Тема «малый бизнес» является актуальной ввиду степени влияния малого бизнеса на национальную экономику любой страны. Фактически, малый бизнес-это своеобразный фундамент существования среднего класса в странах, с развитой экономикой. Малый бизнес отличается быстрой оборачиваемостью капитала, незначительного по объему. Малый и средний бизнес наиболее мобилен в изменяющейся обстановке на рынке по сравнению с крупными предприятиями, переориентировать которые крайне сложно.
Основными преимуществами малого бизнеса в отличие от крупного предприятия является относительная простота его организации, возможность принятия более гибких и оперативных решений, меньший объем первоначальных инвестиций, ориентация преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка.
Малый бизнес обладает особым потeнциалом в сфере трудоустройства населения, ему свойственно вовлечение в рабочие процессы резервов рабочей силы, которые не могут быть задействованы в крупном производстве — это пенсионеры, студенты, домохозяйки, люди с ограниченными возможностями и др.
Находим ответ. Субъекты малого предпринимательства
Малым предприятиям в случае необходимости легче переориентировать свое производство на другие товары или услуги. Но при этом они наиболее уязвимы в период кризиса, экономической нестабильности.
Таким образом, малый бизнес — как тема данной курсовой работы очень актуальна в настоящее время, и, хотя малый бизнес всегда уступал и будет уступать средним и крупным предприятиям по жизнеспособности и оборотам, он является своеобразным «спасительным кругом» любой развитой экономической системы.
Цель данной курсовой работы — изучение малого предпринимательства.
Данная цель предполагает решение таких задач, как:
1) изучение роли и значения малого предпринимательства,
2) рассмотрение субъектов и их характеристик,
3) изучение государственной поддержки малого бизнеса;
4) рассмотрение малого предприятия, на примере организации «Мир из стекла», его организационной структуры, финансового анализа.
Объектом исследования является малый бизнес. Предметом исследования – малый бизнес в Российской Федерации. При написании курсовой работы использовались методы: анализа литературы, сравнительного анализа, метод обобщения и другие.
Данная работа состоит из введения, двух глав – теоретической(основы малого бизнеса, его значение, субъекты и государственная поддержка) и практической(анализ предприятия «Мир из стекла»: история его создания и развития, рассматриваются виды деятельности, организационная структура, и проводится финансовый анализ его деятельности), а так же заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Малый бизнес.
Сущность и значение малого предпринимательства
На абсолютно всех этапах развития экономики любой страны и любой эпохи основным звеном является предприятие. Предпринимательство как общая категория — институт рыночной экономики. В зарождении, развитии, функционировании данного сектора экономики прослеживаются определенные устоявшиеся традиции. Предпринимателям присущ уникальный тип поведения, основанный на таких чертах как: самостоятельность, инициативность, предрасположенность и готовность к риску, новаторство, навык рационального сочетания факторов производства в конкретной экономической ситуации. [1]
Сталин, малый бизнес и социализм
Таким образом, предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.[2]
М.Г. Лапуста в своем учебнике трактует термин «предпринимательство» как: свободное экономическое хозяйствование, в различных сферах деятельности (кроме запрещенной законодательством), осуществляемая субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах. услугах) и получении прибыли (дохода), необходимых для развития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.[3]
В части первой Гражданского Кодекса РФ говорится, что гражданским законодательством регулируются отношения между лицами, осуществляющие предпринимательскую деятельность. ГК РФ определяет сущность предпринимательства так: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, выполнения работ, оказания услуг.[4]
Малый бизнес (малое предпринимательство) – это бизнес, который осуществляется в малых формах, опирается на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких, средних и частных предпринимателей, прямо не входящих в крупные производственные объединения. Помимо этого, малое предпринимательство есть особый сектор бизнеса, определяющий темпы экономического роста, состояние и структуру занятости населения, качество и структуру валового национального продукта.
Малый бизнес, характеризуется следующими чертами:
1) более высокая степень риска;
2) инновационный характер решений, действий, стратегий, технологий и т.п.;
3) высокой приспособляемостью к изменчивости рынка;
4) высокая степень инициативности;
5) низкий уровень самостоятельности;
6) тяготением к образованию неформальных структур и отношений.[5]
Малое предпринимательство, или малый бизнес, выполняет ряд важнейших экономических и социальных функций. К примеру:
1) формирование рыночного сектора экономики;
2) удовлетворение потребностей как населения, так и общества в качественных товарах, услугах;
3) приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
4) создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
5) участие в формировании бюджетов всех уровней посредством отчисления налогов;
6) обслуживание труднодоступных регионов;
7) содействие развитию инновационных технологий.
Значение малого предпринимательства в развитых рыночных странах со временем уменьшается, в том числе в розничной торговле, где доминируют крупные компании. Тем не менее, его роль остается существенной, поскольку малые предприятия:
1) производят особые виды товаров и услуг, которые крупные компании не готовы выпустить на рынок;
2) обеспечивают производителей рынком сбыта их товаров там, где не действуют крупные продавцы. Некоторые предприятия даже производят продукцию, специально предназначенную для мелких розничных продавцов, позволяя им выдерживать конкуренцию крупных торговцев.
В СССР малым формам хозяйствования и индивидуальному предпринимательству экономическая наука не придавала серьезного значения, а практика создавала значительные препятствия. С началом рыночной реформы, напротив, индивидуальной предприимчивости была предоставлена более широкая свобода, чем на Западе, а роль мелкого бизнеса стала преувеличиваться. Для подкрепления этого нового взгляда в печати стали приводиться цифры, показывающие, что в развитых рыночных странах мелкое предпринимательство будто бы дает до 50 и более процентов валового продукта. В реальности эта часть ВВП создается малыми и средними предприятиями вместе.
Структура российского малого бизнеса отличается от структуры аналогичного сектора большинства стран. Около 50 % малых предприятий работают в сфере торговли, второе место отводится сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, которые занимаются ремонтом и строительством. На четвертом месте находятся обрабатывающие и научно-технические предприятия. Доля предприятий малого бизнеса в строительстве и промышленности, напротив, постоянно сокращается. [6]
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,[7] который в п.1, ст.4 определяет, что «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юр. лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (исключая государственные и муниципальные унитарные предприятия), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства».
Этим же законом регулируются критерии отнесения предприятий к малому бизнесу:
1) Ограничение по статусу: доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 % уставного капитала.
2) Ограничение по численности работников:
a. малые предприятия – до 100 человек (включительно);
b. микро-предприятия – до 15 человек.
3) Ограничение по выручке: с 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год (без учета налога на добавленную стоимость) для следующих категорий субъектов малого предпринимательства:
a. малые предприятия — 400 млн рублей;
b. микропредприятия — 60 млн рублей.
Предельные значения выручки устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение 2 календарных лет, следующих один за другим.
Во многих же развитых странах малый бизнес является своеобразным локомотивом экономики, малые предприятия успешно работают не только в сфере обслуживания, но и в производственной, финансовой и научно-технической среде.
Источник: poisk-ru.ru
Значение малого бизнеса (стр. 1 из 15)
Основополагающими документами, определяющими государственную политику в области поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, Концепция государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации”, положения, содержащиеся по данной проблеме в посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), другие нормативные правовые документы, относящиеся к данному вопросу.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (много-профильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия.
К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных обследований Госкомстат России осуществляет по распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.10.95 № 1389-р.
При осуществлении выборочного наблюдения используется 20-процентная расслоенная случайная выборка с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность малых предприятий и досчетом на вновь созданные в отчетном периоде малые предприятия.
Статистическое наблюдение за деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств проводится методом выборочного обследования с использованием стратифицированной выборки по посевной площади основных сельскохозяйственных культур, поголовью скота по видам с последующим распространением данных на генеральную совокупность.
Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства приведены по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам Российской Федерации.
В работе приведена краткая оценка состояния российского малого предпринимательства, подготовленная на основе данных Госкомстата России, Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации и Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
В рассматриваемых материалах кратко отмечены доклады, выполненные в целях реализации Концепции государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации; проанализирована информация о состоянии малого предпринимательства в 2006 году и перспективах его развития на среднесрочный период, полученная от органов исполнительной власти 64 субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что каждый регион имеет свой уровень развития, свои проблемы и перспективы, различные ресурсы, выявлены и сформулированы общие проблемы развития малого предпринимательства в регионах и перспективы его дальнейшего развития, которые приведены в соответствующих разделах доклада.
В последние годы наметилась определенная стабилизация в состоянии малого предпринимательства в России. Отсутствие заметной динамики в его развитии свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране. В целях обеспечения дальнейшего экономического роста в стране, диверсификации экономики, устранения из нее теневого сектора, повышения деловой активности и роста занятости населения, обеспечения социальной стабильности в обществе необходимо в ближайшее время решить задачи по дальнейшему развитию малого предпринимательства.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
— кадровое и консультационное обеспечение;
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного — отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
1. Значение и необходимость развития малого бизнеса
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
Но дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
Источник: smekni.com
Значение и функции малого бизнеса
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определюящий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП. Поэтому абссолютное большинство развитых государств всемерно поощеряет деятельность малого бизнеса. [6, c. 113]
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
Но дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомнополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление пророрыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации — поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.
Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогооблажения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогооблажения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка — 34 процента. [27]
Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т. п.
В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поодерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.
Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах Россиии предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
К малым предприятиям, по закону «О предприятиях СССР» относятся вновь создаваемые и действующие предприятия:
— в промышленности и строительстве — с численностью работающих до 200 человек
— в науке и научном обслуживании — с численностью работающих до 100 человек
— в других областях производственной сферы — с численностью работающих до 50 человек
— в отраслях непроизводственной сферы — с численностью работающих до 25 человек
— в розничной торговле — с численностью работающих до 15 человек
Других документов, определяющих категорию «малое предприятие» и регулирующих их деятельность, пока нет.
По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.
Первый фундаментальный недостаток — это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики — попытка обеспечить перевод к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы — интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» — от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы — практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки.
Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень — 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства — могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток — отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса — Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.
Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления.
Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения — монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.
Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился.
По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, «за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере». Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году — 532 тыс., а в 1988 году — 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе.
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом. [29]
Источник: kazedu.com