Коммерческая концессия, за рубежом известная как «франшиза» или «франчайзинг» (от англ. franchise – привилегия) – это один самых известных и надежных способов масштабировать бизнес. Зародился он еще в XIX веке в США, а пика популярности достиг к середине XX столетия. И на сегодняшний день остается востребованным по всему миру.
Ирина Резникова
Старший партнер, патентный поверенный № 1947
Пожалуй, самый известный бренд, распространяющийся по франшизе и тем самым завоевавший всемирную популярность – это, конечно, McDonald’s. Но американский ресторанный гигант – далеко не единственный, кто сделал себе имя таким образом. Почти все его прямые конкуренты (Burger King, KFC), компании из других отраслей (IKEA, Auchan, Uber, Adidas, Victoria’s Secret), а теперь и множество российских брендов («Пятерочка», «Теремок», OZON) развивались и развиваются по франчайзинговой модели.
Более того, можно с уверенностью сказать, что большинство транснациональных корпораций работают по франшизе. А краеугольный камень этой модели – специфический тип договора. Так в чем же состоит его привлекательность?
Договор франчайзинга/франшизы (в терминах ст. 1027 ГК РФ «договор коммерческой концессии») – это двустороннее соглашение, по которому одна из сторон (правообладатель, франчайзер) передает другой стороне (пользователю, франчайзи) право использовать свои средства индивидуализации (напр., товарный знак, название, логотип), а также другую интеллектуальную собственность (секреты производства, ноу-хау) и даже деловую репутацию (на Западе известна под термином Goodwill), помогающие пользователю полностью выстроить бизнес по модели, разработанной правообладателем.
В свою очередь, франчайзи осуществляет денежные выплаты франчайзеру, чаще всего двух видов:
Юридическое сопровождение сделок франчайзинга
Проверим и зарегистрируем договор в Роспатенте
Паушальный взнос (от нем. рauschale – «толстый кусок») – единовременная выплата, как правило, производящаяся на самом старте работ и составляющая примерно 10% от общих начальных затрат. По факту это плата за передачу франчайзи основополагающей информации о бизнесе франчайзера: бизнес-бука, бренд-бука, рецептур и технологий и т.д.
Роялти (от англ. royalty – «королевская власть») – регулярная, обычно ежемесячная выплата за использование интеллектуальной собственности франчайзера. Может как высчитываться, исходя из реального ежемесячного оборота франчайзи (2-6%), так и быть фиксированной суммой.
Выгоден такой подход всем: и обеим сторонам договора, и конечным потребителям — клиентам компаний, открытых по франшизе. Судите сами:
– Получает возможность расширить бизнес и продвинуть бренд на новые рынки; – при этом не несет дополнительных затрат, связанных с самостоятельным открытием новых филиалов; – увеличивает пассивный доход | – Начинает бизнес под раскрученным брендом, уже востребованным у покупателей; – получает в свои руки готовые «рецепты успеха» – давно сформировавшееся, надежное понимание того, что и как надо делать – без необходимости самостоятельно набивать шишки | – Могут рассчитывать на высокий уровень обслуживания, задаваемый стандартами франчайзера и общий для всех компаний под его брендом; – покупают товары или услуги по доступным ценам, ведь именно крупному сетевому бизнесу, как правило, удается выстроить логистику наилучшим образом и тем самым заметно снизить цены |
Существенные условия договора
Договор коммерческой концессии относится к группе предпринимательских договоров, т.е. может быть заключен только между субъектами предпринимательской деятельности: юридическими лицами и ИП. Помимо этого, в нем обязательно должен быть учтен ряд условий, без которых соглашение, отраженное в договоре, не может быть признано законным. К этим т.н. «существенным условиям» относится:
- Предмет договора: какие объекты интеллектуальной собственности франчайзер передает франчайзи.
- Объем передаваемых пользователю исключительных прав: где и как он может использовать переданную интеллектуальную собственность.
- Информация о платежах (паушальном взносе, роялти): размер и очередность выплаты правообладателю
- Требование неразглашения конфиденциальной информации, переданной франчайзи, в первую очередь секретов производства.
- Требование обязательного соблюдения стандартов производства товаров и/или оказания услуг, установленных франчайзером.
Также важно отметить, что в российском законодательстве зафиксирована обязательность письменной формы для договоров франшизы. Договоренности, осуществленные в любом другом виде, не могут рассчитывать на признание законности и правовую охрану.
Кроме того, обязательной является и предварительная , посещайте тренинги и нанимая профессиональных сотрудников
Многие франчайзеры несут ответственность за строительство или улучшение пространства, где они будут работать. Франчайзер должен предоставить чертежи, специальные приспособления и вывески, а франчайзи нанимает генерального подрядчика, чтобы построить свое помещение и подготовить его к открытию. Перед началом работы вы должны предложить обучение всем сотрудникам ваших франчайзи. Это поможет освоить им культуру франчайзинговой сети, которую вы организуете.
Шаг 10: Откройте новую франшизу
Наконец, пришло время открыть вашу франшизу для публики. Это еще одна область, где покупка франшизы дает преимущества по сравнению с началом с нуля. При самостоятельном открытии франшизы вы должны организовать рекламную компанию, создать бренд и разработать логотип. Вы также можете начать переговоры с членами деловых сетей. Это поможет распространить информацию о вашем новом учреждении среди влиятельных членов бизнес-сообщества.
Что нужно для продажи франшизы
Поздравляем, вы создали успешную франшизу и теперь готовы к выходу на рынок. Вы можете задаться вопросом: отличается ли продажа франшизы от продажи независимого бизнеса? Что вы можете сделать, чтобы обеспечить успешную продажу? Вот три простых способа успешно продать франшизу:
Шаг 1: Подготовьте франшизу к продаже
Начните с обращения к вашему франчайзеру. Нет никаких оснований сохранять конфиденциальность продажи от вашего франчайзера, который привык к тому, что их франчайзи выходят в какой-то момент. Спросите, могут ли они помочь вам с перепродажей или передачей. Узнайте степень помощи, которую они предлагают. Процесс значительно варьируется от франшизы к франшизе, поэтому не пропустите этот шаг. Задайте своему франчайзеру следующие вопросы:
- Какова ваша плата за перевод, когда я продаю свою франшизу? Сборы должны быть указаны в вашем договоре франшизы. Некоторые франшизы не взимают плату за перевод; другие взимают плату от 60 000 до 3 000 000 рублей.
- Каковы квалификации для покупателя франшизы перепродажи? Ваш франчайзер должен одобрить покупателя, прежде чем вы сможете продать свой бизнес. Квалификации обычно относятся к кредитному баллу, собственному капиталу или опыту.
- Какие правила вы используете для оценки бизнеса? Франчайзеры, как правило, придерживаются основных правил при определении цены продажи — то есть, на какую сумму вашего валового дохода или денежного потока вы сможете продать свою франшизу.
Некоторые франчайзеры могут помочь вам с несколькими элементами продажи. Другие, однако, не хотят участвовать в перепродаже, кроме как одобрить нового франчайзи. Франчайзеры хотят, чтобы вы преуспели в продаже своего бизнеса не только потому, что новый квалифицированный франчайзи в системе может потенциально увеличить доходы (и, следовательно, увеличение платы), но и потому, что они хотят избежать сообщения о закрытой или прекращенной франшизе в пункте 20.
Чем больше франшиз закрываются или не обновляются, тем сложнее для франчайзера продавать новые франшизы. Подготовка также включает в себя получение оценки, корректировку или нормализацию вашей финансовой отчетности и подготовку маркетингового пакета — часто называемого бизнес-резюме или меморандумом о предложении — для вашего бизнеса.
Шаг 2: Выставите франшизу на продажу
Большинство бизнес-брокеров используют онлайн-порталы и собственные проприетарные базы данных для продажи бизнеса. Если ваш франчайзер не продвигает на рынке, бизнес-брокер может сделать это для вас. Брокеры франчайзера не идеальны, потому что они специализируются на продаже новой франшизы, а не существующей или действующей франшизы.
При продаже действующей франшизы в вашем распоряжении два мощных инструмента:
- Отказ от ответственности — если эффективность вашей франшизы ниже среднего или среднего по сравнению с показателями других франшиз, используйте финансовые данные франчайзера, чтобы показать покупателям, что ваша франшиза имеет потенциал для выполнения намного лучше. Франчайзеры, однако, не обязаны раскрывать заявление о доходах.
- Ставки продления, оборота и аннулирования — этот пункт содержит список передач, закрытий и невозобновлений франшизы. Хорошая франшиза имеет высокую скорость обновления и небольшое количество закрытий. Нездоровая система франшиз будет иметь очень большое количество невозобновлений и прекращений бизнеса. Если ваша система исправна, используйте эти данные, чтобы показать покупателю, что ваша франшиза имеет надежную бизнес-модель.
Маркетинг продажи вашего бизнеса варьируется от франшизы к франшизе, следовательно, перепродажи немного сложнее, чем продажа независимого бизнеса.
Шаг 3 — Договоритесь с покупателем и закройте сделку
Как только вы нашли покупателя, который интересуется как вашим бизнесом, так и моделью франшизы, вы можете договориться о цене и начать процесс закрытия. Рассмотрим эти варианты, которые отличают продажу независимого бизнеса от продажи франшизы:
Покупатель должен получить копию всей информации о финансовом состоянии франшизы за 14 дней до переоформления бизнеса. Поскольку вы продаете действующий бизнес, покупатели могут сосредоточиться на вашем конкретном бизнесе, чем на достоинствах модели франшизы. Вы можете предложить покупатели посетить вашу франшизу прежде чем они сделают предложение о покупке.
Процесс варьируется в зависимости от предпочтений и практики франчайзера. Закрытие и переоформление франшизы. Способы закрытия также варьируются от франшизы к франшизе. Большинство франчайзеров предпочитают просто пересмотреть соглашение о покупке и не участвовать в процессе закрытия.
Продажа действующей франшизы имеет более высокий уровень успеха, чем продажа независимого бизнеса, поскольку большинство покупателей высоко ценят поддержку, оказываемую франчайзерами. В отличие от франшиз, большинство независимых предприятий не имеют инфраструктуры и систем, которые делают бизнес привлекательным для покупателей. Более 10000 транзакций и большинство франшиз стоят на 10-20% больше, чем их независимые коллеги. Выполнив описанные выше шаги и наняв опытного бизнес-брокера, вы сможете успешно выйти из бизнеса и продать франшизу.
4 главные ошибки при оформлении франшизы на бизнес
Ошибка No 1: Недооценка затрат
Источник: xn—-8sbcgjdnfczvhfb7cc6c6l.xn--p1ai