Многообразие существующих форм организации бизнеса порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм.
Наиболее распространенный подход к классификации фирм — разделение их на малые, средние или крупные. Следует выделить два основных метода классификации фирм — количественный и качественный.
Согласно наиболее известному методу классификации фирм — количественному, — предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).
В мировой практике встречаются весьма разнообразные варианты использования количественного метода в целях классификации фирм. Так, Администрация малого бизнеса (АМБ) , учрежденная при правительстве США в 1953 г. , разработала классификацию малых фирм для США. Ее структуру можно определить как двухступенчатую . Сначала формируется граница размера фирмы по отраслевому принципу (табл. 1).
Таблица 1
Определение малых фирм по классификации Комитета по делам малого бизнеса при правительстве США
Вторая ступень классификации предусматривает более детальную разбивку по величине торгового оборота или количеству занятых внутри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятельности фирмы.
В менее крупных странах, таких, например, как Дания или Ирландия , пороговые значения критерия количества занятых ниже, чем в США. Так, в Дании применяется следующая классификация: до 49 занятых — малая фирма; от 50 до 199 занятых — средняя фирма; свыше 200 занятых — крупная фирма. В Дании даже под такое «заниженное» определение крупной фирмы подпадают лишь около 400 компаний, а если бы здесь применялась классификация, принятая в США, то таких фирм практически бы не было.
Варианты качественных классификаций фирм базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия, внутренне присущие компаниям того или иного размера.
В последние несколько десятилетий широкое распространение получила также теория жизненного цикла (или этапов роста) фирмы , появившаяся в результате исследований в области организационных наук и в области маркетинга — науке о продвижении товара на рынок. Предполагается, что продукт, выпускаемый фирмой, проходит несколько этапов с точки зрения его появления и ухода с рынка :
0) этап разработки нового продукта;
1) этап внедрения на рынок;
2) этап роста;
3) этап зрелости;
4) этап насыщения;
5) этап упадка.
Этот подход, впервые разработанный американским экономистом — маркетологом Т. Левиттом в 1965 г. , также способствовал распространению качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития. Один из вариантов данной теории фокусирует внимание на стратегии развития продукта как индикаторе этапа роста фирмы . При этом фирмы рассматриваются в динамическом плане , как развивающиеся, начиная от малой, ориентированной на производство одного продукта, до крупной, диверсифицирующей свою деятельность по товарному и отраслевому принципу. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации , равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.
Эти классификации помогают ответить на вопрос о том, стоит ли перед государством задача поддержки тех или иных групп фирм для создания благоприятной среды в национальной экономике. Известная фраза «что хорошо для «Дженерал Моторз», то хорошо для Америки», отражает точку зрения, в соответствии с которой государство должно ставить своей целью всемерную поддержку крупных фирм, занимающих передовые позиции в национальной экономике.
Другая точка зрения основана на том, что в самом механизме конкуренции заложена «мина замедленного действия»: со временем с рынка выдавливаются небольшие фирмы, а крупные в таких условиях имеют меньшие стимулы для интенсивного развития. Следовательно, государство должно поддерживать конкурентную среду в экономике, с одной стороны, предоставляя льготы малым фирмам, а с другой — сдерживая ограничительную деловую практику ( стратегия фирм, подрывающая свободную конкуренцию) строгим антимонопольным законодательством. В современной экономической политике развитых стран преобладает именно последняя позиция.
Крупную фирму вряд ли сметут с рынка неожиданные колебания процентных ставок или курсов валют: ее деятельность, как правило, диверсифицирована по различным отраслям и даже странам. Эти субъекты рынка обладают значительными преимуществами перед малыми и средними компаниями с точки зрения возможностей использования эффекта масштаба, тем самым неся значительно меньшие удельные издержки (издержки на единицу продукции) по сравнению со своими «меньшими братьями».
Помимо этого очевидного «плюса» крупных и крупнейших фирм, легко привести и другие причины их успеха в конкурентной борьбе. Выдающийся австрийский экономист Йозеф Шумпетер еще в начале прошлого века высказал мнение о том, что прогресс в производстве благ под силу лишь крупным субъектам экономического процесса, способным концентрировать большой коллектив ученых и разработчиков новых технологий.
Шумпетер считал, что крупные монополистические компании, имеющие превосходство над малыми и средними фирмами в возможностях концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, постепенно вытеснят более слабых конкурентов, причем доля малого бизнеса будет неуклонно сокращаться с ростом темпов научного прогресса. Утверждение Шумпетера о том, что крупные фирмы будут определять экономическую динамику, особенно в новых наукоемких и капиталоемких отраслях, также разделяет американский экономист, видный представитель институциональной школы Джон Гэлбрейт. Он выделяет следующие причины превосходства крупного бизнеса: во-первых, высокая стоимость научных исследований; во-вторых, длительные сроки их реализации и окупаемости.
Однако, действительные проблемы, с которыми может столкнуться корпорация, весьма похожи на те, с которыми столкнулся, в прямом смысле этого слова, огромный океанский лайнер «Титаник», одноименный фильм о трагедии которого прогремел на весь мир. Как мы уже говорили ранее, в силу возрастания трансакционных издержек административного контроля по мере увеличения размера фирмы, степень ее управляемости и скорость реагирования на рыночные изменения имеют тенденцию к снижению. Таким образом, «синдром Титаника», из-за действия которого крупная фирма не сможет вовремя увернуться от «айсберга» изменившихся рыночных условий, способен пустить даже такого гиганта ко дну.
Обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика послевоенных десятилетий, легче идут на риск нововведений, что получило отражение и в названии таких фирм — «венчурные» (от англ. venture — рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.
Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.
Источник: newinspire.ru
Роль и место крупного, среднего и малого бизнеса в современном обществе
Большое значение имеет деление бизнеса на три группы — крупный, мелкий и средний. Каждая из этих групп имеет собственные закономерности развития, качественные, а не только количественные отличия, вносят свой вклад в социально-экономическое развитие страны.
Очень важно при этом понимать, что это не просто ступени в развитии какого-то хозяйствующего субъекта, наиболее успешные из которых могут последовательно выступать в трех ипостасях. Малый бизнес — это не детский сад, который выращивает будущих представителей среднего предпринимательства. Сектор среднего предпринимательства в такой последовательности не является школой будущих олигархов. Несмотря на то, что можно представить себе и такую трактовку существования малого, среднего и крупного бизнеса, каждый из этих секторов выполняет свою общественную функцию, которую никакой другой выполнить не в состоянии. Особое значение имеет характер связей между тремя перечисленными секторами.
Взаимоотношения крупного, среднего и малого бизнеса имеют давнюю историю, и нельзя говорить о каких-то раз и навсегда установившихся закономерностях. Важно изучать не только особенности функционирования каждой из групп, но и отношения между ними. На наш взгляд, существующий сейчас в литературе спор о том, кто из субъектов рыночных отношений эффективней и кто должен выполнять главную роль, а кто — второстепенную, беспредметен, поскольку каждый должен занимать свою нишу и выполнять свои функции, что отнюдь не означает полной изоляции экономических субъектов друг от друга. Начнем с малого предпринимательства.
Источник: studme.org
Неделовой подход
Малый бизнес — основа экономик большинства стран мира. Однако в России доля предприятий этого сектора все еще серьезно отстает от показателей развитых государств. Экспертное сообщество разделилось на два лагеря: одни считают, что причиной тому — плохие законы и слабая заинтересованность власти в развитии малых и средних предприятий, другие настаивают на том, что в стране просто не сформировалась культура предпринимательства.
По данным ФНС, в начале 2017 года всего в РФ было зарегистрировано 5,9 млн субъектов МСБ, наибольшая часть которых (3 млн) относилась к индивидуальным предпринимателям. Суммарная численность персонала, работающего по найму в компаниях МСБ и у индивидуальных предпринимателей, составляла 15,9 млн человек. С учетом самих индивидуальных предпринимателей всего в малом и среднем бизнесе было занято 18,9 млн человек, или 26,1% занятых в российской экономике.
По данным Росстата, оборот субъектов МСБ — юридических лиц по итогам 2016 года составил 45,1 трлн рублей (что эквивалентно 30,9% суммарного оборота организаций РФ). При этом последние доступные данные об обороте бизнесов ИП относятся к 2014 году (тогда их выручка вместе с налогами и иными обязательными платежами насчитывала 10,4 трлн рублей, а численность действовавших ИП составляла 2,4 млн человек).
В реальности же многие эксперты настаивают на том, что доля МСБ в ВВП вряд ли превышает 20%. Для нормального функционирования экономики нужно удвоить эту долю, уверены все опрошенные BG эксперты.
Типичные проблемы
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики страны. Он стимулирует конкуренцию, обеспечивает насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, создает дополнительные рабочие места. Однако в процессе осуществления хозяйственной деятельности субъекты малого предпринимательства сталкиваются с рядом проблем. Это недостаточная материально-техническая база, плохо развитая система финансовой поддержки. Сложная и неустойчивая экономическая ситуация в стране также отрицательно сказывается на развитии малого бизнеса.
Александр Тарасов, генеральный директор юридической компании «АВТ Консалтинг», считает, что для увеличения доли малого бизнеса в ВВП, а также его привлечения в иные отрасли экономики необходим комплекс мер, направленных на повышение доступности и привлекательности малого бизнеса как способа осуществления хозяйственной деятельности. «В числе таких мер, например, можно назвать совершенствование законодательной базы, создание дополнительных мер правовой поддержки со стороны государства, установление дополнительных налоговых льгот», — считает юрист.
На сегодняшний день существует ряд законов, направленных на развитие и поддержку субъектов малого бизнеса. В их числе 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», 477-ФЗ от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью 346.20 и главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и другие. В соответствии с последним индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут быть освобождены от налогов на два налоговых периода.
Евгения Абрамович, руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA, полагает, что пока более 70% экономики находится в прямой или косвенной собственности государства, малый бизнес развиваться не будет. «Субсидии как таковые сделали свое положительное дело для малых предпринимателей, однако их оказалось мало, да и сама процедура выделения этих субсидий вызывает вопросы», — считает банкир.
Формы поддержки
Согласно ч. 1 ст. 16 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», есть девять основных форм поддержки субъектов малого предпринимательства. Это финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка.
А также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую или сельскохозяйственную деятельность. Но механизмы реализации данных форм поддержки в достаточной степени на законодательном уровне не закреплены, полагает господин Тарасов. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов и муниципальных образований, а возможность их реализации зависит от наличия достаточных средств соответствующего бюджета.
В 2016 году были увеличены финансовые критерии для отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу предприятий малого и среднего бизнеса. Предельные значения дохода для микропредприятий установлены в размере 120 млн рублей; для малых предприятий — 800 млн; для средних предприятий — 2 млрд рублей (постановление правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Данная мера позволила расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. «Она свидетельствует о том, что вопрос поддержки малого бизнеса является актуальным, ему уделяется большое внимание на государственном уровне», — уверен господин Тарасов.
Торговый удел
Предприятия малого бизнеса преимущественно сосредоточены в следующих сферах: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимом имуществом, гостиницы и рестораны, сельское хозяйство, образование.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний «Финам», считает, что на текущий момент потенциально может существенно увеличить долю малого бизнеса только сфера услуг. «Сфера розничной торговли и так насыщена компаниями МСБ. К тому же из торговли их вытесняют крупные сетевые компании, которые заметно более эффективны и дают лучшую цену на прилавке», — рассуждает аналитик. По его мнению, для эффективного стимулирования развития малого бизнеса необходима дальнейшая кропотливая работа над дебюрократизацией процесса получения земли, а также строительства. «Также, на мой взгляд, система госзакупок должна эволюционировать в сторону большей открытости для субъектов малого и среднего бизнеса. Скорее всего, правительством будут внесены предложения, направленные на законодательное ограничение минимального объема госзакупок, приходящихся на МСБ», — считает господин Нигматуллин.
Вера Кононова, заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), говорит, что основным видом деятельности для малого и среднего бизнеса, а также для ИП остаются оптовая и розничная торговля. Доля оборота (выручки), приходящегося на этот вид деятельности, составляла в 2016 году для микропредприятий 56,4%, малых предприятий — 57%, средних предприятий — 40,8%. «Последние имеющиеся данные об обороте ИП (2014 год) свидетельствуют о том, что оптовая и розничная торговля формировала 84% оборота индивидуальных предпринимателей. Микро-, малые и средние предприятия в основном занимаются оптовой торговлей, а ИП — розничной», — говорит госпожа Кононова.
Другими популярными видами деятельности в секторе МСБ являются операции с недвижимостью (посредническая деятельность), строительство (выполнение строительных работ), а также обрабатывающие производства (в особенности это характерно для среднего бизнеса).
«В то же время многие виды услуг, которые потенциально могли быть развиты в секторе МСБ (услуги образования, здравоохранения, социальные услуги, а также отдельные виды деятельности в сельском хозяйстве и рыбоводстве) на данный момент слабо развиты. Например, на услуги образования приходится менее 0,1% оборота организаций, здравоохранение и социальные услуги — 0,5-0,7% для разных секторов МСБ, на сельское хозяйство — 1-2% оборота малых компаний и ИП. Развитие этих видов деятельности может стать приоритетной задачей развития малого и среднего бизнеса в России», — говорит госпожа Кононова.
Господин Абрамович указывает: «По большому счету, малый бизнес уже присутствует во всех сферах, где он теоретически может присутствовать. Другое дело — он далеко не всегда самостоятелен. Скажем, в аграрном секторе в 2016 году произошло рекордное количество слияний и поглощений, так что хозяйство с площадью пахотных земель менее 100 га считается нежизнеспособным. То есть мы видим явное укрупнение малого бизнеса в сторону среднего. На средний бизнес действуют приблизительно те же налоговые ставки и законодательные требования, что и на малый, поэтому объединяться и работать вместе оказывается проще».
Законодательные преобразования, которые ждет малый бизнес от правительства, остаются прежними: снижение налогового бремени, реальные органы контроля за работой исполнительной власти на местах и государственные вложения в транспортную инфраструктуру. «Для привлечения малого бизнеса в высокотехнологичные сектора или в производство, где традиционно его доля высока, но почему-то за последние три года перестала расти, нужно минимизировать в них присутствие государства», — считает господин Абрамович.
Основная часть работающих в секторе МСБ (включая наемный персонал и ИП) — это работающие по найму на малых предприятиях и микропредприятиях. В начале 2017 года на этих предприятиях работало 60,9% занятых в малом и среднем бизнесе. При этом ИП и их наемный персонал по численности были вдвое меньше (на них приходилось 28,9% работающих в МСБ). Примечательно также то, что многие ИП работают без привлечения персонала (на 3 млн ИП приходится 2,4 млн наемных сотрудников), указывает госпожа Кононова.
Ректор Международного банковского института профессор Мария Сигова при этом указывает на то, что наиболее перспективной сферой развития малого бизнеса в современном мире являются высокоточные и инновационные технологии. В США, странах Западной Европы именно малый бизнес генерирует большую часть инноваций. Но в России эта сфера малый бизнес практически не привлекает, сокрушается эксперт.
Доля малых предприятий в сферах с более высокой добавленной стоимостью, таких как обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, также остается низкой.
Малоизученная сфера
Николай Кащеев, директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка, рассуждает: «В настоящее время малый бизнес, на самом деле, относительно малоизученная сфера российской экономики. Изучить ее — дело не столь простое, так как отношения между бизнесом и государством сегодня сложно назвать радужными, несмотря на все официально декларируемые усилия по его стимулированию.
Дело традиционно для нашей страны лежит в сохраняющемся относительно низком доверии граждан и предпринимателей в частности к государственным институтам, преодолеть которое само по себе — дело отнюдь не простое. Для государственных органов, как и для любого другого исследователя МСБ, трудность еще и в том, что относительно малый по объему бизнес в соответствии со своей базовой характеристикой распылен между довольно большим числом юридических лиц, что затрудняет сбор статистической информации при несовершенстве наших институтов.
Это прослеживается на макроуровне: доля малого бизнеса в ВВП РФ недотягивает и до 20%, доля инвестиций в основной капитал и основных средств в целом в малом предпринимательстве РФ — заметно менее 10% от общероссийских показателей. Малый бизнес представлен в РФ в основном микропредприятиями, и при этом общее число юридических лиц оставляет около 200 тыс., сократившись в ходе кризиса примерно на 70 тыс. в 2016 году (данные за первое полугодие) против 2015 года. Фактом является и то, что, согласно оценкам Росстата, каждый четвертый россиянин находит себе применение в теневой экономике. Какая часть деятельности малых предприятий в РФ в тени — непросто определить».
Согласно опросу Промсвязьбанка, наибольшие проблемы для малого бизнеса на сегодня представляют низкая доступность заемных средств (высокие ставки по кредитам, трудность их получения) и продолжающееся сокращение персонала. Это говорит о слабой общей экономической конъюнктуре: предприятия МСБ вынуждены и далее сокращать издержки.
«Для того чтобы удвоить долю в ВВП малого бизнеса, нужно, очевидно, принять ряд мер, требующихся и экономике в целом. Важнейшее направление, о котором говорят много лет, — это снятие чрезмерного пресса государственных институтов, с эффективностью которых, несмотря ни на что, наблюдаются серьезные проблемы.
В этом убеждаешься, пообщавшись с предпринимателями, что называется, по душам. Как наверняка известно большинству россиян, проблемы, даже при их частичном решении на уровне законодательства, вполне могут возникнуть на уровне применения закона и на так называемом неформальном уровне. Таким образом, вопрос реального, а не декларативного раскрепощения частного бизнеса (что неизбежно приведет к быстрому росту малого предпринимательства, сегмента экономики, у которого, по нашему мнению, имеется очень высокий потенциал) лежит через совершенствование институтов. То есть тех государственных органов, которые принимают решения, важные для бизнеса, а главное, реализуют их на местах — в регионах, городах и областях. Бизнес нуждается в возможности отстаивать свои права в споре с государственными органами на равных, паритетных началах и в искоренении монополизма, формального и неформального», — резюмирует господин Кащеев.
Елена Котова, экономист-международник, полагает, что небольшой бизнес станет основой российской экономики, когда он встроится во все отрасли — от нефтедобычи до машиностроения. «Главное направление его развития — это работа по контрактам на крупные компании. В «нефтянке» это сервис буровых установок, в автомобилестроении — производство трудоемких компонентов, в любой отрасли — закупки и контроль качества, производство и внедрение новых технологий. Иными словами, все сферы, где высока роль человеческого фактора, где важна гибкость и умение быстро переориентироваться. Тут малому предпринимательству и карты в руки, ведь чем крупнее компания, чем сложнее ее производство, тем жестче процедуры и медленнее процесс принятия любого решения», — считает госпожа Котова.
Она, как и господин Кащеев, считает, что главная задача государства в плане развития МСБ — обеспечить правоприменение уже имеющихся законов, чтобы из сознания хотя бы следующего поколения предпринимателей ушли образы вымогательства чиновников и «разыгранных» уголовных дел. «Ни для кого не секрет, что 159-я статья УК стала зачастую механизмом отъема бизнеса», — говорит госпожа Котова.
Основатель и генеральный директор электронной торговой площадки для малого и среднего бизнеса Supl.biz Евгений Дьяченко также полагает, что в России функционируют все необходимые законы для развития малого бизнеса. Например, упрощенная система налогообложения, льготы. «Основная причина несущественной доли малого бизнеса в России — не отсутствие законов, а менталитет россиян.
Люди больше мечтают работать в крупной компании, чем открыть собственный малый бизнес — кофейню, пекарню. Исторически сложилось, что в России, в течение долгого времени, в частности при советской власти, никакого частного бизнеса не было. Соответственно, у людей возникают страхи, они считают, что открыть бизнес — очень сложно. При этом отсутствует опыт.
Например, европейские малые компании — это семейный бизнес, который ведется пять поколений подряд. Родители обучают детей управлять этим бизнесом. Даже если компания в какой-то момент потеряет востребованность и закроется, у людей будет понимание того, как открыть бизнес, как им управлять. У россиян такого опыта нет», — поясняет эксперт.
- «Экономический форум». Приложение №96 от 01.06.2017, стр. 89
Источник: www.kommersant.ru