Как стимулирует государство малый и средний бизнес

В данной статье рассматриваются значимые проблемы, с которыми столкнулся малый и средний бизнес в период пандемии коронавирусной инфекции. Подчеркнуто, что малый и средний бизнес значим как для экономики государства в целом — это рост экономики региона за счет налоговых отчислений в бюджет и занятость граждан, а также конкурентоспособность региона. Вынужденная административная блокировка и ограничение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на фоне пандемии, вызвавшие резкое падение деловой активности, выручки, частичного сокращения занятых, компенсировались целым рядом экстренных мер государственной поддержки бизнеса. Малый и средний бизнес может стать одной из первых сфер, которая восстановиться в полном объеме в кратчайшие сроки.

безопасность
малый и средний бизнес
Белоусова Александра Евгеньевна

Экономика и управление

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публицакии 28.01.2022

Цитировать

Белоусова Александра Е. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА // . 2022. №5 (50). URL: https://scilead.ru/article/1665-malij-i-srednij-biznes-v-usloviyakh-pandemii-

Как государство поддерживает малый бизнес

Сектор малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является молодым и относительно неразвитым. Малое и среднее предпринимательство играю важную роль в экономике страны, как один из главных ресурсов государства, обеспечивающих высокий уровень экономики и экономическую безопасность всей страны.[1].

Государство заинтересовано в развитие малого и среднего бизнеса и стимулирует его путем предоставления налоговых льгот, субсидируемых кредитов, приоритетного доступа к государственному заказу и других преференций. Но положение дел и возможности развития были приостановлены вспышкой коронавируса в декабре 2019 года, когда весь мир узнал о редком заболевание, которое получило название COVID-19. Государства всего мира начинают предпринимать меры по предотвращению вспышки вируса среди населения: закрываются границы между странами, отменяются массовые мероприятия, вводятся ограничения на передвижение граждан на территории. Чтобы обеспечить безопасность в стране, Россия также вводит ограничительные меры.

Изначально, основной финансовый удар пандемии приняли на себя представители малого и среднего бизнеса: парикмахерские, маникюрные салоны, студии квест-игр и прочие представители сферы услуг. Введение карантина в России лишило кафе и рестораны шанса на полноценную работу.

В таких условиях функционировать могли только те субъекты, которые осуществляли онлайн-продажу продукции: онлайн-кинотеатры, интернет-магазины, кафе и рестораны с доставкой и др. Развлекательные площадки из-за коронавируса потеряли больше половины клиентов. По данным Delivery Club, в период пандемии к их сервису подключилось около 4000 новых ресторанов.

Это способствовало увеличению оборотов компании. В мае компания вышла на рекордные для себя обороты — 5,5 млн заказов в месяц. Самые большие убытки несли турбизнес и авиакомпании. Еще в начале года вспышка вируса в Китае значительно повлияла на российский туристический сектор.

По данным Росстата в 2018 году за период января-марта Российскую Федерацию посетили 4,4 млн туристов, в 2019 году — 4,2 млн, но уже в 2020 году в этот период в страну въехало 3,6 млн туристов. Таким образом, сфера туризма за период февраля-марта потеряла около 600 тыс. потребителей услуг данного сегмента.

Следует отметить основные изменения в секторе малого и среднего бизнеса за время пандемии.

Во-первых, изменилась модель потребительского поведения. С падением доходов, ростом безработицы и ожиданием второй волны пандемии население больше предпочитает сберегать, нежели тратить. Малый и средний бизнес, особенно в сфере услуг, фиксирует падение спроса.

Во-вторых, далеко не все сферы бизнеса начали снова полноценно работать. Все эти факторы позволяют говорить о том, что кредитование субъектов МСП будет иметь только восстановительный характер, период которого зависит вовсе не от экономики, а от эпидемиологической ситуации и принимаемых в связи с этим мер государства.

Вследствие самоизоляции и тотального падения спроса на многие товары, большое количество субъектов малого и среднего бизнеса не смогло пережить кризис. Впрочем, ситуация в секторе МСП могла бы быть значительно хуже, если бы не государственные меры поддержки занятости россиян, которые смогли компенсировать падение доходов малого и среднего бизнеса.

Принудительные административные блокировки и ограничения деятельности малого и среднего бизнеса, повлекшие резкое падение деловой активности, выручки, снижение занятости и уровня жизни, были компенсированы рядом экстренных мер государственной поддержки бизнеса [2].

В мае 2020 году наблюдается увеличение числа зарегистрированных экономических субъектов (6 035 035) по отношению к 2019 году — 5 916 906. И становится непонятно, почему в условиях пандемии происходит рост числа субъектов МСП, а не уменьшение за счет банкротства бизнеса. Данное явление можно объяснить принятием Постановления Правительства РФ, которое постановление мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников. Это означает, что заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, суд вернет обратно.

Государство не оставило без внимания сложившуюся не очень простую ситуацию с малым и средним бизнесом. Правительство объявило, что для борьбы с пандемией и ее последствиями был сформирован антикризисный фонд. Для оказания помощи малому и среднему бизнесу Правительство РФ стало вводить льготы и выделение средств на развития бизнеса граждан. Также была введена отсрочка по всем налогам, отсрочка арендных платежей и др.

В настоящий момент для преодоления барьеров продолжена разработка различных программ и проектов, направленных на поддержку, в том числе и на уровне государства. Существует несколько видов государственной поддержки малых предприятий и среднего бизнеса в целом.

Согласно ФЗ – 209, ст. 7 к данным мерам можно отнести:

-специальные налоговые режимы;

-упрощённое ведение бухгалтерского учета;

-упрощённую статистическую отчётность;

-меры, которые касаются обеспечения прав и законных интересов предпринимателей;

-меры в области обеспечения финансовой поддержки МСП[3].

Тем не менее, несмотря на поддержку со стороны государства субъектов малого и среднего бизнеса, ограничительные меры, введенные на фоне пандемии COVID-19, оказали внушительное влияние на развитие бизнеса, что в итоге привело к целому ряду негативным экономическим тенденциям. Такие негативные тенденции обусловлены, прежде всего, тем, что помимо уже имеющихся проблем, существенно ограничивающих развитие отечественного предпринимательства, появились совершенно новые, вызванные распространением COVID-19.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить то, что для подхода к решению данной проблемы было сделано много, но на данный момент недостаточно. Поэтому в настоящее время по всей России создаются организации по помощи в борьбе с COVID-19, а также помощи тем, кто потерял бизнес в период самоизоляции. Поскольку малые и средние предприятия достаточно быстро занимают сферы деятельности, в которых не заинтересован крупный бизнес, от их развития зависит функционирование экономики государства, это помогает преодолеть стагнационные явления в экономической системе страны [5]. Поэтому, малый и средний бизнес имеет все шансы для восстановления после коронавирусной пандемии.

Список литературы

  1. Глоба, А. П., Соколов, А. П. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии в россии: государственная поддержка и оценка влияния на экономику [Текст] / Индустриальная экономика. — 2020. — №3. – С. 39-42.
  2. Байдыбекова, С. К. Состояние и перспективы развития малого бизнеса в условиях пандемии и глобального кризиса [Текст] / Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. – 2021. – №1. – С. 158-160.
  3. Малое и среднее предпринимательство [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://75.ru/okrae/ekonomika/maloe-i-srednee-predprinimatel-stvo (дата обращения: 29.09.2020)
  4. Мусинова, Н. Н., Сергиенко, Н. С. Государственная поддержка малых и средних предприятий в условиях пандемии: зарубежная и российская практика [Текст] / Вестник ГУУ. – 2021. – №2. – С. 5-7.
  5. Хамидуллин, Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса [Текст] / Ф.Ф. Хамидуллин // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 3/4 (19/20). – С. 28-32.
Читайте также:  Как переводится симулятор бизнеса

Источник: scilead.ru

«Помогите мне материально»: как государство стимулирует закупками малый и средний бизнес

Через шесть лет государство обещает малому и среднему бизнесу ежегодные 5 трлн рублей, распределяемые через тендеры и аукционы. Теперь главная задача – создать единый план развития предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.

Самая простая мысль: чтобы кого-то поддержать материально и при этом не обидеть «подачкой», нужно у этого кого-то что-то купить. Идея ввести квоты на госзакупки у малых и средних предприятий, безусловно, оказалась весьма плодотворной.

Согласно статистике, приводимой Корпорацией МСП, благодаря реализации данного решения суммы, которые небольшие компании получают сейчас по линии госзаказа, в сравнении с поступлениями трехлетней давности как небо и земля. Если в 2015 г. объем соответствующих закупок в денежном выражении составлял 64 млрд рублей, то в 2017-м показатель достиг почти 2,1 трлн, а в 2018 г. превысил 3 трлн рублей.

Количество номенклатурных позиций за три последних года также увеличилось в десятки раз: с 8,4 тысяч до 360 тысяч. К 2024 г. ежегодный объем госзакупок у МСП должен выйти на уровень 5 трлн рублей. Такая задача была поставлена высшим руководством страны. «Вполне достижимый результат», – сказал в октябре на форуме «Малый бизнес – национальный проект!» президент РФ Владимир Путин.

Установленная на сегодняшний день квота по госзакупкам у МСП – 15%, а к 2020 г. ее планируется повысить до 18%. При этом уже сейчас на малый и средний бизнес приходится более 40% закупок госкомпаний и бюджетных учреждений по ФЗ-44,ФЗ-223, а также ФЗ-185 (для отрасли ЖКХ и капремонта многоквартирных домов). Кроме того, условия для малых и средних компаний постоянно совершенствуются.

Так, в январе 2019 г. были внесены изменения в ФЗ-223, определяющий нормы закупок для компаний с госучастием, унитарных предприятий и компаний-монополистов. В уточненном виде закон предъявляет более строгие требования к заказчикам, обязывая их совершать закупки в электронной форме на тех площадках, которые уже работают по ФЗ-44 для государственных учреждений.

В то же время сами закупочные процедуры будут упрощаться, а их количество сократится, о чем недавно сообщили представители Минфина РФ. Корпорация МСП, в свою очередь, в ближайшее время намерена инициировать законодательные изменения, которые обяжут госкомпании формировать долгосрочные планы закупок – минимум на три года.

В таком случае бизнес получит дополнительные ориентиры – какое оборудование и какие специалисты потребуются для обеспечения этих закупок и т. д. Конечно, без проблем не обходится. В прессе довольно часто появляется информация о том, что значительная часть закупок естественных монополий, например, приходится на специально созданных для этого «дочек».

Но гораздо хуже задержка государственными компаниями оплаты, что приводит к возникновению очень болезненных для малого бизнеса кассовых разрывов. Поэтому Корпорация МСП, насколько известно, намерена требовать сокращения максимального срока оплаты по контрактам (напомню, ФЗ-223 ограничивает его 30 днями), а также ужесточить административную ответственность за несвоевременные расчеты с малым бизнесом.

Справиться с этими трудностями малым и средним предприятиям, работающим по госконтрактам, помогли бы специальные инструменты, в том числе гарантии для получения кредитов и займов. В частности, банковские гарантии по ФЗ-44 сегодня активно выдают Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Ак Барс, банк «Держава» и другие.

Независимые прямые гарантии предоставляет Корпорация МСП, позволяя пользоваться заемными ресурсами при недостаточности залога. Помимо этого в России формируется национальная гарантийная система (НГС). В ней три уровня: Корпорация МСП – МСП Банк – региональные гарантийные организации и фонды (РГО). Главным образом система строится именно на деятельности РГО.

Согласно отчетам Корпорации МСП, лучший опыт поддержки индивидуального и малого предпринимательства отмечен в Москве, Московской, Орловской, Смоленской областях, Республике Татарстан и Ставропольском крае. Так, в Орловской области за финансовую поддержку малых и средних предприятий отвечают региональные гарантийный фонд и фонд микрофинансирования.

Первый предоставляет поручительства по кредитам и гарантиям в банках, второй выдает займы до 3 млн рублей по ставке от 4% годовых. В Фонде поддержки предпринимательства Республики Татарстан представители малого бизнеса могут получить льготный микрофинансовый заем от 100 тыс. до 3 млн рублей на срок от 3 до 36 ме сяцев по ставке не более 7,5%, а также субсидии, если они занимаются фермерством, животноводством, мелиорацией и т. п. Гарантийный фонд Татарстана выдает МСП поручительства по кредитам на сумму до 30 млн рублей.

Крупнейший в этом ряду – Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд), на который приходится треть от совокупной выдачи гарантий региональными фондами. Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства выдает под его поручительства займы до 100 млн руб. под 2–5% годовых сроком до 5 лет.

В уже упомянутых отчетах Москва отмечена особо. Только в столице уже сформирована единая система управления госзакупками, внедрен единый стандарт закупок, а также создан портал поставщиков – инструмент гарантированного доступа субъектов малого бизнеса к закупкам.

Объемы финансовых гарантий при кредитовании МСП в 2017 г. в Москве увеличились втрое по сравнению с предыдущим годом. Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства предоставляет займы микрофинансовым организациям, которые, в свою очередь, выдают микрозаймы субъектам МСП с «московской пропиской», участвующим в конкурсах и аукционах по ФЗ-44 и ФЗ-223.

Сумма, которую может получить микрофинансовая организация, соотносится со стоимостью ее активов, но не может быть больше 150 млн рублей. Заем предоставляется под 5% годовых на 18 месяцев под залог имущественных прав. Таким образом, условия, как видите, у всех разные, но в тех регионах, которые лидируют в деле поддержки МСП, ситуация близка к оптимальной. Госзаказ – один из немногих инструментов, которые позволяют предпринимателям составить бизнес-планы на более или менее длительный срок и быть уверенными в завтрашнем дне.

Источник: www.bankdelo.ru

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению мер стимулирования малого предпринимательства. Проанализирован опыт государственной политики в данной сфере стран СНГ, Западной Европы, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Выделены и раскрыты отдельные формы налогового стимулирования малых форм предпринимательства в зарубежных странах.

Читайте также:  Разведение овец без выгула как бизнес

Определены основные подходы к использованию специальных налоговых режимов в налоговой политике зарубежных государств. Описаны принципиальные различия между российским малым бизнесом и малым бизнесом развитых государств. Обоснована недопустимость механического переноса применяющихся в других государствах методов налогового регулирования предпринимательской деятельности в нашу налоговую систему.

Ключевые слова: малое предпринимательство, налоговое стимулирование.

Annotation: Article is devoted consideration of measures of stimulation of small business in foreign countries. Experience of a state policy in the given sphere of the CIS countries, the Western Europe, the countries of Asian-Pacific region is analysed. Separate forms of tax stimulation of small forms of business in foreign countries are allocated and opened. The basic approaches to use of special tax modes in a tax policy of the foreign states are defined. Basic distinctions between the Russian small-scale business and small-scale business of the developed states are described.

Inadmissibility of mechanical carrying over of methods of tax regulation of enterprise activity applied in another states in our tax system is proved.

Keywords: small business, tax stimulation.

При оценке влияния малого бизнеса на экономику государства следует обращать внимание на разницу в положении субъектов малого бизнеса по сравнению с положением крупных организаций. Крупные компании изначально существуют в более выгодных условиях по сравнению с малыми предприятиями. Как пример, стоит отметить, что они являются обладателями значительных средств производства, квалифицированной рабочей силой, устоявшимися связями с контрагентами, финансовой и информационной базой, а так же преимуществами в получении заемных средств. Поэтому, малые предприятия при равных условиях осуществления хозяйственной деятельности становятся неконкурентоспособными по отношению к крупным организациям в силу своих сущностных особенностей. В таком случае государству следует осуществлять финансово-кредитную поддержку и стимулирование малого бизнеса.

В нынешнее время активность малого бизнеса находится на низком уровне, ввиду чего, основной задачей для органов любого уровня самоуправления стало стимулирование к росту предпринимательской деятельности населения. Однозначно заметим, что за последние несколько лет государство предпринимало шаги к разработке целевых программ по оказанию помощи различным направлениям малого бизнеса.

Значение развития сектора малого бизнеса определяется развивающимися государствами как основополагающая задача для повышения уровня экономики в целом. Таким образом, около 90% промышленного производства на Тайване находится в руках малого и среднего бизнеса; на малый и средний бизнес приходится свыше 70% всех занятых, более 55% ВВП и около 99% от общего числа зарегистрированных предприятий [1, C.59].

В настоящее время доля малых и средних предприятий в ВВП России не превышает 15-20%, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 70%-80. В последнее время органы государственной власти активизировали свои действия по поддержке малого и среднего предпринимательства, принят пакет законов, стимулирующих развитие предпринимательства, снижающий административную нагрузку на бизнес. Но, несмотря на это, успешному развитию данного сектора российской экономики препятствует наличие ряда серьезных проблем.

Основным шагом на пути к стимулированию развития малого предпринимательства стало создание различных ассоциаций, которые оказывают как юридическую, так и финансовую помощь. К первостепенным задачам подобных организаций относится также информационная поддержка частных лиц, которые совершают лишь первые шаги в развитии своего бизнеса.

Зачастую предприниматели, обладающие необходимыми идеями и желанием работать, сталкиваются с проблемами юридического характера и поиска денежных средств, необходимых для организации или развития малого бизнеса. В свою очередь, одним из способов стимулирования малого бизнеса является предоставление грантов или льготных кредитов, которые могут помочь предпринимателям.

На основе опыта иностранных государств, можно перенять идеи о строительстве и развитии технопарков, которые являются своеобразными бизнес-инкубаторами, где создаются необходимые условия для развития бизнеса. Во многих регионах России проходят конкурсы, на основании которых определяются лучшие предприниматели, получающие гранты для развития собственного бизнеса.

В рамках финансового кризиса одним из наиболее перспективных методов преодоления негативных последствий является стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.

На основании изложенного, одной из первых задач государства становится создание таких предложений, которые смогут усовершенствовать законодательный механизм защиты прав субъектов малого предпринимательства от административного давления. В свою очередь, весьма активно, обсуждаются проблемы имущественной поддержки и налогового стимулирования малого бизнеса.

В период кризиса подобные меры особенно необходимы, ведь во все времена страны выходили из затруднений экономического характера благодаря именно этим участникам рынка. Стоит отметить, что ежегодно в среднем 25% занятости населения в России обеспечивается за счет предприятий малого предпринимательства, а среднегодовые темпы прироста занятости в секторе составляют 500-600 тысяч рабочих мест.

Не стоит забывать также про сферу финансового законодательства, которая требует к себе повышенного внимания. Общеизвестный факт, что кредиты, предназначенные для малого бизнеса, являются основой успешного и стабильного развития таких организаций. Исходя из исследований, малые и средние предприятия составляют 83% клиентов банков. Однако, в нынешнее время, данная тенденция пошла на спад, ввиду чего следует добиться того, чтобы отечественные предприниматели не испытывали избыточных трудностей при получении кредитов в российских банках и при их дальнейшем погашении.

Для роста числа новых малых предприятий, увеличения объемов выпуска ими продукции, продаж и оказания услуг необходимо уменьшение налоговой нагрузки, в первую очередь для для начинающих предпринимателей. В данном случае стоит применять решительные меры — вплоть до введения налоговых каникул на первые два года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, которые будут для них являться адаптационным периодом, а также для социального малого предпринимательства — медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Стоит также рассмотреть возможность отмены требования обосновывать необходимые расходы при расчете налогооблагаемой базы, поскольку для этого нужно содержать штат бухгалтеров.

Налоги с малого бизнеса должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты. Тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. В то же время предельные ставки налогов на малые предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне.

На основании анализа предпринятых зарубежными государствами мер по поддержке в сфере налогообложения для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, следует отметить следующие основные ее формы и направления:

  1. Понижение налоговых ставок. В первую очередь, это касается основных налогов, таких как: налог на прибыль, на имущество организаций, налог на добавленную стоимость и т.п. На основании налогового законодательства, США предусматривает две ставки по налогу на прибыль для малого бизнеса – в 15% и 28%, а для корпораций – 34% и 46%.

В свою очередь, в рамках налоговой политики во Вьетнаме подоходный налог для субъектов малого бизнеса установлен в рамках 30%. Данная мера действовала в течение 2009 года. Государство впоследствии заявило о своем желании возмещать затраты компаний, занимающихся экспортом товаров, что поставило перед Правительством задачу возмещения затрат по уплате НДС на материалы, используемые при производстве экспортируемых товаров. Вследствие чего с 1 января 2009 г. сократились налоги с корпораций на 3% (с 28% до 25%), а также были освобождены от налогов доходы, полученные в сельском хозяй-стве и от научно-исследовательской деятельности [2].

  1. «Налоговые каникулы» по налогу на прибыль. Данный метод налогового стимулирования малого бизнеса применяется в таких странах, как: США, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, Румынии, Словакии, Чехии. Основной целью данной меры является максимальное облегчение процессов становления нового предприятия и преодоления неизбежных трудностей начального этапа деятельности.
  2. Введение специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Этот инструмент активно используется как в западных государствах (Франция, Испания), так и в странах СНГ, Латинской Америки и т.д.
Читайте также:  Бизнес подгузников с чего начать

В том случае, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает особый режим налогообложения для малого предпринимательства, то следует предоставить различные налоговые льготы по основным налогам, предусмотренным налоговой системой. Такая мера воздействия действует в США, Англии, Швейцарии, Швеции, Нидерландах и некоторых других странах. Льготы данного рода могут предполагать как материальный характер (снижение налогового бремени, освобождение от уплаты определенных налогов), так и процессуальный (упрощение порядка расчета и взимания налогов, налоговой отчетности).

Есть также второй путь, когда государства разрабатывают и внедряют специальные налоговые режимы для малого предпринимательства, предусматривающие оценку потенциального среднестатистического дохода предпринимателя и установление единого фиксированного размера платежа с заменой одного или нескольких налогов (Франция, Испания, Турция, Белоруссия).

Существует также комплексный подход к решению данного вопроса, предусматривающий совмещение в рамках одной налоговой системы рассмотренных подходов. В этом случае при введении одного или нескольких специальных налоговых режимов для малого бизнеса сохраняются некоторые налоговые льготы по отдельным налогам, уплачиваемым в рамках общего режима налогообложения.

  1. Прогрессивная шкала налогообложения. Используется в таких странах, как США, Великобритании, Австрия, Бельгия, Швейцария. Заслуживающим внимания при использовании данной меры является применение элемента регресса налоговой ставки для предприятий последней категории (самых крупных). Это в какой-то мере предупреждает искусственное сдерживание экономического роста предприятия, умышленное занижение показателей хозяйственной деятельности, а также создает стимулы для дальнейшего развития хозяйствующих субъектов.
  2. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость малых предприятий с небольшим оборотом действует, к примеру, в таких странах как: Англия, Франция, Германия, Швеция и Чехия. Тут существует единый налог для организаций с небольшой величиной дохода, в рамках которого допускается освобождение от обязанности исчислять и уплачивать НДС. Так же для таких предусматриваются определенные льготы, которые позволяют избежать ситуаций отказа сотрудничества с малым бизнесом предпринимателей, являющихся плательщиками НДС.
  3. Создание необлагаемого минимума прибыли. В Канаде контролируемые гражданами частные корпорации получают налоговую скидку, которая позволяет уменьшить федеральный налог на доходы на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает $200 000 [3]. В свою очередь, в Японии практикуется установление необлагаемого минимума прибыли. Как правило, этой льготой пользуются те малые предприятия, доминирующая часть доходов которых уходит на заработную плату. По такой системе доход члена семьи владельца малого предприятия от работы на предприятии попадает под категорию заработной платы, а не прибыли. Благодаря этому общая прибыль предприятия вполне может уложиться в установленный законом верхний предел налоговой льготы [4, C.183].
  4. Налоговые послабления при уплате налогов и сборов социального значения. Необходимо при этом отметить, что ставки социальных налогов в зарубежных странах, которые уплачиваются и работниками, и работодателями, в том числе и частными предпринимателями, достаточно велики. Наивысшие ставки социального налога для физических лиц достигают 39,9% с заработной платы (Нидерланды), но здесь, как правило, используется регрессивная или комбинированная шкала налогообложения. Кроме того, устанавливаются необлагаемые минимумы или предельные доходы: в Нидерландах социальные налоги не взимаются с суммы годового дохода, не превышающего 44 950 евро [5, С.32].
  5. Налоговые преференции, непосредственно не снижающие налоговую нагрузку, но значительно облегчающие взаимодействие налогоплательщика и налоговых органов. К подобным льготам относятся, например, предоставление упрощенной налоговой декларации, использование кассового метода учета доходов (Швеция).
  6. Налоговые льготы для малых предприятий, реализующих инновационный путь развития. К примеру, в Японии давно введены налоговые льготы до 50% предприятиям, выпускающим продукцию на базе новейших технологий, что позволило привлечь

инвестиции и специалистов (так называемых «золотых воротничков»), что обеспечи-ло малому и среднему бизнесу прорыв в сферу Hi-Tec [6, С.56].

  • Налоговые льготы, направленные на эффективное обновление основных средств производства. Так, в США еще в 1981 г. был принят Закон об ускоренной амортизации, который значительно уменьшил сроки амортизации и распространил систему амортизации на предприятия малого бизнеса [7, С.185-187].
  • Налоговая политика, ориентированная на поддержку отдельных групп предпринима-телей, направлений их деятельности или отраслей предпринимательства. Например, в Ве-ликобритании с 1983 г. действовала программа «Молодые предприниматели», пред-усматривавшая освобождение от подоходного налога на капитал, недвижимость, деловые операции [4, С.202].

Малый бизнес в России отличен по многим параметрам с малым предпринимательством в отдельных зарубежных государствах. Для отечественного малого бизнеса присуще совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности в сочетании со значительным инновационным потенциалом, недостаточно высокий уровень менеджмента, деятельность в условиях неразвитости инфраструктуры поддержки малых предприятий, высокой монополизации российской экономики.

Обобщая вышесказанное, следует отметить важность взвешенного подхода в рамках применения опыта зарубежных стран в сфере налогового стимулирования деятельности экономических субъектов, и в частности – субъектов малого бизнеса. Стоит также отметить, что необдуманный перенос применяющихся в других государствах методов налогового регулирования предпринимательской деятельности в нашу налоговую систему может привести к общему спаду экономического развития, коллапсу отдельных сфер национальной экономики, появлению иждивенческих настроений среди субъектов хозяйственной деятельности и множеству других негативных для нашего государства последствий.

Список использованной литературы:

  1. Блинов А.О. Малое предпринимательство в экономике развивающихся стран // Региональные проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса: материалы Всероссийской научно-практической конференции 13-14 ноября 2003 г. / ред. Н.П. Макаркин, Н.Д. Гуськова, А.Н. Салмов, В.В. Митрохин и др. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. – 384 с.
  2. ИнтерФакс, 15 января 2009 года.
  3. Налоги и налогообложение. Интернет-ресурс. URL: http://nalogpro.ru/kursovayazarubegnij-opit-nalogooblogeniya-malogo-biznesa/(дата обращения 03.11.2011).
  4. В.И. Ляшенко, В.В. Хахулин. Экономико-правовое обеспечение развития субъ- ектов малого предпринимательства (Зарубежный опыт и перспективы его использо- вания в Украине). Донецк, 2001.
  5. Дьячкина Л. А. Анализ практики налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом//Все для бухгалтера. 2007. № 4. С.42-52.
  6. Лынник Н., Еременко В.К. К созданию системы правового регулирования ин- новаций//Российский экономический журнал.1993.№ 2. С.48-58.
  7. Рубе В.А.: Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000. 231 С.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник: inter-legal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин