Бизнес и политика глобально решают похожую задачу: служба обществу, его улучшение, создание более комфортных условий существования, развитие и рост.
В современной политической науке давно ведутся споры на предмет эффективности бизнесменов у руля государства: управление компанией – это то же самое, что управление государством?
Наиболее исчерпывающий ответ на этот вопрос дал американский политолог из Марбургского университета Флориан Ноймайер, который систематизировал эмпирические данные американской политики и сделал несколько важных выводов:
А) Сегодня четко прослеживается тенденция к росту интереса бизнесменов к политике, поэтому представители бизнеса всё чаще оказываются участниками публичной политики: примерно в два раза чаще предприниматели ныне становятся политиками. Причем их политические амбиции и аппетиты тоже растут, и желанными политическими постами становятся кресла поближе к центрам принятия решений.
Б) Хоть Ноймайер и скептически относится к бизнесменам, пробившимся на пост президента, стоит сказать, что современный расклад сил уравновешивает неудачные примеры прошлого по типу Джорджа Буша-младшего и Герберта Гувера, при которых случились крупные экономические катаклизмы. США, Франция и Италия сегодня показали, что политик высокого эшелона может иметь предпринимательское прошлое и быть достойным политическим управленцем. Такая фигура ныне удовлетворяет запрос общества на неолиберализм.
Современная экономическая политика: взгляд бизнеса
В) Наиболее результативными оказываются бизнесмены-губернаторы. Предпринимателям в своих регионах в среднем удавалось увеличить объемы располагаемых доходов граждан на 0.6% и снизить уровень безработицы на 0.6%, поскольку бизнесмены-политики по старой памяти стремились создать больше рабочих мест. Именно по этой причине предприниматели, ушедшие в политику, чаще всего приглашаются существующими региональными администрациями в качестве риск-менеджеров и кризисных управленцев.
Предрассудки и стереотипы.
Главная проблема, которая заставляет усомниться в эффективности подобного рода политиков, состоит в отсутствии антикоррупционных гарантий. В России сегодня бытует мнение, прочно сложившееся в 1990-е годы, о том, что бизнес идет в политику только с целью получения ренты в пользу своего дела.
Однако это имеет мало общего с настоящей действительностью, поскольку Россия проделала огромный эволюционный путь от политического беспорядка и повсеместного разброда до четко организованной государственности. Сложилась институциональная основа в форме контроля гражданского общества над государственными структурами и чиновниками: СМИ, суды, НКО и активная оппозиция создают коллективный барьер на пути получения ренты политиком.
А это значит, что любой, кто захочет удовлетворить свои потребности за счет вхождения в политику, будет неизбежно пойман за руку. Поэтому бизнесменам сейчас приходится вести исключительно честную игру. К сожалению из-за глобальной политики коллективного Запада, в нашей стране так до конца и не сложилась традиция качественного перехода предпринимателей из бизнеса в политику. Государство по-прежнему имеет цель быть сильным и доминировать над активной частью общества с целью контроля. Отсюда вытекают и негативные тенденции по развитию монополий и давлению на малый и средний бизнес
В сети казахстанцы предлагают, чтобы депутаты оплатили затраты, связанные с переименованием столицы.
Зачем идти в политику?
Предприниматель, разбирающийся в своём ремесле и знающий о существующих проблемах в своей профессиональной сфере, может быть очень полезен государству и обществу. Только бизнесмен знает, что нужно делать с частным сектором в России: как оптимизировать налоговую систему, как и на каких условиях организовать стабильное государственно-частное сотрудничество, как улучшить инвестиционный климат в стране и модернизировать институт кредитования.
Помимо этого, часто политика не успевает расти теми же темпами, что растет экономика. В этом случае политика тормозит развитие экономики и оказывает на неё давление.
Среднестатистический бизнесмен имеет глубокие познания и управленческий опыт, что в совокупности делает его наиболее подходящим кандидатом для государственной службы, по крайне мере на региональном уровне точно.
Участие в политике.
Бизнесмен на входе в политику имеет несколько преимуществ по сравнению с другими претендентами. Во-первых, обладает свободными капиталами, которые можно удачно конвертировать в имидж и статус, что в свою очередь принесет снова деньги. Во-вторых, бизнесмен – это, как правило, изначально лицо медийное, а значит потребуется меньше средств для «раскрутки» кандидата. Особенно, если политик регионального разлива, который баллотируется в местное заксобрание или на главу субъекта.
Есть несколько вариантов участия в политике для бизнесмена:
- Уход в исполнительную власть. Этот сценарий осложняется тем, что по закону РФ государственный служащий не имеет права обладать коммерческой организацией на возмездной основе. Универсальным способом по обелению своей персоны является временная передача бизнеса в руки родственника или товарища.
- Уход в законодательную власть. В этом случае начинается классическая избирательная кампания со всеми вытекающими нюансами: регистрация, формирование избирательного штаба, сбор подписей, поиск спонсоров, агитация, реклама и т.д. без выхода из своего бизнеса.
- Организация государственно-частных коллабораций (теневые и открытые). Теневое участие в политике в России не поощряется законодательством, но существующая практика показывает, что бизнесмен может приобрести целую политическую партию или «карманного» депутата, который станет проводником интересов в политике. Открытое сотрудничество подразумевает систему, состоящую из экспертиз и гос. заказов. На её основе политика и бизнес расширяют партнерскую сеть, что позволяет оказывать легальное давление на органы власти.
Таким образом, в жизни почти каждого сознательного бизнесмена наступает момент, когда приходит понимание, что он может сделать для своей страны значительно больше, попытаться её поставить в ряд самых передовых держав и сделать жизнь граждан комфортнее и счастливее. Именно в такие моменты принимаются решение о входе в политику чистых энтузиастов из бизнеса, которые смогли обустроить свою жизнь и теперь хотят наладить жизнь окружающих.
Источник: www.province.ru
По всему миру политики, кажется, завидуют богатствам бизнесменов, а бизнесмены завидуют власти политиков
Политики как бизнесмены и бизнесмены как политики: трудно решить, какая из этих комбинаций дает менее успешный результат. Представляется, однако, что мало кто сколько-нибудь успешно и без потери уважения к себе совершает этот переход из одного мира в другой, а многие демонстрируют впечатляющие неудачи.
Квентин Пил (Quentin Peel)
Политики как бизнесмены и бизнесмены как политики: трудно решить, какая из этих комбинаций дает менее успешный результат. Представляется, однако, что мало кто сколько-нибудь успешно и без потери уважения к себе совершает этот переход из одного мира в другой, а многие демонстрируют впечатляющие неудачи.
Два богатых бизнесмена ведут борьбу за сохранение позиций премьер-министров своих стран: Таксин Шинаватра (Thaksin Shinawatra) в Таиланде и Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) в Италии. Одному могущественному бывшему главе правительства — Герхарду Шредеру (Gerhard Schroeder), предыдущему канцлеру Германии — приходится защищать свое решение перейти в бизнес от политических нападок со стороны как бывших врагов, так и бывших союзников.
У всех троих, кажется, имеется одно общее: неспособность увидеть конфликты интересов, присущие тому, кто пытается совершить переход из мира бизнеса в мир политики или наоборот. Если они и признают, что такие конфликты существуют, то, по-видимому, они не считают их важными. Так, г-н Шредер упорно защищал свое решение стать председателем концерна по строительству газопровода, который контролирует российский «Газпром», хотя, будучи во власти, он сыграл решающую роль в поддержке того самого спорного проекта, который теперь должен построить — газопровода под Балтийским морем.
И г-н Таксин, и г-н Берлускони могли бы утверждать, что они весьма успешно перешли в политику, потому что оба стали премьер-министрами. Однако ни у кого нет сомнений в том, что они обязаны своим положением в такой же мере деньгам, которые они потратили на то, чтобы туда попасть, в какой и своим личным качествам. Оба они популисты и оба оказались лидерами, сеющими рознь, а их готовность деньгами прокладывать себе путь к власти кладет пятно на их демократические мандаты.
Ни один из них не является традиционным предпринимателем того типа, какие выстраивают операцию мирового класса из гаража на второстепенной улице. Оба при создании своих коммерческих предприятий использовали хорошие контакты в правительстве.
Оказавшись в правительстве, оба проявили большую нечувствительность к необходимости создания альянсов в политике. Характерной чертой г-на Таксина является его решимость в политике всегда выполнять то, что обещал. Однако он также проявил сильную авторитарную тенденцию, которая заставляет вспомнить о старомодном генеральном исполнительном директоре. Пока не ясно, достаточно ли будет его неудачных показателей, чтобы после намеченных на конец текущей недели выборов вынудить его подать в отставку.
Что касается г-на Берлускони, его яркий стиль и эгоцентричный характер сделали его одновременно олицетворением собственного правительства и главным вопросом итальянских выборов в следующее воскресенье. Вопиющее использование им вещательных средств массовой информации, которые он контролирует, глубоко возмущает его противников и беспокоит его партнеров.
Г-н Шредер принадлежит к наиболее часто встречающейся школе политиков, превратившихся в бизнесменов, таких, которые стали «призовыми» председателями или директорами частных компаний скорее благодаря своему громкому имени и своей способности устанавливать нужные контакты, нежели в силу своей доказанной способности принимать мудрые деловые решения.
Хотя на первый взгляд Соединенные Штаты могут показаться политической средой, которая больше способствует двустороннему трафику политика-бизнес, послужной список этой страны тоже является неоднородным. Бывший министр торговли США Пол О’Нейл (Paul O’Neill), например, до того, как стал членом администрации Буша (George W. Bush), был успешным генеральным исполнительным директором. Однако когда он перебрался в Вашингтон, оказалось, что он, к сожалению, плохо подготовлен. Для американских администраций является традицией брать видных личностей из бизнеса, но многие такие личности не являются настоящими предпринимателями, а просто пережидают в бизнесе время между администрациями, чтобы снова заняться политикой.
По всему миру политики, кажется, завидуют богатствам бизнесменов, а бизнесмены завидуют власти политиков. Представляется, однако, что мало кто из них способен добиваться успехов в обеих профессиях.
Судьба г-на Таксина и г-на Берлускони покажет, можно ли легко нарушать это правило.
Источник: inosmi.ru
Реферат: Взаимосвязь бизнеса и политики
Государство является регулирующим и координирующим органом, определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба.
Саморегулирующаяся рыночная система способствует рождению монополии, а значит уменьшению конкуренции.
Рассмотрим сущность феномена государства в контексте их взаимодействия с бизнесом в той же логике, то есть через функции[3].
А. Бунич выделяет 8 функций государства в экономике:
Первая функция— дирижистская. Здесь автор проводит прямую аналогию с оркестром, где музыканты играют, а дирижёр задает темп и синхронизирует их действия. На первый взгляд, роль дирижера сводится к малопонятному размахиванию палочкой. Однако уберите его – и музыка тотчас превратится в какофонию.
Вторая функциясвязана со способностью государства служить локомотивом для инвестиций. Таковую способность обосновал Дж. Кейнс — самый выдающийся экономист XX века. Эти идеи легли в основу «Нового курса» американского президента Ф. Рузвельта. Кейнсианство около семидесяти лет являлось базовым трендом западной экономической теории.
Однако в России были, оно не было востребовано. В фаворе были теории гораздо менее значительного Милтона Фридмана, отца-основателя монетаризма.
А между тем идея мультипликатора Дж. Кейнса может оказаться весьма полезной для российской экономики. Суть этой идеи заключается в том, что государство изыскивает некую большую сумму и вкладывает ее в экономику. На эти деньги строятся некие объекты, предприятия, нанимаются работники, которым платят зарплату.
У работников появляются деньги, следовательно, увеличивается спрос на товары народного потребления. В результате получают импульс к развитию соответствующие отрасли. Но в этих отраслях тоже есть работники, которые в свою очередь получают зарплату и также увеличивают спрос. Таким образом, закручивается огромная бизнес-цепочка, которая «разгоняет» экономику. Причем первичный импульс задается именно государством, являющимся в этом случае локомотивом инвестиций.
Подвид второй функции— государство как гарант инвестиций.Государство должно вкладывать средства в экономику страны, что бы убедить остальных, что вложения в российскую экономику являются надежным предприятием. Тогда капиталы будет вносить и российский и зарубежный бизнес.
Вторая функция также включает в себя создание базы для крупных проектов. Например, строительство делового центра «Москва-Сити» было бы неосуществимо лишь силами частного бизнеса. В режиме самоорганизации оно бы затянулось на десятки лет. В таких случаях, как реализация мега-проектов, рассчитанных на много лет, требуются определённые усилия со стороны государства по созданию инвестиционной привлекательности. Но эти усилия чаще всего оказываются оправданы, так как прибыль, в конечном счете, окупает затраты.
Третья функция– государство как катализатор экономических процессов. Если необратимо стагнирует какое-то предприятие, почему бы не завершить его деятельность досрочно, пустив освободившиеся денежные и человеческие ресурсы на другое, перспективное с экономической точки зрения дело? Если понятно, что этот промышленный район не имеет перспективы, надо продумать меры, чтобы расчистить там площадку, на которую придут инвесторы и построят жилой квартал.
Современная экономика – это в первую очередь экономика времени. Успех в глобальной конкуренции зависит от того, как быстро вы реагируете на изменившуюся ситуацию. Надо понимать, что частный бизнес никогда не возьмет на себя функцию экономии времени, потому что он в принципе мыслит в других категориях.
Четвертая функциягосударства — социальная. Никто кроме государства не в состоянии осуществлять социальные проекты, обеспечивать перераспределение средств в экономике страны в интересах социально незащищенных. Очевидно, что частный бизнес не может этого обеспечить в полной мере даже при высоком уровне социальной ответственности.
Пятая функция– антимонопольная. В России она выражена очень слабо, в то время как в той же Америке соответствующие ведомства обладают огромными возможностями. Они способны, если нужно, даже расчленить «Майкрософт». Ясно, что в нашей стране с ее монополистической структурой рынков антимонопольные ведомства должны обладать серьезными полномочиями.
Шестая функция– планирование и прогнозирование. Никто, кроме государства, ее выполнить не может. У частного бизнеса, даже у крупной финансовой группы, совсем другие приоритеты. Только государство способно содержать соответствующие службы, заказывать научные исследования, принимать стратегические решения на 5-10 лет вперед.
Всегда останется за государством и реализация национальных проектов на основе программно-целевого метода управления, когда существует четкая задача, под которую вырабатывается соответствующая программа. У государства всегда будут возникать текущие и стратегические задачи. Они могут заключаться в решении проблемы занятости или, как у Рузвельта, в проведении общественных работ, в развитии конкретного региона или территории (программа развития долины реки Теннеси) — в любом случае их решение силами только частного бизнеса невозможно.
Седьмая функция– стимулирование научно-технического прогресса, создание инновационной системы, которая позволила бы России быть конкурентоспособной в наукоемких, высокоприбыльных отраслях.
Восьмая функциязаключается в создании устойчивой кредитно-финансовой системы. Сколько бы частный бизнес ни развивался, он не может обеспечить всех необходимых капиталовложений. Поддержание национальной валюты тоже не входит в его задачи. Этим способно заниматься только государство.
Гарантия экономических и социальных прав населения, охрана окружающей среды, устранение региональных диспропорций, дифференциация ставки налогов и др. являются прерогативами государства и власти.
Анализ функций бизнеса и власти приводит к выводу о их невыполнимости при отсутствии взаимно выгодных связей и взаимной зависимости между бизнесом и властью. Взаимодействия между бизнесом и государством обусловлено как невозможностью выполнения своих социально-экономических функций со стороны государства без бизнеса, так и невозможностью эффективного развития бизнеса без поддержки государства.
Таким образом, функции бизнеса являются более локальными и реализуются на уровне внутрикорпоративном и территории пребывания, а функции власти – более глобальными и реализуются на государственном, национальном уровне. Вместе с тем, реализация своих функций обоими субъектами и эффективное взаимодействие между ними, в конечном счете, ведут к стабильному развитию общества и повышению благосостояния населения.
Начало ХХIвека можно охарактеризовать как период развития взаимоотношений бизнеса и государства, формирования корпоративной социальной ответственности, создание экономически обоснованной социально-ориентированной налоговой политики, совершенствования форм социальных инвестиций бизнеса в развитие общества, становления корпоративного гражданства.
Таким образом, развитие взаимоотношений между бизнесом и государством является отражением усложнения экономических отношений в обществе.
Важнейшей проблемой взаимодействия бизнеса и власти является определение степени ответственности каждого из субъектов за решение социальных проблем и социальное развитие общества. Ни в науке, ни в практике нет единого подхода к решению этой проблемы.
Одни считают, что ответственность за развитие общества в максимальной степени возлагается на бизнес. Этот, так называемый, европейский подход поддерживают в основном представители некоммерческих организаций и представители государственных органов власти.
Другие разделяют американский подход, в рамках которого сверхзадачей бизнеса является повышение прибыли и рост ценности компании для акционеров, а ответственность за решение социальных проблем лежит на государстве. Нобелевский лауреат 1970 год М. Фридман считал, что социальная ответственность бизнеса состоит в повышении его прибылей.
В российских условиях государство и общество являются важнейшими стейкхолдерами любого бизнеса. В то же время, поскольку государство и общество проявляют большой интерес к бизнесу, они должны поддерживать развитие бизнеса так, чтобы их собственный интерес к нему не пропал («нельзя убивать курицу, несущую золотые яйца»). Другими словами, должен быть соблюден баланс, или найдены противовесы, когда, бизнес, чувствуя на себе заботу общества, и поддержку государства, а взамен – делится частью созданных им благ.
продолжение
—PAGE_BREAK—Глава 2. Бизнес и политика 2.1. Группы интересов в бизнесе и политике
Люди и организации, заинтересованные в обладании ключевыми ресурсами влияния, образуют замкнутые группы лиц, реально участвующих в определении политической стратегии. Данный обзор анализирует их сферы интересов, структуры и ресурсы влияния.
В настоящее время в Европе на каждого чиновника Европейской комиссии (за исключением лингвистов и секретарей) приходится один человек, работающий в сфере представительства интересов. В наиболее развитых странах число институтов представительства интересов, с которыми имеют дело органы общественного управления, достигло непропорциональных размеров.
«Представители интересов, или свои люди» обладают монопольным доступом к общественной политике, в то время как в основных политических вопросах такие группы оперируют на более многоуровневых полях с другими типами интересов[4].
Влияние представителя интересов на общественные дела зависит, прежде всего, от того, насколько необходимым ему удается стать, предлагая те ключевые ресурсы, в которых нуждается правительство.
Использование или участие в группах интересов представляет собой один из путей, благодаря которому организации управляют своей внешней политической средой. Группы интересов можно проранжировать от частных групп организованных фирм до общественных групп, открытых для любого желающего присоединиться к ним. Другой фактор, определяющий силу влияния представителей интересов, — это способность оказывать давление на определенные круги. В настоящее время наблюдается увеличение числа признаков, свидетельствующих о стремлении общественных властей управлять взаимодействием с носителями внешних интересов.
Проблема исследования групп интересов занимает ключевое место в сфере наук об управлении, поскольку именно группы интересов предлагают фирмам те средства, которые помогают им эффективно функционировать во внешней политической среде. Однако в течение долгого времени она оставалось прерогативой преимущественно политической науки.
Политическая деятельность фирм осуществляется ими индивидуально, в форме коллективной деятельности: либо посредством участия в формальных или неформальных временных альянсах которые вообще могут не иметь никакой сколько-нибудь четкой структуры, как, например, клуб людей, собирающихся время от времени пообедать.
Как правило, именно наименьшие из малых фирм и предприятий сталкиваются с такими основными проблемами выживания, как отсутствие ресурсов для того, чтобы либо действовать коллективно, либо самим взаимодействовать со своим внешним политическим окружением. И наоборот, ни одна крупная фирма не была бы в состоянии поддерживать свое существование в прежнем виде, если бы она игнорировала те политические условия, которые могли бы оказать влияние на перспективу ее развития в будущем.
Табачная фирма в один прекрасный момент обнаружит, что ее основной товарный рынок подорван социальным законодательством; производитель бумаги столкнется с недопустимым ограничением размеров прибыли в результате принятия нового законодательства по проблемам окружающей среды; отрасль производства, находящаяся в состоянии спада, получит время для диверсификации при поддержке со стороны общественности; новые возможности для развития может получить даже целая совокупность промышленных отраслей за счет общественных инициатив. Вот почему любое крупное предприятие инвестирует ресурсы в управление своими общественными делами, когда создавая специально предназначенные для этой цели организационные подразделения, а когда и нанимая специальную фирму, занимающуюся вопросами общественных дел, или принимая участие в той или иной форме коллективной деятельности.
Самые крупные из предприятий, действующих в наиболее значимых производственных секторах, могут придерживаться позиции, что они в состоянии решать свои проблемы самостоятельно. Но даже и в этом случае вряд ли найдется хотя бы одна крупная фирма, не заинтересованная в участии в групповом объединении какого-либо рода, даже если из-за этого произойдет ограничение основного бизнеса.
Но и при этих условиях предприятия могут приходить к необходимости действовать коллективно в рамках секторальных объединений, чтобы угодить тем органам общественной власти, которые предпочитают вести переговоры с «одним голосом». Так, например, Европейская ассоциация потребителей электронной продукции фактически служит прикрытием интересов крупных европейских предприятий данного промышленного сектора (в частности, Philips и Tomsori) и удовлетворяет пожелания Европейской комиссии. В последнее время все чаще можно видеть, как органы общественной власти требуют от предприятий объединять свои интересы и предъявлять их как коллективный продукт, поскольку это упрощает предоставление консультаций.
Предприятия присоединяются к деятельности групп интересов с целью продвижения и защиты своих выгод, прежде всего в сфере общественной политики, т. е. в тех областях, где они могут как подвергнуться серьезной угрозе, так и получить необходимую им поддержку. Они участвуют в этом, чтобы удовлетворить требования органов общественной власти по упрощению определения и реализации общественной политики; они используют группы интересов как средство экономической разведки, средство сбора данных о политическом и экономическом окружении, а также иногда для получения доступа к товарам и услугам на льготных условиях.
Например, в марте 1994 г. французское предприятие по производству автомобилей Пежо/Ситроен пришло к выводу, что если фирма хочет и впредь оставаться прибыльной, то нельзя далее оставаться вне сотрудничества с Европейской ассоциацией производителей автомобилей (АСЕА). Аналогично действуют и некоторые американские фирмы, пользующиеся репутацией «вольных игроков»; на деле они признают необходимость коллективных действий, прежде всего в целях защиты и продвижения своих интересов в сфере общественной политики.
Отказ от принадлежности к влиятельной ассоциации может иметь опасные последствия для предприятия, подвергая его риску столкнуться с конкурентами, действующими коллективно и принимающими совместные решения, которые могут оказаться губительными для интересов фирмы, остающейся за пределами их коллективного соглашения.
Спектр групп интересов зависит от типа предприятий и содержит множество форм, начиная с частных объединений организаций, закрытых для посторонних организаций (таких как промышленные отраслевые объединения), и заканчивая образованиями, к которым может присоединиться любой желающий. Предприятиям проще организоваться, чем отдельным индивидуумам, поскольку их ресурсы для защиты и продвижения своих интересов гораздо больше, чем у других типов носителей интересов.
Ключевым моментом в понимании влияния, оказываемого группами интересов на определение и реализацию общественной политики, является наличие / отсутствие «переговорных козырей». Предприятия и производственные отрасли, обладающие наибольшим числом таких козырей, могут сделаться незаменимыми и тем самым значительно повлиять на определение и реализацию общественной политики. И, что важно отметить, эти ресурсы обеспечивают достижение наибольшего эффекта при хорошей организации.
Общественная политика формируется на основе информации. Например, в Европейской комиссии имеется только один человек, ответственный за многомиллионную страховую индустрию Европы (ECU). Такое положение дел приводит к сильной перегрузке бюрократического аппарата, попадающего в зависимость от знания, предоставляемого представителями частных групп интересов. Один чиновник прокомментировал эту ситуацию следующим образом:
«Начнем с того, что он (чиновник Европейской комиссии) — очень одинок, смотрит на лежащий перед ним чистый лист бумаги, недоумевая, чем же его нужно заполнить. На самой ранней стадии лоббизм предлагает великолепную возможность для ясного понимания того, какой должна быть его политика, а в конечном итоге — и того, как оформить это понимание на бумаге. Как правило, разработчик нуждается в идеях и информации, качество которой имеет важное на этой стадии работы значение. Ценным поставщиком качественной информации является лоббист».
Некоторые из отчетов Европейской комиссии на деле составлены отраслевыми объединениями и предприятиями. Предпринимательские группы интересов часто обладают монополией на информацию и экспертное знание, что дает им эксклюзивный и свободный от конкуренции доступ к общественной политике. Если она основана на технически несовершенной информации, то ее никак нельзя назвать качественной, а обладание живой и надежной информацией может гарантировать возможность влияния на определение общественной политики.
Источник: ronl.org