Какие моральные обязанности бизнеса вы знаете

Тема 15. Этика предпринимательства и делового общения

Этика предпринимателя. Привлекательный имидж предпринимателя. Предприимчивость и экономическое мышление предпринимателя. Влияние личностных качеств на общение. Проведение деловых совещаний и собраний. Этика деловых бесед и переводов. Культура деловой переписки.

Культура телефонного общения. Особенности американской и японской психологии предпринимательства Этика- это система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг другу и обществу в целом. Различают корпоративную ,предпринимательскую и другие виды этики.

Предпринимательская этика- деловая этика, основанная на открытости, честности, верности слову, уважением законов, умении вести бизнес. Этические нормы поведения фирмы во взаимоотношениях с государством, покупателями, поставщиками, работниками изучает корпоративная этика.

Профессиональная этика отражает особенности нравственного создания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Предпринимательство в складывающейся в Казахстане ситуации во многом сопряжено с желанием тех, кто им занимается, выжить, не потеряется в непростых условиях. Речь идет о поиске людьми, которые занимающейся структуре и системе экономических отношений. Если говорить о предпринимательстве как профессиональной деятельности, необходимо иметь в виду, что такая деятельность предполагает наличие определенных качеств: — одержимость идей; уверенность в себе; способность подобрать нужную команду; коммуникабельность. Предпринимательство- это прежде всего самостоятельность и ответственность, причем не всегда предполагающая обладание каким-то значительными материальными и финансовыми ресурсами.

Почему важно сдерживать обязательства перед клиентом? Михаил Дашкиев Деталь БМ

Рекомендуемые материалы

Колебания линейной системы с одной степенью свободы

Теоретическая механика

500 290 руб.

Домашнее задание (Вариант № 9) — Макроэкономика

Приложение определенного интеграла

Математический анализ

399 290 руб.

Задачи по кредитам, процентным ставкам

Деньги и кредит

П. В. Папырин — Лекции — Экономика РКО

Экономика ракетно-космической отрасли (РКО)

400 299 руб.

ДЗ №1 — Основы рационального поведения потребителя

Поделитесь ссылкой:

Рекомендуемые лекции

  • 1 Хозяйственное право и хозяйственное законодательство
  • 6 Противоэпилептические и противопаркинсонические средства
  • 13 Взаимодействие президента с органами государственного управления в сфере правотворчества
  • 20 Взаимосвязь дидактических принципов
  • 31. Персей

Свежие статьи

Обзор программы Экранная Студия. Как записать видео с экрана

Обзор программы Экранная Студия. Как записать видео с экрана

Как и где студенту составить резюме?

Владимир Тарасов | Гений философии бизнеса | Fedoriv Vlog

Как и где студенту составить резюме?

Правила оформления презентации для студентов в 2023 году

Правила оформления презентации для студентов в 2023 году

С Новым 2023 годом!

С Новым 2023 годом!

Как студенту выбрать ноутбук и принтер?

Как студенту выбрать ноутбук и принтер?

Источник: studizba.com

Моральные обязанности корпорации

Моральные обязанности корпораций проистекают как из самой природы корпорации, так и общества и подразумеваемого соглашения между ними. Первая обязанность гласит: «не навреди». Это общая обязанность, возлагаемая и на отдельных лиц, и на корпорации. Иногда ее называют «нравственным минимумом», обязательным для любой корпорации.

Вред, которого следует избегать, — это, прежде всего вред, причиняемый людям, коих следует уважать и относиться к ним как к самоценности. Это всеобъемлющая обязанность, которая распространяется на все направления деятельности корпорации.

Она оказывает влияние на характер отношений корпораций со своим персоналом, населением, где размещаются предприятия корпораций, с клиентами, с обществом в целом. Вторая их общая обязанность проистекает из природы системы свободного предпринимательства, в которой функционирует корпорация.

Корпорация зависит от целостности, от гармоничности системы, и, следовательно, на ней лежит моральная обязанность не подрывать свободу и ценности системы. Это также охватывает многие стороны деятельности корпорации — от обязанности не допускать взяточничества до обязанности не участвовать в монополистической практике, ибо оба эти отрицательные явления подрывают систему свободной конкуренции.

Третья общая обязанность корпорации — соблюдать честность в выполнении заключаемых контрактов. Честность соблюдения контрактов очень важна для сохранения жизнеспособности системы. Без соблюдения честности контракты просто не будут заключаться или не будут возобновляться.

Нечестные контракты влекут за собой неэффективные и непроизводительные трансакционные издержки, с помощью которых каждая из сторон будет пытаться оградить себя от последствий ожидаемой несправедливости. Альтернатива принудительного навязывания сделки влечет за собой подрыв долгосрочных сделок, поскольку стороны, считающие себя несправедливо ущемленными, принимают все доступные им меры, чтобы противостоять несправедливости или прекратить действие сделки.

Честность охватывает широкий круг проблем — от справедливой компенсации ущерба, правдивости рекламы до обеспечения высокого качества предлагаемых товаров или услуг. Четвертая общая обязанность состоит в соблюдении свободно заключаемых контрактов.

Чтобы функционировать эффективно и производительно, стороны, заключившие контракт, должны иметь возможность рассчитывать на надежность своих контрагентов, они должны быть уверены в том, что обязательства, предусмотренные в контракте, будут контрагентами соблюдены. Система свободного предпринимательства включает в себя в качестве необходимого компонента законы о принудительном выполнении контрактов. Но правовое принуждение должно лишь подкреплять, но не заменять собою этическое соблюдение контрактов. Эти четыре общие обязанности проистекают из самой системы свободного предпринимательства.

Моральная ответственность руководства корпорации

Корпорации представляют собой результат свободных соглашений, хотя большинство их собственников и не знает, что именно делает администрация. Собственники покупают акции, заведомо зная, что они не смогут контролировать корпорацию, и твердо зная, что они либо получат выгоду, либо понесут потери в зависимости от того, насколько эффективно администрация будет вести дела корпорации.

Акционерам известно, что корпорации могут быть предъявлены судебные иски, они знают, что она может получать прибыль или нести убытки, и они в общем плане знают, как это происходит. Акционеры сознательно решают вложить в нее деньги, и они понимают, с чем это связано.

Держатели акций корпорации юридически представлены советом директоров, в чью обязанность входит, в числе всего прочего, заботиться об интересах акционеров. Совет директоров осуществляет надзор за деятельностью администрации.

Менеджмент имеет своей задачей так организовать деятельность корпорации, чтобы она могла реализовать свою цель, а именно производить и продавать свою продукцию и в результате получать прибыль. В крупной корпорации ответственность за то, что корпорация делает, так же как и за ее провалы, ложится в конечном счете на ее правление, на совет директоров.

Читайте также:  Самса как бизнес выгодно или нет

Члены совета директоров являются законными контролерами деятельности аппарата управления корпорации. Члены совета директоров отвечают перед держателями акций за подбор честных, энергичных менеджеров и особенно за выбор президента корпорации. Они могут также отвечать за подбор первого вице-президента (распорядителя) и других вице-президентов.

Они морально ответственны за весь стиль корпорации и за главные направления ее стратегии; они могут установить нравственную атмосферу, но могут также закрыть глаза на аморальные методы деятельности. Они могут и должны следить за тем, чтобы компанией управляли честно и чтобы менеджмент не игнорировал интересы акционеров, а отстаивал их.

Члены совета директоров должны также утверждать основные решения о стратегии корпорации и отвечать за ее общее благополучие. Члены правления морально ответственны за принимаемые ими решения, так же как за решения, которые следовало принять, но которые приняты не были.

Чтобы эффективно выполнять свою роль в качестве защитников интересов держателей акций и в качестве лиц, оценивающих практическую деятельность менеджмента корпорации, они должны быть отделены от ее управленческого аппарата. Члены совета директоров не могут сохранять объективность в оценке деятельности менеджеров, если они сами одновременно входят в состав управляющих.

Например, если посты президента и председателя совета директоров сочетаются в одном лице, едва ли можно ожидать, что правление окажется достаточно объективным в своих отношениях с менеджментом корпорации. Нельзя также рассчитывать на беспристрастную оценку деятельности управляющих, когда состав совета директоров формируется из людей, назначаемых или рекомендуемых менеджментом на основе взаимных связей.

Вместе с тем мы не можем рассчитывать на эффективное выполнение советом директоров своих функций, если управленческий аппарат не информирует его о своей практической деятельности, если совет не имеет доступа ко всей необходимой ему информации и если его члены не располагают временем для изучения того, что подлежит рассмотрению. Возрастающие масштабы слияний корпораций создают особые проблемы для советов директоров.

Но какие бы сложные ситуации ни возникали, совет директоров морально и юридически несет ответственность за интересы акционеров и обязан противостоять искушению руководствоваться личными интересами и личной выгодой, которые могли бы причинить ущерб держателям акций. Менеджмент несет ответственность перед советом директоров.

Он должен информировать совет о своих действиях, о принимаемых решениях и о предстоящих решениях, о финансовом положении фирмы, о ее успехах и неудачах и т. п. Менеджмент посредством совета, отвечает и перед держателями акций. Он несет перед акционерами ответственность за честное и эффективное управление фирмой.

Менеджмент морально не отвечает за максимизацию прибыли, за увеличение стоимости капитала компании или за обеспечение более высокого квартального объема продаж продукции или более высокого уровня прибыли. Хотя все это вполне разумные задачи, решать которые менеджеры должны стремиться, акционеры не вправе требовать их выполнения; если менеджмент действует насколько возможно успешно в рамках своих установленных моральных и юридических правил, его, строго говоря, нельзя обвинить в невыполнении указанных задач.

Если менеджеры не справляются с таким объемом производства, какой совет директоров считает необходимым, их могут уволить или заменить. Но это не имеет ничего общего с выполнением или несоблюдением ими своих моральных обязанностей. Акционеры знают, что стоимость активов корпорации может как возрасти, так и сократиться и что размер прибыли может увеличиться или уменьшиться.

Они также должны знать, что задача максимизации прибыли не может в моральном плане оказаться выше соблюдения фирмой своих нравственных и юридических обязанностей. Хотя акционеры и могут желать получения прибыли в кратчайшие сроки, они не вправе этого требовать, а менеджеры должны управлять фирмой, имея в виду обеспечение ее выгод как в долгосрочном, так и в краткосрочном плане.

Менеджмент отвечает за создание в фирме атмосферы нравственности. Если высшие управляющие не требуют этического поведения персонала, если не наказывают работников за неэтическое поведение и не поощряют этическое поведение, корпорация в целом станет функционировать, абстрагируясь от моральных критериев. Менеджмент несет ответственность также и перед рабочими.

Он и нанимает их и обеспечивает им надлежащие условия труда. При найме рабочих администрация обязана придерживаться принципов, которые получили название «справедливые методы найма».

Эти принципы включают условия справедливости и недопустимости дискриминации при найме по расовой принадлежности, полу, религии, по другим признакам, не имеющим отношения к самому содержанию работы. Когда рабочий уже нанят, должно действовать постоянное обязательство соблюдать справедливость в оценке его труда, справедливость в продвижении по квалификационным разрядам, справедливость в обращении с ним. Это все моральные вопросы, которые могут быть включены или не включены в контракты, но которые само собой разумеются при найме на работу одного человека другим человеком. Аморально со стороны администрации игнорировать существование опасных условий труда. Например, администрация не вправе подвергать рабочих опасности, не установив там, где это необходимо, ограждения вокруг машин, способных нанести рабочим увечья; она обязана обеспечивать рабочих защитными очками там, где попадание в глаза осколков или стружки может привести к слепоте и т.п.

Источник: studfile.net

Бизнес может быть моральным, но вряд ли конфессиональным.

От философии бизнеса предлагаю плавно перекинуть мостик к вопросам духовности и деловой этики. Это стало темой для интервью порталу «ОПОРА-Созидание». Кто не знает, ОПОРА — это общественная организация, которая отстаивает интересы малого и среднего бизнеса Честно говоря, не часто приходится рассуждать о проблемах предпринимательства в таком ключе.
Интересно ваше мнение по сути поднятых вопросов. Совместимы ли, на ваш взгляд, принципы морали и православия с бизнесом?

Читайте также:  Бизнес на козьем молоке в домашних условиях

Роман Авдеев: «В самом по себе бизнесе ничего морального нет»

В Международный день защиты детей мы побеседовали о моральной ответственности бизнесмена с одним из самых известных отцов в России, который воспитывает 20 детей, владельцем Московского кредитного банка Романом Авдеевым.

Роман Иванович Авдеев — известный бизнесмен, бенефициар Московского кредитного банка, входит в топ-100 Богатейших бизнесменов России — 2012 по версии Forbes.

Родился 17 июля 1967 года в городе Одинцово Московской области. После десятого класса поступил в Московский энергетический институт, но уже после второго курса был призван в армию. К техническому образованию вернулся позднее и окончил Липецкий государственный технический университет (1996 г.) До этого изучил «Практический курс банковского дела» при Московском Международном Университете Бизнеса и Информационных технологий (1994 г.)

Собственным бизнесом начал заниматься еще будучи студентом: организовал производство и продажу телевизионных декодеров, потом возил компьютеры из-за границы. В 1994 году на средства из торговых операций приобрел Московский кредитный банк — по сути, банковскую лицензию — и выстроил все процессы с нуля. Сейчас МКБ входит в топ-30 российских кредитных организаций по размерам активов и капитала, обслуживает около 22 тыс. корпоративных и свыше 150 тыс. частных клиентов.

Ведет активный образ жизни, увлекается йогой, греблей, лыжами, велосипедом.

Женат, воспитывает 20 детей — родных и приемных.

— Роман Иванович, как, на Ваш взгляд, соотносятся понятия мораль и бизнес?

— Прежде всего, что мы понимаем под словом «мораль»? В последнее время фраза «моральная ответственность бизнеса» стала настолько расхожей, что теряется её подлинный смысл. Я полагаю, что люди часто слишком поверхностно понимают саму природу морали и, не задумываясь, используют это понятие. А ведь мораль находится вне рамок обыденных представлений о добре и зле, о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Лично я придерживаюсь кантовских представлений о морали как некоем неутилитарном императиве, к которому нужно стремиться. Кант задается вопросом, может ли поступок человека быть чисто моральным? И отвечает однозначно – нет, это невозможно, человек к этому может только стремиться. Мы ведь люди, а не духовные автоматы, и мы не можем исключить из своих, как нам представляется, даже самых лучших в моральном смысле поступков элементы личного удовольствия, утилитаризма, самомнения и тому подобное.

Теперь о бизнесе. Не следует забывать, что цель любого бизнеса – это создание систем, генерирующих прибыль, а не осуществление благотворительных акций. В самом по себе бизнесе ничего морального нет. Но вот сама предпринимательская деятельность должна, конечно же, осуществляться в рамках моральных требований и, если это необходимо, иметь в них свои границы.

Однако нельзя в качестве морального упрека предъявлять бизнесу его нацеленность на прибыль. Во-первых, стремление к успеху и прибыли в рамках бизнеса вовсе не есть стремление к накоплению сокровищ, богатства. А во-вторых, мы же не упрекаем художников в том, что они пишут картины, которые являются произведениями искусства, но при этом они не думают о морали.

Все-таки художник реализуется как художник, создавая картину, которая становится событием в мире искусства. Так же и бизнесмен ориентируется, прежде всего, на создание каких-то систем, которые были бы экономически эффективны. Это его основная задача, но, как и все в этой жизни, она должна соотноситься с Божьим творением.

И здесь мораль в ее высшем, неутилитарном смысле должна быть решающим регулятором бизнеса. Таково, на мой взгляд, соотношение бизнеса и морали.

— Выгодно ли быть морально ответственным бизнесменом?

— Я твердо убежден, что быть морально ответственным бизнесменом выгодно. И в особенности, если человек стремится не к сиюминутной выгоде, а играет «вдолгую». Правда, здесь мораль становится утилитарной, когда мы говорим, например, что выгодно быть честным, ответственным. Конечно, ответственность, честность могут быть лишь инструментальными ценностями в бизнесе.

Но они могут быть и моральными ценностями, если сам человек, бизнесмен стремится следовать им не из корыстных побуждений, не из-за выгоды, а по причине осознания своего морального долга быть таковым. Мораль может, конечно, иметь утилитарное значение, но сама по себе она неутилитарна.

Я полагаю, что сами законы цивилизованного бизнеса диктуют именно моральную линию поведения. Для бизнесменов, которые строят систему, структурируют, управляют, имеют ясную стратегию развития, следование моральным принципам вполне естественно с точки зрения самого рода их деятельности. Ведь, скажем, добросовестное и методичное выполнение своих профессиональных обязанностей никак нельзя исключить из бизнеса на всех его уровнях. И это не только важное условие успешного бизнеса, но и один из моральных принципов профессиональной деятельности вообще.

— Как оценить, насколько морально поведение бизнесмена?

— Существуют различные документы, в которых продекларированы моральные принципы бизнеса, принципы деловой и организационной культуры. Один из самых известных – принятая в 1994 году в швейцарском городе Ко (Caux) декларация «Круглого стола» «Принципы международного бизнеса». В этом документе разработан мировой стандарт, в соответствии с которым можно было бы оценивать поведение в сфере бизнеса. Но я полагаю, что мерилом моральности поступков может быть только сам человек в конкретной ситуации, искренность его желания быть моральным не в силу какой-то выгоды, а в силу осознания себя как разумного существа.

— Всегда ли морально ответственный человек будет вести бизнес согласно своим жизненным принципам?

Читайте также:  Как организовать аптечный бизнес правильно

— Безусловно, бывают различные ситуации, за всех я отвечать не берусь. У меня тоже в бизнесе были такие решения, за которые мне стыдно. Сейчас с высоты прожитых лет и приобретенного опыта я могу сказать, что какие-то вещи точно являлись неправильными. У всех бывают ошибки, не только у бизнесменов. Но ошибки являются следствием какой-то незрелости, неопытности, непонимания ситуации, а не злого умысла.

— Получается ли у Вас руководствоваться моральными принципами в бизнесе, как в личной жизни? Чем приходится жертвовать?

— Такого выбора — поступиться моралью или заключить контракт – лично у меня никогда не было. Может быть, я сразу даю понять моим партнерам степень допустимого, что мне никто сомнительных компромиссов не предлагает.

Но здесь очень важно также не подгонять все что угодно под мораль, а трезво оценивать ситуацию. Например, торговля водкой относится к очень выгодной сфере бизнеса, и я не вижу в этом никакого аморального поступка. В противном случае, можно зайти очень далеко. Спаивать людей и торговать водкой – это две разные вещи.

И бизнесмены, которые торгуют водкой, не занимаются спаиванием населения. Это просто часть экономической деятельности. И здесь в большей степени мяч на стороне государства, которое может эффективно регулировать рынок и спрос на алкоголь через акцизы. И я водкой не торгую не потому, что я считаю этот вид бизнеса морально неприемлемым, а потому что это не входит в мою стратегию.

— Как связаны между собой моральная ответственность и православная этика бизнеса?

— Религиозная вера предполагает некое сверхъестественное воздействие на человека, а мораль – целиком и полностью в ведении человека, она – дело его рук, точнее, его разума. И поэтому бизнес в большей степени связан не с религиозной принадлежностью человека, но с моралью, которая, как и бизнес, находится вне религии. Еще апостол Павел, по сути, занимался бизнесом, когда шил палатки, продавал их и никаких проблем в этом не видел.

Стремление к успеху в рамках бизнеса вовсе не есть стремление к накоплению сокровищ, богатства как таковых и не может быть противопоставлено Царству Божьему. Прибыль должна быть законной – вот одно из моральных правил бизнеса. Предприниматель – это своего рода профессия, поэтому бизнесмен должен быть, прежде всего, профессионалом, так же как учитель, полицейский или артист.

Конечно, существуют исследования, посвящённые католической, протестантской деловой этике. Скажем, «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера. Здесь есть множество нюансов-различий. Но различия эти обусловлены, скорее, не столько религиозными мотивами, сколько социально-политическими.

Вернемся к точке зрения, согласно которой религия и мораль сущностно различны. Вот лишь два примера. Ветхозаветный Авраам по велению Бога готов был принести в жертву (что, с точки зрения фактов, является убийством) своего сына Исаака. Но Ангел Божий в последний момент остановил его.

У Авраама, несомненно, была подлинная вера, но его поступок вообще бессмысленно рассматривать с точки зрения морали. Еще один пример: предположим, что, намереваясь расширить свою клиентуру с целью разбогатеть, человек сначала чисто внешним образом обращается к вере, но затем обретает веру подлинную.

Но ведь в конце концов причина, по которой человек обретает веру, сама по себе не имеет значения. Важно то, что он уверовал. Это «рассуждение», конечно, не более чем риторическая тирада, но ведь в ней есть определённый смысл. Такой человек может обрести веру, но сам его поступок, имея целью наживу, не будет моральным.

— Каким в Вашем представлении должен быть православный предприниматель?

— Мне непонятно это деление: православный предприниматель, мусульманский предприниматель, православный физик, астроном или мусульманский. Конечно, существуют банки, которые в своей работе руководствуются мусульманскими принципами, но это, на мой взгляд, уже некое фарисейство.

Я не понимаю, чем должен православный бизнесмен отличаться от католического бизнесмена, для меня это вопрос из области фарисейства. Различия здесь могут быть лишь социокультурные и политические. Сама же идея разделения деловой сферы по религиозным принципам, на мой взгляд, непродуктивна. Как всегда, здесь возникают споры о том, кто прав, вместо спокойного стремления понять, что является правильным.

— Важен ли Вам моральный облик вашего партнера по бизнесу?

— Я, прежде всего, руководствуюсь правилом не судить других людей и их поступки. Но, конечно, с точки зрения успешного ведения бизнеса очень важно находиться на одной этической волне с компаньонами, менеджерами, клиентами. Общность этических представлений и подходов порождает доверие, без которого сложно себе представить любой бизнес. Опять же, я не сбрасываю со счетов возможность ошибок. Но четко все прослеживать и оценивать, насколько тот или иной человек нравственен, я все-таки не берусь и стараюсь больше следить за собой.

— Как Вы способствуете формированию моральных принципов в профессиональной деятельности у своих коллег, подчиненных?

— Никак не способствую. Это дело совести каждого человека, и здесь вмешательства извне невозможны. Мы занимаемся бизнесом, нам важен вопрос эффективности. Хотя я глубоко уверен, что морально незрелый человек не может быть по-настоящему эффективным. Но вот как-то его искусственно развивать, а тем более читать ему проповеди, я считаю делом излишним.

У каждого свой путь к Богу, и указатели на этом пути никто расставить не в силах.

Другое дело – формирование определённых стандартов деловой, организационной культуры, способствующих более эффективному ведению бизнеса. Но это вопрос из другой области.

Источник: shawlshopmsk.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин