нам закрыть глаза на изначальные минусы — отсутствие времени, бюджета и полную авантюрность всей затеи.
Что делать?
Всем нам интересно было сделать именно контент-проект: так или иначе, двое из команды всегда имели дело именно с контентом, а еще двое в полной мере понимали, чем он хорош.
Вопрос был в выборе направления — что за контент. Ведь проекты, делающиеся не на заказ, должны, как минимум, приносить удовольствие от процесса производства.
Как работают продакшн-студии | БИЗНЕС-ПЛАН
Кроме отраслевых тематик типа интернета, рекламы и т.д., это конечно же были еда и путешествия (спрашивается, а кому про это неинтересно?).
После отсева выжила тема путешествий, как потенциально трендовая в долгосрочном периоде.
- Представить в октябре 2013-го, что весь следующий год российских туристический рынок и тема выездного туризма будут валиться, на тот момент мы конечно же, не могли…
Можно было пойти по пути географической привязки, можно — тематической, например, все про ту же еду. Даже накидали кучу вариантов названия проекта, типа «Лось и лосось», «Олень и пельмень», «Иван Лазанья», «Барсик и беляш», ну и т.д. Но будучи честными людьми, решили отложить еду на будущее — писать о еде в путешествиях вприглядку нельзя, соответственно, сразу понадобилось бы провести большую работу с привлеченными авторами.
Оставалась география. Наши сердца давно были отданы Европе, как вместилищу множества прекрасных вещей — от архитектурных и культурных до гастрономических и пивных. Вопрос был в том, какая именно из стран должна стать объектом нашего внимания.
Так как половина нашей команды последние 10 лет занималась именно региональным СМИ, именно в этом направлении мы и смотрели. Ибо «сайт для туристов» — хороший жанр, но имеет свою специфику. Вкратце — контент для него надо либо собирать на месте, либо бесконечно рерайтить уже имеющийся в доступе. Рерайтить нам было скучно. Поэтому мы начали искать новостную нишу.
И если сайтов для туристов много, то новостных сайтов о странах на русском языке существует гораздо меньше, если не сказать совсем нет. Оно и понятно — монетизация проблемна, поток читателей будет меньше. Это с одной стороны. С другой стороны, масс-медиа в классическом смысле — потенциально гораздо более долгоиграющая, разнообразная и интересная история, чем просто тематический сайт.
Перебрав все страны, остановились на Словакии. Почему она? Объективное тут наложилось на субъективное.
Как построить глобальный медиабизнес: путь украинской компании
а) Субъективное — пару лет назад двое из нас побывали в Словакии и остались в полном восторге от страны. Здесь очень доброжелательны по отношению к русскоязычной публике, в ней заинтересованы и для сотрудничества с ней очень открыты. Соответственно, сюда имеет смысл еще и инвестировать. А любому потенциальному инвестору нужно получить достаточное количество информации о стране. Это возможность для нас получить качественную и лояльную аудиторию, которая придет за новостями.
- Кстати, в Словакии сейчас одно из самых лояльных в Европе законодательств по отношению к бизнесу — там легко открывать предприятия, что и демонстрирует последний рейтинг Doing Business. И если вы будете создавать в стране рабочие места, вас будут очень любить все — от кухарки до государства. Есть, конечно, свои минусы вроде не самого эффективного госсектора, о чем на днях заявили ОЭСР, тем не менее, они же говорят о том, что Словакия ушла дальше других стран ЕС от финансового кризиса 2008 г. А местный автопром в 2016 г. начнет производить Порш Кайены и кроссоверы Бентли.
в) Словакия раскручена гораздо меньше Чехии (а тема регионального продвижения нам тоже исторически была очень интересна, так как все мы много чего делали в этом направлении по своему региону). Ее путают со Словенией (чему виной еще и словацкий вариант названия страны — Slovensko) Но это тот случай, когда делать что-то с нуля очень любопытно. В то же время, в русскоязычном поле существуют не только жители России, но и Белоруссия и Украина, которые в силу местоположения, о Словакии знают больше, и тоже попадают в число потенциальных потребителей информации.
г) Язык близок настолько, что даже не зная его, можно читать и переводить первоисточники. Плюс пользоваться английскими вариантами той или иной информации.
д) Круг тем. С одной стороны, в Словакии есть полный набор всяких европейских красот типа замков, с другой — она не завязана на туризм так, как например, какая-нибудь Черногория, где все крутится вокруг моря, и соответственно, новостной поток тоже весь будет про недвижимость, курорты и пр. В Словакии есть мощный автопром, сталелитейная промышленность, ИТ, представленный таким гигантом, как ЕSЕТ, культурная жизнь и так далее.
Были видимо, и еще разнообразные факторы, но перечислять их все будет довольно бессмысленно — путь, которым мы шли, в общих чертах понятен.
Практическая реализация
Для того, чтобы от слов все перешло к делу, был разработан план, включавший в себя несколько важных пунктов.
Пункт первый: понять, можем ли мы заручиться некой поддержкой от словацкой стороны. Для этого наш московский член команды перед Новым годом сходила на встречу в посольство Словакии в России. Там мы обозначили существование своей проектной команды, рассказали о том, что планируем делать и показали кое-какую аналитику касаемо интереса к Словакии в русскоязычных интернетах. Потом была еще пара весенних встреч, во время которых мы получили некое количество информации к размышлению и обещание устроить для нас пресс-тур по Словакии в сентябре 2014 г.
Название
После такого вдохновляющего начала, весной мы приступили к собственно разработке.
Определяясь с названием, решили сразу отстроиться от турсайтов, подчеркнуть информационную направленность и подсознательную узнаваемость. Отсюда — The Slovakia Times.
Собственно, само название влияло на другие вещи, например, айдентику — для опять-таки, поддержания традиционного духа, выбрали фрактуру:
- Параллельно кстати, узнали, что «готический шрифт» (как любят называть фрактуру), традиционно связываемый с 3 Рейхом, в нацистской Германии был запрещен в 1941 г.
Сайт
Сайт в первом приближении сделали месяца за три, постаравшись учесть в нем все те вещи, с которыми сталкивались на собственном опыте.
Нам, безусловно, очень повезло с высокопрофессиональной командой единомышленников, которая работала с нами на проекте. Кроме нас четверых, в разработке непосредственно были заняты два очень талантливых дизайнера с разными компетенциями и отличный верстальщик.
Изначально ориентировались на адаптивный дизайн, хотелось, чтобы получилось достаточно легко и юзабельно. Но в то же время, обладало привкусом консервативности.
Долго выбирали между двумя стратегиями — либо подгружаемая лента с крупными иллюстрированными анонсами в духе Look At Me, или более газетная мелкая сетка как у The New York Times. В конце концов, победил первый вариант. Региональную специфику как-то тоже хотелось подчеркнуть, поэтому в качестве фона выбрали тонированную монохромную панораму Братиславы, столицы Словакии. Показываясь в первом экране, далее фон плавно сходит на нет.
Вторая вещь, которую мы начали обсуждать в ходе работы над сайтом, и которая чуть не стала еще одним параллельным нашим проектом — это создание своего веб-редактора. Много работая с контентом, мы уже давно задумывались о некоем конструкторе, который позволил бы облегчить редакторам сложную верстку статей, когда в них есть цитаты, врезки, комментарии, слайдеры и прочая начинка. Нечто подобное делает для себя Look At Me в своем редакторе Article, но, к сожалению, пока они его не продают.
После разнообразных прикидок — есть ли смысл параллельно одной истории влипать в другую, гораздо более затратную и неочевидную — проект вебредактора мы пока отложили.
Для автоматизации работы удалось обойтись малой кровью. Наш технический директор нашел решение: оказалось, что в редакторе (CKEditor) есть штатная возможность написания плагинов для вставки готовых блоков в страницу. Ей мы и воспользовались, подготовив типовые “врезки” на разные случаи жизни.
Подобную же вещь мы потом реализовали и на другом проекте — оказалось очень удобно.
Конечно, у нас есть список того, что еще будет дорабатываться — очень важные для нас возможности по формату спецпроектов, лонгридов и т.д. Да и к теме специализированного веб редактора все-таки хочется вернуться. Потому как нам кажется, что для контентщиков подобные инструменты будут становиться все более востребованными, вопрос только в грамотных продажах и первоначальных — хоть и невеликих, но… — инвестициях в разработку.
Тем временем, в июле сайт в первом приближении запустился.
Контент
Определяясь с тем, какая информация должна быть на ресурсе, мы исходили из нескольких вещей.
Первая: мы отказались от политической тематики и происшествий. Издание ориентировано на деловую и туристическую тематику. Строго говоря, это та информация, которую вы хотели бы знать о стране, если планируете ехать туда отдыхать, лечиться, учиться, работать, делать бизнес, хотите вложить некое количество денег в предприятие или хотите понять, с кем и как там можно посотрудничать. Отсюда — поток из новостей, посвященных бизнесу, инвестициям, ИТ, недвижимости, достопримечательностям, еде, городам и т.д.
То, что не планировалось первоначально, и то, что все-таки решили сделать после некоторых раздумий — английская версия. Так как на английском информационных проектов о Словакии тоже раз-два и обчелся — The Slovak Spectator, thedaily.sk, вот собственно, и все. Остальное либо умерло, либо является неким тематическим подразделом на проекте “обо всем”. Поэтому решили, что английский вариант иметь в перспективе тоже неплохо.
Надо сказать, словацкие СМИ обладают некой отличительной особенностью. Часть их материалов, у того же The Slovak Spectator скрыта за пейволлом. Потому что именно Словакия оказалась родиной слонов, а именно компании Piano, которая сейчас активно раскручивает тему платной подписки во всемирном интернете.
- Забегая вперед, скажу, что в гостях у Piano, равно как и в гостях у ESET, мы побывали в сентябре, и об этом мы обязательно напишем очень скоро и здесь, и на The Slovakia Times.
Соответственно, эта тема дополнительно ограничивает количество доступных материалов о Словакии в англоязычном вебе. С одной стороны, подписчики, приученные платить — это здорово, и если мы когда-нибудь будем делать словацкую версию проекта, мы обязательно опробуем пейволл. Но в том, что касается англоязычных материалов, отсутствие закрытой части у нас — это пока скорее плюс, с точки зрения получения доп. трафика.
Что же касается контента в принципе, то здесь мы сейчас решаем несколько проблем роста.
Первая проблема — поиск даже новостного контента занимает очень много времени. Это два неродных языка — словацкий и английский, которыми оперировать дольше, особенно журналисту, накрепко привязанному к русскому языку и не дружащему с английским. Тем не менее, спасибо онлайн-переводчикам, процесс идет, плюс на днях мы планируем начать учить словацкий с преподавателем.
Есть и технические моменты вроде того, что мониторинг Google News не всегда эффективен в ситуации, когда Google News Slovakia в природе отсутствует, а остальная региональная выдача носит весьма специфический характер (все те же перекосы то в газ, то в хоккей, то бессмысленные упоминания в списочных перечислениях европейских стран). Для того, чтобы набрать пул подписок на новостные источники вроде организаций, учреждений, компаний и прочих ньюсмейкеров, требуется время.
Ну и когда хочется создавать уникальный контент, создавать его удаленно и с носителями другого языка конечно же, сложнее, чем выходя на улицу своего города. Спасает то, что в ситуации, когда по стране просто нет сформированного информпотока, можно начать и на пресс-релизах-новостях-переводах.
Перспективы
Обещанный нам весной пресс-тур перенесся на весну 2015 г., тем не менее, мы решили съездить в Словакию сами — чтобы понюхать воздух, набрать некоторое количество контента для постепенной переработки и выкладки и завести какие-то знакомства. Это мы и сделали в сентябре 2014-го:
В том, что мы двигаемся в правильном направлении и то, что мы делаем, востребовано, мы убедились, но в то же время, финансовые перспективы проекта пока продолжают оставаться туманными. У нас есть некие планы на этот счет, которые мы хотели бы озвучить по факту — когда уже получится/не получится.
Про деньги и перспективы отдаленные
Так как эти вопросы все равно так или иначе будут заданы.
На что делается проект? На личные средства участников, включая их личное время. В силу того, что свободных финансов выделить много нельзя, выделяются силы. Их не так много, и проект двигается достаточно медленно.
С другой стороны, перед нами не стоит задачи вывести “за три месяца что-то куда-то”, мы знаем, что органический рост — штука медленная, и тут надо “стричь и поливать”. Быстрее можно в случае, если появится инвестор.
Появится ли инвестор? Думаем, что нет, по крайней мере, пока. Проект достаточно локальный, его аудитория будет исчисляться, в лучшем случае, десятками тысяч. Тем не менее, как рекламная площадка узкой направленности он, скорее всего, состоится — в части тех же b2b услуг.
В этом качестве он в перспективе, может быть продан кому-то, кто уже владеет медиа-проектами и захочет расширить свой пакет. Еще один вариант развития событий — это сетевое развитие проекта. То есть, создание локальных площадок по другим странам Европы. Но оба эти варианта будут сильно зависеть от геополитической и экономической ситуаций.
Для чего мы делаем этот проект?
Начавшись с желания “поработать вместе”, проект показал нам, чем именно мы хотим в дальнейшем заниматься, и куда развиваться. Это направление — создание заказных контент-проектов либо создание проектов на продажу, либо комплексные проекты на стыке веба, контента, PR и маркетинга. Сейчас мы пробуем варианты взаимодействия, разные инструменты, разные площадки, нарабатываем опыт совместной работы и прикидываем варианты превращения всего этого в проектное бюро.
***
Сейчас, спустя год после начала движений и подводя своеобразные итоги, мы решились рассказать о проекте здесь. Потому что несмотря на всю медийную привязку, мы, наверное, в большей степени, айтишная команда. И мнение коллег по цеху для нас важно, интересно и очень востребовано.
Есть много всяких вещей, которые нельзя упихнуть в один текст, и конечно же, очень многое из всяких околопроектных размышлений и прикидок здесь остается за кадром. Поэтому если этот пост покажется вам интересным — пишите в комментариях, о чем еще вам хотелось бы узнать.
Источник: habr.com
Инвестиции в средства массовой информации
Инвестиции в средства массовой информации и медиабизнес
Под медиакомпаниями могут понимаются компании, которые занимаются производством и распространением любого контента, включая новости, аналитические материалы, журналистские репортажи, кино, сериалы, музыку, книги, телевизионные и радиопередачи.
Медиабизнес справедливо можно назвать сложным направлением для инвестирования. Во многом это связано с тем, что отрасль эта стремительно меняется и трансформируется под натиском цифровой революции.
В то же время в повсеместном зарождении и развитии различный мультимедийных платформ заложен огромный потенциал. Ведь, по сути, все мировые компании, весь мировой бизнес, развиваясь, в какой-то степени вступает на путь медиабизнеса. Любая компания из любой сферы, будь то традиционное производство или строительство, розничная торговля или финансы, — абсолютно все заинтересованы в выходе на аудиторию через медиаплатформы.
Тенденции и перспективы медиарынка
Ключевая тенденция последних лет в мире медиа — это продолжающееся сокращение доли традиционных медиа вроде кабельного ТВ и печатных СМИ и рост доли цифровых медиа.
С 22% в 2015 году доля последних выросла до 33,4% в 2021 году. Наибольшее предпочтение цифровым каналам отдают жители Южной Кореи, где в 2022 году доля цифровых медиа превысит уже 50%. В остальных развитых странах этот показатель составляет более 40%. Самыми активными потребителями цифрового контента выступают миллениалы.
При этом, как отмечается в отчете аналитического агентства глобального рынка медиа PQ Media, мировой рынок смартфонов сейчас в стадии насыщения или близок к ней. Поэтому прирост цифровых каналов в ближайшее время будет невысоким.
Так, в 2021 году, рост потребления медиа в мире с учетом цифровых и традиционных каналов составил 1,6% или 54,4 часа в неделю. Годом ранее, в пандемийном 2020 году, рост составил 3,1%, что стало самым высоким показателем за последние 15 лет. В 2022 году ожидается рост потребления на 2,5%, чему будут способствовать выпуск нового привлекательного контента, несколько крупных спортивных мероприятий, включая ЧМ-2022 в Катаре, а также президентские и парламентские выборы, которые окажут влияние на крупнейшие медиарынки мира.
Основными драйверами роста медиарынка, по выводам агентства PQ Media, выступают мобильные видеоплатформаы, стриминговые сервисы, подкасты, цифровая наружная реклама, электронные книги и видеоигры.
В традиционных медиа не падать удается лишь некоторым сегментам, например, печатным книгам, радио и наружной рекламе. Из всего вышесказанного можно заключить, что успех медиабрендов во многом связан с их способностью к мультимедийной трансформации и готовности переходить на новые технологии.
Плюсы и минусы инвестирования в медиабизнес
- Рост спроса на медиапродукцию. Увеличение числа мобильных устройств и повсеместное использование интернета увеличило спрос на медиа. К примеру, средний американец тратит более 13 частов в сутки на использование различных платформ.
- Обилие направлений. Инвестиции в медиа могут подразумевать различные форматы и инструменты, начиная от венчурного инвестирования медиастартапов, заканчивая портфельными инвестициями с покупкой акций медиахолдингов. Вы можете вложить деньги во что угодно, например, в запуск небольшого тематического канала в Телеграме, так и в крупнейшие мировые медиагиганты.
- Дороговизна производства. Производство медиаконтента обходится довольно дорого, поскольку за любую работу нужно платить авторам, фотографам, операторам и т.д.
- Сложность монетизации. Большинство потребителей медиаконтентавсе же пока не привыкли за него платить, они привыкли пользоваться информацией бесплатно. В связи с тем, что число платных подписчиков обычно ограничено, любое независимое медиаиздание зависит от успешности привлечения рекламодателей.
- Быстрая трансформация рынка. В медиа чрезвычайно быстро меняются условия работы, крупные площадки, такие как Яндекс и Google регулярно вводят какие-то новые правила, обновляются особенности работы на YouTube и в социальных сетях, вводятся новые внутренние сервисы и функции, оказывающие прямое влияние на всех своих пользователей. В медиабизнесе всегда присутствует высокая степень неопределенности по поводу того, чего ожидать завтра.
- Многоплатформенность. Обилие разнообразных платформ, на которых обязательно необходимо присутствовать, создает головную боль для владельцев медиабизнеса. Качественно вести и наполнять уникальным контентом все площадки и соцсети крайне трудно, а иногда почти невозможно, ведь запуск на новой платформе фактически равен запуску нового медиа. Для этого требуется много времени, труда и денег.
Выбор способа инвестирования
Вы можете инвестировать в начинающие проекты в области медиа и СМИ, либо вложиться в действующие бизнесы, инвестируя в их развитие и расширение напрямую, либо став держателем акций медиакомпаний.
1. Вложения в медиастартап
Самый рискованный вариант для инвестора, нередко требующий внушительной суммы.
Новые проекты нуждаются в крупных частных инвесторах (бизнес-ангелах), находят финансирование через венчурные фонды либо приглашаются на медиа-акселераторы, на которых присутствуют инвесторы из мира медиабизнеса.
Среди известных зарубежных медиа-акселераторов можно назвать американские Matter и Harmony Labs, немецкие акселераторы Plug
Сильным медиапроектом в первую очередь можно назвать тот, который имеет, с одной стороны, качественное наполнение, с другой — сильный единый бренд. При инвестировании в действующие СМИ, инвестору необходимо уделить особое внимание следующим моментам:
- Аудитория и показатели проекта. Посещаемость, какой охват аудитории проекта (текущий и потенциальный), каков ее состав и особенности, процент активной аудитории.
- Диверсификация и активность проекта. На скольких площадках представлен проект помимо основного канала (соцсети, YouTube, мессенджеры, блоги на специализированных ресурсах, рассылка по e-mail), с какой периодичностью публикуются материалы и вызывают ли они обратную связь, какое количество лайков, комментариев, репостов они набирают.
- Автоматизация проекта. Чтобы проект развивался, а его сотрудников не разрывало от количества разнонаправленных задач, работа должна быть автоматизирована. Например, могут использоваться качественные кроссплатформенные ресурсы для загрузки контента на сайт, разные соцсети и т.д.
- Монетизация бизнеса. Какими способами проект зарабатывает деньги и насколько эти способы эффективны. Это может быть платная подписка на контент, спонсорство, донаты, продажа собственной продукции, доход от размещения рекламодателей, продажа мерча или другие способы.
- Стратегия развития. В компании должны четко представлять не только вектор развития компании, но и конкретные сроки достижения целей, планируемые обороты, чистую прибыль и прочее.
3. Инвестиции в акции медиакомпаний
Пассивный способ вложиться в медиабизнес — это собрать пакет акций крупнейших медиакомпаний и зарабатывать на их росте для последующей продаже или на дивидендах.
Многие крупные медиакомпании размещают на биржах свои акции и позволяют получить долю в компании.
В последние годы в медиаиндустрии состоялось множество слияний и поглощений игроками друг друга. На текущий момент глобальными игроками на мировом рынке выступают такие компании как:
- Discovery (NASDAQ:DISCA);
- Walt Disney (NYSE:DIS);
- ViacomCBS (NASDAQ:VIAC);
- AT
- Comcast (NASDAQ:CMCSA);
- Netflix (NASDAQ:NFLX).
В 2020-2021 годах, к примеру, можно было неплохо заработать на акциях Walt Disney и Netflix, которые в определенные периоды подымались до 96% и 103% соответственно. Среди российских публичных компаний из сферы медиа, акции которых торгуются на бирже, вариантов не так много. Один из самых известных примеров — компания ОАО РБК (RBCM).
Чем привлекательны вложения в крупнейшие медиакомпании:
- Масштаб и охват аудитории. Размер — это то, что имеет решающее значение в медиабизнесе. Масштаб бизнеса — это лучший аргумент при переговорах с партнерами и рекламодателями, которые имеют выход на максимальную аудиторию и могут пользоваться различными рекламными инструментами в рамках одной рекламной кампании.
- Технологичность. Крупнейшие компании, такие как Netflix, развиваются в области прямой доставки контента потребителю (DTC), что обеспечивает им значительную прибыльность, так как потребление медиа сегодня все больше осуществляется по запросу.
- Диверсификация продукта. Медиахолдинги диверсифицируют свой контент, создавая различные форматы, способы распространения информация, делая продукты под разную аудиторию и разные регионы, различной тематики и направленности.
Перед тем, как покупать акции медиакомпаний, при анализе финансовых показателей следует уделить внимание количеству резерва денежных средств компании и объему ее долгов.
Для создания нового контента, а тем более для кинопроизводства, требуются большие объемы средств, а наличие крупных долгов такой деятельности не благоприятствует.
Чтобы приобрести акции медиакомпаний, вам потребуется подыскать брокера и завести брокерский счет.
Помните о том, что акции считаются высокорисковым активом.
Поэтому необходимо придерживаться правила диверсификации — то есть включить в портфель как минимум 15-20 акций различных компаний, а не делать ставку на 1-2 варианта.
Перспективные направления для инвестиций в медиа
На какие направления, тенденции и тренды, касающиеся мира медиа можно обратить внимание в ближайшей перспективе? Вот некоторые варианты:
- Подкасты. Стремительно растущая ниша — подкасты. Согласно данным исследования Global Podcasting Market Analysis Report 2022, ожидается, что рынок подкастинга вырастет с 15,62 миллиарда долларов в 2021 году до 58,31 миллиарда долларов в 2026 году. То есть среднегодовой темп роста составит 30,15%.
- Сегмент онлайн-видео. Бурно развивается сегмент онлайн-видео. Особенно крупный скачок произошел во время пандемии COVID-19. В первой половине 2020 года объем российского рынка онлайн-видео составил около 19 млрд. рублей, что на 56% выше аналогичного периода прошлого года. До того рынок рос в среднем на 35-45% в год.
- Искусственный интеллект. Искусственный интеллект и машинное обучение все активнее используются для выдачи персонализированного контента аудитории, для оптимизации рабочих процессов медиаредакций, создания уникальных изображений и видео, а также для решения многих других вопросов.
- Метавселенная. Растет интерес аудитории к метавселенной, объединяющей пользователей через виртуальную или дополненную реальность. Например, в метавселенной могут происходить встречи и интервью, производиться взаимодействие с виртуальным контентом, там же могут создаваться студии смешанной реальности, куда можно приглашать известных спикеров из другой части планеты и т.д.
- Омниканальные проекты. Во всех сферах бизнеса существует тенденция на объединение разных каналов коммуникации с потребителем, в результате чего создается комбинация цифрового и физического опыта. Пример в медиа, это когда студии типа Disney выпускают фильмы одновременно в кинотеатрах и онлайн.
- Shoppable контент. Пандемия коронавируса позволила многим людям привыкнуть к совершению онлайн-покупок. Способы постоянно улучшаются. Например, с помощью искусственного интеллекта, который умеет распознавать товары в видеороликах, вероятно, скоро станет возможным совершение онлайн-покупок без отрыва от просмотра.
Источник: businessmens.ru
Возможно ли сегодня запустить и монетизировать медийный проект?
Моя главная специализация по жизни — контент, коммуникации и PR. Долгое время я работала в чужих проектах, пока, наконец, в начале прошлого года не решилась запустить собственный бизнес.
В феврале 2016 года я работала на дне Зимних Олимпийских игр на Поклонной горе, где мне посчастливилось сотрудничать с фигуристкой Ириной Лобачевой (Серебряный призер Олимпиады 2002 в паре с Ильей Авербухом), заслуженным тренером СССР и России Евгением Гомельским и легкоатлеткой Олесей Зыкиной (серебро Олимпиады 2004 года в составе эстафетной сборной России). Именно Олеся вдохновила меня на создание проекта, посвященного профессиям. Вот из этой идеи и родились «Тактики и практики» — лекторий об интересных людях и деле их жизни. Мне хотелось сделать проект не про безумный трудоголизм и погоню за KPI, а про интересные живые истории профессионалов, способных делиться собственным опытом и «заражать» этим других.
Первым продуктом стал лекторий при поддержке портала m24.ru, позже мы запустили и собственный сайт, сейчас планируем выпускать детскую программу «Тактики и практики kids». За неполный год нам удалось получить поддержку популярных звезд: певицы Глюко`Zы, Светланы Сургановой, Хрюши из «Спокойной ночи, малыши!», MBand, Маркуса Ривы и, конечно, любимой группы проекта «Ногу Свело!». Также мы запустили блог, где опубликованы интервью с интересными людьми.
Право на ошибку
Итак, идея была найдена, но встал другой вопрос: как отважиться на собственный проект, когда за плечами были случаи провальных стартапов? Прежде всего, я решила сделать тщательную работу над ошибками: выписала на листок бумаги все, что я сделала для успеха этих бизнесов сама, все, что сделали для этого другие люди, честно описала причины провалов. Получился довольно солидный багаж.
Тогда я заметила: для акционеров, в большинстве случаев, эти неуспешные проекты были «лишь еще одним бизнесом», в то время как от меня, как наемного сотрудника, требовалось «вложить в них всю душу». Не всегда мы с основателями совпадали по ценностям. Мне хотелось заниматься проектом с «высокой идеей», некой миссией, в которой можно было бы реализоваться, немалую роль для меня играл и человеческий фактор.
Переосмыслив весь предыдущий опыт, я пришла к выводу: эти проекты были не мои (как бы сильно я в них ни вкладывалась), а значит, нельзя брать на себя всю вину в их нежизнеспособности. Во-вторых, важно оставлять себе право на ошибку и активно пользоваться им, чтобы не застревать в переживаниях прошлых неудач, а, взяв с собой ценный опыт, идти дальше.
Фокус на любимом деле
Следующий важный шаг для меня — полное погружение в собственный бизнес. «Тактики и практики» — медийный проект, а здесь всегда возникают сложности с монетизацией. Проработав много лет в сфере медиапродаж, я отлично это понимала и была к этому готова. В продвижении вообще редко бывают «живые» деньги, заказчики не очень любят вкладываться в это: авторов обычно ищут бесплатных, «за PR», активности проводят на бартерной основе, а трафик просто закупают. Мне в этом смысле хотелось сделать максимально честную и открытую историю, где во главе угла будут интересы аудитории.
У меня было два варианта: либо вложить деньги в продвижение проекта, либо инвестировать собственное время и ресурсы. С точки зрения сроков результаты были бы примерно одинаковыми, но качество в случае моего личного участия — гораздо выше. Поскольку я хотела делать проект «для себя», я решила идти по второму пути и полностью погрузилась в создание и продвижение лектория, завершив все сторонние проекты.
Медиа — это сфера, где гарантии не работают
Мой главный принцип PR — понимание нематериальных ценностей и взаимовыгод. Я всегда говорила, говорю и буду говорить: публичные коммуникации — это не про «отжать всего и побольше и желательно еще и бесплатно», это про заинтересовать всех сторон и стратегию win-win.
Любая победа — это победа команды. Даже олимпийского чемпиона, прежде чем он стал чемпионом, кто-то родил, воспитал, тренировал, поддерживал, а значит, уже принял участие в его победе. В бизнесе то же самое. Безусловно, везде есть лидеры, но разве можно сравнивать мотор и колесо у машины? Конечно, мотор сложнее заменить, чем колесо, но и то и другое важно для движения вперед.
Примерно так же работает и PR: у вас есть определенная «внешняя» команда, с которой вы идете по жизни.
Нужно и важно понимать ваши сильные и слабые стороны, понимать ценность своего проекта и продукта, понимать, в чем эту ценность считать.
Например, у меня нет трафика, но у меня есть крутой контент. Это уже плюс, ведь качественного контента на рынке мало, а трафик — дело наживное. К тому же не всегда цифрам по посещаемости можно верить: не все измеряется в лайках, невозможно также сравнить глубину контакта онлайн и офлайн. Это разные ценности, разное количество взаимодействий и способов коммуникаций.
Если говорить о наращивании аудитории, то самый эффективный инструмент здесь — человеческий фактор: сарафанное радио, интересный контент, социальные сети, рекомендации. Все, что угодно! Если есть понимание, что ваша аудитория — бабушки у подъезда, идите дружить с бабушками.
Думала ли я про монетизацию? Конечно же, да! У меня было и есть достаточно четкое понимание коммерциализации проекта. Самая большая сложность в медиа — это отсутствие четких показателей. Безусловно, вы можете посчитать трафик, что-то показать, но 100% гарантии успеха какого-то проекта нет никогда.
На поведение пользователей влияет огромное количество факторов, начиная от курса евро и заканчивая прогнозом погоды.
Именно поэтому важно самому находиться в информационном потоке, ежедневно наблюдать за поведением аудитории и ее настроениями. В этом плане мерилом может выступать все что угодно: от популярности аккаунта в соцсетях до количества знакомых с проектом бабушек.
Монетизация у моего проекта начнется только тогда, когда вокруг лектория сформируется довольно большая и лояльная аудитория. При этом мне кажется важным не врать читателю, то есть максимально погружаться в рекламируемый продукт и стратегию его продвижения при формировании коммерческих продуктов. Думаю, об окупаемости можно будет говорить года через два.
Сначала люди, потом бизнес
В медийном поле не всегда самые очевидные и простые решения — самые правильные. Тут есть целый ряд особенностей, связанных с человеческим фактором. Мы все уже давно привыкли к коммерческим постам знаменитостей и других более-менее раскрученных блогеров. Но в этом деле всегда большую роль играют нюансы: насколько рекламируемый продукт релевантен автору, насколько автор все же эксперт в том, что он рекламирует, и какова степень искренности, с которой он или она делают эту самую рекламу. От последнего никуда не деться, что бы кто ни говорил.
Я уверена, что будущее медиа за специальными проектами, интеграциями, нативной рекламой. Чем искреннее будет говорить о вашем продукте ваш проплаченный рекламный источник, тем больший эффект вы получите на выходе. И вот тут мы рано или поздно упремся в человеческий фактор. Поэтому я не устаю повторять: вкладывайтесь в людей, в моем случае в авторов, экспертов, лекторов.
Учитесь доверять им. Но при этом умейте «отходить» и «выдыхать», когда что-то пошло не так, кто-то отвалился, продался и полностью обманул ваши ожидания. Это жизнь.
Если говорить честно, то это самое сложное. Доверять и вкладываться в кого-то, а потом суметь этого кого-то отпустить — наверное, одна из самых сложных задач, с которой в принципе приходится сталкиваться человеку. В такие моменты ты осознаешь насколько все переплетено: насколько важно то, что мы называем «собственным Я», насколько плотно оно завязано на рабочем процессе и как твои понимания о «добре и зле» сказываются на окружающих. Это все человеческий фактор, и нам от него никуда не деться!
Оформите ИП бесплатно без визита в налоговую через сервис регистрации бизнеса в Контуре и получите год обслуживания в онлайн-бухгалтерии Эльба в качестве бонуса
Дарья Богачкина, создатель и ведущий проекта «Тактики и практики»
Бесплатно новым бизнесам
Горячая линия для начинающих предпринимателей, чат с экспертами и помощь в подборе нужных сервисов по выгодной цене
Источник: kontur.ru