Управление финансами в малом бизнесе: о чем нужно помнить
Эффективное управление финансами малого бизнеса является практически главным условием успешной работы любой компании. Именно поэтому на руководителе, часто выполняющим одновременно несколько функций без специального образования, лежит большая ответственность. Как же оптимизировать управление финансами в малом бизнесе и минимизировать риски?
Владельцы малого бизнеса со временем становятся настоящими экспертами сразу в нескольких областях – финансах, в стратегическом планировании, маркетинге и продвижении товара, в управлении персоналом и так далее. И каждая область требует финансовой деятельности – отчетов, договоров, платежек. Но быть экспертом во всем и делать все грамотно практически невозможно, особенно в вопросах финансов, где любой промах может стать судьбоносным. Именно поэтому нужно разработать систему, которая поможет оптимизировать управление финансами в бизнесе.
Всегда в курсе
Руководитель должен быть всегда в курсе всего, он должен узнавать все первым и иметь возможность быстро и легко «поднять» любой документ. Для эффективного управления финансами необходимо наладить совместную работу с бухгалтером, довести уровень взаимопонимания до совершенства и разработать систему для генерирования и учета основной финансовой информации – такой, как складской оборот, поток наличности и проекты продаж, дебиторская задолженность и подлежащие оплате фонды.
Как грамотно вести учет финансов? Современный финансовый учет компании в Google таблице
«Сверхконтроль» над денежными потоками
Управление потоком наличности – один из главных факторов, влияющих на успешное развитие бизнеса. Управлять ими – значит владеть ситуацией и держать все под контролем. Недостаточный контроль над потоком наличности часто приводит к неожиданным сбоям в работе, кризисным ситуациям.
Если Ваша компания прибыльна, Вы должны предупредить непропорциональное по отношению к нормальным расходам истечение наличности. Как в крупном, так и в малом бизнесе бывают моменты, когда у руководства появляется ощущение большой массы денег, например, при получении большого заказа. Сохраняйте спокойствие, выполняйте заказ и помните, пока деньги не освоены и не распределены, на них рассчитывать нельзя.
Распределение финансов
Постарайтесь не запускать финансовые дела, контролируйте и распределяйте финансы как можно чаще, а лучше – ежедневно. Часть откладывайте на покрытие себестоимости деятельности, часть средств отправляйте в фонд развития ведения дел, а часть – на зарплату. Наладить данную работу поможет продукт «Мегаплана» – «Финансы», помогающий осуществлять контроль всех финансовых процессов и ведение операционного учета.
Источник: megaplan.ru
Основные ошибки в учёте финансов в бизнесе
Какую цель преследует предприниматель? Получить прибыль от своей деятельности. Конечно, сначала он думает о ценности, которую его продукт представляет для целевой аудитории, самореализации, самостоятельности, а потом уже о прибыли. Как считает свою прибыль бизнесмен-одиночка?
Как вести баланс в бизнесе: учет доходов и расходов бизнес.
Обычно поначалу просто кладёт выручку в свой кошелёк и думает, что это его честно заработанные деньги, которые принадлежат только ему. Это ошибка. Какие ещё финансовые ошибки допускают бизнесмены в начале пути, расскажет Павел Головин — эксперт по финансам и учёту в бизнесе, автор курса “Финансы для предпринимателя. Быстрый старт”.
По опросам, проведенным компанией «Бизнес Форвард» в июле 2015 года, 80% владельцев бизнеса догадываются, что с финансами в бизнесе есть какие-то проблемы, но предпочитают закрывать на это глаза.
Самые частые ошибки в управлении бизнес-финансами
1. Управление и принятие решений по «ощущениям»
Это ещё как-то проходило, пока дела шли более-менее ровно, но в сложные времена это ведёт к промахам, которые дорого обходятся. Всё равно что ехать в темноте по ухабистой неизвестной дороге без фар и приборов. Можно, но чревато.
2. Отсутствие или нереалистичное финансовое планирование
Это ведёт к “кассовым разрывам” и упущенным доходам.
3. Незнание реальной прибыльности бизнеса
Путаются деньги, доходы и прибыль. Не используется управленческий отчёт по прибылям и убыткам.
Как в старом анекдоте, когда заяц торговал сторублевками за пятьдесят, а на вопрос «Как дела?», отвечал: «Прибыль не считал, но оборот бешеный!»
Больно осознавать, что несколько месяцев бизнес был убыточным, но обнаруживается это, когда хроническая проблема переходит в острую стадию нехватки денег.
И тогда владелец спохватывается, но маркетинг уже не поможет. Не раз сталкивался с ситуацией, когда обращаются за консультацией по вопросу роста продаж, а простой финансовый анализ показывает, что лучшее решение — фиксировать убытки и бросать это дело, пока ещё что-то остается.
4. Почти нет разницы между себестоимостью и выручкой
И часто проблема в том, что даже при больших объёмах продаж прибыль съедается скидками, нет различия между прибыльными продуктами и убыточными.
Прибыльные направления покрывают убыточные. Ресурсы вкладываются не в развитие прибыльных, а в поддержку убыточных. Без цифр тут не определить.
5. Ошибки управления накладными расходами
Непонимание разницы между обязательными постоянными расходами и управляемыми расходами, такими как: обучение себя и персонала, расходы на маркетинг и продвижение, расходы по оптимизации бизнеса и созданию систем в бизнесе.
Традиционные финансисты всё это считают расходами и стараются сократить, в то время как сокращать нужно убыточные ненужные расходы, а не продуктивные, которые стоит оценивать по отдаче сейчас и в близком будущем.
А многие испытывают немотивированный страх увидеть правду неприглядную, поэтому отказываются считать реальные цифры доходов и расходов.
Что я предлагаю
Чтобы решить, куда и как вам идти дальше, определите сначала, где вы находитесь сейчас.
Задача, как ни странно, довольно непростая. В помощь вам анкета, которая поможет понять, где и что вы упустили, и выбрать те инструменты, что подойдут именно вам.
Финансы — это не ракетостроение. 🙂
И хотя часто тема учёта финансов в малом бизнесе кажется предпринимателям сложной, скучной, разобраться и поставить под контроль финансы и ресурсы можно быстрее, проще и дешевле, чем кажется.
Вопросы по теме рабочих финансов в малом бизнесе задавайте Павлу в комментариях к этой статье или на его вебинаре.
Павел Головин, эксперт по финансам в малом бизнесе, партнёр Школы развития бизнеса Джея Абрахама
Еще статьи о финансах:
- Финансовое моделирование и основы управленческого учета
- Как установить цену на товар и не сесть в лужу
- Приемы повышения прибыли
- Виды оплаты труда в малом бизнесе
В соцсети нас уже больше 20 тыс. Присоединяйтесь, чтобы получать советы по развитию бизнеса и полезные ссылки
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Источник: azconsult.ru
Учет в малом бизнесе и фрилансинге
В этой публикации я хочу рассмотреть, как вести учет в малом бизнесе и фрилансинге. Речь пойдет не об отчетности, которую нужно сдавать в налоговую и прочие структуры, а о финансовом и маркетинговом учете, который необходим предпринимателям и фрилансерам для лучшего понимания своего бизнеса, своих клиентов/заказчиков, структуры своих доходов и расходов. Если вы будете вести такой учет в малом бизнесе или фрилансинге, ваше дело будет более эффективным, быстрее развивающимся, а значит — приносящим вам больше прибыли.
Примерная система учета в малом бизнесе, которую я хочу вам предложить, достаточно универсальная. Возможно, к какому-то определенному роду деятельности она подойдет меньше, к какому-то больше, в любом случае будет понятна суть, а далее вы уже сами сможете адаптировать все это под свое дело.
Весь учет для малого бизнеса или фрилансера я предлагаю разделить на 3 категории:
- Учет доходов.
- Учет расходов.
- Учет продаж и клиентов.
Теперь разберем эти категории по-отдельности более подробно.
Учет доходов в малом бизнесе и фрилансинге
Учет доходов ведут практически все предприниматели и далеко не все фрилансеры. И тем более, не все делают это грамотно и точно.
Прежде всего, учет доходов необходимо максимально диверцифицировать по статьям доходов. Это не обязательно должны быть разные направления бизнеса, это могут быть деления даже в рамках одного направления деятельности. Такой учет поможет вам выявить наиболее сильные и слабые доходообразующие статьи затрат. Далее, например, используя Правило Парето 20/80, вы сможете сконцентрировать свои усилия именно на самых доходных направлениях, что повысит ваш доход.
Как можно диверсифицировать учет доходов? Чтобы было понятнее, приведу примеры.
Для бизнеса . Например, у вас небольшой продовольственный магазинчик. Вы можете учитывать доходы:
- По группам товаров (возможно, есть смысл отказаться от тех, что приносят минимум дохода);
- По времени работы (возможно, нет смысла открываться слишком рано или работать допоздна);
- По продавцам (возможно, у продавца Кати выручка в два раза выше, чем у продавца Маши, значит, Маша работает неэффективно);
- И т.д.
Для фрилансера . Например, у вас собственный сайт для заработка. Вы можете учитывать доходы:
- От контекстной рекламы Гугла и Яндекса;
- От баннеров прямых рекламодателей;
- От размещения рекламных статей;
- От продажи ссылок;
- И т.д.
Учет расходов в малом бизнесе и фрилансинге
Учет расходов тоже предприниматели ведут почти всегда, а фрилансеры — гораздо реже. А ведь это одинаково важно и для тех, и для других: чистая прибыль, чистый доход одинаково зависят и от доходной, и от расходной части бизнеса.
Система учета расходов в малом бизнесе и фрилансинге должна строиться таким образом, чтобы учитывать только бизнес-расходы, исключая личные. Личные расходы лучше учитывать в домашней бухгалтерии.
А в бизнесе расходы, так
же как и доходы, нужно диверсифицировать разными способами, чтобы всегда иметь возможность определить самые слабые места, «дыры», в которые утекают деньги, и оптимизировать эти направления расходов.
Аналогично приведу примеры диверсификации расходов для малого бизнеса и фрилансера.
Для бизнеса . Например, вы занимаетесь производством мебели. В этом случае целесообразно вести учет расходов:
- На закупку материалов;
- На зарплату работникам;
- На аренду помещения;
- Транспортные расходы;
- Налоги и сборы;
- И т.д.
Для фрилансера . Допустим, вы занимаетесь пошивом одежды под заказ на дому. Целесообразно будет вести учет расходов:
- На закупку материалов;
- На закупку швейных принадлежностей;
- На ремонт и техническое обслуживание швейной машинки;
- И т.д.
Учет продаж и клиентов в малом бизнесе и фрилансинге
А это направление учета как предприниматели, так и, тем более, фрилансеры, используют реже всего, а ведь оно очень важное, поскольку позволяет наиболее точно определить свой целевой сегмент, круг своих потенциальных покупателей, чтобы в дальнейшем ориентироваться на них и более эффективно продвигать свои товары или услуги.
Вот как можно вести учет продаж и клиентов на примерах.
Для бизнеса. Допустим, вы торгуете чем-либо. В этом случае вы можете вести учет продаж и клиентов в следующих направлениях:
- Мужчины и женщины, средняя сумма покупки на каждый пол (в дальнейшем можно больше ориентировать товар на пол, который преобладает и приносит больше выручки);
- Возраст покупателей, средняя сумма покупки на каждый диапазон возраста;
- Количество повторных покупок (какой сегмент клиентов чаще их совершает);
- И т.д.
Для фрилансера . Допустим, вы занимаетесь копирайтингом. В этом случае вы можете вести учет своих клиентов и продаж по направлениям:
- На разных биржах фриланса (на какой более дорогие заказы, больше заказов и т.д.);
- В разрезе заказчиков (пол, возраст, объемы заказов и т.д.);
- В разрезе тематик (на какие тематики больше спрос, какие дороже и т.д.);
- В разрезе объема статей (длинные, короткие)
- И т.д.
В этом направлении желательно не просто вести учет, а собирать клиентскую базу: телефоны, е-мейлы и т.д., чтобы нарабатывать круг наиболее выгодных постоянных клиентов, и всегда иметь возможность оповестить их о неком выгодном для них предложении (акции, скидки и т.д.).
Вот примерно так должна строиться система учета для малого бизнеса и фрилансинга. Надеюсь, применение на практике этих рекомендаций поможет вам сделать бизнес более эффективным и увеличить свои прибыли.
До новых встреч на Финансовом гении! Оставайтесь с нами, и найдете здесь множество других полезных советов и рекомендаций, которые помогут вам укрепить свое финансовое состояние.
Источник: fingeniy.com