Считается, что soft skills помогают взаимодействовать с людьми, эффективно руководить командой, строить карьеру и развивать бизнес. Рассказываем, как «прокачать себя», зачем это делать и почему пандемия — лучшее время, чтобы начать
Александра Клименко 7 лет работает в IT-сфере — в качестве аналитика, консультанта и менеджера продуктов. Сейчас у неё своё дело: предпринимательница консультирует B2B-клиентов по вопросам управления и создания цифровых сервисов. Кроме того, в этом году Александра запустила новое направление бизнеса — в этой ей помогли soft skills, или «мягкие навыки».
Soft skills — «мягкие» или «гибкие» навыки, не связанные с конкретной профессией. Это, например, эмоциональный интеллект, креативность, стрессоустойчивость, умение слушать и работать с информацией, владение искусством делового общения и самоорганизации.
По наблюдениям Клименко, раньше руководители IT-компаний при выборе сотрудников чаще искали людей с узкими профессиональными навыками, игнорируя личные качества, да и сами сотрудники не стремились их развивать.
Топ 5 навыков ДЛЯ БИЗНЕСА и ЖИЗНИ | Бизнес Навыки
«Но именно в сфере soft skills сейчас больше всего возможностей, а без навыков коммуникации и решения конфликтов удержать классных специалистов невозможно»,
«Но именно в сфере soft skills сейчас больше всего возможностей, а без навыков коммуникации и решения конфликтов удержать классных специалистов невозможно»,
Предпринимательница много общалась с клиентами, а также руководила командами, в том числе международными и работающими удалённо. «Я поняла: чтобы люди эффективно взаимодействовали между собой, нужна чёткая и прозрачная для всех коммуникация. Первое время сильно мешало работе то, что я не умела высказывать претензии, а потом — разбирать их», — говорит Клименко.
Александра посещала клуб для будущих управленцев, когда обучалась в Высшей школе экономики на факультете бизнес-информатики. «Там мы решали кейсы для тренировки навыков, проводили переговоры и дебаты, а также самостоятельно пытались понять, как строить здоровые отношения между начальником и подчинённым», — рассказывает предпринимательница. Бывшие студенты сохранили сообщество и после учёбы — они до сих пор делятся опытом и знаниями друг с другом. Отдельные «слепые зоны» Клименко прорабатывает с психотерапевтом и закрепляет с помощью саморефлексии.
По словам Клименко, развитие «гибких навыков» помогло ей состояться как руководителю. «В моей команде был сотрудник, который часто вступал в конфликты с коллегами. Оказалось, человек сильно вырос на своей позиции, но боялся просить более амбициозные задачи — я нашла ему подходящее место в компании, и он проработал там ещё долго», — делится она.
Во время карантина Клименко решила помочь развивать «гибкие навыки» другим — и запустила онлайн-симулятор Skillslab.center. С его помощью люди учатся вести переговоры и решать конфликты, а также бороться с токсичной средой на работе. Сегодня сервисом всё больше интересуются B2B-клиенты — их доля составляет 50% от всех пользователей.
Первый бизнес. Главные навыки предпринимателя для старта бизнеса. Разбор за 300 секунд.
Зачем soft skills предпринимателю
Как выяснили аналитики Ernst https://sberbusiness.live/publications/chto-takoe-miagkie-navyki-i-kak-ikh-razvivat-gid-dlia-predprinimatelei» target=»_blank»]sberbusiness.live[/mask_link]
Какие навыки развивать для бизнеса
Эмоциональный интеллект, продуктивность, коммуникация, креативность — вот неполный список навыков, которые важно развивать тем, кто хочет добиться успеха в бизнесе. Но знаете ли вы свои компетенции? Какие навыки у вас развиты на пять с плюсом, а где есть пространство для развития? Пройдите тест, подготовленный по серии книг Harvard Business Review, выходящих в издательстве «Альпина Паблишер», и узнайте, какие soft skills у вас совсем мягкие и какие книги помогут сделать их крепче.
Начать тест
Представьте, что вы владеете авиакомпанией и желаете улучшить комфорт пассажиров на борту самолета. Ваши сотрудники предлагают разместить на борту самолетов гамаки и двухъярусные койки. Как вам такая идея?
Интересно, но надо подумать еще. Так ли это будет удобно? И что делать с ремнями безопасности? Какой бред! Вы уволены, собирайте вещи.
Ребята, это гениально! Гамаков не выйдет, но мы можем сделать кресла лежачими. Вот смотрите…
Коллеги обратили внимание на то, что вам не хватает эмпатии. Как отреагируете?
Поблагодарю коллег и попрошу у них совета, как можно улучшить коммуникацию. Может быть, они правы? Куплю себе книгу по теме. Давайте мы работать будем, а не наблюдениями делиться.
Вы организовали встречу, чтобы убедить руководителя финансировать рискованное, но перспективное предприятие. Ваши аргументы вески, логика неопровержима, а данные надежны. Спустя пару недель вам отказывают. Что пошло не так?
Да начальник просто испугался. В следующий раз надо быть еще убедительнее, предоставить еще больше цифр и данных. Надо подумать над подачей информации. Может, взять уроки ораторского мастерства?
Вы уговариваете коллег скинуться на подарок партнеру. Как будете действовать?
Приведу аргументы, почему поддержка и расположение партнера важны для компании. Собирая деньги, буду показывать список коллег, уже сделавших взнос. Принцип социального доказательства работает! Это дело добровольное, настаивать не буду.
Перед вами стоит задача сформировать культуру доверия в компании, чтобы увеличить вовлеченность сотрудников в рабочие процессы. С чего стоит начать?
Нужно дать людям возможность проявлять самостоятельность, поддерживать инициативу. Доверие и вовлеченность никак не связаны. Предложу руководителям делиться с линейными сотрудниками своими планами, групповыми целями и стратегией компании.
Ваша команда улучшает один из продуктов, но руководитель по развитию и главный разработчик никак не могут договориться. Их различия во взглядах перешли от дискуссий к публичным скандалам. Что будете делать?
Запасусь попкорном. Зрелищ! Подумаю, как из этой ссоры вынести пользу для компании. Вызову на ковер, чтобы урегулировать конфликт.
Сложно быть руководителем, когда ключевые показатели падают. Вы пытаетесь сосредоточиться на решении проблем, подчиненные внимательно следят за каждым вашим шагом, и вы чувствуете постоянное давление. Как будете справляться со стрессом?
Никак. Нервотрепки не избежать, буду работать, пока ситуация не стабилизируется. Буду следить за самочувствием: высыпаться, здорово питаться, уделять время физическим нагрузкам. Даже во время кризиса я стараюсь соблюдать баланс между работой и личной жизнью.
Сотрудник попросил вас об обратной связи по его проекту, но у вас много своих задач. Что будете делать?
Дам человеку почувствовать, что его вклад признают в компании, и поблагодарю за работу. Нет времени на обратную связь, надо делать следующий проект. Конструктивно покритикую, чтобы в будущем он не совершал ошибок.
Перед вами стоит задача в сжатые сроки переоборудовать обувную фабрику. Главная сложность в том, чтобы справиться с неопределенностью по поводу того, обувь какого стиля будет лучше всего продаваться в следующем квартале. Исходя из этой информации, на чем сконцентрируетесь?
Постараюсь сократить время выхода на рынок, ускорив постройку производственных линий. Сосредоточусь на постройке таких линий, которые легче всего будет приспособить к изменениям стиля. Не могу сказать, мало вводных…
Вам предстоят крайне важные международные переговоры, где будет обсуждаться сделка века. С чего начнете подготовку?
Потрачу время на изучение культурных особенностей второй стороны. Проведу переговоры в своем обычном стиле: все равно все бизнесмены везде говорят на языке цифр. Все силы брошу на то, чтобы создать убедительную и эффектную презентацию. Это наверняка их впечатлит!
«Теории и практики» — это сайт о современных знаниях. Использование материалов Thttps://theoryandpractice.ru/questionnaires/kakie-bisnes-naviky-stoit-podkachat» target=»_blank»]theoryandpractice.ru[/mask_link]
8 навыков, которые нужно развивать, если вы хотите добиться успеха
Умение продавать — основа ведения успешного бизнеса. Даже если сфера вашей деятельности напрямую не связана с торговлей, вы все равно что-то продаёте: идеи, опыт, уникальные предложения. Поэтому навык продаж необходимо развивать — он даст вам большое преимущество перед коллегами и конкурентами.
Умение пользоваться ранее полученным опытом
Важно не просто уметь пользоваться полученным ранее опытом, но и правильно адаптировать его под текущую ситуацию. При этом стоит научиться смотреть на «усвоенный материал» в другой плоскости, применяя все полученные ранее знания с учётом специфики проблемы, которую необходимо решить.
Умение обращаться за помощью
Один из самых простых и доступных способов получить желаемое — это просто попросить. Данное утверждение в полной мере касается и профессионального роста. Многие стараются взобраться как можно выше вверх по карьерной лестнице, но при этом даже не допускают мысли обратиться к начальству с просьбой о повышении. В итоге они проигрывают, не воспользовавшись предоставленным шансом добиться успеха.
Навык работы с современными сервисами
Ни один бизнес на сегодняшний день не обходится без технологической составляющей. Поэтому крайне важно уметь разбираться в таких вопросах: как работает интернет, как строятся сайты, онлайн-сервисы и мобильные приложения. Это — тот минимум, который вы должны знать, если хотите добиться успеха в своей нише.
Навыки общения
Стоит обращать внимание на то, как вы пишете и говорите. К примеру, составив письмо, не спешите сразу же отправлять его по электронной почте. Прочитайте написанное еще раз, при необходимости внесите правки, и только после этого отправляйте адресату.
Если вы стеснительный человек, нужно тренироваться вести беседу, говорить больше и активнее, а также чаще делиться своими мыслями и идеями.
Кроме того, необходимо прорабатывать навыки межличностных коммуникаций. Безусловно, на работу берут, в первую очередь, основываясь на профессиональных данных соискателя. Однако зачастую руководители отдают предпочтение тем, с кем им комфортно и приятно общаться.
Имеет смысл поработать над тем, чтобы нравиться окружающим. Есть несколько техник, используя которые вы сможете расположить собеседника к себе и произвести на него хорошее впечатление. Так, можно «отражать» оппонента, копируя его жестикуляцию, повторяя идеи, которые генерирует собеседник во время разговора.
Но самое главное, что нужно уметь, — это научиться внимательно слушать других людей. Если вам не интересен человек, никакие ухищрения не помогут завоевать его доверие. Поэтому будьте более открыты и дружелюбны!
Навык управления проектами
Важно уметь видеть «картину полностью», разбивать масштабные задачи на компоненты. Если вы хорошо генерируете идеи, но не можете «разложить по полочкам» весь процесс воплощения задуманного в жизнь, значимость проектов обесценивается. Именно материализация целей — задача, которая стоит перед руководителем проекта. Если вы знаете, как пошагово выстраивать рабочий процесс, умеете расставлять акценты и решать стоящие перед вами задачи — вам будут рады в любом коллективе.
Умение ставить задачи
Если у вас есть предпринимательская жилка, примените эту способность в своей работе. Проявляйте инициативу всегда, когда вы можете предложить хороший способ решения проблемы. Но при этом необходимо оценивать риски и брать на себя ответственность.
Сложно найти идею? Советуем присмотреться к рабочему процессу и выяснить, с какими трудностями сталкиваются ваши коллеги каждый день. Вполне вероятно, что вы придумаете, как избавиться от рутинной операции, из-за которой страдает весь отдел.
Умение добиваться поставленных целей
Нужно всегда «держать в уме» цели, которые стоят перед вами, а также не забывать о способах их достижения. В этом случае речь идёт даже не об одном навыке, а о целом комплексе качеств и умений, дополненных неподдельным интересом к работе и сосредоточенностью на проблеме. Целеориентированность подразумевает и способность предвидеть результат, к которому вы придете, достигнув запланированных показателей.
Лайфхак. Вы можете записать свои основные жизненные и карьерные цели и передать записи коллеге или другу. Близкий будет контролировать вас: двигаетесь ли в правильном направлении или же сбились с курса.
Успех придёт, если вы будете развивать навыки, которые пригодятся на любой должности, в любой организации и в каждой сфере деятельности. Самосовершенствуйтесь и постоянно учитесь чему-то новому — и карьерный рост вам обеспечен.
Источник: orcwork.ru