В настоящее время перед экономикой Российской Федерации стоит ряд проблем, но главной из них является трудности в развитии малого и среднего бизнеса. В данной статье выявлены причины, которые в наибольшей степени оказывают негативное влияние на малое и среднее предпринимательство, а также разработаны способы решения данных проблем.
Nowadays Russian economy has a couple key problems, but one of the most important is the development of the small and large business. In the following article, a whole group of issues is discussed, which has a direct influence on small and medium size business, and medium size business, and also the ways to decide those issues were developed.
Ключевые слова:
малый бизнес; средний бизнес; предпринимательство; малое предприятие; среднее предприятие; рыночные отношения; государственная поддержка; развитие экономики государства.
small business; medium size business; business; small company; medium company; government supportя; development of the government’s economy.
УДК 334
Введение
В настоящее время в Российской Федерации происходит развитие рыночной экономики, что послужило образованию новых видов хозяйствования: малый и средний бизнес. Данная модернизация имеет экономически выгодный характер, так как увеличение числа фирм способствует, во-первых, образованию большего количества рабочих мест, во-вторых, росту денежных средств в региональном и федеральном бюджете России. При помощи развитие малого и среднего бизнеса старые крупные предприятия могут обеспечить свое существование.
Актуальность
На сегодняшний день в России малый бизнес не имеет полноценного развития, в связи со сложившейся политической ситуацией: высокие налоги, отсутствие конструктивных отношений с властью и эффективного обучения для производственных рабочих малых и средних предприятий. Хотя представители данного вида предприятий постоянно ведут борьбу между собой с целью получить выгодные условия и, как следствие, увеличить прибыль, способствуя росту уровня качества производимой продукции. Однако в современном мире с каждым днем все сложнее найти работу по специальности из-за отсутствия рабочих мест, следовательно, предприятия малого бизнеса сталкиваются с проблемой дефицита рабочей силы на базовые специальности. В связи с этим для развития данного вида бизнеса существует достаточно много проблем, как в материально-технической сфере, так и в финансовой.
Целью данного исследования является изучение проблем развития малого и среднего бизнеса в России, а также выявление путей, помогающих решить данные проблемы.
Задачи: анализ жизнедеятельности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, выявление проблем развития данной экономической сферы, а также разработка способов, по решению сложившихся проблем.
Научная новизна: В недавнем послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации Путин В.В. отметил, что, не смотря на улучшение экономической ситуации в стране, развитие малого и среднего бизнеса достаточно медленно. В связи с чем, в данной статье проанализированы различные аспекты, влияющие на развитие предпринимательства, которые не были затронуты ранее, а также представлены пути их решения.
Общие сведения о малом и среднем бизнесе
В законе Российской Федерации №88-ФЗ от 14.07.95 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что малый и средний бизнес – это коммерческие организации, которая принадлежит одному (нескольким) юридическому лицу[1,ст.1, ст.4].
В рыночной экономике Российской Федерации перспективной формой производства является малый и средний бизнес, но в настоящее время данный вид хозяйствования не занимает той ниши, которую он занимают в развитых странах (доля малого и среднего бизнеса в развитых странах составляет более 80% от количества всех предприятий)[7, C.3-4]. В европейских странах в сфере малого и среднего бизнеса задействованы около 2/3 работающего населения, реализуется ½ ВВП, что нельзя сказать о России, которая значительно отстает по данным показателям.
Факторы, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса:
На хозяйственную деятельность малого и среднего бизнеса оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, зависящие от особенности деятельности предприятия[6, C.13-15]. На несостоятельность малого и среднего бизнеса в России, по мнению ряда ученых в большей степени оказывают влияние внешние факторы, которые включают в себя источник ресурсов, потребителя готовой продукции предприятия, осуществление напеченных целей и оценку результатов.
Риск является одной из главной характеристикой хозяйственной деятельности малого и среднего бизнеса[6, C.12]. Поскольку весь процесс данной деятельности происходит в условиях неопределенности. Также при ведении предпринимательства возникают трудности с высокими налогами, нестабильными ценами на материальные и технические средства, низкой платёжеспособностью населения, отсутствие кредитных ресурсов по низким ставкам, все это в совокупности негативно влияет на финансовую отчетность предприятия.
Многие ученые и предприниматели в качестве главной причины не развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации отмечают низкий уровень финансовой устойчивости из-за трудностей в первоначальных накоплениях капитала, что способствует отсутствия развития в инфраструктуре производства[5, C.23-25]. Более того не оправданно высокие налоги, также способствуют замедлению развития предпринимательства. Имеются и другие проблемы, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: отсутствие правильной и понятной нормативной и правовой базы для ведения бизнеса, проблемы, носящие кредитный вопрос, не образованность предпринимателей и работников хозяйственного производства[4, C.11].
Все выше перечисленные проблемы не дают возможности для развития малого и среднего бизнеса до уровня развития в странах запада и востока. На рисунке 1 показаны данные о доле малого и среднего бизнеса в ВВП различных стран на 23.03.2017 года.
Рисунок 1 наглядно демонстрирует, что уровень развития малого и среднего предпринимательства не соответствует потребностям экономики.
Результаты работы:
Для того, чтобы решить возникающие проблемы, которые негативно влияют на развитие малого и среднего бизнеса, предприниматели должны больше сил вкладывать в улучшение технологий, в поиск снижения затрат, а также в повышение профессионального уровня рабочих[6,C.31-32]. В свою очередь государство должно предпринять ряд мер по улучшению развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: снижение налогов, снижение ставки по кредитам, усовершенствование законодательства в сфере малого и среднего бизнеса, искоренение коррупции и произвола чиновников.
Основываясь на опыт развитых стран, можно утверждать, что для увеличения потенциала в сфере предпринимательства необходимо влияние государства. Стоит отметить ряд функций государства для поддержки малого и среднего бизнеса.
Таблица №1. Функции государства для поддержания развития малого и среднего бизнеса.
Таким образом, основываясь на таблицу №1, можно выделить несколько аспектов, которые должны быть отражены документально. Данные документы послужат основой для поддержки функционирования малого и среднего бизнеса.
Таблица №2. Направления для поддержания функционирования малого и среднего бизнеса.
Заключение
Таким образом, стоит отметить, что малое и среднее предпринимательство оказывает положительное влияние на экономику России, следовательно, правительству просто необходимо создание новой политики в отношении данной сферы производительности, которая поспособствовала развитию данной отрасли в стране[6,C. 5-7].
Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Библиографический список:
1. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации №117-ФЗ от 5 августа 2000 года (1, 2 часть)
3. Быкова Н. Н., Рогозина Л. С. Проблемы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №3.
4. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика: теория и российская практика.-М.:Известие, 2013.
5. Зельднер А.Г. Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер, –М.:Наука и экономика, 2015.
6. Леликова Н. А., Конвисарова Е. В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса/ Н.А.Леликова, М.: Успехи современного естествознания. № 12 (2), 2014.
7. Оценка Бизнес Регулирования [Электронный ресурс]: http://www.doingbusiness.org/
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ:http://www.gks.ru.
27.11.2017, 8:22 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Вы меня простите ради Бога, но это какой-то бред. Если это читал руководитель, то возникает вопрос о его компетентности, мягко говоря вопрос. Мало того, что это безграмотно написано, например, «основываясь на таблицу №1».
Так это еще и содержательно ерунда. «Таким образом, стоит отметить, что малое и среднее предпринимательство оказывает положительное влияние на экономику России, следовательно, правительству просто необходимо создание новой политики в отношении данной сферы производительности, которая поспособствовала развитию данной отрасли в стране[6,C. 5-7]. «. Какая сфера производительности? Какая отрасль? Малое предпринимательство это отрасль? К публикации категорически не рекомендую.
Комментарии пользователей:
Источник: sci-article.ru
Проблемы предпринимательсткой деятельности в Российской Федерации и меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
В статье проводится анализ современного состояния и проблем предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Проблемы малого и среднего предпринимательства рассматриваются в динамике, начиная с 2006 по 2019 год. Существенную роль в развитии бизнеса играет государство. Благодаря государственной поддержке активизируется работа предпринимательства в стране. Автор исследует основные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и предлагает направления их совершенствования
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Текст научной работы
Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Высокий уровень развития предпринимательской активности в стране способствует экономическому росту, снижению безработицы населения, в том числе в периоды кризисных явлений. Также хорошо развитое национальное предпринимательство вносит вклад в повышение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Проработанная система предпринимательских отношений создает открытое пространство с низкими барьерами для начала осуществления деятельности в качестве предпринимателя, тем самым создавая здоровую конкурентную среду, обеспечивающую высокий уровень конечных продуктов, работ или услуг. Это лишь часть благоприятных результатов, которых может достичь государство путем развития предпринимательства.
Перед Российской Федерацией возникает ряд проблем, которые мешают благополучному достижению поставленной цели по развитию предпринимательства стране [2]:
- Ограниченность финансовых ресурсов, которая выражается в сложности привлечения необходимого объема финансирования предпринимательства из-за высоких затрат труда и времени на исполнение формальных процедур, в высокой стоимости привлечения заемных средств, что ограничивает объемы производства, не позволяет улучшать качество выпускаемой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ. Так же в результате настоящей проблемы, представители малого и среднего предпринимательства не в состоянии осуществлять вложения в рекламную и маркетинговую деятельность в размерах сопоставимых с крупным бизнесом.
- Административные барьеры, возникающие в результате широкого перечня законодательных требований. Предпринимателям необходимо исполнять множество формальных процедур для получения государственных патентов и лицензий, разрешений на определенные виды деятельности, затрачивать существенные объемы времени и дополнительные финансовые ресурсы на подготовку и предоставление документов. Кроме того, контрольные и надзорные органы активно проводят разноплановые проверки малых и средних предпринимателей, что создает дополнительные обязанности предпринимателей по соответствию широкому перечню требований, которые, в ряде случаев, не сопоставимы объему деятельности малых и средних предприятий. Денежные средства, которые мог ли бы пойти на расширение операционной деятельности, направляются на финансовое обеспечение соответствия требованиям законодательства.
- Нагрузка, связанная с обязанностью по составлению отчетности. От предпринимателей необходимо понимание налогового законодательства, чтобы правильно исчислить и уплатить налог в бюджеты бюджетной системы. Из-за низкой финансовой грамотности предприниматели вынуждены привлекать сторонних специалистов, которые осуществляют подготовку бухгалтерской, налоговой отчетности, предоставляют консультации по ведению бухгалтерского и налогового учета и т.д. Малые и средние предприниматели обязаны формировать отчетность и осуществлять затраты своих ресурсов, даже при несущественных масштабах бизнеса.
- Сложности с получением права на исполнение государственного и муниципального заказа связана с тем, что предпринимателям необходимо готовить заявку на право принять участие в государственной или муниципальной закупке, но с высокой частотой в формальных процедурах отбора отдают предпочтение поставщикам с большим опытом работы и стабильной репутацией добросовестного поставщика. В противовес настоящей проблеме были приняты меры по установлению нормативов по обязательному вовлечению малых и средних предпринимателей в государственные и муниципальные закупки, что повышает возможности предпринимателей на участие в закупках. Имеют место быть ситуации, когда представителям малого и среднего бизнеса удается принять участие в государственном или муниципальном контракте, но из-за нехватки опыта или из-за недобросовестности предпринимателя, исполнение контракта может осуществиться с задержкой или не осуществиться. Это связано с проблемой плохой обеспеченности предпринимателей знаниями по ведению, развитию бизнеса.
- Слабая доступность нежилых помещений, используемых для ведения предпринимательской деятельности. Настоящая проблема возникает в результате высокого уровня цен на покупку или найма в аренду нежилых объектов недвижимости. Объекты недвижимости с экономически выгодным местом расположения чаще всего сдается в аренду и размеры арендных платежей за подобные объектам недвижимости исключают возможность осуществления деятельности малыми и средними предпринимателями в таких местах расположения.
- Трудность продвижения товаров, работ и услуг. Рекламные и маркетинговые акции малых и средних предпринимателей обычно проводятся с привлечением незначительных объемов финансовых ресурсов. Хотя как для вновь открывшихся, так и действующих предпринимателей экономически выгодно повышать узнаваемость своей продукции и привлекать новых клиентов. Крупный бизнес производит значительно большие затраты на продвижение своих товаров, работ и услуг. Таким образом, малые и средние предприниматели не могут конкурировать с крупными игроками. Как следствие, предприниматели прекращают свою деятельность в результате невостребованности на рынке.
- Предприниматели привлекают неквалифицированный персонал, так как на оплату труда работников высокой квалификации отсутствуют средства. Высококвалифицированные работники стремятся трудоустроиться таким образом, чтобы их вознаграждение было эквивалентно их компетенциям и умениям. Предприниматели не могут обеспечить достойный уровень вознаграждения. В результате использования неквалифицированного труда, снижается уровень качества продукции, работ и услуг предпринимателей.
- Плохая обеспеченность предпринимателей информацией и знаниями по ведению, развитию бизнеса. Отсутствуют механизмы обучения, повышения квалификации предпринимателей. В результате предприниматели, открывают бизнес на основе одной идеи и продолжают эксплуатировать её до тех пор, пока изменяющаяся рыночная среда не изменится до такой степени, что предпринимателю будет невыгодно вести бизнес.
Ещё одной проблемой предпринимательства в Российской Федерации является высокая нагрузка по уплате обязательных социальных взносов во внебюджетные фонды. Настоящая проблема может возникнуть в результате не убыточной деятельности предпринимателя, либо временной заморозки деятельности. В результате предприниматели не могут осуществить уплату социальных взносов, что в конечном итоге может привести к ликвидации бизнеса.
В свою очередь, на Московском финансовом форме 2019 года была рассмотрена тема «Предпринимательская активность: проблемы и источники роста». Участники выступления озвучили ряд аналогичных проблем. Так, например, проблема с административными барьерами, ограниченностью финансовых ресурсов и налоговой нагрузкой в части составления налоговой и бухгалтерской отчетности остаются на повестке дня. Более того, в 2019 году озвучены и другие проблемы, которые присущи предпринимательству. К новым проблемам можно отнести: неэффективное использование субсидий предпринимателями, субсидирование неэффективных игроков, нецелевое использование субсидий (например, покупка оборудования производственным предприятием и сдача его в аренду) [4].
Для решения вышеупомянутых проблем были предприняты определенные меры, которые направлены на стабилизацию экономического положения малых и средних предпринимателей, а также на их активное вовлечение в национальную экономику, развитие и становление. В качестве ответной меры на проблему, связанную с перегруженной системой отчетности и подконтрольности, было предложено освободить предпринимателей от обязанности по подготовке налоговой отчетности в случае, если такие предприниматели установили контрольно-кассовую технику. С другой стороны, у предпринимателей возникает необходимость по покупке контрольно-кассовой техники, также они несут расходы на покупку фискального накопителя, на поиск и заключение договора с оператором фискальных данных, а также на подключение интернета и т.д.
Решением задачи по обучению и повышению квалификации предпринимателей является программа обучения предпринимателей специализированными инструкторами и тренерами, которых подготовит государство. Уже к 2024 году планируется, что обучение пройдут около полумиллиона предпринимателей.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим процесс развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки [1].
Кроме того, в соответствии с федеральный законом №209-ФЗ от 24.07.2007, было организовано Акционерное общество Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (здесь и далее — «Корпорация МСП») была создана для развития сферы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в частности по направлениям оказания разноплановой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для их информационного, маркетингового финансового и юридического сопровождения, привлечения финансовых ресурсов и финансовой поддержки предпринимателей.
К ключевым видам поддержки малых и средних предпринимателей относятся [3]:
- Расширение доступа к закупкам компаний с государственным участием;
- Финансовая и гарантийная поддержка;
- Маркетинговая и информационная поддержка;
- Имущественная и консультационная поддержка, программы обучения.
Данные виды поддержки покрывают основные проблемы, связанные с развитием предпринимательства в Российской Федерации. Корпорация МСП стремится решить проблему, связанную с ограниченностью ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства. В первую очередь Корпорация МСП активизирует взаимодействие в сфере государственных и муниципальных закупок. Результаты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства представлены в таблице 1.
Год
Объем закупок (трлн руб.)
Источник: novainfo.ru
2.Проблемы малого и среднего предпринимательства в России и пути их преодоления.
Административные барьеры. Их можно условно разделить на объективные и субъективные. К числу объективных административных барьеров следует отнести необходимость получения различных разрешений, лицензий, справок и согласований.
Конечно, во многих случаях данные разрешительные документы необходимы с целью защиты законных прав и интересов потребителей от недобросовестных действий предпринимателей, но зачастую количество, стоимость и техническая сложность получения таких документов существенно усложняет предпринимателям вхождение на рынок. Стоимость получения разрешительной документации иногда превышает все остальные затраты, которые необходимо произвести предпринимателю для открытия своего дела.
Данные объективные административные барьеры, по нашему мнению, необоснованно увеличивают не производительные затраты предпринимателя и делают менее привлекательным отдельные направления деятельности. Следует также обратить внимание на тот факт, что существуют еще субъективные административные барьеры, которые выражаются личности того или иного чиновника, его компетентности и порядочности.
Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами. Зачастую, что бы получить какой-либо документ чиновник требует предпринимателя совершить определенные действия. Например, для того, чтобы присвоить новый почтовый адрес производственному помещению нашего клиента обязали очистить от не санкционированных свалок сектор частной застройки, прилегающий к производственным помещениям. Таким образом, чиновник решил свои, чиновничьи, проблемы за счет предпринимателя, и отчитался за решение проблемы с несанкционированными свалками. Конечно, можно было оспорить выдвинутое требование в судебном порядке, но это заняло бы много времени и привело бы к возникновению межличностных проблем с чиновничеством, что негативно отразилось бы на дальнейшей деятельности предпринимателя.
Проблемы, связанные с несовершенством законодательства. О несовершенстве действующего Российского законодательства можно говорить долго и много. Останавливаемся на проблеме связанной с быстрым изменением законодательных актов. Так, к примеру, закон о несостоятельности (банкротстве) за последние 10 лет был кардинально изменен три раза.
Такое частое изменение законодательной регламентации предпринимательской деятельности приводит к возникновению дополнительных сложностей в работе. На деятельность предпринимателей кроме прочего влияет еще правоприменительная практика судов, для создания которой необходимо около 5 лет существования того или иного закона без внесения в него существенных изменений. В развитых странах процесс внесения изменений в законодательство тесно связан с обобщением и анализом сложившейся правоприменительной практикой судов, что, к сожалению, в Росси можно увидеть не часто.
Проблемы, связанные с разрешением конфликтов, в частности в судах. Одной из причин возникновения конфликтных ситуаций является самонадеянность предпринимателей. Уверенность, что сам знает как необходимо оформить ту или иную сделку, те или иные правоотношения, в результате чего впоследствии не может получить то, на что рассчитывал и лишен возможности защитить свои интересы в суде. Экономия на профессиональной юридической консультации приводит тому, что расходы приходится нести большие, чем, если бы проконсультироваться при оформлении отношений.
Одним способов решения стоящих перед малым бизнесом проблем мы видим в создании законодательной базы для организации бизнес инкубаторов. Пока такая база не будет создана, считаем возможным привлечение студентов старших курсов ВУЗов для работы в некоммерческих объединениях, создаваемых и финансируемых субъектами малого бизнеса и учебными заведениями. В результате такой деятельности студенты получат практический опыт работы, а предприниматели смогут снизить свои затраты на решение правовых и консультационных вопросов, так как смогут получать консультации по многим вопросам у молодых специалистов.
Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.
В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра, и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.
Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий. Им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.
В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.
В ходе работы удалось решить поставленные изначально задачи. Проведен анализ правовой базы, регулирующий малый бизнес, изучены основные проблемы, связанные с несовершенным законодательством, дано нормативное определение субъекта малого бизнеса, выявлены недостатки нормативной базы и определены методы решения этих трудностей.
Итак, необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но их место тут, же занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года после создания фирмы.
Современному развитию малого предпринимательства поспособствовали законодательные шаги в области лицензирования. Позитивную роль сыграло введение « упрощенной системы» налогообложения и определенные меры в развитии банковского сектора. Важнейшее значение имеют правительственные инициативы по пересечению коррупционного давления на малый бизнес, связанного с проведением незаконных проверок.
С другой стороны, и предпринимателям нужно вести себя ответственно: и налоги платить, и действовать в законодательном поле, в нормальном законодательном поле, не используя чудовищных нецивилизованных схем оптимизации. Потому что, понятно, налоги никто платить не любит, и все пытаются найти способ оптимизировать их, но то, как у нас это делается, когда оптимизацией достигается четырёх-, пятикратное сокращение налоговой обязанности, это тоже неприемлемо.
В результате можно сказать, что существует порочный круг: с одной стороны, из бизнеса тянут деньги всякими незаконными способами, а сам бизнес коррумпирует правоохранительные органы.
И если этот порочный круг не будет разорван, то у нас так и будет всё в зачаточном состоянии. Несмотря на существующие проблемы , нельзя сказать, что государство ничего не делает. За последнее время принято множество законов, не меньше внесено поправок. Стоит только упомянуть были приняты такие законы: «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»; «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля»; «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», так же были внесены изменения в следующие законодательства «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц».
Но всех этих законов и поправок будет абсолютно недостаточно, они просто дадут нулевой эффект, если не будет создан полноценный благоприятный деловой климат. И эту задачу в первую очередь должно решать государство. Для этого необходимы системные реформы, которые помогут установить понятные и обязательные для всех правила ведения бизнесом, реформы позволяющие гарантировать неприкосновенность частной собственности, противодействовать рейдерским захватам, снизить коррумпированность власти, и наконец, необходимо реформирование судебной системы, которая должна быть независимой.
Законодательные акты о предпринимательстве классифицируются по их юридической силе и месту иерархии правовых нормативных актов в зависимости от того, в какой из сфер законодательного регулирования, установленных ст. 71-73 Конституции России, они приняты, по масштабу действия.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России — уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Список литературы
- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». № 164, от 01.02.08.
- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора) ». № 342 от 15.04.08.
- ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». № 521 от 09.11.08.
- ФЗ «О защите прав юридических лиц при проведении госконтроля». № 403 от 03.07.08.
- ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». № 301 от 06.04.06.
- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». № 298 от 04.03.01.
- ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». № 602 от 05.06.08.
- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». № 405 от 04.04.07.
- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности». № 604 от 01.07.08.
- ФЗ «Об изменениях в отдельные акты в связи с возможностью замены обязательной сертификации декларированием соответствия». № 631 от 01.09.08.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ».
- Гражданский кодекс.
- Налоговый кодекс.
- Баженов Ю.К. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. – М.,2008. – 104 с.
- Басовский Л.Е. Экономический анализ. – М., 2007. – 222 с.
- Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. –М., 2008. – 497 с.
- Грибов В.Д. Правовые основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: 2008. – 160 с.
- Егорова Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация / М.А. Маренный. – М., 2008. – 199 с.
- Лапуста М.Г. Малое предпринимательство.– М., 2007. – 453 с.
- Полонский Ю.Д. Предприниматель без образования юридического лица. – М., 2008. – 164 с.
- Н.В. Колчиной, Г.Б. Поляк. Финансы предприятия. – М., 2006. – 447 с.
- Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием.- М.,2009.- 290 с.
- Дедул.В.А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы. — М., 2008. — 200с
- Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. – М., 2008. – 400с
- Карпов ВВ., Лукина Я.В. Малые предприятия. — М.,2008. — 200 с.
- Сомова. А.Г. Юрист компании. – М.,2007.-98 с
- Гаврелюк.И.С. Проблемы малого предприятия. — М.,2007. – 11 с
- Токарев. П.П., Семенов. Е.Д. Перспективы развития малого бизнеса в России. – М., 2008. – 48 с
- Дубинин. Е.А. О малом предприятии. – М.,2007. — 112 с
- Семшов.У.Э. Предприниматель. – М.,2008. — 115с
- Капустин. О.И. Бизнесмен. – М., 2008. – 111 с
- Рева. Д.Г. Бизнес в России. – М., 2009. – 109 с
- Пингвинов. С.С., Кроликов. У.С Бизнес среда. – М., 2007. – 89 с
- Смертин.Н.Н., Страхов. У.Ж. Инвестиции. – М., 2008. – 100 с
- Зайкин.Ю.Ю., Волков. А.А. Перспективы бизнеса в России. – М., 2008.
- ИохинВ.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 2008. 544с.
- Ильин С. С., Василева Т. И. Экономика: Справочник студента. М.: 2007. 544с.
- Ломакин В. К. Малый бизнес. — М.: 2006. — 727с.
- Макконнелл Кэмпбелл Р., Стенли Л. Брюк. Экономикс. — М.: 2008. 1153с.
- Николаев И. П., Экономическая теория. – М.: 2007.- 511с.
- Райзберг Б., Лозовский Л.И. Учебный Юридический словарь. — М.: 2008. — 416с.
- Сожина М. А.,Чибриков Г. Г. Экономика и право. – М.,2007. — 572с.
- Чепурин М. Н. Курс правовой теории. 2009. — 510с.
- Консультант плюс.- Информационный ресурс.
Источник: studfile.net