«Как работа идет, как план выполняется? Важнейший вопрос», — отметил Владимир Путин.
«У нас вместе с ростом экономики очень неплохо показывают себя поступления по налогам. Уже по итогам 10 месяцев у нас поступления 23 триллиона, что плюс 37 процентов к прошлому году.
Учитывая, что прошлый год аномальный, даже если сравнивать с 2019 годом, то у нас поступления плюс 23 процента, и мы все равно наблюдаем существенный рост. Если говорить о том, как мы видим завершение года, то поступления, по нашим данным, составят 28 триллионов рублей, что плюс семь триллионов рублей. Если обратить внимание на подоходный налог, который в основном у нас очень существенно отражает показатели по зарплате, то у нас рост 17 процентов, а в малом бизнесе рост 20 процентов», — сообщил Даниил Егоров.
«То есть это косвенный показатель роста реальных доходов?» — уточнил Владимир Путин.
«Да, совершенно верно», — сказал Даниил Егоров.
Как государство повышает собираемость налогов?
Принудительное «обеление» бизнеса, автоматическое администрирование НДС, война с «обналом», «убеждение» гендиректоров на комиссиях, объединение сил ФНС и следственных органов при проведении проверок, политика давления на сотрудников под угрозой возбуждения уголовных дел даёт рост собираемости налогов.
Как защитить бизнес-план с первого раза и получить грант на развитие бизнеса? Часть 3.
Налоговикам гораздо легче выявить «существенную» компанию, изучить её окружение и собирать материал, чтобы иметь возможность атаковать самое уязвимое в любом бизнесе – бенефициара и его личные активы.
Как защитить бизнес от неподъемных налоговых доначислений, а гендиректоров и бенефициаров от субсидиарной ответственности?
Комментирует
Светлана Мишукова
Партнер Консалтинговой Группы ЭТАЛОН, юрист налоговой практики с 20-летним стажем
Некоторые факты:
- C 1 июля 2021 года ИФНС могут чаще назначать повторные выездные налоговые проверки.
- C 1 июля 2021 года расширен список оснований для аннулирования налоговой отчетности. В ряде случаях отчетность будет считаться не представленной с применением соответствующих штрафных санкций и приостановлением операций по счету.
- Наличие налоговой оговорки в договоре с контрагентом не защитит от налоговых претензий и может расцениваться налоговым органом как осведомленность налогоплательщика о техническом характере его контрагента
- Работа с фирмами-однодневками и искусственное дробление бизнеса свидетельствует о виновных действиях налогоплательщика по уклонению от уплаты налогов
- Доначисления по результатам налоговой проверки сейчас фактически являются доказательством вины гендиректора (контролирующего должника лица) и основанием для привлечения директора к субсидиарной ответственности по долгам компании.
Что делать руководителям и бенефициарам в этой ситуации?
Общие рекомендации:
- Регулярно получайте почту по юридическому адресу и адресу регистрации гендиректора и бенефициаров.
- Обязательно проводите проверку контрагента перед заключением договора.
- Формируйте пакет документов по работе с контрагентом.
- Проводите анализ и оценку налоговых рисков до совершения сделки.
- Исключите из структуры бизнеса лишние компании и «случайных» людей.
Важные рекомендации:
Как защитить бизнес от силовиков (государства)/размышления юриста
- Организуйте в своём бизнесе работу по налоговому комплаенсу.
Налоговый комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований налогового законодательства и на предупреждение его нарушений.
Простым языком: в любой фирме должно быть ответственное лицо, отвечающее в режиме «реального времени» за организацию налоговой безопасности бизнеса, контролирующих лиц и бенефициаров.
«У нас очень хороший главный бухгалтер (финансовый директор) и он этим занимается» — именно так говорит обычно ген. директор фирмы с оборотом до 1 млрд руб. в год, когда мы спрашиваем его о текущем статусе налоговой защиты его бизнеса. Самое интересное, что главный бухгалтер обычно не знает о такой задаче, т.к. выполнение такой задачи предполагает знание налогового законодательства, судебной практики по налоговым спорам, сопровождение сотрудников на допросах в налоговых органах и т.д. Всё это относится к компетенциям специализированного налогового юриста, которого могут себе позволить в штате фирмы с оборотом от 2-3 млрд руб. (тут самое время подумать, не это ли является одной из причин роста собираемости налогов на 37%).
- Подготовьте свой бизнес к налоговой проверке.
Это ежедневная, долгая и кропотливая работа всей организации и налоговых консультантов.
Если не подготовиться к налоговой проверке до начала допросов сотрудников и активных действий налоговой, то защитить бизнес от огромных доначислений будет очень сложно или просто невозможно.
Что будет, если не готовиться?
Платить штрафы и доначисления, или контролирующих лиц компании привлекут к субсидиарной ответственности по долгам бизнеса и они потеряют всё свое имущество, кроме наличных денег (а деньги сейчас принято держать в недвижимости и депозитах).
Возможности налоговых юристов КГ ЭТАЛОН:
- Проведём конфиденциальную 3-х часовую встречу руководства и финансистов Вашего бизнеса с налоговым юристом для обсуждения правоприменительной налоговой практики и выявлением уязвимых мест именно Вашего бизнеса — 18 тыс. руб.
Примечание: Почему мы не проводим вебинары и прочие «налоговые интенсивы»? Мы уважаем коллег, которые помогают бизнесу в такой форме, но считаем этот вид правовой помощи конкретному бизнесу малоэффективным – нужна кропотливая работа с учётом специфики конкретной отрасли, конфигурации собственников, системы документооборота, количества контрагентов и т.д. Всех этих факторов ни один семинар или «интенсив» учесть не может.
- Организуем налоговый комплаенс в Вашем бизнесе;
- Разработаем регламент проведения проверки контрагентов;
- Проанализируем требования налогового органа о предоставлении пояснения, документов, информации и дадим рекомендации по его исполнению;
- Подготовим и сопроводим руководителя или сотрудника на допросе в налоговом органе или даче свидетельских показаний;
- Объясним, что значит любой документ, полученный Вами из налоговых или правоохранительных органов.
- Проанализируем ситуацию при принятии управленческого решения для предотвращения негативных налоговых последствий;
- Подготовим практические рекомендации по минимизации налоговых рисков бизнеса и исключения перспектив уголовного преследования гендиректора и бенефициаров;
- Сопроводим налоговую проверку, подготовим возражения по акту, обжалуем решения ИФНС в вышестоящую инстанцию и защитим Ваши интересы в суде.
Хочу обсудить с юристом свою ситуацию
Отправьте заявку и наш специалист свяжется с Вами в течение 20 минут.
Источник: www.etalon-cons.ru
Как защитить бизнес от претензий налоговиков в 2022 году
Государству нужно перестать сравнивать налоговые системы России и стран Запада, так как это дает ложную, искаженную информацию. Систему налогообложения в РФ нужно сравнивать с Казахстаном, Узбекистаном и другими развивающимися странами. Сегодняшнее положение, когда нашу налоговую систему сравнивают с США или ФРГ, приводит к тому, что отпадает надобность в развитии налоговой системы и экономики. Налогоплательщики не очень адекватно начинают оценивать свои налоговые возможности.


Государству нужно перестать сравнивать налоговые системы России и стран Запада, так как это дает ложную, искаженную информацию. Систему налогообложения в РФ нужно сравнивать с Казахстаном, Узбекистаном и другими развивающимися странами. Сегодняшнее положение, когда нашу налоговую систему сравнивают с США или ФРГ, приводит к тому, что отпадает надобность в развитии налоговой системы и экономики. Налогоплательщики не очень адекватно начинают оценивать свои налоговые возможности.
Ошибки налогоплательщика во время ВНП и при истребовании документов
Основное упущение налогоплательщиков — отсутствие налогового консультанта при принятии ключевых решений.
Нужно запомнить главное — чудес не бывает. Если кто-то вам обещает решить проблемы в налоговой, либо инспектор успокаивает вас, что нечего бояться, то таким обещаниям верить нельзя. Так как все действия налоговых инспекций и налогоплательщиков регламентированы, то в первую очередь нужно следовать процедуре, описанной в НК.
Например, если вам вручен акт выездной налоговой проверки, то необходимо обратится к налоговому юристу (консультанту), чтобы все шло согласно процедуре:
- Ознакомление с материалами налоговой проверки.
- Написание возражений.
- Рассмотрение возражений.
- Вынесение решения о продлении рассмотрения возражений.
- Вынесение решения о дополнительных мероприятиях.
- Акт по дополнительным мероприятиям.
- Возражения по дополнительным мероприятиям.
- Рассмотрение возражений по дополнительным мероприятиям.
- Вынесения решения по выездной налоговой проверке и т. д.
Только налоговый специалист сможет зафиксировать нарушения при данных мероприятиях налогового контроля, чтобы потом можно было оспорить решение по процедурным вопросам.
Обжаловать сразу действия налоговиков в ходе ВНП бесполезно с точки зрения результата. Но это имеет смысл, если налогоплательщик хочет потянуть время. Как правило, налоговый орган не выносит решение в тот момент, когда налогоплательщик обжалует в судебном порядке его действия. А результат такого обжалования будет таким:
«оценка существенности допущенных налоговым органом нарушений процедуры проведения проверки имеет значение при оспаривании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, поскольку именно установление факта наличия либо отсутствия данных обстоятельств влияет на вывод о законности или незаконности решения налогового органа».
Определение ВС по делу № 305-ЭС20-15614 от 26.10.2020 года. Представителем налогоплательщика был Илларионов А.В.
Таким образом, процедурные моменты по ВНП обжалуются вместе с решением по выездной налоговой проверке.
Для нормального прохождения проверки, также разумно привлекать налогового юриста, чтобы был составлен регламент отбора ключевых контрагентов, изложена версия заключения договоров по спорным сделкам, подготовлены свидетели и т.д.
Еще один момент. В письме ФНС от 2 декабря 2021 № ЕА-4-15/16838 перечислены следующие нарушения, в рамках ст. 31 НК:
- направление уведомлений с целью истребования у налогоплательщиков документов;
- в уведомлениях содержится требование налоговых органов представить уточненные налоговые декларации (расчеты), в связи с выявленными налоговыми органами ошибками (противоречиями, несоответствиями) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах);
- отсутствие в уведомлениях подробного описания оснований вызова;
- вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Таким образом, налоговыми органами до сих пор нарушается порядок истребования документов, предусмотренный статьями 93, 93.1 НК, а также подменяются мероприятия налогового контроля, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 НК, но это не значит, что вы можете не отвечать на требования или вызовы налогового органа. Вы должны подготовить письменный ответ и указать налоговой инспекции на нарушение ваших прав.
Легальные способы оптимизации
1. Некоторые налогоплательщики, видя, что оборотных средств не хватает, подменяют в договоре аванс задатком. Ведь задаток, в отличии от аванса, не облагается НДС. Аналогичная ситуация возможна, когда налогоплательщик не хочет выходить за пределы лимита выручки по УСН (в 2021 году лимит выручки равен 206,4 млн рублей) и также заменяет аванс на задаток.
Но дело в том, что задаток нужно очень грамотно оформить — как обеспечение обязательства, а не аванс. Иначе можно нарваться на серьезные неприятности.
Поэтому, при оформлении такой сделки необходимо обратится к налоговому юристу, иначе есть риск, что такие действия признают схемой для уклонения от налогов. Кроме сделки по задатку необходимо также документально оформить первичное обязательство, по которому будет выдан этот задаток.
2. Казалось бы, ст. 260 НК ясно гласит:
«Расходы на ремонт основных средств и иного имущества, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.»
Однако, Верховный суд сделал неожиданный вывод, что для отнесения расходов на ремонт основных средств, используемых для производственной деятельности, к косвенным расходам требуется дополнительное экономическое обоснование.
Верховный суд в своем определении от 30 сентября 2021 по делу № 307-ЭС21-13032 указал, что учитывая специфику производственной деятельности общества, спорные ремонтные работы, связанные с поддержанием оборудования и основных средств в работоспособном состоянии, отнесенные к основному производству, входят в состав материальных затрат и используются при формировании себестоимости продукции. Таким образом, Верховный суд согласился с выводом налоговой о том, что включение затрат на ремонт производственных основных средств в состав косвенных расходов не соответствует требованиям статьи 318 НК.
Остается только надеяться, что данный вывод ВС РФ в дальнейшем будет пересмотрен.
Чтобы избежать таких споров, налогоплательщикам можно посоветовать создавать резерв на ремонт основных средств в соответствии со ст. 324 НК. Создание такого резерва должно быть предусмотрено учетной политикой для целей налогообложения.
3. Для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль также разумно создавать резерв по сомнительной дебиторской задолженности. Это позволит не только уменьшить налог на прибыль, но и избежать споров о списании просроченной дебиторской задолженности за пределами трех лет. Так как позиция судов по данному вопросу неоднократно менялась.
4. В конце 2021 года были опубликованы Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год. Предприятиям необходимо проверить, не попала ли их недвижимость случайно в данный Перечень. Мой клиент, уже не в первый раз сталкивается с такой ситуацией, что его здание заводоуправления попадает в вышеуказанный Перечень.
А теперь на практике
Ситуация: здание заводоуправления было включено Правительством Москвы в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020-2021 гг.
Указанное здание расположено на земельном участке, имеющего вид разрешённого использования — «эксплуатация здания завода по выпуску химической продукции».
Позиция Правительства Москвы: здание включено в оспариваемый Перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций», исходя из критерия его фактического использования на основании акта обследования фактического использования здания.
В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется:
- фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения;
- фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составлен акт обследования фактического использования здания, из которого следует, что 92% площади здания используется для размещения офисов, 8% — для целей промышленности и производства. В акте содержится вывод, что здание фактически используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Позиция предприятия: вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, здание не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций», в связи с чем не подлежало включению в Перечень по названным признакам.
Решения суда: в ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорное нежилое здание является заводоуправлением, в помещениях здания размещены административные службы акционерного общества, в частности:
- на первом этаже: актовый зал, помещения большого и малого обеденного зала для сотрудников предприятия, банкетный зал, склад технических изделий, производство кондитерских изделий;
- на втором этаже: приемная генерального директора, архив отдела кадров, отдел обеспечения и складского хозяйства, отдел продаж и маркетинга, технический директор, финансово-экономический отдел, конференц-зал.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор Госинспекции по недвижимости не смог вспомнить, выходил ли он на объект в октябре 2019 года, при этом подтвердив, что при обследовании здания в мае 2019 года в спорном здании размещались службы завода.
При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать акт обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы фактического использования здания и нежилых помещений ненадлежащим доказательством, так как содержащиеся в нем сведения и заключение не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При этом суд обращает внимание на то, что спорное здание ранее неоднократно исключалось из аналогичных Перечней за предыдущие периоды решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах спорное здание на основании названного акта нельзя признать офисным центром по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса, поскольку акт не подтверждает факт использования более 20% площади здания для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.
Решение суда отражено в Решении Мосгорсуда по административному делу № 3а-2348/2021 от 30 сентября 2021 года.
Комментарий: проверяйте Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, не попала ли туда Ваша недвижимость и на сколько цена, указанная в кадастровой стоимости соответствует рыночной.
5. Дело № 305-ЭС21-18005, определение ВС от 15 декабря 2021 года
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда (постановления от 28.03.2000 № 5-П, от 17.03.2009 № 5-П, от 22.06.2009 № 10-П, определение от 27.02.2018 № 526-О и др.), налоговые органы не освобождаются от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, что исключало бы возможность вменения ему налога в размере большем, чем это установлено законом.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, включающий мероприятия по пресечению злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, осуществляется налоговыми органами в рамках полномочий, предоставленных им федеральным законодателем.
На необходимость определения объема прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции, также указано в пункте 7 постановления Пленума ВС № 53. Применительно к операциям налогоплательщика, совершенным с использованием «технических» компаний это означает, что возможность применения «налоговой реконструкции», в том числе в условиях действия статьи 54.1 НК, определяется не формальными, а материальными условиями — установлением по результатам налоговой проверки, в том числе при содействии самого налогоплательщика.
Принимая во внимание изложенное, противодействие злоупотреблениям в сфере налогообложения не должно приводить к определению налоговой обязанности в относительно более высоком размере — превышающем потери казны от неуплаты налогов, возникшие на той или иной стадии обращения товаров (работ, услуг), приобретенных налогоплательщиком. Иное означало бы применение санкции, что выходит за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности и равенства налогообложения.
Если в цепочку поставки товаров включены «технические» компании, и в распоряжении налогового органа имеются сведения и доказательства, в том числе раскрытые налогоплательщиком — покупателем, позволяющие установить лицо, которое действовало в рамках легального хозяйственного оборота (осуществило фактическое исполнение по сделке с товаром и уплатило причитавшиеся при ее исполнении суммы налогов), то необоснованной налоговой выгодой покупателя может быть признана та часть расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль организаций, и примененных им налоговых вычетов по НДС, которая приходится на наценку, добавленную «техническими» компаниями.
Из-за отсутствия точного механизма по применению налоговой реконструкции, налоговая реконструкция вряд ли будет носить массовый характер. Для применения налоговой реконструкции, налогоплательщик сам должен будет указать на легального производителя товаров, а вероятная возможность применения налоговой реконструкции по услугам и работам, на мой взгляд, является очень низкой.
А. В. Илларионов, руководитель налоговой практики компании «Юрлов и партнеры»
- #налоговая проверка
- #судебная практика
- #налоговый консультант
- #судебная практика по налоговым спорам
- #налоговая реконструкция
- #Андрей Илларионов
Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно здесь.
Источник: www.klerk.ru
Как Указ № 618 защитит российский бизнес?

События 2022 года вынудили правительство крепко задуматься над тем, как выстраивать взаимоотношения государства с иностранными резидентами, если они, например, входят в состав участников компаний. Так, в сентябре Президент подписал Указ № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами», который усложняет процедуру ухода иностранных компаний с российского рынка
Яна Шишкина
Банковское обозрение
Согласно содержанию Указа, сферой его регулирования является порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности. Исходя из буквального толкования Указ устанавливает особый порядок осуществления (исполнения) всех без исключения сделок (операций) с долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, одним из участником которых является лицо из иностранных государств, совершающих недружественные действия, а именно:
- иностранное лицо, связанное с недружественными России государствами;
- лицо, которое находится под контролем иностранных лиц, связанных с недружественными России государствами (не имеет значения место регистрации или место преимущественного ведения хозяйственной деятельности).
