Концепция модели бизнеса во многом отличается от традиционных теоретических концепций в менеджменте. Большинство из них охватывает определенную ветвь деятельности компании, бизнес-модель, в свою очередь, является более широкой концепцией и охватывает не только все направления деятельности, но и отношения между организациями, такие как совместные предприятия, стратегические альянсы или лицензионные соглашения. (Dyer J. et l., 1998) Изучение подобных взаимодействий является необходимым для решения ряда задач и обуславливает анализ существующих в отраслях комплементарных активов в соответствии с действующим «режимом присвоения». (Teece, D.J., 1998) «Режим присвоения» содержит в себе комбинацию действий по защите знаний, продуктов либо процессов, не имеющих аналогов, всех их вместе Хамел назвал «стратегическими ресурсами».
Также бизнес-модель обращает внимание менеджеров на вопрос о генерировании доходов. В некоторых случаях модель бизнеса описывают как нечто подобное модели доходов. Тем не менее бизнес-модель — это нечто более обширное, чем просто модель доходов: основное внимание уделено созданию ценности, при этом в модели доходов — ее присвоению.
Олег Алферов: Построение эффективной бизнес модели
Конечно же этот аспект также учитывается в концепции бизнес моделирования в качестве дополнительного параметра. Совокупный потенциал создания доходов компании зависит от количества звеньев в цепочке создания ценности — чем больше звеньев (чем разнообразнее деятельность компании), тем выше потенциал генерирования дохода. В данном контексте необходимо идентифицировать клиентов и способы взаимодействия с ними, этот компонент также зависит от количества звеньев в цепочке создания ценности в определенной отрасли, Хамел (2000) определяет это условие как «область контакта с клиентами».
Структура модели бизнеса состоит из трех взаимосвязанных параметров (рис.2):

Рис. 2. Параметры модели бизнеса
- · Цепочка создания ценности определяет основные виды деятельности компании и место, которое она занимает в отрасли.
- · Необходимо определить потенциальные источники конкурентного преимущества и рыночной власти компании, такие как инновационная деятельность, комплементарные активы.
- · В рамках модели получения доходов необходимо идентифицировать клиентов компании, пути взаимодействия с ними для того, чтобы получить четкую схему генерирования доходов.
Следуя данной схеме, для того чтобы четко определить модель бизнеса организации, необходимо ответить на следующие вопросы:
Каковы этапы построения цепочки создания ценности компании с учетом отраслевой цепочки?
Каковы способы генерирования доходов (каким образом работает модель получения дохода)?
му, большинство исследований предлагают несколько конфигураций и типов моделей бизнеса, применяемых в различных ситуациях. (Швайцер Л., 2007) Основываясь на предложенной выше структуре модели бизнеса, состоящей из трех параметров, Швайцер описывает 4 возможных типа бизнес-модели: модель «интегратор», модель «дирижер», модель «игрока, действующего на определенном уровне» и модель «маркетмейкера».
Фирмы, обладающие обширным доступом к комплементарным ресурсам в отрасли с высоким потенциалом генерирования дохода применяют бизнес-модель «интегратор». Они, как правило, охватывают полностью цепочку создания ценности, что и создает высокий потенциал генерации доходов за счет дифференцированной продукции и ценового преимущества. Среди таких компаний можно назвать Procterhttps://vuzlit.com/710185/parametry_konfiguratsiya_modeli_biznesa» target=»_blank»]vuzlit.com[/mask_link]
Базовые показатели для системного нализа и моделирования деятельности
Что такое бизнес-модель и почему необходимо ее определение до начала анализа?
Степень реализации стратегии компании находит свое отражение в ее финансовой отчетности и ряде дополнительных финансовых и нефинансовых показателей. Систему таких показателей с заданными целевыми значениями часто называют бизнес-моделыо компании 1 .
Согласно такому определению бизнес-модель позволяет анализировать, прогнозировать и моделировать финансовые результаты деятельности компании на основании системы взаимосвязанных показателей. Понятно, что различия в бизнес-моделях определяются постановкой цели, набором показателей для ее выполнения и их целевыми значениями, глубиной установления связей. Из рассмотренного выше материала следует, что в агрегированном виде бизнес-модели могут быть основаны как на стандартных формах отчетности, так и включать совокупность показателей, нацеливающих на реализацию стратегии увеличения стоимости бизнеса. В рамках данных кластеров может существовать множество различных моделей, разработанных для конкретных фирм и условий и ориентированных на определение влияния операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании на ценность бизнеса.
Какие кластеры показателей обычно выбираются для анализа?
Для того чтобы сформировать у читателя возможность самостоятельного построения подобных бизнес-моделей, мы рассмотрим достаточно широкий круг индикаторов, позволяющих провести системную экспертизу компании. Основные индикаторы будут условно разбиты на группы, дающие представление:
- • о рыночной оценке фирмы; ее ценности для собственников;
- • доходах и доходности компании;
- 1 Безусловно, понятие бизнес-модели часто понимают шире — как принятые формы операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании, реализации ее стратегии. То есть бизнес-модель представляется как схема принятия бизнес-решений — по ценообразованию, инвестициям, текущим затратам. Однако в данном параграфе ограничимся рассмотрением бизнес-модели в узком смысле.
- • уровне деловой активности, эффективности работы фирмы;
- • уровне ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, кредитоспособности компании.
Каждая из данных групп показателей дает особое вйдение состояния компании — образно говоря, читатель будет наблюдать происходящее из разных окон одного дома. В результате можно будет определить и скорректировать основные пропорции:
- • ценность компании — объем продаж — активы — финансовые ресурсы;
- • ценность компании — соотношение источников финансирования;
- • ценность компании — распределение дохода.
На чем строится анализ: на учетных показателях или денежных потоках?
Перед тем как перейти непосредственно к изучению наработанных в теории и практике показателей, следует ответить еще на один вопрос: на какие показатели мы будем ориентироваться в первую очередь, на так называемые учетные показатели или денежные потоки? Как известно, учетные показатели формируются «но начислению»: мы признаем выручку или затраты, хотя денежные средства еще не пришли или, наоборот, мы их еще не перевели на счет партнера. В свою очередь, анализ денежных средств показывает их реальное движение.
В данном учебнике мы исходим из концепции, что необходим взвешенный, сбалансированный подход. И анализ учетных показателей, и анализ движения денежных средств имеют свои задачи. В настоящее время в России наиболее развит анализ учетных показателей, так как он более востребован контролирующими органами — налоговыми, статистическими. Анализ денежных потоков пока недооценен в России, однако во внутреннем анализе, во взаимоотношениях с банками и другими потенциальными инвесторами все чаще приходит понимание, что именно анализ денежных потоков позволяет оценить прирост ценности компании, возможность и сроки выполнения обязательств. В книге будут рассмотрены бизнес- модели, построенные на основе как учетных показателей, так и денежных потоков, однако изучение мы начнем с учетных показателей как наиболее популярных и достаточно легко трансформирующихся в денежные.
Источник: studme.org
Показатели для анализа бизнес-моделей
Раскрытие содержания бизнес-модели в отчетности не исчерпывает задач ее анализа. Очень важно оценить рациональность выбора бизнес-модели и оценить ее преимущества и недостатки по сравнению с другими ее вариантами. Здесь не обойтись без использования количественных показателей. Так, в целях сравнительного анализа эффективности бизнес-моделей коммерческих организаций можно применять следующие группы индикаторов [9, с. 69]:
показатели результативности — темпы роста прибыли, объемов продаж и их рентабельности по сравнению с аналогами или конкурентами, показатели динамики рыночной капитализации компании. При этом в зависимости от стадий макроэкономической цикличности положительными характеристиками могут быть не только более высокие темпы роста подобных показателей, но и более низкие темпы их снижения по сравнению с конкурентами;
показатели деловой активности и продуктивности — оборачиваемость активов, коэффициенты эффективности использования ресурсов компании (фондоотдача, материалоотдача, производительность труда). При этом анализ трансформации ресурсов может проводиться как на основе показателей продаж конкретных видов продукции, выручки или прибыли от продаж, так и при помощи показателей экономической добавленной стоимости;
показатели экономичности — полная себестоимость единиц сопоставимых реализуемых изделий, затраты на один рубль продаж, удельные затраты на единицу полезного эффекта продукции, коэффициенты эластичности затрат в сравнении с сопоставимыми организациями;
показатели эффективности — рентабельность активов компании, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, коэффициент обеспеченности устойчивого роста компании и т.п.
Для обобщающей оценки результативности и эффективности бизнес- модели можно применять индекс интегральной эффективности (I bm):

где I MV — темп роста рыночной стоимости бизнеса компании (MV(t+l)/ MVt);
I 1C — темп роста стоимости инвестированного капитала (IC(t+l) / ICt).
Значение индекса интегральной эффективности, превышающее единицу, положительно характеризует применяемую бизнес-модель. Устойчивая положительная динамика такого индекса свидетельствует о том, что бизнес- модель компании обеспечивает повышение эффективности использования инвестированного капитала. Значения индекса менее единицы, фиксируемые в течение нескольких лет, свидетельствуют о недостатках применяемой в компании бизнес-модели, приводящих к нерациональности использования капитала компании и к снижению стоимости бизнеса.
Важнейшим критерием эффективности бизнес-модели компании является сбалансированное удовлетворение экономических, социальных и экологических требований ее ключевых стейкхолдеров, создающее условия устойчивого развития компании, минимизирующее риски экономических, социальных и экологических конфликтов, потерь и потрясений.
Разумеется, важнейшим условием устойчивого развития является экономическая эффективность деятельности компании и ее финансовая устойчивость. При этом такие параметры могут по-разному оцениваться с позиций различных заинтересованных сторон [9, с. 70].
Так, с точки зрения государственных интересов и интересов работников бизнес-модель компании эффективна, если она обеспечивает опережающее увеличение темпов прироста валового дохода (Тсм — валовая продукция за минусом стоимости материальных затрат и затрат на оплату услуг внешних услуг) по сравнению с темпом прироста брутто-продаж (TGS), т.е. если
С позиций оценки успешности менеджмента компании управленческая эффективность будет достигаться в том случае, если темпы прироста экономической добавленной стоимости (TEVA) будут выше темпов прироста активов (Ттд), т.е. если будет выполняться условие (TEVA/ Ттд) > 1.
Собственники компании чаще всего оценивают ее бизнес-модель как эффективную, если она обеспечивает опережающий прирост добавленной акционерной стоимости (TSVA) по сравнению с темпами прироста чистой прибыли (TNP), т.е. если (TSVA/TNP) > 1.
С учетом интересов кредиторов бизнес-модель компании заемщика оценивается положительно, если она обеспечивает превышение темпами прироста свободного денежного потока (ТЕСЕ) темпов изменения стоимости чистого долга (Тто), т.е. если (ТЕСЕ/ TTD) > 1, что гарантирует погашение обязательств.
Однако анализ бизнес-модели не должен ограничиваться оценкой ее текущей эффективности. Не менее важно прогнозирование ее долгосрочной стратегической конкурентоспособности и адекватности стратегическим целям развития организации в изменяющихся условиях внешнего окружения.
Мировой опыт развития бизнеса свидетельствует, что в современной конкурентной борьбе побеждают компании, обладающие лучшими способностями к преобразованиям. Успешность адаптации к новым условиям во многом зависит от возможностей организаций правильно выбирать направления инновационного развития, своевременно разрабатывать и внедрять эффективные нововведения. Подобные нововведения могут носить технологический, продуктовый, управленческий, организационный, коммерческий или финансовый характер. Но сама возможность подобных преобразований должна обеспечиваться соответствующей настройкой бизнес-модели компании.
Так, для победы в конкурентной борьбе необходимы не единичные акты внедрений каких-либо новшеств, а создание целенаправленной и постоянно действующей системы мероприятий по обоснованию, разработке, внедрению и освоению в производстве наиболее эффективных инноваций. Этого можно добиться на основе бизнес-модели открытых инноваций, позволяющей получать устойчивые доходы не только от продаж товаров или услуги, но и от получения и использования прав на чужие продукты интеллектуальной деятельности, от передачи прав на использование своих инноваций другим хозяйствующим субъектам. Построение такой модели обеспечивает участие хозяйствующего субъекта в цепочках создания ценности несколькими организациями. При этом значительно повышается эффективность использования интеллектуального капитала, ускоряется окупаемость капитальных затрат, направляемых на создание инновационных технологий, продуктов, новых схем осуществления бизнеса.
Любая компания, даже не осознавая этого, функционирует на основе какой-то бизнес-модели. Но от рациональности построения этой бизнесмодели зависит ее судьба. Поэтому так важны анализ применяемых бизнес- моделей и обоснование мер по их реинжинирингу, учитывающих потребности ключевых заинтересованных сторон таких компаний.
Источник: bstudy.net
