Какое значение несет в себе разделение бизнеса на малый средний большой

Многообразие существующих форм организации бизнеса порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм.

Наиболее распространенный подход к классификации фирм — разделение их на малые, средние или крупные. Следует выделить два основных метода классификации фирм — количественный и качественный.

Согласно наиболее известному методу классификации фирм — количественному, — предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).

В мировой практике встречаются весьма разнообразные варианты использования количественного метода в целях классификации фирм. Так, Администрация малого бизнеса (АМБ) , учрежденная при правительстве США в 1953 г. , разработала классификацию малых фирм для США. Ее структуру можно определить как двухступенчатую . Сначала формируется граница размера фирмы по отраслевому принципу (табл. 1).

Таблица 1

Определение малых фирм по классификации Комитета по делам малого бизнеса при правительстве США

Вторая ступень классификации предусматривает более детальную разбивку по величине торгового оборота или количеству занятых внутри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятельности фирмы.

В менее крупных странах, таких, например, как Дания или Ирландия , пороговые значения критерия количества занятых ниже, чем в США. Так, в Дании применяется следующая классификация: до 49 занятых — малая фирма; от 50 до 199 занятых — средняя фирма; свыше 200 занятых — крупная фирма. В Дании даже под такое «заниженное» определение крупной фирмы подпадают лишь около 400 компаний, а если бы здесь применялась классификация, принятая в США, то таких фирм практически бы не было.

Варианты качественных классификаций фирм базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия, внутренне присущие компаниям того или иного размера.

В последние несколько десятилетий широкое распространение получила также теория жизненного цикла (или этапов роста) фирмы , появившаяся в результате исследований в области организационных наук и в области маркетинга — науке о продвижении товара на рынок. Предполагается, что продукт, выпускаемый фирмой, проходит несколько этапов с точки зрения его появления и ухода с рынка :

0) этап разработки нового продукта;

1) этап внедрения на рынок;

2) этап роста;

3) этап зрелости;

4) этап насыщения;

5) этап упадка.

Этот подход, впервые разработанный американским экономистом — маркетологом Т. Левиттом в 1965 г. , также способствовал распространению качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития. Один из вариантов данной теории фокусирует внимание на стратегии развития продукта как индикаторе этапа роста фирмы . При этом фирмы рассматриваются в динамическом плане , как развивающиеся, начиная от малой, ориентированной на производство одного продукта, до крупной, диверсифицирующей свою деятельность по товарному и отраслевому принципу. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации , равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.

Эти классификации помогают ответить на вопрос о том, стоит ли перед государством задача поддержки тех или иных групп фирм для создания благоприятной среды в национальной экономике. Известная фраза «что хорошо для «Дженерал Моторз», то хорошо для Америки», отражает точку зрения, в соответствии с которой государство должно ставить своей целью всемерную поддержку крупных фирм, занимающих передовые позиции в национальной экономике.

Другая точка зрения основана на том, что в самом механизме конкуренции заложена «мина замедленного действия»: со временем с рынка выдавливаются небольшие фирмы, а крупные в таких условиях имеют меньшие стимулы для интенсивного развития. Следовательно, государство должно поддерживать конкурентную среду в экономике, с одной стороны, предоставляя льготы малым фирмам, а с другой — сдерживая ограничительную деловую практику ( стратегия фирм, подрывающая свободную конкуренцию) строгим антимонопольным законодательством. В современной экономической политике развитых стран преобладает именно последняя позиция.

Крупную фирму вряд ли сметут с рынка неожиданные колебания процентных ставок или курсов валют: ее деятельность, как правило, диверсифицирована по различным отраслям и даже странам. Эти субъекты рынка обладают значительными преимуществами перед малыми и средними компаниями с точки зрения возможностей использования эффекта масштаба, тем самым неся значительно меньшие удельные издержки (издержки на единицу продукции) по сравнению со своими «меньшими братьями».

Помимо этого очевидного «плюса» крупных и крупнейших фирм, легко привести и другие причины их успеха в конкурентной борьбе. Выдающийся австрийский экономист Йозеф Шумпетер еще в начале прошлого века высказал мнение о том, что прогресс в производстве благ под силу лишь крупным субъектам экономического процесса, способным концентрировать большой коллектив ученых и разработчиков новых технологий.

Шумпетер считал, что крупные монополистические компании, имеющие превосходство над малыми и средними фирмами в возможностях концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, постепенно вытеснят более слабых конкурентов, причем доля малого бизнеса будет неуклонно сокращаться с ростом темпов научного прогресса. Утверждение Шумпетера о том, что крупные фирмы будут определять экономическую динамику, особенно в новых наукоемких и капиталоемких отраслях, также разделяет американский экономист, видный представитель институциональной школы Джон Гэлбрейт. Он выделяет следующие причины превосходства крупного бизнеса: во-первых, высокая стоимость научных исследований; во-вторых, длительные сроки их реализации и окупаемости.

Однако, действительные проблемы, с которыми может столкнуться корпорация, весьма похожи на те, с которыми столкнулся, в прямом смысле этого слова, огромный океанский лайнер «Титаник», одноименный фильм о трагедии которого прогремел на весь мир. Как мы уже говорили ранее, в силу возрастания трансакционных издержек административного контроля по мере увеличения размера фирмы, степень ее управляемости и скорость реагирования на рыночные изменения имеют тенденцию к снижению. Таким образом, «синдром Титаника», из-за действия которого крупная фирма не сможет вовремя увернуться от «айсберга» изменившихся рыночных условий, способен пустить даже такого гиганта ко дну.

Читайте также:  Как открыть свой бизнес куры гриль

Обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика послевоенных десятилетий, легче идут на риск нововведений, что получило отражение и в названии таких фирм — «венчурные» (от англ. venture — рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.

Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.

Источник: newinspire.ru

Роль и место крупного, среднего и малого бизнеса в современном обществе

Большое значение имеет деление бизнеса на три группы — крупный, мелкий и средний. Каждая из этих групп имеет собственные закономерности развития, качественные, а не только количественные отличия, вносят свой вклад в социально-экономическое развитие страны.

Очень важно при этом понимать, что это не просто ступени в развитии какого-то хозяйствующего субъекта, наиболее успешные из которых могут последовательно выступать в трех ипостасях. Малый бизнес — это не детский сад, который выращивает будущих представителей среднего предпринимательства. Сектор среднего предпринимательства в такой последовательности не является школой будущих олигархов. Несмотря на то, что можно представить себе и такую трактовку существования малого, среднего и крупного бизнеса, каждый из этих секторов выполняет свою общественную функцию, которую никакой другой выполнить не в состоянии. Особое значение имеет характер связей между тремя перечисленными секторами.

Взаимоотношения крупного, среднего и малого бизнеса имеют давнюю историю, и нельзя говорить о каких-то раз и навсегда установившихся закономерностях. Важно изучать не только особенности функционирования каждой из групп, но и отношения между ними. На наш взгляд, существующий сейчас в литературе спор о том, кто из субъектов рыночных отношений эффективней и кто должен выполнять главную роль, а кто — второстепенную, беспредметен, поскольку каждый должен занимать свою нишу и выполнять свои функции, что отнюдь не означает полной изоляции экономических субъектов друг от друга. Начнем с малого предпринимательства.

Источник: studme.org

Неделовой подход

Малый бизнес — основа экономик большинства стран мира. Однако в России доля предприятий этого сектора все еще серьезно отстает от показателей развитых государств. Экспертное сообщество разделилось на два лагеря: одни считают, что причиной тому — плохие законы и слабая заинтересованность власти в развитии малых и средних предприятий, другие настаивают на том, что в стране просто не сформировалась культура предпринимательства.

По данным ФНС, в начале 2017 года всего в РФ было зарегистрировано 5,9 млн субъектов МСБ, наибольшая часть которых (3 млн) относилась к индивидуальным предпринимателям. Суммарная численность персонала, работающего по найму в компаниях МСБ и у индивидуальных предпринимателей, составляла 15,9 млн человек. С учетом самих индивидуальных предпринимателей всего в малом и среднем бизнесе было занято 18,9 млн человек, или 26,1% занятых в российской экономике.

По данным Росстата, оборот субъектов МСБ — юридических лиц по итогам 2016 года составил 45,1 трлн рублей (что эквивалентно 30,9% суммарного оборота организаций РФ). При этом последние доступные данные об обороте бизнесов ИП относятся к 2014 году (тогда их выручка вместе с налогами и иными обязательными платежами насчитывала 10,4 трлн рублей, а численность действовавших ИП составляла 2,4 млн человек).

В реальности же многие эксперты настаивают на том, что доля МСБ в ВВП вряд ли превышает 20%. Для нормального функционирования экономики нужно удвоить эту долю, уверены все опрошенные BG эксперты.

Типичные проблемы

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики страны. Он стимулирует конкуренцию, обеспечивает насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, создает дополнительные рабочие места. Однако в процессе осуществления хозяйственной деятельности субъекты малого предпринимательства сталкиваются с рядом проблем. Это недостаточная материально-техническая база, плохо развитая система финансовой поддержки. Сложная и неустойчивая экономическая ситуация в стране также отрицательно сказывается на развитии малого бизнеса.

Александр Тарасов, генеральный директор юридической компании «АВТ Консалтинг», считает, что для увеличения доли малого бизнеса в ВВП, а также его привлечения в иные отрасли экономики необходим комплекс мер, направленных на повышение доступности и привлекательности малого бизнеса как способа осуществления хозяйственной деятельности. «В числе таких мер, например, можно назвать совершенствование законодательной базы, создание дополнительных мер правовой поддержки со стороны государства, установление дополнительных налоговых льгот», — считает юрист.

На сегодняшний день существует ряд законов, направленных на развитие и поддержку субъектов малого бизнеса. В их числе 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», 477-ФЗ от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью 346.20 и главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и другие. В соответствии с последним индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут быть освобождены от налогов на два налоговых периода.

Читайте также:  Сколько стоит здание для бизнеса

Евгения Абрамович, руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA, полагает, что пока более 70% экономики находится в прямой или косвенной собственности государства, малый бизнес развиваться не будет. «Субсидии как таковые сделали свое положительное дело для малых предпринимателей, однако их оказалось мало, да и сама процедура выделения этих субсидий вызывает вопросы», — считает банкир.

Формы поддержки

Согласно ч. 1 ст. 16 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», есть девять основных форм поддержки субъектов малого предпринимательства. Это финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка.

А также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую или сельскохозяйственную деятельность. Но механизмы реализации данных форм поддержки в достаточной степени на законодательном уровне не закреплены, полагает господин Тарасов. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов и муниципальных образований, а возможность их реализации зависит от наличия достаточных средств соответствующего бюджета.

В 2016 году были увеличены финансовые критерии для отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу предприятий малого и среднего бизнеса. Предельные значения дохода для микропредприятий установлены в размере 120 млн рублей; для малых предприятий — 800 млн; для средних предприятий — 2 млрд рублей (постановление правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Данная мера позволила расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. «Она свидетельствует о том, что вопрос поддержки малого бизнеса является актуальным, ему уделяется большое внимание на государственном уровне», — уверен господин Тарасов.

Торговый удел

Предприятия малого бизнеса преимущественно сосредоточены в следующих сферах: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимом имуществом, гостиницы и рестораны, сельское хозяйство, образование.

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний «Финам», считает, что на текущий момент потенциально может существенно увеличить долю малого бизнеса только сфера услуг. «Сфера розничной торговли и так насыщена компаниями МСБ. К тому же из торговли их вытесняют крупные сетевые компании, которые заметно более эффективны и дают лучшую цену на прилавке», — рассуждает аналитик. По его мнению, для эффективного стимулирования развития малого бизнеса необходима дальнейшая кропотливая работа над дебюрократизацией процесса получения земли, а также строительства. «Также, на мой взгляд, система госзакупок должна эволюционировать в сторону большей открытости для субъектов малого и среднего бизнеса. Скорее всего, правительством будут внесены предложения, направленные на законодательное ограничение минимального объема госзакупок, приходящихся на МСБ», — считает господин Нигматуллин.

Вера Кононова, заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), говорит, что основным видом деятельности для малого и среднего бизнеса, а также для ИП остаются оптовая и розничная торговля. Доля оборота (выручки), приходящегося на этот вид деятельности, составляла в 2016 году для микропредприятий 56,4%, малых предприятий — 57%, средних предприятий — 40,8%. «Последние имеющиеся данные об обороте ИП (2014 год) свидетельствуют о том, что оптовая и розничная торговля формировала 84% оборота индивидуальных предпринимателей. Микро-, малые и средние предприятия в основном занимаются оптовой торговлей, а ИП — розничной», — говорит госпожа Кононова.

Другими популярными видами деятельности в секторе МСБ являются операции с недвижимостью (посредническая деятельность), строительство (выполнение строительных работ), а также обрабатывающие производства (в особенности это характерно для среднего бизнеса).

«В то же время многие виды услуг, которые потенциально могли быть развиты в секторе МСБ (услуги образования, здравоохранения, социальные услуги, а также отдельные виды деятельности в сельском хозяйстве и рыбоводстве) на данный момент слабо развиты. Например, на услуги образования приходится менее 0,1% оборота организаций, здравоохранение и социальные услуги — 0,5-0,7% для разных секторов МСБ, на сельское хозяйство — 1-2% оборота малых компаний и ИП. Развитие этих видов деятельности может стать приоритетной задачей развития малого и среднего бизнеса в России», — говорит госпожа Кононова.

Господин Абрамович указывает: «По большому счету, малый бизнес уже присутствует во всех сферах, где он теоретически может присутствовать. Другое дело — он далеко не всегда самостоятелен. Скажем, в аграрном секторе в 2016 году произошло рекордное количество слияний и поглощений, так что хозяйство с площадью пахотных земель менее 100 га считается нежизнеспособным. То есть мы видим явное укрупнение малого бизнеса в сторону среднего. На средний бизнес действуют приблизительно те же налоговые ставки и законодательные требования, что и на малый, поэтому объединяться и работать вместе оказывается проще».

Законодательные преобразования, которые ждет малый бизнес от правительства, остаются прежними: снижение налогового бремени, реальные органы контроля за работой исполнительной власти на местах и государственные вложения в транспортную инфраструктуру. «Для привлечения малого бизнеса в высокотехнологичные сектора или в производство, где традиционно его доля высока, но почему-то за последние три года перестала расти, нужно минимизировать в них присутствие государства», — считает господин Абрамович.

Основная часть работающих в секторе МСБ (включая наемный персонал и ИП) — это работающие по найму на малых предприятиях и микропредприятиях. В начале 2017 года на этих предприятиях работало 60,9% занятых в малом и среднем бизнесе. При этом ИП и их наемный персонал по численности были вдвое меньше (на них приходилось 28,9% работающих в МСБ). Примечательно также то, что многие ИП работают без привлечения персонала (на 3 млн ИП приходится 2,4 млн наемных сотрудников), указывает госпожа Кононова.

Читайте также:  Как открыть бизнес в Ташкенте

Ректор Международного банковского института профессор Мария Сигова при этом указывает на то, что наиболее перспективной сферой развития малого бизнеса в современном мире являются высокоточные и инновационные технологии. В США, странах Западной Европы именно малый бизнес генерирует большую часть инноваций. Но в России эта сфера малый бизнес практически не привлекает, сокрушается эксперт.

Доля малых предприятий в сферах с более высокой добавленной стоимостью, таких как обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, также остается низкой.

Малоизученная сфера

Николай Кащеев, директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка, рассуждает: «В настоящее время малый бизнес, на самом деле, относительно малоизученная сфера российской экономики. Изучить ее — дело не столь простое, так как отношения между бизнесом и государством сегодня сложно назвать радужными, несмотря на все официально декларируемые усилия по его стимулированию.

Дело традиционно для нашей страны лежит в сохраняющемся относительно низком доверии граждан и предпринимателей в частности к государственным институтам, преодолеть которое само по себе — дело отнюдь не простое. Для государственных органов, как и для любого другого исследователя МСБ, трудность еще и в том, что относительно малый по объему бизнес в соответствии со своей базовой характеристикой распылен между довольно большим числом юридических лиц, что затрудняет сбор статистической информации при несовершенстве наших институтов.

Это прослеживается на макроуровне: доля малого бизнеса в ВВП РФ недотягивает и до 20%, доля инвестиций в основной капитал и основных средств в целом в малом предпринимательстве РФ — заметно менее 10% от общероссийских показателей. Малый бизнес представлен в РФ в основном микропредприятиями, и при этом общее число юридических лиц оставляет около 200 тыс., сократившись в ходе кризиса примерно на 70 тыс. в 2016 году (данные за первое полугодие) против 2015 года. Фактом является и то, что, согласно оценкам Росстата, каждый четвертый россиянин находит себе применение в теневой экономике. Какая часть деятельности малых предприятий в РФ в тени — непросто определить».

Согласно опросу Промсвязьбанка, наибольшие проблемы для малого бизнеса на сегодня представляют низкая доступность заемных средств (высокие ставки по кредитам, трудность их получения) и продолжающееся сокращение персонала. Это говорит о слабой общей экономической конъюнктуре: предприятия МСБ вынуждены и далее сокращать издержки.

«Для того чтобы удвоить долю в ВВП малого бизнеса, нужно, очевидно, принять ряд мер, требующихся и экономике в целом. Важнейшее направление, о котором говорят много лет, — это снятие чрезмерного пресса государственных институтов, с эффективностью которых, несмотря ни на что, наблюдаются серьезные проблемы.

В этом убеждаешься, пообщавшись с предпринимателями, что называется, по душам. Как наверняка известно большинству россиян, проблемы, даже при их частичном решении на уровне законодательства, вполне могут возникнуть на уровне применения закона и на так называемом неформальном уровне. Таким образом, вопрос реального, а не декларативного раскрепощения частного бизнеса (что неизбежно приведет к быстрому росту малого предпринимательства, сегмента экономики, у которого, по нашему мнению, имеется очень высокий потенциал) лежит через совершенствование институтов. То есть тех государственных органов, которые принимают решения, важные для бизнеса, а главное, реализуют их на местах — в регионах, городах и областях. Бизнес нуждается в возможности отстаивать свои права в споре с государственными органами на равных, паритетных началах и в искоренении монополизма, формального и неформального», — резюмирует господин Кащеев.

Елена Котова, экономист-международник, полагает, что небольшой бизнес станет основой российской экономики, когда он встроится во все отрасли — от нефтедобычи до машиностроения. «Главное направление его развития — это работа по контрактам на крупные компании. В «нефтянке» это сервис буровых установок, в автомобилестроении — производство трудоемких компонентов, в любой отрасли — закупки и контроль качества, производство и внедрение новых технологий. Иными словами, все сферы, где высока роль человеческого фактора, где важна гибкость и умение быстро переориентироваться. Тут малому предпринимательству и карты в руки, ведь чем крупнее компания, чем сложнее ее производство, тем жестче процедуры и медленнее процесс принятия любого решения», — считает госпожа Котова.

Она, как и господин Кащеев, считает, что главная задача государства в плане развития МСБ — обеспечить правоприменение уже имеющихся законов, чтобы из сознания хотя бы следующего поколения предпринимателей ушли образы вымогательства чиновников и «разыгранных» уголовных дел. «Ни для кого не секрет, что 159-я статья УК стала зачастую механизмом отъема бизнеса», — говорит госпожа Котова.

Основатель и генеральный директор электронной торговой площадки для малого и среднего бизнеса Supl.biz Евгений Дьяченко также полагает, что в России функционируют все необходимые законы для развития малого бизнеса. Например, упрощенная система налогообложения, льготы. «Основная причина несущественной доли малого бизнеса в России — не отсутствие законов, а менталитет россиян.

Люди больше мечтают работать в крупной компании, чем открыть собственный малый бизнес — кофейню, пекарню. Исторически сложилось, что в России, в течение долгого времени, в частности при советской власти, никакого частного бизнеса не было. Соответственно, у людей возникают страхи, они считают, что открыть бизнес — очень сложно. При этом отсутствует опыт.

Например, европейские малые компании — это семейный бизнес, который ведется пять поколений подряд. Родители обучают детей управлять этим бизнесом. Даже если компания в какой-то момент потеряет востребованность и закроется, у людей будет понимание того, как открыть бизнес, как им управлять. У россиян такого опыта нет», — поясняет эксперт.

  • «Экономический форум». Приложение №96 от 01.06.2017, стр. 89

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин