Риски сопровождают любой бизнес. Причем они возникают как изнутри, так и снаружи. Чтобы снизить вероятность наступления негативных событий и последствий, необходимо грамотное прогнозирование и управление рисками в компании. Рассмотрим, что включает данный комплекс мероприятий.
В чем суть управления и прогнозирования рисками?
Проблема – фактор, который препятствует выполнению конкретных целей и задач проекта. Практических примеров можно привести множество:
- Уход из компании аналитика. Специалист оставил работу на половине пути, так и не доделав масштабное исследование. В результате поставленная задача не была сделана в срок.
- Из-за резкого увеличения спроса на товары поставщик не смог справиться с объемами перевозки. В результате ассортимент магазина быстро опустел.
- Дефицит нужной продукции у поставщиков из-за санкций. В результате это привело к падению продаж.
Все это – риски, которые сопровождают работу предприятия. Свести вероятность их появления к абсолютному нулю невозможно – мы не можем переделать реальность под свои потребности. Но мы в состоянии снизить шанс возникновения проблем заранее и «балансировать» между разными негативными факторами – это и есть управление рисками в компании.
РИСК как важная часть Успеха | Роберт Кийосаки
Грамотно организованная работа с вероятными угрозами имеет множество плюсов. Конкретные преимущества:
- снижение финансовых потерь;
- соблюдение сроков проектов;
- оправдание ожиданий клиентов и партнеров;
- снижение уровня стресса и негатива в коллективе;
- эксплуатация рисков как новых возможностей.
Данное мероприятие тесно связано с прогнозированием – собственно, деятельностью по оценке появления тех или иных проблем. В настоящее время активно используется вероятностная модель – создание абстракции, на примере которой можно проследить развитие и деятельность конкретного бизнеса. Оба инструмента следует рассматривать как единое целое, потому что они направлены на один результат – выявить вероятность появления негативных событий и снизить ее заблаговременно.
С какими рисками сталкивается организация?
Классифицировать риски можно по-разному. Перечислим наиболее распространенные виды:
- Временные. Сроки проекта всегда могут сдвигаться – запланированного времени может не хватить или, наоборот, оно будет избыточным. Время – это полноценный ресурс, которым важно уметь управлять в бизнесе.
- Бюджетные. Первоначальная стоимость проекта может изменяться по ходу дела. Как правило, бюджет закладывают еще в самом начале – поэтому его может и не хватить при неправильной оценке рисков.
- Внешние. Отдельно взятая компания не может повлиять на геополитические события. СВО перевернуло все с ног на голову и повлияло на бесчисленное количество организаций. Это всегда риск.
- Единые точки отказа. Это события, при наступлении которых останавливается работа каждой части в проекте. К примеру, банальное отключение электричества может полностью прервать работу интернет-магазина.
Перечисленные риски – лишь «вершина айсберга». Перечислять каждое негативное событие и пытаться его классифицировать практически невозможно. Но можно попытаться предугадать наиболее значимые из них. Именно данную задачу и берет на себя прогнозирование и управление рисками в компании.
►Оценка рисков бизнеса. Как проверить риски бизнеса до его старта
Нужна ли бизнесу отдельная служба риск-менеджмента?
Имеет смысл создать внутри организации отдельное подразделение, которое полностью возьмет на себя работу по риск-менеджменту. Если в отношении малых предприятий этим можно пренебречь на старте, то для среднего и крупного бизнеса разработка своего отдела по управлению угрозами – фактически обязательное условие.
Служба риск-менеджмента берет на себя следующие задачи:
- выявление и анализ угроз;
- разработка и внедрение предупредительных мер;
- создание механизмов для минимизации последствий.
На выходе аналитическая служба должна предоставлять бизнесу программу мер и отчеты, которые позволяют подготовить организацию к наступлению тех или иных негативных событий.
Этапы управления рисками
Как и в случае с классификацией негативных событий, деление рисков на этапы – всего лишь условность. Но она позволяет упростить рабочий процесс и менеджмент. Принято выделять следующие стадии:
- Планирование управления.
- Идентификация факторов.
- Качественный анализ.
- Количественный анализ.
- Планирование реакции.
- Мониторинг и контроль.
Данная методология позволяет активно влиять на источники угроз, связанных с бизнес-проектом. Рассмотрим каждый этап по отдельности.
Планирование управления
На данном этапе осуществляется поиск оптимальной стратегии по организации управленческих процессов. Точками входа могут выступать следующие действия:
- разработка учредительной документации;
- выявление заинтересованных сторон;
- разработка плана.
Ключевое значение, конечно же, имеет разработка плана. Существует большое количество методик по его разработке. Предназначение плана – дать понять коллективу компании, поставщикам и партнерам, что вы вооружены в борьбе против угроз и знаете, что делать.
План должен включать следующую информацию:
- название компании и конкретного проекта;
- создатель документа;
- цель документа;
- краткое описание проекта;
- таблица с вероятными угрозами;
- методы решения каждой угрозы.
Необязательно описывать каждую угрозу в подробностях. Важна конкретика. Часто можно ограничиться тремя категориями – емким описанием проблемы, степени угрозы и конкретным действиям по предотвращению или иному реагированию.
Грамотно составленный план еще на начальной стадии – это не только выработка понимания того, что конкретно ждать в будущем, но и хорошее подспорье в сотрудничестве с третьими лицами. Поставщики, партнеры и другие контрагенты будут крайне приветствовать такой степень ответственности организации.
Правильное планирование – залог создания благоприятной среды для управления и использования заранее наработанных шаблонов. На данном этапе основным инструментом выступают совещания, то есть – коллективное рассмотрение каждого важного вопроса и последующая выработка решений.
Уже на основании проведенных совещаний составляется план, которые должен включать:
- конкретные угрозы, против которых нужно бороться;
- методы управления;
- роли каждого участника;
- варианты отчетности.
Кроме того, на этапе планирования определяются ответственные лица и организуется система мониторинга за рисками. Данная подготовительная стадия закладывает крепкий фундамент в будущее развитие бизнеса и его защиту от рисков.
Идентификация факторов
Как происходит прогнозирование рисков?
К важным моментам бизнеса относится прогнозирование рисков, без которого порой невозможно нормальное продвижение предпринимательства.
Любое прогнозирование рисков – это, в первую очередь, определение вероятности возникновения, развития чрезвычайной или иной неприятной ситуации на основании анализа возможных причин ее появления (возникновения), а также ее источника в прошлом, настоящем.
Прогнозирование риска возникновения чрезвычайной (непредвиденной или неблагоприятной) ситуации осуществляется по таким параметрам как: время, место, сила, частота.
Прогноз по времени действия, направленности может быть долгосрочным, краткосрочным, среднесрочным.
По исходным данным он делится на: вероятностно-статистический, вероятностно-детерминированный (подверженный определенной системе, но с наличием большого влияния случая) и детерминированно-вероятностный (систематизированный, с небольшим влиянием случая).
Прогнозирование рисков относится к его оценке в будущем на определенный момент времени с учетом тенденций, изменений условий проявления риска.
Прогнозировать можно различные моменты с вероятностным неблагоприятным исходом:
— несоблюдение условий договора контрагентами (такому прогнозированию поможет предварительный анализ предыдущей аналогичной деятельности будущего или нынешнего партнера по бизнесу);
— невозврат займа вами, вашими партнерами или вашими должниками (необходим анализ финансового состояния и проверка наличия подобных действий в прошлом, если речь идет о ваших партнерах, должниках);
— изменение условий рынка (здесь необходим постоянный анализ рыночных тенденций);
— конкурентные действия оппонентов по бизнесу (анализ и мониторинг их деятельности, экономическая разведка).
Те моменты, которые не поддаются прогнозированию: природные силы (наводнения, ураганы, лесные пожары, землетрясения, извержения вулканов), противоправные действия третьих лиц (угон, кражи, уничтожение имущества, иные формы хищений и противоправных действий), непредвиденные дефекты, которые повлекли порчу имущества (производственный брак, поломка техники, выход из строя оборудования), относятся к форс-мажорным обстоятельствам.
Таким образом, прогнозирование рисков нацелено на предвидение различных неблагоприятных исходов на основе проводимых мониторинга (изучения, исследования) и дальнейшего анализа полученных данных.
Источник: berichnow.ru
Как предсказать «чёрного лебедя»: ошибки компаний при управлении рисками
Любой предприниматель хотел бы заранее предугадывать кризисы. Но переоценка некоторых рисков и недооцененность скрытых угроз приводят к тому, что многие компании нерационально используют свои ресурсы. И в ситуации кризиса это может причинить бизнесу серьёзный ущерб. В сборнике журнала Harvard Business Review «Управление рисками» подробно описываются причины ошибочного прогнозирования и его последствия. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего этот сборник, мы публикуем статью «Шесть ошибок руководителей компаний при управлении рисками», одним из авторов которой стал американский экономист Нассим Талеб, автор концепции «Чёрного лебедя».
Время «чёрных лебедей»