Как учат в бизнес школах

Я не могу поверить, что первый год моей программы подошел к концу. Кажется, только вчера мы с женой приехали в Пало Альто, и заснули на голом матрасе, обессилев после 20 часового перелета и не в состоянии дойти до магазина и купить подушку и оделяло; только вчера была первая (точнее, нулевая — Week Zero, как они тут ее называют) учебная неделя, и первая сотня знакомств с однокурсниками и разговоров “привет — как тебя зовут — ты откуда — что делал до Стэнфорда — приятно познакомиться, увидимся!”. Только вчера был первый класс Managing Groups and Teams, на котором нам (на примере нас же самих) рассказывали о неэффективности командной работы и том, как с этим бороться — и вот уже написан последний экзамен в весенней четверти, и пора собирать вещи и ехать на стажировку в Нью-Йорк. Пятый переезд за последние полтора года уже не воспринимается как что-то необычное, но процесс сбора-разбора вещей, наверное, не перестанет раздражать меня никогда!

Но давайте обо всем по порядку. Что же происходило в течение этого года, и чему и как все-таки учат в Стэнфордской бизнес-школе?

Чему не учат в Гарвардской школе бизнеса | Марк Маккормак

Учебная программа

В отличие от большинства университетов в США, которые работают по семестровой системе (2 семестра в год), Стэнфорд несколько лет назад перешел на систему четвертей: осенняя, зимняя, весенняя, и короткая летняя. Эта система применима и к бизнес-школе, и из-за этого учеба начинается позже, чем обычно — в середине-конце сентября, но и заканчивается позже — в начале июня.

Но это не главное отличие, главное — это скорость, с которой пролетает время в четвертной системе: казалось бы, только начал учиться — и уже наступили мидтёрмы (экзамены по половине курса), только закончились мидтёрмы и прошла пара недель — и финальные экзамены не за горами. Более того, как многие знают, структура американской учебы отличается от российской: когда я учился в МГУ, действительно важно было сдать только финальный экзамен по курсу, а здесь нужно сдавать задания практически каждую неделю. И конечно же, помимо учебы происходит огромно количество других активностей (но о них позже). Собирая все эти факторы воедино, становится понятно, почему время летит так быстро, но легче от этого не становится. Вроде бы все время что-то делал и был занят 24 часа в сутки, но все равно кажется, что можно было успеть больше!

MBA студенты в Стэнфорде учатся 3 четверти в год, и летом, как правило, проходят стажировку или занимаются своим бизнесом. Осенняя четверть начинается с уже упомянутой выше Week Zero: ориентационной недели, на которой, помимо вдохновляющих речей и объяснений о том, как работают принтеры, начинается первый класс — Managing Groups and Teams. 400 первокурскников разбивают на 6 секций, с которой ты учишься на всех осенних курсах, и у каждой секции свой преподаватель по этому курсу.

Мне очень повезло: в моей секции этот курс вела Margaret Neale — один из ведуших профессоров школы по Organizational Behaviour (на русский название этой науки я бы перевел как психология организации). Этот короткий курс состоит из нескольких занятий, первую часть каждого из которых студенты проводят в маленьких командах по 4–5 человек, решая какую-то задачу (например, одна часть команды собирает человечка из Лего по чертежам, которые делает вторая часть).

Гарвардская Школа Бизнеса — Harvard Business School — MBA

Вторую часть профессор обсуждает с классом, с какими сложностями столкнулись студенты в процессе этого упражнения, и рассказывает о теории и исследованиях, которые объясняют причину этих проблем в групповой коммуникации и помогают избегать проблем в будущем. Вообще, почти все классы в основном состоят из группового обсуждения некой проблемы или вопроса, и стандартных лекций, к которым привыкли все студенты постсоветского пространства, почти нет.

Честно говоря, у меня заняло определенное время привыкание к этому формату, и он не всегда работает так, как задумано. Многие студенты говорят очевидные вещи, которые, как мне казалось, не стоят даже упоминания. Однако со временем я понял, что понятие “очевидного” довольно субъективно, и то, что очевидно мне, русскому с математическим образованием и опытом работы в стартапах, может быть совсем не очевидно моей однокурснице из благотворительного фонда в Кении и журналисту по образованию, и наоборот. Задача этого обсуждения — это обмен знаниями и опытом между студентами, которых специально отбирали в максимально разнообразную группу.

Но вернемся к проблемам группового взаимодействия. Я уверен, что многие сталкивались с ситуацией, когда на полпути выполнения какой-то задачи у всех опускаются руки и кажется, что всё пропало™, а настроение на нуле. Оказывается, что это известный организационный феномен, который назывется middle-life crisis, и от того, как команда пройдет через эту фазу жизни проекта, в значительной степени зависит успех всего проекта. Более того, такой кризис может даже пойти на пользу! И это только один пример того, чему учит этот класс — только про него, пожалуй, можно написать целый пост, а то и несколько.

Все курсы на первом году обучения разбиты на 3 категории: Management Perspectives, Management Foundations, и Electives. Perspectives — это 8 обязательных курсов осенней четверти, эдакий вводный курс в менеджмент. Что интересно, ни корпоративных финансов, ни маркетинга, ни других стандартных дисциплин менеджмента среди них почти нет.

Большинство из этих курсов направлены на создание общего представления о менеджменте, стратегии, и различных стилях лидерства. Мой любимый из них — это Leadership Labs, где мы собирались с одной и той же командой из 6 человек каждую неделю и делали один большой проект длиной во всю четверть.

Каждая из групповых встреч снималась на видео, и после встречи у каждого была возможность посмотреть на себя и других и понять, какие действия и как влияют на групповую динамику. После этого на этой же или на следующей групповой встрече все давали друг другу обратную связь в обязательном порядке, и это, пожалуй, самая важная часть образовательного процесса: во-первых, ты узнаешь, какое впечатление производишь своим поведением и действиями на других, а во-вторых, ты учишься доносить фидбэк правильно и корректно.

Оказывается, я слишком много молчал, а когда говорил — часто перебивал, и это создавало потенциально конфликтные ситуации. Теперь мне гораздо проще понимать, как я общаюсь, и осознанно обращать на это внимание. Вообще, культура обратной связи в GSB потрясающая, и упор на общение и построение глубоких взаимоотношений — это главная составляющая всей программы MBA. Эта часть программы вместе с центральной её компонентой — знаменитым курсом Interpersonal Dynamics, или, как его все называют, Touchy-Feely — точно заслуживает отдельного рассказа.

Foundations — это как раз классические курсы вроде финансов, микро и макроэкономики и HR. Foundations занимают большую часть зимней и весенней четвертей. Не все они были мне сильно интересны, но большинство из них полезны и учат тебя общеприменимому языку бизнеса, который можно использовать в дальнейшем уже в более интересных и прикладных курсах. Среди них мне больше всего запомнился курс под названием Data Analysis and Decision Making (DD — это введение в Data Mining и Machine Learning.

Несмотря на то, что нас учили писать код на R и строить базовые алгоритмы machine learning, маловероятно, что я смогу успешно соревноваться в построении нейронных сетей с PhD по статистике. Однако цель этого курса — не сделать из нас профессиональных ученых, а научить языку data science и определенной логике мышления. Data Scientist сейчас — самая востребованная профессия в Силиконовой Долине (более, чем девелоперы), и с увеличением количества данных в мире важность этой области будет только возрастать, поэтому каждому бизнес-лидеру важно понимать, что это такое, и как это может помочь его бизнесу. Nerds rule the world, как говорится.

И наконец, Electives, или курсы по выбору. Весь второй год обучения — это курсы по выбору, первокурсники же могут брать эти курсы начиная с зимы. Второкурсники имеют приоритет в выборе этих курсов, поэтому выбор для первокурсников ограничен.

Из этой группы 2 курса, которые мне запомнились больше всего — это Building and Managing Professional Sales Organizations с James Lattin и Peter Levine, и Psychology of Startup Teams c Lindy Greer. Первый из курсов обсуждает такую важную, но не очень sexy, и поэтому зачастую оставляемую в стороне часть бизнеса как продажи. Джеймс — создатель курса и профессор GSB, Питер — практикующий инвестор в одном из лучших венчурных фондов в мире Andreesen Horowitz, и они зачастую спорили о том, насколько академические концепты применимы на практике, и приводили непосредственных участников кейсов, которые мы обсуждали (одним из гостей, например, был COO Dropbox).

Product is about what you do, and culture is about how you do it. There is no such thing as no corporate culture — there is unintended corporate culture, and you don’t want it to be this way.

Второй курс рассказывает о том, из-за чего разваливается 2/3 всех стартапов — о проблемах и конфликтах между основателями и ранними сотрудниками, и дает набор инструментов для того, чтобы избежать этих проблем. Корпоративная культура и миссия компании, как правило, не стоят высоко в списке приоритетов основателей новых бизнесов, и в основном ассоциируются с бессмысленными словами на стенах офисов огромных безликих корпораций. Но именно эти, и ряд других факторов, как показывают исследования, определяют успех стартапа не в меньшей, а то и в большей степени, чем качество изначальной идеи. Идея может поменяться несколько раз, а вот команду, а тем более со-основателей, поменять может быть горазно сложнее и болезненней.

Читайте также:  Какой бизнес можно открыть в 14 лет в городе

И напоследок вишенка на торте: у всех студентов бизнес-школы есть возможность брать практически любые классы на любых других факультетах — от психологии до робототехники и computer science. В этом еще одно большое отличие американских университетов от российских — свобода выбора классов потрясает (хотя я не уверен, насколько хорошо я в свои 16 лет смог бы выбирать классы во время своего первого образования). Это большой плюс бизнес-школ в составе больших университетов (Стэнфорд, MIT) по сравнению с отдельными бизнес-школами (LBS, INSEAD). К сожалению, у меня не было таких курсов в этом году, но на следующий год я ставлю себе цель взять один или несколько классов по физике, machine learning, и, возможно, по истории или актерскому мастерству.

Начиная этот пост, я был уверен, что в нем же расскажу не только про учебу, но и про внеучебные активности, и про культуру бизнес-школы, про невероятные карьерные истории моих одкурсников, и про поиск стажировки в VC, но, как это часто бывает, рассказ затянулся. Что же, придется писать еще!

Источник: medium.com

Выгодное дело: как учеба в бизнес-школе меняет предпринимателя

Фото Getty Images

Уже прошло больше года, как я забыл про выходные дни. Все в моем графике перемешалось и сдвинулось, порой я забываю, как я жил до этого. Спорт ушел на второй план, я успел только выполнить очередной half-ironman в прошлом мае, а потом затянуло окончательно. Это не новый проект и не третий ребенок в семье. Просто в прошлом году я поступил на программу MBA.

Мечты и реальность, все же, разошлись: там, где я ожидал прорыва, ничего не произошло, зато выгоды оказались в совсем неожиданных направлениях.

Моя история с MBA началась очень давно, я задумался о поиске программы в 2015-ом. Поначалу казалось, что рассматривать программу в России и вовсе не стоит, я питал иллюзорные надежды уехать учиться за границу. Даже не прикинув на коленке бюджета, сразу задумался над поступлением: изучал сайты программ различных заведений, узнал, что есть в природе GMAT (тест для обучения в бизнес-школе) и обязательный для поступления языковой TOEFL.

Уровень моего английского тогда оставлял желать лучшего. Поэтому первое, что я сделал, — пошел изучать язык заново, начал смотреть все фильмы только на английском, на нем старался читать и книги. Когда же я пристально посмотрел на GMAT (даже учебник заказал на Amazon), то сразу понял сложность задачи и отступил. Да, отступил. Я не готов был потратить столько времени на подготовку.

Текущий бизнес и семья важнее, твердо решил я. Тогда же начал смотреть на программы в России. Пробой пера было, конечно же, поступление в «Сколково». Прошел тесты, собеседование, сдал английский, но грант я так и не получил. Заплатить за обучение полную сумму в евро я не мог, немного отчаялся и постарался забыть на время про MBA.

Через год я наткнулся на статью, где речь шла о рейтингах MBA в России, так и нашел подходящую мне программу. Критерии были простыми. Во-первых, программа обязательно на английском — вывести язык на новый уровень, довести его до совершенства, читать книги на языке было моей мечтой. Во-вторых, модульное обучение, так как жить в Москве ради этого в мои планы не входило.

В-третьих, стоимость не должна была превышать 1,5 млн рублей. И, наконец, в-четвертых, программа должна иметь международный диплом, то есть аккредитацию. В выбранной мною программе все сложилось один к одному и я был готов окунуться с головой во все новое.

Обучение началось в апреле 2017 года, как говорят, с места в карьер. Модули обучения шли один за другим каждые две недели. Например, ты учишься 2-4 дня с утра до вечера с перерывом на обед. Я вообще не очень люблю сидеть на месте, поэтому первое время концентрироваться на предмете в течение долгого времени было пыткой.

Постоянное желание заглянуть в телефон или компьютер не оставляет меня до сих пор. На модуле в основном дают теорию, причем подразумевается, что ты уже готов ее воспринимать. Заранее, через специальный портал, раздают материалы для ознакомления. Иногда там пусто, а иногда список кейсов и книг для прочтения тянется далеко вниз.

После модуля дается задание и всего три недели на выполнение. Вы думаете, это много? Отнюдь. Когда модули два раза в месяц, то после окончания одного уже наступает время сдавать задание по предыдущему модулю. Выходит, что учеба постоянно присутствует в твоей жизни.

Впервые в жизни я столкнулся с понятием «плагиат». Точнее я сам наплодил плагиат. Признаюсь, что первую серьезную работу я наполовину списал из интернета. Толком не разобравшись в цитировании и правилах использования чужих идей, я в итоге получил 0 баллов. «В награду» за это весь летний отпуск я переписывал задание по International Marketing.

Еще одна особенность итоговой оценки, это весы между различными заданиями. Например, тест на модуле идет за 40%, а домашнее задание за 60%. Таким образом, я провалил дисциплину под названием Innovation: не справился с тестом, хотя домашнее эссе сделал достаточно хорошо. Как результат — в новогодние каникулы я все переписывал.

Мне понравился подход профессора из Франции: когда я написал ему, что завалил тест на модуле, я аргументировал это тем, что мне не повезло, имея в виду то, что просто «не угадал с ответами». Профессора это сильно удивило, и он прямо указал мне на то, что на модуле вместо учебы я занимался своими делами, поэтому и результат такой. В этом разница систем образования: я привык думать, что несдача экзамена может быть связана с везением, а в представлении француза удача никак не может влиять на результаты, только усердие и концентрация.

Очень увлекательная часть обучения — это выезд на специализацию в главный кампус школы во Францию. Это было мини-приключение с огромным количеством вызовов. Неделя напряженной работы с утра до вечера в группах, где собрались люди из абсолютно разных стран. Моя специализация — «Инновации». Повезло, что группа была всего 9 человек, поэтому отсидеться не удалось.

Состав очень разнообразный, студентов различных программ перемешали. Так, наша группа состояла из представителей России, Швейцарии, Индии, Кореи и США.

Моим напарником был Алекс из США, и только благодаря его работе мы выглядели достойно (в следующий раз я буду усерднее учить язык и изучать кейсы). Интересно, что ребята с местной full-time-программы очень сильно отличаются от нас — тех, кто уже давно работает и может учиться лишь part-time.

Мало опыта, «книжные» представления о бизнесе, сильное желание остаться во Франции и найти работу, с другой стороны — мастерство презентации и комплексный подход к решению учебных задач. Надо было лучше готовиться! Материал был, но я осилил лишь половину. Зато когда оказался в процессе, пришлось догонять по ходу дела, а это очень тяжело. Любая свободная минута — ты читаешь кейсы.

Читайте также:  Ресторанный бизнес в России это

Пять дней рабочего стресса открывают какие-то новые возможности в организме, как в триатлоне!

Однако по результатам только первого года, я могу сделать определенные выводы. Мой английский язык стал лучше лишь в некоторых аспектах, но существенно вырос словарных запас, беглость чтения. Навыки письма и разговора так и остались на прежнем уровне. Домашние задания выполняются на английском языке, но мой уровень не дает прыгнуть выше головы, пишу довольно просто и с русскими конструкциями (несмотря на это, профессора пока что еще меня понимают).

Во-вторых, я привык жить и работать в другом ритме и с другой нагрузкой. Обучение в выходные, да еще два перелета из Ижевска в Москву и обратно, а в понедельник опять на работу. Все это требует огромной концентрации сил: надо успевать гораздо больше и быстрее, домашние задания, которые валятся на тебя одно за другим, не оставляют выбора.

Третий вывод — самый важный. Признаться честно, многое из программы обучения мне знакомо в том или ином виде. Помогают 15 лет предпринимательства за плечами и сотни прочитанных книг. Где-то нахожу для себя новые фишки, а что-то вообще не нравится и ужасно скучно. Но!

Неожиданно для себя я получил огромный синергетический эффект для собственного бизнеса. Будто творческая и мозговая активность открываются и начинают беспощадно сыпать идеями: после каждого модуля я привожу 10-20 новых заметок и идей для своих проектов. В процессе учебы я нашел несколько новых направлений и решился на серьезные преобразования. Кто бы мог подумать, что главный плюс будет в этом?

Впереди еще год, большая выпускная работа, модуль по специализации. Надеюсь, эффект от всей этой затеи превзойдет все мои ожидания, как и от процесса обучения на MBA.

  • Прививка перемен: зачем начальникам учиться
  • Выгодное вложение: лучшие бизнес-школы 2017 по версии Forbes

Источник: www.forbes.ru

Как выбрать бизнес-школу для предпринимателей

Как выбрать бизнес-школу для предпринимателей

В данной статье речь идет о том, как выбирать бизнес-школу именно для предпринимателей, то есть такую бизнес-школу, в которой учат тому, как создавать и развивать свой бизнес. На самом деле желательно, чтобы бизнес-школа не только учила, но и готовила к созданию своего бизнеса (этот важный аспект процесса обучения в бизнес-школе еще будет рассмотрен ниже).

Бизнес-школа действительно должна помогать в создании и развитии бизнеса. Поэтому обучение в бизнес-школе для предпринимателей может считаться еще одним способом создания бизнеса с нуля.

Итак, в данной статье будут рассмотрены все ключевые факторы, которые, на мой взгляд, должны приниматься во внимание теми, кто хочет создать свой бизнес с помощью знаний, навыков и опыта, полученных в бизнес-школе. Безусловно, к этому списку критериев вы можете добавить и свои. Возможно, какой-то вы даже вычеркните, потому что он вам может показаться несущественным.

Рис. 1. Основные факторы, которые нужно учитывать при выборе бизнес-школы для предпринимателей

Основные факторы, которые нужно учитывать при выборе бизнес-школы для предпринимателей

Технология создания и развития эффективного бизнеса

Безусловно, первое что нужно изучить, это технология создания и развития эффективного бизнеса, которой бизнес-школа будет обучать своих учеников и будет предлагать своим выпускникам использовать для запуска и развития их стартапов.

Это очень важный фактор, который в значительной степени определяет успех будущих стартапов выпускников бизнес-школы. К сожалению, многие наши начинающие предприниматели вообще не имеют никого представления о том, что необходимо использовать такую технологию, чтобы создать и развить по-настоящему эффективный бизнес. Они действуют по наитию, что в подавляющем большинстве случаев приводит к скорому закрытию бизнеса (многие стартаперы не могут продержаться и года).

В общем, бизнес-школа для предпринимателей должна обучать своих учеников определенной технологии создания и развития эффективного бизнеса. При этом у всех желающих должна быть возможность заранее ознакомиться с этой технологией.

Если на сайте бизнес-школы предпринимателей нет описания технологии, а на вопрос о том, как с ней можно ознакомиться, вам скажут, что это их ноу-хау, коммерческая тайна и т.д., то с большой вероятностью никакой технологии у них нет.

Или может быть другая ситуация – на сайте бизнес-школы может быть описание технологии (или ее могут направить по электронной почте по запросу), но это описание может состоять всего лишь из пары экранов или страничек. Нормальная технология создания и развития эффективного бизнеса должна быть описана очень подробно. Скажем так, ее описания должно хватить на отдельную книгу, причем не тоненькую минимально возможного (так сказать, карманного) формата.

Для примера, на портале smart-venture.ru Вы можете найти подробное описание рассматриваемой здесь технологии. Для нее выделен отдельный раздел на сайте – «Технология создания и развития эффективного бизнеса». Как видите, в этом разделе очень много различных материалов. Их, кстати, хватило на отдельную книгу – «Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля». Данная книга регулярно переиздается, совершенствуется (с учетом практического опыта), детализируется и т.д.

Процесс и программа обучения в бизнес-школе

Несомненно, важнейшее значение имеет и то, как организован процесс обучение и чему конкретно обучают в бизнес-школе. Причем все это нужно оценивать с точки зрения того, как это поможет создать и развить эффективный бизнес с нуля.

Вы ведь хотите создать свой бизнес и сделать из него в будущем успешную и эффективную компанию. Ваша цель – не прослушать как можно больше различных курсов и получить красивую бумажку (имеется в виду диплом об окончании), а создать эффективный бизнес с нуля и понимать, как дальше вам его нужно будет развивать.

Поэтому в бизнес-школе должны обучать той самой технологии создания и развития эффективного бизнеса, о которой шла речь в предыдущем пункте. При этом в процессе обучения обязательно должна быть и методическая, и практическая часть.

Когда сидишь на занятиях и слушаешь преподавателя может возникнуть ложное ощущение того, что все вроде бы понятно. Но когда начинаешь делать, то появляется большое кол-во вопросов. Понятно, что как бы не был организован процесс обучения в бизнес-школе для предпринимателей, когда стартапер начнет работу над своим бизнес-проектом, у него все равно возникнут вопросы (на которые пока нет ответов), но количество этих вопросов можно существенно уменьшить, если практическую часть обучения организовать определенным образом.

Очень часто практическая часть обучения в бизнес-школах организована примерно так. Учащиеся решают большое количество абстрактных задач по каждому разделу программы обучения. Да, это позволяет организаторам увеличить количество учебных часов (в том числе и для того, чтобы обосновать высокую стоимость обучения), но не позволяет ученикам получить те самые практические навыки и опыт, которые так необходимы начинающим стартаперам.

Поэтому, если все-таки не забывать об основной цели прохождения обучения в бизнес-школе предпринимателей (создание и развитие своего бизнеса), то практическую часть лучше организовать таким образом, чтобы все учащиеся, прежде чем запускать свой стартап, сначала смогли бы опробовать все этапы технологии создания и развития эффективного бизнеса.

К примеру, в бизнес-школе «Первая школа предпринимателей» прежде, чем приступать к проработке своих бизнес-проектов, все ученики сначала принимают участие в создании с нуля нового бизнеса. Естественно, на это уходит немало времени. В частности, все ученики школы выполняют большой объем домашней работы, поскольку создание бизнеса требует много времени.

После этого (участия в создании бизнеса с нуля) они переходят к детальной проработке своих бизнес-проектов и только затем к их запуску (в случае успешной защиты своих стартапов, что и является той самой дипломной работой). Таким образом, выпускники данной бизнес-школы максимально подготовлены к созданию и развитию своего эффективного бизнеса.

В конце рассмотрения данного фактора (который нужно обязательно учитывать при выборе бизнес-школы предпринимателей) хочу еще кратко обратить внимание на сам формат обучения. Сейчас все большую популярность набирает онлайн-обучение. Не хочу навязывать свою точку зрения по данному вопросу. Возможно, я в данном аспекте излишне консервативен, но мне кажется, что формат онлайн-обучения не подходит для бизнес-школы предпринимателей.

Я считаю, что одна из причин такой популярности онлайн-обучения – это попытка больше заработать за счет привлечения как можно большего количества людей, не обращая внимания на то, насколько им будет удобно проходить обучение и насколько полезным оно для них окажется.

Состав учащихся бизнес-школы и их отбор

Возможно, кому-то покажется, что данный фактор не является таким уж существенным, чтобы нужно было его учитывать при выборе бизнес-школы для предпринимателей. Те, кто ни разу не обучался в бизнес-школе, действительно с большой вероятностью могут так подумать, хотя на самом деле от состава учащихся зависит эффективность процесса обучения, а значит и вероятность достижения конечной цели – успешный запуск выпускниками своего стартапа.

Читайте также:  Сочинение мой будущий бизнес

Дело в том, что некоторые бизнес-школы для увеличения своей прибыли принимают в свои ученики всех желающих, не проводя какого-то предварительного отбора и не предъявляя каких-либо требований. Более того, они еще и утверждают, что у них такая уникальная программа обучения, которая может быть одновременно полезна для различных категорий обучающихся, с разным уровнем подготовки и т.д.

Лично я в такой универсализм не верю. Впрочем, если вести речь о каких-то курсах по менеджменту, то в таком случае можно частично согласится с тем, что они могут быть одновременно полезными для учеников из разных целевых групп, с разным уровнем подготовки и т.д. Это связано с тем, что подобные курсы по понятным причинам носят, скажем так, общий характер. Да, они могут быть многим полезными (естественно, не на все 100%), но никто из участников не ждет от таких курсов чего-то экстраординарного. К тому же цели таких курсов в основном связаны с повышением и систематизацией знаний о какой-то предметной области, получением некоторых практических навыков, но не более.

В данном случае мы ведем речь о бизнес-школах для предпринимателей, поэтому состав учащихся является уже более критичным фактором, который все-таки нужно принимать во внимание.

Понятно, что первая группа, как правило, автоматически отсеивается при очень высокой стоимости обучения. Хотя есть и такие представители данной группы, которых не отпугивает даже высокая цена.

Очевидно, что первая и третья группы не смогут быть полноценными учениками бизнес-школы для предпринимателей. Правда, по разным причинам. Первая группа – из-за своей неактивности и может быть даже лени, а третья – из-за своей большой загруженности.

Если в бизнес-школе для предпринимателей очень напряженная программа и процесс обучения (а именно такими они и должны быть – см. предыдущий пункт), то первая и третья из перечисленных выше группы участников просто не потянут обучение.

Тем самым они подведут и своих коллег по бизнес-школе, да и сами не будут удовлетворены результатами обучения.

Если в бизнес-школе есть очень серьезная практическая часть (например, освоение технологии при создании бизнеса в ходе обучения), то ученикам нужно будет выполнять большое количество практической работы. Первая группа учеников будет любыми способами отмазываться от выполнения данной работы, а третья – просто не будет физически успевать.

Если до обучения в бизнес-школе человек уже запустил свой стартап, то у него практически все время будет уходить на него, особенно если это малый и тем более микро-бизнес. Такие люди скорее всего и на все занятия не смогут приходить, не говоря уже о выполнении какой-то домашней работы.

Так что обучение нормально смогут пройти только те, кто действительно хотят создать свой бизнес (а не просто рассуждают об этом, возможно, уже не один год) и имеют свободное время. То есть на момент обучения могут работать по найму или вообще временно не работать.

Если бизнес-школа заявляет, что она одинаково хорошо подходит для всех возможных категорий учащихся, то с большой вероятностью она лукавит.

Например, в бизнес-школу «Первая школа предпринимателей» принимают только тех, кто относится ко второй из вышеперечисленных категорий учащихся, да и то берут не всех подряд. Существует определенная процедура отбора учеников.

Ведущий(ие) бизнес-школы

Естественно, от тех, кто непосредственно проводит обучение в бизнес-школах, тоже немало зависит. Очевидно, что ведущие бизнес-школ для предпринимателей должны хорошо владеть технологией создания и развития эффективного бизнеса, а также обладать опытом запуска успешных стартапов.

Кроме того, у них должен быть и опыт в преподавании. Ведь они могут быть хорошими специалистами, но если они не могут внятно доносить до людей информацию и прививать им практические навыки, то эффективность обучения будет низкой.

Еще нужно обратить внимание на то, сколько будет преподавателей в программе обучения бизнес-школы. В некоторых бизнес-школах почему-то считают, что когда из преподавателей собрана сборная солянка, то это очень круто.

Зачастую это приводит к тому, что программа обучения состоит из каких-то несвязанных между собой кусков. В некоторых случаях разные преподаватели в каких-то вопросах могут даже противоречить друг другу.

Кроме того, нужно помнить о главной цели прохождения обучения в бизнес-школе предпринимателей. С точки зрения этой цели гораздо удобнее и эффективнее будет в том случае, когда у каждого потока учеников будет один основной преподаватель. Он будет вести всех учащихся от начала и до конца обучения, которое должно завершаться проработкой бизнес-проектов всеми учениками школы.

Да, он может при необходимости привлекать к обучению каких-то узкопрофильных специалистов, но основную часть программы обучения должен вести один человек.

Одна из причин, почему в некоторых бизнес-школах у одной группы учащихся есть много преподавателей, связана с тем, чтобы создать видимость масштабности программы обучения. Это также позволяет обосновать завышенную стоимость обучения.

Поддержка бизнес-школы (и ее партнеров) своих учеников

Как бы эффективно не было бы организовано обучение, желательно, чтобы бизнес-школа помогала в создании и развитии эффективного бизнеса. На самом деле помощь учащимся может оказывать не только бизнес-школа, но и ее стратегические партнеры.

Если бизнес-школа заявляет, что она оказывает помощь и поддержку своим ученикам, то необходимо уточнять в чем конкретна она заключается.

Особое внимание следует уделять той поддержке и помощи, которую бизнес-школа (и ее партнеры) оказывает своим ученикам уже после завершения обучения.

Помощь своим ученикам бизнес-школа может оказывать на разных этапах создания и развития бизнеса: проведение исследований при проработке своего бизнес-проекта, реализация маркетинговой, рекламной и PR стратегии, привлечение финансирования для запуска стартапа и дальнейшего развития компании и т.д.

Стоимость обучения в бизнес-школе

Стоимость обучения в бизнес-школе я здесь привожу в самом конце не потому, что данный фактор имеет наименьшее значение. Просто для того, чтобы понять является ли стоимость обоснованной нужно сначала изучить все вышеперечисленные факторы.

К сожалению, в нашей стране большая стоимость продукта или услуги вовсе не гарантирует высокого качества. Об этом не нужно никогда забывать. Нужно поменьше внимания обращать на бренд и побольше на суть, то есть на все те факторы, которые были описаны в предыдущих пунктах данной статьи.

При изучении предложений различных бизнес-школ я сам не раз обращал внимание на то, что при стоимости обучения, превышающей полмиллиона рублей, я не мог оценить ее адекватность тому, что предлагалось получить за такие деньги.

На сайте таких бизнес-школ я не находил детального описания технологии создания и развития эффективного бизнеса, которой они обучают.

Программа обучения или вообще не представлена на сайте, или она описана очень кратко, или в ней просто перечислены какие-то позиции с указанием количества учебных часов.

Описания практической части обучения чаще всего вообще нет. Просто есть типовые фразы о том, что их бизнес-школа имеют ярко выраженную практическую направленность и все.

Зачастую нет четкого описания целевой аудитории и процедуры отбора. Создается впечатление, что в бизнес-школу берут всех подряд, кто сможет оплатить. В общем-то, это логично. При такой высокой стоимости обучения нужно хвататься за каждого желающего)).

Нередко нет подробного описания преподавателей, поэтому сложно оценить уровень преподавательского состава. Да и вообще не понятно, будет ли один основной преподаватель, который будет вести учеников от начала и до запуска стартапа, или это будет сборная солянка – каждый отчитает свою часть и все.

Наконец, очень редко присутствует описание того, как бизнес-школа (и ее партнеры) будут помогать своим ученикам на различных этапах создания и развития бизнеса.

В общем, стоимость обучения нужно всегда сопоставлять с конкретным предложением и на основе этого уже делать вывод о целесообразности обучение именно в этой бизнес-школе.

Итак, в данной статье кратко рассмотрены основные факторы, которые обязательно нужно принимать во внимание при выборе бизнес-школы для предпринимателей. Как уже было отмечено выше, вы можете расширить этот список, но все вышеперечисленные позиции обязательно нужно учитывать.

Желаю всем успешного прохождения обучения в выбранной вами бизнес-школе, а также последующего создания и развития эффективного бизнеса!

Источник: smart-venture.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин