Представленная система взглядов отражает отношение к бизнесу как к общественно-полезной деятельности его участников, осуществляющих ее в рамках личной инициативы по производству товаров и услуг на благо всего социума.
Характерными чертами бизнеса при подобном подходе являются следующие:
- • целесообразные действия по достижению желаемого результата;
- • общественно значимое производство;
- • создание новых рабочих мест;
- • системообразующая база национальной экономики.
Основные положения позитивной концепции бизнеса отражены
в следующей схеме (рис. 3.1).
Безусловно, каждое из представленных шести положений содержит определенные допущения.
- 1) Современная экономическая теория констатирует, что предприниматели исходят не из общественных, а из личных интересов, это в конечном итоге приводит к обогащению одних и к обнищанию других.
- 2) Предприниматели, как правило, не принимают во внимание интересы всех участников деловой среды. Даже осуществляя благотворительную, социальную деятельность, они прежде всего заботятся о привлекательности своего бизнес-имиджа, о привлечении новых клиентов и партнеров.
Рис. 3.1. Основные положения позитивной концепции бизнеса
- 3) Оплата труда сотрудников побуждает предпринимателей к производству нужных обществу товаров и услуг, однако в той мере, в какой это им выгодно.
- 4) Развитое предпринимательство — неотъемлемая часть экономических систем развитых стран, оно способствует техническому, культурному, научному прогрессу и внедрению инноваций. Несмотря на циклическое развитие современной экономики именно благодаря предпринимательству сохраняется тенденция экономического роста.
- 5) Позитивное отношение к бизнесу является абстрактным, так как конкретный бизнес порождает конфликты с другими компаниями, конкуренция конфликтна сама по себе.
- 6) Позитивная концепция бизнеса отражает реалии современного мира, так как все члены общества так или иначе вовлечены в функционирование бизнес-среды — в качестве потребителей, партнеров, наемных работников, самих предпринимателей и т.д. Позитивная концепция бизнеса лежит в основе таких направлений, как теории общества всеобщего благосостояния и государства всеобщего благоденствия. В соответствии с этими теориями социальная гармония общества достигается с помощью справедливого распределения благ между его членами. Роль государства заключается в том, чтобы путем реформирования и активной фискальной политики добиться социального равенства. Сторонниками такого подхода выступили Дж.М. Кларк, Дж. Гэлбрейт, М. Редер, А. Коул, Н. Кэлдор, Г. Мюрдаль. Многие положения позитивной концепции бизнеса соответствуют истине. Ряд российских авторов характеризуют эту концепцию как «романтическую». Именно она лежала в основе программ трансформации российской экономики начала 1990-х гг., но ее сторонники проявляли определенную близорукость, веру в бескорыстие предпринимателей и бесконфликтность деловых отношений. Выжить, опираясь только на общественные интересы, в условиях конкуренции бизнес не может. Следовательно, стремление только к достижению целей — залог успешного бизнеса. Более того, при рациональной политике государства «корыстный» бизнес — это единственная сила, способная двигать общество вперед.
Источник: bstudy.net
Концепции бизнеса. Субъекты бизнеса. Деловые интересы в бизнесе
Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего- либо. Существует три основные концепции бизнеса: позитивная, критическая, прагматическая.
Критическая концепция. Эта концепция бизнеса исходит из того, что бизнес — это деятельность людей, направленная на получение доходов или прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приёмы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям. Можно выделить следующие составляющие второго (критического) подхода к толкованию бизнеса:
· бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;
· бизнес — это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;
· бизнес — это нежелательный компонент жизни людей в целом, рассадник криминогенных процессов;
· бизнес — исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.
Критическая концепция абсолютизировала и абсолютизирует противоречия, присущие экономике. Их трактовка велась и ведется с позиции якобы имеющей место безысходности данных противоречий.
Прагматическая концепция. Сущность прагматической концепции, состоит в том, что бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах. В целом можно выделить следующие составляющие этого подхода:
· бизнес — это необходимый и неизбежный компонент жизни людейв целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к извлечению доходов, с другой – стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;
· бизнес — это противоречивое явление, но эти противоречия, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем служат источником развития экономики и не имеют абсолютно разрушительного характера (в конечном итоге конкуренция интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей);
· бизнес — это исторически-непреходящее явление.
Прагматическая концепция в отличие от предшествующих, не идеализирует ни настоящее, ни будущее. Существование бизнеса в человеческом обществе обусловлено, прежде всего, ограниченностью материальных благ, необходимых для воспроизводства жизни человека, а также специфическими чертами, присущими человеку от природы.
Позитивная | Критическая | Прагматическая | |
Цель бизнеса | Всеобщее благо | Корысть бизнесменов | Удовлетворение потребностей участников |
Осуществляется в интересах | Всего общества | Бизнесменов | И бизнесменов, и общества |
Явление | Непротиворечивое | Нежелательное в жизни общества | Противоречивое |
Субъект в бизнесе — это лицо, принимающее активное участие в деловых отношениях. Оно является носителем прав и ответственности. В современном бизнесе все его субъекты связаны системой обмена благами. современная система бизнеса объединяет следующих субъектов.
Предприниматели, которые ведут разного рода деятельность с целью удовлетворения эгоистических и общественных интересов, — это непосредственные организаторы деловых отношений, они составляют фундамент бизнеса.
Наемные работники непосредственно создают блага, процесс производства которых организован предпринимателем. Наемные работники осуществляют свою деятельность на возмездной основе, получая от бизнесмена заработную плату. Кроме того, к данной категории можно отнести и безработных, но ведущих активный поиск работы, поскольку они являются участниками рынка труда.
Государственные структуры являются регуляторами деловых отношений. Они воздействуют на всех участников бизнеса при помощи различных экономических механизмов.
Потребители фактически объединяют все предыдущие группы, поскольку и предприниматель, и наемный работник, и государственный служащий, являясь участником предпринимательской (как организатор либо наемный сотрудник) или государственной структуры, создает спрос на потребительском рынке для удовлетворения своих личных потребностей, т.е. выступает как индивидуальный потребитель.
Кроме того, существуют пассивные субъекты бизнеса, которые, образуя спрос на различные блага, не создают предложения ни на одном рынке. Эта группа образована экономически пассивными слоями населения: пенсионерами, безработными, детьми и др. Они, как правило, находятся на содержании других лиц или организаций, активно участвующих в деловых отношениях.
Каждый человек вступает в деловые отношения под воздействием экономических интересов. Они обусловлены различными потребностями личности. В свою очередь, совокупность экономических интересов определяет цели, которые ставит перед собой каждый участник сделки. Существует два типа таких целей:
1. обеспечение наиболее выгодного личного положения;
2. обеспечение общества товарами и услугами, в которых оно нуждается.
Источник: studopedia.info
Позитивная концепция
Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.
На основе такой концепции в разные времена возникали ненаучные теории вроде «Общества всеобщего благосостояния», «Государства всеобщего благоденствия», которые пытались объяснить экономические процессы с позиции их, якобы имевшей место, бесконфликтности. Экономисты, заслужившие мировую известность, такие как Дж.М. Кларк, Дж.
Гэлбрейт, М.Редер (США), А. Коул, Н.Кэлдор (Великобритания), Г. Мюрдаль (Швеция) и многие другие, отмечали, что «Капитализм» трансформировался. Одним из направлений этой трансформации стало изменение функций капиталистического государства, деятельность которого направлена главным образом на то, чтобы обеспечить «благосостояние для всех». Благосостояние для всех, согласно этим представлениям, достигается с помощью справедливого распределения жизненных благ между членами общества. Поэтому главным элементом в содержании теории «Государства всеобщего благоденствия» считается деятельность государства по распределению богатств и установлению равенства с помощью реформ в сферах социального страхования, налогового обложения, трудового законодательства, занятости, заработной платы, цен. Основой «трансформации» отношения к народному благосостоянию признается «осознание» государством ответственности перед членами общества.
Источник: studwood.net