Знаете, чем занимались первые челноки в начале 90-х. Ни за что не поверите, когда узнаете, что возили, куда и откуда. Это было так давно, что те, кто этим занимался, уже и не помнят. Ну а я вот решил рассказать, потому, как даже такая информация может подтолкнуть любого из нас к созданию настоящего бизнеса.
Итак, представьте себе молодых спортсменов в самом начале 90-х. Организованных бандосов еще не было, потому им, несчастным, приходилось зарабатывать, кто как может. Те, кто посмекалистей, придумывали разные схемы заработка. Одной из самых распространенных и наиболее доходных схем стал челночный бизнес.
Как это работало в 90-х
На соревнования некоторая часть спортсменов ездила по всей стране и ближайшему зарубежью, Некоторая потому, что не у всех были деньги на такие поездки, за счет спорта возили только самых выдающихся, но таких было не сильно много, а ездить хотелось многим. Ездили почти везде, начиная от Прибалтики и Украины и заканчивая Узбекистаном. Самыми выгодными поездками, конечно, считались поездки в Прибалтику и в Украину.
Челночный бизнес. Новые способы выживания
Дело в том, что жители этих стран спокойно курсировали в ближайшие к ним Европейские страны и имели возможность привозить оттуда всякую всячину. Граждан России туда не пускали, зато пускали в Украину, в Литву, в Эстонию, в Латвию на спортивные соревнования.
Здесь уже можно ставить лайк и пора подписаться.
Вот представьте себе такого предприимчивого спортсмена. Он покупал доллары, в своем городе или в Москве. Ехал на соревнования в Украину. А на валюту покупал товары, завезенные для личного пользования из Европейских стран, Чаще всего это были сигареты, жвачка, иногда шоколад и конфеты. Самым доходным товаром были сигареты и жвачка.
А в России этого не было вообще.
Один спортсмен мог без труда привести, например, коробку сигарет, это 500 пачек, или такого же размера коробку набитую жвачкой. В общем, везли, на сколько хватало валюты и рук.
По приезду домой товар оставалось продать. Кто-то торговал сам, у кого-то на базаре стоял родственник. Особо продвинутые, через знакомых, рассовывали товар по магазинам. Через знакомых, потому что чужим, такие деньги уже давно никто не доверял.
Сколько зарабатывали на таких поездках — как правило, сумма вложений в рублях удваивалась, если рубль за время продажи товара дешевел сильнее, то иногда и утраивалась.
Вот таким и был самый первый челночный бизнес, конечно некоторые детали могли отличаться от города к городу.
Со временем для наибольшей выгоды в таких поездках по дороге туда, стали возить разные товары, которые еще хоть как то производились в России. Часто это были дворники для Жигулей, кулинарные шприцы, и еще какая-то мелочевка, которая там стоила дороже, чем в России.
Еще чуть позже тот же товар стали централизованно возить в Москву, а там появлялись первые оптовые рынки типа старых Лужников, на которые со всей страны съезжались коммерсанты, но это уже совсем другая история.
Будет ли в наши дни работать такого рода бизнес — однозначно будет. На сигаретах конечно не заработаешь, а вот продуктовая запрещенка в России появляется похожим способом. Хотя теперь ездить туда совсем не обязательно, можно все купить по интернету и заказать перевозку транспортной компанией, были бы деньги. Только вот продавать товар теперь стало гораздо труднее.
Вот такой был секретный шопинг.
Кстати, подписчики помнят, что и мой первый челночный опыт тоже был весьма интересным.
Источник: dzen.ru
Торговля включает «челночный режим»
Как могут работать мелкие импортеры в новых условиях
Российский бизнес не видит конкурентов в челноках «новой волны». Возможность их появления сейчас довольно высока, рассказали “Ъ FM” отечественные ритейлеры. По их словам, популярная в 90-е годы форма торговли товарами широкого потребления может возродиться с легализацией в России параллельного импорта. Ввоз продукции без согласия производителя правительство разрешило в конце марта. А позже уточнило, на что распространится норма: в перечень вошло более 50 групп товаров и около 200 зарубежных брендов, покинувших российских рынок.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ
“Ъ FM” спросил у представителей торгового бизнеса, каких изменений они ожидают:
Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли: «Возрождение челноков маловероятно по самым разным причинам, например, потому что людей, которые готовы сейчас этим заниматься, все бросив, очень мало. Все равно существующие ограничения не подразумевают завоз товаров такими микроскопическими партиями, делать это будут в любом случае какие-то средние компании. Конечно, некоторая угроза контрафакта существует, но в ряде товарных группах подделки и так есть».
Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники «РАТЕК»: «С уверенностью об этом говорить, наверное, нельзя, но такая вероятность может существовать. Хорошо это или нет? Челночный бизнес — это не очень цивилизованная форма торговли.
И потом возникает много вопросов с выводом товара на рынок. Когда производитель выводит продукцию на рынок, он готовит его к обязательным требованиям, которые существуют в государстве. У нас их достаточно много, и если мы говорим о бытовой технике, электронике — это сложный товар.
Сможет ли его подготовить к продаже небольшой импортер, который везет товар, непредназначенный для российского рынка? Скорее всего не сможет. Здесь остается много открытых вопросов».
Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов России: «Каких-то особых опасений быть не должно. Волнение, наверное, оправдано, если кто-то был эксклюзивным поставщиком, но в целом это серьезно, конечно, не повлияет на ситуацию. Поскольку такого масштаба, как в 90-е челночное явление, не приобретет. В то время не было вообще системы торговли, она не была создана.
Была советская торговля, которая не функционировала. Поэтому фактически челноки появились на пустом месте, чтобы занять все ниши занять. А сейчас торговые процессы в России очень развиты».
Могут ли в самом деле в стране появиться «новые челноки»? Советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов полагает, что это произойдет в новой форме. Вместо существовавших в 90-е вещевых рынков мелкие импортеры будут создавать свои точки продаж, полагает эксперт: «Россия довольно долго жила в условиях параллельного импорта, и сейчас наладить нечто подобное не очень сложно.
Как техника встает на параллельный путь
Причем, скорее всего, челночный бизнес возродится не в виде банальных челноков, а мелких специализированных фирм, которые в рамках увеличенных, кстати, совсем недавно лимитов беспошлинного провоза товаров, доставят то, что будет компактным и удобным для транспортировки, но в то же время подпало под текущие ограничения.
Опыт тех же 90-х показывает, что даже средней руки импортер довольно легко налаживает гарантийное обслуживание, иногда просто путем создания небольшого запаса изделий, которые в случае выхода из строя в гарантийный срок, меняются на новые.
От какого-то решения правительства до реализации лежит достаточно большая дистанция. Контролирующие органы нуждаются в специализированных актах, инструкциях, разъяснениях. Если на рынке будет возникать реальный дефицит того или иного товара, они могут действовать достаточно быстро.
Поэтому пока в основном торговля идет с использованием складских запасов, проблема не является очень острой. Но по мере того, как товар на складах будет заканчиваться, это ориентировочно случится в начале осени, а несогласованность нормативных актов отдельных министерств и ведомств будет создавать проблемы, данные вопросы будут решаться быстро и решительно».
Как бизнесу расписали «челночные перспективы»
Наиболее востребованными товарами для параллельного импорта, скорее всего, станут оригинальные автозапчасти и лекарства, считает экономист управляющий директор компании Trade123 Владимир Рожанковский. По этой причине, считает эксперт, кроме Китая, «новым челнокам» придется закупать продукцию также в Турции и Объединенных Арабских Эмиратах: «В отличие от конца 80-х, начала 90-х, когда из челночных туров в основном везли одежду, сейчас основная проблема, конечно, с иномарками и запчастями.
Все говорят практически в один голос: основу челночного бизнеса, который, безусловно, возрождается на наших глазах составят не очень тяжелые и габаритные автозапчасти — их можно покупать в третьих странах и привозить в Россию.
Основной альтернативный канал закупки деталей для авто пока ОАЭ, оттуда реэкспорт идет уже дальше. Второе, что будут возить челноки — это медикаменты».
В середине 90-х по разным оценкам на «челночную экономику» приходилось до трети российского импорта. Согласно примерным подсчетам экономистов, в этой сфере было занято до 10 млн человек.
Андрей Загорский, Иван Хорушевский
- Андрей Загорский подписаться отписаться
- Иван Хорушевский подписаться отписаться
- Борьба России с санкциями подписаться отписаться
- Малый бизнес подписаться отписаться
- Санкции против России подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Челночный бизнес
Бизнес идеи
Капитальные инвестиции в бизнес: от 1 000$
С ними неразрывно связана целая эпоха.
Кто-то нашел в этом единственное средство для выживания своей семьи, приносившее копейки.
А кто-то «на волне» превратил этот бизнес в золотую жилу.
Речь идет о челночниках.
Пожалуй, современные подростки уже не смогут ответить на вопрос – что такое челночный бизнес.
А между тем еще каких-то 15-20 лет назад они были чуть ли не основными поставщиками продукции на рынках и в магазинах!
Какая ситуация на рынке сейчас?
Стоит ли вкладывать свои деньги в челночный бизнес или это дело уже изжило себя?
На эти вопросы вам ответит данная статья.
Что такое челночный бизнес?
Челночный бизнес – это особый вид индивидуального предпринимательства.
Суть его заключается в том, что обычные люди получают туристические визы и ездят по ним за границу.
Там они мелким оптом приобретают определенные бытовые товары.
Продукцию привозят на родину и реализуют со значительной наценкой.
Основные Мекки торгового туризма – это Турция, Китай, Польша, Италия и Испания, ОАЭ.
Везут оттуда самые разные категории товаров, как правило, для каждой страны основные направления импорта будут свои.
Но в целом вывозимый товар можно разделить на такие группы:
- шубы, куртки, плащи;
- мужская, женская и детская обувь;
- ювелирные украшения;
- различная бытовая техника, электронные устройства;
- платья с вышивкой, из натуральных материалов, синтетические.
Появление и развитие челночного бизнеса
Про челночный бизнес люди узнали в разгар 90-х годов.
В то время на полках было слишком мало товаров, денег у людей также не было.
Зато выехать из страны было проще, да и таможенные правила были менее жесткими.
Всё это стало благодатной почвой для популяризации торгового туризма.
Сами челночники «убивали двух зайцев».
Челночный бизнес – это не только источник немалого дохода.
Но и возможность отдохнуть, расширить горизонты, увидеть новые места.
От челночника за границей требовалось уметь торговаться и делать покупки.
Настоящий труд начинался уже на родине: на торговых точках часто челночники стояли сами, подключая родных, но не наемную рабочую силу.
А до этого огромные баулы нужно было ухитриться провезти через таможню.
Обвал в работе челночного бизнеса случился в 1998 году, когда произошла девальвация рубля.
Разумеется, любые товарно-рыночные отношения с зарубежными партнерами происходили в долларах.
Из-за этого как минимум на треть сократился объем челночного бизнеса и многие предприниматели забросили эту деятельность.
Еще страшнее были последствия для «зарубежной стороны».
Закрылись обанкротившись десятки фабрик и фирм, которые производили продукцию специально для челночного бизнеса (то есть для российского рынка).
Тем не менее несмотря на некоторые сложности, челночный бизнес продолжал существовать.
На текущий момент перспективы у такой занятости уже не такие радужные.
Но он по-прежнему имеет право существовать.
Тем более для деятельности достаточно получить торговую лицензию.
Оформлять регистрацию юридического лица (фирма, компания) нет необходимости.
А это говорит о меньших расходах, чем в стандартной торговой деятельности.
Турция – популярное место для челночного бизнеса
Интересный факт:
В июле 2009 года в Екатеринбурге, около центрального входа на самый большой на Урале вещевой рынок «Таганский ряд», был открыт памятник челнокам. Решение об его установке было связанно с тем, что эта профессия постепенно уходит в прошлое в связи с развитием крупного бизнеса.
Турция всегда была самым популярным местом для челночного бизнеса.
Кроме простоты пересечения границы, страна привлекает возможностью прекрасно отдохнуть, параллельно занимаясь работой.
Продукцию для перепродажи челночники разыскивают на местных колоритных рынках, торговых лавках, но также и в бутиках.
Особо популярностью у туристов-бизнесменов пользуется Стамбул.
Для продажи челноки приобретают в стране вышитые коврики ручной работы, изделия из замши, керамическую посуду, различную одежду – этническую и современную, изделия из меди, различные украшения.
А вот о покупке антиквариата опытные люди настоятельно рекомендуют забыть!
Прежде всего, потому что вывести его из страны практически невозможно. Вам потребуются особые документы, оплата пошлины.
Многие вещи, вообще, категорически запрещено импортировать.
Еще одна веская причина: большинство старых на вид вещей у турецких продавцов – это самая обычная подделка.
Так что если вы не эксперт в этом вопросе, лучше заниматься другими категориями товаров.
Что челночный бизнес привозит из Китая?
[adsense2]
Китайская продукция давно и прочно заполонила рынок.
Пусть и не самая качественная, но зато яркая, разнообразная, а главное – дешевая.
Но на самом деле стереотип о ненадежности китайских товаров уже устарел.
Действительно, там производят очень много «ширпотреба» и дешевых копий. Но в то же время в Китае можно найти пусть не такую дешевую, но качественную продукцию для челночного бизнеса.
Какой вариант предпочтительнее для вас и какие товары покупать решаете только вы.
Ассортимент предложений очень разнообразный, потому стоит отталкиваться от потенциального спроса и выделенной суммы капиталовложений.
Опытные челночники советуют выбирать то, что близко и интересно вам самим, если вы планируете развивать челночный бизнес, а не сделать разовый выезд.
Привлекает Китай и удобством для шоппинг-туризма.
Есть даже специальные экскурсии для челночников, которые организовывают из Амурской обл. и Хабаровского края.
Они длятся несколько дней и досматриваются на таможне не так строго, как обычные. Кроме того, для таких поездок не нужна специальная виза.
Есть ли перспективы у челночного бизнеса сегодня?
[adsense3]
Сегодня такое понятие, как «дефицит», успело частично стереться из памяти людей. Полки ломятся от изобилия, а купить можно всё, что только пожелает душа.
Для особо избирательных людей есть интернет-магазины, благодаря которым любой может заказать желаемый товар из другой страны.
Из-за этих факторов челночный бизнес перестал быть настолько востребованным.
Чтобы привезенная продукция имела спрос, она должна быть абсолютно уникальной и особо привлекательной. Или просто заполнять средний товарный сегмент, но быть доступной по цене.
Ведь в условиях нынешней конкуренции былые 200-400% накрутки позволить себе нельзя.
Таким образом, челночникам нужно везти красивые и особенные вещи, так еще и организовывать им пиар-кампанию.
Просто точка на рынке с усредненной ценой будет приносить «просто деньги».
Чтобы выйти на достойный доход, бизнес нужно будет продвигать.
Некоторую продукцию можно будет реализовывать даже через социальные сети или сайт без организации стационарной точки.
Сколько нужно вложить в челночный бизнес?
[yandex1]
Челночный бизнес считается оптимальным вариантом для тех, у кого нет возможности вложить в дело крупный капитал.
Однако и челночная торговля требует немалых затрат.
Ориентировочный список представлен в таблице:
Покупка товара для перепродажи | От 2000$ |
Расходы на проезд и проживание во время шоппинга за границей | От 400$ (для Турции) |
Затраты на получение лицензии, оплата таможенных сборов | От 100$ |
Оплата аренды торгового места | 25-100$ ежедневно (для Москвы) |
Налоговые выплаты | — |
Зарплата для продавца | 100-150 $ ежемесячно на человека |
Это ориентировочная таблица инвестиций в челночный бизнес.
Получать доход с помощью торговли можно и с меньшими вложениями.
К примеру, вы приобретаете недорогие национальные украшения, которые продаете исключительно через социальные сети без помощи других людей, а самостоятельно.
В таком случае вам нужно будет потратиться только на закупку и, желательно, продвижение в интернете.
Также про меньшую сумму вложений в челночный бизнес шла речь в 90-е.
Тогда прибыльность держалась на уверенном уровне 100-150% и выше с одной только поездки!
Даже если товара закупалось всего-то на 500-600$.
Тому, что такое челночный бизнес и как он зарождался,
посвящен следующий видеосюжет:
Окупаемость челночного бизнеса
[yandex2]
Во времена, когда челночный бизнес только появился, продавцы могли позволить себе ставить наценку в 100-200%, а на некоторые товары до 500%!
И эти товары покупали на раз-два, а продавцы зарабатывали состояние.
Но сегодня ситуация изменилась, и среднестатистическая наценка составляет около 50%.
Срок окупаемости челночного бизнеса будет определяться размером и целью начального капиталовложения.
Если большая часть капитала будет уходить на закупку товара, вложения «отобьются» относительно быстро.
Но если вы будете также вкладываться в аренду торгового места и наймете на работу продавца, срок окупаемости растянется на 6-12 месяцев.
Сами челноки считают, что челночный бизнес ждут не самые радужные перспективы.
Есть фактор высокой конкурентности со стороны самих китайских и турецких брендов.
Также внесли свою лепту и отечественные современные производители.
Но те, кто занимается бизнесом не первый год, не собираются так легко сдаваться.
Так что челночная торговля еще обязательно будет существовать, но уже не так процветать, как в годы перестройки.
Сейчас мы можем наблюдать постепенную интеграцию челночного бизнеса в сторону традиционной инфраструктуры торговли.
Источник: biznesprost.com